Лицензии на добычу полезных ископаемых бурятии
Результаты деятельности
Деятельность Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в соответствии с функциями управления направлена на реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в Республике Бурятия.
Министерством в 2017 году (в Год экологии) в пределах компетенции подготовлено (рассмотрено) более 50-ти проектов Федеральных законов; 18 проектов актов Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти; 11 проектов Законов Республики Бурятия; более 25 проектов актов Главы Республики Бурятия; более 80-ти проектов актов Правительства Республики Бурятия и 9 актов Министерства природных ресурсов Республик Бурятия. В пределах компетенции подготовлено (рассмотрено) также более 25 проектов Соглашений, одной из сторон которых являлось Правительство Республике Бурятия.
По итогам 2017 года министерством достигнуты все показатели Индикативного плана Правительства Республики Бурятия.
В рамках Государственной программы Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в 20017 году реализованы природоохранные мероприятия на общую сумму 330,48 млн. руб. в т.ч.: ФБ 199,08 млн.. руб., РБ 127,7 млн. руб., внебюджетные источники 3,7 млн. руб. (из них в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» реализованы мероприятия на общую сумму 159,49 млн. руб. в т.ч.: ФБ 148,33 млн. руб. РБ 11,16 млн. руб., внебюджетные источники 3,7 млн. руб.).
Продолжались работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ (11,9 млн. руб. в т.ч. ФБ 7,6 млн. руб.; РБ 0,572 млн. руб.; ВБИ 3,7 млн. руб.), предотвращено попадание 20 тонн нефтепродуктов в р. Селенга;
Начата ликвидация последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская (151,3 млн. руб. в т.ч. ФБ 140,7 млн. руб.; РБ 10,6 млн. руб.). Проведена рекультивация территории на площади порядка 10 га.
Минприроды РБ приняло активное участие в разработке предложений в приоритетный проект «Байкал: великое озеро великой страны» по направлению «Экология», Правительством Республики Бурятия предложено к включению в сфере компетенции Минприроды РБ 197 мероприятий на общую сумму 318 млрд. руб. Утверждение Правительством РФ приоритетного проекта запланировано на 2-й квартал 2018 года.
В сфере недропользования
В 2017 г. производственные и экономические показатели добычи полезных ископаемых в целом характеризовались положительной динамикой. Объем отгруженной продукции в добыче полезных ископаемых, по оценке, превысил 22 млрд. руб., сегодня это четверть объема промышленного производства в целом по республике (23%).
АО «Разрез Тугнуйский» вдвое увеличена добыча угля на Никольском месторождении в пределах Бурятии (1 млн. тонн), что привело к увеличению поступлений НДПИ в республиканский бюджет (24 млн. руб.).
Объем добычи золота составил 5,7 тонн: в 2017 году отмечен рост добычи россыпного золота на 400 кг, ООО «Артель старателей Западная» увеличила объем добычи рудного золота на 150 кг. Вместе с тем, ПАО «Бурятзолото» снижены объемы добычи рудного золота, при плане 2,9 т добыто 2,4 т (-0,5 т) из-за снижения содержания золота в руде (3,8 грамм/тонну против 4,6 грамм/тонну).
На 28% в 2017г. увеличилась добыча урана АО «Хиагда» (693 тонны).
Сегодня в отрасли трудится 5560 человек со среднемесячной заработной платой 60 тыс.руб., заработная плата в добывающей промышленности является самой высокой в республике и в 1,8 раза превышает среднереспубликанский уровень.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РБ от организаций отрасли по оценке составили 3,7 млрд. руб., что составляет 13% от общего уровня налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета РБ и 43% от поступлений от организаций промышленности.
Инвестиции в основной капитал, по оценке, превысили 5 млрд. руб. Так ПАО «Бурятзолото» в обновление основных средств и геологоразведку вложено 1,7 млрд. руб., АО «Хиагда» в освоение месторождений Хиагдинского рудного поля 1,5 млрд. руб., АО «Разрез Тугнуйский на приобретение современной высокопроизводительной техники 1,4 млрд. руб.
АО «Хиагда» в текущем году в рамках реализации инвестиционного проекта предоставлено налоговых преференций на сумму 145 млн. руб., налоги в консолидированный бюджет РБ по сравнению с 2016г. от организации увеличились на 40% и составили 419 млн. руб., увеличен объем добычи урана на 153 тонны, организация продолжает вкладывать инвестиции в строительство производственного комплекса и развитие месторождений урана Хиагдинского рудного поля. Кроме этого, на развитие Баунтовского района (финансирование социально-экономических программ) дополнительно направлено свыше 4 млн. руб.
Совместно с Отделом геологии и лицензирования по РБ Центрсибнедра продолжается активная работа по лицензированию участков недр из нераспределенного фонда, отнесенных к федеральным полномочиям, так в 2017 году Отделом выдано 54 лицензии на твердые полезные ископаемые (более 90% на золото) и 1 на минеральные воды. В целом общее количество действующих федеральных лицензий увеличилось за последние 3 года, так, если в 2014 г. учитывалось 268 лицензий, то в настоящее время действует 321 федеральная лицензия на твердые полезные ископаемые и минеральные воды.
В сфере лицензирования участков недр местного значения, в 2017 году выдано 27 лицензий на участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и 42 лицензии на подземные воды. Реестром действующих лицензий по состоянию на 01.01.2018 учитывается 131 лицензия на ОПИ и 290 лицензий на подземные воды.
Значительно увеличено (более чем в 2 раза) поступление НДПИ от добычи общераспространенных полезных ископаемых в 2017 году и по оценке составило более 18 млн. рублей (2016 — 7,6 млн. рублей). Рост объемов добычи связан с обеспечением потребностей в сырье для строительства крупных транспортных объектов (автомобильных дорог, взлетно-посадочной полосы в Аэропорте Байкал). Учитывая постоянный рост объема дорожных работ на территории республики, положительная тенденция прогнозируется и в 2018 году.
В 2018 году в сфере недропользования Минприроды РБ продолжится работа:
— по лицензированию участков недр местного значения и взаимодействие с территориальным отделом Роснедр по предоставлению в пользование новых месторождений, включая золото, флюорит, кварц.
— взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам совершенствования законодательства о недрах, в том числе по установлению упрощенного порядка предоставления россыпного золота для индивидуальных предпринимателей,
— оказание поддержки крупным инвестиционным проектам в сфере добычи полезных ископаемых.
В целом в 2018 году прогнозируется положительная динамика показателей развития добычи полезных ископаемых. По основным полезным ископаемым добыча планируется в следующих объемах:
— золото – 5,8 тонны (на 100 кг больше 2017);
— уголь – 4,8 млн. тонн, в том числе каменный – 2 млн. тонн (увеличение по бурому углю прогнозируется на 130 тонн, по каменному углю на Никольском месторождении на 1 млн. тонн);
— уран – 827 тонн (увеличение к уровню 2017 на 134 тонны).
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РБ планируется увеличить до 3,9 млрд. руб. (оценка 2017 – 3,7).
Инвестиции в основной капитал по целевому варианту запланированы в объеме свыше 9 млрд. руб. (увеличение к 2017 почти в 2 раза).
Лесное хозяйство
Своевременная разработка министерством в первом полугодии прошлого года необходимых нормативных правовых актов Правительства РБ позволила в значительной степени предупредить распространение лесных пожаров. Значительная работа проделана Республиканским агентством лесного хозяйства.
На территории лесного фонда республики было зарегистрировано 745 лесных пожаров на площади 269 тыс. га. Значительная часть площади (221 тыс.га.) находилась в авиационной зоне контроля. Оперативность обнаружения и тушения лесных пожаров в первые сутки составила 63,0 %, при плановой оперативности 63,54. По сравнению с 2016 годом, оперативность тушения в первые сутки увеличилась на 13 %.
Плановые показатели по противопожарному обустройству лесов за 2017 год выполнены в полном объеме.
В 2017 году удалось добиться планового финансирования за счёт субвенций федерального бюджета на 2018 год в размере 748,2 млн. руб., что выше объёма 2017 года на 358 млн. руб. или на 92 %.
Поступление платы от использования лесов составило 323 млн. рублей, из них в федеральный бюджет 236 млн. руб., в республиканский 87 млн. руб. План по плате от использования лесов в федеральный бюджет выполнен на 106 %, в республиканский — на 110 %.
Проведены лесопатологические обследования и лесовосстановительные мероприятия (в лесных питомниках выращено 6 млн. шт. стандартного посадочного материала.
По предварительным данным объем заготовки древесины за 2017 год составит около 2,6 млн. куб.м. Заключено более 11 тысяч договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, субъектами малого и среднего предпринимательства, для осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Агентством проведено более 14 тыс. надзорных мероприятий по соблюдения требований лесного законодательства. Выявлено более 2 тыс. нарушений лесного законодательства, наложено 865 административных штрафов на сумму 6,4 млн. руб., взыскано 563 административных штрафов на сумму 4 млн. руб.
На территории лесов республики зафиксировано 983 случаев незаконной рубки. Возбуждено 877 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечено 238 человек.
Задачи на 2018 год:
— своевременное принятие мер по тушению лесных пожаров в республике в 2018 году.
— содействие увеличению объемов использования лесов путем их передачи в аренду.
— проведение мероприятий по лесовосстановлению.
— продолжение работы с Минприроды России и Рослесхозом по совершенствованию законодательства в сфере лесных отношений.
В области водных отношений
В 2017 году в рамках осуществления полномочий по предоставлению прав пользования водными объектами оформлено 11 договоров водопользования, 42 решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Размер платы за пользование водными объектами, поступившей в федеральный бюджет в 2017 году, составил порядка 400 млн. руб.
Водопользователями в соответствии с условиями водопользования, установленными в договорах водопользования и решениях, выполнены работы на 22,3 млн. руб. (мониторинг водных объектов, очистка водоохранных зон, обустройство рыбозащитными сооружениями, внедрение локальной очистки).
Из республиканского бюджета выделена субсидия муниципальным образованиям на разработку проектной документации по капитальному ремонту трёх гидротехнических сооружений в размере 4 млн. 356 тыс. руб., (защитная дамба реки Ока в с. Орлик Окинского района, проектная документация разработана; Хилганайской дамбы на р. Баргузин Баргузинского района; дамбы обвалования у с. Енгорбой на р. Джида Закаменского района, разработка этих двух проектов завершится в текущем году).
В 2017 году на реализацию переданных полномочий по защите населения от негативного воздействия вод Республике Бурятия представлена субвенция из федерального бюджета в объёме 28 млн.364 тыс. руб.
В рамках лимита выполнены следующие мероприятия.
Мероприятия по охране водных объектов
— закреплены на местности границы водоохранных зон реки Селенга на территории города Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов;
— определены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос оз. Сосновое, оз. Малое Еравное, оз. Исинга Еравнинского района;
Работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов будут продолжены текущем году.
По предотвращению негативного воздействия вод:
— продолжены работ по расчистке русла р. Уда в границах г. Улан-Удэ (от створа ул. Бабушкина до створа пр. Автомобилистов) Республики Бурятия (1 этап) (26,15 млн. руб.), в 2018 году работы будут продолжены в соответствии с заключенным государственным контрактом.
Охрана окружающей среды
В области обращения с отходами проведена работа по:
— актуализации Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами,
— разработке и согласованию Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В связи с существенными изменениями в федеральном законодательстве запланирована разработка и согласование проекта закона Республики Бурятия «О внесении изменений в закон Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления». Кроме того, потребуется приведение в соответствие ряда нормативных правовых актов в области обращения с отходами.
В рамках исполнения Перечня поручений Президента РФ от 15.11.2017 №Пр-2319 планируется организовать работу по разработке, переводу в электронные модели и корректировку в соответствии с требованиями законодательства территориальных схем обращения с отходами, и также создать региональную систему учёта отходов.
В сфере охраны атмосферного воздуха в 2017 году продолжена работа по эксплуатации системы сводных расчетов загрязнения атмосферы г. Улан-Удэ. За отчетный период проведены сводные расчеты для 22 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Всего в электронной базе данных насчитывается около 225 хозяйствующих субъектов, осуществляющих выбросы на территории города.
Во исполнение поручения Президента в 2017 году начаты работы по проведению работ по инвентаризации объемов выбросов и поглощения парниковых газов в Республике Бурятия.
В настоящее время завершен сбор исходной информации. Срок окончания работ по инвентаризации до 10 октября 2018 года. Результатом работ будет является оценка и анализ динамики выбросов и поглощения парниковых газов как минимум за последние годы 5 — 7 лет.
Республиканским планом мероприятий по проведению Года экологии и Года ООПТ (утверждён распоряжением Правительства РБ от 27.07.2016 № 469-р) было предусмотрено 30 мероприятий. Органами МСУ в рамках Года экологии реализовано более 350 мероприятий. Дирекциями особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значений разработаны свои планы и мероприятия на территориях ООПТ. На территориях ООПТ регионального значения проведены фотовыставки, акции по уборке мусора на прибрежных к озеру Байкал территориях.
В рамках Соглашений о внедрении наилучших доступных технологий в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду 5 крупных промышленными предприятиями республики реализованы мероприятия на сумму 603 млн. рублей.
Проведённые мероприятия способствовали реализации гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем региона и доказали свою значимость. В экологическом просвещении приняли участие свыше 63 000 человек
Бурприроднадзором в рамках реализации задач по снижению негативного воздействия на окружающую среду и соблюдению природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, а также в рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора в 2017 году проведены: 3829 проверок, из них 177 плановых, 77 внеплановых, 3 575 контрольно-надзорных мероприятий (рейды).
Приоритетным направлением Службы является выявление несанкционированных свалок ТКО в 2017 году и меры по их ликвидации. По итогам деятельности в 2017 году выявлено 627 несанкционированных свалок ТКО, ликвидировано 432.
Не менее важным направлением службы остается работа по снижению хищничества волков. В рамках регулирования численности хищника добыто 573 волка.
В отчетном году обеспечены налоговые поступления в консолидированный бюджет РБ в объёме 13,5 млн. руб., или 135 % от плана (план 10,0 млн. руб.).
БУ «Бурприрода» в рамках исполнения госзадания на ООПТ регионального значения реализованы мероприятия по сохранению природных комплексов, объектов животного мира, созданию условий для регулируемого туризма и отдыха. В 2017 году на эти цели освоены средства республиканского бюджета в сумме 17,6 млн. руб. В рамках данных средств проводилось патрулирование территорий ООПТ (125 тыс. км), проведено 676 рейдов, выполнялись биотехнические мероприятия (подкормка зернофуражом, сочными кормами, минеральная подкормка), установлены 86 аншлагов, организованы и проведены работы по учету и анализу численности объектов животного мира (зимний маршрутный учет, осенний и весенний учет численности), создание условий для регулируемого туризма и отдыха (обустройство мест размещения туристов).
Источник
Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 31 июля 1995 г. N 270
Положение
о порядке выдачи лицензий в Республике Бурятия на разработку
месторождений общераспространенных полезных ископаемых
1. Общие положения
1.1. Под общераспространенными понимаются полезные ископаемые, используемые для местных нужд (карбонатные породы для производства строительной извести, керамзитовое сырье, пески для строительных работ и производства силикатных изделий, песчано-гравийные материалы, облицовочные и строительные камни, сырье для грубой керамики, сапропели, торф).
Перечень общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) на территории Бурятии согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О недрах» определяется органами государственной власти Российской Федерации совместно с Правительством Республики Бурятия (прилагается).
1.2. Под месторождением ОПИ понимается участок недр, в котором установлены (разведанное месторождение) или предполагаются (потенциальное месторождение) скопления ОПИ, имеющие практическое значение для местных нужд.
Разведанные месторождения в соответствии с законодательством о недрах учитываются государственным кадастром месторождений полезных ископаемых Российской Федерации (ГКМ РФ), государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации (ГБЗ РФ) и сводными балансами запасов полезных ископаемых Республики Бурятия (СБЗ РБ).
Потенциальные месторождения учитываются только ГКМ РФ.
Администрация района (города) ведет кадастровый учет разведанных и предполагаемых в недрах района, города месторождений ОПИ на основании паспортов ГКМ РФ, зарегистрированного в Бурятгеолфонде.
1.3. Поиск и разведка месторождений ОПИ осуществляются геологическими предприятиями на основании лицензий на пользование недрами для геологического изучения, выдаваемых в установленном порядке Комитетом по геологии и использованию недр Республики Бурятия (далее — Бурятгеолком).
1.4. Выдача разрешений на разработку разведанных месторождений ОПИ в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации «О недрах» входит в компетенцию органов местного самоуправления районов, городов.
Администрация района (города) вправе делегировать эти полномочия Бурятгеолкому.
1.5. Собственники, владельцы земельных участков согласно статье 19 Закона Российской Федерации «О недрах» имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу ОПИ (не числящихся на государственном балансе) для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, без согласования (разрешения) с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля. Согласно статье 40 Закона Российской Федерации «О недрах» они освобождаются от платежей при пользовании недрами.
2. Участки недр и земельные участки для разработки
месторождения ОПИ (добычи ОПИ)
2.1. Администрация района (города) правомочна предоставлять для добычи ОПИ только разведанные месторождения ОПИ, запасы которых апробированы государственной экспертизой и учитываются территориальным балансом запасов полезных ископаемых (СБЗ РБ). Участку недр для разработки месторождений ОПИ придается статус горного отвода.
2.2. Границы горного отвода для разработки месторождений ОПИ определяются администрацией района (города) по согласованию с Бурятгеолкомом.
2.3. Горный отвод для разработки месторождения ОПИ подлежит регистрации в Бурятском округе Госгортехнадзора России.
2.4. Земельный участок для разработки месторождения ОПИ предоставляется недропользователю в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
3. Пользователи недр для добычи ОПИ
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, если законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
4. Порядок предоставления права на разработку
месторождения ОПИ
4.1. Право на добычу ОПИ предоставляется субъекту предпринимательской деятельности по его заявке на основании решения главы администрации района (города).
4.2. Заявка должна содержать:
— данные о предприятии — заявителе;
— данные о руководителях или владельцах предприятия — заявителя;
— данные о финансовых, технических и технологических возможностях предприятия — заявителя;
— предложения заявителя по условиям недропользования и рекультивации земельного участка после разработки месторождения ОПИ.
4.3. В случае нескольких заявителей на право разработки одного и того же месторождения ОПИ между ними уполномоченными органами местного самоуправления проводится коммерческий конкурс, и право на разработку месторождения предоставляется лицу, уплатившему наибольший разовый платеж на добычу ОПИ.
4.4. Право на добычу ОПИ оформляется в виде лицензии на пользование недрами (прилагается).
5. Содержание лицензий на пользование недрами
для добычи ОПИ
5.1. Лицензия должна содержать:
— данные о недропользователе, получившем лицензию (организационно-правовая форма и форма собственности предприятия, наименование предприятия, его адрес; дата, номер и место выдачи свидетельства о регистрации предприятия; его банковские реквизиты) и органах, предоставивших лицензию, и основание предоставления лицензии;
— название месторождения ОПИ, виды использования ОПИ;
— пространственные границы горного отвода (координаты угловых точек и ограничение горного отвода по глубине);
— срок действия лицензии и срок начала добычи ОПИ;
— размеры платежей;
— квоты на добычу ОПИ;
— соглашение о правах на геологическую информацию;
— формы государственной статистической отчетности, сроки ее представления и адресаты;
— порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
5.2. Лицензия может дополняться иными условиями, не противоречащими действующему законодательству.
6. Регистрация лицензий и горных отводов
Лицензии оформляются в 3-х экземплярах и представляются в Бурятгеолфонд для присвоения регистрационного номера.
Бурятгеолфонд в 10-дневный срок со дня получения лицензии обязан зарегистрировать ее и выслать в адрес администрации района, города два экземпляра лицензии.
Лицензия вступает в силу после ее регистрации.
Копия зарегистрированной лицензии вместе с проектами разработки месторождения ОПИ и горно-технической рекультивации нарушенных земель представляется владельцем лицензии в Бурятский округ Госгортехнадзора России для регистрации горного отвода.
7. Государственная статистическая отчетность
Недропользователи, ведущие разработку месторождений ОПИ, ежегодно представляют:
— отчетный баланс запасов ОПИ по форме 5-гр до 15 января:
1) в Бурятгеолфонд (670000 Улан-Удэ, Ленина, 55)
2) в орган местного самоуправления района, города, в недрах которого находится месторождения ОПИ;
— другие формы статистической отчетности в соответствии с лицензией.
8. Контроль и надзор за добычей ОПИ
8.1. Контроль за использованием и охраной недр при добыче ОПИ согласно действующему законодательству входит в компетенцию органов местного самоуправления районов, городов.
8.2. Бурятский округ Госгортехнадзора России в соответствии с возложенными на него задачами:
— регистрирует горные отводы для разработки месторождений ОПИ;
— осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности на карьерах по добыче ОПИ (если объем добычи свыше 50 тыс. кубических метров или если на карьере ведутся взрывные работы);
— осуществляет надзор за охраной недр, переработкой сырья и геологомаркшейдерскими работами.
8.3. Отдел государственного геологического контроля Бурятгеолкома в пределах своей компетенции:
— контролирует соблюдение всеми недропользователями установленного порядка ведения геологической документации, правил ведения государственного учета запасов полезных ископаемых и отчетности;
— своевременность и полноту внесения платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
8.4. Госкомэкологии Республики Бурятия в лице районных инспекторов осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства и выполнением мероприятий по охране окружающей среды при добыче ОПИ.
9. Платежи при добыче ОПИ
В соответствии с действующим законодательством пользование недрами при добыче ОПИ является платным, за исключением случаев, предусмотренных п. 1.5 настоящего Положения.
Владелец лицензии на добычу ОПИ уплачивает:
— сбор за выдачу лицензии;
— разовый платеж за добычу ОПИ;
— регулярные платежи за добычу ОПИ;
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Кроме того, недропользователи уплачивают другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю и плату за геологическую информацию.
Размер сбора за выдачу лицензии и разового платежа определяется органом, выдающим лицензию. Размеры остальных платежей устанавливаются нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
10. Права и обязанности недропользователей
Основные права и обязанности недропользователей регламентированы законами Российской Федерации и Республики Бурятия «О недрах». Дополнительные обязанности устанавливаются нормативными актами и условиями недропользования, оговариваемыми в лицензиях на добычу ОПИ.
11. Ответственность недропользователей
За нарушение требований по охране и рациональному использованию недр, а также условий, оговоренных в лицензиях, недропользователи несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Источник