Кто должен вести добычу полезных ископаемых
Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»
Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.
Общие требования
Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:
- иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
- привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).
На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).
Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.
Ключевой момент
Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.
Исключение из общего правила
Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:
- добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
- устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.
Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.
Ключевой момент
Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.
Привлечение к административной ответственности
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.
Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ВСО | от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012 |
АС ДВО | от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014 |
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014 | |
ФАС ЗСО | от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013 |
ФАС МО | от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014 |
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013 | |
от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014 | |
ФАС ПО | от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013 |
АС СЗО | от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014 |
ФАС СЗО | от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013 |
ФАС УО | от 20.05.2014 № Ф09-2698/14 |
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13 |
Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу № А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 № Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу № А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу № А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу № А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу № А14-79/2013.
Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ДВО | от 20.03.2014 № Ф03-624/2014 |
ФАС ЗСО | от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012 |
ФАС МО | от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014 |
ФАС УО | от 25.06.2014 № Ф09-3963/14 |
ФАС ВВО | от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012 |
В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ВСО | от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012 |
ФАС ВВО | от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013 |
ФАС ДВО | от 20.03.2014 № Ф03-624/2014 |
ФАС ЗСО | от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013 |
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012 | |
ФАС ПО | от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013 |
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013 |
Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу № А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 № Ф09-6513/14).
Ключевой момент
Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.
Возмещение вреда
На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:
- вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
- нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу № 33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу № 33-2180).
Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:
D = Lз + Cл + Cо, где:
– Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;
– Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;
– Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.
В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.
Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:
Lз = Nбз x Р, где:
– Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;
– Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.
Ключевой момент
Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.
Уплата НДПИ
На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.
Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).
Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).
В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).
Ключевой момент
При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.
* * *
Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.
Источник
В настоящее время участились выездные налоговые проверки организаций – плательщиками налога на добычу полезных ископаемых. О том, какие моменты нужно учесть, чтоб не стать «добычей» налоговиков, рассказывает Антон Севостьянов, исполнительный директор ООО «Энергия права».
Ставка в 0 рублей
Вопрос. Организации, использующие недра, платят налог на добычу полезных ископаемых. У всех недропользователей существуют потери, обусловленные технологией добычи ископаемых. Нужно ли с них налог платить НДПИ?
Ответ. Нормативные потери полезных ископаемых — это фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождений, в пределах нормативов потерь. Порядок утверждения нормативов потерь определяется постановлением Правительства от 29 декабря 2001 г. № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения». С нормативных потерь платить НДПИ не нужно. Ведь его ставка в этом случае равна — ноль процентов или ноль рублей (подп. 1 п. 1 ст. 342, ст. 338 НК).
Чтобы применять нулевую ставку, необходимо вести учет фактических потерь. А это происходит только при прямом методе. Дело в том, что в этом случае фирма рассчитывает разницу между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла.
В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого при определении налоговой базы учитывают в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение (письмо Минфина от 12 октября 2006 г. № 03-07-01-02/53, письмо Минэкономразвития от 7 ноября 2006 г. № 16542-КА/Д07).
Обратите внимание: если у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на следующий год, то до утверждения применяют нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определенном Правительством. При отсутствии нормативов потерь по новым месторождениям, применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом (подп. 1 п.1 ст. 342 НК). И в случае утверждения нормативов потерь законодательство не предусматривает перерасчет НДПИ. Чем подтвердить?
Вопрос. Документ, подтверждающий право компании на применение нулевой налоговой ставки по НДПИ, законодательством не предусмотрен. Как можно подтвердить льготу?
Ответ. На этот вопрос ответил Минфин в письме от 7 сентября 2006 г. № 03-07-01-02/48. Организации, которые используют недра, ведут разведку и разработку месторождений, по объектам недропользования предоставляют государственную статистическую отчетность по форме 6-гр. Эта форма содержит сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота и углекислого газа (п. 2 Постановления Госкомстата от 18 июня 1999 г. № 44). В графе 4 формы 6-гр указывают качественные характеристики полезных ископаемых. Минфин считает, что сданная статочетность по форме 6-гр может быть документом, который подтверждает право компаний на применение нулевой ставки по НДПИ. Два субъекта
Вопрос. Организация-недропользователь, имеющая лицензию, как плательщик НДПИ добывает полезные ископаемые на участке, расположенном в двух разных регионах. Каким образом следует уплачивать НДПИ?
Ответ. Сумму НДПИ исчисляют по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого ископаемого. Налог уплачивают по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного компании в пользование (п. 2 ст. 343 НК). Так как местом нахождения участка недра, признается территория субъекта Российской Федерации, то платить налог нужно в бюджеты разных субъектов, в размерах, соответствующих объему добытых полезных ископаемых (п. 1 ст. 335 НК). При этом сумму, которая подлежит уплате, рассчитывают исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида (п. 2 ст. 343 НК). Ископаемые из отходов
Вопрос. Должна ли компания исчислять и уплачивать НДПИ, если полезные ископаемые извлекают из отходов собственного добывающего производства?
Ответ. Если организация из собственных отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств извлекает полезные ископаемые, то для того, чтобы не платить НДПИ нужно подтвердить факт, что налог при добыче полезных ископаемых из недр был уже уплачен (подп. 4 п. 2 ст. 336 НК). Однако есть исключение из правил. НДПИ все же придется заплатить, если добыча полезных ископаемых из отходов подлежит отдельному лицензированию (п. 1 ст. 336 НК). Что бы избежать ошибок
Вопрос. Наше предприятие эксплуатирует нефтегазоконденсатные и газоконденсатные месторождения после добычи минерального сырья, осуществляют его подготовку, в результате осуществления которых получается нестабилизированный газовый конденсат (смесь) — конечный продукт. Организации, которые осуществляют дальнейшую переработку нестабильного газового конденсата, получают из него стабильный газовый конденсат. Операций по получению стабильного газового конденсата прямо предусмотрено техническим проектом эксплуатации месторождения. Как правильно определить налоговую базу по НДПИ?
Ответ. Во-первых, в учетной политике фирмы нужно указать такие моменты:
- вид полезного ископаемого, под которым понимают продукцию, получаемую после прохождения всех технологических операций, предусмотренных техническим проектом эксплуатации месторождения. Обратите внимание — это полезное ископаемое не является продуктом переработки или обогащения. Исключением будет только стабилизированный газовый конденсат, добываемый на месторождениях, проектами эксплуатации которых прямо предусмотрено его получение в качестве конечного продукта. Во всех остальных случаях полезным ископаемым будет являться нестабильный газовый конденсат;
- с учетом того, что нестабильный газовый конденсат добывают в составе минерального сырья, на современном этапе развития технологии невозможно осуществлять прямой способ учета его добычи. Поэтому фирме лучше указать, что при добыче нестабильного газового конденсата используется косвенный способ учета.Как определить налоговую базу по нестабильному газовому конденсату рассмотрим на примере.
Пример
По данным учета (косвенный метод) предприятие в налоговом периоде осуществило добычу 600 тонн нестабилизированного газового конденсата. Из них было реализовано 200 тонн по цене 3000 рублей тонна. Таким образом, налоговая база по НДПИ составит:
600 х 3000 = 1 800 000 рублей
1 800 000 х 17,5% = 315 000 рублейЗначит, сумма налога на добычу полезных ископаемых к уплате в бюджет составит 315 000 рублей.
Обратите внимание: в случае, если компания получает стабилизированный газовый конденсат и осуществляет его реализацию, несмотря на то, что техническим проектом эксплуатации месторождения это не предусмотрено, для расчета НДПИ можно определить стоимость полезного ископаемого по количеству нестабилизированного газового конденсата. Стоимость единицы полезного ископаемого определяют затратным методом.
Если техническим проектом эксплуатации месторождения предусмотрено получение в качестве конечного продукта стабилизированного газового конденсата, то в этом случае его считают полезным ископаемым.
Источник