Контурная карта африки 7 класс полезные ископаемые
Тему о рельефе Африки по географии изучают в 7 классе. Рельеф Африки достаточно сложен, хотя здесь и нет высоких горных цепей и низменностей. В основном на материке преобладают равнины, средняя высота которых от 200 до 1000 метров (над уровнем моря).
Виды рельефов
Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.
Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.
Кроме равнин в Африке также есть:
- плоскогорья;
- котловины (самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
- разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).
Рис 1. Карта рельефа Африки
Характеристика рельефа по регионам Африки
Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.
Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.
Рис 2. Гора Килиманджаро
Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.
Регион | Преобладающий рельеф |
Северная Африка | Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»). |
Восточная Африка | Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента. |
Южная Африка | В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье. |
Западная Африка | В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья. |
По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.
Рельеф и полезные ископаемые Африки
Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.
Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.
В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:
- золота;
- урана;
- олова;
- вольфрама;
- свинца;
- цинка;
- меди.
Северная и Западная Африка богата также:
- каменным углём;
- солями (различного типа и свойств);
- марганцем;
- нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
- природным газом;
- фосфоритами;
- хромитами;
- боскитами.
Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.
Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.
Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки
Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.
Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.
Что мы узнали?
Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.
Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 433.
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по теме «Рельеф и полезные ископаемые Африки» (7 класс)
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Рельеф и полезные ископаемые Африки
2 слайд
Описание слайда:
Вспомним! 1. Что называется рельефом? Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по размерам, происхождению и возрасту. 2. Назовите основные формы поверхности суши и их деление по высоте. 3. Как на карте изображаются формы рельефа суши? 4. Как изменяются горы и равнины во времени? 5. Что называется платформой и каково ее строение? Горы Равнины 0-200 м Низменности 200-500 м Возвышенности 500-1000 м Плоскогорья Низкие 1000-2000 м Средневысотные 2000-5000 м Высокие Более 5000 м Высота над уровнем моря Высочайшие
3 слайд
Описание слайда:
Источники информации о рельефе и полезных ископаемых материка Карта строения земной коры (тектоническая карта). Рассмотрите условные знаки карты в атласе. Определите, какие характеристики рельефа вы можете получить с их помощью. Физическая карта мира. Для чего может понадобиться эта карта при описании рельефа Африки? Физическая карта Африки. Какой из карт (физической картой мира или физической картой Африки) удобнее пользоваться при описании рельефа материка? Почему? 4. Текст параграфа учебника. 5. Планы описания рельефа территории и отдельной формы рельефа. Самостоятельно ознакомьтесь с планами в приложении (с. 311 учебника).
4 слайд
Описание слайда:
Общие особенности рельефа Африки Задание: 1. Прочтите текст учебника (1 пункт § 25). Рассмотрите карту строения земной коры. Ответьте на вопросы: Какие две крупные формы рельефа присутствуют на материке? Какие занимают большую площадь? Какие процессы сформировали современный рельеф Африки? На какие две части делится Африка по преобладающим высотам? Какая часть материка была долгое время занята морем? Какими по происхождению горными породами она покрыта? В чем особенность рельефа восточной части Африки?
5 слайд
Описание слайда:
Найдите и покажите на карте Африки: горы Атлас, Капские горы, Драконовы горы, Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, нагорье Тибести, Восточно-Африканское плоскогорье, влк. Камерун, г. Кения, котловину Конго
6 слайд
Описание слайда:
0 1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 H, м Сравнительные высоты гор Африки Килиманджаро Драконовы горы Эфиопское нагорье г.ТубкальАтлас г.Кения 5 199 5 895 3 660 4 165 4 623
7 слайд
Описание слайда:
Высочайшие вершины Название Высота, м Местонахождение Килиманджаро 5895 Восточная Африка Кения 5194 Восточная Африка Пик Маргерита 5109 Массив Рувензори Рас-Дашен 4623 Эфиопское нагорье
8 слайд
Описание слайда:
Действующие вулканы Название Высота, м Местонахождение Килиманджаро 5895 Восточная Африка Карисимби 4507 Конго (Заир) Меру 4565 Танзания Камерун 4007 Камерун
9 слайд
Описание слайда:
В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры
10 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Африки
11 слайд
Описание слайда:
Нефть Газ Каменный уголь Жел. Руда Медь Кобальтовые Урановые Хромовые Оловянные Алюминевые Марганцевые Золото Алмазы Фосфориты Графит Платина
12 слайд
Описание слайда:
По учебнику с.116 прочитайте какими полезными ископаемыми богата Африка марганец фосфориты нефть медь соли уголь
13 слайд
Описание слайда:
Мирабилит (глауберова соль), красные калийные соли — ценное химическое сырье
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Вулкан Килиманджаро Несмотря на то, что этот вулкан находится почти на экваторе, его вершина круглый год покрыта ледниковой шапкой. На языке суахили «Килиманджаро» означает «сверкающая снегами»
16 слайд
Описание слайда:
Самая высокая точка Африки- вулкан КИЛИМАНДЖАРО 5895 м
17 слайд
Описание слайда:
Самая низкая точка (157 метров ниже уровня Мирового океана) расположена в Джибути, это соленое озеро Ассаль.
18 слайд
Описание слайда:
Атласские горы На северо-западе материка, через Марокко, Алжир, Тунис на 2 тыс. км вдоль Средиземного моря, протянулась горная страна Атлас, или Атласские горы. Единого названия для всей горной системы у местного населения не существует, есть лишь отдельные названия хребтов и плато
19 слайд
Описание слайда:
Капские горы На крайнем юге африканского материка поднимаются Капские горы (высотой до 2326 м), сложенные преимущественно песчаниками и кварцитами
20 слайд
Описание слайда:
Драконовы горы Эти горы являются водоразделом между короткими реками бассейна Индийского океана, расчленяющими их крутой восточный склон, и верховьями реки Оранжевая
21 слайд
Описание слайда:
Пустыня Сахара
22 слайд
Описание слайда:
Пустыня Намиб
23 слайд
Описание слайда:
Новости Ученые зафиксировали процесс формирования нового океана во впадине Афар, расположенной на северо-востоке Эфиопии. Об этом сообщила британская телерадиокорпорация ВВС со ссылкой на представителей Американского общества геофизики, заседание которого прошло в минувшую пятницу в Сан-Франциско. По словам ученого Дерейе Айалеу и его коллег, участвующих в международном проекте EAGLE (Ethiopia-Afar Geoscientific Lithospheric Experiment), посвященном изучению изменений литосферы в Эфиопии, в сентябре менее чем за три недели рифтовая впадина длиной 60 километров расширилась — ее ширина увеличилась до восьми метров. Часть тектонической платформы Африки сдвинулась к востоку. Исследователи подробно проследили формирование нового разлома с помощью спутниковых наблюдений. Скорость, с которой раздвигается поверхность земли, увеличилась после землетрясения 14 сентября 2005г., отмечает РИА «Новости». По мнению геологов, это может привести к формированию нового океана. Этот процесс может занять миллионы лет, но уже сейчас у ученых появилась уникальная возможность наблюдать появление и развитие бассейна океана.
24 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-353721
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Технологическая карта урокА географии
Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Африки».
Класс – 7.
Тип урока – комбинированный.
Цель – изучить особенности рельефа и полезные ископаемые Африки.
Задачи:
определить причины размещения крупных форм рельефа;
связать размещение форм рельефа со строение земной коры;
выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;
продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
развивать умения работать с географическими картами, анализировать их и сопоставлять;
развивать знания об особенностях природы Африки;
развивать умения самостоятельно выполнять работу (развитие регулятивных УУД).
Планируемые результаты (ученик научится, ученик получит возможность научиться)
Предметные:
формирование представлений о размещении крупных форм рельефа Африки;
формирование умения связывать полезные ископаемые со строением поверхности Африки;
ученик научится называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых в пределах Африки;
ученик научится объяснять особенности формирования поверхности Африки, связывать крупные формы рельефа со строением земной коры;
ученик получит возможность научиться прогнозировать, что произойдёт с Африканской плитой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться.
Личностные:
повышение учебной мотивации;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;
формирование целостной картины мира.
Метапредметные:
развитие умений работать с информацией: с текстом учебника и картами атласа (познавательные УУД);
ученик научится отбирать материал по теме, составлять логические цепочки (познавательные УУД);
ученик научится проводить синтез изученного материала, выявлять причинно-следственные связи (познавательные УУД);
ученик получит возможность научиться анализировать связи соподчинения и зависимости компонентов (познавательные УУД);
ученик получит возможность научиться выделять и формулировать познавательные задачи урока (регулятивные УУД);
развитие умений монологической речи, дополнять ответ, доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД);
развитие умений в ретроспективе видеть свою деятельность в ходе рефлексии (все группы УУД).
Средства обучения: учебник (Коринская В. А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 335 с.: ил., карт.), атлас (География. 7 кл.: атлас. – 4-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2018. – 64 с.: карт. ил.), контурные карты (География. 7 кл.: контурные карты. – М.: Дрофа, 2018. – 44 с.), мультимедийная презентация.
Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1. Организационно-мотивационный этап урока
Организационный момент
Подготовиться к работе на уроке.
Взаимное приветствие.
Подготовка рабочего места: учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.
Проверка наличия выполненного домашнего задания
– Подготовьте, пожалуйста, свои контурные карты, на которых вы отмечали особенности географического положения Африки.
Сдают свои работы на проверку.
Показывают выполненное задание на контурных картах.
Проверка ранее изученного материала
Приём «Да-нет», блиц-опрос по цепочке.
– Верны ли следующие утверждение?
Африка – самый большой материк.
Экватор пересекает Африку практически по середине.
Африка расположена во всех четырёх полушариях.
На севере Африка омывается Чёрным морем.
Африку и Евразию только разделяет Суэцкий канал.
На западе Африка омывается Атлантическим океаном.
Северная крайняя точка материка – мыс Игольный.
Самый крупный остров у берегов Африки – остров Мадагаскар.
Большой вклад в открытие внутренних районов материка внёс Васко да Гама.
Давид Ливингстон открыл водопад Виктория.
У северо-восточных берегов Африки проходит Сомалийское течение.
Анализируют суждения, формулируют краткий ответ: либо «да», либо «нет».
Сообщение темы урока, создание мотивационной установки
– Удивительны и прекрасны горные цепи Африки: Атлас, Драконовы горы, Капские горы, Эфиопское нагорье и др. Только взгляните на их красоту и величие. Одно из самых красивых мест в Африке – это потухший вулкан Килиманджаро. Его первооткрывателем был немец по имени Йоханнес Ребан, который отправился исследовать эти места в 1848 году, однако первое успешное восхождение на Килиманджаро состоялось в 1889 году и заняло порядка 6 недель. Как вы думаете, почему покорение данной вершины заняло столь длительный срок?
Анализируют фото горных цепей Африки, показанные на слайде мультимедийной презентации.
Высказывают предположение о том, почему покорение Килиманджаро заняло около 6 недель (высота вулкана около 6 км).
Сообщение задач урока
Предложить полистать текст параграфа и определить цель.
– Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучить?
Просматривают текст параграфа.
Предлагают цель урока – изучить особенности рельефа и полезные ископаемые Африки.
В ходе обсуждения выдвигают следующие задачи урока:
определить причины размещения крупных форм рельефа;
связать размещение форм рельефа со строение земной коры;
выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
2. Процессуально-содержательный этап урока
Актуализация опорных знаний и умений
Провести фронтальный опрос по следующим вопросам:
Что такое рельеф?
Какие формы рельефа выделяют на суше?
На какие крупные блоки разбита вся литосфера Земли?
Что такое платформа?
Какие формы рельефа размещаются на платформах?
Какие полезные ископаемые преобладают на платформе: осадочные или рудные? Почему?
Отвечают на поставленные учителем вопросы:
формулируют определение (рельеф – совокупность неровностей земной поверхности);
перечисляют и называют формы рельефа суши (равнины и горы);
формулируют суждение (литосфера разбита на отдельные блоки – литосферные плиты);
формулируют определение (платформа – относительно устойчивый участок литосферной плиты, имеющий двухъярусное строение: осадочный чехол и кристаллический фундамент);
формулируют суждение (на платформах размещаются как правило равнины);
формулируют суждение (для платформ характерны осадочные полезные ископаемые, т. к. это – устойчивый участок, мало подверженный внедрению мантийного вещества).
Рельеф
– Как называется литосферная плита, на которой расположена Африка? Куда и с какой скоростью она движется?
– Что занимает большую часть материка: платформа или складчатые пояса?
– Какая платформа лежит в основании Африки?
– Имеется ли на территории Африки зона расхождения литосферных плит? Докажите свою точку зрения.
– Какие формы рельефа преобладают на материке?
– Где в Африке расположены горы и нагорья? Назовите их.
– Какая часть Африки наиболее гористая? С чем это связано?
– Где расположена и как называется самая высокая точка Африки? Назовите её высоту.
– Назовите самую низкую точку Африки. В какой части Африки она находится?
Анализируют карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формулируют суждение (материк находится на Африканской плите, которая движется на северо-восток со скоростью 1,9 см/год).
Анализируя карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формируют суждение (платформенная область).
Анализируя карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формируют суждение (древняя Африкано-Аравийская платформа).
Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (возвышенные равнины – плоскогорья).
Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на северо-западе – Атлас, на востоке – Эфиопское нагорье, на юго-востоке – Драконовы горы, на юге – Капские).
Сопоставляют карты «Строение земной коры и полезные ископаемые» и «Африка. Физическая карта», формируют суждение (восточная часть материка наиболее гористая, так в зоне расхождения лит на поверхность изливается магма).
Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (вулкан Килиманджаро, 5895 м).
Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (уровень озера Ассаль, побережье Аденского залива, – 155 м).
Доказывают факт раздвижения литосферных плит на востоке Африки, приводят следующие аргумента: узкое, но глубокое Красное море, наличие многочисленных озёр в зоне Великих разломов на востоке.
Составляют кластер «Рельеф Африки». Рядом со стороной горизонта подписывают крупнейшие горы, нагорья и плоскогорья.
Полезные ископаемые
– Восстановите логические цепочки:
равнина – складчатая область – осадочные полезные ископаемые;
горы – платформа – магматические полезные ископаемые.
– Определите, какие полезные ископаемы преобладают в восточной части Африки? С чем это связано?
– Как вы думаете, почему в зоне Великий разломов преобладают месторождения золота и алмазов?
– Где в Африке преобладают рудные полезные ископаемые, а где – садочные? С чем это связано?
– Какова ценность, имеющихся на материке полезных ископаемых?
Находят ошибки в цепочке причинно-следственных связях, формулируют правильные суждения.
Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на востоке материка преобладают месторождения золота и алмазов).
Сопоставляют сведения о ранее изученных особенностях строения поверхности Африки, формулируют суждение (в зоне разломов под большим давлением на поверхность изливается магма, что приводит к образованию месторождений золота и алмазов).
Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на западе материка преобладают осадочные месторождения полезных ископаемых, а на востоке и в горах – рудные).
Высказывают предположения о важности полезных ископаемых (нефть и природный газ – важнейшие топливные ресурсы, алмазы и золото применяются в ювелирном деле, руды необходимы для производства различных изделий).
3. Этап закрепления
Закрепление нового материала
– Определите форму рельефа Африки по краткому описанию, найдите её в атласе, подпишите название на контурной карте, значками покажите месторождения полезных ископаемых.
Эти горы находятся на северо-западе Африки, приурочены к складчатым структурам герцинского и альпийского возрастов. На территории этих гор преобладают рудные полезные ископаемые.
Эта форма рельефа лежит вблизи экватора; сформировалось в зоне Великих Африканских разломов. Его территория обрамляется множеством озёр, крупнейшим из которых является Виктория. Также здесь находится наивысшая точка Африки.
Используя атлас и контурные карты, выполняют поставленную задачу (в первом случае подписывают горы Атлас, наносят значки медных, железных и полиметаллических руд; во втором – подписывают Восточно-Африканское плоскогорье, наносят значки золота и алмазов.
Выполнение работы на контурной карте.
4. Рефлексивный этап урока
Рефлексия деятельности
– Назовите тему и цель сегодняшнего урока.
– Какие задачи мы поставили в начале урока? Все ли из них удалось решить?
– Что мы использовали в процессе урока? Для чего?
– В какой последовательности мы с строение поверхности Африки? Почему именно в такой?
– Связаны ли изученные нами элементы между собой? Каким образом?
Вспоминают и называют тему, цель и задачи урока.
Определяют, какие задачи выполнены в полном объёме, какие частично, а какие не удалось решить. Предполагают, по какой причине не удалось решить те или иные задачи.
Называют средства обучения, которые использовалась в ходе урока.
Называют последовательность изученных смысловых блоков. Объясняют правильность изучение строения поверхности именно в такой последовательности.
Находят связи между смысловыми блоками урока.
Доказывают целесообразность использования учебника и атласа на уроке.
Выстраивают причинно-следственные связи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.
Анализируют результаты своей деятельности.
5. Домашнее задание
Информирование домашнего задания, обсуждение способов его выполнения
– Прочитайте параграф 19, устно ответьте на вопросы после параграфа из блока «Вопросы и задания».
– Отметьте на контурной карте все формы рельефа, которые мы называли на уроке. Значками покажите крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Уточняют не понятные моменты.
Обсуждают, на какой карте в брошюре выполнять задание, какими цветами и т. д.
Выполнение работы на контурной карте.
Источник