Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах thumbnail

Главная » Кроссворды » Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии

Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии

Разработчики кроссворда на тему «Полезные ископаемые»:
Команда проекта © Vneuroka.ru.

Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии. Кроссворд составлен из 18 слов и заданий к ним. Для получения подсказок и ответов к интерактивному кроссворду кликните по скрытой ячейке — буква откроется.

Задания к кроссворду по теме «Полезные ископаемые» (вопросы по горизонтали):

  1. Минерал, из которого изготовляют суперфосфат, фосфорную кислоту.
  2. Горючее полезное ископаемое болот, органическое удобрение.
  3. Редкий драгоценный металл жёлтого цвета.
  4. Волокнистый белый минерал (горный лён).
  5. Смесь углеводородов из недр земли, важнейший сырьевой ресурс — природный …
  6. Химический элемент, металл, обладающий радиоактивными свойствами.
  7. Ископаемое твёрдое горючее вещество растительного происхождения.
  8. Распространённый минерал, источник магния, используется в производстве огнеупоров и вяжущих материалов, а также в химической промышленности.
  9. Благородный металл серовато-белого цвета.
  10. Полезное ископаемое белого или серого цвета, использующееся в строительстве, изготовлении мела, побелки и зубного порошка.
  11. Ископаемое внешне напоминает пчелиный воск, имеет запах керосина (горный воск).
  12. Белая глина высокого сорта.
  13. Железный или серный колчедан, минерал светлого латунно-желтого и золотисто-желтого цвета с сильным металлическим блеском.
  14. Твёрдый камень известковой породы, употребляемый в строительстве с древних времен.
  15. Драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета.
  16. Самый твёрдый минерал.
  17. Плавиковый шпат.
  18. Чёрное золото.

Интерактивный кроссворд ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ с ключевым словом для открытых уроков, занятий с детьми в школе и дома.Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии. Интерактивный кроссворд по теме ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ с вопросами и ответами, составленный из 18 слов: апатит, торф, золото, асбест, газ, уран, уголь, магнезит, платина, известняк, озокерит, каолин, пирит, мрамор, серебро, алмаз, флюорит, нефть; игра из каталога Vneuroka.ru: образовательный портал методических материалов для занятий и игр с детьми в детском саду, школе, дома.Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии. Интерактивный кроссворд по теме ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ с вопросами и ответами, составленный из 18 слов: апатит, торф, золото, асбест, газ, уран, уголь, магнезит, платина, известняк, озокерит, каолин, пирит, мрамор, серебро, алмаз, флюорит, нефть; игра из каталога Vneuroka.ru: образовательный портал методических материалов для занятий и игр с детьми в детском саду, школе, дома.VNEUROKA.RUСоздайте свой кроссворд онлайнАПАТИТ1ТОРФ2ЗОЛОТО3АСБЕСТ4ГАЗ5УРАН6УГОЛЬ7МАГНЕЗИТ8ПЛАТИНА9ИЗВЕСТНЯК10ОЗОКЕРИТ11КАОЛИН12ПИРИТ13МРАМОР14СЕРЕБРО15АЛМАЗ16ФЛЮОРИТ17НЕФТЬ18

Ответы к кроссворду «Полезные ископаемые».

Ключевое слово кроссворда: ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ (ответ на кроссворд).

Источник

Кроссворд «Полезные ископаемые» для младших школьников 4 класса

Автор: Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для закрепления знаний по данной теме на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель: Проверка и закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
— проверить и закрепить знания по данной теме;
— формировать умение различать полезные ископаемые:
— развивать умение анализировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать память, внимание, исследовательские навыки, любознательность;
— расширять кругозор;
— формировать чувство патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд.
(Полезные ископаемые)
1
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

2
Ни огня, ни света, а огнем блестит.
(Золото)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

3
Полезные ископаемые
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное
(Алмаз)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

4
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Нефть)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

5
По трубе течет,
Пироги печет.
(Газ)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

6
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
( Гранит)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

7
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
(Самоцветы)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

8
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске
— Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

9
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

10
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

11
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
(Кристалл)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

12
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

13
До изобретения мыла именно это полезное ископаемое служило главным средством оттирания загрязнений с человеческого тела( в частности пяток)
(Пемза)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

14
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
(Руда)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

15
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
(Известняк)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

16
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Мрамор)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

17
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна —
С угольком зимой страна!
(Шахтеры)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

18
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
(Железо)

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Ответы:

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах
Кроссворд с ответами для учащихся 3 — 4 класса

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах
Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах
Кроссворды о спорте с ответами для начальной школы, 3-4 класс

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах
Кроссворд с ответами по повести Рыбакова «Бронзовая птица» для 4 класса

Участник №53 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 апреля по 3 сентября 2016 года

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Мультимедийный кроссворд по окружающему миру «Полезные ископаемые»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

УМК «Перспективная начальная школа» Окружающий мир. 3 класс Кроссворд « Поле

Описание слайда:

УМК «Перспективная начальная школа» Окружающий мир. 3 класс Кроссворд « Полезные ископаемые» Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 46» г.Братска Башарина И.В.

2 слайд

И С К О П А Е М Ы Е 1 Л Г Н А Е В З И Т Н Я К О С Е П Т Р Ф Р Г Н И Т Н Ф Т Ь

Описание слайда:

И С К О П А Е М Ы Е 1 Л Г Н А Е В З И Т Н Я К О С Е П Т Р Ф Р Г Н И Т Н Ф Т Ь А Р М О Р Осадочная горная порода, состоящая из мельчайших частиц минералов и образующая во влажном состоянии вязкую массу (обычно используемую для гончарных, скульптурных и строительных работ) Осадочная горная порода, содержащая известь. Нередко содержат остатки скелетов ископаемых организмов. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и других минералов Применяется в строительстве и стеклянной промышленности. Горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Магматическая горная порода, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды, отличающаяся большой прочностью. Используется в качестве строительного материала. Горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Твердый, различных цветов камень известковой породы, употребляемый обычно для скульптурных и архитектурных работ.

Читайте также:  Что такое помело и чем полезно

3 слайд

И С К О П А Е М Ы Е 1)Осадочная горная порода, состоящая из мельчайших частиц

Описание слайда:

И С К О П А Е М Ы Е 1)Осадочная горная порода, состоящая из мельчайших частиц минералов и образующая во влажном состоянии вязкую массу (обычно используемую для гончарных, скульптурных и строительных работ) 2) Осадочная горная порода, содержащая известь. Нередко содержат остатки скелетов ископаемых организмов. 3) Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и других минералов Применяется в строительстве и стеклянной промышленности. 4) Горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. 5) Магматическая горная порода, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды, отличающаяся большой прочностью. Используется в качестве строительного материала. 6) Горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. 7) Твердый, различных цветов камень известковой породы, употребляемый обычно для скульптурных и архитектурных работ. 1 2 3 4 5 6 7

4 слайд

Список использованной литературы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Описание слайда:

Список использованной литературы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Выберите книгу со скидкой:

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Курс повышения квалификации

Кроссворды о полезных ископаемых и минералах

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-053963

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших  школьников.

        Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

  Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг, hello_html_3e6fbd52.png

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком, расцветает от спички.

6. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это?

8. Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи…

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

2. Покрывают им дороги.

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение.

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

9. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.

2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

Читайте также:  Что полезно на ранних сроках беременности из еды

ь

hello_html_m23d43d4d.pnghello_html_2dc3d289.pnghello_html_m2b393fed.png

https://festival.1september.ru/articles/511131/img4.jpg

Песок известняк газ уголь hello_html_7318ed68.png

hello_html_52360509.pnghello_html_d5b4adc.png

Железо

Филворд

Найди полезные ископаемые

п

е

с

г

н

х

г

а

з

м

у

г

о

л

е

ф

с

и

ч

р

а

о

к

и

ц

т

о

з

у

а

г

л

н

н

е

ь

л

в

к

м

ш

ь

з

а

ф

ы

ь

е

с

о

р

ф

ы

в

г

а

п

р

т

р

у

д

а

о

р

а

н

л

н

д

м

а

ч

я

э

ж

и

т

я

к

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи… (Руда).

3. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

4. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

5. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

6. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

7. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

8. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

6. Из нефти получают бензин.( +)

7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

10. Из песка делают стекло? (+)

11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

19. Все металлы обладают блеском. (+)

3. Диктант.

1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

4. Дополни предложение.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые). Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется  …….. (месторождениями. )Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………(строительстве), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. (металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

5. Топографический диктант. hello_html_m51e2525e.png

hello_html_m663695c5.pnghello_html_m5ff8803d.png

hello_html_m43daea1e.pnghello_html_m68ae1359.png

hello_html_m4e069d8f.png

2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого

hello_html_4da3c3a2.png hello_html_m5048679d.pnghello_html_m5ce0e436.pnghello_html_32918c28.png

hello_html_774c8c9e.pnghello_html_m2ce9ef2e.pnghello_html_m2f1ed834.pnghello_html_m1bfcb3da.png

hello_html_m39513f28.pnghello_html_6119b0e3.pnghello_html_m6b118006.png

hello_html_4ed27583.png

3. Подпиши полезные ископаемыеhello_html_e03becb.pnghello_html_m74968f39.png

hello_html_41fde1ea.png hello_html_m5d066aa.pnghello_html_57902a1a.png

1 2 3 4 5

6. Цифровой диктант

1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

Вопросы

1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.  2. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 

3. Образуется при разрушении гранита и кварца. 

4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? 
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. 

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

Ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5

Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Читайте также:  Как питаться правильно и полезно меню

Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных  ископаемых.

      ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

      СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
      ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

Рассказ-загадка

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

Заполни схемуhello_html_3b34561c.png

Что получают из нефти?

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

Занимательные вопросы

1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

(На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

(Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

(Так как добывается из-под земли.)

5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

(От минералов, входящих в ее состав)

6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

(Так как песок хорошо пропускает воду.)

7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красно