Курс полезные привычки в начальной школе
МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»
Петуховский район Курганская область
Профилактическая программа
«Полезные привычки»
(1-4 классы)
Автор: Н.А. Помешкина,
учитель начальных классов
2013 -2017 уч.г.
Пояснительная записка
Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:
• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.
• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Основные компоненты работы:
• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Основное содержание
Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:
Пособие для учителей
Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности
Материалы для родителей
Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.
Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.
1 блок – «Я».
2 блок – «Я и другие»
3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»
4 блок – «Информация о ПАВ»
В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Квалификационная характеристика воспитанника
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
о факторах, влияющих на здоровье человека
признаки здорового человека
источники влияния и давления
безопасные интересные способы проведения времени
Уметь:
Делать здоровый выбор
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
Принимать рациональные решения
Анализировать собственные качества
Обладать навыками:
Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
Самоконтроля, самооценки
Преодоления стресса, тревоги
Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
Преодоления жизненных трудностей в целом
Самовыражения через увлечения, развивающие личность
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
32 часа
№
Название темы
Кол-во часов
1 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Я – неповторимый человек.
Культура моей страны.
Чувства.
О чем говорят чувства.
Множество решений.
Решение и здоровье.
Нужные и ненужные тебе лекарства.
Пассивное курение.
Учусь делать здоровый выбор.
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Вкусы и увлечения.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
О чем говорят выразительные движения.
Учусь понимать людей.
Опасные и безопасные ситуации.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
Реклама табака и алкоголя.
Правда об алкоголе.
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Мой характер.
Учусь оценивать себя сам.
Учусь взаимодействовать.
Учусь настаивать на своем.
Я становлюсь увереннее.
Когда на меня оказывают давление.
Курение (часть 1).
Курение (часть 2)
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Самоуважение.
Привычки.
Дружба (часть 1)
Дружба (часть 2)
Учусь сопротивляться давлению.
Учусь говорить «нет».
И снова алкоголь.
Алкоголь в компании.
1
1
1
1
1
1
1
1
Список литературы
Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Основная общеобразовательная школа № 14»
Рассмотрено Утверждено «Утверждаю»
методическим объединением педагогическим советом школы Директор МОУ «ООШ № 14»
учителей начальных классов. Протокол № ____ ____________Стеренчук Т.А.
Протокол № 1 от «___» августа 2011 года «___» августа 2011 года
от 26 августа 2011 года
Рабочая программа
по курсу «Полезные привычки»
для 1-4 классов
Составитель: учитель начальных
классов МОУ «ООШ № 14»
Силина Ирина Вячеславовна
2011 го
Пояснительная записка
Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными
сотрудниками «Project HOPE».
Рабочая программа предусматривает использование:
- Полезные привычки.: Рабочая тетрадь для 3 класса. / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.200г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.
Целями первичной профилактической деятельности профилактик злоупотребления ПАВ в образовательной являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее
внедрение впрактику должно инициировать:
- потребность у детей в здоровом образе жизни;
- создание системы профилактики в образовательном учреждении;
- разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
- формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
- взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:
- Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
- Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
- Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.
- Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Основные компоненты работы:
- Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
- Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.
- Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
- Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
- Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
- Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
- Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;
о факторах, влияющих на здоровье человека;
признаки здорового человека;
источники влияния и давления;
безопасные интересные способы проведения времени.
Уметь:
делать здоровый выбор;
понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
принимать рациональные решения;
анализировать собственные качества.
Обладать навыками:
сопротивления давлению и развития личностной и социальной компетентности;
эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления;
самоконтроля, самооценки;
преодоления стресса, тревоги;
ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
преодоления жизненных трудностей в целом;
самовыражения через увлечения, развивающие личность.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Я – неповторимый человек. Культура моей страны. Чувства. О чем говорят чувства. Множество решений. Решение и здоровье. Нужные и ненужные тебе лекарства. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вкусы и увлечения. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. О чем говорят выразительные движения. Учусь понимать людей. Опасные и безопасные ситуации. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Мой характер. Учусь оценивать себя сам. Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своем. Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление. Курение (часть 1). Курение (часть 2) | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 класс | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Самоуважение. Привычки. Дружба (часть 1) Дружба (часть 2) Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить «нет». И снова алкоголь. Алкоголь в компании. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего часов: | 32 |
Основное содержание
Курс рассчитан на 32 часа. Для каждой возрастной ступени — 8 часов, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.
1 блок – «Я».
2 блок – «Я и другие»
3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»
4 блок – «Информация о ПАВ»
Ежегодно темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
1 класс
Я – неповторимый человек
Признаки людей. Их сходство и различия. Уникальность каждого человека.
Культура моей страны и Я
Богатство и уникальность родной культуры. Связь культуры семьи с культурой народа. Семья – носительница национальных традиций, традиций общества. Древние корни здорового образа жизни.
Чувства
Многообразие человеческих чувств. Управление своими чувствами.
О чём говорят чувства
Связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков. Приёмы для преодоления неприятных чувств. Последствия поступков.
Множество решений
Многообразие принимаемых решений. Связь поступков и решений. Осознанный выбор. Шаги принятия решений.
Решения и здоровье
Факторы влияющие на здоровье. Признаки здорового человека. Ответственное поведение в отношении здоровья. Недопустимость употребления табака и алкоголя.
Нужные и ненужные тебе лекарства
Польза и вред лекарств. Понятия «лекарство» и «яд». Недопустимость самостоятельного употребления лекарств и незнакомых веществ, принятия лекарств и других веществ от незнакомых людей.
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Вред пассивного курения. Правила поведения в ситуации пассивного курения.
2 класс
Вкусы и увлечения
Твои вкусы и увлечения. Разнообразие вкусов и увлечений учеников класса. Здоровые увлечения.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия
Интересные люди, у которых можно многому научиться. Поиск друзей по интересам. Интересные дела, полезные для здоровья. Увлечения учеников класса. Самовыражение через увлечения – важный защитный фактор против употребления табака и алкоголя.
О чём говорят выразительные движения
Выразительные движения, как невербальное средство общения. Позы, жесты, мимика – важный способ общения. Использование невербальных средств общения с целью повышения эффективности общения.
Учусь понимать людей
Совпадение /несовпадение вербальных и невербальных компонентов общения. Важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения. Искренность и правдивость общения.
Опасные и безопасные ситуации
Понятие «опасность». Опасные и безопасные ситуации. Навыки ориентировки и принятия рациональных решений в опасных ситуациях. Предупреждение поступков, разрушающих здоровье. Шаги принятия решений.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Проблемные ситуации и их последствия. Опасные для здоровья ситуации. Опасные ситуации, связанные с табаком. Различные варианты решения проблемных ситуаций. Выбор вариантов поведения (альтернатив), которые не причиняют вреда здоровью (не имеют вредных последствий).
Реклама табака и алкоголя
Цели рекламы. Рекламные приёмы. Недостоверность информации о табачных изделиях и напитках, содержащих алкоголь.
Правда об алкоголе
Действие алкоголя на организм. Типичные эффекты алкоголя. Напитки, содержащие алкоголь. Способы отказа от алкоголя.
3 класс
Мой характер
Внешние и внутренние качества человека. Самоанализ качеств характера. Черты характера, необходимые для достижения целей. Развитие тех или иных качеств характера.
Учусь оценивать себя сам
Самооценка. Заниженная, завышенная и реалистичная самооценка. Реалистичная самооценка – важное условие развития ученика. Различные способы изменить качества характера в нужную сторону.
Учусь взаимодействовать
Взаимодействие. Роль уважительных отношений во взаимодействии. Правило «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе». Агрессивное поведение.
Учусь настаивать на своём
Отстаивание своих интересов и мнения в неагрессивной форме. Отказ в ситуации давления.
Я становлюсь увереннее
Причины неуверенности в себе. Преодоление неуверенности в себе. Способы преодоления неуверенности в поведении. Ответственность за своё поведение, умение не поддаваться давлению окружающих.
Когда на меня оказывают давление
Давление – одна из форм влияния на людей. Источники влияния и давления. Давление сверстников. Положительные и отрицательные последствия влияния окружающих. Самостоятельное принятие решений в ситуации давления. Сопротивление давлению.
Курение
Вредное влияние табачного дыма на организм. Никотин и табак. Смолы. Угарный газ. Привыкание. Последствия, к которым может привести курение. Безопасные и интересные способы проводить время. Курение и спорт. Цена курения для общества.
4 класс
Сам