Кто изучает и отыскивает полезные ископаемые

Кто изучает и отыскивает полезные ископаемые thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2020;
проверки требует 1 правка.

Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Описание[править | править код]

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.

Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:

  • Горное дело
  • Горные науки.

Виды полезных ископаемых[править | править код]

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
  • Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)

Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].

Признаки полезных ископаемых[править | править код]

Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:

  • Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
  • Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
  • Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности

При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

См. также[править | править код]

  • Полезные ископаемые России
  • Разубоживание
  • Месторождение

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  2. Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

Литература[править | править код]

  • Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
  • Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
  • Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
  • Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
  • Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.

Источник

Урок

по окружающему миру

3 класс

Тема: Полезные ископаемые.

Цели: — дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить

представления об их использовании, формировать умения определять

полезные ископаемые по их основным признакам;

— развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы;

— воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,

занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 (авторы –

О. Н. Федотова. Г. В. Трафимова), коллекция полезных

ископаемых, компьютер, проектор, презентация, предметы

бытовой химии, физическая карта.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться,

И всем вместе потрудиться.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Фаритовна. Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе с вами.

(Звучит музыка «Посланники рая»)

— Пожалуйста, возьмитесь ладошками друг друга и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)

— Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №1)

(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)

— Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

— Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках.

(Слайд №2)

-Посмотрите на экран. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

— Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем (Слайд № 3)

(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, нефть, железная руда, природный газ).

-Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

-А что такое горные породы?

( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

— Какие еще горные породы вы знаете?

( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

— Молодцы!

III. Сообщение темы и цели урока.

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

(Изучать горные породы)

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

— Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд №4)

IV. Работа над новым материалом.

-А почему полезные. Как вы думаете?

(Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

— Почему ископаемые?

(Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Найдите ответ в учебнике на страницах 16- 17-й.

-Чтение статьи учебника.

-Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями (Слайд №5)

-Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

(Геологи)

— Давайте представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства (Слайд №6- все виды полезных ископаемых).

— Перед вами на экране рисунки полезных ископаемых. На какие 3 группы их можно разделить? Давайте подумаем.

(Слайд № 7— Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

— Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

— Перечислите газообразные?

(Природный газ)

V.Физкультминутка.

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

VI. Знакомство с полезными ископаемыми. Свойствами и их применение.

-Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

— А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Это полезное ископаемое горючее, которым богата наша республика и в том числе и наш район.

-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

1) Отгадайте, что же это? (Слайд №8- нефть)

Правильно это нефть. Нефть еще по — другому называют «черным золотом».

(Сообщение уч-ся о нефти)

Нефть

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

2) По трубе течет

Пироги печет (Слайд № 9- природный газ)

(Сообщение уч-ся о природном газе)

Природный газ

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

3) Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий (Слайд № 10 – уголь)

Показ учителем каменного угля из коллекции полезных ископаемых.

(Сообщение уч-ся о каменном угле)

Уголь

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

4) Белый камешек растаял.

На доске следы оставил (Слайд № 11, мел — известняк)

Показ учителем известнякаиз коллекции полезных ископаемых.

Известняк

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

5) Очень прочен и упруг.

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты,

Красивы станут и заметны (Слайд №12- гранит)

Показ учителем гранита из коллекции полезных ископаемых.

Гранит

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

VII. Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

— А теперь рассмотрим физическую карту, где показаны месторождения полезных ископаемых. Они обозначены условными знаками. По множеству таких знаков, мы можем сказать, что наша Родина богата полезными ископаемыми.

VIII. Работа с искусственными материалами, изготовленными из полезных ископаемых.

(показ предметов)

— Предметы, которыми мы пользуемся в быту: сода, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства и т.д. — это искусственные материалы, изготовленные из полезных ископаемых.

IX. Закрепление пройденного материала.

-Игра «Проверь себя» ((Звучит музыка «Посланники рая»)

Соедините стрелками полезное ископаемое и соответствующее им состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Торф Твёрдое

Нефть

Природный газ

Песок Жидкое

Минеральная вода

Известняк

Уголь Газообразное

X. Итог урока.

С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.

Недаром 2013 год объявлен в Республике Башкортостан — Годом охраны окружающей среды.

(Показ эмблемы года)

И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

-На память о нашем уроке я хочу вручить вам календарики «Юных любителей природы».

XI. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.

Источник

Геология – наука, что занимается изучением состава и строения земной коры и в общем исторического развития самой Земли. Исходя из этого, геолог – это специалист изучающий горные породы и минералы, их строение и состав, ищет новые залежи полезных ископаемых в недрах нашей Земли.

Работа современного геолога

Кто такой геолог современности? Как работает геолог, чем занимается, что он изучает, что должен знать? Современный геолог – специальность, которая изучает объекты и закономерности в природе, практическое применение всего этого. Это человек-исследователь. Профессия геолог – это не только наблюдатель и исследователь, они занимаются изучением геологических процессов и явлений, выявлением лучших территорий для разведки и исследований. Если брать во внимание то, какой раздел геологии выбрал специалист для профессии геолога, как основной, то выделить можно 3 категории:

Кто такой геолог, что он делает, плюсы и минусы профессии

  • геология описания – геологические работы направленные на описание разных горных пород, минералов, их расположение и состав;
  • геология динамическая – работы направленные на изучение вулканов, землетрясений, сдвигов в земной коре;
  • историческая геология – изучает геологические происшествия прошлого времени.

Что входит в обязанности специалиста

Для лучшего понимания понятий геолог и геология необходимо точно знать обязанности, так сказать должностного лица:

  • разработка геологических карт и планов;
  • проведение съемочных работ;
  • работа геолога также заниматься изысканиями новых полезных ископаемых;
  • вести поисковые работы на площадках, что по мнению специалистов перспективные;
  • найти место для установления горных выработок;
  • моделирование на компьютере;
  • принятие участия геологов в геологоразведочных мероприятиях;
  • имея исходные данные составлять отчетности по геофизике и геохимии.

Имеются конечно  и специалисты, которые все время пребывают в кабинете, так сказать имеют “офисную работу” без посещения экспедиций.

Какие требования к специалисту

Геолог проекта должен:

Кто такой геолог, что он делает, плюсы и минусы профессии

  • первое и главное – иметь высшее специализированное образование;
  • умение составлять планы по геофизическим и геохимическим работам;
  • хорошие знания законов;
  • умение подсчитывать запасы полезных ископаемых;
  • наличие опыта работать в полевых условиях;
  • знание английского языка, другие языки будут плюсом.

Желательные качества геолога

Геолог – это профессия тяжелая, хоть и достаточно романтическая. Чтобы карьера росла вверх, а работа выполнялась легко, занимающийся данным видом процессов специалист, должен иметь определенные качества характера. Геолог проекта или обычный полевой работник должен быть: напористым, ответственным, очень наблюдательным, с развитой памятью, с аналитическим складом ума, экстремальным, терпеливым, целеустремленным. Кроме этого профессия требует наличие крепкого здоровья, чтобы выполнять функции по нахождению и изучению полезных ископаемых и находиться долгое время в экстремальных условиях.

Рассмотрим преимущества и недостатки профессии

Значение специальности геолог, плюсы и минусы профессии. Для начала рассмотрим преимущества:

Кто такой геолог, что он делает, плюсы и минусы профессии

  • геолог проекта может долго и много путешествовать по самым интересным и удаленным местам;
  • как плюс отметим высокую заработную плату;
  • результат работы влияет на общее благосостояние всей страны;
  • все возможности для самореализации.

Геология, как профессия имеет и ряд минусов:

  • специалисты такой профессии надолго уезжают и работают вахтовым методом;
  • мало удобств в экспедициях и трудное сообщение между объектами;
  • небольшой коллектив тоже относится к минусам;
  • трудности работы в полевых условиях.

Куда пойти учиться на геолога?

Очень поучительной будет такая информация для детей школьного возраста, как рассказ в школах о профессии геолог, и кто такие эти специалисты. Детям нужно рассказать в чем состоит суть изучаемого профессии, какая личностная характеристика должна быть у человека, что выбирает ее. Где берется информация, которую использует специалист для изучения недр Земли и полезных ископаемых, и как ее использовать, и что она может значить. История профессии и ее значение для страны. Где и сколько нужно учиться и что делать, чтобы получить такую профессию, как получить звание доктор геологических наук?

Кто такой геолог, что он делает, плюсы и минусы профессии

Дети мечтают о такой профессии. Но для того, чтобы эти мечты воплотились в реальность они должны четко понимать процесс обучения: что им придется изучать и в чем будут заключаться рабочие процессы, что для окружающих будут означать их достижения.

Получить должный статус в геологии можно после обучения в колледже, техникуме или же ВУЗе. После обучения в первых двух учебных заведениях будет получен нужный объем знаний для участия в экспедициях только на правах помощника. Называть геологом будут того выпускника, который окончил ВУЗ в Москве или другом городе нашей страны и имеет диплом на руках. Который получил теоретическую и практическую подготовку по будущей специальности, какой планирует посвятить жизнь. Для того, чтобы добиться успеха в профессии, необходимо иметь высшее образование и лучше будет сразу поступить в профильный ВУЗ.

Важно понимать, выбираемая специальность геолога – это еще и разведчик. И быть им достаточно интересно. В нынешнее время в распоряжении специалистов для поиска месторождений огромный арсенал для исследований: фото из космоса, микроскоп электронного вида, буровые станки, геофизическое оборудование, наличие фотографий и картинок сделанных с помощью усовершенствованной техники.

Как пример и образец для подражания, может быть огромное количество известных геологов и их работ. Среди них: Бальтазар Аке – врач и геолог, учитель и путешественник, Ферсман А.Е., Вернадский В.И. и многие другие.

Источник