Кто изучает и отыскивает полезные ископаемые
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2020;
проверки требует 1 правка.
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Описание[править | править код]
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.
Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.
Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:
- Горное дело
- Горные науки.
Виды полезных ископаемых[править | править код]
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
- Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
- Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
- Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
- Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
- Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
- Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)
Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].
Признаки полезных ископаемых[править | править код]
Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:
- Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
- Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
- Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности
При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.
См. также[править | править код]
- Полезные ископаемые России
- Разубоживание
- Месторождение
Примечания[править | править код]
- ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- ↑ Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
Литература[править | править код]
- Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
- Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
- Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
- Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
- Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.
Источник
Урок
по окружающему миру
3 класс
Тема: Полезные ископаемые.
Цели: — дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить
представления об их использовании, формировать умения определять
полезные ископаемые по их основным признакам;
— развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,
обобщать и делать выводы;
— воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,
занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 (авторы –
О. Н. Федотова. Г. В. Трафимова), коллекция полезных
ископаемых, компьютер, проектор, презентация, предметы
бытовой химии, физическая карта.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться,
И всем вместе потрудиться.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Фаритовна. Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе с вами.
(Звучит музыка «Посланники рая»)
— Пожалуйста, возьмитесь ладошками друг друга и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям.
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
— Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)
— Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №1)
(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)
— Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
— Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
(Слайд №2)
-Посмотрите на экран. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?
(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).
— Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем (Слайд № 3)
(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, нефть, железная руда, природный газ).
-Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)
-А что такое горные породы?
( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)
— Какие еще горные породы вы знаете?
( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)
— Молодцы!
III. Сообщение темы и цели урока.
— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
(Изучать горные породы)
— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)
— Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд №4)
IV. Работа над новым материалом.
-А почему полезные. Как вы думаете?
(Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).
— Почему ископаемые?
(Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).
— Для чего добывают полезные ископаемые?
Найдите ответ в учебнике на страницах 16- 17-й.
-Чтение статьи учебника.
-Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями (Слайд №5)
-Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
(Геологи)
— Давайте представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства (Слайд №6- все виды полезных ископаемых).
— Перед вами на экране рисунки полезных ископаемых. На какие 3 группы их можно разделить? Давайте подумаем.
(Слайд № 7— Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)
— Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)
-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)
— Перечислите газообразные?
(Природный газ)
V.Физкультминутка.
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли.
Пестрых камешков нашли,
А под горку пошли –
Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
VI. Знакомство с полезными ископаемыми. Свойствами и их применение.
-Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.
— А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Это полезное ископаемое горючее, которым богата наша республика и в том числе и наш район.
-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
1) Отгадайте, что же это? (Слайд №8- нефть)
—Правильно это нефть. Нефть еще по — другому называют «черным золотом».
(Сообщение уч-ся о нефти)
Нефть
Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.
2) По трубе течет
Пироги печет (Слайд № 9- природный газ)
(Сообщение уч-ся о природном газе)
Природный газ
Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.
3) Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий (Слайд № 10 – уголь)
—Показ учителем каменного угля из коллекции полезных ископаемых.
(Сообщение уч-ся о каменном угле)
Уголь
Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.
4) Белый камешек растаял.
На доске следы оставил (Слайд № 11, мел — известняк)
—Показ учителем известнякаиз коллекции полезных ископаемых.
Известняк
Я довольно прочный камень белого или серого цвета.
Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
5) Очень прочен и упруг.
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты,
Красивы станут и заметны (Слайд №12- гранит)
—Показ учителем гранита из коллекции полезных ископаемых.
Гранит
Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.
VII. Работа с картой.
По знакам условным
Найдешь, если надо,
На карте любые
Подземные клады.
— А теперь рассмотрим физическую карту, где показаны месторождения полезных ископаемых. Они обозначены условными знаками. По множеству таких знаков, мы можем сказать, что наша Родина богата полезными ископаемыми.
VIII. Работа с искусственными материалами, изготовленными из полезных ископаемых.
(показ предметов)
— Предметы, которыми мы пользуемся в быту: сода, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства и т.д. — это искусственные материалы, изготовленные из полезных ископаемых.
IX. Закрепление пройденного материала.
-Игра «Проверь себя» ((Звучит музыка «Посланники рая»)
— Соедините стрелками полезное ископаемое и соответствующее им состояние (твердое, жидкое, газообразное)
Торф Твёрдое
Нефть
Природный газ
Песок Жидкое
Минеральная вода
Известняк
Уголь Газообразное
X. Итог урока.
— С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.
Недаром 2013 год объявлен в Республике Башкортостан — Годом охраны окружающей среды.
(Показ эмблемы года)
И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.
Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!
-На память о нашем уроке я хочу вручить вам календарики «Юных любителей природы».
XI. Домашнее задание.
— Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.
Источник
Геология – наука, что занимается изучением состава и строения земной коры и в общем исторического развития самой Земли. Исходя из этого, геолог – это специалист изучающий горные породы и минералы, их строение и состав, ищет новые залежи полезных ископаемых в недрах нашей Земли.
Работа современного геолога
Кто такой геолог современности? Как работает геолог, чем занимается, что он изучает, что должен знать? Современный геолог – специальность, которая изучает объекты и закономерности в природе, практическое применение всего этого. Это человек-исследователь. Профессия геолог – это не только наблюдатель и исследователь, они занимаются изучением геологических процессов и явлений, выявлением лучших территорий для разведки и исследований. Если брать во внимание то, какой раздел геологии выбрал специалист для профессии геолога, как основной, то выделить можно 3 категории:
- геология описания – геологические работы направленные на описание разных горных пород, минералов, их расположение и состав;
- геология динамическая – работы направленные на изучение вулканов, землетрясений, сдвигов в земной коре;
- историческая геология – изучает геологические происшествия прошлого времени.
Что входит в обязанности специалиста
Для лучшего понимания понятий геолог и геология необходимо точно знать обязанности, так сказать должностного лица:
- разработка геологических карт и планов;
- проведение съемочных работ;
- работа геолога также заниматься изысканиями новых полезных ископаемых;
- вести поисковые работы на площадках, что по мнению специалистов перспективные;
- найти место для установления горных выработок;
- моделирование на компьютере;
- принятие участия геологов в геологоразведочных мероприятиях;
- имея исходные данные составлять отчетности по геофизике и геохимии.
Имеются конечно и специалисты, которые все время пребывают в кабинете, так сказать имеют “офисную работу” без посещения экспедиций.
Какие требования к специалисту
Геолог проекта должен:
- первое и главное – иметь высшее специализированное образование;
- умение составлять планы по геофизическим и геохимическим работам;
- хорошие знания законов;
- умение подсчитывать запасы полезных ископаемых;
- наличие опыта работать в полевых условиях;
- знание английского языка, другие языки будут плюсом.
Желательные качества геолога
Геолог – это профессия тяжелая, хоть и достаточно романтическая. Чтобы карьера росла вверх, а работа выполнялась легко, занимающийся данным видом процессов специалист, должен иметь определенные качества характера. Геолог проекта или обычный полевой работник должен быть: напористым, ответственным, очень наблюдательным, с развитой памятью, с аналитическим складом ума, экстремальным, терпеливым, целеустремленным. Кроме этого профессия требует наличие крепкого здоровья, чтобы выполнять функции по нахождению и изучению полезных ископаемых и находиться долгое время в экстремальных условиях.
Рассмотрим преимущества и недостатки профессии
Значение специальности геолог, плюсы и минусы профессии. Для начала рассмотрим преимущества:
- геолог проекта может долго и много путешествовать по самым интересным и удаленным местам;
- как плюс отметим высокую заработную плату;
- результат работы влияет на общее благосостояние всей страны;
- все возможности для самореализации.
Геология, как профессия имеет и ряд минусов:
- специалисты такой профессии надолго уезжают и работают вахтовым методом;
- мало удобств в экспедициях и трудное сообщение между объектами;
- небольшой коллектив тоже относится к минусам;
- трудности работы в полевых условиях.
Куда пойти учиться на геолога?
Очень поучительной будет такая информация для детей школьного возраста, как рассказ в школах о профессии геолог, и кто такие эти специалисты. Детям нужно рассказать в чем состоит суть изучаемого профессии, какая личностная характеристика должна быть у человека, что выбирает ее. Где берется информация, которую использует специалист для изучения недр Земли и полезных ископаемых, и как ее использовать, и что она может значить. История профессии и ее значение для страны. Где и сколько нужно учиться и что делать, чтобы получить такую профессию, как получить звание доктор геологических наук?
Дети мечтают о такой профессии. Но для того, чтобы эти мечты воплотились в реальность они должны четко понимать процесс обучения: что им придется изучать и в чем будут заключаться рабочие процессы, что для окружающих будут означать их достижения.
Получить должный статус в геологии можно после обучения в колледже, техникуме или же ВУЗе. После обучения в первых двух учебных заведениях будет получен нужный объем знаний для участия в экспедициях только на правах помощника. Называть геологом будут того выпускника, который окончил ВУЗ в Москве или другом городе нашей страны и имеет диплом на руках. Который получил теоретическую и практическую подготовку по будущей специальности, какой планирует посвятить жизнь. Для того, чтобы добиться успеха в профессии, необходимо иметь высшее образование и лучше будет сразу поступить в профильный ВУЗ.
Важно понимать, выбираемая специальность геолога – это еще и разведчик. И быть им достаточно интересно. В нынешнее время в распоряжении специалистов для поиска месторождений огромный арсенал для исследований: фото из космоса, микроскоп электронного вида, буровые станки, геофизическое оборудование, наличие фотографий и картинок сделанных с помощью усовершенствованной техники.
Как пример и образец для подражания, может быть огромное количество известных геологов и их работ. Среди них: Бальтазар Аке – врач и геолог, учитель и путешественник, Ферсман А.Е., Вернадский В.И. и многие другие.
Источник