Кто автор полезных стихов для детей

Поэзия для детей – отдельный и очень важный жанр детской литературы. Она окружает ребенка с первых дней его жизни: колыбельные, песенки, пестушки, прибаутки – эти древние жанры, кажется, всегда существуют внутри нас, впитанные с молоком матери.
Чтение поэзии вслух особенно важно – рифмованные строчки задают особый ритм, учат ребенка с самого раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтического слова.
Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают перед ребенком всю красоту окружающего мира.
Ведь хорошие детские поэты любимы маленькими читателями именно потому, что смотрят на мир их глазами. Они подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни.
Конечно, хочется начать знакомство ребенка с поэзией с плеяды наших любимых авторов: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто и другие. Мы выросли на этих книгах, наши мамы и бабушки читали их нам вслух и, конечно, мы тоже открываем заветные томики и читаем детям такие родные, знакомые строчки.
Но обратите внимание не только на авторитетных классиков, но и на прекрасные, необычные и забавные стихи наших современников.
Мы предлагаем вам топ -10 актуальных поэтических сборников, которые наверняка научат вашего ребенка любить поэзию. Эти книги должны быть в каждом доме!
1. Первое место по праву занимает дуэт Джулии Дональдсон и ее бессменной переводчицы Марины Бородицкой, украшенный замечательными иллюстрациями Акселя Шеффлера. Каждая поэтическая сказка Дональдсон становится хитом, но, пожалуй, «Груффало» дети и родители любят больше всех.
2. Вадим Левин с детства мечтал переводить старинные английские баллады, но, увы – всех их уже перевели Маршак, Чуковский и другие замечательные авторы. Но поэт не растерялся и, не дожидаясь новых старинных баллад, написал свои «английские» стихи. Его «Глупая лошадь» — лучшее, что можно прочитать после «Песен матушки гусыни».
3. Марина Бородицкая не только виртуозно переводит Джулию Дональдсон и других известных авторов, но и сама пишет прекрасные детские стихи. В сборнике «Лунный заяц» они собраны на любой вкус и случай: для девочек, для мальчиков, для родителей и даже для бабушек.
4. Трогательное стихотворение «Танцующий жираф» написал поэтический наследник Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла Андрэ Джайлз. А выпустило его издательство «Розовый жираф», создав таким образом замечательную рифму-совпадение.
5. Поэт Михаил Яснов не нуждается в представлении. Его задорные стихи одинаково нравятся и взрослым, и детям. Книга «Чучело-мяучело» посвящена котам, кошкам и котятам.
6. Андрей Сметанин пишет стихи «на злобу дня». То в шутливой форме предостерегает детей от опасностей, то создает галерею уморительных детских портретов в сборнике «С чего начинается ссора?».
7. Андрей Усачев — автор многочисленных книг и сборников. Кому-то особенно нравятся его колыбельные, кто-то радуется веселым азбукам. А для первого знакомства с ним отлично подойдет сборник «Такой большой подарок!»
8. Молодая поэтесса Галина Дядина написала «Книжку в тельняшке» — сборник стихотворений о море, расположенных в алфавитном порядке. Отличное чтение перед каникулами или на морском отдыхе.
9. «Что хочется лошадке?» — это собрание стихов Виктора Лунина, превосходного детского поэта и лауреата премии Г. Х. Андерсена.
10. Петр Синявский пишет лаконичные и озорные стихи для самых маленьких, смело играет со словами и звуками, поощряя детское словотворчество. Познакомиться с его творчеством можно, прочитав книжку «Бутерброд наоборот».
Практически на каждом поэтическом сборнике издатели пишут заветную фразу «Для чтения взрослыми детям». Действительно, совместное чтение стихов просто необходимо каждой семье! А яркие и необычные произведения современных поэтов легко превратить в настоящие домашние спектакли, рассказывая их по ролям и на разные голоса, сопровождая чтение различными спецэффектами, подчеркивающими задумку автора.
А еще очень полезно учить стихи наизусть. Во-первых, это развивает память и обогащает речь ребенка. Во-вторых, это верный способ обрадовать бабушку и поразить всех на празднике в детском садике или на конкурсе чтецов. Подобные состязания, например, «Дети читают стихи: весна и праздники весны» – отличный способ для всех талантливых и артистичных показать себя и побороться за призы.
Необычные и яркие стихотворения Яснова, Левина или Дональдсон выгодно отличаются от классического репертуара детских утренников. И еще очень важно, что рассказывают они о современных и актуальных детских проблемах и переживаниях. А главное, чем больше хорошей поэзии вы читаете с ребенком, тем богаче и интереснее становится его восприятие мира.
Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру
Источник
Поэзия для малышей. Что читать, что учить?
(56 оценок)
Поэзия для детей — отдельный и очень важный жанр детской литературы. Она окружает ребенка с первых дней его жизни: колыбельные, песенки, пестушки, прибаутки — эти древние жанры, кажется, всегда существуют внутри нас, впитанные с молоком матери.
Чтение поэзии вслух особенно важно: рифмованные строчки задают особый ритм, учат ребенка с самого раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтического слова.
Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают перед ребенком всю красоту окружающего мира. Ведь хорошие детские поэты любимы маленькими читателями именно потому, что смотрят на мир их глазами. Они подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни.
Конечно, хочется начать знакомство ребенка с поэзией с плеяды наших любимых авторов: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто и другие. Мы выросли на этих книгах, наши мамы и бабушки читали их вслух и, конечно, мы тоже открываем заветные томики и читаем детям такие родные, знакомые строчки.
Но обратите внимание не только на авторитетных классиков, но и на прекрасные, необычные и забавные стихи наших современников.
Мы предлагаем вам топ-10 актуальных поэтических сборников, которые наверняка научат вашего ребенка любить поэзию. Эти книги должны быть в каждом доме!
- Первое место по праву занимает дуэт Джулии Дональдсон и ее бессменной переводчицы Марины Бородицкой, украшенный замечательными иллюстрациями Акселя Шеффлера. Каждая поэтическая сказка Дональдсон становится хитом, но, пожалуй, «Груффало» дети и родители любят больше всех.
- Вадим Левин с детства мечтал переводить старинные английские баллады, но, увы — всех их уже перевели Маршак, Чуковский и другие замечательные авторы. Но поэт не растерялся и, не дожидаясь новых старинных баллад, написал свои «английские» стихи. Его «Глупая лошадь» — лучшее, что можно прочитать после «Песен матушки гусыни».
- Марина Бородицкая не только виртуозно переводит Джулию Дональдсон и других известных авторов, но и сама пишет прекрасные детские стихи. В сборнике «Лунный заяц» они собраны на любой вкус и случай: для девочек, для мальчиков, для родителей и даже для бабушек.
- Трогательное стихотворение «Танцующий жираф» написал поэтический наследник Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла Андрэ Джайлз. А выпустило его издательство «Розовый жираф», создав таким образом замечательную рифму-совпадение.
- Поэт Михаил Яснов не нуждается в представлении. Его задорные стихи одинаково нравятся и взрослым, и детям. Книга «Чучело-мяучело» посвящена котам, кошкам и котятам.
- Андрей Сметанин пишет стихи «на злобу дня». То в шутливой форме предостерегает детей от опасностей, то создает галерею уморительных детских портретов в сборнике «С чего начинается ссора?»
- Андрей Усачев — автор многочисленных книг и сборников. Кому-то особенно нравятся его колыбельные, кто-то радуется веселым азбукам. А для первого знакомства с ним отлично подойдет сборник «Такой большой подарок!»
- Молодая поэтесса Галина Дядина написала «Книжку в тельняшке» — сборник стихотворений о море, расположенных в алфавитном порядке. Отличное чтение перед каникулами или на морском отдыхе.
- «Что хочется лошадке?» — это собрание стихов Виктора Лунина, превосходного детского поэта и лауреата премии Г. Х. Андерсена.
- Петр Синявский пишет лаконичные и озорные стихи для самых маленьких, смело играет со словами и звуками, поощряя детское словотворчество. Познакомиться с его творчеством можно, прочитав книжку «Бутерброд наоборот».
Практически на каждом поэтическом сборнике издатели пишут заветную фразу «Для чтения взрослыми детям». Действительно, совместное чтение стихов просто необходимо каждой семье! А яркие и необычные произведения современных поэтов легко превратить в настоящие домашние спектакли, рассказывая их по ролям и на разные голоса, сопровождая чтение различными спецэффектами, подчеркивающими задумку автора.
А еще очень полезно учить стихи наизусть. Во-первых, это развивает память и обогащает речь ребенка. Во-вторых, это верный способ обрадовать бабушку и поразить всех на празднике в детском садике или на конкурсе чтецов. Подобные состязания, например, «Дети читают стихи: весна и праздники весны» — отличный способ для всех талантливых и артистичных показать себя и побороться за призы.
Необычные и яркие стихотворения Яснова, Левина или Дональдсон выгодно отличаются от классического репертуара детских утренников. И еще очень важно, что рассказывают они об актуальных детских проблемах и переживаниях. А главное, чем больше хорошей поэзии вы читаете с ребенком, тем богаче и интереснее становится его восприятие мира.
Странно, почему автор не упоминает вообще Андрея Усачёва, Энтина и многих других более удачных наших современных поэтов, но поёт дифирамбы Дональдсон, гораздо менее удачной, ещё и в переводе…
2014-03-21, al_gol
Мне кажется, Усачев давно стал вроде Успенского, на любую тему и в любом формате, а качество страдает. Дональдсон — прекрасные законченные истории прекрасном же переводе, что ныне редкость
2014-03-22, Focus
как почему? она же из Лабиринта, точка зрения однобокая и рекламная, а усачев есть у нее
2014-03-25, ТанИчка
Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Íàñòàëî âðåìÿ ïîãîâîðèòü î æàíðå «ñòèõè äëÿ äåòåé», êîòîðûì íàïèñàíî ìíîæåñòâî ïðîèçâåäåíèé íàøåãî ñàéòà. Î÷åíü ìíîãèì îí êàæåòñÿ ÷ðåçâû÷àéíî ëåãêèì, è îíè ïóáëèêóþò âñå ñâîè «ðèôìóøêè», êîòîðûå ðîäèëèñü ó íèõ âî âðåìÿ îáùåíèÿ ñ ñîáñòâåííûì ðåáåíêîì. Ìåæäó òåì, ýòî î÷åíü òðóäíûé æàíð, êîòîðûé äàåòñÿ íåìíîãèì, è íå âàæíî, åñòü ó âàñ äåòè èëè íåò, ñî÷èíÿåòå ëè âû äëÿ íèõ íà õîäó ñòèøêè èëè íåò. Äåòñêèì ïîýòîì íóæíî ðîäèòüñÿ, ýòî âåëèêîå óìåíèå, êîòîðîå, êàê äàð, ïðèõîäèò íàì ñâûøå è äàåòñÿ äàëåêî íå êàæäîìó, êòî óìååò ðèôìîâàòü.
Íå ñëåäóåò ïóòàòü ÑÒÈÕÈ Î ÄÅÒßÕ (ñòèõè, íàïèñàííûå äëÿ âçðîñëûõ) ñî ÑÒÈÕÀÌÈ ÄËß ÄÅÒÅÉ. Ýòî ðàçíûå æàíðû, ê íèì ðàçíûå òðåáîâàíèÿ è ó íèõ ðàçíûå îñîáåííîñòè èñïîëíåíèÿ.
(Äàííîå çàìå÷àíèå îñîáåííî âàæíî äëÿ òåõ, êòî ÿâëÿåòñÿ ó÷àñòíèêîì ïîñòîÿííîãî äåéñòâóþùåãî êîíêóðñà «Íàøè äåòè», è äëÿ åãî ñóäåé: íà äàííûé êîíêóðñ ïðåäïîëàãàåòñÿ ïîäà÷à ñòèõîâ î äåòÿõ, íàïèñàííûõ äëÿ âçðîñëûõ ÷èòàòåëåé, êîòîðûå ÷àùå âñåãî ïèøóòñÿ â æàíðàõ «ðàññêàç â ñòèõàõ» èëè «ëèðèêà»)
 ñòèõàõ äëÿ äåòåé (è íà êîíêóðñàõ, ïðîâîäèìûõ íà äàííóþ òåìó) âàæíî îïðåäåëèòüñÿ, äëÿ êàêîãî âîçðàñòà ïðåäíàçíà÷åíû ñòèõè: äëÿ äîøêîëüíèêîâ, äëÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ èëè äëÿ ïîäðîñòêîâ. Äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà òðåáîâàíèÿ ê ñòèõàì ðàçíûå! Îòñþäà, ïåðâîå ïðàâèëî:
1. ÏÐÎÈÇÂÅÄÅÍÈÅ ÄËß ÄÅÒÅÉ ÏÎ ÒÅÌÀÒÈÊÅ ÄÎËÆÍÎ ÑÎÎÒÂÅÒÑÒÂÎÂÀÒÜ ÊÎÍÊÐÅÒÍÎÌÓ ÄÅÒÑÊÎÌÓ ÂÎÇÐÀÑÒÓ
Òî åñòü, áûòü ðåáåíêó ïîíÿòíûì è èíòåðåñíûì ðåáåíêó. Ñòèõîòâîðåíèå, íàïèñàííîå äëÿ ðåá¸íêà, äîëæíî áûòü èñêðåííèì, áåç ñëîâåñíûõ âûêðóòàñîâ è íåäîìîëâîê. Îíî íå äîëæíî áûòü ñòèõîòâîðíûì óïðàæíåíèåì, à ÿâëÿòüñÿ òâîð÷åñêîé ðàáîòîé àâòîðà, îòðàæàþùåé ìèð äåòñòâà. Åñëè âû ïèøèòå ñòèõè äëÿ äåòåé, òî âàø ÃËÀÂÍÛÉ ÎÐÈÅÍÒÈÐ — ÄÅÒÑÊÎÅ ÂÎÑÏÐÈßÒÈÅ.
Ëó÷øèå äåòñêèå ïîýòû — ýòî òå, êòî íå óòðàòèë â ñåáå «äåòñêîñòü», êòî ñïîñîáåí âèäåòü ìèð ãëàçàìè ðåáåíêà, à ãëàâíîå, ÊÎÌÓ ÈÍÒÅÐÅÑÍÎ Â ÝÒÎÌ ÌÈÐÅ. Íå íàäî ëóêàâèòü: ìàëî êîìó èç íàñ ïî-ïðåæíåìó èíòåðåñíî â ìèðå äåòñêèõ èãð è èõ èíòåðåñîâ, ìàëî êîìó óäàëîñü ñîõðàíèòü â ñåáå ýòî êà÷åñòâî. ×àùå âñåãî ìû, ðîäèòåëè, òîëüêî ñòàðàåìñÿ ñûãðàòü ýòó ðîëü, ïîäñòðîèòü ñåáÿ ïîä ðåáåíêà. Ìîæåò áûòü, èìåííî ýòî è îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó õîðîøèõ äåòñêèõ ïèñàòåëåé è ïîýòîâ íà ïîðÿäîê ìåíüøå, ÷åì õîðîøèõ ëèòåðàòîðîâ, ïèøóùèõ äëÿ âçðîñëûõ.
Åñëè âàì íå äàíî îäíîâðåìåííî áûòü ëèòåðàòîðîì ñ áîãàòîé òâîð÷åñêîé ôàíòàçèåé, è îñòàâàòüñÿ â äóøå ðåáåíêîì, òî ëó÷øå íå áåðèòåñü çà ýòîò æàíð. Íå ñòîèò ïóáëèêîâàòü íà ñòðàíèöàõ ñàéòà ïðèìèòèâ, êîòîðûé âçðîñëîìó òîëüêî ïî êðèòåðèþ ïðèìèòèâíîñòè êàæåòñÿ «ñòèõîì äëÿ ðåáåíêà».  ëó÷øåì ñëó÷àå, âàøè òðóäû îñòàâÿò ðàâíîäóøíûìè äåòåé, à â õóäøåì ïðèó÷àò âîñïðèèì÷èâûé óì è ïàìÿòü ðåáåíêà ê äóðíîìó, íåáðåæíîìó ðóññêîìó ÿçûêó, ê ïëîõîìó ðèòìó, ê áåñòîëêîâûì ðèôìàì è ïóñòîòå ñîäåðæàíèÿ â ðèôìó îòâðàòÿò ðåáåíêà îò ÷òåíèÿ è ðàçó÷èâàíèÿ ñòèõîâ.
2. ßÇÛÊ ÑÒÈÕΠÄËß ÄÅÒÅÉ
ßçûê ïðîèçâåäåíèÿ äîëæåí áûòü ÏÐÎÑÒÛÌ È ÏÎÍßÒÍÛÌ ÐÅÁÅÍÊÓ. Íî ýòîãî ìàëî, ýòî äîëæåí áûòü åùå ÁÅÇÓÏÐÅ×ÍÛÉ ÐÓÑÑÊÈÉ ßÇÛÊ — Ñ ÏÐÀÂÈËÜÍÛÌÈ ÔÎÍÅÒÈ×ÅÑÊÈÌÈ ÓÄÀÐÅÍÈßÌÈ, Ñ ÏÐÀÂÈËÜÍÛÌ ÏÎÐßÄÊÎÌ ÑËΠ ÏÐÅÄËÎÆÅÍÈÈ, Ñ ÏÐÀÂÈËÜÍÛÌ ÏÎ ÑÌÛÑËÓ ÓÏÎÒÐÅÁËÅÍÈÅÌ ÑËΠïóñòü ïðåäåëüíî ïðîñòûõ, íî ïðàâèëüíûõ. Âñÿêèå íàøè ìåñòíûå «óêðàèíèçìû» è ïðî÷èå «èçìû» — ìåñòíûå ãîâîðû, âñå æàðãîííûå îáîðîòû ðå÷è, âñå áûòîâûå ðàçãîâîðíûå ñîêðàùåíèÿ òèïà «ôîòî», «òåëåê», «êëàâà», «ñòèõ» è òåì áîëåå (óïàñè Áîæå!) âñå øóòëèâûå çàìåíèòåëè ðóãàòåëüñòâ, êîòîðûå ìû àáñîëþòíî ïåðåñòàëè ÷óâñòâîâàòü è âîñïðèíèìàòü âñåðüåç — «áëèí», «åæêèí êîò» è ò.ï. êàòåãîðè÷åñêè ÍÅ ÄËß ÄÅÒÑÊÈÕ ÑÒÈÕÎÂ, êàê áû õîðîøî îíè íè ëîæèëèñü â ðèôìó è êàê áû íè êàçàëèñü óìåñòíûìè è îñòðîóìíûìè íàì, âçðîñëûì! Èáî ñòèõè ýòî òî, ÷òî çàïîìèíàåòñÿ, âðàñòàåò â ïàìÿòü ðåáåíêà êàê åñòåñòâåííîå è ïðàâèëüíîå çâó÷àíèå ðóññêîãî ÿçûêà.
3. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÏÎÑÒÐÎÅÍÈß ÏÐÅÄËÎÆÅÍÈÉ ÑÒÈÕÎÂ ÄËß ÑÀÌÛÕ ÌÀËÅÍÜÊÈÕ
Ñòèõè äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà — îñîáåííàÿ îáëàñòü ïîýçèè. Íàèáîëåå åñòåñòâåííîé äëÿ ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ òàêàÿ ÊÎÍÑÒÐÓÊÖÈß, ÏÐÈ ÊÎÒÎÐÎÉ ÑËÎÂÎ, ÎÁÎÇÍÀ×ÀÞÙÅÅ ËÈÖÎ, ÑÒÎÈÒ ÍÀ ÏÅÐÂÎÌ ÌÅÑÒÅ, ÂÛÐÀÆÅÍÎ ÑÓÙÅÑÒÂÈÒÅËÜÍÛÌ Â ÈÌÅÍÈÒÅËÜÍÎÌ ÏÀÄÅÆÅ, ÇÀ ÍÈÌ ÈÄÅÒ ÃËÀÃÎË Â ËÈ×ÍÎÉ ÔÎÐÌÅ, À ÄÅÉÑÒÂÈÅ ÐÀÇÂÎÐÀ×ÈÂÀÅÒÑß ÏÎ ÑÕÅÌÅ: ÊÒÎ ×ÒÎ ÑÄÅËÀË — Ñ ×ÅÌ ÑÄÅËÀË. Ïðè ðàáîòå íàä ñîäåðæàòåëüíîé ñòîðîíîé êàæäîãî ñòèõîòâîðåíèÿ äîëæíû èñïîëüçîâàòüñÿ ìàêñèìàëüíî ïðîñòûå ïðåäëîæåíèÿ. Ýïèòåòû, àëëåãîðèè, ìåòàôîðè÷åñêèå îáîðîòû, ÿâëÿÿñü íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ õóäîæåñòâåííîé ðå÷è, çàòðóäíÿþò âîñïðèÿòèå ñòèõîòâîðíîãî òåêñòà ìàëûøàìè.
4. ÐÈÒÌÈÊÀ ÑÒÈÕÎÂ ÄËß ÄÅÒÅÉ
Âêóñû ìàëåíüêèõ äåòåé ïî÷òè âî âñå âðåìåíà îñòàþòñÿ îäèíàêîâûìè. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïîíÿòü, êàêèå ñòèõè íðàâÿòñÿ äåòÿì, ïðîñòî ïðèñëóøàéòåñü ê òîìó, êàêèå ïåñíè ïîþò ìàëü÷èøêè è äåâ÷îíêè. Îáðàòèòå âíèìàíèå íà òî, ÷òî äåòÿì íðàâèòñÿ òÿíóòü ïîíðàâèâøèéñÿ çâóê, à ýòî ëåã÷å äåëàòü ñ ìóæñêèìè ðèôìàìè (êîãäà óäàðåíèå ïàäàåò íà ïîñëåäíèé ñëîã). Ïîýòîìó ñòèõè äëÿ äåòåé ïðåäïî÷òèòåëüíåé ïèñàòü ÌÓÆÑÊÎÉ ÐÈÔÌÎÉ.
Äåòÿì íðàâÿòñÿ ÄÂÓÕÑËÎÆÍÛÅ ÑÒÎÏÛ: ßÌÁÛ è ÕÎÐÅÈ (îñîáåííî õîðåè, ãäå óäàðíûé ïåðâûé ñëîã). Îíè ëåãêî ïðîèçíîñÿòñÿ, ëåãêî çàïîìèíàþòñÿ. Ê. ×óêîâñêèé ñ÷èòàë, ÷òî äåòñêèå ñòèõè íóæíî ïèñàòü îáÿçàòåëüíî õîðååì. Êîíå÷íî, ñ ýòèì ìîæíî íå ñîãëàñèòüñÿ è âûáðàòü ëþáîé äðóãîé ñòèõîòâîðíûé ðàçìåð, ãëàâíîå, ÷òîáû ñòèõîòâîðåíèå ÂÎÑÏÐÈÍÈÌÀËÎÑÜ ÍÀ ÑËÓÕ ÏÐÎÑÒÎ È ÃÀÐÌÎÍÈ×ÍÎ. ÐÈÒÌ ñòèõîâ äëÿ äåòåé äîëæåí áûòü ×ÅÒÊÈÌ.
5. ÑÒÐÎÔÛ
×àùå âñåãî ñòèõè äëÿ äåòåé ïèøóò êîðîòêèìè êàòðåíàìè. Äëèííûå, ñäâîåííûå êàòðåíû, êàê è ìíîãîñòðî÷íûå ñòðîôû äëÿ ýòîãî æàíðà íå ïîäîéäóò, õîòÿ äëÿ äåòåé ïîñòàðøå, â äëèííûõ ïðîèçâåäåíèÿõ (ñêàçêàõ, íàïðèìåð) âîçìîæíà ñìåíà ðèôìîâîê è âèäà ñòðîôû (à èíîãäà è ìåòðà — êàê ñïëîøü è ðÿäîì âñòðå÷àåòñÿ ó Êîðíåÿ ×óêîâñêîãî!). Òàêèå ðàçíûå ïî ñòðóêòóðå ñòðîôû, ñîâåðøåííî íåïðèåìëåìûå äëÿ âçðîñëûõ ñòèõîâ, îñîáåííî äëÿ ëèðèêè, â ïðîèçâåäåíèÿõ äëÿ äåòåé ïðîõîäÿò «íà óðà»: äåòÿì âåñåëåå èõ ñëóøàòü, îíè ïðîñòî íå âûíåñóò ìîíîòîííîñòè îäèíàêîâîãî ðèòìà äàæå ïðè èíòåðåñíîì äëÿ íèõ ñîäåðæàíèè!
Êîíå÷íî æå, ñìåíà ñòèõîòâîðíîãî ðàçìåðà, ìîæåò èìåòü ìåñòî â äåòñêèõ ñòèõàõ òîëüêî â ïîñëåäóþùåé ñòðîôå, à ñàìè ñòðîôû äîëæíû ñîõðàíÿòü ñâîé ÷åòêèé ðèòì — õîðîøî «ïåòüñÿ»!
6. ÐÈÔÌÛ
Ê âûøå ñêàçàííîìó ÿ áû åùå äîáàâèëà òàêîå òðåáîâàíèå ×ÈÑÒÎÒÀ ÐÈÔÌ. Íå îáÿçàòåëüíî èñïîëüçîâàòü òîëüêî òî÷íûå ðèôìû òå, ãäå åñòü ìàêñèìàëüíîå ñîâïàäåíèå ðèôìåíòîâ, íî âàæíî èñïîëüçîâàòü ðèôìû îäèíàêîâî çâó÷àùèå. Ýòè ðèôìû äîëæíû îáúåäèíÿòü ñëîâà, îáà èç êîòîðûõ õîðîøî ïîíÿòíû ðåáåíêó òîãî âîçðàñòà, äëÿ êîòîðîãî ñòèõè íàïèñàíû. Êîíå÷íî, ïðè ýòîì óñëîâèè â äåòñêèõ ñòèõàõ áóäåò äîâîëüíî ìíîãî «çàòåðòûõ» ðèôì, ñ òî÷êè çðåíèÿ èñêóøåííûõ ïîýçèåé âçðîñëûõ ëþäåé, íî òîëüêî íå äëÿ ðåáåíêà: äëÿ íåãî ìíîãîå, ÷òî îí ñëûøèò ÂÏÅÐÂÛÅ! À òî÷íîñòü âàøåé ðèôìîâêè èíòóèòèâíî âûðàáîòàåò ó íåãî ïîýòè÷åñêèé ñëóõ: òîò, êòî ñëóøàë ìíîãî õîðîøèõ ñòèõîâ â äåòñòâå, âî âçðîñëîì âîçðàñòå îáû÷íî ëåãêî ðèôìóåò ñëîâà è áûñòðî çàïîìèíàåò ñòèõè, à çíà÷èò è õîðîøî ó÷èòñÿ. ×åðåç ïåðâûå äåòñêèå ñòèõè ðåáåíîê íà÷èíàåò ÷óâñòâîâàòü è óçíàâàòü ñâîé ðîäíîé ÿçûê â åãî ïðàâèëüíîì âèäå!
7. ÂÈÇÓÀËÜÍÛÅ ÎÁÐÀÇÛ
Äåòñêèå ñòèõè äîëæíû ËÅÃÊÎ ÏÅÐÅÊËÀÄÛÂÀÒÜÑß ÍÀ ÂÈÇÓÀËÜÍÛÅ ÎÁÐÀÇÛ. Àáñòðàêòíûå ñòèõè, òàê ìîäíûå ñðåäè âçðîñëûõ, íå ïîäîéäóò ìàëûøàì, ïîòîìó ÷òî â äåòñêîì âîçðàñòå îíè ìûñëÿò îáðàçàìè, à íå ñëîæíûìè êîíñòðóêöèÿìè. Ñòèõè äëÿ äåòåé äîëæíû ÍÀÏÎÌÈÍÀÒÜ ÊÐÀÑÎ×ÍÛÅ ßÐÊÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ Ñ ÌÍÎÆÅÑÒÂÎÌ ÇÀÁÀÂÍÛÕ ÏÅÐÑÎÍÀÆÅÉ. ×åì ëó÷øå ëþáîå ñòèõîòâîðåíèå ïåðåêëàäûâàåòñÿ íà îáðàçû, òåì ëåã÷å áóäåò ðåáåíêó âîéòè â ìèð ïîýçèè, ïðåäñòàâèòü ñåáå ðåàëüíîñòü äåéñòâèÿ, èçëîæåííóþ â ñòèõàõ, çàèíòåðåñîâàòüñÿ èìè.
8. ÎÁÚÅÌ ÑÒÈÕÎÂ
Æåëàòåëåí îòíîñèòåëüíî íåáîëüøîé îáú¸ì ñòèõîòâîðåíèé . ×åì ìåíüøå âîçðàñò òåì êîðî÷å ñòèõè. Ó ðåáåíêà õóæå ñïîñîáíîñòü ê êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, îí áûñòðåå óñòàåò, îí íóæäàåòñÿ â ïåðåêëþ÷åíèè âíèìàíèÿ, â ðàçíîîáðàçèè. È äëÿ äåòñêîãî àâòîðà âîçíèêàåò íîâàÿ ïðîáëåìà: ñóìåòü â ìàëåíüêîì îáúåìå âûñêàçàòü ìíîãî, âíÿòíî è ëàêîíè÷íî âûðàçèòü ñâîþ ìûñëü, âîâðåìÿ åå çàêîí÷èòü, ïîäàòü åå èíòåðåñíî è ïîíÿòíî. Ýòî âî âçðîñëûõ ñòèõàõ ìû ëþáèì çàïîëíÿòü ïðîìåæóòêè «êðàñèâîñòÿìè íè î ÷åì» (÷òî äëÿ ëþáûõ òâîðåíèé — íå â ïëþñ, åñëè ýòè êðàñèâîñòè èäóò â îòðûâå îò îáùåãî ñìûñëà), à äåòñêèå ñòèõè äîëæíû áûòü íàñûùåíû ñîäåðæàíèåì, òàì íå îäíà ñòðî÷êà íà äîëæíà áûòü ïóñòîé, çâó÷àòü ðèòìè÷åñêîé çàïëàòêîé — íåçàêîííûì äåòèùåì íàøåãî ïîñïåøíîãî òâîðåíèÿ.
9. ÏÐÀÂÊÀ ÑÒÈÕÎÂ
Íàä ñòèõàìè äëÿ äåòåé íàäî ìíîãî ðàáîòàòü. ß âîîáùå âñåãäà çà òî, ÷òîá ÍÀÄ ÑÒÈÕÀÌÈ ÐÀÁÎÒÀÒÜ. Ïèñàòü èõ ëó÷øå áûñòðî ïî âäîõíîâåíèþ (íå âûìó÷èâàòü òåêñò ïî ÷óæîìó çàäàíèþ), à âîò ïîòîì ìíîãî ðàç îáðàùàòüñÿ ê óæå íàïèñàííîìó è â÷èòûâàòüñÿ, âäóìûâàòüñÿ — ïðàâèòü, ïîòîì îòêëàäûâàòü íà âðåìÿ òåêñò è ñíîâà â÷èòûâàòüñÿ è èñêàòü ëó÷øèå âàðèàíòû È òîëüêî òîãäà -ïóáëèêîâàòü. Ê äåòñêèì ñòèõàì ýòî îòíîñèòñÿ â ïîëíîé ìåðå. Äàæå åùå è â áîëüøåé ñòåïåíè!
10. ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ ÑÒÈÕÎÂ ÄËß ÄÅÒÅÉ
ÃËÀÂÍÀß ÐÎËÜ â ïðîèçâåäåíèè äîëæíà îòâîäèòüñÿ ÐÅÁ¨ÍÊÓ. Ýòî ëèáî ñòèõè îò èìåíè ðåáåíêà, ëèáî ïðî ëèöà åãî ñâåðñòíèêà. Ëèáî èñòîðèè ïðî ïåðñîíàæåé, ñîòâîðåííûõ àâòîðñêîé ôàíòàçèåé, êîòîðûå ìûñëÿò è äåéñòâóþò òàê, êàê ïîíÿòíî äåòÿì, èìåþùèå îáùèå ñ äåòüìè èíòåðåñû è çàïðîñû.
Ïðîèçâåäåíèå äëÿ äåòåé äîëæíî ñîäåðæàòü ÌÍÎÃÎ ÄÈÀËÎÃÎÂ È ÄÅÉÑÒÂÈß, íî ÍÅ ÄÎËÆÍÎ ÁÛÒÜ ÑËÈØÊÎÌ ÌÍÎÃÎ ÎÏÈÑÀÍÈÉ ïðèðîäû, èëè òîãî ìåñòà, ãäå ïðîèñõîäÿò îïèñûâàåìûå ñîáûòèÿ.
 ïðîèçâåäåíèè äëÿ äåòåé äîëæíî áûòü ÌÍÎÃÎ ÏÐÈÊËÞ×ÅÍÈÉ.
È, íàêîíåö, îáÿçàòåëåí Ñ×ÀÑÒËÈÂÛÉ ÊÎÍÅÖ (ïîáåäà äîáðà íàä çëîì).
11. ÄÅÒÑÊÎÅ ÑÒÈÕÎÒÂÎÐÅÍÈÅ ÍÀÄÎ ÏÈÑÀÒÜ «ÍÀ ÐÎÑÒ»
Êàê â íàðîäíîé ñêàçêå åñòü âòîðîé ñìûñë, íå âñåãäà ïîíÿòíûé äåòÿì, òàê è â äåòñêèõ ñòèõàõ äîëæåí ïðèñóòñòâîâàòü ïîäòåêñò. Åñëè ñòèõè ïîíðàâèëèñü ðåáåíêó, îíè îñòàþòñÿ ó íåãî â ïàìÿòè íàäîëãî. À ðåáåíîê ðàñòåò ñ êàæäûì äíåì è, âîçâðàùàÿñü ê ñòèõîòâîðåíèþ, íà÷èíàåò ïîíèìàòü åãî ãëóáæå, ïî-íîâîìó.
12. ÄÅÒÑÊÈÅ ÑÒÈÕÈ ÝÒÎ ÍÅ ÌÎÐÀËÜ, ÍÅ ÏÐÎÏÈÑÈ
Ìîðàëèçàöèÿ â ëþáûõ ñòèõàõ îòâðàùàåò ÷èòàòåëÿ îò àâòîðà, äàæå åñëè ïîñëåäíèé è ïðàâ íà âñå 100 ïðîöåíòîâ, à óæ äåòè îñîáåííî íå ëþáÿò, êîãäà èõ ïîó÷àþò. Âàæíåå ðàñêðûòü â ñòèõàõ êðàñîòó æèçíè, ïîìî÷ü ðåáåíêó ñäåëàòü ïåðâûå äóõîâíûå îòêðûòèÿ. Èõ íåâîçìîæíî ñäåëàòü, åñëè â ñòèõîòâîðåíèè íåò ãîðåñòíûõ ïåðåæèâàíèé è âûõîäà èç íèõ. Ðåáåíîê ñàì ñìîæåò ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî òàêîå «õîðîøî è ÷òî òàêîå ïëîõî». Èñêàòü â ñòèõîòâîðåíèè ìîðàëü çíà÷èò óíè÷òîæàòü â ðåáåíêå èçíà÷àëüíî äàííóþ åìó òÿãó ê âûñîêîìó è ïðåêðàñíîìó.
Åñòü ïðåäïîëîæåíèå î òîì, ÷òî ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè, ýñòåòè÷åñêîå ÷óâñòâî ýòî ðîäîâîå ÷óâñòâî, îíî äàíî ÷åëîâåêó èçíà÷àëüíî, ïðèñóòñòâóåò â êàæäîì ÷åëîâåêå, íî â ðàçíîé ñòåïåíè ðàçâèòîñòè. È òóò ñòèõè âûñòóïàþò êàê õîðîøèå ó÷èòåëÿ. Îíè ãîâîðÿò î ÷åì-òî âàæíîì è çíà÷èòåëüíîì, î ìãíîâåííûõ îòêðûòèÿõ äóõîâíîé æèçíè ÷åëîâåêà. Íî ïðåêðàñíîå âîçíèêàåò òîëüêî â åäèíñòâå ïðîòèâîïîëîæíîñòåé ãîðÿ è ðàäîñòè, ïå÷àëè è ñâåòà. ÏÅÐÅÆÈÂÀÍÈÅ ÏÐÅÎÄÎËÅÍÈß, ÂÛÕÎÄÀ ÈÇ ÊÎÍÔËÈÊÒÀ ÑÓÒÜ ÂÎÇÄÅÉÑÒÂÈß ÈÑÊÓÑÑÒÂÀ ÍÀ ×ÅËÎÂÅÊÀ. Äåòè â âûñøåé ñòåïåíè ñïîñîáíû ê ýòîìó ïåðåæèâàíèþ. Ñîïåðåæèâàÿ ïðîòèâîðå÷èâûì ýìîöèÿì ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ, îíè ïîçíàþò æèçíü.
13. Äåòñêàÿ ëèòåðàòóðà ÍÅ ÏÐÈÅÌËÅÒ ÔÀËÜØÈ, ÃÐÓÁÎÑÒÈ, ÏÎØËÎÑÒÈ
Ñòèõè äëÿ äåòåé íå áûâàþò âòîðîñîðòíûìè, âåäü ÐÅÁ¨ÍÎÊ ÂÎÑÏÐÈÈÌ×ÈÂ Ê ËÞÁÎÃÎ ÐÎÄÀ ÍÅÈÑÊÐÅÍÍÎÑÒÈ. Ïèñàòü ñòèõè äëÿ äåòåé âåëèêàÿ îòâåòñòâåííîñòü.
14. ÊÀÊÈÅ ÑÒÈÕÈ ÁÎËÜØÅ ÍÐÀÂßÒÑß ÄÅÒßÌ?
(ïåðå÷èñëþ òåìû ñòèõîâ â ïîðÿäêå óáûâàíèÿ ïðåäïî÷òåíèé):
1. «Âåñåëûå ñòèõè», äàðÿùèå äåòÿì äâîéíîå íàñëàæäåíèå îò ïîýòè÷åñêîãî è î÷åíü çíà÷èìîãî äëÿ íèõ êîìè÷åñêîãî èçîáðàæåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè.
2. Òåìà «ß ðàñòó» — ïðîèçâåäåíèÿ, â êîòîðûõ ïîýòè÷åñêè ïðåîáðàæàþòñÿ õîðîøî èçâåñòíûå ìàëåíüêîìó ÷èòàòåëþ ñîáûòèÿ äåòñêîé æèçíè.
3. Ïåéçàæíàÿ ëèðèêà äëÿ äåòåé — ñòèõè, ñîîòíîñÿùèåñÿ äëÿ äåòåé ñ êàòåãîðèåé «ïðåêðàñíîãî» â ñèëó òîãî, ÷òî â íèõ íàõîäèò ÿðêîå ñëîâåñíîå âûðàæåíèå óæå èçâåñòíûé èì îïûò ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ ñ ïðèðîäîé.
Ìàëûøè îòêðûòû ê íîâûì ÷óâñòâàì, ýìîöèÿì è ïåðåæèâàíèÿì. Âîñïðèíèìàÿ âñå íîâîå ñ ñîâåðøåííî èíîé òî÷êè çðåíèÿ, îòëè÷íîé îò òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, äåòè è âûðàæàþò ñâîè ìûñëè ïîðîé êðàéíå íåîæèäàííî.
Åñëè âû ïèøåòå äëÿ äåòåé, íî âñå åùå íå óâåðåíû, ÷òî âàøè ñòèõè õîðîøè, òî äàéòå èõ ïî÷èòàòü èëè ïîñëóøàòü äåòÿì. ÌÀËÅÍÜÊÈÅ ÑËÓØÀÒÅËÈ ÍÅ ÌÎÃÓÒ ÂÐÀÒÜ, ÈÕ ÐÅÀÊÖÈß ÒÎ×ÍÎ ÑÊÀÆÅÒ — ÕÎÐÎØÈÉ ËÈ ÂÛ ÄÅÒÑÊÈÉ ÏÎÝÒ. À åñëè âû îöåíèâàåòå êîíêóðñ «Ñòèõè äëÿ äåòåé», òî èìåííî ðåáåíîê, êîòîðîìó âû ïðî÷òåòå âûáîðêó ñòèõîâ (ïðåäâàðèòåëüíî óäàëèâ èç ïàêåòà âñå ïðîèçâåäåíèÿ ñ îøèáêàìè ðå÷è) òî÷íåå âñåãî ïîäñêàæåò âàì, êàêèå ñòèõè ó÷àñòíèêîâ äîñòîéíû ñàìûõ âûñøèõ áàëëîâ.Óñïåõîâ âàì!
Ñ óâàæåíèåì, âàøà Àëêîðà.
Ïðàêòè÷åñêèé ìàòåðàë ïî äàííîìó æàíðó ñì. https://www.stihi.ru/2013/10/31/3854
Источник