Конспект полезные ископаемые и их охрана

Конспект полезные ископаемые и их охрана thumbnail

Цели: развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения продолжить учить работать в группах, используя коллективное творческое дело. Развивая коммуникативные способности у младших школьников, развивать речь, память, мышление. Учить охранять и любить свою Родину, преумножать ее богатства.

Задачи: образовательная: обобщение, систематизация, углубление знаний о полезных ископаемых, расширение представлений об использовании их, формирование умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, дать представление о необходимости охраны полезных ископаемых.

Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Методы: словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, групповая

Оборудование:полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы(железная руда, гранит, нефть, каменный уголь и т.д); план описания полезного ископаемого; условные знаки, иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессии людей, занятых в добыче,карта полезных ископаемых Казахстана

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.

Можно к делу приступать:

Вот учебник и тетрадь,

Природу будем изучать.

2. Эпиграф урока:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

М. Пришвин.

-Сегодня на уроке мы проведем обобщение знаний о полезных ископаемых, и изучим новую тему «Охрана полезных ископаемых».

Ученик: Хозяйка подземных богатств

В свое царство не пустит нас,

Пока о наших кладах

Не услышим мы рассказ

-Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это еще одно богатство Земли. Очень много полезных ископаемых находится в недрах нашей страны.

Сообщение ученика:

По оценке ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов  таблицы Менделеева в его недрах выявлены 99, разведаны 70, но пока извлекаются и используются 60 элементов.

В мировом масштабе Казахстан уже сейчас является крупнейшим производителем вольфрама, а по его запасам занимает первое место в мире, второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвертое – свинца и молибдена, восьмое – по общим запасам железной руды. Более подробно мы это изучим в старших классах.

3. Проверка знаний учащихся.

-А сейчас я проверю с помощью загадок, как вы запомнили название полезных ископаемых:

(отгадки записываются в кроссворде)

1. Он очень прочен и упруг;

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. В воде родится, а воды боится. (Соль)

3. Покрывают им дороги,

Улицы в селении.

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк)

4. Он чёрный и блестящий.

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Уголь)

5. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

6. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

7. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Место, где было найдено полезное ископаемое. (Месторождение)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

Г

Р

А

Н

И

Т

С

О

Л

Ь

И

З

В

Е

С

Т

Н

Я

К

У

Г

О

Л

Ь

П

Е

С

О

К

Г

А

З

Н

Е

Ф

Т

Ь

М

Е

С

Т

О

Р

О

Ж

Д

Е

Н

И

Е

Т

О

Р

Ф

М

Е

Л

Ключевое слово: ископаемое

Читайте также:  Какой гриб самый полезный для человека

Почему полезные ископаемые так названы?

Полезные-

Ископаемые-

-Назовите виды полезных ископаемых. (Горючие, рудные, нерудные)

4. Работа в группах: описать полезное ископаемое в таблице (название, вид, условное обозначение, свойства, применение)

1 группа: горючие полезные ископаемые (уголь)

2 группа: горючие полезные ископаемые (нефть)

3 группа: рудные полезные ископаемые (железная руда)

4 группа: рудные полезные ископаемые (алюминий)

5 группа: нерудные полезные ископаемые (соль)

6 группа: нерудные полезные ископаемые (гранит)

Представители каждой группы харатеризуют свое полезное ископаемое, «геологи» показывают полезные ископаемые по карте.

5. Физминутка

Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо, (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают на нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)

6. Работа по теме урока

-Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые (Ответы детей)

7. Работа по учебнику с.67-68

Проверка усвоения прочитанного.

-Какие меры принимают в нашей стране по охране полезных ископаемых?

(добывать необходимое количество, месторождение разрабатывать до конца, не допускать потери при добыче, перевозке и хранении, экономно расходовать,использовать отходы при переработке полезных ископаемых для производства различных товаров)

Статья Конституции об охране полезных ископаемых.

8. Обобщение.

-Представим на миг, что запасы полезных ископаемых на Земле иссякли…

3 учащихся читают домашние сочинения: мир без угля, без нефти, без алюминия.

-Ребята, как вы думаете, как на Земле появились полезные ископаемые?

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно, их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся.Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

 Профессии, связанные с добычей полезных ископаемых: шахтер, бурильщик, геолог.

 Полезные ископаемые вокруг нас.

Детям показываются фотографии. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.

9. Итог урока.

Составление синквейна.

  1. Существительное  (тема)
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. Фраза, предложение
  5. Слово-имя существительное, отражающее тему

   Вариант СИНКВЕЙНА

1.Ископаемые

2.Полезные, необходимые

3.Знать, использовать, беречь

4.Полезные ископаемые вокруг нас

5.Богатство

    –Мы заканчиваем урок. Какой вывод вы сделали для себя?

Выставление оценок.

10.Рефлексия

Сядьте поудобнее и закройте глаза… сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного леса, садитесь в траву. Дотроньтесь до нее руками и почувствуйте ее приятную прохладу. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.)

Вы лежите в траве совершенно безмятежно, слушаете прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд.) Вы чувствуете, как расслабляются ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, ваши ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.)

Теперь мысленно поблагодарите этот лес за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза

Читайте также:  Полезны ли вечерние прогулки на улице

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока «Охрана полезных ископаемых» »

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему: «Полезные ископаемые и их охрана»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

2 слайд

Эпиграф к уроку: Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с в

Описание слайда:

Эпиграф к уроку: Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Михаил Пришвин.

3 слайд

Правила игры: Обсуждать тихо, если необходимо; Слушать других; Не выкрикивать

Описание слайда:

Правила игры: Обсуждать тихо, если необходимо; Слушать других; Не выкрикивать с места; Отвечать по поднятой руке; Принимается только грамотный, правильный ответ; Быстро отвечать на вопросы.

4 слайд

 1 вопрос: Что такое полезные ископаемые?

Описание слайда:

1 вопрос: Что такое полезные ископаемые?

5 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

6 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

7 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

8 слайд

 3 вопрос: Назовите виды полезных ископаемых?

Описание слайда:

3 вопрос: Назовите виды полезных ископаемых?

9 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

10 слайд

Загадки: Он очень прочен и упруг; Строителям - надежный друг: Дома, ступени,

Описание слайда:

Загадки: Он очень прочен и упруг; Строителям — надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

11 слайд

 В воде родится, а воды боится.

Описание слайда:

В воде родится, а воды боится.

12 слайд

Покрывают им дороги, Улицы в селении. А еще он есть в цементе, Сам он удобре

Описание слайда:

Покрывают им дороги, Улицы в селении. А еще он есть в цементе, Сам он удобрение.

13 слайд

Он черный и блестящий. Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От н

Описание слайда:

Он черный и блестящий. Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль.

14 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

15 слайд

 Тема урока: «Добыча и охрана полезных ископаемых».

Описание слайда:

Тема урока: «Добыча и охрана полезных ископаемых».

16 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

17 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

18 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

19 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

20 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

21 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

22 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

23 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

24 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

25 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

26 слайд

Геологи – это люди, которые занимаются поиском месторождений полезных ископа

Описание слайда:

Геологи – это люди, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых.

27 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

28 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

29 слайд

Каныш Сатпаев Имантаевич

Описание слайда:

Каныш Сатпаев Имантаевич

30 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

31 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

32 слайд

По охране полезных ископаемых в России Добывают необходимое количество; Мест

Описание слайда:

По охране полезных ископаемых в России Добывают необходимое количество; Месторождение разрабатывают до конца; Не допускают потери при добычи; Хранение и перевозка; Экономия; Использование отходов при переработке полезных ископаемых.

33 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

34 слайд

Конспект полезные ископаемые и их охрана

Выберите книгу со скидкой:

Конспект полезные ископаемые и их охрана

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Конспект полезные ископаемые и их охрана

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Конспект полезные ископаемые и их охрана

Курс повышения квалификации

Конспект полезные ископаемые и их охрана

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-420834

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока: Охрана полезных ископаемых.

Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир,

определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке,

обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение

самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать

определённые выводы.

2. Объяснить необходимость и способы охраны полезных ископаемых.

Привить навыки бережного отношения к местным полезным ископаемым.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Этапы и структура урока.

Базовые знания: Способы охраны полезных ископаемых. Бережливое

отношение к полезным ископаемым и их замена другими.

Опорные знания: Понятия о полезных ископаемых.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сообщение темы и целей урока.

— Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в

учебнике на стр. 62, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей.)

Читайте также:  Полезна ли маска на лицо из помидоров

— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные

ископаемые ? (Ответы детей.)

Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных

ископаемых» (стр. 67). Беседа по прочитанному:

Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и

труднее?

Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей

планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей.)

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств ? (Собирать

металлолом.)

– Что такое полезные ископаемые?

б) Отгадать загадки:

Если встретишь на дороге –

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

в) Задания группам: найти карточку с условным знаком,

соответствующим:

глине;

граниту;

песку;

и подчеркнуть их свойства.

красного, белого,

голубого, серого цвета;

белого, серого,

красного цвета;

отдельные песчинки

округлой формы;

Кроссворд. По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг, Строителям — надежный друг: Дома, ступени,

постаменты Красивы будут и заметны.

3. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

4. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на

пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от

спички.

6. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета.

Отгадайте, кто же это?

8. Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы,

ключи…

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

2. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе. Сам он — удобрение.

7. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением.

9. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Ответы:

По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.

По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.

Выполнить задание «Подумай!»

— Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в

списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

— большинство полезных ископаемых — жидкие;

— места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются

месторождениями.

Каждой группе раздается комплект карточек : «полезное ископаемое» и

«условный знак». Карточки сделаны в виде пазлов. Учащиеся должны

подобрать пары в соответствии: какое полезное ископаемое каким

условным знаком обозначается. Записать полученные пары в тетрадь.

— Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека ?

— Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в

природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие

машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы

Горючие

уголь, торф, горючие

сланцы, нефть, газ.

Неметаллические

( строительный материал)

Песок, кварц, известняк,

глина.

Руды черных металлов

Магнитный железняк,

красный железняк, бурый

железняк (выплавляют

железо)

Руды цветных металлов

Медный колчедан, боксит,

цинк, свинец (получают

медь, алюминий, цинк,

свинец).

стать богаче.

Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли:

взывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы

отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая

месторождение, становится непригодной для жизни.

— А как отвечает нам природа ?

Выполнить задания и ответить на вопросы, указанные после текста.

Источник