Курс полезные навыки в начальной школе
Департамент образования города Ирктуска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15
Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: https://www.irk-sch9.ucoz.ru
«СОГЛАСОВАНО» НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 _____________________ _____________ «29» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9 ____________________ ________________ Приказ № _________ от ___________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _курсу «Полезные навыки»
(название курса, предмета, дисциплины (модуля))
для 8 классов
социального педагога
(учебный предмет или предметная область)
Ашихминой Марии Александровны
(Фамилия, имя, отчество)
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г
(Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)
Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета
Протокол № _1_ от 29.августа 2016 г.
Председатель НМС _____________(________________)
подпись расшифровка
Иркутск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Цель программы:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика учебного предмета
Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа содержит несколько основных блоков:
Блок «Положительный образ «Я»
Блок «Общение»
Блок «Принятие решений»
Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»
Блок «Положительный образ «Я»
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.
Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.
Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.
Блок «Общение»
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.
Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.
Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.
Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.
Блок «Принятие решений»
Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.
Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.
Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.
Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»
Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.
Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.
Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.
Описание места учебного предмета
Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.
Особенности содержания и структуры учебного предмета
Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов курса, тем уроков | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Формы и виды контроля | Примечание | |
Знать | Уметь | |||||||
1 | Мои ценности | 2 | 28.01, 04.02 | Групповая дискуссия | Осознание собственных ценностей и важности ценности здоровья | Ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих | Фронтальный опрос | |
2 | Красота и здоровье | 2 | 11.02, 18.02 | Ролевое моделирование | Понимание взаимосвязанности здоровья и красоты | Следить за своим здоровьем и красотой | Рефлексия | |
3 | О вреде курения | 1 | 25.02 | Мозговой штурм | Основные причины привычки курения и последствия | Противостоять социальным стереотипам | Открытое обсуждение | |
4 | Возраст, доверие и независимость | 2 | 04.03, 11.03 | Групповая дискуссия | Понимание возрастных изменений | Доверять людям и быть независимым в своих решениях | Открытые рассуждения | |
5 | Мое настроение и общение с людьми | 2 | 18.03, 08.04 | Ролевое моделирование | Как настроение влияет на общение с другими людьми | Контролировать свои негативные порывы и вести себя в соответствии с нормами общества | Фронтальный опрос | |
6 | Тренинг навыков невербального общения | 2 | 15.04, 22.04 | Выполнение тренинговых упражнений | Основные особенности и важность невербального общения | Владеть навыками невербального общения | Рефлексия | |
7 | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 2 | 29.04, 06.05 | Выполнение тренинговых упражнений | Положительные и отрицательные стороны своего выбора | Отстаивать собственную точку зрения | Рефлексия | |
8 | Развлечения в компании | 2 | 13.05, 20.05 | Ролевое моделирование | Влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ | Принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность | Открытое обсуждение | |
9 | ВИЧ/СПИД | 2 | 27.05, | Учащиеся слушают учителя | Негативное воздействие ВИЧ на организм | Преодолевать жизненные трудности | Фронтальный опрос |
Материально-технического обеспечение
Учебные пособия, разработанные в рамках авторской программы «Полезные навыки» для 8-9 классов, содержат в себе следующие учебные материалы: рабочая тетрадь для учеников, материалы для учителя.
Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, клавиатура и мышь, колонки.
Список используемой литературы
Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие 8 -9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.Ю. Лесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Источник
Новые требования диктует не только образовательный стандарт, но и сама жизнь: чтобы учиться в средней и старшей школе, выбрать профессию и добиться успеха в жизни, нужно развивать особые навыки, которым не уделяют внимания в обычной школе. Эти навыки ещё называют ключевыми компетенциями или метапредметными умениями. К ним относятся умения работать в команде, управлять проектами, владеть своими эмоциями и критически мыслить.
Когда в классе 25—30 детей, включая ребят с особыми потребностями, а учитель завален бумажной работой, ему не до командных проектов. Педагог заботится о том, чтобы научить всех детей читать, считать и писать в соответствии с Федеральным государственным стандартом, а навыки XXI века младшеклассники развивают на дополнительных занятиях. Давайте на примере курсов эмоционального интеллекта и решения изобретательских задач рассмотрим, как дополнительное образование помогает ребёнку развить актуальные умения.
Что даёт ТРИЗ в начальной школе
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера — применяется не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. Альтшуллер изучал технические системы и увидел, что они развиваются по определённым законам. ТРИЗ выявляет и использует эти законы для решения задач в разных областях.
Уроки ТРИЗ развивают системное и критическое мышление, знакомят школьников с теорией управления, принятия решений и кибернетикой. Участники кружков ТРИЗ стабильно показывают успехи на олимпиадах по точным наукам, они умеют искать недостающую информацию и делать выводы.
Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов домашней школы Фоксфорд:
«ТРИЗ — это великолепная вещь, блестящая методика, которая меняет мышление. Программы ТРИЗ для начальной школы развивают мыслительные способности, которые иначе угасают. Я знаю книги практика ТРИЗ Светланы Ивановны Гин и видела, как по-разному занимаются дети в системе ТРИЗ и вне её. Эти занятия стимулируют развитие интеллекта, но посильны не для всех детей».
Почему младшекласснику важно развивать эмоциональный интеллект
Проблема взаимопонимания, выстраивания коммуникации всегда волновала человека. Если 20 лет назад дети всё свободное время проводили на улице: общались со сверстниками и старшими, участвовали в совместных играх и проделках — то сегодня проводят больше времени у компьютера.
Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов онлайн-школы Фоксфорд:
«Развитие эмоционального интеллекта — вынужденная мера. Дело в том, что родители долгое время ограждают детей от реальной жизни. В больших городах дети находят друзей только в школе, они не гуляют, а переезжают на машинах с одного кружка на другой и бесконечно делают уроки. У ребят еженедельные секции, нагрузки, обязательства, а человеческое общение отсутствует, нет вещей, связанных с заботой, вниманием, помощью старшим. Дети помещены в искусственное пространство, а такие курсы помогают ввести ребёнка в мир отношений».
На занятиях по развитию эмоционального интеллекта школьники учатся концентрировать внимание, справляться с волнением и гневом, ставить цели и достигать их шаг за шагом. В результате ребёнок охотнее учится, с достоинством выходит из конфликтов и чувствует себя увереннее.
Курсы развития эмоционального интеллекта и творческого мышления по технологии ТРИЗ помогут ребёнку развить интеллектуальные способности и личностные качества для успешной учёбы и счастливой жизни.
Источник
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор ________Н.Ф.Алексеева
__________ 2009 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Полезные навыки»
Возрастной диапазон: 11 — 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор:
Зубкова Е.И.
педагог доп. образования
— высшая кв. категория
Южноуральск
2009 год
Информационная карта программы
«Полезные навыки»
- ФИО педагога: Зубкова Елена Ивановна
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: психология
- Направленность деятельности: социально-педагогическая
- Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
- Уровень освоения образования: общекультурный
- Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
- Форма реализации программы: индивидуально – групповая
- Продолжительность реализации программы: трехгодичная
Пояснительная записка
Образовательная программа «Полезные навыки» является составной частью социально-педагогического образования детей в учреждении дополнительного образования. Программа «Полезные навыки» это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной и является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного
образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является особенно актуальным.
Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного.
Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Образовательная программа дополнительного образования «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.
Наполняемость группы: допустимая — 15 человек, оптимальная — 12 человек.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа учитывает уровень подготовленности обучающихся, их склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом — реализует личностно – ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности; системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: опытов, плакатов, фотографий, видеоматериалов. В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 минут (1 раз в неделю по 1 часу).
На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятии, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит беседы о вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся лучше усвоить материал каждой темы.
Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.
Обучение по программе «Полезные навыки» направлено на достижение следующих ожидаемых результатов:
- полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:
— Репродуктивный (Р) — решение творческих задач по образцу;
— Эвристический, ассоциативный (Э) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
— Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Важнейшим условием реализации программы является создание психологической атмосферы. Ее создают:
(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;
(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;
(3) использование методов обучения в группе.
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную литературу и видеоматериалы.
2. Рабочие тетради (альбомы).
3. Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, пре-тест, пост-тест.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое ПАВ | 4 | 1 | 3 |
3 | Соблюдай безопасность | 7 | 2 | 5 |
4 | Кто и почему употребляет ПАВ | 4 | 1 | 3 |
5 | Давление, влияния, ситуации | 8 | 2 | 6 |
6 | Ингалянты | 2 | 1 | 1 |
7 | Мое здоровье | 10 | 2 | 8 |
8 | Заключительное занятие. Пост — тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Содержание
учебно-тематического плана
1 года обучения
Тема 1 (2ч.) Вводное занятие. Пре – тест.
Теория: (1ч.)
Знакомство с содержанием курса.
Практика: (1ч.)
Пре-тест — оценка эффективности обучения на начальном этапе.
Материалы:
Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.
Тема 2 (4ч.) Что такое психоактивное вещество?
Теория: (1ч.)
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.
Практика: (3ч.)
Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Словарь:
Психоактивное вещество — это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики — запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты — аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.
Тема 3 (7ч.) Соблюдай безопасность
Теория: (2ч.)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.
Практика: (5ч.)
Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно — безопасно».
Словарь:
Инструкции — правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.
Тема 4 (4ч.) Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.
Практика: (3ч.)
Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Словарь:
Эффект — последствие действия или поступка.
Альтернатива — выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка — отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.
Тема 5 (8ч.) Давление, влияние, ситуации.
Теория: (2ч.)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.
Практика: (6ч.)
Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ — как следует
поступать. Ролевая игра, иллюстрирующая правильное поведение в опасных ситуациях.
Словарь:
Доверие — уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать — уговаривать, заставлять поверить.
Дилер — человек, который продает наркотики.
Материалы:
Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.
Тема 6 (2ч.) Ингалянты.
Теория: (1ч.)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.
Практика: (1ч.)
Работа по карточкам. Таблица «Есть риск — Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Материалы:
Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.
Тема 7 (10ч.) Мое здоровье.
Теория: (2ч.)
Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.
Практика: (8ч.)
Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».
Словарь:
Физическое здоровье — это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье — это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье — это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман — человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:
Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.
Тема 8 (2ч.) Заключительное занятие. Пост – тест.
Теория: (1ч.)
Обобщение полученных знаний.
Практика: (1ч.)
Пост-тест – диагностика эффективности обучения.
Материалы:
Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Тревожность | 4 | 1 | 3 |
3 | Преодоление тревожности | 7 | 2 | 5 |
4 | Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор | 6 | 1 | 4 |
5 | Манипулирование | 10 | 2 | 8 |
6 | Давление | 4 | 1 | 3 |
7 | Наркотики | 4 | 2 | 2 |
8 | Заключительное занятие. Пост — тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Литература:
- Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
- Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
- Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
- Материалы для учителя. «Полезные привычки».
- Рабочая тетрадь «Полезные привычки»
Источник