Курс полезные навыки в начальных классах
Департамент образования города Ирктуска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15
Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: https://www.irk-sch9.ucoz.ru
«СОГЛАСОВАНО» НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 _____________________ _____________ «29» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9 ____________________ ________________ Приказ № _________ от ___________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _курсу «Полезные навыки»
(название курса, предмета, дисциплины (модуля))
для 8 классов
социального педагога
(учебный предмет или предметная область)
Ашихминой Марии Александровны
(Фамилия, имя, отчество)
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г
(Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)
Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета
Протокол № _1_ от 29.августа 2016 г.
Председатель НМС _____________(________________)
подпись расшифровка
Иркутск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Цель программы:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика учебного предмета
Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа содержит несколько основных блоков:
Блок «Положительный образ «Я»
Блок «Общение»
Блок «Принятие решений»
Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»
Блок «Положительный образ «Я»
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.
Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.
Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.
Блок «Общение»
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.
Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.
Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.
Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.
Блок «Принятие решений»
Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.
Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.
Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.
Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»
Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.
Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.
Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.
Описание места учебного предмета
Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.
Особенности содержания и структуры учебного предмета
Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов курса, тем уроков | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Формы и виды контроля | Примечание | |
Знать | Уметь | |||||||
1 | Мои ценности | 2 | 28.01, 04.02 | Групповая дискуссия | Осознание собственных ценностей и важности ценности здоровья | Ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих | Фронтальный опрос | |
2 | Красота и здоровье | 2 | 11.02, 18.02 | Ролевое моделирование | Понимание взаимосвязанности здоровья и красоты | Следить за своим здоровьем и красотой | Рефлексия | |
3 | О вреде курения | 1 | 25.02 | Мозговой штурм | Основные причины привычки курения и последствия | Противостоять социальным стереотипам | Открытое обсуждение | |
4 | Возраст, доверие и независимость | 2 | 04.03, 11.03 | Групповая дискуссия | Понимание возрастных изменений | Доверять людям и быть независимым в своих решениях | Открытые рассуждения | |
5 | Мое настроение и общение с людьми | 2 | 18.03, 08.04 | Ролевое моделирование | Как настроение влияет на общение с другими людьми | Контролировать свои негативные порывы и вести себя в соответствии с нормами общества | Фронтальный опрос | |
6 | Тренинг навыков невербального общения | 2 | 15.04, 22.04 | Выполнение тренинговых упражнений | Основные особенности и важность невербального общения | Владеть навыками невербального общения | Рефлексия | |
7 | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 2 | 29.04, 06.05 | Выполнение тренинговых упражнений | Положительные и отрицательные стороны своего выбора | Отстаивать собственную точку зрения | Рефлексия | |
8 | Развлечения в компании | 2 | 13.05, 20.05 | Ролевое моделирование | Влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ | Принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность | Открытое обсуждение | |
9 | ВИЧ/СПИД | 2 | 27.05, | Учащиеся слушают учителя | Негативное воздействие ВИЧ на организм | Преодолевать жизненные трудности | Фронтальный опрос |
Материально-технического обеспечение
Учебные пособия, разработанные в рамках авторской программы «Полезные навыки» для 8-9 классов, содержат в себе следующие учебные материалы: рабочая тетрадь для учеников, материалы для учителя.
Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, клавиатура и мышь, колонки.
Список используемой литературы
Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие 8 -9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.Ю. Лесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Источник
Данный материал пригодиться руководителям школьных методических объединений учителей начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 класс | учебно- организаци- онные | учебно- интеллекту- альные | учебно- информа- ционные | учебно- коммуника- тивные |
Слушать и читать на основе поставленной цели. | * | |||
Осваивать материал на основе внешнего плана действий. | * | * | ||
Вести рассказ от начала до конца, не теряя «сюжетной» линии. | * | |||
Понимать и соблюдать последовательность действий. | * | |||
Осуществлять перенос освоенных знаний в новые (модифицированные, усложненные) условия. | * | |||
Осуществлять простейший анализ и выделение главного в учебном материале. | * | |||
Сравнивать, классифицировать, обобщать элементарный учебный материал. | * | |||
Проводить опытную работу (уметь применять знания на практике) | * | * | ||
Уметь понимать поставленную перед ним учебную задачу. | * | |||
Уметь организовать рабочее место. | * | |||
Пользоваться учебными принадлежностями. | * | |||
Следить за правильной осанкой на рабочем месте. | * | |||
Читать вслух в соответствии с требованиями программы. | * | |||
Уметь читать с паузами и ударением. | * | |||
Уметь пересказывать услышанное. | * | |||
Различать основные элементы книги (автор, название). | * | |||
Самостоятельно формулировать вопрос к картинке. | * | |||
Вести простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма. | * | |||
Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку. | * |
2 класс | учебно- организаци- онные | учебно- интеллекту- альные | учебно- информа- ционные | учебно- коммуника- тивные |
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах. | * | |||
Пересказывать подробно. | * | * | ||
Выделять главную мысль на основе анализа текста. | * | |||
Делать выводы из фактов, совокупности фактов. | * | |||
Определять существенные признаки объекта. | * | |||
Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами. | * | |||
Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. | * | |||
Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам. | * | |||
Планировать учебные занятия в режиме дня. | * | |||
Самостоятельно соблюдать санитарно-гигиенические условия учебной деятельности. | * | |||
Определять объект анализа и синтеза, т.е., ограничивать вещь или процесс от других вещей и процессов. | * | * | ||
Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е., устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту. | * | |||
Осуществлять классификацию. | * | |||
Читать вслух в соответствии с требованиями программы. | * | |||
Соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения. | * | |||
Пользоваться простейшими схемами, таблицами | * | * | ||
Слушать объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ. | * | |||
Ориентироваться в библиотеке, уметь работать с каталогами или картотеками. | * | |||
Соблюдать последовательность выполнения домашней работы. | * | |||
Оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. | * | * | ||
Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами. | * | * |
3-4 классы | учебно- организаци- онные | учебно- интеллекту- альные | учебно- информа- ционные | учебно- коммуника- тивные |
Переносить знания с одного явления на другое. | * | |||
Отбирать необходимые знания из большого объема информации. | * | * | * | |
Пользоваться энциклопедическим справочным материалом. | * | |||
Читать вслух в соответствии с требованиями программы. | * | * | ||
Самостоятельно работать с учебником. | * | |||
Ситуации приобретения новых знаний. | * | * | ||
Систематизировать и классифицировать информацию (сопоставлять информацию по темам признаков с выделением черт сходства и различия). | * | * | ||
Уметь переводить письменную речь в устную, самостоятельно преобразовав доклад в выступление. | * | |||
Уметь работать со словарями и энциклопедиями. | * | |||
Выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части. | * | * | ||
Работать с несколькими книгами сразу, выбирая материал с определенной целевой установкой. | * | * | ||
Ориентироваться в библиотеке, уметь работать с каталогами или картотеками. | * | * | ||
Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. | * | |||
Уметь работать в группе учеников на уроке и вне его. | * | |||
Пересказывать содержание сказки, рассказа. | * | * | ||
Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения. | * | * | ||
Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е., устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту. | * | * | * | |
Владеть основными формами контроля (самоконтроля, взаимоконтроля). | * |
Источник
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор ________Н.Ф.Алексеева
__________ 2009 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Полезные навыки»
Возрастной диапазон: 11 — 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор:
Зубкова Е.И.
педагог доп. образования
— высшая кв. категория
Южноуральск
2009 год
Информационная карта программы
«Полезные навыки»
- ФИО педагога: Зубкова Елена Ивановна
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: психология
- Направленность деятельности: социально-педагогическая
- Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
- Уровень освоения образования: общекультурный
- Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
- Форма реализации программы: индивидуально – групповая
- Продолжительность реализации программы: трехгодичная
Пояснительная записка
Образовательная программа «Полезные навыки» является составной частью социально-педагогического образования детей в учреждении дополнительного образования. Программа «Полезные навыки» это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной и является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного
образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является особенно актуальным.
Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного.
Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Образовательная программа дополнительного образования «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.
Наполняемость группы: допустимая — 15 человек, оптимальная — 12 человек.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа учитывает уровень подготовленности обучающихся, их склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом — реализует личностно – ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности; системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: опытов, плакатов, фотографий, видеоматериалов. В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 минут (1 раз в неделю по 1 часу).
На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятии, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит беседы о вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся лучше усвоить материал каждой темы.
Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.
Обучение по программе «Полезные навыки» направлено на достижение следующих ожидаемых результатов:
- полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:
— Репродуктивный (Р) — решение творческих задач по образцу;
— Эвристический, ассоциативный (Э) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
— Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Важнейшим условием реализации программы является создание психологической атмосферы. Ее создают:
(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;
(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;
(3) использование методов обучения в группе.
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную литературу и видеоматериалы.
2. Рабочие тетради (альбомы).
3. Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, пре-тест, пост-тест.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое ПАВ | 4 | 1 | 3 |
3 | Соблюдай безопасность | 7 | 2 | 5 |
4 | Кто и почему употребляет ПАВ | 4 | 1 | 3 |
5 | Давление, влияния, ситуации | 8 | 2 | 6 |
6 | Ингалянты | 2 | 1 | 1 |
7 | Мое здоровье | 10 | 2 | 8 |
8 | Заключительное занятие. Пост — тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Содержание
учебно-тематического плана
1 года обучения
Тема 1 (2ч.) Вводное занятие. Пре – тест.
Теория: (1ч.)
Знакомство с содержанием курса.
Практика: (1ч.)
Пре-тест — оценка эффективности обучения на начальном этапе.
Материалы:
Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.
Тема 2 (4ч.) Что такое психоактивное вещество?
Теория: (1ч.)
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.
Практика: (3ч.)
Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Словарь:
Психоактивное вещество — это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики — запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты — аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.
Тема 3 (7ч.) Соблюдай безопасность
Теория: (2ч.)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.
Практика: (5ч.)
Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно — безопасно».
Словарь:
Инструкции — правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.
Тема 4 (4ч.) Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.
Практика: (3ч.)
Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Словарь:
Эффект — последствие действия или поступка.
Альтернатива — выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка — отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.
Тема 5 (8ч.) Давление, влияние, ситуации.
Теория: (2ч.)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.
Практика: (6ч.)
Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ — как следует
поступать. Ролевая игра, иллюстрирующая правильное поведение в опасных ситуациях.
Словарь:
Доверие — уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать — уговаривать, заставлять поверить.
Дилер — человек, который продает наркотики.
Материалы:
Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.
Тема 6 (2ч.) Ингалянты.
Теория: (1ч.)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.
Практика: (1ч.)
Работа по карточкам. Таблица «Есть риск — Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Материалы:
Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.
Тема 7 (10ч.) Мое здоровье.
Теория: (2ч.)
Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.
Практика: (8ч.)
Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».
Словарь:
Физическое здоровье — это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье — это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье — это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман — человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:
Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.
Тема 8 (2ч.) Заключительное занятие. Пост – тест.
Теория: (1ч.)
Обобщение полученных знаний.
Практика: (1ч.)
Пост-тест – диагностика эффективности обучения.
Материалы:
Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.
Учебно – тематический план
2 года обучения