Ликвидация карьера по добыче полезных ископаемых
При принятии решения о ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Ликвидация допускается после полной отработки балансовых запасов полезных ископаемых при отсутствии перспектив их прироста, невозможности и нецелесообразности повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу имеющихся забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами государственного управления фондом недр после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.
Консервация объекта недропользования или его части допускается в случаях временной невозможности или нецелесообразности дальнейшей разработки месторождения или отдельных его участков по технико-экономическим, экологическим, горногеологическим и иным причинам. Консервации подлежат горные выработки и буровые скважины на ликвидируемых предприятиях, перспективные и пригодные для использования в иных целях. Так же проводится консервация объекта недропользования, строительство которого завершено, до передачи его заказчику.
Консервация объекта недропользования производится на срок от 6 месяцев до 15 лет. Если срок консервации объекта превысил 15 лет и по заключению независимой экспертизы возникает реальная угроза нанесения вреда окружающей природной среде, имуществу, жизни и здоровью населения, то, по требованию органа государственного управления фондом недр, недропользователь обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск возникновения аварийной ситуации, или ликвидировать объект. Допускается временная приостановка деятельности объекта по экономическим причинам (отсутствие спроса на сырьё, иные причины) на срок до 6 месяцев без проведения его консервации.
Ликвидация или консервация объекта недропользования производится в соответствии с разработанным и утверждённым в установленном порядке проектом. Проекты ликвидации или консервации объектов недропользования разрабатываются специализированными научно-исследовательскими и проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию. Проект разрабатывается с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды. Ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что «при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.» Требования к содержанию проекта ликвидации или консервации объекта недропользования установлены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 г. № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами»19. В проекте определяются сроки, способы и последовательность выполнения работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, разрабатываются технические мероприятия по:
- обеспечению устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению в целях предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;
- сохранности месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации;
- предотвращению загрязнения недр и водных объектов;
- предотвращению проникновения вредных газов в поверхностные сооружения и атмосферу;
- ликвидации провалов, трещин, ограждению опасных участков;
- рекультивации нарушенных земель;
- предотвращению затопления, заболачивания земной поверхности, нарушения гидрогеологического режима подземных вод;
- предотвращению попадания в горные выработки, провалы людей и животных;
- предотвращению повреждений зданий, сооружений, подземных и надземных коммуникаций, расположенных в зоне вредного влияния ликвидированного и законсервированного объекта;
- сохранности геодезической и маркшейдерской опорной сети;
- ликвидации имеющихся очагов подземных пожаров;
- предотвращению активизации опасных геомеханических процессов (оползней, обвалов и др.);
- обеспечению безопасности работ при ликвидации или консервации объекта.
При ликвидации или консервации объекта недропользования с неотработанными в пределах горного отвода запасами полезных ископаемых в проект включается технико-экономический анализ целесообразности их отработки, списания или дальнейшего учета в государственном балансе полезных ископаемых. Обязательной частью проекта является проект рекультивации отработанных территорий. Мероприятия по рекультивации нарушенных земель должны предусматривать последовательно два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку территории, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Биологический этап рекультивации проводится только в случае дальнейшего использования территории в целях ведения сельского или лесного хозяйства и других целях, требующих восстановления плодородия почв.
Проект ликвидации или консервации объекта недропользования утверждается организацией, принявшей решение о его ликвидации или консервации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с компетентными государственными органами. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.
Для проведения технических работ по ликвидации или консервации объекта создаётся специальная комиссия. Состав комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами государственного управления фондом недр, горного контроля, экологического контроля или их территориальными органами. Выполненные ликвидационные работы или работы по консервации объекта принимаются комиссией на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, а также изучения представленных документов. В актах приемки выполненных работ указываются произведенные работы и дается оценка качества их выполнения. Приемка работ, выполненных с отступлениями от проекта ликвидации или консервации объекта, нарушениями установленных нормативных требований, не допускается. Подписанные членами комиссии акты утверждаются руководителем организации, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта. К актам прилагаются необходимые горнографические материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество выполненных работ. Приёмка рекультивированных территорий производится специальной Постоянной комиссией в составе органа местного самоуправления в месячный срок после завершения рекультивационных работ. Результаты работы комиссии оформляются актом установленной формы.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации установленной формы. Материалы на ликвидацию или консервацию объектов недропользования для их утверждения представляются в орган государственного управления фондом недр или его территориальный орган. В состав данных материалов входят:
- заявление;
- проект акта о ликвидации или консервации объекта недропользования;
- акты по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта;
- акты по приемке-передаче рекультивированных земель;
- основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом, и размещение оставшегося оборудования. В указанной документации отражается состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых, или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых состояние горных выработок, рельеф и ситуация земной поверхности;
- экспертные заключения организаций, имеющих соответствующую лицензию;
- технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации объекта.
Акт о ликвидации или консервации объекта недропользования должен быть принят не позднее одного месяца после получения указанных выше материалов. Акт подписывается недропользователем, органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Учёт актов о ликвидации или консервации объектов недропользования ведётся компетентным государственным органом20.
Финансирование работ, связанных с консервацией и ликвидацией горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств недропользователей. Данные расходы могут быть возложены на государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины недропользователя), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие). Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств специально создаваемого ликвидационного фонда.
Требуется возродить ЛИКВИДАЦИОННЫЙ ФОНД.
Источник
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт https://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А75-1433/2013
22 апреля 2013 г.
г. Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Калугиной Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижневартовскдорсервис» (ОГРН 1048600511574, адрес места нахождения – 628600, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 66, Западный промышленный узел, панель 13) к Северо-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2013 № 0054-5807-2013,
заинтересованное лицо Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура,
при участии представителей:
от заявителя – Топникова Т.П., доверенность от 14.01.2013 № 31-13, Репьев А.А., доверенность от 03.04.2013 № 63-13,
от административного органа – не явился,
от Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры — не явился,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Нижневартовскдорсервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с заявлением к Северо-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2013 № 0054-5807-2013.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура).
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенных административного органа и заинтересованного лица.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в ходе которой установлено, что Общество по лицензии ХМН 01177 ОЭ от 24.05.2011 осуществляло пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) в гидронамывном карьере в районе К-77 Самотлорского месторождения нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, со сроком действия до 23.05.2012 (л.д. 24).
Проверкой установлено, что по данной лицензии из указанного карьера произвело добычу песка в объеме 35, 69 тыс. куб. м для производственных нужд.
Общество до окончания срока действия лицензии на право пользования недрами ХМН 01177 ОЭ от 24.05.2011 не продлило срок действия лицензии для выполнения работ по ликвидации карьера песка, а также не выполнило требования по приведению ликвидируемой горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, путем проведения ликвидационных работ по разработанному проекту ликвидации, получившему положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, о чем прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01.2013 (л.д. 88-92).
Постановление прокуратуры в отношении Общества направлено по подведомственности в адрес административного органа.
По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении Общество постановлением от 07.02.2013 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ, невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1, Закон о недрах) к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр относится соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых.
В статье 22 Закона № 2395-1 четко закреплены обязанности владельца лицензии по приведению участка земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; по ликвидации в установленном порядке горных выработок, не подлежащих использованию.
В соответствии со статьей 26 этого же закона при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Таким образом, карьер песка как горная выработка может быть приведен в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений только при проведении работ по его ликвидации или консервации.
Порядок проведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, определен Инструкцией, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 № 33 (далее – Инструкция № 33).
В соответствии со статьей 26 Закона о недрах ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых считается завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами и органом государственного горного надзора.
В пункте 28 Инструкции № 33 закреплено, что для подписания предусмотренного статьей 26 Закона о недрах акта о ликвидации или консервации пользователь недр представляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и Госгортехнадзора России заявление, 4 экземпляра проекта акта о ликвидации или консервации объекта и прилагаемых к проекту акта копий заверенных в установленном порядке документов:
а) акты по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта;
б) акты по приемке-передаче рекультивированных земель;
в) основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом (засыпка и перекрепление горных выработок, установка перемычек, полков, оборудование стволов и устьев скважин и т.п.), и размещение оставшегося оборудования.
Органы Ростехнадзора осуществляют контроль за горнотехнической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками в соответствии с Методическими указаниями (РД 07-35-93), утвержденными постановлением коллегии Федерального горного и промышленного надзора России от 10.09.1993 № 7.
Таким образом, по смыслу закона карьер песка считается ликвидированным только после сдачи рекультивированных земель, нарушенных при разработке карьера песка собственнику и фактической проверки органами Ростехнадзора соответствия проектным решениям объема проведенных владельцем лицензии работ по горнотехнической рекультивации карьера и правильности их выполнения.
С учетом этого, заявителем заблаговременно (именно до окончания срока действия лицензии) должны были быть начаты работы по подготовке мероприятий по ликвидации или консервации карьера, а также работы по подготовке проведения работ по рекультивации нарушенных земель и сдачи их собственнику.
Вместе с тем, несмотря на то, что добыча песка из рассматриваемого карьера в 2012 году не осуществлялась, Обществом не были приняты своевременные меры по проведению ликвидационных работ и работ по рекультивации нарушенных земель до истечения срока действия лицензии — до 23 мая 2012 г.
Таким образом, проведение заявителем работ по ликвидации карьера (выполаживание откосов) в 2011 году при добыче песка гидромеханизированным способом не является завершенным процессом ликвидации указанного карьера по причине отсутствия подписанного акта о ликвидации органами Ростехнадзора, как того требует статья 26 Закона о недрах.
Указанное не свидетельствует о фактическом приведении заявителем к моменту окончания срока действия лицензии, ликвидируемой горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды. В ином случае Обществом после завершения ликвидационных работ все необходимые документы были бы представлены в административный орган еще в 2011 году, и акт о ликвидации картера подписан до окончания срока действия лицензии.
Вместе с тем, работы по рекультивации земель проведены Обществом в период с июня по июль 2012 года, а земельный участок представлен для приемки постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в Нижневартовском районе лишь в октябре 2012 года.
Фактически все документы, подтверждающие выполнение ликвидационных работ заявителем для проверки представлены в административный орган лишь в ноябре 2012 года, а акт № 562 о ликвидации карьера песка подписан указанным органом 21.11.2012 (л.д. 63), то есть спустя почти 6 месяцев после окончания срока действия лицензии на право пользование недрами, что свидетельствует о совершении Обществом вменяемого административного правонарушения.
Наличие у заявителя подписанного акта о ликвидации карьера песка в момент составления прокуратурой постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, так как перечисленные Обществом в заявлении мероприятия по ликвидации карьера песка, проведенные уже после истечения срока действия лицензии, не были достаточными и своевременными.
Арбитражный суд, не связанный с доводами жалобы, проверил законность и обоснованность оспариваемого решения в полном объеме и не выявил нарушений требований законодательства об административных правонарушениях: постановление о привлечении к административной ответственности вынесено компетентным административным органом и уполномоченным должностным лицом, на законных основаниях, с соблюдением установленного законом порядка привлечения к ответственности, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в пределах санкции соответствующей статьи.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исследовав и оценив по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд считает доказанным факт правонарушения, а также наличие вины Общества в совершении правонарушения.
Наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства при назначении административного наказания, положения статьи 4.1 КоАП РФ Обществу назначен размер штрафа в пределах низшей границы санкции, предусмотренной частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление законным, оснований для удовлетворения требований заявителя не усматривает.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного округа — Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Судья О.В. Зубакина
Суд:
АС Ханты-Мансийского АО (подробнее)
Истцы:
ООО «Нижневартовскдорсервис» (подробнее)
Ответчики:
Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (подробнее)
Судьи дела:
Зубакина О.В. (судья)
(подробнее)
Последние документы по делу:
Источник