Конспект урока полезные ископаемые нашего края

Конспект урока полезные ископаемые нашего края thumbnail

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 б классе

Тема урока: «Полезные ископаемые твоего края»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Кошелева Валентина Ивановна

Конспект урока окружающего мира в 4 б классе

— обучающие:

1. Актуализировать знания о полезных ископаемых родного края;

2. Сформировать умение различать полезные ископаемые;

-развивающие:

1. Развивать умения добывать новые знания;

2. Развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, словарь и др.)

-воспитательные:

1. Воспитывать способность слушать и понимать речь других;

2. Учить осознавать ценность совместной деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);

сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Республики Мордовия; научить их работать с топографической картой Республики Мордовии, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;

продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.

Метапредметные:

Регулятивные:

развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого местности с опорой на «карточку – помогай-ку»);

развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;

развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Коммуникативные:

развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.

Личностные:

воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и одноклассников.

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение, краеведение.

Ресурсы: — основные

-дополнительные

Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова Ч.1 УМК «Перспективная начальная школа», настенная физическая карта России, карта Республики Мордовия

презентация к уроку, конверты с заданиями для исследовательской работы, коллекция полезных ископаемых, злектронный глобус

Организация пространства

Фронтальная, групповая работа

Методы:

обобщающая беседа, демонстрация презентации, наблюдение и выводы

Формируемые УУД:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Цель:

— способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Методы:

— словесные, объяснительно-иллюстративные.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

— Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть в нашем классе.

-Ребята! Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи!

— Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь- это просто!

Лучик солнца- это Вам!

— Садимся, ребята!

Организация внимания и внутренней готовности

Проверка домашнего задания

Цель:

— установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания учащимися

Методы:

— словесный, объяснительно-иллюстративный.

Познавательные УУД.

Общеучебные УД:

-структурирование знаний;

-поиск и выделение необходимой информации.

Логические УД:анализ -объектов с целью выделения признаков;

-построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-управление поведение партнера- контроль, коррекция, оценка его действиям.

Наводящим вопросами проводит проверку домашнего задания

-Ребята, назовите тему прошлого урока?

— Более половины всей площади России занимают равнины.

-Назовите Крупнейшие равнины материка Евразия?

— Какая из равнин является плоской, а какая холмистой?

— Что их разделяет?

— Республика Мордовия на какой равнине находится?

— Покажите!

— Какие бывают равнины?

— Что из себя представляют плоские равнины?

— Какую равнину называют холмистой?

-Какие бывают водоёмы?

— Назовите естественные водоёмы.

— Назовите искусственные водоёмы

— Назовите естественные водоемы Мордовии

— Ребята, а теперь я бы хотела, чтобы вы послушали интересные сведения о водоемах Мордовии. (учитель включает глобус)

— Так сколько всего рек протекает в Мордовии?

— Самое крупное озеро в Мордовии?

— Покажите, где оно расположено?

Отвечают на вопросы учителя:

Поверхность и водоемы твоего края

Восточно — Европейская, Западно-Сибирская

Восточно-Европейская равнина является холмистой, а Западно- Сибирская более плоской

Уральские горы

Восточно – Европейская

плоские, холмистые

Если на равнине совсем нет возвышений и понижений, то ее называют плоской равниной

Равнины, на которых встречаются холмы, такую равнину называют холмистой

Естественные и искусственные

озеро, река, море, океан

водохранилища, канал, пруд

Мокша. Парца. Сивинь, Инсар, озеро Инерка……

114 рек

Инерка

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Цель:

-обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

-актуализация субъектного опыта учащихся(опорных знаний и опыта действий)

Методы:

— словесный, объяснительно-иллюстративный.

Регулятивные УУД:

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД.

Общеучебные УД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Учитель выдвигает проблему, обеспечивает мотивацию к озвучиванию темы и целей урока.

— А как вы думаете, кроме рек и озер, какие еще богатства есть в нашей Республике?

— А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем?

— Предположите, какая будет тема нашего урока.

— Прочитаем тему урока в учебнике!

-Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Из 3 класса вы уже знаете, что такое полезные ископаемые? Напомните, пожалуйста.

— Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?

— Посмотрите в учебнике карту Полезные ископаемые на с. 134-135

— Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

-Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

— Ребята, какой вывод можно сделать?

-Ребята, в какой республике мы с вами живём?

— В Мордовии нет залежей нефти, золота, каменного угля. В республике ведётся добыча только строительных полезных ископаемых: песка, глины, мела, известняка, торфа, щебня.

(учитель показывает презентацию и рассказывает о полезных ископаемых Мордовии)

— Ребята, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

2.Практическая работа

— Сегодня вы побываете геологами и проведёте исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить полезное ископаемое, его свойства, применение и залегание. Результаты ваших исследований записывайте в таблицу.

— Сегодня на уроке ребята вы будете работать группами. Всего 4 группы.

— Вспомните правила работы в группах.

-Откройте конверт под №1.

— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке, у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого:

— Поможет Вам определить исследуемое полезное ископаемое загадка:

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. 

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Читайте также:  Но для здоровья моего полезен русский холод

Она понадобится сразу.

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение.

— А теперь, ребята, можете открыть коробочки с вашими полезными ископаемыми, отыщите нужное вам полезное ископаемое из коллекции, рассмотрите, потрогайте, пощупайте.

— Каждая группа должна исследовать свой образец и все сведения записать в таблицу. Можете использовать сведения, о которых рассказала я.

-И дополнительные сведения есть в конверте №2. Откройте его, прочитайте. И приступайте к работе. Как только задание будет выполнено, просигнализируйте!

Отвечают на вопросы учителя

полезные ископаемые

(«Твой край – часть великой России»

Полезные ископаемые твоего края

Полезные ископаемые твоего края

Учащиеся формулируют цели урока

вспомнить, что такое полезные ископаемые, расширить наши представления, узнать какими полезными ископаемыми богата наша Республика Мордовия, их свойства: их месторождение, как добывают, где применяются, как нужно использовать. Учиться бережно, относиться к полезным ископаемым.

Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)

твердые, жидкие газообразные

Вывод:В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

В Республике Мордовия

Геологи

пкеос, лгаин, фрот, вестизняк)

(Песок)

(Глина)

(Торф).

(Известняк)

(Дети выполняют практическую работу)

Физкультминутка.

Цель:

снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

— Геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и сделаем физкультминутку.

Мы геологами станем. Да? – да!
Будут все гордиться нами. Да? – да!
Что ждет нас впереди?

Высокая гора, бурная река
Ее не обойдешь,

ее не проплывешь
Ее не пролетишь

Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем и своей достигнем цели. Да? – да!

4.Подведение итогов работы — отчет учащихся.

-Зачитайте все сведения, которые вы записали в свою таблицу.

-Ребята, посмотрите каким условными знаками обозначаются ваши исследуемые полезные ископаемые!

— Прикрепите на карту Мордовии карточки с условными обозначениями исследуемых полезных ископаемых на места залегания.

4.Самостоятельная работа.

А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Возьмите со стола конверт под №3, достаньте карточку для самостоятельной работы.

(Дети выполняют тест)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проектору).

— А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

— Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Молодцы!

(хлопок над головой).

(хлопок над головой).

(показывают руками),

(показывают руками)

(топают ногами)

плывут),

(крылья).

хлопок над головой

  1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;

б) геологи;

в) строители.

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а) песок, глина;

б) гранит, торф;

в) каменный уголь, поваренная соль.

3 . Какие из полезных ископаемых служат топливом

а) оловянная и медные руды;

б) каменный уголь, природный газ;

в) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а)мрамор, гранит;

б) природный газ, нефть;

в) золото,

5. Для чего мы собираем металлолом

а)мы сохраняем запасы руды;

б)очищаем территорию от мусора;

в) участвуем в соревновании между классами.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель:

-дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.;

— инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

— оценивание усвоенного содержания.

Регулятивные УУД:

— оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД.

Общеучебные УД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учитель подводит обучающихся к выводу

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Какие открытия для себя сделали?

— А какие полезные ископаемые добывают в нашем Старошайговском районе?

— Как же мы должны относится к полезным ископаемым?

— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

—Ребята! А 2017 год каким годом объявлен?

— Все мы знаем, что в марте месяце Юля Дуденкова представляла нашу школу со своим проектом «Лебеди на пруду»…в городе Краснослободске на VIII- ой Межрегиональной научно-исследовательской конференции по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края». Свой проект Юля приурочила году экологии. Защиту проекта она закончила обращением к членам жюри. И я бы хотела чтобы вы тоже услышали это обращение.

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только посмотрите:

Кругом поля бескрайние,

И родники холодные,

Леса дарами щедрые,

Озёра с гладью водною.

Всё это подарила нам

Матушка-природа.

Так будем же её беречь

За часом час,

И год за годом.

-Ребята, какова основная мысль этого стихотворения? Чему учит это стихотворение?

Учитель проводит рефлексию.

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Выставление оценок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку.

Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

((Собирать металлолом. экономить природный газ)

(Год экологии)

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель:

— обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

— Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.

Учащиеся записывают задание в дневники.

Тест для самостоятельной работы

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;

б) геологи;

В) строители.

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)песок, глина;

б)гранит, торф;

в)каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а)оловянная и медные руды;

б)каменный уголь, природный газ;

в)графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а)мрамор, гранит;

б) природный газ, нефть;

в) золото,

5. 3ачем мы собираем металлолом?

а) мы сохраняем запасы руды;

б)очищаем территорию от мусора;

в ) участвуем в соревновании между классами.

Источник

БЕЛОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ФИЛИАЛ МКОУ «ПИВКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».

Конспект урока.

Окружающий мир.

4 класс.

Программа «Перспективная начальная школа».

Учитель:

Нечеухина С. В.

2013г

Тема урока: Полезные ископаемые твоего края.

Цели:  

  1. Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.
  2. Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.
  3. Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.
Читайте также:  Презентация полезные продукты для средней группы

Задачи:

     1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.

  1. Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую  работу.
  2. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически мыслить.
  3. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами,   применением, охраной.
  4. Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.

Оборудование:  ноутбук, учебник, печатная тетрадь, Карта Курганской области, Карта «Полезные ископаемые России», Карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция,  воронки,  фильтрованная бумага, коллекция полезных ископаемых, карточки для работы, карточки для кластера.

Ход урока.

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

— Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.

  1.  Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

1. Загадки.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

  1. Он  очень  нужен детворе.
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
  2. Очень прочен и упруг,
    Строителям надежный друг.
    Дома, ступеньки, постаменты
    Красивы станут и заметны. (Мрамор)
  3. По трубе течет,
    пироги печет. (Газ)
  4. Не зря она варилась
    В доменной печи.
    На славу получились
    Ножницы, ключи: (Руда)
  5. Если встретишь по дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. (Глина)
  6. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением. (Торф)
  7. Он несет в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Черный и блестящий,
    Помощник настоящий. (Каменный уголь)
  8. Ни огня, 
    Ни света,
    А огнем блестит. (Золото)

— Как  назвать все отгадки одним словом?  (полезные ископаемые)

— Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые)

2. Работа с картой «Природные ископаемые России».

— Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.

3. Игра «Верю – не верю».

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

  • Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
  • Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
  • Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
  • Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
  • Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
  • Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в с. Белоярское?
  • Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
  • Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
  • Верите ли вы, что в Курганской  области есть месторождения различных полезных ископаемых?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?

 (ответы детей вывешиваются на доску)

  • Какие полезные ископаемые залегают в Курганской области?
  • Свойства добываемых полезных ископаемых.
  • Их месторождение.
  • Применение в народном хозяйстве.
  1. Изучение нового материала.

— Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых залегаемых на территории Курганской области.

1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите,  на какие группы  делятся природные ископаемые?

                                                Природные ископаемые

                                                            /    ׀        

                                             Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.

— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, фрот, лезженая  дару).

Самостоятельная работа в группах (выбирается руководитель группы).

— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.

Инструкция по исследованию торфа.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства торфа:
    а) Какого цвета торф?
    б) Плотное или рыхлое вещество?
    в) Прочный или непрочный?
    г) Тяжелее или легче воды?
    д) Хорошо или плохо впитывает воду?
  • Где используется торф в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи торфа.

Инструкция по исследованию песка.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства песка:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)

          д) Установить водопроницаемость песка.

 ( выяснить, как  пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

  • Где используется песок в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи песка.

Инструкция по исследованию глины.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства глины:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) .  Установить водопроницаемость глины.

( выяснить, как  пропускает  воду  глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

  • Где используется  глина  в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи глины.

Инструкция по исследованию железной руды.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства железной руды:
    а) Какого цвета железная руда?
    б) Имеет ли блеск?
    в) Твёрдая  или рыхлая?
    г) Прочная или хрупкая?
    д) Легче или тяжелее воды?
  • Где используется  железная руда   в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи железной руды.

Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

(На доске появляются условные значки для обозначения торфа, песка, глины, железной руды).

— Какое полезное ископаемое залегает на территории нашего сельского совета? (песок).

— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему

Классификация полезных ископаемых.

— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали,  на группы и докажите почему так.

1 группа – строительные (песок, глина)

2 группа – горючие (железная руда, торф).

Читайте также:  Какие крупы полезны для немецкой овчарки

— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?

Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?

                                                Природные ископаемые

                                                            /    ׀        

                                             Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?

                                                        Природные ископаемые

                                                            /    ׀        

                                             Горючие   Рудные    Строительные

                                                |                |                             |

                          Каменный  угол   различные руды    глина

                    Торф                                                        песок

                    Нефть                                                      мрамор

                 Природный газ         гранит

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Игра  «Кто хочет стать миллионером».

https://learningapps.org/myapps.php

  1. Продолжите моё высказывание.
  • сегодня   я     узнал… 
  • было  интересно… 
  • было   трудно… 
  • я   выполнял   задания… 
  • я понял,   что… 
  • теперь я   могу…   
  • я   научился…   
  • меня   удивило… 
  • урок  дал   мне   для   жизни… 
  • мне   захотелось…
  • я расскажу своим родителям…
  1. Домашние задание.

Т. с. 46 – 47, работа с контурной картой,  нанести расположение полезных ископаемых.

Дополнительный материал.

Приложение 1.

Песок – рыхлая сыпучая порода, состоящая из отдельных крупинок, образующаяся из кварца. Форма песчинок овальная, угловатая, величина песчинок различна. На ощупь песок твёрд и груб. Песок окрашен железной ржавчиной, поэтому чаще встречается жёлтого цвета, но бывает и белый. Песок лёгок, но тяжелее воды. Он быстро пропускает воду, почти не задерживая её. Месторождения песков и песчано-гравийных смесей расположены в западных районах области, вблизи района сноса терригенных обломков Урала. Они образовались на нижних террасах Исети, Миасса, являясь аллювием этих рек. Наиболее известными месторождениями строительных песков являются Водолазовское в Катайском и Косулинское в Щучанском районах. Крупные месторождения бетонного песка и гравия довольно высокого качества разведаны в Далматовском районе. Песок чаще всего залегает в верхних слоях земли. Его используют в разных целях. Из песка изготовляют строительные смеси, кирпич, для пищевой посуды используют специальный песок, а так же для изготовления стекла. В летнее время у берегов рек, озёр, а чаще всего возле моря, любители песочных скульптур используют влажный песок для изготовления своих скульптурных работ.

Пески стекольные
Имеется одно месторождение кварцевых песков — Подборновское, расположенное в Белозерском районе. Стекольные пески хорошо отсортированы, озерно-лагунные по происхождению.
 

Глина.

   Сухая глина тверда, хрупка и ломка, легко превращается в мельчайшие пылинки, пачкающие руки; на ощупь эти пылинки мелкие, нежные; при дыхании на глину ощущается характерный глинистый запах (пахнет печкой). Глина в сыром виде очень мягкая, вязкая, пластичная (из неё можно лепить). Глина медленно впитывает в себя воду, набухает и после этого воду через себя не пропускает. Глина – водонепроницаемая горная порода. Глины, содержащие в себе значительные примеси песка, называют «тощими». К кирпичным глинам относятся всевозможные сорта тощих (не пластичных) легкоплавких глин и суглинков, которые не содержат вредных примесей: кусочков серного колчедана, органических веществ и известняка. При обжиге эти глины дают крупнозернистый, пористый, с землистым изломом черепок, проницаемый для жидкостей и газов Основные запасы кирпичного сырья сосредоточены в западной части области, где и находится большая часть кирпичных заводов. Восточные районы не обладают достаточной сырьевой базой для кирпичного производства. Главным видом кирпичного сырья являются морские глины палеогенового возраста. Толща таких глин вскрывается долинами рек Тобол, Миасс, Исеть и их притоков. Мощность глин достигает в  отдельных районах 30-35м.

Торф – это осадочная порода. Образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озёр болотными растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоёмов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков не происходит, так как не хватает кислорода; происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50-60%) торфа различного качества. Торф имеет бурый цвет. Он хорошо впитывает воду. Торф – это горючее вещество, поэтому его используют в качестве топлива. Ещё его используют при производстве органических  удобрений. Основное число выявленных месторождений торфа расположено в северо-западной части области. Существует несколько сотен месторождений.

Железная руда – это природное минеральное образование, содержащее железо и его соединения. Руда – это полезное ископаемое, образовавшаяся во время застывания магматического очага, в котором содержатся металлы не в чистом виде, а вместе с такими веществами как кислород и сера. Руды имеют вес и твёрдость, но не достаточно прочны, потому что оставляют след, если поцарапать их ножом. Руда имеет особый металлический блеск, обладает плавкостью и теплопроводностью. Расплавленный металл тягуч и теплопроводен. С давних пор человек ищет месторождения руд, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из их сплавов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость; другим – прочность, твёрдость, долговечность, а третьим – лёгкость и блеск. Чистое железо, например, очень мягкий металл, из которого не сделаешь и гвоздя. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и разные примеси. Железная руда добывается и в нашей Курганской области. Курганская железорудная зона является непосредственным продолжением главного железорудного пояса Тургая в Северном Казахстане. Она располагается в северо-восточном направлении, от границы с Казахстаном до границы с Тюменской областью.

Источник