Конспект урока полезные ископаемые в родном краю
Ход занятия
В:- Ребята, как вы уже знаете, все мы с вами живем на такой чудесной планете, которая называется?
Д:- Земля.
В:- Правильно, Земля. Вот это модель Земли? Как она называется?
Д:— Глобус.
В:- Правильно, полюбуйтесь на него и скажите, почему наша планета Земля не одного цвета?
Д:— Потому, что на ней много воды, ледников, гор, есть пустыни.
В:- Правильно, ребята.
В:— Ребята мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая.
Какие признаки живого вы знаете?
Д:— Все живое дышит, размножается, растет, двигается, питается.
В:— Верно, ребята. А сейчас давайте поиграем с вами в игру« Живая- неживая». Я буду называть предметы, а вы будете показывать круги: если живая- зеленый, неживая- красный.( проводится игра )
В:- Молодцы, ребята все справились с этим заданием.
В:— Ребята, наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах.
Места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые называется – месторождением.
Природные богатства, которые люди добывают на поверхности и из глубины земли называются – полезными ископаемыми.
В:— Ребята наш край тоже богат различными ископаемыми.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о богатствах нашего края.
В:— Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?
Д:— Золото, нефть, гранит, руда, мрамор, изумруд.
В:— Это вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о полезных ископаемых которые мы с вами уже выучили.
Д:— Куй железо- пока горячо.
Время горы рушит, вода камни точит.
Соль на вес золота.
На песке дом не построишь.
Молчанье- золото, а слово – серебро.
Один человек отличается друг от друга, как алмаз от серебра.
В:- Ребята, посмотрите и скажите мне, что это?
Д:— Это карта.
В:- Да, верно. Карта – это тоже модель нашей планеты Земля.
А это карта нашего Донецкого края. На ней есть разные черные значки,ониозначают ,где какиеполезные ископаемыенаходятся.
В:— А кто мне скажет, как называются люди, которые занимаются изучением и поиском природных богатств?
Д:— Геологи.
В:- Правильно, геологи.
В:- Ребята, а вот знакомые геологи подарили нам коробочку с полезными ископаемыми. Давайте их рассмотрим.
Ребята, но тут еще имеются загадки. Если мы их разгадаем, то тогда и узнаем какие же полезные ископаемые нам подарили геологи.
В:- Вот послушайте первую загадку.
.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:- О каменном угле?
В:- Да, ребята, это каменный уголь ( предлагаю детям его рассмотреть).
В:— Какие свойства угля вы знаете?
Д:— Уголь черного цвета,
Уголь твердый, хрупкий
Уголь тяжелый
Не имеет запаха. Уголь оставляет отпечатки. Он не растворяется в воде.
В:- Ребята, а вы знаете, что много миллионов лет назад на болотах росли папоротники, гигантские деревья. Они погибали,падали в болото, покрывались илом и спрессовывались. За миллионы лет слои погибших растений все уплотнялись и превращались вкаменный уголь.Наш край очень славится добычей каменного угля. Его добывают в шахтах таких городов, как: Донецк, Макеевка, Горловка, Покровское.
В:- Ребята, скажите пожалуйста для чего человек использует уголь?
Д:- Человек использует уголь для:
— отопления жилых домов;
— на заводах и фабриках;
— на электростанциях;
— для выплавки чугуна и стали;
— для приготовления красок и лаков;
— используется в медицине.
В:- Как называется профессия людей добывающих уголь?
Д:— Шахтеры.
В:-А теперь послушайте следующую загадку:
Гончар для меня разведет жаркий пламень
Сухая я, твердой бываю как камень
Размочат- как тесто податливой буду.
Могу превратиться в игрушку, посуду.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:-О глине.
В:-Правильно, это глина. Давайте ее рассмотрим и расскажемо ее свойствах.
Д:- Глина коричневого цвета .Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная. Глина не имеетзапаха.
В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой,белой и даже черной.Глина образовалась при разрушении скальных пород .Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.
В:- В нашем регионе глину добывают в карьерах шаговыми экскаваторами в таких городах, как Часов-Яр, Крамоторск, Волноваха.
В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?
Д:— Глину применяют в строительстве(делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.
В:- Ребята, скажите, а как называется профессия человекакоторый делает глиняную посуду?
Д:- Гончар.
В:- А вот еще одна загадка, послушайте ее:
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже.
Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.
В:-А эта загадка о каком полезном ископаемом?
Д:-О песке.
В:— Правильно, этопесок. .Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойстваимеетпесок.
Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий. Песок не имеетзапаха.
В:- А еще песок является родственником глине. Он такжеобразовалсяпри нарушении скальных пород. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.
В:-А где используют песок?
Д:-Песок используют в строительстве, из песка изготавливаютстекла, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.
В:-Ребята, самые крупные песочные карьеры нашего края находятся в Красном Лимане. Добывают песоктоже экскаваторами.
В:- Ребята, послушайте следующую загадку:
Он может быть цветным и белым, им дети любят рисовать.
Художник он в руках умелых, картины может создавать.
Нам без него ремонт не сделать и потолок не побелить.
Ведь, чтобы потолок был белым, его нам надо применить.
В:-О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:— О меле.
В:-Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет мел.
Д:— Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий. Мел не имеет запаха. Мел оставляет отпечатки. Мел не растворяется в воде.
В:- Ребята, миллионы лет назадна земле простирался древний океан. На днеэтого океана росли различные водоросли, жили малюски, ракообразные, морские ежи, морские звезды .Со временем остатки отмершихорганизмовоседали на дно и откладывались слоями. Так появилисьизвестковые , меловые отложения.
В:— Ребята, скажите, где используют мел?
Д:-Мел используют в строительстве(делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине ( изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок).Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений). Из мела изготавливают пудру, тени.
В:- Меловые месторождения в нашем регионе находятся в Славянском р-оне в Райгороде и вг. Дружковке..
В:- Ну, а теперь, послушайте последнюю загадку:
Этот белый минерал, он на кухне генерал.
Без него супы и кашане понравится нам даже.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:— О соли.
В:- Верно, это соль. Давайте рассмотрим соль и вы расскажите о ее свойствах.
Д:-Соль белого цвета. Соль хрустит. Соль растворяется в воде.
Соль соленая на вкус. Соль не имеет запаха.
В:- Ребята, А вы знаете, что месторождения соли находятвысоков горах. В древности на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а сольпревращалась в кристаллики и получились мощные пласты соли.
В:— Соль люди начали добывать очень давно. Первые солевые рудники появились на реке Бахмуте .Соль продавалибогатым купцам и стоила она очень дорого. Поэтому не зря говорят: « Соль- на вес золота».
В:- А кто мне скажет, где применяют соль?
Д:— Соль употребляют в пищу. Соль используют в медицине. Соль используют в сельском хозяйстве как удобрение .Соль применяют в строительстве.
В:- В нашем регионебольшое месторождение соли находится в г. Солидаре Артемовского р-она. В соляныешахты Солидара ежедневноспускаются множество туристов, чтобы осмотреть ее и подышать ее лечебным воздухом.
В:- Ребята, вот мы и поговорили о некоторых полезных ископаемых.
— Назовите их.
Д:- Это каменный уголь, глина, песок, мел и соль.
В:-А теперь скажите мне пожалуйста, кто исследует полезные ископаемые?
Д:— Их исследуют ученые, исследователи.
В:- А где проводят исследования?
Д:- Исследования проводят в лаборатории.
В:-А что такое лаборатория?
Д:- Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.
В:— А теперь, давайте представим себе, что мы с вамиисследователи.
Я буду старшим научным руководителем , а вы младшими научными сотрудниками и лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.
ФИЗМИНУТКА.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все в нашем зале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок,
А теперь бежим в припрыжку.
Молодцы, вы ребятишки!
Замедляем тихо шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.
В:- Вот наша научная лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.
-Проводить исследования выбудетеподгруппами. Вы будете проводить опыты, обмениваться мнениями о свойстве своего полезного ископаемого и зарисовыватьсвои исследования в журнал исследований.После исследования полезных ископаемых лидеры ваших подгрупп доложат нам об их результатах. И мы послушаем у кого будетсамый интересный доклад о полезном ископаемом.
— Ноперед тем как зайти в наш пресс-центр давайте наденемспециальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:
1.Не толкать друг друга.
2.Громко не разговаривать.
3.Не тереть глаза грязными руками.
4.При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.
5.С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.
В:- Задача всем ясна? Тогдапрошу всехзанять свои места в научной лаборатории иначать свои исследования.
(Перваяподгруппа детей выполняет исследования с каменным углем)
Опыт1.
Взять уголь в руки и посмотреть на него.. Что же мы видим? На руках остались черные следы от угля.
ВЫВОД: уголь оставляет следы.
ОПЫТ 2.
Опустим в стакан с водой уголь. Что произошло? Уголь упал на дно стакана.
ВЫВОД: Уголь тяжелый.
ОПЫТ 3.
Опустим в стакан с водой уголь, помешаем его палочкой. Что мы видим?Уголь в воде не растворился.
ВЫВОД: Уголь в воде не растворяется.
Лидер 1-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод: уголь-черный и оставляет отпечатки; уголь тяжелый; уголь не растворяется в воде. Предположение подтвердилось.
(Вторая подгруппа детей выполняет исследования с песком и глиной)
ОПЫТ 1.
Насыпаем на один белый лист бумагипесок, а на второй глину.С помощью лупы рассматриваемпесок и глину. Из чего состоит песок? (Из песчинок и камешков разной формы и размера, песчинки отделены друг от друга).
Теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина?( Из мелкихчастичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.)
ВЫВОД: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек , сильно скрепленных между собой.
ОПЫТ 2.
В стакан с песком аккуратно нальем воду. Куда исчезла вода? Вода впиталась в песок и устроилась между песчинками.
В стакан с глиной нальем воду. Что произошло? Вода впитывается медленно, чем в песок. Вода остается сверху на глине.
ВЫВОД: Вода быстро впитывается в песок, т.к. песчинки не скреплены между собой, песок пропускает воду. Вода в глину впитывается плохо т.к. ее частички крепкоскреплены между собой, глина не пропускает воду.
Лидер 2-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод, чтопесоксостоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые сильно скреплены между собой; песок пропускает воду, а глина воду не пропускает т.к. ее частички крепко скреплены между собой. Предположение подтвердилось.
(Третья подгруппа детейвыполняет исследования с мелом и солью)
ОПЫТ 1.
В стакан с водой опустим мели размешаем его палочкой. Что мы видим? Мелне растворился в воде.
ВЫВОД: Мел в воде не растворяется.
ОПЫТ 2.
Опустить мелв стакан с уксусом, посмотрим , что случилось? Мелв стаканеначинает шипеть, появляются пузырьки, мел становится меньшеразмером.
ВЫВОД: Мел- это известняк, когда добавили уксус, он превратился в другое вещество- углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков и стал меньше размером.
ОПЫТ 3.
В блюдечко мы насыпали соль и стали на нее надавливать ложкой. Мы услышали хруст и сравнили его с ходьбой по снегу в морозный день.
ВЫВОД: Соль хрустит.
ОПЫТ 4.
В стакан с водой насыпать ложку соли и размешать ее палочкой. Что произошло? Соль исчезла, растворилась.
ВЫВОД: Соль растворяется в воде .
ОПЫТ 5.Взять стакан с солью и набрать соль на кончик ложки и попробовать ее на вкус.. Какая соль на вкус? Она соленая.
ВЫВОД: Сольсоленая на вкус.
Лидер 3-й подгруппы докладывает о том, чтона основе проделанных опытов можно сделать вывод, что мел в воде не растворяется;мел при добавлении уксуса превратился в углекислый газ, который выделялся в виде пузырьков и стал меньше размером; соль хрустит если на нее надавить ложкой; соль растворяется в воде, соль соленая на вкус. Предположение подтвердилось.
Итог занятия. Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Вы отобрали образцы полезных ископаемых и провелис нимизанимательные опыты . Вы много рассказали о свойствах полезных ископаемых о их применении и я думаю, что когда вы станетевзрослыми кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края. А в группе у нас есть свой мини-музейи мы в него поместим новые экспонаты полезных ископаемых.
Источник
ТАБАЧНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ
Открытый урок по «Я и Украине» Природоведение
4 КЛАСС
ТЕМА: «Полезные ископаемые в родном крае»
УЧИТЕЛЬ: ДЕМБИЦКАЯ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
2012 – 2013 учебный год
Урок на тему «Полезные ископаемые в родном крае».
Цель: — ознакомить учеников с полезными ископаемыми АРК и Бахчисарайского района;
— раскрыть их значение в народном хозяйстве;
— формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, исследовательские навыки;
— воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к естественным богатствам;
Оборудование: карта «Полезные ископаемые», коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого, презентация, мультимедийный проектор,
ХОД УРОКА
Организационный момент
II.Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока
« Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга, Где весело шумят и блещут воды И мирные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды Не смеют лечь угрюмые снега? Скажи мне, кто видел край прелестный…» (А.С.Пушкин)
— Это стихотворение А.С.Пушкин посвятил удивительному месту, в котором нам посчастливилось родиться. — Как называется область, в которой мы живём? (Автономная Республика Крым) — А название района? (Бахчисарайский район) Сегодня мы будем изучать, и исследовать природные богатства нашего родного края. Вы узнаете, как их добывают и какую роль они играют в нашей жизни. С древних времён человек научился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в её недрах. Гранит, глина, песок, торф, соль, нефть, уголь – это виды полезных ископаемых. Их добывают для разных видов промышленности, народного хозяйства. Сегодня я вам предлагаю побыть людьми, чья профессия непосредственно связана с поиском природных богатств. Разгадав ребус вы узнаете, что это за профессия.
Слайд 3. — Правильно. Геологи — это люди которые ищут природные ископаемые и изучают их.Прежде, чем мы отправимся за природными богатствами, нам надо проверить вашу готовность.Метод «Микрофон» 1.Ископаемые называют полезными потому что …
2. Скопление полезных ископаемых называется …
3. Полезные ископаемые называют горючими если …
4. Полезные ископаемые называют рудными если….
5. Полезные ископаемые называют нерудными если …
III. Изучение нового материала. — Геологи очень хорошо разбираются в природных ископаемых и смогут узнать их даже по описанию. А хорошо ли их знаете вы? Загадки. (отгадки на слайде 4 – 7 ) Отгадав загадку, ученик должен сказать для чего используется данный природный материал.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. ( Глина )
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Песок и глина — очень распространенные полезные ископаемые. Они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, тарелки, блюдца, красивые вазы. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твердыми. Добывают глину в карьерах.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля — горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят его в вагонах по железной дороге.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть) Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей. Нефть — густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани. Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки.
Работа в группах. (карта на столе у учащихся) — Один из основных инструментов геолога это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и условные обозначения. Определите, какие полезные ископаемые есть на нашем полуострове. (результаты записываются на листах и вывешиваются на доске ) — Как видите, природа не обделила наш край природными богатствами. На полуострове распространена добыча полезных ископаемых, которые используются как строительный материал (известняк, мергель, мрамор, инкерманский камень). На полуострове ведётся добыча соли. До 1917года именно в Крыму добывалось 40% всей соли в стране. Месторождения газа и нефти есть в Черноморском и Джанкойском районах. Также известны Керченское месторождение железной руды. — Мне хочется вас подробнее познакомить с месторождениями полезных ископаемых Бахчисарайского района.
— Кто может назвать самое большое промышленное предприятие в нашем районе? (Цементный завод). Образовался он благодаря тому, что были найдены залежи осадочной породы — мергеля. Его используют для производства цемента и строительных смесей. Слайд 8 В селе Скалистое и Глубокий Яр ведётся добыча известняка. Много миллионов лет морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Слайд 9 А село Трудолюбовка известно тем, что там идёт добыча диабаза. Он применяется для мощения улиц, при производстве каменных изделий, архитектуре. Слайд 10 Мало кто знает что в нашем районе есть Бешуйское месторождение каменного угля (единственное в Крыму ). Находится оно в очень живописном месте долины реки Кача под горой Бешуй. Добыча угля активно шла с конца 19 века до 1949 года. Затем добычу угля прекратили из – за нерентабельности шахт. Слайд 11 Также это месторождение было известно самым дешёвым из поделочных камней — гагат (черный янтарь). Делали из него трубки, пуговицы, четки. крестики. Слайд 12 Также в нашем районе широко идут добычи голубой глины и песка. Физминутка Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой) Будут все гордится нами. Да? –да! Что же ждёт нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками), Её не обойдёшь (топают ногами), Её не проплывёшь (плывут), Её не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, всё сумеем (шагают) И своей достигнем цели. (хлопок над головой) Работа в группах — После отдыха нас ждёт исследовательская работа. Геологи должны уметь определять свойства полезных ископаемых нашей местности. (Образцы природных ископаемых каждой группе) 1 группа – миргель, глина. 2 группа – известняк, уголь. Результаты записываются в таблицу.
Прозрачное или непрозрачное
Цвет
Запах
Твёрдость/
ломкость
Растворимое или нерастворимое
Горит или не горит
Применение
Устно сделать вывод о свойствах каждого описанного полезного ископаемого. Работа с учебником (стр. 149). — А теперь геологи отправятся в самостоятельный поиск. Я прошу вас прочитать два последних абзаца и выяснить, способы добывания полезных ископаемых в Украине. (Открытые карьеры, шахты, буровые скважины) Слайд 13
— Определите, каким способом добываются природные ископаемые ( нефть, известняк, каменный уголь, мрамор, золото, мергель). Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых. Запасы известняков огромны, длина некоторых пластов достигает сотен километров, толщина – до 3км. В недрах Земли текут целые реки нефти, есть пустоты заполненные газом, подземные дворцы из каменного угля, драгоценных камней, обычной поваренной соли. Геологи постоянно открывают новые месторождения полезных ископаемых.
Постановка проблемного вопроса. — Так есть ли необходимость бережно относиться к полезным ископаемым, если их так много? — Почему мы должны бережно относиться к природным ресурсам? (они не безграничны). А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? ( Собирать металлолом. Нужно экономить свет, этим мы сохраним запасы каменного угля). Когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых. IV. Закрепление материала. Тест на слайдах. Ответы на листочках. Самопроверка по проектору. Слайд 14 — 16 Итог урока. — Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.- Что изучают люди этой профессии? Нужны ли геологи нашему Крымскому полуострову? — Так как наш полуостров богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов этой профессии готовит Институт горного дела и геологии в г.Донецк. — И пусть многие из вас выберут другой путь в жизни, но в вашей памяти останется наш урок – поиск. Домашнее задание. 1 группа – написать сочинение «Каким природным ископаемым я бы хотел быть» 2 группа – приготовить сообщение об одном из природных ископаемых.
Источник