Лесная зона рельеф и полезные ископаемые

Лесная зона рельеф и полезные ископаемые thumbnail

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии на тему «Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ЛЕСНАЯ ЗОНА РОССИИ. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Подгот

Описание слайда:

ЛЕСНАЯ ЗОНА РОССИИ. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Подготовила: учитель географии Котюсова Т.А.

2 слайд

Географический диктант « Что такое? Кто такой?» Объясните значение терминов:

Описание слайда:

Географический диктант « Что такое? Кто такой?» Объясните значение терминов: Ягель, лемминг, морошка, куропатка, чум, поморы, снеготопы, иглу

3 слайд

Отгадайте загадки. О чём идёт речь? О ЛЕСЕ Дом со всех сторон открыт. Он резн

Описание слайда:

Отгадайте загадки. О чём идёт речь? О ЛЕСЕ Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Ваню – хворостинкой!

4 слайд

Тема: Лесная зоны России ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ Положение на карте Рельеф

Описание слайда:

Тема: Лесная зоны России ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые Климат Реки, озёра и каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и широколиственные леса Животный мир Пушные звери Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-Западной России Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

5 слайд

Положение зоны лесов на карте России Лесная зона протянулась широкой полосой

Описание слайда:

Положение зоны лесов на карте России Лесная зона протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского до Охотского и Японского морей, а севера на юг – от зоны тундры до зоны степей.

6 слайд

Зона лесов

Описание слайда:

Зона лесов

7 слайд

45% от площади России покрыто лесом, а это 20% лесного фонда мира! 80% площад

Описание слайда:

45% от площади России покрыто лесом, а это 20% лесного фонда мира! 80% площади лесов занимают хвойные леса — тайга

8 слайд

Здесь произрастают ценные породы деревьев сосна Грецкий орех каштан осина бук

Описание слайда:

Здесь произрастают ценные породы деревьев сосна Грецкий орех каштан осина бук

9 слайд

Найди отрывок в параграфе на стр.67 и восстанови текст Хвойные леса хорошо п

Описание слайда:

Найди отрывок в параграфе на стр.67 и восстанови текст Хвойные леса хорошо переносят и суровую зиму и прохладное лето, и большое количество осадков.

10 слайд

Рельеф Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Восточно-Европей

Описание слайда:

Рельеф Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Восточно-Европейская равнина

11 слайд

Найди в тексте на стр. 67-68 описание рельефа следующих объектов компоненты	В

Описание слайда:

Найди в тексте на стр. 67-68 описание рельефа следующих объектов компоненты Восточно-Европейская (Русская) равнина Западная Сибирь Среднесибирское плоскогорье рельеф На севере расположена Валдайская возвышенность, а южнее чередуются низменности и возвышенности редкие возвышенности и пологие склоны чередующиеся с обширными Низменностями. На равнине много болот. отличается разнообразным рельефом

12 слайд

Работа с картой. Найдите на карте перечисленные ниже объекты. Лесами покрыты

Описание слайда:

Работа с картой. Найдите на карте перечисленные ниже объекты. Лесами покрыты горы южной и северо-восточной Сибири (Алтай и Саяны), горные хребты Дальнего Востока, часть полуострова Камчатка, Курильский архипелаг и остров Сахалин

13 слайд

Курильский архипелаг* словарь на стр.171

Описание слайда:

Курильский архипелаг* словарь на стр.171

14 слайд

Лесная зона рельеф и полезные ископаемые

15 слайд

Месторождения полезных ископаемых лесной зоны Задание. Заполнить таблицу, раб

Описание слайда:

Месторождения полезных ископаемых лесной зоны Задание. Заполнить таблицу, работая с картой приложения и текстом параграфа на стр.69. Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Нефть (Башкирия) Нефть и газ (Самотлор, Уренгой, Ямбург) Бурый и каменный уголь (Тунгусский, Ленский, Иркутский, Канско-Ачинский бассейны) Торф (г.Шатура) Железная руда Платина и золото Алмазы Графит

16 слайд

Месторождения полезных ископаемых

Описание слайда:

Месторождения полезных ископаемых

17 слайд

Используемый ресурс Учебник по географии 7 класса Лифановой Т.М. https://kinde

Описание слайда:

Используемый ресурс Учебник по географии 7 класса Лифановой Т.М. https://kinder1.net/zagadki/zagadki_o_lese.html

Выберите книгу со скидкой:

Лесная зона рельеф и полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Лесная зона рельеф и полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Лесная зона рельеф и полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Лесная зона рельеф и полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-238910

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока: Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, настенные карты: «Природные зоны России», «Физическая карта России», МУП, таблички с условными обозначениями полезных ископаемых, карточки с заданиями.  

Этапы урока

Содержание

Работа учащихся

Организационный этап

Приветствует учащихся.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать. Не забудьте в течение урока встать за  конторку Базарного.

Приветствуют учителя. Дети встают за конторки Базарного.

Знакомство с темой урока

Знакомство с темой урока.

-Как называется наш округ?

-Какое событие отмечает наш округ сегодня?

-Как называется столица нашего округа?

-Перед вами карта «Наш край на карте Родины».

-Где расположен Ханты-Мансийский автономный округ?

-Какие реки протекают в нашем округе?

-А в какой природной зоне расположен наш округ? Чтобы ответить на вопрос, откройте карту «Природные зоны России» на с. 6-7 приложения к учебнику. Приложите контур нашего округа к карте. Ориентироваться мы будем на такие географические объекты, как река Обь и наш город Сургут.

В случае затруднения учитель подсказывает учащимся, что эта зона на карте обозначена зелёным цветом, и обращает внимание учащихся на легенду карты, где дети находят зелёный прямоугольник и читают название природной зоны.

Итак, сегодня начнётся наше длительное и очень интересное путешествие по лесной зоне. Прочитайте на слайде тему сегодняшнего урока.

Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 

Откройте рабочие тетради на странице 52 и напишите сегодняшнюю дату.

-Что мы должны узнать на уроке?

  1. Положение лесной зоны на карте.
  2. Рельеф (поверхность) лесной зоны.
  3. Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне

Отвечают на вопросы учителя.

Прикладывают контуры нашего округа к карте. Определяют, что наш округ расположен в лесной зоне.

Формулируют с помощью учителя цели урока.

Актуализация опорных знаний

Итак, наступило время отправляться в путь. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, Это Дима Любознайкин. Для начала он приготовил вам вопросы:

-Какое дерево изображено на слайде? Как называется лес, в котором больше хвойных деревьев?

-Какое дерево изображено? Как называется лес, в котором преобладают лиственные деревья?

-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья вместе?

Отвечают на вопросы.

Основная часть

1.Положение на карте.

Работа с картой

Мы продолжаем работать с картой «Природные зоны России»

– В каком направлении от тундры находится лесная зона?

-Сравните её по размерам с зоной тундры.

Объяснение нового материала.

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японских морей, а с севера на юг – от зоны тундры до зоны степей. Она занимает почти половину территории нашей страны. Эта самая большая природная зона России.  Возьмите в руки карандаш и его незаточенным концом обведите лесную зону по контуру на своих картах.

А сейчас по карте совершим путешествие по лесной зоне с севера на юг. Расскажите, как меняется растительность.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа – выполняют задание №1 на стр. 52;

III – задание №2 на стр. 53 в «Рабочей тетради по географии России»

Лесная зона расположена южнее тундры.

Лесная зона самая большая.

На севере – хвойные леса, затем – смешанные, на самом юге – лиственные.

Граница между Европой и Азией проходит через Уральские горы

Находят  изучаемые географические объекты на физической карте России (на стр. 2-3 в приложении к учебнику).

Восточнее Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина.

Выполняют задание по карточке.

Учащиеся отгадывают загадки и находят месторождения полезных ископаемых лесной зоны на физической карте России.

2.Рельеф 

Лесная зона расположена в европейской и азиатской  частях России. Вспомните, где проходит граница между Европой и Азией? 

Демонстрация Уральских гор на слайде. Показ на карте.

-Как называется часть России, расположенной от Западной границы до Уральских гор?

Почти всю  европейскую часть лесной зоны занимает Восточно-Европейская (Русская) равнина. Демонстрация на слайде. Показ на карте.

На севере равнины расположена Валдайская возвышенность. Найдите на карте.

Продолжаем наше путешествие  по азиатской части лесной зоны.

-Какая равнина расположена восточнее Уральских гор?

На Западно-Сибирской равнине редкие возвышенности и пологие склоны чередуются с обширными низменностями. Большая территория ХМАО расположена на Западно-Сибирской равнине.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Среднесибирское плоскогорье отличается разнообразным рельефом. 

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Лесами покрыты горы Алтай и Саяны.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа

Рассмотри карту России. Впиши в таблицу названия равнин, обозначенных цифрами на карте.

Номер на карте

Название равнины

1

Валдайская возвышенность

2

3

4

Впиши в таблицу названия гор, обозначенных буквами на карте.

Номер на карте

Название гор

А

Алтай

Б

В

III группа:

Рассмотри карту России. Заполни перфокарту.

Номер на карте

Уральские горы

Среднесибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

1

2

3

4

3.Полезные ископаемые.

Чтобы узнать, какие полезные ископаемые добывают в лесной зоне, отгадаем загадки.

1)Это горючее полезное ископаемое стало применяться гораздо позднее, чем торф и каменный уголь. Его используют главным образом для получения топлива для автомобилей, самолётов, ракет.

2)Это горючее полезное ископаемое летучее вещество без цвета и запаха, легче воздуха. Его запасы находятся глубоко под землёй, чтобы его добыть бурят скважины.

3)Горючее полезное ископаемое темно бурого цвета, рыхлое. Образовалось из остатков растений произрастающих на болотах.

4)Это горючее полезное ископаемое долго возгорается, но затем хорошо горит и выделяет много тепла. Оно образовалось миллионы лет назад из древних растений.

Бережное отношение к полезным ископаемым и к лесу!

Полезные ископаемые являются естественными ресурсами, поэтому люди должны к ним относиться бережно. Добывать ископаемые надо разумно, чтобы полностью не исчерпать все запасы.

Лесные растения обогащают воздух кислородом. Лес – зелёный друг человека, и его нужно беречь!

IV.Закрепление знаний

Где расположена лесная зона в нашей стране?

-Почему нужно бережно относиться к природным богатствам?

Отвечают на вопросы

Итог

— Что изучили на уроке?

Д/з– прочитать рассказ о географическом положении лесной зоны, поверхности, полезных ископаемых на с. 67-69 учебника;

I группа- подготовить пересказ об охране природных богатств;

II группа – выполнить задание № 5 (С.53);  III группа — №10 (с.54) в рабочей тетради.

1.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением.  М: «Просвещение», 2013

2.Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011

3.Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013

Источник

ТЕМА: «ЛЕСНАЯ ЗОНА. ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ. ПОВЕРХНОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».

Цель урока:

— изучение географического положения лесной зоны России.

Учебные задачи:

— определить площадь лесной зоны посредством решения задач;

— знакомство с новыми понятиями (тайга и др.)

— закрепление навыков работы с различными источниками информации;

Коррекционные задачи:

— создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия,

произвольного внимания;

— развитие прослеживающей функции глаза;

— расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

— создать условия для повышения мотивации к обучению;

— воспитывать у учащихся необходимости бережного отношения к природе.

Учебно – наглядный комплекс:

Учебник географии 7 класс для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, карты России: физическая и природных зон, таблицы для работы, круговые диаграммы, рисунки учащихся, фотографии смешанных, широколиственных и хвойных лесов в разные времена года, звукозапись с голосами птиц леса.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Здравствуйте, ребята! Мы вновь встретились, чтобы продолжить изучение природных зон России. Вспомните, что вам уже хорошо известно.

Послушайте описание природных зон и определите её название.

« Здесь долгая, суровая зима и короткое холодное лето. Скудная растительность состоит из мхов и лишайников. Обитатели природной зоны – белые медведи, моржи, тюлени».

( Арктическая пустыня)

« Природная зона, где грибы выше деревьев. Низко над землей растут карликовые берёзы и ивы. Стада диких оленей пасутся в поисках ягеля».

( Тундра)

А здесь ваши замечательные рисунки к природным зонам.

Давайте ещё раз вспомним расположение природных зон на карте.

( работа с приложением стр. 6 – 7).

Ребята, а какая природная зона находится южнее лесотундры? (Лесная зона)

Это – тема нашего урока.

Учащиеся записывают тему в тетрадях.

— Наверняка каждый из вас был в лесу. Составьте словосочетания со словом «лес».

(хвойный лес, зимний лес, непроходимый лес и т.д.)

В лесу дышится легко, там свежий прохладный воздух. А какую пользу приносит лес человеку! Грибы, ягоды. Лекарственные травы.

Лес человеку помощник,

Лес человеку друг.

О нем мы узнаем многое

В школе лесных наук!

У меня письмо из школы лесных наук. Наверняка, здесь сообщение о лесах нашей страны.

« Здравствуйте, ребята 7 В класса! В нашей школе лесных наук произошла большая неприятность: сведения, что мы собрали о лесах, исчезли. Вся надежда на вас! Пожалуйста, помогите собрать информацию!»

— Что делать будем? (Помогать!)

Задание 1.

Площадь России — 17 000 000 км². Известно, что площадь всех природных зон, кроме лесной, равна 10 000 000 км².

Определите площадь лесной зоны России.

Запись ответа в тетрадь

Задание 2.

Сравнение лесной зоны по карте с другими ПЗ.

Вывод: лесная зона — самая большая по площади в России.

Задание 3. Определить по карте состав лесов России.

Разгадать слово «тайга». На доске слово закодировано: а – круг; т – квадрат;

й– треугольник; г – прямоугольник.

В словаре «тайга» — хвойный лес.

Перерисуйте таблицу в тетрадь.

Запишите примеры древесных пород.

Хвойные леса

Смешанные леса

Широколиственные леса

Физминутка (звукозапись с голосами лесных птиц)

Задание 4 (устно)

Если взять весь лес России за 100%, то 20% из них – смешанные и широколиственные леса. Сколько процентов составляют хвойные леса?

(Учащиеся решают задачу)

Вклейте круговые диаграммы и отметьте топографическими знаками части (сектора) смешанных лесов и хвойных.

Рассказ учителя о формах рельефа лесной зоны с показом по физ. карте России:

Русская равнина

Западно – Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Задание 5. Работа по физической карте России (приложение стр. 2 — 3).

Полезные ископаемые, сосредоточенные в недрах лесной зоны.

Заполнение перфокарты: отметить «+» наличие полезных ископаемых

Место залегания

полезных ископаемых

Условные знаки полезных ископаемых

нефть

газ

уголь

золото

железо

алмазы

Восточно – Европейская равнина

Западно – Сибирская равнина

+

+

Среднесибирское плоскогорье

Уральские горы

Физминутка (упражнения под руководством учителя)

Что такое лес?

Сосны до небес, (тянем руки вверх)

Берёзы и дубы, ( руки в стороны)

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки, (шаги на месте)

Пригорки и низинки, ( наклон вниз)

Мягкая трава,

На суку сова. ( взмахи руками)

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый ( Вдох – выдох)

И родник с живой

Ключевой водой.

Вывод.

III. Закрепление

1. Где расположена лесная зона в нашей стране?

2. Какую площадь занимают леса России?

3. Каких лесов в Росси больше?

4. Работа с фотографиями в парах: определить, какой лес на снимке?

Учитель: Мы все вместе сделали большую работу: узнали много нового о лесах России и помогли школе лесных наук восстановить информацию о лесе.

Теперь мы можем отправить письмо в школу лесных наук.

IV. Д/З стр. 67 — 69

Источник

Лесная зона Западно-Сибирской равнины заходит на территорию области  только своей южной частью. В рельефе она представлена Васюганской возвышенной
равниной, Барабинской низменностью и Приобским плато, сформировавшимися на Западно-Сибирской платформе.

Осадочный чехол выполнен мезо-кайнозойскими породами. Его мощность изменяется от 50-70 м на востоке до 3000 м на западе. Поверхность чехла сложена четвертичными песчано-глинистыми отложениями
водных потоков, ветра и озер. В течение неоген-четвертичного времени эта территория испытывала медленные тектонические  движения.

Васюганская равнина, абсолютные высоты которой составляют 100-166 м, имеет выровненную поверхность с малыми углами наклона (менее 30). Она образует водораздел между бассейнами Иртыша и
Оби. Верховья рек Тары и Оми с притоками, Шегарки, Баксы, Каргата, Чулыма слабо расчленяют  равнину. Глубина их вреза крайне мала: в верхнем течении она
составляет 0-5 м, а в среднем – 10-20 м.

На Приобском плато густота речной сети увеличивается. Глубина вреза возрастает до 50-100 м и даже 200м.

Климат зоны  характеризуется низкими зимними и умеренными летними температурами. В Кыштовке, например, температура в январе -20,70С, в июле
+17,40С соответственно. В течение года выпадает осадков до 500 мм и более, высота снежного покрова превышает 50 см. Территория зоны избыточно влажная. Коэффициент увлажнения на южной
ее границе около 1,0.

В условиях влажного климата в зоне сформировались к настоящему времени главным образом лесные и болотные сообщества растений. Не междуречных пространствах, куда не проникли реки или
глубина  их вреза была очень мала, создавались плохие условия для поверхностного и подземного стока воды, шло интенсивное заболачивание . Болота
занимали вначале впадины, котловины, а затем, при накоплении в них торфа, разрастались вширь, вытесняя древесную растительность, захватывая всё новые территории.

В настоящее время болота занимают огромные площади центральной части междуречных пространств Васюганской равнины. Процесс наступления болот на лес в Васюганье продолжается и сегодня.

По характеру растительности болота разнообразны. Широко распространены сфагновые болота с низкорослой сосной, багульником,  голубикой, брусникой. В народе их называют рямами. Наибольшие площади занимают осоково-моховые болота.

Под болотами формируются болотно-торфяные почвы.

На повышениях в рельефе (увалах, гривообразных повышениях) и придолинных участках, где условия стока вод заметно улучшаются, болота сменяются заболоченными, а затем суходольными лесами. На крайнем севере области выделяется подзона южной тайги, древесная
растительность которой представлена таежными лесами. На хорошо дренируемых участках в верховьях рек Тары, Оми, Шегарки сохранились леса из пихты, ели и
кедра. В понижениях рельефа или  на выположенных склонах сформировались заболоченные леса из тех же древесных пород. К ним примешивается сосна,
лиственница, береза. Заболоченные хвойные леса называются урманами.

      На месте темнохвойных лесов, исчезнувших в результате пожаров и вырубок, погибших от вредителей, сформировались вторичные березовые, березово-осиновые и осиновые
леса с подлеском из хвойных пород.

Источник