Лицензия на добычу полезных ископаемых в беларуси

Лицензия на добычу полезных ископаемых в беларуси thumbnail

Правовую основу лицензирования составляет Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В соответствии с ст. 2 Положения лицензирование — это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Применительно к экологическим отношениям лицензирование является формой контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности. Следует отметить отличие природоресурсной лицензии от иных, дающих разрешение на осуществление хозяйственной деятельности: природоресурсная лицензия является не основанием, а лишь условием одним из юридических фактов, лежащих в основании возникновения экологических правоотношений. Это связано со спецификой отношений по использованию природных ресурсов, возникновение которых возможно только после предоставления в пользование участка природного ресурса, причем участка индивидуально определенного в порядке отвода. Исключение составляет лишь лицензия на осуществление деятельности, связанной с обращением озоноразрушающих веществ, целью которой является не природопользование, а охрана окружающей среды.

Лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления.

Такими государственными органами являются Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь; Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Виды деятельности в сфере экологических отношений, подлежащие лицензированию, определены в Декрете Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». К таким видам отнесены: деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду (лицензирование осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды); промысловый лов рыбы и добыча водных беспозвоночных (лицензирование осуществляет Государственная инспекция, охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь); деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения (лицензирование осуществляет Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь); деятельность по заготовке и переработке древесины (лицензирование осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь); деятельность в области промышленной безопасности (лицензирование осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь); Ведение охотничьего хозяйства (Министерство лесного хозяйства); ведение рыболовного хозяйства (Министерство сельского хозяйства и продовольствия).

Такие виды, подлежащие лицензированию, как деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, и деятельность в области промышленной безопасности включают в себя несколько самостоятельных составляющих их работ и услуг. Так, лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду в соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1371, включает, следующие составляющие работы и услуги:

  • обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т.п.);
  • геологическое изучение недр (комплекс исследовательских и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых);>
  • добыча торфа или сапропелей;
  • бурение скважин на воду глубиной более 20 метров;
  • использование отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживание отходов;
  • экологический аудит.

Деятельность в области промышленной безопасности в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. 1357 составляют:

  1. Деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, средствами радиационной защиты и технологическим оборудованием для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения. Этот вид деятельности включает:
    • производство, хранение радиоактивных материалов, признанных радиоактивными в соответствии с Нормами радиационной безопасности (НРБ-2000), и изделий на их основе;
    • утилизацию (переработку), хранение и захоронение радиоактивных отходов, признанных радиоактивными в соответствии с Санитарными правилами обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85), кроме временного хранения радиоактивных отходов, образовавшихся в результате собственной хозяйственной деятельности в количестве менее 1000-кратного минимально значимого количества (приложение 19 НРБ-2000);
    • проектирование, изготовление, монтаж, наладка, диагностирование, ремонт, обслуживание, в том числе зарядка (перезарядка) радионуклидными источниками радиационных устройств и установок, объектов атомной энергетики, а также изготовление технологического оборудования для них и средств радиационной защиты
    • эксплуатация радиационных устройств и установок, содержащих радионуклидные источники с общей активностью более 3,7·10**11 Бк либо активностью отдельного источника более 3,7·10**10 Бк, а также радиационных устройств и установок с ускоряющим напряжением выше 100 киловольт, объектов атомной энергетики, применение радиоактивных материалов, включая их хранение с удельной активностью выше минимально значимой и в количестве, превышающем минимально значимое более чем в 1000 раз (приложение 19 НРБ-2000), закрытых радионуклидных источников с активностью источника более 3,7·10**10 Бк.

  2. Деятельность, связанная с опасными производственными объектами, техническими устройствами, применяемыми на таких объектах подъемными сооружениями и машинами, объектами котлонадзора. Этот вид деятельности включает:
    • эксплуатацию опасных производственных объектов, признанных таковыми согласно Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    • проектирование (конструирование), изготовление, монтаж, наладка, обслуживание, диагностирование и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
    • подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта, подконтрольного органу технадзора в учреждениях, не входящих в систему Министерства образования.

  3. Добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей);
  4. Перевозка опасных грузов всеми видами транспорта.

В области использования природных ресурсов правовую основу лицензирования составляют нормы природоресурсного законодательства, которые закрепляют обязательность осуществления отдельных видов деятельности в сфере природопользования на основе специальных разрешений. Так в соответствии со ст. 38-43 Лесного кодекса в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь о лицензировании, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность, связанную с лесопользованием, только на основании специальных разрешений (лицензий). Осуществление лесопользования допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. По лицензируемым видам деятельности лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности. Порядок выдачи лицензий в сфере лесопользования определен Положением о лицензировании деятельности по заготовке и переработке древесины, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2005 г. № 1551.

Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства согласно ст.60 Лесного кодекса осуществляется на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования участками лесного фонда. Юридические лица, которым предоставлены участки лесного фонда для названной цели, должны получить в Минприроды специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Объекты животного мира в соответствии со ст. 37 Закона «Об охране и использовании животного мира» предоставляются в пользование за плату на основании специальных разрешений (лицензий). Порядок выдачи лицензий на ведение охотничьего хозяйства определены в Положении о лицензировании ведения охотничьего хозяйства, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2005 г. № 1551.

В соответствии со ст. 14 Кодекса о недрах предоставление участков недр в пользование производится на основании решения местных Советов депутатов, принимаемого при наличии у пользователей недр специального разрешения (лицензии), выдаваемого республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и республиканским органом государственного управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и их территориальными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Видами пользования недрами согласно ст. 12 Кодекса о недрах признаются: геологическое изучение, добыча полезных ископаемых; строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образование особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность; сбора минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.

Из названных видов недропользования в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат только геологическое изучение недр, а также добыча торфа или сапропелей, бурение скважин на воду глубиной более 20 метров, лицензии на осуществление которых выдает Минприроды, и добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей) — лицензии выдает Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Источник

Зарегистрировано в НРПА РБ 27 октября 2003 г. N 5/13251

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2003 г.

Исполняющий обязанности Премьер-министра

Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
20.10.2003 N 1371

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 79, 1/4779) (далее — Декрет).

2. Выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлением лицензиатами деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду (далее — лицензируемая деятельность), производятся Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) в соответствии с Декретом и настоящим Положением.

3. В настоящем Положении употребляются основные термины и определения в значениях, установленных Декретом и иными актами законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

4. Лицензируемая деятельность имеет следующие составляющие работы и услуги:

4.1. исключен. — Постановление Совмина от 27.12.2005 N 1551;

4.2. обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т.п.);

4.3. геологическое изучение недр;

4.4. добыча полезных ископаемых;

4.5. строительство буровых скважин на воду глубиной более 20 метров;

4.6. использование отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов <*>;

4.7. экологический аудит.

——————————-

<*> Использование, обезвреживание отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ или отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ, не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию.

5. Право на получение лицензии имеют:

юридические лица Республики Беларусь;

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.

6. Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь.

7. Лицензии на лицензируемую деятельность, которая имеет составляющие работы и услуги, указанные в подпунктах 4.2 — 4.7 пункта 4 настоящего Положения, выдаются сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата неоднократно.

8. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

на работы и услуги, указанные в подпунктах 4.2, 4.6, 4.7 пункта 4 настоящего Положения, — наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) оборудования и инструментов, а на работы и услуги, указанные в подпунктах 4.3 — 4.5 пункта 4 настоящего Положения, — наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основного технологического оборудования, необходимых для выполнения лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, и наличие в штате юридического лица (у индивидуального предпринимателя) специалистов, имеющих высшее образование в области геологии или горного дела, отвечающих за соблюдение требований нормативных правовых актов при осуществлении геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и строительства буровых скважин на воду глубиной более 20 метров;

на работы и услуги, указанные в подпункте 4.6 пункта 4 настоящего Положения, — также наличие работников, прошедших специальную профессиональную подготовку для работы с опасными отходами, а на работы и услуги, указанные в подпункте 4.7 пункта 4 настоящего Положения, — также наличие не менее трех аттестованных экологических аудиторов.

8-1. В заявлении о выдаче лицензии дополнительно к сведениям, предусмотренным в пункте 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, указываются сведения о наличии в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) оборудования и инструментов, а на работы и услуги, указанные в подпунктах 4.3 — 4.5 пункта 4 настоящего Положения, — наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основного технологического оборудования, необходимых для выполнения лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, а также цели и объемы использования озоноразрушающих веществ, направления, в отношении которых соискатель лицензии будет проводить экологический аудит.

9. Для получения лицензии соискатель лицензии наряду с документами, определенными пунктом 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, представляет в Минприроды на осуществление лицензируемой деятельности, которая включает в себя:

9.1. исключен. — Постановление Совмина от 27.12.2005 N 1551;

9.2. исключен с 1 января 2008 года. — Постановление Совмина от 29.12.2007 N 1914;

9.3. геологическое изучение недр:

копию документа, подтверждающего наличие у ответственного лица высшего образования в области геологии или горного дела;

9.4 — 9.5. исключены с 1 января 2008 года. — Постановление Совмина от 29.12.2007 N 1914;

9.6. использование отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов:

копию государственного стандарта или технических условий, согласно которым производится продукция с использованием отходов;

копию технологического регламента получения продукции с использованием отходов, обезвреживания, захоронения отходов;

абзац исключен с 1 января 2008 года. — Постановление Совмина от 29.12.2007 N 1914;

9.7. проведение экологического аудита:

копию штатного расписания, должностные инструкции работников, подтверждающих профессиональные возможности обеспечения качественного проведения экологического аудита;

список аттестованных экологических аудиторов, копии трудовых книжек экологических аудиторов и сертификатов об их аттестации;

абзацы четвертый — пятый исключены с 1 января 2008 года. — Постановление Совмина от 29.12.2007 N 1914;

копию документа, подтверждающего наличие базы данных правовой информации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

9.8. добыча полезных ископаемых:

копию документа, подтверждающего наличие у ответственного лица высшего образования в области горного дела;

копию акта, удостоверяющего горный отвод;

9.9. строительство буровых скважин на воду глубиной более 20 метров:

копию документа, подтверждающего наличие у ответственного лица высшего образования в области геологии или горного дела.

10. Минприроды до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

11. К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату, относятся при осуществлении им лицензируемой деятельности, которая включает в себя:

11.1. исключен. — Постановление Совмина от 27.12.2005 N 1551;

11.2. обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т.п.):

осуществление деятельности, связанной с обращением с озоноразрушающими веществами, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, государственными стандартами, техническими условиями, инструкциями, правилами по обращению с озоноразрушающими веществами;

наличие и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ и оказание услуг, связанных с обращением с озоноразрушающими веществами, на условиях, определяемых нормативными правовыми актами, иными нормами и правилами;

соблюдение установленных объемов потребления озоноразрушающих веществ;

ведение учета потребления озоноразрушающих веществ и осуществление отчетности по обращению с ними в порядке, установленном Минприроды;

11.3. геологическое изучение недр:

осуществление деятельности, связанной с геологическим изучением недр, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, нормативно-технической документацией, иными нормами и правилами;

наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) оборудования, обеспечивающего выполнение работ по геологическому изучению недр на условиях, определяемых нормативными правовыми актами, иными нормами и правилами;

наличие акта, удостоверяющего геологический отвод, использование предоставленного участка недр в соответствии с целью, для которой он предоставлен;

представление в установленном законодательством порядке геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для формирования государственного геологического фонда;

11.4. добычу полезных ископаемых:

осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, нормативно-технической документацией, иными нормами и правилами;

наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) оборудования, обеспечивающего выполнение работ по добыче полезных ископаемых на условиях, определяемых нормативными правовыми актами, иными нормами и правилами;

наличие акта, удостоверяющего горный отвод, предоставленный лицензиату для добычи полезных ископаемых, и документа, подтверждающего предоставление (передачу) ему земельного участка для этих целей в границах горного отвода или водного объекта (его части) в обособленное водопользование;

при добыче сапропелей из озер — наличие экспертного заключения об экологическом состоянии озера и оценке возможности добычи сапропелей, выдаваемого в установленном порядке Белорусским государственным университетом;

представление в установленном законодательством порядке геологической информации об объемах добытых полезных ископаемых в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для формирования государственного геологического фонда;

11.5. строительство буровых скважин на воду глубиной более 20 метров:

осуществление деятельности по строительству буровых скважин на воду глубиной более 20 метров в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность;

наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) оборудования, обеспечивающего выполнение работ по строительству буровых скважин на воду глубиной более 20 метров на условиях, определяемых нормативными правовыми актами;

представление в установленном законодательством порядке геологической информации в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для формирования государственного геологического фонда;

11.6. использование отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов:

осуществление деятельности, связанной с использованием отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, государственными стандартами и техническими условиями, техническим регламентом, иными нормами и правилами;

наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием, обезвреживанием, захоронением опасных отходов;

наличие регистрации объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов; объектов по обезвреживанию, захоронению отходов — в реестре объектов по обезвреживанию и захоронению отходов;

ведение в установленном законодательством порядке локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов;

11.7. осуществление экологического аудита:

проведение экологического аудита в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами в области природопользования, охраны окружающей среды, а также регулирующими проведение экологического аудита;

проведение экологического аудита только лицами, имеющими сертификат об аттестации экологического аудитора;

применение технических средств, в том числе оборудования и инструментов, необходимых для осуществления экологического аудита;

соблюдение экологическими аудиторами конфиденциальности информации о его результатах, кроме случаев, когда хозяйственная и иная деятельность заказчика экологического аудита представляет опасность для окружающей среды;

ведение отчетности по проведению экологического аудита в порядке, установленном Минприроды.

12. Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией Минприроды, которое оформляется в установленном порядке приказом.

13. Лицензия подписывается Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды или уполномоченным им заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды и заверяется гербовой печатью.

14. Минприроды формирует и ведет реестр лицензий, в котором помимо сведений, определенных в пункте 42 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, указываются:

Абзац исключен. — Постановление Совмина от 27.12.2005 N 1551.

перечень озоноразрушающих веществ, цели и объемы их использования лицензиатом;

местонахождение и наименование месторождения, на котором лицензиатом ведутся геологоразведочные работы, стадия их выполнения;

местонахождение и площадь участка недр, на котором лицензиатом ведутся работы по добыче торфа и сапропелей, с указанием наименования месторождения (озера), его кадастрового номера;

перечень используемых лицензиатом отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживаемых отходов;

перечень аттестованных экологических аудиторов, осуществляющих экологический аудит;

перечень аккредитованных и аттестованных в Республике Беларусь учреждений образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации экологических аудиторов.

15. Контроль за соблюдением лицензиатами нормативных правовых актов, регулирующих осуществление лицензируемой деятельности, лицензионных требований и условий, осуществляется Минприроды и другими уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.

16. При осуществлении контроля за соблюдением лицензиатом нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность, а также лицензионных требований и условий Минприроды в пределах своей компетенции вправе:

проводить у лицензиата проверку соблюдения им нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность, лицензионных требований и условий;

запрашивать у лицензиата и получать от него необходимые объяснения и документы по лицензируемому виду деятельности;

в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, давать предписания об устранении выявленных нарушений при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять иные действия.

17. Лицензиат не должен препятствовать проведению проверки, а также обязан представлять необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением лицензируемого вида деятельности.

18. По результатам проверки соблюдения лицензиатом нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемый вид деятельности, а также лицензионных требований и условий составляется акт, по которому принимаются соответствующие меры.

19. К грубым нарушениям лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности относятся:

отсутствие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) оборудования и инструментов, необходимых для выполнения лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, или их несоответствие заявленным — при обращении с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т.п.);

отсутствие государственной регистрации работ по геологическому изучению недр в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь о недрах, а также отсутствие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основного технологического оборудования, обеспечивающего выполнение указанных работ, — при геологическом изучении недр;

отсутствие регистрации горного отвода — при добыче полезных ископаемых;

отсутствие паспортов пробойных скважин на воду и схем их расположения в государственном геологическом фонде — при бурении скважин на воду глубиной более 20 метров;

отсутствие весового оборудования, отсутствие локального мониторинга подземных вод — при использовании отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов;

отсутствие базы данных правовой информации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов — при экологическом аудите;

иные нарушения, предусмотренные в законодательных актах.

Источник