Консультация формировать у детей полезные привычки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 ст. Роговская
Консультация для родителей
«Формирование у детей полезных привычек»
Воспитатель: Шарафан Ольга Григорьевна
Консультация для родителей
«Формирование у детей полезных привычек»
Уважаемые родители!
Согласитесь, что приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня – биологическое, социальное и психологическое. Родители и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Сегодня разговор пойдет о полезных привычках.
«Привычка – образ действия, состояние поведения или склонность, усвоенные кем – не будь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшее обычным состоянием для кого – ни будь. (Д. Ушаков. Толковый словарь) .У каждого человека в течении жизни вырабатываются много привычек. Для кого – то стало привычным делом – заниматься спортом, читать книгу, трудиться на огороде. Все это полезные привычки. Представьте себе человека, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома горы не мытой посуды, крошки, вокруг них вьются мухи. Вечно отсутствует носовой платок Заботиться ли этот человек о своем здоровье? Верно, не заботиться. Ведь, и немытые руки и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных болезней.
Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно:
Заботиться о чистоте его тела, стричь ногти. Учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки. После посещения туалета. Учит чистить зубы. Приучать убирать свою комнату, заправлять кровать и мыть посуду.
Ведь недаром говориться: «Чистота – залог здоровья». Давайте, совместными усилиями
будем приучать детей к здоровому образу жизни и полезным привычкам. Показывать и объяснять на собственном примере, чтобы ребенок не представлял без этого ни один день.
1 Привычка. Соблюдение чистоты и личной гигиены.
Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам.
Культурно – гигиенические навыки воспитывают:
• Опрятность;
• Самостоятельно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользовать мылом, полотенцем, носовым платком;
• Прививают навыки поведения за столом;
2 Привычка. Соблюдение питьевого режима.
3 Привычка. Закаливание.
Дома детей закаливают по рекомендации педиатра из поликлиники, а в детском саду под присмотром медицинского персонала.
4 привычка наш вечный друг – утренняя гимнастика.
После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит. Ведь зарядка регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм. Зарядка должна стать ежедневной привычной процедурой уже с трехлетнего возраста. Делайте упражнения вместе с ребенком, поощряйте его, подбадривайте. Может ли человек быть здоровым, если он ведет не подвижный образ жизни? Нет! Его мышцы не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.
Велосипед, самокат, роликовые коньки, купание в речке, игра в бадминтон, катание на коньках, лыжах – это ли не праздник для детей, тем более с любимыми папой и мамой.
5 Привычка. Двигательная активность учит:
• Формировать гармоничное тело, правильную осанку и мелкую моторику рук;
• Обогащать двигательный опыт за счет усвоения детьми основных движений в играх, упражнениях.
Помогайте ребенку в тех видах движений, которые вам кажутся легкими, не трудными. Пусть ребенок почувствует, что вы дорожите им каждую минуту и ВТО же время не мешайте ему быть самостоятельным. Ребенку необходима достаточная двигательная активность в любое время года и ваша забота. Посещайте бассейн, принимайте водные процедуры. Например (массаж, ЛФК, физиотерапию, циркулярный душ.) ходите в лес. Особенно полезен воздух в хвойных лесах. Этот воздух настоящий целительный настой.
6 Привычка. Длительная прогулка на свежем воздухе.
Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день не менее 3 часов. А летом неограниченно. Поэтому после детского сада не спешите с ним домой, погуляйте. Поверьте, вы не сделайте ему хуже. От вечерней прогулки ребенок будет лишь крепче спать.
7 Привычка. Режим дня — это прекрасный друг нашего здоровья. Если мы всегда в одно, и тоже время встаем, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается биологический ритм, который поможет сохранить здоровье и бодрость.
8 Привычка. Правильное питание.
По поводу рационального питания, вы можете проконсультироваться у врача – педиатра или у медицинской сестры в детском саду.
• Самый главный совет — не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте ребенка, не заставляйте. Лучше покажите пример.
• Очень важно создать за столом доброжелательную обстановку и хорошее настроение.
И помните всегда, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20 % — от здоровья родителей, на 20% — от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные здоровые привычки, которые помогут добиться успеха, достичь цели в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывать с детства уважение к самому себе.
Пусть ваши дети и вы будут всегда здоровы!
Источник
Герасимова Татьяна
Консультация для родителей «ЗОЖ формируем у детей полезные привычки»
Консультация для родителей
«ЗОЖ: формируем у детей полезные привычки».
Герасимова Т. А.
Фоменко Н. А.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в это время у ребенка происходит осознание собственного «Я», формируется правильное отношение к миру, окружающим людям. Поэтому как в семье, так и в дошкольном учреждении ребёнку должны помочь как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побуждать самостоятельно и активно сохранять и приумножать своё здоровье.
От каких факторов зависит здоровье ребёнка?
Статистика утверждает, что на 50% здоровье человека зависит от того, какой образ жизни он ведёт, т. е. от него самого, на 20%-от наследственных факторов, на 20%-от условий внешней среды (экологии, и на 10% -от работы системы здравоохранения. Именно на 50% состояния здоровья подрастающего поколения мы, педагоги и родители можем и должны повлиять.
Само понятие «здоровье» имеет несколько определений и формируется как результат взаимодействия внутренних (пол, наследственность, возраст) и внешних (социальных, природных)компонентов:
Физическое здоровье-степень и уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье-состояние психической сферы человека, его душевное равновесие, комфорт.
Соматическое здоровье-биологическая программа индивидуального развития, текущее состояние органов и систем организма.
Нравственное здоровье-система установок, ценностей, мотивов поведения в обществе.
Привычка к здоровому образу жизни-основная, главная, жизненно важная привычка, которая должна объединять в себе результат решения образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Поэтому необходимо использовать различные формы работы в ДОУ и в семье для того чтобы именно в дошкольном детстве заложить основы ЗОЖ.
В нашем дошкольном учреждении формирование потребности у детейв здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направления:
1. Формирование привычки к ежедневным занятиям зарядкой и физкультурой (двигательный режим обеспечивается в НОД, самостоятельной и совместной деятельности, для этого спортивный уголок пополняется в том числе различными нестандартными пособиями и атрибутами).
2. Формирование понятия о том, что вредно, что полезно для организма человека. (режим дня, питание, закаливание, навыки безопасного поведения в быту, на улице, на природе и т. п.) , пополнение РППС, беседы, проекты, игры, пособия, проблемные ситуации и др.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков. Закрепление полученных навыков приводит к формированию привычки, что в свою очередь имеет положительное влияние на формирование ЗОЖ (формыорганизации так же используются различные: ди, С. Р. И., игры-упражнения, беседы, чтение художественной литературы наблюдения, рассматривание и т. д.)
4. Формирование потребности родителей в укреплении и сохранении здоровья детей, в качестве личного примера (Периодически организуются консультации, анкетирование, выпуск памяток по ЗОЖ, совместнае мероприятия, для повышения компетентности родителей в данном вопросе.
Нет задачи важнее и сложнее, чем вырастить здорового человека и главными помощниками и союзниками в этом вопросе должны стать родители и педагоги.
Основные компоненты ЗОЖ, которым необходимо уделять особое внимание в семье при формировании у детейздоровьесберегающих навыков:
Необходимость занятия физкультурой и спортом;
Ежедневные прогулки на свежем воздухе, закаливание;
Рациональное питание;
Соблюдение режима дня;
Соблюдение правил личной гигиены;
Медицинское воспитание детей (понимание важности своевременного обращения к врачу и т. п);
Положительный эмоциональный настрой, дружелюбное отношение к окружающим;
Бережное, внимательное отношение к окружающей среде.
В последнее время возросло количество детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, имеющими лишний вес, нарушение осанки. Одной из провоцирующих такую ситуацию причин является малопордвижный образ жизни наших детей. Желая отдохнуть от напряженного рабочего дня многие родители зачастую предлагают детям занятия с настольными, компьютерными играми, рисованием, просмотр телевизора, что так, же по мнению родителей ещё и предотвращает возможные травмы от подвижных игр. «Пусть лучше посидит- спокойнее будет»-рассуждают родители, то время когда лишают своего ребёнка главной врождённой потребности детского организма-потребности в движении. Именно от удовлетворения этой потребности зависит его здоровье, формирование и функционирование всех систем детского организма. Движение в детском возрасте это ещё и способ познания мира, ориентировки в пространстве. Поэтому очень важно стремиться изменить пассивный, малоподвижный образ жизни, на активный, здоровый, проявляя заботу и любовь к соему здоровью и здоровью своих детей, научиться выделять важное, полезное и избавляться от лишнего и вредного, таким образом приобщая своих детей к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а адекватное поведение человека в различных жизненных ситуациях, в некотором смысле-стиль жизни. Всё чему мы учим детей они должны уметь применять на практике, в реальной жизни, вести себя самостоятельно и ответственно в различных неожиданных ситуациях дома, на улице и т. д.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Консультация для родителей:
«Формирование полезных привычек и борьба с вредными»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 5 «Дубок»
ст. Архангельской
Баннова Е.А.
2014 год
Привычка — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения. При формировании привычки имеет значение не только организация действия, но и повторное его выполнение при неизменных обстоятельствах, упражнения, что, собственно, и превращает сформированное действие в привычку.
Следует различать полезные и вредные привычки.
Чтобы ребенок был здоровым, нужно: заботиться о чистоте его тела, стричь ногти, учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета, учить чистить зубы и т.д. Недаром говориться: «Чистота – залог здоровья». Приучая детей к здоровому образу жизни, показывая и объясняя на собственном примере, чтобы ребенок не представлял без этого ни один день, таким образом мы формируем у детей полезные привычки.
Полезные привычки:
1. Соблюдение чистоты и личной гигиены.
Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам.
Культурно – гигиенические навыки воспитывают:
• Опрятность;
• Самостоятельно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользовать мылом, полотенцем, носовым платком;
• Прививают навыки поведения за столом;
2 .Соблюдение питьевого режима.
3 .Закаливание.
Дома детей закаливают по рекомендации педиатра из поликлиники, а в детском саду под присмотром медицинского персонала.
4. Утренняя гимнастика.
После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит. Ведь зарядка регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм. Зарядка должна стать ежедневной привычной процедурой уже с трехлетнего возраста. Делайте упражнения вместе с ребенком, поощряйте его, подбадривайте. Может ли человек быть здоровым, если он ведет не подвижный образ жизни? Нет! Его мышцы не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.
Велосипед, самокат, роликовые коньки, купание в речке, игра в бадминтон, катание на коньках, лыжах – это ли не праздник для детей, тем более с любимыми папой и мамой.
5. Двигательная активность учит:
• Формировать гармоничное тело, правильную осанку и мелкую моторику рук;
• Обогащать двигательный опыт за счет усвоения детьми основных движений в играх, упражнениях.
Помогайте ребенку в тех видах движений, которые вам кажутся легкими, не трудными. Пусть ребенок почувствует, что вы дорожите им каждую минуту и в то же время не мешайте ему быть самостоятельным. Ребенку необходима достаточная двигательная активность в любое время года и ваша забота. Посещайте бассейн, принимайте водные процедуры. Например (массаж, ЛФК, физиотерапию, циркулярный душ.) ходите в лес. Особенно полезен воздух в хвойных лесах. Этот воздух настоящий целительный настой.
6. Длительная прогулка на свежем воздухе.
Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день не менее 3 часов. А летом неограниченно. Поэтому после детского сада не спешите с ним домой, погуляйте. Поверьте, вы не сделайте ему хуже. От вечерней прогулки ребенок будет лишь крепче спать.
7. Режим дня — это прекрасный друг нашего здоровья. Если мы всегда в одно, и тоже время встаем, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается биологический ритм, который поможет сохранить здоровье и бодрость.
8. Правильное питание.
По поводу рационального питания, вы можете проконсультироваться у врача – педиатра или у медицинской сестры в детском саду.
• Самый главный совет — не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте ребенка, не заставляйте. Лучше покажите пример.
• Очень важно создать за столом доброжелательную обстановку и хорошее настроение.
Родители должны добиваться не столько безупречного укрепления каждой отдельной привычки, сколько разумного сочетания целого ряда разных полезных привычек!
Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.
Среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе. Привычки определенного типа приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте многие из таких привычек объясняются незрелостью психофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезает, заменяясь на правильные формы поведения, умения, навыки.
Постепенно, к началу посещения детского учреждения, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются — можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваться как вредные.
Привычка сосать палец, игрушки, тряпки, встречающаяся у многих детей раннего возраста, опасна с точки зрения многочисленных инфекций. Она является результатом неудовлетворенной потребности в сосании, чувства незащищенности и служит простейшим механизмом, который неосознанно выбирает ребенок, чтобы освободиться от страха, напряженности, неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребенка, тормозя его на более ранних ступенях развития.
Невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идет о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез (непроизвольное мочеиспускание), энкопрез (недержание кала) , навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др.
Эти привычки не являются по сути привычками, а скорее, особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти и некоторые другие привычки свидетельствуют в первую очередь о наличии огромного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных не всегда приемлемых, с нашей точки зрения, действий. Энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребенка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.
Но в некоторых ситуациях происходит по-другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется (им запрещают плакать, наказывают за крик, двигательные реакции, высмеивают или иначе унижают за их поведение, которое могло бы им помочь справиться с растущим напряжением), как бы «загоняют» свои переживания внутрь.
В этом случае вместо сдерживаемых резких реакций, которые мог бы себе позволить маленький ребенок, появляются тики, судороги, заикание. Агрессия, которой не дали выхода, может обратиться на самого ребенка — кусание себя, губ, языка, пальцев, грызение ногтей, иногда дергание себя за волосы — это так называемые проявления аутоагрессии. Грубость и резкость взрослых только усиливают напряжение ребенка и соответствующие негативные проявления. И то, что мы считаем вредной привычкой (а на самом деле это формирующийся невроз), прогрессирует на глазах.
Чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения.
1. Самое главное (и самое сложное) — понять, что символизирует эта привычка, недостаток чего она замещает, что она дает ребенку (чаще это успокоение, выражение злости, привлечения внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом, не удовлетворял эту потребность дурной привычкой.
2. Попробуйте уделять ребенку больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.
3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запрещенные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.
4. Попробуйте придумать новые интересные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение — тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.
5. Надо сказать, что вредные привычки — это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.
6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.
7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не сдержать ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.
8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.
9. Не запрещайте злиться, научите ребенка выражать свой гнев.
10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствие от каких-то других вещей, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
Источник