Конспект урока полезные ископаемые и их виды

Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

— сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

— расширят кругозор.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный:Ответы на вопросы

3 мин

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

Отвечать на вопросы

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)

-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)

-Из чего делается горючее?(из нефти)

-Записываю на доске:сталь, нефть.

-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)

-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

-Какие цели мы с вами поставим?

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Коммуникативные: выражение своих мыслей с  полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы

Практический: физические упражнения

32 мин

3 мин

— Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.

Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке — полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.

Подведение итогов.

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группе и паре

Выполнять задания

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать текст с целью ответов на вопросы

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Д. з. Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Источник

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

Примечания

УУД

Организационный момент.

Повторение изученного

Постановка темы и целей

Изучение нового материала

Физминутка

Закрепление изученного

Домашнее задание

Рефлексия

У: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

Как обычно, урок окружающего мира мы начинаем с прогноза погоды.

Д:

У: Как называет раздел, который мы изучаем?

Д: Чему учит экономика.

У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?

Д: Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.

У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.

Проверка домашнего задания

Тест представлен в Приложении 1

Задания, выполняемые у доски представлено в Приложении 2

Задание в рабочих тетрадях «проверим себя» стр.12 № 1,2

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Д: О полезных ископаемых

У: Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе.

Какие полезные ископаемые вы уже знаете?

Д:

У: Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.

Практическая работа: (на столах лежит оборудование)

У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?

Д: Каменный уголь, известняк, гранит.

У: Давайте откроем учебник на стр.48 и проверим, правильно ли вы определили.

У: А что такое полезное ископаемое?

Д:

У: Прочитайте в учебнике

На какие группы делятся полезные ископаемые?

Д: Жидкие, твердые, газообразные

У: Какие еще полезные ископаемые вы здесь увидели?

Д: Железная руда, нефть, каменный уголь.

У: Кто желает познакомить нас с этими полезными ископаемыми на следующем уроке?

Вы можете воспользоваться атласом-определителем «От земли до неба», а так же воспользоваться материалами, которые я для вас приготовила.(Приложение 3)

У: А у меня сейчас есть возможность показать вам жидкое полезное ископаемое, как вы думаете, какое?

Д:

У: Это нефть!

У: А сейчас вы рассмотрите свойства полезных ископаемых, которые лежат у вас на парте.

У вас перед глазами план работы. Ваша задача — по плану рассмотреть полезное ископаемое, лежащее на парте и заполнить в рабочих тетрадях на стр.26, в №2 первый и второй столбик.

План.

  1. Назови исследуемое полезное ископаемое
  2. Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.
  3. Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.
  4. Сыпучее или несыпучее это вещество?
  5. Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.
  6. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.
  7. Запиши все полученные данные в таблицу.

У: Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.

Д:

У: Аккуратно отодвиньте лотки и стаканы с водой.

Ребята, чтобы познакомиться с месторождениями полезных ископаемых, нам нужно воспользоваться картой, где каждое полезное ископаемое имеет условное обозначение. Откройте атласы. Давайте рассмотрим их.

— Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?

Д: Каменный уголь.

У: Найдите месторождения каменного угля. Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?

Д: Нефть.

У: Найдите месторождения нефти. Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?

Д: Железные руды

У: Найдите месторождения железной руды.

Хорошо! Видите, как богата наша страна. И это еще далеко не все полезные ископаемые, которые есть у нас в земле.

У: Дежурные, проведите разминку.

Откройте ваши учебники на странице в которой 5 десятков и 0 единиц, что это за страница?

Д: 50

У: Хорошо! Прочитайте самостоятельно, как добывают полезные ископаемые.

У: Как называют место, где залегают полезные ископаемые?

Д: Месторождение

У: Как называют людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их?

Д: Геологи

У: Каким образом добывают полезные ископаемые?

Д: В шахтах, в карьерах, строят буровые вышки.

У: Хорошо! А как вы думаете, что добывают в шахтах?

Д: Каменный уголь…

У: А в карьере?

Д: Песок…

У: А с помощью буровых вышек?

Д: Нефть…

У: А как вы думаете, для чего добывают полезные ископаемые? Может это даже и не нужно?

Д:

У: Давайте узнаем, для чего еще нужны полезные ископаемые. Откройте учебник на странице 49 и заполните таблицу в рабочих тетрадях на стр.27 №4.

У: Для чего нужна глина?

  • Известняк?
  • Нефть?
  • Песок?
  • Природный газ?
  • Железная руда?
  • Каменный уголь?

Кроссворд.

(Кроссворд представлен в Приложении 4)

У: Ребята, во всех уголках нашей огромной страны есть полезные ископаемые. Как вы думаете, могут ли они закончиться, если мы будем постоянно их брать из подземной кладовой?

Д:

У: Значит, какой вывод можно сделать?

Д: Мы должны охранять полезные ископаемые.

У: А как, давайте прочтем в учебнике на стр.51.

У: Что мы с вами можем сделать для охраны полезных ископаемых?

Д:

Рабочая тетрадь: № 1,3,5,6,8 на стр. 25-29

У: Ребята, поднимите руку те, кто узнал сегодня на уроке много нового.

А кто ничего нового не узнал?

О чем вам захотелось рассказать родителям дома?

Д:

У: Оценки за урок…Спасибо за работу, урок окончен!

Дежурные рассказывают о погоде

Трое обучающихся получают карточки с тестом, двое выполняют задания у доски,  остальные работают в рабочих тетрадях

Показать глобус

Табличка с темой урока

Рассматривание иллюстрации в учебнике

1 обучающийся читает вслух

Табличка

Отметить желающих

Выставить книгу

Раздать материал

Показать образец нефти

Записать задание на доску

Работа в парах

Самостоятельная работа

Вывесить карту

Спросить 3 обучающихся с разных рядов

Работа с картой, 1 об. у доски

Табличка

Табличка

Табличка

Самостоятельное чтение

Записать задание на доску

Проверка

Чтение вслух

1.3

1.1, 1.2,1.4,2.1,2.3

1.4, 2.4

1.3

2.3

2.4

1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.4

1.1, 1.2, 1.3, 2.3, 2.4

2.4

2.4

2.4

1.1, 1.4, 2.4

1.3

1.4

1.3

2.3, 2.5

1.1, 1.3, 2.2, 3.1

Источник

Актуализация знаний и мотивация

Приём: загадки.

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: формулирование темы и цели урока.

Решение частных задач

Словесный: беседа.

Динамическая пауза

Первичное закрепление знаний во внешней речи

Практический: работа в группах

5 минут

1 мин

10 мин

1 мин

10 мин

Отгадайте загадки:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Как назвать все эти отгадки? (полезные ископаемые)

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?

Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

Верно, молодцы!

А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

А из чего делают автомобили, самолёты?

Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

А почему они полезные? (Ответы детей)

Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

Молодцы. Перейдём к третьей группе.

Как вы думаете, почему они называются строительными?

Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

Видеоролик

А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы.

Определять тему урока.

Ставить цели урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать рассказ учителя.

Приводить примеры.

Извлекать интересную и необходимую информацию.

Повторять движения.

Выполнять практическую работу в группах.

Обсуждать.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р:  ставить цели.

К: уметь выражать свои

мысли.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

Р: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера.

К: уметь выражать свои К: участвовать  в учебном диалоге;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: установка на ЗОЖ.

К:аргументировать своё мнение и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлекать необходимую П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя информацию.

Практический: тестирование.

5 мин

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

Выполнять тестирование.

Отвечать на вопросы.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровня усвоенного.

К: общаться и взаимодействовать.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы.

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

 Какие задачи ставили в начале урока?

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

Что помогло нам в работе?

Какие открытия для себя сделали?

Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.

Источник