Конспект урока полезные ископаемые россии 8 класс

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Читайте также:  Заявка на полезную модель и из одновременно

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор —  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник

Конспект урока по географии в 8 классе

«Минеральные ресурсы России»

Цель урока:

  • Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России.

Задачи урока:

    • Познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, изучить состав полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

    • Познакомить с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны.

    • Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.

    • Выявить пути рационального использования полезных ископаемых.

    • Рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

    • Продолжить формирование умения работать с географическими картами и сопоставлять их.

    • Воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 
      Оборудование:

Карты: физическая и тектоническая карты России. Коллекция полезных ископаемых и горных пород. Таблицы: «Образование рудных полезных ископаемых», «Образование нефти», «Образование ископаемого угля».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

(Слайд №1) Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоитвыявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы,связанные с их добычей.

I. Полезные ископаемые.. Виды полезных ископаемых.

-Полезные ископаемые, что это такое? (Слад№2)

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения изучаются образцы полезных ископаемых)

Полезные ископаемые делятся на две группы- рудные (металлические), нерудные(неметаллические),последняя группа, в свою очередь, делится еще на две группы- горючие и химическое сырье.

-Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы, пользуясь тектонической картой в атласе.

-Вспомним, из ранее изученного материала, на какие группы делятся горные породы по происхождению?

(Сайд №3) Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные,также встречаются полезные ископаемые той и другой группы метаморфического происхождения (железистые кварциты- рудные, мрамор- нерудные). Исключение составляют алмазы, т.к. неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.

Читайте также:  Какое море будет полезно для кожи

Полезные ископаемые

рудныенерудные

(металлические)(неметаллические)

железная руда, медная руда

химическоегорючие

сырье

соли, гипснефть, газ,

каменный уголь

магматическиеосадочные

железистые

кварцитыметаморфические мрамор

алмазы

II.Условия образования полезных ископаемых.

-Почему такое разнообразие рудных полезных ископаемых?

Это можно объяснить тем, что разные условия образования, разный состав магмы, (с. 63 рис.).С больших глубин из магматического очага произошло внедрение магматических масс. Магма медленно остывает, постепенно образуя кристаллические горные породы и обеспечивая образование полезных ископаемых.

Если магма кислая, то из нее образуется гранит, если еще она насыщается летучими веществами – тодрагоценные камни. Так возникли знаменитые уральские самоцветы. Базальтовая магма- основаобразования руд: меди, никеля, платины. На большой глубине при температуре 3500 С из нее образуетсявольфрам, молибден, на средних глубинах -золото, свинец, малых глубинах (2000 С) — ртуть.

Отсюдаследует, что разнообразие рудных полезных ископаемых зависит от температуры магмы, ее состава иглубины залегания.(Запись в тетради).

Рассмотрим образование осадочных полезных ископаемых.

Нефть имеет органическое происхождение, залегает на глубине, в толще песчаных пористых пород, вприподнятых участках пластов. Образовывалось такое месторождение на протяжении длительнойгеологической истории Земли (500 млн. лет). Мы видим, что происходила смена периодовблагоприятных для образования нефти, с периодами, в которых отсутствуют условия для возникновениянефти.

Как образовывался каменный уголь вы знаете из курса биологии. Древние папоротники попадают вусловия ограниченного доступа кислорода, избыточного обводнения. Тектонические движения приводят к погружению пласта, меняются условия (высокое давление и температура), что приводит к возрастанию количества углерода. Чем глубже залегает пласт, тем лучше качество угля.(Демонстрация образцов каменного угля).

III.Закономерности размещения полезных ископаемых.

-Как полезные ископаемые распределяются?

-Какие полезные ископаемые искать в горах, а какие на равнинах?

Ответить на эти вопросы нам поможет схема , которой мы пользовались при изучении темы: «Горы.Равнины». Давайте ее прочтем и дополним.

ГОРЫ —►СКЛАДЧАТОСТЬ —►магма—►МАГМАТИЧЕСКИЕ —►? (рудные) (Слайд №4)

ГОР. ПОРОДЫ

РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА—►чехол—►ОСАДОЧНЫЕ ГОР.ПОР.—►? (нерудные)

—► фундамент—►МАГМАТИЧЕСКИЕ—►? (рудные)

(Слайд№5-6) ГОР.ПОР.

-Как объяснить присутствие железных руд на платформе?

-Почему руды залегают в горах?

-Пользуясь тектонической картой, сравните Уральские горы и Верхоянский хребет по количествуместорождений полезных ископаемых. Где больше?

— Сравните их по возрасту, что образовалось раньше?

-Вывод: чем горы старше, тем они богаче полезными ископаемыми.

-Значит ли это, что молодые горы не имеют запасов полезных ископаемых?

IV.Основные месторождения полезных ископаемых нашей страны.

Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемыхнашей страны. Но прежде нам нужно узнать, что такое месторождение, бассейн? Обратимся к учебнику63 с. (Слайд №7)

Работа с картой.

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит,Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева меря,о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд.тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы- Якутия, Архангельская область.

V. Сообщения учащихся.

VI.Пути рационального использования. Экологические проблемы.

Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам угля, нефти, железной руды, газа, апатитов мы занимаем одни из первых мест. Однако высокая степень обеспеченности имеет минусы-«что имеем не храним». Чем больше добываем, тем меньше остается- «потерявши, плачем»,« чтобы не пришлось«плакать», нужно экономно расходовать минеральные ресурсы. Пути рационального использования вы

найдете в учебнике на 65 с.

(Слайд №8).В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Ильменский заповедник находится в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте в Челябинской области.  В мире нет участка равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, аметист, опал, топаз и многие другие. Гордость заповедника — его естественно-исторический музей, в котором представлен этот уникальный комплекс. Большое разнообразие животного и растительного мира подтолкнуло власти к тому, что в 1935 году заповедник был преобразован в комплексный для сохранения и изучения природных минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала.

(Слайд №9-10).Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.(Слайд№11.) Крупные проблемы связаны с загрязнением нефтью не только в процессе добычи, но во время перевозок

VII.Закрепление.

Повторить виды полезных ископаемых , закономерности размещения, понятия (месторождение, бассейн)/

Домашнее задание :

Раковская Э.М. География: природа России. 8 кл. §11; на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Дополнительный материал по теме.

О нефти и газе.

Нефть горючая маслянистая природная жидкость. Цвет нефти весьма разнообразен. Чаще всего бывает окрашена в коричневые, тёмно-коричневые и черные тона. В настоящее время почти во всех отраслях промышленности в том или ином виде употребляется нефть или получаемые из нее продукты. Существуют различные теории происхождения нефти. Первая в мире теория происхождения нефти принадлежит гениальному русскому учёному М. В. Ломоносову. По его мнению нефть «выгоняется подземным жаром» в земных глубинах из каменных углей. Основоположником современного представления о происхождении нефти является крупнейший русский учёный академик И. М. Губкин. Институт нефти носит имя И. М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г., а нефтяной фонтан Шаима — через семь лет. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина — огромная низменность площадью 3 млн. км2. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни километров топких болот в темнохвойной неосвоенной тайге. Как определить точку для буровой? Это можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. И. М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 году в Среднее Приобье была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти — Усть-Балыкское и нефтяную «жемчужину»- месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения — Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга -Уренгойское — газовую «жемчужину». Сегодня Россия занимает 1 место по добыче природного газа. С севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ — экологические чистое и калорийное топливо идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу.

Читайте также:  Чем полезна настойка стручкового перца для волос

Открытые месторождения нефти и газа дали мощный толчок освоению Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников -г. Сургут, столица газовиков — г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

О добыче алмазов в Якутии.

Первые алмазы в мире были обнаружены в южной Африке. Коренные месторождения были найдены в трубках взрыва около местечка Кимберли (ЮАР). Отсюда все коренные месторождения алмазов стали называть кимберлитовыми трубками.

В России коренные месторождения алмазов обнаружены были в Якутии на р.Вилюй — «алмазной реке»

— в годы Великой Отечественной войны. Отряд состоял из 5 человек. В распоряжении их было пятнадцать оленей. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмаза в 4 карата. Пиропы — спутники алмазов, это красного цвета минералы, которые называют «слезами» алмазов. Нашел пиропы — значит, нашел алмазы. Но главное, надо было найти кимберлит — зеленоватую породу, в которой и встречаются алмазы. Найти кимберлит, значило найти коренное месторождение алмазов. Начальник отряда наткнулся на лисью нору, около которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это был кимберлит. Рыли небольшие канавы, шурфы. В куске кимберлита обнаружили кристаллик алмаза. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку, и начальник отряда карандашом старательно вывел надпись: «Трубка мира». Это были первые якутские алмазы.

В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира, табак отличный». Потом найдены были другие кимберлитовые трубки. Был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Сейчас- это центр алмазодобычи в Якутии.

Через несколько десятков лет алмазы были найдены на другой древней платформе — Русской вАрхангельской области.

Кимберлитовые трубки при добыче превращаются в глубокие колодцы:, по стенкам которых и лежаталмазы. Техника заполняет выхлопными газами колодец, работа становится опасной, и людипрекращают работу до полного выветривания газов со дна трубки. Как же образуются эти уникальные, твердейшие минералы, по составу аналогичные с мягким графитом? В состав алмаза и графита входит углерод. Алмазы образуются, когда магма, поднимающаяся из недр, закупоривает канал, а пазы стремятся выбыть пробку магмы. Происходит взрыв, при огромном давлении и высокой температуре на стенках трубки взрыва образуются алмазы.

Как правило, коренные месторождения алмазов связаны с разливами лавы — траппами.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слояхпочвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные долипроцента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах,обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря им, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома.В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешнийвид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраскацветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает имкрасную или розовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растенияможет подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблейрастения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосенвместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьеввызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм иотмиранию кончиков листьев.

ГОРЫ —► СКЛАДЧАТОСТЬ —►магма—►МАГМАТИЧЕСКИЕ —►? (рудные) 

РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА—►чехол—►ОСАДОЧНЫЕ ГОР.ПОР.—►? (нерудные)

Источник