Краткое и полезное руковедение в арифметику

Краткое и полезное руковедение в арифметику thumbnail

К 350–летию Л.Ф. Магницкого

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Леонтий Филиппович Теляшин родился 9 (19) июня 1669 года в городе Осташкове в патриаршей слободе. По одной из версий был сыном крестьянина Филиппа Теляшина. С юных лет работал с отцом на пашне, самостоятельно обучаясь чтению и письму, и был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное.

По другой версии, был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустыни близ Осташкова Тверской губернии и потому имел доступ к церковным книгам.

В 1684 году отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь как возчик для доставки рыбы монахам. Поразил монахов своей грамотностью и умом, оставлен при обители в роли чтеца. Затем переведён в московский Симонов монастырь. Монастырское начальство решило готовить незаурядного юношу в священнослужители.

В 1685—1694 годах он учился в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась. По-видимому, свои математические познания он приобрёл путём самостоятельного изучения.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Таблица умножения

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. При встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I «жаловал» ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

В 1694—1701 годах Магницкий жил в Москве, обучал детей в частных домах и занимался самообразованием.

В 1701 году по распоряжению Петра I Магницкий был назначен преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения», помещавшейся в здании Сухаревой башни. Начал работать помощником учителя математики Андрея Фарварсона, а затем — учителем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии; ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению.

Преподавание в математико-навигацкой школе шло в следующем порядке: ученики, обучающиеся арифметике, после экзамена у Магницкого переводились в следующий класс, класс геометрии; обучавшиеся геометрии переводились в класс тригонометрии; обучавшиеся тригонометрии переводились в класс навигации. После ссоры с учителями — англичанами после тригонометрии ученики переводились от него к иноземным учителям.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Учебник «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и во едино собрана, и на две книги разделена.»

По окончании курса Магницкий подавал списки «окончивших обучение и готовых к практике» сначала в оружейную палату, а потом в приказ военно-морского флота.

Выпускники навигацкой школы служили не только на флоте; в указе Петра I от 1710 г. говорилось, что выпускники этой школы пригодны для службы в артиллерии, в гражданских ведомствах, в качестве учителей начальных школ, архитекторов и т.п. Отдельные выпускники навигацкой школы были отправлены за границу для продолжения образования.

Запись Оружейной палаты:

«1701 году Февраля в 1 день взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народной пользы издать через труд свой словенским диалектом книгу арифметику. А желает он имети при себе впомоществовании кадашевца Василия Киприанова ради скораго во издании книги совершения. О котором признал он, что имеет в тех науках знание отчасти и охоту. По которому его доношению, его великого государя, повелением он, Василий, тогож февраля в 16 день во Оружейную взят и через учителей школ математических о искусстве в вышеозначенных науках свидетельствован. А по свидетельству его, великого государя, повелением записан во Оружейной палате его, великого государя указом, и велено ему к скорому во издании тоя книги совершению чинить в чём может Магницкому помоществование, в чём он и трудился по самое тоя книги совершение.»

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Из письма 1703 года, Алексея Александровича Курбатова, в ведении которого была школа к Фёдору Алексеевичу Головину: «По 16 июля прибрано и учатся 200 человек. Англичане учат их той науке чиновно, а когда временем и загуляются или, по своему обыкновенно, почасту и долго проспят. Имеем, по приказу милости твоей, определенного им помоществователем Леонтия Магницкаго, который непрестанно при той школе бывает, и всегда имеет тщание не только к единому ученикам в науке радеть, но и к иным к добру поведением, в чём те Англичане, видя в школах его управление не последнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавиденьем, так что уже просил он, Леонтий, от частого их на него гневоимания от школы себе свободности, однакож я, ведая, что ему их ради гневоимания от школы свободну быть не доведется, приказал ему о всяких поведешях сказывать до приезда вашей милости мне, и я, присматривая, что он приносит о порядке совершенном, призвалъ их в палату и сам к ним ездя почасту, говорю; а дело из них призналъ я в одном Андрее Фарварсоне, и те два хотя и навигаторы написаны, только и до Леонтия наукою не дошли.»

В России до появления книги Магницкого были только рукописные математические книги. Лишь в 1682 г. вышло в свет «Считание удобное, которым всякий человек купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякие вещи. А како число вещей и вещам число цены изыскати, и о том читая в предисловии к читателю совершенно познаешься».

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Такое длинное заглавие носит листовка — таблица умножения всех чисел до 100 попарно. Эта таблица нашла, по-видимому, широкое распространение, так как в 1714 г. она была переиздана по повелению Петра I под заглавием: «Книга считания удобного ко употреблению всякому хотящему без труда познати цену или меру какие вещи». Книга эта ни в какой мере не является учебником.

Так как при обновлении русской жизни Петром не мог не встать вопрос об учебниках вообще и учебнике арифметики в частности, то в 1699 г. в Амстердаме из русской типографии Яна Тессинга, которому Петр дал привилегию, «чтобы устроил типографию и печатал в ней… математические и архитектурные и городостроительные и всякие ратные и художественные книги», вышла книга «Краткое и полезное руковедение во аритметыку или в обучение и познание всякого счоту». Автором книги был поляк Илья Копиевский или Копиевич, живший также в Амстердаме.

Так как ни автор, ни издатель России не знали и не имели понятия о том. какие сведения по математике были известны русским читателям из рукописных математических книг, то книга эта оказалась столь элементарной и ненужной в России, что она почти не получила распространения, и издатель потерпел материальный ущерб.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

В 1703 году Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена», тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам. «Арифметика» Магницкого была написана на славянском языке.

Почти каждое старинное русское руководство по математике начинается с разъяснения значения этой науки для человека. Изобретение арифметики и геометрии приписывается чаще всего Пифагору (греческому философу и математику VI века до н.э.). Эту традицию продолжает и Магницкий. В своей «Арифметике» на титульном листе он изобразил, кроме Пифагора, ещё и Архимеда.

«Арифметика» делится на две книги. Первая из них, большая (в ней 218 листов), — состоит из пяти частей и посвящена преимущественно арифметике в собственном смысле слова. Во второй книге (насчитывающей 87 листов) три части, включающие алгебру с геометрическими приложениями, начала тригонометрии, космографию, географию и навигацию. Тут все было новым для русского читателя.

Читайте также:  Полезна ли вода с лимоном и чем

Краткое и полезное руковедение в арифметику

В книге строго и последовательно проводилась одна форма изложения: каждое новое правило начиналось с простого примера, затем давалась его общая формулировка и, наконец, оно закреплялось большим количеством задач, по преимуществу практического содержания. К каждому действию присоединялось правило проверки — «поведение».

Главную роль в первой книге «Арифметики» играют, как и в рукописях, тройное правило и правило двух ложных положений, а несколько задач решено по правилу одного ложного положения, которое, впрочем, в общем виде не формулируется.

Магницкий обстоятельно описывает простое тройное правило, которое характеризует, как «некий устав о трех перечнях, их же друг к другу подобием учит изобретати четвертый, третьему подобный». Эти три данные числа называются количество, цена и изобретатель; первое и третье должны быть «единого качества», а третье «изобретает иный перечень подобный себе, таковым же подобием яковым и второй первому подобен есть».

Задачи, решаемые тройным правилом, составляли во все времена большую часть задач практической арифметики у всех народов. Величины, находящиеся в прямой или обратной пропорциональной зависимости друг от друга, человек встречает на каждом шагу и он по здравому смыслу решал задачи о значении таких величин. Пример такой задачи в «Арифметике»: «Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?»

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Способ предположения («фальшивое правило») в учебнике иллюстрируется задачей: «Спросил некто учителя: сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать в учении своего сына. Учитель ответил: если придет еще учеников столько же, сколько имею, и пол столько и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Сегодня мы решаем такие задачи с помощью уравнения х +х +0,5х +0,25х + 1 =100.

У многих людей желание всегда иметь под рукой книгу Магницкого было столь велико, что они переписывали её от руки.

В 1704 году Магницкому царским указом было пожаловано дворянство. Пётр I был особенно расположен к Леонтию Филипповичу, жаловал его деревнями во Владимирской и Тамбовской губерниях, приказал выстроить ему дом на Лубянке, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» наградил «саксонским кафтаном» и другой одеждой.

В 1714 году Магницкому поручен набор учителей для цифирных школ.

В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигатской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Магницкий становится старшим учителем школы и руководит её учебной частью.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы.

Маницкий владел латинским, греческим, французским языками, которые преподавались в академии. Кроме того, он самостоятельно изучил немецкий, голландский и итальянский языки.

Самостоятельно он «наукам научился дивным и неудобовероятным способом», ни одна не преподавалась в академии: математике, астрономии, геодезии, навигации.

Им впервые введены в русский язык математические термины: множитель, делитель, произведение, извлечение корня, миллион, биллион, триллион, квадриллион, знаменатель, дробь. В «Арифметике» впервые в русской математической литературе 0 возведен в ранг числа: Магницкий причисляет его к «перстам» (первым 10 числам) и тем самым намного опережает свое время.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Умер Леонтий Магницкий в Москве 19 октября 1739 года в возрасте 70 лет. Похоронен в Москве в церкви Гребневской Иконы Божией Матери у Никольских ворот (в 1927 году церковь была разобрана).

В. К. Тредиаковский (1703—1769) русский поэт, ученый-филолог, который, по-видимому лично знал Магницкого, писал: «Магницкий Леонтий муж, сведущий славянского языка, добросовестный и нельстивый человек, первый Российский арифметик и геометр; первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии».

М. В. Ломоносов (1711—1765) называл «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Грамматику» Мелетия Смотрицкого «вратами своей учёности».

Адмирал В. Я. Чичагов (1726—1809) вспоминал: «Один из учителей, Магницкий, слыл за великого математика. Он издал … сочинение, бывшее у меня в руках, в котором заключались арифметика, геометрия, тригонометрия и начатки алгебры. Впоследствии эту книгу признавали за образец учености».

Профессор П. Н. Берков (1896—1969) называет «Арифметику» «одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени».

«Арифметика» Л.Ф. Магницкого — одна из самых знаменитых русских книг, по праву принадлежащих к памятникам национальной письменной культуры.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

Рассказывают, что…

* 27 мая 1932 года при постройке первой линии московского метрополитена на глубине одного метра обнаружилась плита из крепкого известняка, на обратной стороне которой оказалась тонко выбита «эпитафия» надгробия Л. Ф. Магницкого, написанная его сыном Иваном (её текст опубликован в 1836 году в газете «Московские ведомости», здесь приводится в сокращении):

« В вечную память христианину, благочестно, целомудренно, благоверно и добродетельно пожившему Леонтию Филипповичу Магницкому, первому в России математики учителю, здесь погребенному, (…) который путь его временного и прискорбного жития начал 1669 года июня 9-го дня, наукам изучился дивным и неудобовероятным способом, (…) и от Его Величества, по усмотрению нрава ко всем приятнейшего и к себе влекущего, пожалован прозванием Магницкий и учинён российскому благородному юношеству учителем математики, в котором звании ревностно, верно, честно, всеприлежно и беспорочно служа четырём самодержцам всероссийским и прожив в мире 70 лет, 4 месяца и 10 дней, 1739 года, октября 19-го дня, о полуночи в 1 часу, оставя добродетельным своим житием и благочестною христианскою кончиною пример жития оставшим по нем, (…)

Преставльшемуся же исполняя взаимную христианскую любовь помолимся прилежно (…)

Не по должности надписал, собственноручно сёк на камне сем горькослезный и горем убиенный Иван, нижайший раб, сын ему любезны ».

На другой день под плитой-памятником на глубине четырёх метров обнаружена была гробница. Она была выложена из хорошего кирпича и залита со всех сторон известью. В могиле находилась дубовая колода, в ней лежал невредимый скелет Леонтия Филипповича с некоторыми сохранившимися на нём покровами, под головой находилась стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки, и рядом лежало полуистлевшее гусиное перо.

Вместе с гробницей Леонтия Филипповича была гробница Марии Гавриловны Магницкой, его жены, где на камне была высечена надпись, возвещающая об её внезапной смерти при неожиданной встрече с сыном, которого она считала умершим.

Краткое и полезное руковедение в арифметику

* Как рассказал директор Верхневолжского духовно-просветительского центра «Наследие Селигера» имени Л. Ф. Магницкого при монастыре Нило-Столобенская пустынь, монах Иоанн (Захаров), могила Магницкого при сносе храма Гребневской иконы Божией Матери в Москве была разорена. Но неизвестные сохранили часть останков и передали их родственникам математика. Сейчас останки Магницкого находятся в Нило-Столобенской пустыни. В 2011 году монастырь был намерен их перезахоронить. На могиле Леонтия Магницкого будет вновь поставлена плита с эпитафией, написанной его сыном, Иваном Магницким.

* Написанный Магницким учебник является энциклопедией математики и ее приложений и носит по обычаю того времени длинное заглавие: «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная… Ныне же… ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей на свет произведенная в лето от сотворения мира 7211 (1703) месяца януария. Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого».

* На обороте титульного листа учебника «Арифметика» автор обращается к будущему, ученику:

Читайте также:  Чем полезен лук вареный с сахаром

«Арифметике любезно учися,

В ней разных правил и штук придержися,

Ибо в гражданстве к делам есть потребно…

И пути в небе решит, и на мори,

Еще на войне полезно, и в поли…»

Краткое и полезное руковедение в арифметику

* Магницкий в своей арифметике широко пользовался русской рукописной математической литературой, пополняя ее достижениями европейской научной и методической мысли. Он с полным правом заявлял, что собрал науку арифметики в своей книге из разноязычных книг — греческих, латинских, немецких, итальянских и старославянских. Позаимствованную из европейских книг науку он переработал в духе русских рукописей и приспособил к потребностям своего читателя, которого хорошо знал.

В результате всего этого и был создан новый оригинальный русский учебник математики, который 50 лет оставался единственным учебником для школ и по крайней мере в течение 100 лет оказывал влияние на математическое образование в России. Русская математическая литература не знает другой книги, которая имела бы такое большое историческое значение.

* Учебник содержит много задач и примеров, причем большинство из них интересно и даже увлекательно по содержанию. Автор, стремясь придать арифметике занимательный характер, пользуется стихами и рисунками.

Приведём несколько задач из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого.

1. Бочонок кваса. Один человек выпивает бочонок за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.

2. Как разделить орехи? Говорит дед внукам: «Вот вам 130 орехов. Разделите их на 2 части так, чтобы меньшая часть, увеличенная в 4 раза, равнялась бы большей части, уменьшенной в 3 раза». Как разделить орехи?

3. Из Москвы в Вологду. Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать во всякий день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 верст. На какой день второй человек догонит первого?

4. Сколько стоят гуси? Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?

5. Сколько куплено баранов? Один человек купил 112 баранов старых и молодых заплатил за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын.

Сколько таких баранов было куплено?

6. Одинаковые цифры. Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записываемое одними единицами;

777х143=111 111.

Если же число 777 умножить на 429, то получится 333 333, записываемое шестью тройками.

Найдите, на какие числа надо умножить число 777, чтобы получить шестизначное число, записываемые одними двойками, одними четверками, одними пятерками и т.д.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17»

Фестиваль исследовательских и проектных работ

(я- исследователь)

ТЕМА РАБОТЫ:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Выполнил:

Мальский Кирилл, ученик 4а класса

Руководитель:

Папян Эличка Эдуардовна,

классный руководитель 4а класса

Мытищи

2016-2017

Оглавление.

I.     Введение______________________________________________________3

II.    Основная часть________________________________________________4

       1. История развития математики у древних Славян __________________4

       2. Математическая культура  Древней Руси_________________________6

III.  Заключение____________________________________________________8

V. Список использованной литературы________________________________9

I. Введение

«В природе существует много такого, что ни может быть ни достаточно глубоко понято,  ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надежно использовано на практике без вмешательства математики…»

М.В.Ломоносов

Именно этой фразой я хотел бы предварить свою исследовательскую работу об истории развития математики в Древней Руси и ее роли в развитии российского государства.

Целью моей работы является установление фактов, подтверждающих существование высокой математической культуры на Руси в древности

Для достижения цели работы я поставил перед собой следующие задачи:

1.Документально подтвердить существование математической мысли в Древней Руси

2. Донести до моих сверстников – современников интересные факты, связанные с историей развития математики и ее роли в становлении и развитии Российского государства.

 Для проведения своего исследования мною выбран метод:

анализ информации по рассматриваемому вопросу.

Предметом исследования выбрана математика как научная дисциплина на раннем этапе ее развития и становления на Руси.

Объектом исследования является научно-историческая литература по истории развития математики в нашей стране.

II. Основная часть

1. История развития математики древних Славян

Становление Руси шло одновременно с развитием математических знаний. На стоянке (30 тыс. лет до н. э. в городе Владимир, Русь) обнаружены «предметы искусства, совмещенные азами применения математических знаний (слайд 3).

У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь, практика. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. (слайд 3 ) Такой способ записи долговых обязательств или налогов применялся малограмотными людьми разных стран.

Предки русского народа – славяне – с незапамятных времен жили на землях Средней и Восточной Европы. Арабские книги говорят о том, что в середине первого тысячелетия славяне вели большую торговлю с греками, арабами и другими народами и храбро воевали с иноземцами, которые пытались их покорить.

В летописях сохранились сведения о школах, которые учреждались повелением князей Владимира Святославовича(1015), Ярослава Мудрого (978-1054). В 16 веке, при Иване Грозном, на Руси появляются первые рукописные учебники по математике, а немного позже — печатные книги о применении математики для разных практических нужд . В 1134 году новгородский монах Кирик написал сочинение «…о том, как узнать человеку числа всех лет». Это самый древний дошедший до нас письменный памятник славянской математики  (слайд 4 ).  

Всё это говорит о той исторической глубине, с которой к нам приходят знания древних русов о календаре, геометрии, математике, астрономии, астрологии.

В то время, как в странах Западной Европы пользовались римской нумерацией, в Древней Руси, находившейся подобно другим славянским странам в тесном культурном общении с Византией, получила распространение алфавитная нумерация, сходная с греческой (слайды 5 и 6).

В древности на Руси писали числа при помощи букв славянского алфавита, над которыми ставился особый значок- титло (~).Способ записи цифр буквами со специальными значками – «титлами»- славяне взяли от греков.   (слайд 7).

Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~ .

Обозначения для дробей в русской нумерации не было вовсе, их записывали словами.

Но наряду с этим «малым числом» употреблялась вторая система, называвшаяся «великим числом или счетом» или «числом великим словенским». В нем употреблялись более высокие разряды: тьма-10 , легеон- 1012, леодр-1024, ворон-1048, иногда еще колода — десять воронов-1049. 

О последнем из этих чисел, то есть о колоде, говорилось: «И более сего несть человеческому уму разумевати».

Такой способ обозначения чисел был очень неудобен.

Алфавитная система счисления была вытеснена индо-арабской десятичной позиционной системой счисления.

Для обозначения этих больших чисел наши предки употребляли оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных нам народов. В первом печатном русском учебнике математики, в « Арифметике» Л.Ф. Магницкого (1703), даются уже принятые сейчас термины для больших чисел (миллион, биллион, триллион, квадриллион)

На Руси существовали свои измерения. Было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. (слайд 9)

Читайте также:  Добыча полезных ископаемых по бух учету

К наиболее древней рукотворной мере ( упоминается в документах  c XII в.) относится пядь (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения ее с другими единицами, ей присвоили только в XVI в. Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» — растягивать, а по другой от слова «пясть» — кисть руки.

К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть, о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно. (Слайд 10)

Название сажень происходит от славянского слова сяг–шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть.

Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен ее появляется верста. Название это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. (слайд 11).

В Воскресенском списке летописи под 1167 г. рассказывается о том, как жители Смоленска вышли встречать князя Ростислава за 300 поприщ.

Позднее в XVI-XVII вв. появилась мера»аршин» (от персидского слова»араш» — локоть), равная1/3 сажени.

Денежная система русского народа.

В летописях, относящихся к 1381 году, впервые встречается слово «деньга». Это слово происходит от индусского названия серебряной монеты танка, которую греки называли данака, татары — тенга. Первое употребление слова «рубль» относится к 14 веку. Слово это происходит от глагола «рубить». В 14 веке гривну стали рубить пополам, и серебряный слиток в половину гривны(?204,76 г) получил название рубля или рублевой гривенки. Закон о мерах и весах 1842 года закончил продолжавшиеся свыше 100 лет мероприятия правительства по упорядочению системы мер и весов.

Старинные денежные меры (слайд 12)

рубль = 2 полтинам

алтын = 3 копейкам

гривенник = 10 копейкам

2 деньги =1копейка

грош = 0.5 копейки

полушка = 0.25 копейки

2.  Математическая культура Древней Руси

Первым русским памятником математического содержания до настоящего времени считается рукописное сочинение новгородского монаха Кирика, написанное им в 1136 г. и носящее заголовок:»Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение имже ведатичеловеку числа всех лет» (слайд 13).

В этом сочинении Кирик выявил себя весьма искусным счетчиком.Основные задачи, которые разрешаются Кириком, хронологического порядка: вычисление времени, протекшего между какими-либо событиями.

Записки содержат значки на суммирование прогрессий, связанные с приплодом коров и овец, исчисление количества месяцев, недель и дней, прошедших со дня сотворения мира; вычисление размеров Солнца и Луны по астрономическим данным (при этом число п считается равным 3 1/8).

Делая расчеты, Кирик производил действия сложения и умножения, а деление, по всей вероятности, он осуществлял путем подбора, рассматривая последовательно кратные для данного делимого и делителя.

При исчислении долей одного часа Кирик ввел свою систему дробных единиц, причем пятую часть он называл вторым часом, двадцать пятую — третьим часом, сто двадцать пятую — четвертым часом и т. д.  (слайд 14)

Самой малой долей у него были седьмые часы, и он считал, что меньших долей часов быть уже не может: «больше сего не бывает, то есть не рождаются от седьмых дробных, которых в дне будет 987500».

В сочинении Кирика уделено место и вопросу о вычислениях пасхалий, столь важному для церковников и являвшемуся одним из наиболее трудных арифметических вопросов, которые приходилось решать служителям церкви.

Феодальная раздробленность и иноземное нашествие сыграли роковую роль в исторической судьбе, и надолго задержали культурное и научное развитие Киевской и Новгородской Руси.

Поэтому вновь математика начинает развиваться на Руси только в XVI в. после освобождения от татарского ига (слайд 15)

В первых рукописях создается самобытная русская математическая терминология. Сохранилась рукопись XVII в. Для расчетов применялись русские счеты. 

 В настоящее время известно значительное количество математических рукописей XVII века. В основном они предназначались для купцов, торговцев, чиновников, ремесленников, землемеров и носили сугубо практический характер. (слайд 16).

Материал их распределялся по «статьям», содержащим указания, как надо поступать при решении тех или иных задач.

Правила пояснялись разнообразными примерами и задачами.

Геометрические знания в России XVI-XVII вв. уступали арифметическим.

Рукописи по геометрии нередко содержали ошибки, переписывались весьма некритически. Чертежи нередко плохого качества. (слайд 17).

Были известны точные правила измерения площади прямоугольника, прямоугольного треугольника, прямоугольной трапеции.

Площадь треугольника вычисляли по различным правилам:

произведение половины меньшей стороны на большую;

 произведение половины большей стороны на полусумму двух других;

Была погрешность в вычислениях!

(Слайд 18) Значения мер длины и т.д. нашли свое отражение в известных всем пословицах и поговорках, таких как:

— От горшка два вершка, а уже указчик.

— Не уступить ни пяди.

— Семь пядей во лбу .

— Сам с ноготок, а борода с локоток.

— Каждый купец на свой аршин меряет.

— Сидит, ходит, словно аршин проглотил .

— На аршин борода, да ума на пядь .

  • Косая сажень в плечах.
  •  Коломенская верста.
  •  Сто верст молодцу не крюк.
  •  Семимильные шаги .
  •  Мал золотник, да дорог.
  •  Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.
  •  Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься.
  •  Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь 

Интересны некоторые факты из истории развития математики нашей Родины (слайд19):

  • Первая печатная книга по математике в России под названием  

  «Книга считания удобного» появилась в 1682 году.

  •  Первая книга по арифметике «Краткое и полезное руковедение

   в арифметику» появилось в 1699 году.

  •  Первый русский учебник по арифметике «Арифметика сиречь
      наука  численная» был отпечатан по велению Петра I в 1703 году.

   Автор – Л.Ф.Магницкий (слайд 20).

  •  Муравьев Н.Е. — автор первой русской алгебры.

 1725 год-открытие Академии наук в Петербурге по велению Петра

III. Заключение

Как видно из работы, наличие математических знаний в Древней Руси подтверждается практическими доказательствами (предметами и т.д.)подтверждают , старинными математическими рукописями, отражением накопленных знаний и открытий в устном народном творчестве, книгах по истории математики, издававшихся на Руси.

Я хотел бы выразить надежду, что цель моей работы достигнута, и материал, представленный в работе, наглядно проиллюстрировал и убедительно доказал существование высокого уровня математической культуры на Руси в древности и огромном влиянии ее на развитие Российского государства и математики как самостоятельной науки.

VI. Список использованной литературы

  1. Мегалит – Кафе. Научно – популярный альманах / Под ред. С. Волганова / . – М.: Агентство Бизнес – пресс, 2004.
  2. Г. Еремин. История развития математики у древних славян … Ежемесячный иллюстрированный журнал «Техника – молодежи». – 19989. — № 6.
  3. Н. Кикешев. Прародины и предки. Т. 1. – М.: Белые альвы, 2003.
  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006.
  5. Г. Носовский, А. Фоменко. Татаро-монгольское иго: кто кого завоевывал. – М.: Астрель, 2008.
  6. Славянская математика под.ред С.К.Изяславского. – Краснодар: Офсет – Печать, 2004.
  7. В. Путенихин. Математическое наследие славян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  8. Г. Зданович. История возникновения математики в России. – Челябинск: Рифей, 2005.
  9. Интернет – ресурсы:
  1. https://future-2008.livejournal.com
  2. https://vosxozhdenie.flybb.ru
  3. https://library303.narod.ru
  4. https://luxaur.narod.ru

Источник