Конспект урока травы полезные и опасные

Конспект урока

живой мир

«Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.»

Разработала учитель начальных классов

Никитина Наталья Николаевна.2013-2014 уч.г.

Ф.И.О.:Никитина Н.Н.

Предмет: Живой мир.

Класс: 3кл.

Учебная тема: Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Дидактическая цель

Познакомить с лекарственными и опасными (ядовитыми) травами.

Задачи

Закрепить знания об отличительных особенностях травянистых растений как одной из основных групп растений. Учить работать по инструкции, сравнивать результат с образцом, развивать умения работать с учебником. Осуществлять развитие познавательной мотивации на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые

результаты

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе

критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД.

Постановка и формулирование совместно с учителем проблемы, поиск путей её решения , самостоятельное выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач, контроль результата,его оценка. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные.

Иметь представление о лекарственных растениях, их значении, правилах сбора. Знать наиболее распространённые ядовитые растения, способы оказания первой помощи при отравлении. Понимать экологические связи в природе.

Основные

понятия

Травы. Полезные травы. Опасные травы.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

-учебник «Живой мир», 3класс, Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова,

-презентация к уроку, аудиофайл,

-картинки деревьев, нераскрашенные ромашки, карточки-тексты, разрезные карточки, коробочки с лекарственными травами, рисунки детей-домашнее задание.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Слайд 2.

 Организационный момент.

Слайд 3.

-Улыбка – залог хорошего настроения, здоровья и удачи во всём.

Создание эмоционального настроя. Самоопределение к деятельности.

— Где побывали на прошлом уроке?.

Звук-шум леса.

Слайд 4.

— Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои.

Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.

-Лес нас впустил. А что мы там собирали? (грибы)

-Дома вы приготовили рисунки. Давайте прикрепим их в подходящее место на доске.

(на доске: берёза, осина, сосна, пень)

-Гриб я не белый, немного проще.

Расту я обычно в берёзовой роще.

— Кто нарисовал этот гриб?

Слайд 5.

— Очень дружные сестрички, золотистые….?

Слайд 6.

— Под осинками на кочке

Гриб в малиновом платочке.

Слайд 7.

— Под сосёнкой у ребят шляпки блестят.

Слайд 8.

— Нет грибов дружней, чем эти-

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

Слайд 9.

— Почему растут именно под этими деревьями?

— Как называются все эти грибы? (съедобные)

— А какие ещё бывают? (несъедобные или ядовитые)

— Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

— Проверим, усвоили ли вы самое важное на уроке?

Слайд 10.

— Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему?

Слайд 11.

Рефлексивная деятельность.

— Если вам было интересно  проверять домашнее задание, раскрасьте лепесток жёлтым, если скучно- синим, неинтересно-красным.

Эмоциональный настрой на изучение новой темы + физминутка.

— А сегодня окажемся в другом месте.(звуки поля).

Подведение к проблеме. Фронтальная работа.

Слайд 12.

— Где сегодня оказались?

— Растений какой группы больше всего на поле?

— Где ещё можно увидеть травы?

— Какие вы знаете?

— Что их отличает от других групп растений?

— Как мы думаете, пользу или вред приносят травы?

— Сегодня мы ответим на вопрос…

Слайд 13.

Рефлексивная деятельность.

— Если вам интересно узнать, раскрасьте лепесток жёлтым, если всё равно- синим, нет желания узнавать-красным.

— Ну, за работу.

Открытие нового знания.

Работа по учебнику.

Стр.78

Самостоятельное чтение текста.

— Какие растения называем травами?

— Где растут травы?

— Что можете сказать о цветах?

Чтение стихотворений стр. 79.

Отыскивание фото на странице. Взаимопроверка.

Чтение стихов детьми и отыскивание фото на страницах учебника.

— Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

— «Кошачья травка» —

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

— На полянке , у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные….?

Вывод: травы встречаются повсюду, многие из них цветут.

Физминутка.

Слайд 14.

— Ребята, какие из этих растений помогли вам или вашим близким, знакомым ?

— Где взять эти растения? (в аптеке, можно собрать самим)

Показ образцов лекарственных растений из аптеки.

Формирование нового знания через деятельностный подход.

Читайте также:  Алтайский край полезные ископаемые как их добывают

— Можно ли собрать или купить растения по своему усмотрению? (сначала проконсультироваться с врачом)

Чтение текста на стр.79.

Слайд 15.

— Собрать растения можно самим, но для этого надо соблюдать определённые правила.

Слайд 16.

— Прочитайте статью и составьте краткую инструкцию.

Это начало ваших предложений.

Слайд 17.

Проверка.

Слайд 18.

Рефлексивная деятельность.

— Если сделали всё правильно- жёлтый лепесток, одна ошибка-синий, много ошибок-красный.

— На какой же вопрос надо ответить на уроке?

Слайд 19.

— Могут ли растения быть врагом?

Чтение текста в учебнике на стр. 80.

— О каких опасных растениях вы узнали?

Слайд 20.

— Какой ответ вы выберите? Почему?

Вывод: растение может быть опасным, но оно необходимо животным, им можно полюбоваться; если уничтожить, не вырастет других.

— Что нужно предпринять, если всё-таки отравились?

Слайд 21.

— Кто же травы: друзья или враги?

Слайд 22.

Слайд 23.

Рефлексивная деятельность.

— Если на уроке вам было всё понятно, если узнали много нового-жёлтый, если было что-то непонятно, неинтересно-синий, если ничего нового не узнали-красный.

— Прикрепим наши цветы на ромашковое поле.

Ромашка – лекарственное растение. Ромашковый чай лечит болезни желудочно-кишечного тракта, успокаивает, способствует релаксации.

Показ музыкального видеоклипа о ромашке. Чаепитие.

Слайд 24.

Презентацию к уроку можно найти на сайте с одноимённым названием.

Просмотр содержимого документа

«конспект урока живой мир «Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.» »

Источник

Конспект занятия

«Мир растений: лекарственные и ядовитые растения»

Цель: формирование у детей знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

Задачи:

узнать о свойствах лекарственных и ядовитых  растений.

научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений, карточки с вопросами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог: На ваших столах лежат фотографии растений, что вы можете сказать об этих растениях? На какие две группы их можно разделить и почему?

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом  так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих  их тайну разгадать.

 М. Рязанов 

В лесу, на лугу много самых разных растений. Некоторые из них приносят пользу человеку, а есть и те которые могут нанести вред. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

Делимся на две группы и находим ответы на вопросы в карточках. Одна группа работает по лекарственным растениям,  другая — по ядовитым.

Лекарственные растения

Какие растения называются лекарственными?  

( Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными.).

Какие органы растений используются человеком в лечебных целях?

(корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

 Каково  значение лекарственных растений в жизни человека?

( лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой  промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители,  корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения)

        Какие лекарственные растения  вы знаете? 

( ромашка, малина, подорожник, мать – мачеха, шиповник, брусника, тысячелистник, медуница, зверобой, черника, валериана, мята, можжевельник, одуванчик, крапива, красавка).

 Что общего у всех этих растений и чем они отличаются?

 ( общее – их используют для лечения заболеваний, отличаются – малина – кустарник, остальные – травы)

  Что важно знать:

  • Необходимо заготавливать и использовать только те растения, которые вам хорошо известны.
  • Наряду с полезными свойствами растений следует знать и отрицательные качества некоторых из них.
  • Нельзя покупать у случайных людей лекарственные растения в измельчённом состоянии, особенно корни.
  • Нельзя покупать лекарственные растения, потерявшие товарный вид.
  • Запрещается заготавливать растительное лекарственное сырье в черте крупных городов, вблизи железных и шоссейных дорог, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепловых электростанций, свалок. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными. Поэтому лучше самому собирать лекарственные растения в лесу и на лугу, чем покупать их
  • Лекарственные растения необходимо собирать там, где чисто и красиво.
  • Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
  • Цветки собирают в начале цветения; листья — перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору — весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется;

Ядовитые растения

—  Какие растения называются ядовитыми?

( Ядовитыми называют растения, которые вырабатывают токсические вещества (фитотоксины)

— Как можно отравиться  растениями?

  (С пищей, при дыхании, через кожу. )

— Где можно встретить  ядовитые растения?

 (В хвойных лесах, на болотах и в топких местах, по берегам рек, на лугах, полях, вблизи жилья)

— Какие ядовитые растения вы знаете?

 ( Ландыш, Вороний глаз, Волчье лыко, Белена черная, Белладонна, Дурман, Картофель, Чистотел большой, Лютик ядовитый, белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.)

Читайте также:  Полезные для сада насекомые с фото

— Что нужно знать при встрече с незнакомым растением?

(Нельзя: пробовать незнакомое растение; Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок, сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик), собирать растения вдоль дорог, в городах, рядом с заводами; ядовитые растения трогать руками).

Какие признаки отравления:

  • Головная боль
  • Шум в ушах
  • Головокружение
  • Рвота
  • Расстройство кишечника
  • Редкий пульс
  • Сужение зрачков
  • Отек слизистой оболочки языка, губ, гортани
  • Затрудненное дыхание
  • В тяжелых случаях развиваются судороги

— Как оказать первую помощь при отравлении ядовитым растением?

  • Нельзя поддаваться панике
  • Действовать быстро и решительно
  • Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок
  • Надо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан  1 – 2 чайные ложки соли
  • Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка
  • Повторить несколько раз процедуру до появления воды

Физминутка «Цветы»

Раз-два-три, выросли цветы!!!

К солнцу потянулись — Высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелёчки покачал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо качнулись Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут!

.

Давайте попробуем угадать растение по его основным признакам, приносящим пользу или вред человеку.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

На полянке, у реки

 Гордо держат стебельки,

 Как фарфоровые чашки,

 Белоснежные… (Ромашки)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый… (одуванчик)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи — ягода

Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

На зеленом шнурочке

Желтые звоночки. (ландыш)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

На палочке – горшок,

 А в нём – сонный порошок. (Мак)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (шиповник)

Ягоды бешеные На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет. (Волчья ягода — крушина)

«Кошачья травка» –

 Больным поправка:

 Корешок в аптечку,

 Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

У тропы стоит неряха –

 На ней липкая рубаха,

 На плече кувшин узорный

 До краёв с отравой чёрной. (Белена)

Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

 Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания

Источник

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Конспект урока

живой мир

«Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.»

Разработала учитель начальных классов

Никитина Наталья Николаевна.

2013-2014 уч.г.

Ф.И.О.:Никитина Н.Н.

Предмет: Живой мир.

Класс: 3кл.

Учебная тема: Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Дидактическая цель

Познакомить с лекарственными и опасными (ядовитыми) травами.

Задачи

Закрепить знания об отличительных особенностях травянистых растений как одной из основных групп растений. Учить работать по инструкции, сравнивать результат с образцом, развивать умения работать с учебником. Осуществлять развитие познавательной мотивации на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые

результаты

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе

критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД.

Постановка и формулирование совместно с учителем проблемы, поиск путей её решения , самостоятельное выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач, контроль результата,его оценка. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные.

Иметь представление о лекарственных растениях, их значении, правилах сбора. Знать наиболее распространённые ядовитые растения, способы оказания первой помощи при отравлении. Понимать экологические связи в природе.

Основные

понятия

Травы. Полезные травы. Опасные травы.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

-учебник «Живой мир», 3класс, Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова,

-презентация к уроку, аудиофайл,

-картинки деревьев, нераскрашенные ромашки, карточки-тексты, разрезные карточки, коробочки с лекарственными травами, рисунки детей-домашнее задание.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Читайте также:  Детям о полезных свойствах квашеной капусты

Слайд 2.

Организационный момент.

Слайд 3.

-Улыбка – залог хорошего настроения, здоровья и удачи во всём.

Создание эмоционального настроя. Самоопределение к деятельности.

— Где побывали на прошлом уроке?.

Звук-шум леса.

Слайд 4.

— Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои.

Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.

-Лес нас впустил. А что мы там собирали? (грибы)

-Дома вы приготовили рисунки. Давайте прикрепим их в подходящее место на доске.

(на доске: берёза, осина, сосна, пень)

-Гриб я не белый, немного проще.

Расту я обычно в берёзовой роще.

— Кто нарисовал этот гриб?

Слайд 5.

— Очень дружные сестрички, золотистые….?

Слайд 6.

— Под осинками на кочке

Гриб в малиновом платочке.

Слайд 7.

— Под сосёнкой у ребят шляпки блестят.

Слайд 8.

— Нет грибов дружней, чем эти-

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

Слайд 9.

— Почему растут именно под этими деревьями?

— Как называются все эти грибы? (съедобные)

— А какие ещё бывают? (несъедобные или ядовитые)

— Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

— Проверим, усвоили ли вы самое важное на уроке?

Слайд 10.

— Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему?

Слайд 11.

Рефлексивная деятельность.

— Если вам было интересно проверять домашнее задание, раскрасьте лепесток жёлтым, если скучно- синим, неинтересно-красным.

Эмоциональный настрой на изучение новой темы + физминутка.

— А сегодня окажемся в другом месте.(звуки поля).

Подведение к проблеме. Фронтальная работа.

Слайд 12.

— Где сегодня оказались?

— Растений какой группы больше всего на поле?

— Где ещё можно увидеть травы?

— Какие вы знаете?

— Что их отличает от других групп растений?

— Как мы думаете, пользу или вред приносят травы?

— Сегодня мы ответим на вопрос…

Слайд 13.

Рефлексивная деятельность.

— Если вам интересно узнать, раскрасьте лепесток жёлтым, если всё равно- синим, нет желания узнавать-красным.

— Ну, за работу.

Открытие нового знания.

Работа по учебнику.

Стр.78

Самостоятельное чтение текста.

— Какие растения называем травами?

— Где растут травы?

— Что можете сказать о цветах?

Чтение стихотворений стр. 79.

Отыскивание фото на странице. Взаимопроверка.

Чтение стихов детьми и отыскивание фото на страницах учебника.

— Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

— «Кошачья травка» —

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

— На полянке , у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные….?

Вывод: травы встречаются повсюду, многие из них цветут.

Физминутка.

Слайд 14.

— Ребята, какие из этих растений помогли вам или вашим близким, знакомым ?

— Где взять эти растения? (в аптеке, можно собрать самим)

Показ образцов лекарственных растений из аптеки.

Формирование нового знания через деятельностный подход.

— Можно ли собрать или купить растения по своему усмотрению? (сначала проконсультироваться с врачом)

Чтение текста на стр.79.

Слайд 15.

— Собрать растения можно самим, но для этого надо соблюдать определённые правила.

Слайд 16.

— Прочитайте статью и составьте краткую инструкцию.

Это начало ваших предложений.

Слайд 17.

Проверка.

Слайд 18.

Рефлексивная деятельность.

— Если сделали всё правильно- жёлтый лепесток, одна ошибка-синий, много ошибок-красный.

— На какой же вопрос надо ответить на уроке?

Слайд 19.

— Могут ли растения быть врагом?

Чтение текста в учебнике на стр. 80.

— О каких опасных растениях вы узнали?

Слайд 20.

— Какой ответ вы выберите? Почему?

Вывод: растение может быть опасным, но оно необходимо животным, им можно полюбоваться; если уничтожить, не вырастет других.

— Что нужно предпринять, если всё-таки отравились?

Слайд 21.

— Кто же травы: друзья или враги?

Слайд 22.

Слайд 23.

Рефлексивная деятельность.

— Если на уроке вам было всё понятно, если узнали много нового-жёлтый, если было что-то непонятно, неинтересно-синий, если ничего нового не узнали-красный.

— Прикрепим наши цветы на ромашковое поле.

Ромашка – лекарственное растение. Ромашковый чай лечит болезни желудочно-кишечного тракта, успокаивает, способствует релаксации.

Показ музыкального видеоклипа о ромашке. Чаепитие.

Слайд 24.

Презентацию к уроку можно найти на сайте с одноимённым названием.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Травы. Лекарственные травы. Опасные травы», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Окружающий мир (3 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Источник