Конспект урока рельеф и полезные ископаемые россии

Конспект урока рельеф и полезные ископаемые россии thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 103

Советского района г. Волгограда

Методическая разработка урока:

 «Геологическое строение,

 рельеф и полезные ископаемые России»

8 класс

Выполнила:

учитель географии,

Азатян Татьяна Срапионовна

Волгоград 2013г

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Наносить на контурную карту  формы рельефа;
  • Соотносить формы рельефа и геологические структуры;
  • Определять по описанию крупные горные вершины;
  • Находить в атласе ответы на поставленные вопросы;
  • Называть горные породы, используя их признаки;
  • Отвечать на блиц-опрос  по данной теме.

Познавательные:

  • Находить в атласе достоверную информацию;
  • Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • Определять цель и проблему на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели в группе;
  • Работать по маршруту, постепенно достигая цели

Коммуникативные:

  • Организовывать работу в группе;
  • Преодолевать конфликты;
  • Понимать позицию другого;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу;
  • осваивать новые социальные роли и правила;
  • осознавать свои эмоции и контролировать их.
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Компьютер, проектор

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА

ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.

Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране.  Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»

Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?

Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»

Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:

маршрутным листом, атласом.

Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:

— пройти маршрут урока;

—  выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».

Вопрос:  Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?

Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.

 ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.

Профессия геолога, путешественника полна  приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Ответ «крокос» — «шафран»-   крокоит

Вопрос:   Кто готов дать ответ?

Возникает проблемная ситуация.

ЭТАП 3.   Планирования.

Учитель:  Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!

Подсказки –  это буквы, составляющие слово «крокоит»

ЭТАП 4.  «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.

Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!

Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.

№ 1 .  Старт «Карта»

Учитель:

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

  1. Плато  Путорана
  2. г. Народная
  3. Среднерусская возвышенность
  4. Хр. Черского
  5. г. Белуха
  6. Западно- Сибирская равнина
  7. Восточный Саян
  8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на  контурную карту географические объекты.

 2. Привал  « Рельеф и геология»

Учитель:

Без знания прошлого нам не понять,

Как могут нынче так горы стоять?

Почему в это море той речке впадать?

И где нужно уголь и нефть добывать?

Вчера и сегодня вы сопоставьте,

Рельф и структуру на место поставьте!

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

Формы рельефа

Геологические структуры

  1. Алданское нагорье

1. Герцинская складчатость

  1. Восточно-Европейская равнина

2. Кайназойская складчатость

  1. Уральские горы

3. Мезозойская складчатость

  1. Верхоянский хребет

4. Анабарский щит

  1. Кавказские горы

5. Платформа Сибирская

  1. Плато Путорана

6. Байкальская складчатость

  1. Восточный Саян

7. Щит Алданский

  1. Сибирское плоскогорье

8. Платформа Восточно-Европейская

Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.

Формы рельефа

Геологическое строение

  1. Алданское нагорье

Щит  Алданский

  1. Восточно-Европейская равнина

Платформа Восточно-Европейская

  1. Уральские горы

Герцинская складчатость

  1. Верхоянский хребет

Мезозойская складчатость

  1. Кавказские горы

Кайназойская складчатость

  1. Плато Путорана

Анабарский щит

  1. Восточный Саян

Байкальская складчатость

  1. Сибирское плоскогорье

Платформа  Сибирская

3. «Восхождение»

Учитель: 

Путешественник стремится

К тем местам, где не бывал.

Смелым быстро покорится

Весь Кавказ и весь Алтай!

Продолжай свой путь отважный!

Верь удачливой звезде!

Покори свой самый важный

Пик к заветнейшей мечте!

        Учитель:  Зачитывает описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э.  В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы  гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».  Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.

Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.

Ученики: выходят к доске по  одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.

 (За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)

4.  Привал  «Легкое перо»

Учитель:

Представьте, друзья, что открыли вы край,

Где вы не бывали, и никто не бывал!

Как рассказать об открытии этом,

Если рожден ты, увы, не поэтом?

Как подобрать к описанью слова,

Чтоб достоверность и краткость была?

Вот тренируйтесь: дана вам опора,

Есть правда лишних в списке два слова.

        Их ты не трогай, а из остальных

        Составь описание лучше других,

        В одно предложение все умести,

        За каждое слово получишь очки!

  1. По-ов Таймыр
  2. Срединный хребет
  3. Кайнозойская складчатость
  4. Землятресение
  5. г. Эльбрус
  6. Лава
  7. Туф
  8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова:  По-ов Таймыр, г. Эльбрус

5.  Привал «Черный ящик»

Учитель:

Перед вами черный ящик.

В нем лежит предмет искрящий,

Вместе с ним предмет тяжелый,

Рядом- мягкий и знакомый.

Я подробнее о них

Вам прочту сейчас же стих.

Кто узнает минерал-

Тут же руку поднимай.

Учитель: раздает черные ящики с заданиями.

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

Был железом- станет сталь!

Цвет имеет серо-черный,

В КМА запас его огромный.

(Гематит)

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

В строительстве дома и мостовой.

Цветов он бывает разных в природе.

Богата Карелия этой породой.

(Гранит)

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

Повсюду полезным окажется он,

С древности люди его применяют.

В центральной России сейчас добывают.

(Известняк)

Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.

Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции  или отряда остается  последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.

  1.  «Последний перевал»!

Учитель:

Очень трудно, очень сложно

Помнить все определенья,

Капитанам нужно быстро

Закончить верно предложенья!

  1. Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
  2.  Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
  3.  К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
  4. Самые длинные горы России …..( Уральские)
  5. Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
  6. Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
  7.  Форма оледенения из смеси  льда, песка,  глины, щебня — это…  ( морена)
  8. В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
  9. Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
  10. Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
  11. Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
  12. Самые высокие горы России…….(Кавказ)
  13. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
  14. Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
  15. Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
  16. Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
  17. Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
  18.  К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.

Иск.)

  1. Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время:  ….(кайнозойская)
  2. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение

Ученики:  начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.        

ЭТАП 5.    Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.

Ученики называют ответ:  крокоит

Демонстрация ролика о крокоите.

Учитель: Описание минерала и его характеристики

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.

Крокоит — исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии» в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.

Крокоит — минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.

Крокоит — редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах — Австралия.

ЭТАП 6.    Рефлексия.

Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.

Вопросы учителя:

С какими трудностями вы встретились в пути?

Что помогло вам в нашем приключении?

Ответы учеников…

Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои  результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.

Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно.

Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.

ЭТАП 7.    Домашнее задание.

Учитель:   Предлагаю вам,  использовать свои знания по данные теме и  написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и  полезных ископаемых Волгоградской области»

А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.

Литература:

  1. Андреева В.Н.  Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
  1. География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
  1. География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  2. Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
  1. Занимательная  география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009

Информационные ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library

https://festival.1september.ru

https://www.mirgeografii.ru

https://pedsovet.su

Источник

  • Аджатаева Альжанат Салибиевна, учитель географии

Цели и задачи урока:

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа: равнин и гор.

  • Проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России.

  • Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. Расширить знания по предметам.

  • Активизировать познавательную активность учащихся.

Оборудование: физическая, тектоническая карты России, картины вулканов, гор, равнин, видеофрагмент “Горообразование”. “Рельеф Дагестана”, макеты “Строение вулкана”

Содержание урока:

1. Объяснение хода урока-путешествия, краткое содержание заданий для каждой станции.

2. Путешествие по станциям

3. Подведение итогов.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”. (Н М Пржевальский)

Учитель: На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в памяти надолго.

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, выполняя различные задания. Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы отправляемся в путешествие. Н. М. Пржевальский сказал: “А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”.

Вот и мы совершим путешествие по необъятным просторам нашей страны, делая остановки на станциях: карта, словарная, творческая, краеведческая, эрудит, экологическая. Информацию мы будем получать из карт атласа, видеофрагментов, таблиц, картин.

Учитель: Открыли тетради, запишите число и тему урока.

Итак, в путь. Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.

Станция 1- Карта.

Учащиеся получают задания в конвертах, прикрепляют названия различных форм рельефа на стенную физическую карту России.

Задания для 1 варианта:

1. Кавказ.

2. Восточно-Европейская равнина.

3. Уральские горы.

4. Саяны.

5. Хребет Джугджур.

6. Чукотское нагорье.

7. Сихотэ-Алинь.

8. Верхоянский хребет.

9. Ключевская Сопка.

10. Горы Бырранга.

Задания для 2 варианта:

1. Западно-Сибирская равнина.

2. Алтай.

3. Алданское нагорье

4. гора Эльбрус.

5. хребет Черского.

6. Корякское нагорье.

7. Становой хребет.

8. Среднесибирское плоскогорье.

9. Становое нагорье.

10. Валдайская возвышенность.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к станции: “Словарная”.

Учитель: сегодня вам предстоит подняться на свою вершину. Перед вами висит один из “пятитысячников” горной системы — Кавказ. Высотные пояса горы-задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя вы будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на 1000 метров. Если выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

Задания для 1 варианта:

1. Древние устойчивые участки земной коры, (платформа).

2. Скопление полезных ископаемых (месторождение)

3. Преобладающая форма рельефа Дагестан (горы).

4. Рыхлые глинисто валунные ледниковые отложения (морена)

5. Карта, содержащая информацию о горных породах (геологическая)

Задания для 2 варианта:

1. Выход кристаллического фундамента платформы (щит)

2. Внешние рельефообразующие процессы (экзогенные)

3. Формы рельефа, образованные деятельностью ветра (барханы)

4. Что общего у следующих полезных ископаемых: уголь, нефть, поваренная соль (осадочные)

5. Назовите современный геологический временной адрес (эра кайнозойская, период четвертичный)

Восхождение на эти вершины географии закончены. Посмотрите на свои схемы, на какой высоте вы оказались.

Наше путешествие продолжается — впереди станция — “Творческая”.

Станция “Творческая”.

Учитель: Приведите примеры музыкальных, художественных, литературных произведений авторов, которых “вдохновила” природа.

Ответ: Равнины, горы вдохновляли писателей, например, Пушкин, Чехов, Лесков, Гоголь, Лермонтов. Художников: Шишкин, Левитан, Рерих, Суриков Саврасов, Федор Васильев.

Учащиеся читают стихи об Урале, Кавказе, равнине.

Учитель: А в пути без песни не обойтись: В лютый холод песня нас согреет

А в жаркий полдень согреет как вода.

А сейчас послушаем фрагмент песни В. Высоцкого о покорении горных вершин отважными людьми альпинистами. (Включить фрагмент песни В. Высоцкого “Лучше гор могут быть только горы”.)

Учитель: Движемся дальше и видим, что мы приближаемся к родному краю —

Ногайскому району.

Станция “Краеведческая”

1. Какой рельеф в Ногайском районе (равнинный).

2. Перечислите полезные ископаемые Ногайского района (нефть , сера, гипс, известняк, минеральные краски) Демонстрация коллекции полезных ископаемых.

Учитель: Движемся дальше — впереди станция “ Эрудит”. На этой станции вы должны показать знания других предметов для объяснения географических явлений. Посмотрим, сильны ли вы в математике: вам необходимо решить задачу:

Какова разница высот между самой высокой точкой страны (г. Эльбрус 5642 м.) и самым низким местом (Прикаспийской низменностью -28 м)

Решение: 5642 — (-28) — 5670 м.

Молодцы, и сейчас проверим знания химии:

1. Назовите какие химические элементы входят в состав полезных ископаемых, например алмаза, кварца, нефти.

Ответ: алмаз — углерод, кварц  кремний и кислород, нефть — углерод, водород, сера, кислород, азот, металлы — ванадий, никель, железо, алюминий, медь, магний, барий, стронций, марганец, хром, кобальт, молибден, калий, натрий, цинк, кальций, серебро, галлий, бор, мышьяк, йод.

Учитель:

Хребтами горбились породы.
Взрывались, плавились кипя
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
 (С. Щипачев)

Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием “Жизнь гор. Молодость и старость” очень возмутился Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые”. А как вы думаете?

Совершенно верно. Горы хоть и не живые, тем не менее они растут, разрушаются, стареют, превращаются, в конце концов, в равнину. Давайте посмотрим, как это происходит.

Демонстрация видеофрагмента “Горообразование”.

Таким образом, Земля как бы дышит, поднимая и опуская земную кору, а в местах разрывов земной коры отдельные огромные блоки, куски поднимаются и опускаются наподобие клавиш рояля.

Демонстрация макета “Образование гор”.

Учитель: Говоря о тектонических движениях мы имеем дело с таким физическим понятием как деформация. Вспомните из курса физики, что такое деформация?

Ответ: Деформация — изменение взаимного расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними в результате внешних воздействий. Виды деформаций – упругие, пластичные, разрывные.

Учитель: Приведите примеры деформации в горообразовательных процессах?

Ответ: упругие деформации — колебательные движения земной коры (Западно -Сибирская равнина, пластичные — складчатые движения (горы северо-востока России — Верхоянский хребет, хребет Черского и т. п.), разрывные – разломы Байкала.

Учитель: Молодцы вы показали хорошие знания других предметов и смогли их применить для объяснения географических процессов.

Учитель: Вы получили опережающее задание — составить синквейн, написать сочинение от имени гор, равнин, написать шпаргалку по теме. Проверим как вы с ним справились.

Учащиеся отвечают по домашнему заданию.

Учитель: мы приближаемся к последней станции нашего путешествия “Экологическая”.

1. Приведите примеры неблагоприятного воздействия человека на рельеф в результате его хозяйственной деятельности?

2. Какие изменения рельефа осуществлены человеком на территории нашей области?

3. Что значит охранять поверхность и недра?

Учащиеся показывают плакаты по экологии.

4. В 1920 году создан первый в мире минералогический заповедник.

Достопримечательность его — драгоценные, полудрагоценные минералы. Назовите этот заповедник? Где он находится? (Ильменский заповедник. Южный Урал)

Учитель: Наше путешествие по необъятным просторам нашей страны подошло к концу. Закончить урок я хочу словами А. Твардовского:

В природе шагу не ступить
Чтоб тотчас так иль сяк. 
Ей чем-нибудь не заплатить. 
За этот самый шаг…

Учитель: А. П. Чехов сказал — “Россия — громадная равнина, по которой носится лихой человек”. Россия страна великих равнин она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Здесь расположились крупные голода, пути сообщения, линии электропередач и др. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Добывая их человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как-бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: “Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей”

Выставление опенок.

Домашнее задание: Повторить климатообразующие факторы.

Домашнее задание: повторить номенклатуру(формы рельефа).

Источник