Консультации для родителей о полезных ископаемых
Рекомендация для родителей
«Расскажите детям о полезных ископаемых»
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь
Полезные ископаемые делятся на 3 группы:
горючие (нефть, газ, уголь);
рудные (из них получают металлы);
строительные (песок, камень, они применяются в строительстве).
Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.
Полезные советы:
Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное «ископаемое» — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.
Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.
Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.
Покажите ребенку картинки или предметы. Малыш должен догадаться, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета. Например,
Фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
Краски, пластилин – глина;
Лампочки, стекло – песок;
Ложка, самолет – железная руда.
« Что мы знаем о камнях »
игра-вопросы
Первое каменное жилище человека (Пещера)
Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)
Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)
Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)
Как еще называют самые-самые мелкие камешки? (Песок)
Зачем животные глотают камни? Например, птицы (камни, перетирая пищу в желудке, помогают пищеварению) или крокодилы (благодаря камням, животные могут глубже нырять и удерживать равновесие в воде).
Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)
Как звали козлика из уральских сказов П.П. Бажова, который копытцем драгоценные камешки выбивал? (Серебряное копытце)
Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П.П. Бажова? (Малахит)
Источник
В недрах земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто найдет эти сокровища, сможет легко выстроить и обогреть дом, сделать посуду и приготовить еду. Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, потому они и называются «полезные ископаемые».
Что прячется в земле. Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
Достанем сокровища вместе. Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Открытием и добычей полезных ископаемых занимаются специальные люди – геологи. Они знают много способов, как поднять природные богатства на поверхность. Например, для добычи нефти в земле делают буровую скважину, гранит добывают в карьере с помощью бульдозеров и экскаваторов, а уголь – в шахте.
Как использовать богатства. Полезные ископаемые человек использует в хозяйстве для изготовления различных предметов, строительства, как топливо и удобрения. Из гранита и песка получится крепкий дом, газом или углем мы его обогреем, слепим красивую посуду из глины, а землю для будущего огорода удобрим торфом.
Задание:
♣ Покажите ребенку картинки или предметы. Малыш должен догадаться, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета. Например, Фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
Краски, пластилин – глина;
Лампочки, стекло – песок;
Ложка, самолет – железная руда.
Предложите ребенку отгадать загадки про полезные ископаемые
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил (мел).
***
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
***
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)
***
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (камень)
***
География на прогулке
Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!
Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?
В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?
Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.
Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.
Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.
Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.
Детский сад «Алёнушка», филиал Детского сада «Светлячок»
Природные
ископаемые
г. Заводоуковск
2019 г.
Источник
Ирина Иванова
Консультация для родителей дошкольников «Что рассказать детям о природных богатствах Земли»
Консультация для родителей дошкольников
«Природные богатства Земли»
Мы живем на планете Земля. Она нас кормит, дает нам воду, энергию – все то, что нужно человеку. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается c новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями, и y него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. На помощь, прежде всего, должны прийти родители, помочь детям получить новые знания об окружающем мире. Важно уделить внимание образовательным моментам, ознакомлению с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи. На первом месте должно стоять обоснование необходимости охраны природных ресурсов и рационального их использования. Важно оценить влияние на нашу жизнь полезных ископаемых и их роль в нашей жизни.
Знаете ли вы, какие природные богатства спрятаны под землей? Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются? Все это нужно объяснить ребенку с самых малых лет. Только в таком случае у него сложится правильное восприятие и отношение к окружающему.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. На их образование ушли миллионы лет, а польза их для человечества неоспорима. Места, где породы залегают в больших количествах, называют месторождениями. Поиском и изучением их занимается геолог. В процессе используется современная техника.
Ископаемые могут залегать на различной глубине. Именно это и объясняет разнообразные способы их добычи. Горные породы могут добываться в карьерах открытым способом. Это менее затратно и экономически выгодно. Шахтный способ является более дорогостоящим и опасным. Для добычи нефти применяют насосные станции.
Виды полезных ископаемых
Различают:
• твердые;
• жидкие;
• газообразные.
Классифицируют их и по сфере применения. Без полезных ископаемых наше существование было бы практически невозможно. Гранит, песок, мел, известняк — присутствуют в нашей жизни всегда и влияют на нее.
Чтобы изготовить стекло, нужен песок. Чтобы посолить пищу и добиться вкусовых изысков, нужна соль. Чтобы сделать посуду, создать кирпичи, так необходимые для строительства, нужна глина. Из нее делают пластилин, краски. Важно понимать, что без полезных ископаемых наша жизнь не будет столь комфортной. Из известняка делают мел. Это не просто приспособление для рисования. Без него нельзя сделать цемент, известь, так необходимые для строительства. Производство резины, пластмассы, красок, стекла также не обходиться без применения мела, который является продуктом полезных ископаемых. Каменный уголь хорошо горит. В процессе горения вырабатывается много тепла. Это отличное топливо, способное согреть и дать столь необходимую энергию для производства. Гранит широко используется в строительстве. Из нефти получают топливо. Также нефть используется при производстве пластмассы, моющих средств, и даже некоторых лекарственных препаратов. Природный газ — отличный помощник на кухне при приготовлении пищи. Из железной руды делают металлические предметы, ножницы, гвозди, рельсы. Мрамор выглядит изысканно и колоритно, поэтому используют для изготовления архитектурных, облицовочных и строительных плит, а также скульптурных блоков. Из него создают рельефы и мозаичные композиции.
Важно! Запасы природных богатств в недрах Земли не безграничны. С каждым годом они уменьшаются, ведь потребности человечества непрерывно растут. Со временем запасы могут и вовсе иссякнуть. Необходимо понимать это и строго придерживаться экономного использования полезных ископаемых для светлого будущего новых поколений.
Источник
Алла Абаза
Консультация для родителей «Каменная эпидемия»
Многие родители жалуются, что дети собирают на улице грязные булыжники, тащат их в дом и требуют поставить эти камни в сервант рядом с лучшим сервизом. Действительно дети в младшем возрасте проявляют огромный интерес к камешкам, пытаются их рассмотреть, пробуют постучать одним о другой или начертить что-нибудь на стене, на асфальте. так у них проявляется познавательный интерес, своеобразный двигатель развития ребенку. Еще в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени — эпохи «детства человечества»- перешло и к нам: посмотрите, как целеустремленно собирают камешки на берегу моря не только малыши, но и взрослые. да и украшение из камня все еще имеют над нами магическую власть. Предлагаем вам собрать вместе с детьми собственные коллекции камней и использовать их для экспериментирования, игр, создания «каменных картин«. такая деятельность поможет сенсорному развитию ребенка, побудит его мыслить логически, сравнивать предметы, выражать свои чувства и мысли.
Как собирать коллекцию.
Предложите ребенку во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищите остатки старинного клада, ведь любой камень может стать драгоценным — стоит только немного подтолкнуть детское воображение. Лучше всего искать вдоль железной или автомобильной дороги (не забывайте о безопасности, на берегу озера, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разложите в ячейки конфетных коробок. Если вы знаете названия камней, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратной стороне крышки коробки. Если не знаете названий,не беда,- главное чтобы камни явно отличались друг от друга. Ребенок даже может дать свои условные названия камням в зависимости от тех или иных присущих им особенностей. Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кварц, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию обработанной морской гальки.
Вполне вероятно, что во время поисков вы найдете не только камешки, но и искусственные — керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнивать разные камни и на их примере объяснять детям значение термина «природа» и «не природа» (искусственный объект). Помните о том, что коллекции должны быть безопасными для детей — заранее обстучите молоточком острые грани каменного обломочка. Для дальнейшего экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.
Занятия с камнями.
Приготовьте набор небольших камешков, разных по цвету, форме, качеству поверхности (гладкие и шероховатые, твердости. Добавьте морской или речной (округлый) камень, керамзит, кусочки пластилина. Расскажите ребенку, что у Земли есть каменная одежда. Там где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы. Рассмотрите с малышом слайды, фотографии, продемонстрируйте видеофильмы горных ландшафтов. скажите, что многие камни из вашей коллекции — это как бы кусочки гор. Напомните детям, что камни, горы — это неживая природа.
Экспериментирование
(классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей).
Задание 1. Какими бывают камешки? Рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свое мнение.
Задание 2. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камушек, потом — самый не ровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень. Он называется галькой. Как ребенок думает, почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуете, как они ударяют друг друга, еще они трутся о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
Задание 3. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры).
Задание 4. В одну руку взять камешек в другую пластилин. Сжать обе ладошки. сравнить, что произошло с камешком, а что- с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать кусочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Задание 5. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим острым предметом. Что получается? можно посмотреть через лупу.Почему говорят: «твердый как камень«, «стоит как каменный«?
Задание 6. Что будет если мы положим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги). Может ли камешек плавать? Возьмем кусочек гранита и керамзит, сравним их по массе, затем опустим одновременно в миску с водой. Что произошло с каждым из них? Почему? Желательно,чтобы ребенок сам сделал вывод: в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.
Задание 7. Опустим в миску еще несколько камешек. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? какие из них красивее теперь?
Задание 8. «Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огнь ударом двух кремешков друг о друга. Если очень постараться можно заметить искру. (Этот опыт требует осторожности, закрепите с детьми правила пожарной безопасности). Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый камень или мягкий?Почему говорят:»крепкий как кремень»?.
Задание 9. Каким камешком лучше рисовать на асфальте или на фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом (это лучше всего делать во время прогулки).
Задание 10. Сделаем музыкальный инструмент. Положим камушки в металлическую банку из-под кофе или в пластмассовую коробку, Плотно ее закроем. «Гремучий» инструмент готов. Можно менять камешки (увеличить или уменьшить их количество, помещать камни разного размера, массы). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много?
Задание11. Подобрать камешки:
1) из, которых можно воздвигнуть памятник;
2) сделать украшение;
3) построить дом.
Объяснить свой выбор. В заключении обобщить вместе с ребенком, какими бывают камни (твердые, отличаются по цвету, форме, тяжелые, тонут в воде, меняют цвет в воде.)
Источник