Конспект полезные ископаемые 3 класс школа россии
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Класс: 3 Б.
Цели урока: Формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых; воспитывать бережное отношение к природным богатствам
Тип урока: Изучение нового знания.
Оборудование учебник: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть Школа России, рабочая тетрадь №2, презентация, карточки с заданиями.
Этапы урока
Методы и приемы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Этап самоопределения к деятельности
1
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Проверять готовность к уроку
Самоопределение (Л);
2.Актуализация знаний и мотивация
Практический, упражнение.
Работа в парах.
3
Сегодня на уроке нам предстоит много интересного, но перед этим давайте вспомним пройденный вами материал. Кто сможет сказать, как называется раздел, который вы начали изучать? (Чему учит экономика) Посмотрите на слайд, на нем изображены вопросы, на которые вам нужно ответить. Поработайте с этими вопросами в парах.
- Что такое экономика?
- Какие отрасли экономики вы знаете?
- Что имеет большое значение для экономики?
Какие вопросы у вас возникли? В чем были трудности?
Повторять пройденное.
Работа в парах.
Выполнять проверку работы.
Принимать и сохранять учебную задачу (Р);
Формулировать собственное мнение (К);
3.Постановка учебной задачи
Словесный, беседа.
Работа с учебником
Демонстрация ответов.
Словесный, беседа.
8
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно отгадать несколько загадок. Давайте попробуем это сделать.
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
Посмотрите на слайд, на нем написаны все отгадки к этим загадкам. Как одним словом можно назвать их все? (Полезные ископаемые)
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Какие цели на урок мы поставим?
Отгадывать загадки.
Определять тему урока
Ставить цели на урок
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Формулировать проблему, создавать собственные пути решения (П);
Формулировать собственное мнение (К);
Строить речевое высказывание (П);
4.Открытие нового знания
Словесный, рассказ.
Словесный, обсуждение.
Работа с учебником
Словесный, беседа.
20
В мире существует множество полезных ископаемых, но что же это такое? На слайде вы можете увидеть определение понятия «полезные ископаемые», только есть одна проблема – слова, кажется, перепутались. Сможете ли вы собрать определение понятия из перепутанных слов?
(Полезные ископаемые – богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве).
Верно, молодцы, ребята.
А какие полезные ископаемые знаете вы?
(ответы детей)
Скопление полезных ископаемых называется месторождением.
Наша страна очень богата полезными ископаемые, и сегодня мы узнаем о них чуть больше.
(Просмотр видеофрагмента о полезных ископаемых)
О каких полезных ископаемых вы узнали из видеофрагмента? (Нефть, торф, каменный уголь, природный газ)
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось нефти?
Каменный уголь
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Так же одним из ярких представителей полезных ископаемых, не названных в просмотренном нами видеофрагменте, является глина.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Знаете ли вы, что можно сделать из глины?
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Слушать рассказ
Смотреть видеофрагмент
Слушать рассказ
Слушать рассказ.
Высказывать свое мнение.
Извлечение из рассказа необходимой информации (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Строить речевое высказывание (П);
Строить речевое высказывание (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
5.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный, беседа.
5
Теперь мы разделимся на группы, и каждый из вас побудет геологом. Каждая группа изучит один из видов полезных ископаемых, лист с информацией и вопросы, на которые нужно будет ответить и рассказать одноклассникам. Выберите командира, итого, кто будет рассказывать у доски.
1 группа – песок
2 группа – гранит
3 группа – известняк.
- Где и как добывают это полезное ископаемое?
- Для чего нужно это полезное ископаемое? Что из него делается или для чего оно используется?
- Как это полезное ископаемое помогает людям?)
Работать в группе
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический, Работа с упражнением.
3
Откройте рабочие тетради на странице 29. Прочитайте задание под номером 3. Что нужно муравей хочет знать? Что нужно сделать? (Выбрать и отметить плюсом правильные варианты использования полезных ископаемых). Выполните это задание самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы.
(Проверка по эталону)
Работать с упражнением.
Выполнять действия по заданному алгоритму (П);
7.Включение в систему знаний
Словесный, беседа.
1
О чем мы сегодня с вами говорили? (О полезных ископаемых) Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?
Повторять пройденное.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
8.Рефлексия деятельности
Практический, упражнение.
Словесный.
5
Чтобы узнать, как хорошо вы сегодня слушали на уроке, я предлагаю вам решить кроссворд, а после снова поменяться ими с соседом по паре и проверить друг друга.
У кого не было ни одной ошибки? Одна ошибка? Две?
Чтобы подвести итоги урока, я предлагаю вам закончить следующие предложения собственными словами.
На уроке мы узнали …
Было интересно…
Было неинтересно…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Выполнять кроссворд.
Дополнять предложения.
Выполнять действия по заданному алгоритму (П);
Строить речевое высказывание (П);
Источник
Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии полезных ископаемых; формирование умения
работать с образцами горных пород; формирование умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
— иметь представления о разнообразии полезных ископаемых; уметь работать с образцами горных пород; различать полезные ископаемые.
— сотрудничать с учителем.
Оборудование: компьютер; презентация, учебник «Мир вокруг нас» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., занимательный материал: экологические загадки, занимательные факты; тематический кроссворд
Этапы, методы и приемы.
Хронометраж
Содержание урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап самоопределения к деятельности (словесный, инструктаж)
1-2 мин
Приветствие:
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, я студентка педагогического колледжа. И сегодня, урок окружающего мира, проведу у вас я.
-Приветствовать учителя;
— Проверять рабочее место;
П: строить речевое высказывание
Л: принимать образ хорошего ученика.
Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа)
Проверка д.з
Д.з.
-Ребята для начала давайте проверим домашнее задание. Кто может сказать о чем вы разговаривали на прошлом уроке? (Три кита экономики)
Сегодня мы проверим усвоение пройденного материала с помощью теста.
1. Три кита экономики – это:
А) транспорт Г) капитал
Б) строительство Д) труд
В) природные богатства
2. В каком утверждении содержится ошибка?
А) Физическим трудом занимаются строитель, шахтёр, писатель.
Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.
3. К природным богатствам не относятся:
А) воздух В) почва
Б) вода Г) завод
4. К природным богатствам относятся:
А) одежда и обувь В) полезные ископаемые
Б) игрушки Г) книги
-Выполнять задание
П:строить речевое высказывание
П:структурировать знания;
Постановка учебной задачи (репродуктивный)
10 мин
. Подведение к теме урока:
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. И с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю.
-Но для начала, давайте отгадаем загадки:
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
— Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые)
— Что такое полезные ископаемые?
— Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
-Правильно, сегодня мы поближе познакомимся с полезными ископаемыми. И для этого мы заглянем в кладовую Земли.
Отгадывать загадки. Предполагать тему урока.Отвечать на вопросы, работать с учебником, выполнять задание
П:строить речевое высказываниеП:строить рассуждения
К:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Динамическая пауза
2 мин
Физминутка.
Видеоматериал.
Участвовать в физминтке.
Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;
Открытие нового знания (объяснительно –иллюстративный)
(словесный, беседа)
5 мин
Работа над новым материалом:
— Итак, тему нашего урока мы будем рассматривать с помощью практической работы.
-Откройте учебник на странице 46.
— Прочитайте первый пункт плана. Что нужно сделать?
Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Придумайте, где применяется это полезное ископаемое
-Но сначала, давайте послушаем немного о них, ваши одноклассники подготовили небольшое выступление.
1 ученик. Рассказывает о песке (слайд)
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца.
Занимательные факты:
Песок бывает чёрной, красной, жёлтой, белой и даже зелёной окраски. На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки.
При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры-фульгуриты. Температура плавления песка более 1700 градусов.
2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).
Глина-осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.
Занимательные факты:
у некоторых народов было принято употреблять глину в пищу. Блюдам из глин приписывались бодрящие и лечебные свойства. Так, в начале нашего столетия в Италии было распространено кушанье под названием «алипа». Оно состояло из смеси пшеницы и мергеля — глинистой породы, добывавшейся недалеко от Неаполя. У некоторых африканских племен, у аборигенов Австралии и островов Тихого океана деликатесом считаются определенные виды белых, голубых и зеленоватых глин. На базарах Ирана до сих пор продается съедобная глина. У народностей Сибири и Дальнего Востока лакомством считалась сметана, приготовленная из каолинита — одного из видов глины — и оленьего молока.
3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Занимательные факты:
Всем известно второе название Москвы – Москва Белокаменная. Именно из известкового камня ее и возводили, так как сравнительно недалеко находились огромные залежи этого материала.
4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких — то живых организмов.
Занимательные факты:
Всем знакомое «черное золото» оказывается, может иметь другие цвета. Известны месторождения красной нефти, голубой, зеленой и бесцветной.
Помада, чулки, жев.резинка изготавливаются при помощи нефтепродуктов и продуктов переработки нефти.
5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)
Гранит — это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют такие камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. Природе чаще всего встречается и используется в промышленности сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый. Используется в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Состоит из кварца, слюды и полевого шпата.
Занимательные факты:
В среднем возраст гранита на Земле составляет около пятидесяти миллионов лет.
Сквозь гранитный массив звуки распространяются намного быстрее, чем по воздуху. Примерно в десять раз.
6 ученик. Рассказывает о каменном угле.
Уголь твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тонет в воде. Применяется, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из смолы делают лекарство. Уголь представляет собой останки растений, невообразимо долгое время пролежавшие глубоко под землёй, в условиях чудовищного давления и без доступа кислорода. Последний фактор является ключевым — именно отсутствие кислорода не позволило растениям сгнить.
Занимательные факты:
Возраст наиболее древних угольных пород составляет порядка 300-400 млн лет.
Японцы использовали уголь для изготовления знаменитых самурайских мечей.
Выполнять практическую работу. Отвечать на вопросы.
П:структурировать знания;
Первичное закрепление во внешней речи (словесный, беседа)
5-7 мин
-Теперь приступайте к выполнению задания.
-Работа в рабочих тетрадях.
— Давайте откроем рабочие тетради на с. 28 и выполним задание под номером 3.
-Работа в учебниках.
— Чтобы узнать, для чего добывают полезные ископаемые прочитайте текст на странице 47. Кто уже прочитал, покажите свою готовность.
-Где используют богатство земных кладовых?
-Какие цели преследуют люди, добывая полезные ископаемые?
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.48, прочитайте текст по цепочке (1 ч.-2 строки)
-Как добывают п.и? По картинке, расскажите о труде шахтёра и геолога.
— Все ли полезные ископаемые твёрдые?
— Как называется место, где хранят полезные ископаемые?
Слушать рассказ, смотреть на экран, отвечать на вопросы, работать с учебником.
П:строить речевое высказывание
П:строить рассуждения
П:осуществлять синтез
Закрепление изученного (словесный, беседа)
3 мин
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14 кроссворд
Слайды 15-22-загадки.
По горизонтали:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Слушать рассказ.
П: структурирование знаний
Итог урока (словесный, беседа)
3 мин
Проверка:
-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали?
— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
— Что нового и интересного узнали?
— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
Отвечать на вопросы. Подводить итоги
П:Применять полученные знания,
П:формулироватьт речевое высказывание,
Домашнее задание
в тетрадях выполнить № 4, 5. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Записать д.з
Рефлексия
2 мин
Закончите фразы:
-Я узнал…
-Мне понравилось…
-Мне было интересно…
-Ну, вот мы и дома. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленького гномика. Если понравилось, нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.
Анализ деятельности
Р: оценивать результаты работы
Источник