Курс полезные привычки 3 класс планирование

Курс полезные привычки 3 класс планирование thumbnail

Пояснительная записка

Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.

Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно — воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Цель программы «Полезные привычки» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи:

  • предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;

  • способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.

  • учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;

  • способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • учить детей эффективно общаться.

  • помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Программа призвана:

  • воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих;

  • расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья;

  • сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей;

  • познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома;

  • развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.

Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья.

Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.

Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.

Читайте также:  Полезно ли есть косточки от мандарина

В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • планировать собственную деятельность;

  • анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач;

  • отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения;

  • смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников;

  • используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.

3 класс

Полезные привычки

Всего – 34 часа

В неделю – 1 час

Раздел

Количество часов

Тема

Положительный образ «Я»

2

Мой характер

Учусь оценивать себя сам

Понятие о полезных привычках

1

Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.

Умение общаться

16

Учусь взаимодействовать

Учусь настаивать на своём

Общение

Щедрость

Пунктуальность

Правдивость

Такт

Волшебные слова

Доброе отношение к окружающим

Любовь к животным

Справедливость

Умение дружить

Взаимопонимание

Работа в группах

Поведение в общественных местах.

Разговор по телефону

Принятие решений

2

Я становлюсь увереннее

Когда на меня оказывают давление.

Бережное отношение к природе

2

Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле.

Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.

Информация

2

Курение.

Вред курения

Соблюдение правил дорожного движения

3

Правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий.

Правила перехода улиц и дорог

Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.

Проведение досуга

4

Хобби. Увлечение. Коллекционирование.

Развитие познавательных интересов. Общение.

Игра. Правила игры. Уважение к соперникам.

Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».

Пост-тест

2

Обобщение изученного материала.

Пост-тест

Викторина » Мои полезные привычки»

Итого:

34

Учитель начальных классов МАОУСОШ № 8

с углублённым изучением математики:

Абакумова Валентина Николаевна

г.Старая Русса, Новгородская область

Источник

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________//

Протокол № ____

от «____» __________2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ № _______________

от «____» _________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

по курсу «Культура здоровья» в 3 д классе

Авдошиной Нины Александровны,

учителя первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2018год

Личностные и метапредметные результаты

освоения курса «Культура здоровья».

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня,утренняя зарядка,оздоровительные мероприятия,полезные привычки,подвижные игры), ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая спортивно-оздоровительные занятия для укрепления здоровья,успешной учебы и социализации в обществе;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, органического сочетания спортивного мастерства и массовой физической культуры.

Читайте также:  Чем черное море полезнее средиземного моря

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня, утренняя зарядка,оздоровительные мероприятия,полезные привычки,подвижные игры),понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание курса «Культура здоровья»

Раздел 1. «Вот мы и в школе». (4 ч)

Кого мы можем считать здоровым человеком? Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Вредные привычки. Гигиена школьника.Гигиена зрения.Освещение. Предметы и средства личной гигиены.Купание. Закаливание. Соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).

Формы организации: интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы.

Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

Раздел2. Питание и здоровье. (6 ч)

Золотые правила питания. Правила приема пищи. Режим питания. Рациональное и нерациональное питание. Существует ли лекарство от всех болезней? Микробы, вирус. Как спастить от карантина? Продукты питания, которые следует избегать. Сахар – продукт питания.Соль – продукт питания. Рафинированная белая мука. Влияние труда на здоровье.

Формы организации: исследовательские проекты, социальные и гражданские акции, трудовой десант.

Виды деятельности: социальное творчество , трудовая деятельность.

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках.(6 ч)

Роль головного мозга в организме человека, его устройство и принцип работы, полезные рекомендации. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.История игр. Ознакомление с играми, требующими командного состава. Эффективные природные средства оздоровления нашего организма :солнечный свет, звуки природы, воздух, цвета, климат, микробы.

Формы организации: клубы по интересам, дискуссии, круглые столы, экскурсии, походы, соревнования.

Читайте также:  Вредные и полезные углеводы список продуктов

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Раздел 4. Я в школе и дома. (7 ч)

Понятие «внешний вид». Специализация одежды. Так  выглядели  ученики  прошлого  столетия. Форма  гимназистов.Современные  ученики.  В  чем  отличие? Варианты  современной  школьной  формы. Дресс-код  школьника. Соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности.

Формы организации: интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, исследовательские проекты, концерты, спектакли.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов. (3 ч)

Факторы, влияющие на здоровье. Независящие от человека причины: экология, наследственность, здравоохранение. Физическая нагрузка. Снижение двигательной активности.Проблемы, связанные с сидячим образом жизни. Как же ликвидировать дефицит движений?Здоровый образ жизни – это требование времени.Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья людей. Опыт других стран.Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащихся в различных продуктах питания и их свойства. Какую пользу и вред приносят сладости? Правила поведения за столом во время чаепития.

Формы организации: кружковая работа, секции, соревнования, интеллектуальные игры.

Виды деятельности: художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), Спортивно-оздоровительная деятельность.

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение. (4 ч)

Мир моих увлечений — спорт. Спортивные, полуспортивные хобби. Футбол, баскетбол, хоккей и другие командные виды спорта. Культуризм, пауэрлифтинг. Плавание. Брейк-данс и всяческие виды танцев. Положительное влияние своего увлечения на характер, достижения. Увлечение и будущая профессия.
Формы организации: кружки художественного творчества, секции, студии, клубы по интересам, подготовка и проведение научных ярмарок, выставок, школьные научные общества, концерты, спектакли.

Виды деятельности: досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).

Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей. (4 ч)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.

Формы организации: олимпиады, соревнования, интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, походы.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

    «Вот мы и в школе».

    4 ч

      Питание и здоровье.

      6 ч

        Моё здоровье в моих руках.

        6 ч

          Я в школе и дома.

          7 ч

            Чтоб забыть про докторов.

            3 ч

              Я и моё ближайшее окружение.

              4 ч

                «Вот и стали мы на год взрослей».

                4 ч

                Итого

                34 ч

                Календарно-тематическое планирование 3 класс

                п/п

                Тема урока

                Кол-во

                часов

                Дата

                План

                Факт

                «Вот мы и в школе».

                  Здоровый образ жизни, что это?

                  1 ч

                    Личная гигиена.

                    1 ч

                      В гостях у Мойдодыра.

                      1 ч

                        «Остров здоровья».

                        1 ч

                        Питание и здоровье.

                          Классный завтрак. Варианты полезных завтраков.

                          1 ч

                            Правильное питание – залог физического и психологического здоровья.

                              Вредные микробы.

                                Что такое здоровая пища и как её приготовить.

                                  «Чудесный сундучок». О вреде сахара и соли.

                                    Труд и здоровье.

                                    Моё здоровье в моих руках.

                                      Наш мозг и его волшебные действия.

                                        День здоровья «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим»».

                                          Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

                                            Как сохранять и укреплять свое здоровье.

                                              Природа – источник здоровья.

                                                Современные подвижные игры.

                                                1 ч

                                                Я в школе и дома.

                                                  Мой внешний вид –залог здоровья.

                                                  1 ч

                                                    «Доброречие».

                                                    1 ч

                                                      Спектакль «Сказка про Юлю-капризулю». Проблема детских капризов, которые могут испортить настроение ,отношения с родителями и друзьями.

                                                      1 ч

                                                        Бесценный дар- зрение.

                                                        1 ч

                                                          Гигиена правильной осанки.

                                                            «Спасатели , вперёд!»

                                                              «Очень важный совет для маленьких непосед». Правила безопасного поведения с незнакомцами.

                                                              Чтоб забыть про докторов.

                                                                Движение — это жизнь.

                                                                  День здоровья. «Дальше, быстрее, выше».

                                                                    «Разговор о правильном питании» .Вкусные и полезные вкусности.

                                                                    Я и моё ближайшее окружение.

                                                                      Мир спортивных увлечений.

                                                                        Вредные привычки и их профилактика.

                                                                          Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

                                                                            В мире интересного.

                                                                            «Вот и стали мы на год взрослей».

                                                                              Я и опасность.

                                                                                Лесная аптека на службе человека.

                                                                                  «Не зная броду, не суйся в воду».

                                                                                    Как хорошо в палатке летом, когда природа в тьму одета.

                                                                                    Итого

                                                                                    34 ч

                                                                                    Лист изменений в тематическом планировании

                                                                                    Изменения,

                                                                                    внесенные в КТП

                                                                                    Причина

                                                                                    Согласование с зам. директора по УР

                                                                                    Источник