Конспект урока о полезных ископаемых родного края
Ход занятия
В:- Ребята, как вы уже знаете, все мы с вами живем на такой чудесной планете, которая называется?
Д:- Земля.
В:- Правильно, Земля. Вот это модель Земли? Как она называется?
Д:— Глобус.
В:- Правильно, полюбуйтесь на него и скажите, почему наша планета Земля не одного цвета?
Д:— Потому, что на ней много воды, ледников, гор, есть пустыни.
В:- Правильно, ребята.
В:— Ребята мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая.
Какие признаки живого вы знаете?
Д:— Все живое дышит, размножается, растет, двигается, питается.
В:— Верно, ребята. А сейчас давайте поиграем с вами в игру« Живая- неживая». Я буду называть предметы, а вы будете показывать круги: если живая- зеленый, неживая- красный.( проводится игра )
В:- Молодцы, ребята все справились с этим заданием.
В:— Ребята, наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах.
Места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые называется – месторождением.
Природные богатства, которые люди добывают на поверхности и из глубины земли называются – полезными ископаемыми.
В:— Ребята наш край тоже богат различными ископаемыми.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о богатствах нашего края.
В:— Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?
Д:— Золото, нефть, гранит, руда, мрамор, изумруд.
В:— Это вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о полезных ископаемых которые мы с вами уже выучили.
Д:— Куй железо- пока горячо.
Время горы рушит, вода камни точит.
Соль на вес золота.
На песке дом не построишь.
Молчанье- золото, а слово – серебро.
Один человек отличается друг от друга, как алмаз от серебра.
В:- Ребята, посмотрите и скажите мне, что это?
Д:— Это карта.
В:- Да, верно. Карта – это тоже модель нашей планеты Земля.
А это карта нашего Донецкого края. На ней есть разные черные значки,ониозначают ,где какиеполезные ископаемыенаходятся.
В:— А кто мне скажет, как называются люди, которые занимаются изучением и поиском природных богатств?
Д:— Геологи.
В:- Правильно, геологи.
В:- Ребята, а вот знакомые геологи подарили нам коробочку с полезными ископаемыми. Давайте их рассмотрим.
Ребята, но тут еще имеются загадки. Если мы их разгадаем, то тогда и узнаем какие же полезные ископаемые нам подарили геологи.
В:- Вот послушайте первую загадку.
.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:- О каменном угле?
В:- Да, ребята, это каменный уголь ( предлагаю детям его рассмотреть).
В:— Какие свойства угля вы знаете?
Д:— Уголь черного цвета,
Уголь твердый, хрупкий
Уголь тяжелый
Не имеет запаха. Уголь оставляет отпечатки. Он не растворяется в воде.
В:- Ребята, а вы знаете, что много миллионов лет назад на болотах росли папоротники, гигантские деревья. Они погибали,падали в болото, покрывались илом и спрессовывались. За миллионы лет слои погибших растений все уплотнялись и превращались вкаменный уголь.Наш край очень славится добычей каменного угля. Его добывают в шахтах таких городов, как: Донецк, Макеевка, Горловка, Покровское.
В:- Ребята, скажите пожалуйста для чего человек использует уголь?
Д:- Человек использует уголь для:
— отопления жилых домов;
— на заводах и фабриках;
— на электростанциях;
— для выплавки чугуна и стали;
— для приготовления красок и лаков;
— используется в медицине.
В:- Как называется профессия людей добывающих уголь?
Д:— Шахтеры.
В:-А теперь послушайте следующую загадку:
Гончар для меня разведет жаркий пламень
Сухая я, твердой бываю как камень
Размочат- как тесто податливой буду.
Могу превратиться в игрушку, посуду.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:-О глине.
В:-Правильно, это глина. Давайте ее рассмотрим и расскажемо ее свойствах.
Д:- Глина коричневого цвета .Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная. Глина не имеетзапаха.
В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой,белой и даже черной.Глина образовалась при разрушении скальных пород .Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.
В:- В нашем регионе глину добывают в карьерах шаговыми экскаваторами в таких городах, как Часов-Яр, Крамоторск, Волноваха.
В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?
Д:— Глину применяют в строительстве(делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.
В:- Ребята, скажите, а как называется профессия человекакоторый делает глиняную посуду?
Д:- Гончар.
В:- А вот еще одна загадка, послушайте ее:
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже.
Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.
В:-А эта загадка о каком полезном ископаемом?
Д:-О песке.
В:— Правильно, этопесок. .Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойстваимеетпесок.
Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий. Песок не имеетзапаха.
В:- А еще песок является родственником глине. Он такжеобразовалсяпри нарушении скальных пород. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.
В:-А где используют песок?
Д:-Песок используют в строительстве, из песка изготавливаютстекла, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.
В:-Ребята, самые крупные песочные карьеры нашего края находятся в Красном Лимане. Добывают песоктоже экскаваторами.
В:- Ребята, послушайте следующую загадку:
Он может быть цветным и белым, им дети любят рисовать.
Художник он в руках умелых, картины может создавать.
Нам без него ремонт не сделать и потолок не побелить.
Ведь, чтобы потолок был белым, его нам надо применить.
В:-О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:— О меле.
В:-Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет мел.
Д:— Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий. Мел не имеет запаха. Мел оставляет отпечатки. Мел не растворяется в воде.
В:- Ребята, миллионы лет назадна земле простирался древний океан. На днеэтого океана росли различные водоросли, жили малюски, ракообразные, морские ежи, морские звезды .Со временем остатки отмершихорганизмовоседали на дно и откладывались слоями. Так появилисьизвестковые , меловые отложения.
В:— Ребята, скажите, где используют мел?
Д:-Мел используют в строительстве(делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине ( изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок).Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений). Из мела изготавливают пудру, тени.
В:- Меловые месторождения в нашем регионе находятся в Славянском р-оне в Райгороде и вг. Дружковке..
В:- Ну, а теперь, послушайте последнюю загадку:
Этот белый минерал, он на кухне генерал.
Без него супы и кашане понравится нам даже.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:— О соли.
В:- Верно, это соль. Давайте рассмотрим соль и вы расскажите о ее свойствах.
Д:-Соль белого цвета. Соль хрустит. Соль растворяется в воде.
Соль соленая на вкус. Соль не имеет запаха.
В:- Ребята, А вы знаете, что месторождения соли находятвысоков горах. В древности на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а сольпревращалась в кристаллики и получились мощные пласты соли.
В:— Соль люди начали добывать очень давно. Первые солевые рудники появились на реке Бахмуте .Соль продавалибогатым купцам и стоила она очень дорого. Поэтому не зря говорят: « Соль- на вес золота».
В:- А кто мне скажет, где применяют соль?
Д:— Соль употребляют в пищу. Соль используют в медицине. Соль используют в сельском хозяйстве как удобрение .Соль применяют в строительстве.
В:- В нашем регионебольшое месторождение соли находится в г. Солидаре Артемовского р-она. В соляныешахты Солидара ежедневноспускаются множество туристов, чтобы осмотреть ее и подышать ее лечебным воздухом.
В:- Ребята, вот мы и поговорили о некоторых полезных ископаемых.
— Назовите их.
Д:- Это каменный уголь, глина, песок, мел и соль.
В:-А теперь скажите мне пожалуйста, кто исследует полезные ископаемые?
Д:— Их исследуют ученые, исследователи.
В:- А где проводят исследования?
Д:- Исследования проводят в лаборатории.
В:-А что такое лаборатория?
Д:- Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.
В:— А теперь, давайте представим себе, что мы с вамиисследователи.
Я буду старшим научным руководителем , а вы младшими научными сотрудниками и лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.
ФИЗМИНУТКА.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все в нашем зале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок,
А теперь бежим в припрыжку.
Молодцы, вы ребятишки!
Замедляем тихо шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.
В:- Вот наша научная лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.
-Проводить исследования выбудетеподгруппами. Вы будете проводить опыты, обмениваться мнениями о свойстве своего полезного ископаемого и зарисовыватьсвои исследования в журнал исследований.После исследования полезных ископаемых лидеры ваших подгрупп доложат нам об их результатах. И мы послушаем у кого будетсамый интересный доклад о полезном ископаемом.
— Ноперед тем как зайти в наш пресс-центр давайте наденемспециальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:
1.Не толкать друг друга.
2.Громко не разговаривать.
3.Не тереть глаза грязными руками.
4.При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.
5.С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.
В:- Задача всем ясна? Тогдапрошу всехзанять свои места в научной лаборатории иначать свои исследования.
(Перваяподгруппа детей выполняет исследования с каменным углем)
Опыт1.
Взять уголь в руки и посмотреть на него.. Что же мы видим? На руках остались черные следы от угля.
ВЫВОД: уголь оставляет следы.
ОПЫТ 2.
Опустим в стакан с водой уголь. Что произошло? Уголь упал на дно стакана.
ВЫВОД: Уголь тяжелый.
ОПЫТ 3.
Опустим в стакан с водой уголь, помешаем его палочкой. Что мы видим?Уголь в воде не растворился.
ВЫВОД: Уголь в воде не растворяется.
Лидер 1-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод: уголь-черный и оставляет отпечатки; уголь тяжелый; уголь не растворяется в воде. Предположение подтвердилось.
(Вторая подгруппа детей выполняет исследования с песком и глиной)
ОПЫТ 1.
Насыпаем на один белый лист бумагипесок, а на второй глину.С помощью лупы рассматриваемпесок и глину. Из чего состоит песок? (Из песчинок и камешков разной формы и размера, песчинки отделены друг от друга).
Теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина?( Из мелкихчастичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.)
ВЫВОД: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек , сильно скрепленных между собой.
ОПЫТ 2.
В стакан с песком аккуратно нальем воду. Куда исчезла вода? Вода впиталась в песок и устроилась между песчинками.
В стакан с глиной нальем воду. Что произошло? Вода впитывается медленно, чем в песок. Вода остается сверху на глине.
ВЫВОД: Вода быстро впитывается в песок, т.к. песчинки не скреплены между собой, песок пропускает воду. Вода в глину впитывается плохо т.к. ее частички крепкоскреплены между собой, глина не пропускает воду.
Лидер 2-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод, чтопесоксостоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые сильно скреплены между собой; песок пропускает воду, а глина воду не пропускает т.к. ее частички крепко скреплены между собой. Предположение подтвердилось.
(Третья подгруппа детейвыполняет исследования с мелом и солью)
ОПЫТ 1.
В стакан с водой опустим мели размешаем его палочкой. Что мы видим? Мелне растворился в воде.
ВЫВОД: Мел в воде не растворяется.
ОПЫТ 2.
Опустить мелв стакан с уксусом, посмотрим , что случилось? Мелв стаканеначинает шипеть, появляются пузырьки, мел становится меньшеразмером.
ВЫВОД: Мел- это известняк, когда добавили уксус, он превратился в другое вещество- углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков и стал меньше размером.
ОПЫТ 3.
В блюдечко мы насыпали соль и стали на нее надавливать ложкой. Мы услышали хруст и сравнили его с ходьбой по снегу в морозный день.
ВЫВОД: Соль хрустит.
ОПЫТ 4.
В стакан с водой насыпать ложку соли и размешать ее палочкой. Что произошло? Соль исчезла, растворилась.
ВЫВОД: Соль растворяется в воде .
ОПЫТ 5.Взять стакан с солью и набрать соль на кончик ложки и попробовать ее на вкус.. Какая соль на вкус? Она соленая.
ВЫВОД: Сольсоленая на вкус.
Лидер 3-й подгруппы докладывает о том, чтона основе проделанных опытов можно сделать вывод, что мел в воде не растворяется;мел при добавлении уксуса превратился в углекислый газ, который выделялся в виде пузырьков и стал меньше размером; соль хрустит если на нее надавить ложкой; соль растворяется в воде, соль соленая на вкус. Предположение подтвердилось.
Итог занятия. Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Вы отобрали образцы полезных ископаемых и провелис нимизанимательные опыты . Вы много рассказали о свойствах полезных ископаемых о их применении и я думаю, что когда вы станетевзрослыми кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края. А в группе у нас есть свой мини-музейи мы в него поместим новые экспонаты полезных ископаемых.
Источник
Саргылана Большакова
Конспект занятия «Полезные ископаемые родного края»
Имя Большакова
Отчество Саргылана
Фамилия Васильевна
Город Таттинский район село Ытык-Кюель
Страна Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в интеграции образовательных областей «Полезные ископаемые родного края»
Возраст детей Для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная (-ые)
область(-и)
(по ФГОС ДО) — познавательное развитие
— речевое развитие
-социально – коммуникативное развитие
— художественно-эстетическое развитие
— физическое развитие
Цель Обобщение расширенного знания о полезных ископаемых родного края.
Программное содержание (задачи): 1.Развивающие:
— развивать устную связную речь;
– формировать умение лепки;
— способствовать развитию мелкой моторику рук.
2. Обучающие
— мотивировать детей к самостоятельной деятельности;
— обучить приему лепки из глины, изготовить из глины поделку.
— обобщить знания о полезных ископаемых.
3. Воспитательтные
— приобщить интерес к достопримечательностям родного края;
— воспитывать аккуратность в работе, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы Интерактивная доска; проектор.
Карта; мешочек; ведерка; знаки полезных ископаемых (глина; песок; уголь); бумажные кепочки.
Материалы для опыта: песок, уголь, глина, вода, банки, воронки.
Маски гномиков по количеству воспитанников.
Материалы для творчества: фартуки, доски, глина, емкость для воды, салфетки. По количеству воспитанников.
Предварительная работа
Указывается при необходимости Обобщения знания о полезных ископаемых. Выучить наизусть стихотворении о песке, угле, глине.
Организационная часть «Волшебный мешочек». Здравствуйте, дети. Сегодня я к вам пришла с сюрпризом. У меня есть мешочек, это не простой мешочек, а волшебный. Внутри мешочка что-то есть, но чтобы, что это надо не глядя на ощупь угадать что это, тогда мешочек вам даст это. Давайте, начнем. Все станем кругом, и по кругу будем угадывать. С кого начнем? (в мешочке глина, уголь, песок, камушка).
Основная часть
(описание хода работы)Воспитатель: Молодцы! В нашем родном крае есть полезные ископаемые, сегодня мы еще больше узнаем о полезных ископаемых нашего края. Давайте вспомним, и поиграем в игру «Угадай-ка» (игра на электронной доске угадать условные знаки обозначающих уголь, песок, глина).
В: Давайте, вспомним стишки про песок, глину и уголь. (Авторские стишки для детей на родном языке).
Дети: Читают стишки, которые сочинили за год вместе с воспитателям на занятиях об ископаемых.
Игра «Путешествие по карте родного края»
В: (стук в дверь). Дети кто-то к нам пришел, давайте спросим, кто это и откроем дверь. (Почтальон приносит посылку. В посылке бумажные кепки, ведерки и письмо.)
Д: стоят вокруг стола и рассматривают содержимое посылки.
В: Дети, сколько всего нам прислали, Тут есть письмо
давайте посмотрим от кого? Это письмо от геолога. (Открываем конверт и находим флешку). Дети, это не просто письмо, это электронное письмо. Его надо вставить на компьютер и узнаем от кого. Показ на электронной доске геолога. Геолог немного рассказывает о себе, потом дает карту. На карте условные обозначения угля, песка и глины.
В: дети, что сказал нам геолог? Что должны сделать? Что найти? Что для этого нужно сделать?
Д: дети отвечают, если затрудняются, отвечают по наводящему вопросу. Одевают кепочки, берут ведерки и лопатки и по инструкции карты идут искать глину, песок, уголь.
В: давайте посмотрим на карту, в каком направлении нам надо идти?
Д: направо
В: сколько шагов надо сделать?
Д: смотрят на карте и считают по рисунку следов ног. (5 шагов). Идем к мемориалу памятнику «Старик с быком». Старик Хоро.
В: Где стоит этот памятник?
Д: Ытык –Кюеле (родная деревня где живут дети)
В: Значит, первый полезный ископаемый мы находим в родной деревне. И что это за полезное ископаемое?
Д: Глина. Отгадывают по условному знаку на карте.
(Идут по направлению по карте и видят картинку с памятником «Старик Хоро». Там находят глину и кладут в ведерки).
И так далее находят песок, уголь.
Динамическая пауза. Игра «Белоснежка и семь гномов».
Цель игры: расширить знания о полезных ископаемых.
В: Молодцы! Мы стали геологами, прошли по карте по родной местности нашли и собрали много полезных ископаемых. Шли, шли и встретили кого? (на электронной доске картинка Белоснежки).
Правильно Белоснежку. У нее есть друзья гномики. Они каждый день много работали. Копали и искали полезные ископаемые. Давайте, поиграем в игру «Белоснежка и семь гномиков». (надевают маски гномиков воспитатель маску Белоснежки). Надо помочь гномика рассортировать ископаемые по ведеркам: алмазы, мел, серебро. Для этого ходим, нагибаемся, садимся на корточках.
Опыт.Цель: изучить свойства полезных ископаемых.
В: Берем ведерки с полезными ископаемыми и идем в лаборатории, где проведем опыт. Для того чтобы поработать лаборантами надеваем фартуки и подходим к столу. Будем изучать свойства. Сначала посмотрим, какого они цвета? Запах? Проверить на растворимость. Воспитатель берет 3 прозрачных сосуда и в первый сосуд дети кладут песок, во второй глину, в третий уголь. Воспитатель размешивает, дети смотрят, изменился ли цвет воды, растворился ли полезный ископаемый.
А теперь проверим пропускаемость воды. На столе ставим 3 банки или прозрачный сосуд и воронки). В первую воронку кладем песок, во вторую глину, в третью глину. Все хорошо утрамбовываем и наливаем воду.
Д: Смотрят, наблюдают и рассказывают об изменениях.
В: Глину поставим, пока на сторону она еще не пропустила воду. Посмотрим, может по истечению времени пропустит.
Лепка.Цель: учить лепить глиной кулон.
В: Глина, когда влажная имеет свойство пластичности и его можно мять как пластилин и изготовить различные сосуды, игрушки. Из глины можно слепить посуду и обжигают, тогда глина становится твердым как камень и из него можно есть.
Каждому ребенку раздается доски, глины для лепки. Тазик с водой.
Теперь мы сами попробуем сделать кулон. Перед вами готовая глина для лепки. Берем глину и мнем, раскатываем между ладонями, получается шарик.Можно придать любую форму: овал, треугольник, квадрат, плоскую лепешечку. Можете оставить шариком. Берете палочку и делаете дырку для того чтобы, когда глина высохнет можно будет продеть шнурок и надевать через голову. Теперь, когда сделали отверстие, оставляем сохнуть при комнатной температуре. Когда ваши глины высохнут, можете раскрасить вместе с родителями. Когда она высохнет, станет вот таким твердым. Показывается готовая высохший кулон из глины. Твердую высохшую глину можно раскрашивать гуашью. Я вам дарю высохший, раскрашенный кулон. Всем детям раздается готовый кулон с именами. Вытираем руки влажной салфеткой, потом после занятия будете мыть с мылом в умывальнике. И посмотрим, пропустила ли глина воду?
Д: Смотрят на глину с водой и делают вывод.
Заключительная часть Игра: «Кубик знаний».Цель: закрепить знания о полезных ископаемых.
В: Все складываем фартуки, помогаем друг другу.
У меня для вас есть многосторонний кубик это кубик знаний. Он будет проверять ваши знания. По сторонам у него условные знаки глины, песка и угля. По очереди будете бросать кубик. Надо бросать повертев на руке. Дети по очереди бросают кубик.
Если ребенок затрудняется рассказать, что он знает о полезном ископаемом,нужно задавать наводящие вопросы:
— какой знак?
— где мы нашли этот полезный ископаемый?
— что ты узнал об этом полезном ископаемом?
— какие свойства имеет (какой имеет цвет, запах, растворимость)
— можешь сказать стих об этом полезном ископаемом.
— что тебе больше понравилось на этом занятии?
— что больше запомнилось? И т. д.
Надо чтобы дети дали развернутый ответ, полными предложениями.
В: Молодцы! Спасибо вам за активное участие. После занятия все тщательно моем руки с мылом.
Методичсекие рекомендации автора:
1. Занятие проводится как обобщающее занятие о полезных ископаемых. Можно провести как развлечение.
2. В этом конспекте использованы полезные ископаемые как: уголь, песок, глина. Можно заменить полезными ископаемыми своего края.
3. На этом занятии дети читают стихотворении о полезных ископаемых на родном якутском языке, которые сочинили вместе с воспитателем за весь учебный год. Можно самим сочинить стихотворение или взять готовые стихи любых авторов.
Источник