Курс полезные привычки 3 класс планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.
Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно — воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Цель программы «Полезные привычки» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
учить детей эффективно общаться.
помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа призвана:
воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих;
расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья;
сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей;
познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома;
развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.
Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья.
“Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.
Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.
В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
планировать собственную деятельность;
анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач;
отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения;
смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников;
используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.
3 класс
Полезные привычки
Всего – 34 часа
В неделю – 1 час
Раздел | Количество часов | Тема |
Положительный образ «Я» | 2 | Мой характер |
Учусь оценивать себя сам | ||
Понятие о полезных привычках | 1 | Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека. |
Умение общаться | 16 | Учусь взаимодействовать |
Учусь настаивать на своём | ||
Общение | ||
Щедрость | ||
Пунктуальность | ||
Правдивость | ||
Такт | ||
Волшебные слова | ||
Доброе отношение к окружающим | ||
Любовь к животным | ||
Справедливость | ||
Умение дружить | ||
Взаимопонимание | ||
Работа в группах | ||
Поведение в общественных местах. | ||
Разговор по телефону | ||
Принятие решений | 2 | Я становлюсь увереннее |
Когда на меня оказывают давление. | ||
Бережное отношение к природе | 2 | Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле. |
Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе. | ||
Информация | 2 | Курение. |
Вред курения | ||
Соблюдение правил дорожного движения | 3 | Правила дорожного движения. |
Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий. Правила перехода улиц и дорог Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ. | ||
Проведение досуга | 4 | Хобби. Увлечение. Коллекционирование. |
Развитие познавательных интересов. Общение. | ||
Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. | ||
Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота». | ||
Пост-тест | 2 | Обобщение изученного материала. Пост-тест |
Викторина » Мои полезные привычки» | ||
Итого: | 34 |
Учитель начальных классов МАОУСОШ № 8
с углублённым изучением математики:
Абакумова Валентина Николаевна
г.Старая Русса, Новгородская область
Источник
Рассмотрено Руководитель кафедры _________// Протокол № ____ от «____» __________2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ _________/В.А.Чернова/ от «____» _________ 2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ __________/Л.А.Якимова / Приказ № _______________ от «____» _________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
по курсу «Культура здоровья» в 3 д классе
Авдошиной Нины Александровны,
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2018год
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса «Культура здоровья».
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня,утренняя зарядка,оздоровительные мероприятия,полезные привычки,подвижные игры), ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая спортивно-оздоровительные занятия для укрепления здоровья,успешной учебы и социализации в обществе;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, органического сочетания спортивного мастерства и массовой физической культуры.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня, утренняя зарядка,оздоровительные мероприятия,полезные привычки,подвижные игры),понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса «Культура здоровья»
Раздел 1. «Вот мы и в школе». (4 ч)
Кого мы можем считать здоровым человеком? Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Вредные привычки. Гигиена школьника.Гигиена зрения.Освещение. Предметы и средства личной гигиены.Купание. Закаливание. Соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).
Формы организации: интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы.
Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
Раздел2. Питание и здоровье. (6 ч)
Золотые правила питания. Правила приема пищи. Режим питания. Рациональное и нерациональное питание. Существует ли лекарство от всех болезней? Микробы, вирус. Как спастить от карантина? Продукты питания, которые следует избегать. Сахар – продукт питания.Соль – продукт питания. Рафинированная белая мука. Влияние труда на здоровье.
Формы организации: исследовательские проекты, социальные и гражданские акции, трудовой десант.
Виды деятельности: социальное творчество , трудовая деятельность.
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках.(6 ч)
Роль головного мозга в организме человека, его устройство и принцип работы, полезные рекомендации. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.История игр. Ознакомление с играми, требующими командного состава. Эффективные природные средства оздоровления нашего организма :солнечный свет, звуки природы, воздух, цвета, климат, микробы.
Формы организации: клубы по интересам, дискуссии, круглые столы, экскурсии, походы, соревнования.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Раздел 4. Я в школе и дома. (7 ч)
Понятие «внешний вид». Специализация одежды. Так выглядели ученики прошлого столетия. Форма гимназистов.Современные ученики. В чем отличие? Варианты современной школьной формы. Дресс-код школьника. Соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности.
Формы организации: интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, исследовательские проекты, концерты, спектакли.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов. (3 ч)
Факторы, влияющие на здоровье. Независящие от человека причины: экология, наследственность, здравоохранение. Физическая нагрузка. Снижение двигательной активности.Проблемы, связанные с сидячим образом жизни. Как же ликвидировать дефицит движений?Здоровый образ жизни – это требование времени.Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья людей. Опыт других стран.Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащихся в различных продуктах питания и их свойства. Какую пользу и вред приносят сладости? Правила поведения за столом во время чаепития.
Формы организации: кружковая работа, секции, соревнования, интеллектуальные игры.
Виды деятельности: художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), Спортивно-оздоровительная деятельность.
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение. (4 ч)
Мир моих увлечений — спорт. Спортивные, полуспортивные хобби. Футбол, баскетбол, хоккей и другие командные виды спорта. Культуризм, пауэрлифтинг. Плавание. Брейк-данс и всяческие виды танцев. Положительное влияние своего увлечения на характер, достижения. Увлечение и будущая профессия.
Формы организации: кружки художественного творчества, секции, студии, клубы по интересам, подготовка и проведение научных ярмарок, выставок, школьные научные общества, концерты, спектакли.
Виды деятельности: досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей. (4 ч)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.
Формы организации: олимпиады, соревнования, интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, походы.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Тематическое планирование 3 класс
п/п
Наименование разделов
Всего часов
«Вот мы и в школе».
4 ч
Питание и здоровье.
6 ч
Моё здоровье в моих руках.
6 ч
Я в школе и дома.
7 ч
Чтоб забыть про докторов.
3 ч
Я и моё ближайшее окружение.
4 ч
«Вот и стали мы на год взрослей».
4 ч
Итого
34 ч
Календарно-тематическое планирование 3 класс
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
План
Факт
«Вот мы и в школе».
Здоровый образ жизни, что это?
1 ч
Личная гигиена.
1 ч
В гостях у Мойдодыра.
1 ч
«Остров здоровья».
1 ч
Питание и здоровье.
Классный завтрак. Варианты полезных завтраков.
1 ч
Правильное питание – залог физического и психологического здоровья.
1ч
Вредные микробы.
1ч
Что такое здоровая пища и как её приготовить.
1ч
«Чудесный сундучок». О вреде сахара и соли.
1ч
Труд и здоровье.
1ч
Моё здоровье в моих руках.
Наш мозг и его волшебные действия.
1ч
День здоровья «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим»».
1ч
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
1ч
Как сохранять и укреплять свое здоровье.
1ч
Природа – источник здоровья.
1ч
Современные подвижные игры.
1 ч
Я в школе и дома.
Мой внешний вид –залог здоровья.
1 ч
«Доброречие».
1 ч
Спектакль «Сказка про Юлю-капризулю». Проблема детских капризов, которые могут испортить настроение ,отношения с родителями и друзьями.
1 ч
Бесценный дар- зрение.
1 ч
Гигиена правильной осанки.
1ч
«Спасатели , вперёд!»
1ч
«Очень важный совет для маленьких непосед». Правила безопасного поведения с незнакомцами.
1ч
Чтоб забыть про докторов.
Движение — это жизнь.
1ч
День здоровья. «Дальше, быстрее, выше».
1ч
«Разговор о правильном питании» .Вкусные и полезные вкусности.
1ч
Я и моё ближайшее окружение.
Мир спортивных увлечений.
1ч
Вредные привычки и их профилактика.
1ч
Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1ч
В мире интересного.
1ч
«Вот и стали мы на год взрослей».
Я и опасность.
1ч
Лесная аптека на службе человека.
1ч
«Не зная броду, не суйся в воду».
1ч
Как хорошо в палатке летом, когда природа в тьму одета.
1ч
Итого
34 ч
Лист изменений в тематическом планировании
Изменения,
внесенные в КТП
Причина
Согласование с зам. директора по УР
Источник