Литература на тему о полезных ископаемых

Литература на тему о полезных ископаемых thumbnail

Издание:Недра, Москва, 1982 г., 668 стр.

Предисловие к  четвертому изданию

При подготовке четвертого издания книги во все ее главы были введены дополнительные данные, отвечающие новейшему состоянию учения о месторождениях «полезных ископаемых. Одни главы претерпели локальные изменения, другие были переработаны коренным образом. Наиболее существенно модернизирована глава о гидротермальных месторождениях, в которой вместо одной классической модели магматогенного рудообразования освещаются пять концепций формирования гидротермальных руд с участием магматогенных» мета-морфогенных, захороненных, атмосферных и морских вод. Кроме того, оценена длительность гидротермального рудообразования, а геохимическая характеристика процесса формирования гидротермальных месторождений -приведена  в  соответствие с  современными данными.

В книге более совершенно разработана металлогения докембрия, оценена концепция тектоники плит в приложении к образованию месторождений полезных ископаемых. При характеристике пегматитовых месторождений намечены две их разновидности, относящиеся к магматогенным и метаморфогенным продуктам. Обращено внимание на ‘исследование минеральных включений для определения природы карбонатитовых месторождений. Уточнен температурный режим формирования скарновых месторождений. Обновлена ‘информация о линейных альбититах. Уточнены условия возникновения вулканогенных гидротермально-метасоматических и гидротермально-осадочных колчеданных месторождений. Откорректированы физико-химические параметры образования месторождений полезных ископаемых различных фаций метаморфизма. Расширен перечень осадочных формаций полезных ископаемых. В главу о геологических структурах месторождений ‘полезных ископаемых введены новые более представительные иллюстрации. Региональные закономерности размещения месторождений полезных ископаемых пополнены свежими данными, особенно в части,  касающейся нефтегазоносных бассейнов.

Автор с признательностью отмечает пожелания В. Григорьева, высказанные им при подготовке четвертого издания книги, а также ценные соображения Г. Наумова и И. Ходаковского, сообщенные ими при просмотре раздела, касающегося геохимии гидротермального процесса.

Предисловие к третьему изданию

Учение о полезных ископаемых развивается неравномерно. По одним направлением бурно накапливается новая содержательная информация, по другим существенного обновления не происходит. Поэтому лри подготовке третьего издания книги одни ее главы подверглись существенной переработке, другие остались неприкосновенными. Наиболее заметную модернизацию претерпели следующие главы книги. В третью главу (Геологические условия образования месторождений полезных ископаемых) введены данные не только о месторождениях континентов, но и о полезных ископаемых океанов. Углублены представления о соотношении геосинклинальных и платформенных процессов рудообразования посредством объединения их в металлогенический комплекс. Изложены новейшие данные, касающиеся источников вещества эндогенных месторождений и оценки рудо-образующей роли магматических пород. По-новому освещены подходы к характеристике физико-химических полей устойчивости рудообра-зующих минералов. Расширена классификация геологических структур эндогенных месторождений полезных ископаемых — в нее (введен Кроме общих сведений из области учения о геологии полезных ископаемых, в ней рассмотрены природные условия формирования магматической, пегматитовой, скарновой, карбонатитовой, гидротермальной, выветривания, россыпной, осадочной и метаморфогенной групп месторождений, а также структурные условия и региональные закономерности их размещения. Автор ставил целью выяснить как геологическую обстановку возникновения и развития месторождений полезных ископаемых разных генетических классов, так и физико-химические показатели этих процессов, сведения о которых в большинстве случаев, к сожалению, крайне ограничены. Таким образом, в книге дается оценка геологических и физико-химических условий образования эндогенных и экзогенных месторождений полезных ископаемых, возникающих на различных этапах сложных и длительных преобразований земной коры.

Как во всяком учебном руководстве, в одних разделах книги, гце говорится о месторождениях, которыми автор занимался лично, преобладает оригинальный материал, в других — систематизированы результаты прежних и современных исследований, учитывающие по возможности достижения нашей страны и материалы зарубежных геологов.

При подготовке книги принималось во внимание, что будущие читатели уже знакомы с главными разделами геолопии и основами физической химии, поэтому многие базисные понятия и определения этих наук здесь не повторяются.

Книга освещает первый раздел учения о полезных ископаемых, вслед за которым читаются описательные курсы геологии рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых, в которых рассматривается большой фактический материал, иллюстрирующий строение типичных месторождений. В этой работе месторождения описаны в ограниченных размерам лишь в качестве необходимых примеров.

Всем пятнадцати    главам книги    предпосланы эпиграфы, в    большинстве случаев взятые из работ крупнейших советских геологов, достигших особенно  значительных  успехов  в  областях,  освещаемых   в той или иной главе; иногда   эпиграфом   служат цитаты   из трудов выдающихся   русских   мыслителей.

Подготовка книги заняла у автора четыре года. Заново проработанный за это время обширный ‘материал показал, как много уже сделано для понимания условий возникновения богатств недр нашей планеты. Вместе с тем он раскрыл перспективы грандиозной работы, которую предстоит еще сделать для выяснения многих гипотетических сторон учения о геологии полезных ископаемых, для создания совершенной общей теории формирования месторождений минерального сырья. Поэтому автор рассматривает данную книгу с двух позиций: с одной стороны, в ней зафиксировано состояние наших знаний, с другой— приподнимается завеса в мир неизвестного в области генезиса полезных   ископаемых.

За помощь в подборе некоторых материалов для книги автор благодарит Ю. С. Бородаева, Г. И. Бочарову, И. О. Брода, Е. М. Захарову и А. К. Матвеева. Автор с признательностью отмечает полезные советы, полученные при обсуждении рукописи этой книги от Г. Ф. Яковлева.

Источник

Мастер – класс

по теме « Полезные ископаемые».

Цель моего мастер – класса: создать атмосферу интеллектуального поиска и творческой деятельности путем формирования представления о роли полезных ископаемых в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть значение использования полезных ископаемых для человека.

  2. Организовать постановку задач исследования, изучение свойств полезных ископаемых.

Развивающие:

1.развитие критического мышления

2.развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, излагать мысли логически верно.

3. развивать исследовательские навыки через изучение свойств полезных ископаемых.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательные: формировать представление о важности и значимости использования полезных ископаемых в жизни человека.

Методы обучения: словесный

ИКТ – презентация

Наглядно – демонстрационный

Метод критического мышления – кластер.

Практический

Метод стимулирования интереса к учению: познавательные игры, интеллектуальные задачи в виде решения ребусов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приемы работы: разгадывание ребусов, составление кластера

Планируемый результат:

Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.
Быть внимательным и наблюдательным.

Планируемые результаты.

Предметные:

1. Давать определение полезные ископаемые, понятий исчерпаемые неисчерпаемые, природные ресурсы;

2. Классифицировать полезные ископаемые;

3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека на основе составления кластера;

4. Уметь видеть в окружающей среде на основе использования строительных полезных ископаемых -результаты труда людей.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;

3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.

1.  Коммуникативные УУД:

1) Организовывать работу фронтальную и индивидуальную.;

2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение,  прислушиваясь к мнению других .

2. Личностные УУД:

1) Аргументировано оценивать свою работу и работу участников в группе;

3. Регулятивные УУД:

1)Определять самостоятельно цель и тему урока;

2) Выдвигать гипотезы предположения;

3) Устанавливать причинно-следственные связи.    

Личностные результаты:    

1)Осознание целостности мира;  

2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека

3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.    

1.Уважаемые коллеги, мне хочется начать свой мастер – класс с вопроса:

В чем сходство между работой учителя и хозяйкой, засолившей эти огурцы.

Ответ: Хозяйка создала необходимые условия для засолки огурцов, также и учитель должен создавать комфортные условия для формирования развивающего образовательного пространства в условиях реализации системно – деятельностного подхода.

Ведь развивающее образовательное пространство – это специально созданная учителем, учащимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она предполагает в себе новое содержание образования, инновационные педагогические технологии. Развивающее образовательное пространство создает условия для формирования не только прочных знаний и умений, а создает возможность формирования универсальных общеучебных навыков, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний.

2.Посмотрите, пожалуйста, на слайд что мы здесь видим?

Ответ: Изображение солнца, воды, нефть, ветер, гранит, соль, известняк.

Что объединяет данные объекты?

Ответ: это все природные ресурсы.

3.Разделим эти природные ресурсы на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

Составим систему понятий:

Природные ресурсы.

исчерпаемые неисчерпаемые

4. Как можно по-другому можно назвать исчерпаемые природные ресурсы?

Ответ: полезные ископаемые.

5. Работа над понятием « полезные ископаемые».

Сейчас мы с вами и поработаем исследователями, для того чтобы исследовать понятие « полезные ископаемые».

На доску вывешивается табличка со словом « полезные»

Подберите синонимы к слову « полезные»

Полезные ископаемые

Нужные

доставать

необходимые

копать

недры земли

ОДЕЖДА человеку

свет

еда

жилище воздух

тепло

деньги транспорт

вода

Проведем соответствие между словом « ископаемые» и « полезные».

У НАС ПОЛУЧИЛАСЬ СХЕМА. В ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ « КЛАСТЕР».

Теперь согласно составленному кластеру попробуем самостоятельно определить понятие « Полезные ископаемые».

Ответ: Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли.

Сравним наш ответ с толкованием в толковом словаре

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в своем хозяйстве.

6. Кто занимается поиском и изучением полезных ископаемых?

геологи

поиск изучение

7.отгадывание ребусов.

Давайте вспомним, какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Я предлагаю решить вам интеллектуальные задачи — разгадывание ребусов.

https://samsebelekar.ru/travi/granat.jpgА=И

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTWzkrWQpJwo7xn8HWbacTJKp3p227eMebuxrKu_eGD6lxVZEhOТ

Как называется это полезное ископаемое.

1.Это полезное ископаемое – плотная горная порода, залегает пластами; состоит из мелких частичек желтого, серого, коричневого, белого цвета; в воде намокает, при смачивании становится вязкой и пластичной; при прокаливании приобретает твердость, прочность, хрупкость. Используется для приготовления кирпича, посуды. ГЛИНА.

2.Это полезное ископаемое – рыхлая горная порода, залегает пластами; состоит из отдельных мелких частичек; в воде не растворяется, хорошо пропускает воду. Используется при строительстве дорог, для приготовления цемента и бетона. ПЕСОК.

3. Это осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция – кальцитом. Благодаря широкому распространению, легкости обработки и химическим свойствам добывается и используется в большей степени, чем другие породы. Бывает разных цветов, включая черный, но чаще всего встречаются породы белого, серого цвета или имеет коричневатый оттенок. Это мягкая порода, царапающаяся лезвием ножа. В соответствии со своим осадочным происхождением имеет слоистое строение. Существует много разновидностей этой породы. Одной из самых распространенных является ракушечник.

Это ——————.

4.Итак, мы с вами нашли полезные ископаемые и исследовали их свойства.

А теперь применим наши найденные полезные ископаемые на практике.

( На доске вывешивается макет города – серого и невзрачного. Ребята должны подобрать шаблоны изделий из полезных ископаемых и наклеить их в город).

5. итог урока

Мы построили не только макет дома, в котором будет удобно и комфортно жить, но и создали развивающую среду в которой я надеюсь каждый найдет себя и сможет самореализоваться.

Игра в ассоциации:

Согласно выражению угадайте, о каком полезном ископаемом идет речь.

Крылатый материал — алюминий

Вулканическая пена – пенза

Черное золото – нефть

Синее топливо – природный газ

Обломок раковины – известняк – ракушечник

Ласточкин хвост (Часто встречается в виде сросшихся кристаллов, которые благодаря своей форме получили название «ласточкин хвост» — гипс

Летняя открытая обувь – сланцы

Азотная руда — торф

Обратная игра

Каменная Соль –

Торф –

Каменный уголь –

Алмаз —

Источник

тема урока:

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ПОНЯТИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов через сотрудничество при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о природных ресурсах, понятии и классификации.

Задачи:

Образовательная: учить обучающихся составлять план к тексту, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся получают представление о природных ресурсах, их классификации.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока:Природные ресурсы, Классификация природных ресурсов.

Методы:

Основной: наглядные (работа с текстами, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: Природные ресурсы, Классификация природных ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тема и цель.

  3. Мотивация.

  4. Актуализация.

  5. Основная часть.

  6. Вывод.

  7. Закрепление.

  8. Рефлексия.

  9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание положительной мотивации на предстоящий урок.

II. Учитель объявляет Тему и цель урока.

III. Мотивация.

Лишь в конце XX произошло осознание того, что деятельность человека часто не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно — быть или не быть на Земле технократической цивилизации.
Этим и объясняется становление экологии, как самой науки, так и других направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов.

  1. Актуализация.

  1. Сформулируйте понятия «Экология», « Среда обитания», « Биосфера», «Всеобщая экология».

  2. Раскройте структуру общей экологии.

  3. Сформулируйте задачи экологи.

  4. Поясните возрастание роли экологии в современном мире.

  1. Основная часть. Изложение новой темы

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг.

Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах:

  • как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства страны;

  • как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.

Классификация природных ресурсов это разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.

1.  Природная (генетическая) классификация — классификация природных ресурсов по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в т.ч. почвенные), растительные, (в т.ч. лесные), животного мира, климатические, ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие биологические ресурсы.

2.  Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:

*неисчерпаемые — использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);

*исчерпаемые невозобновимые — непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);

*исчерпаемые возобновимые — ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).

Главные виды природных ресурсов – солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.

Минеральные ресурсы.

В отличие от возобновимых ресурсов, которые при их правильном использовании оказываются практически неистощимыми, полезные ископаемые можно использовать лишь один раз, после чего они исчезают. Эти ресурсы невозобновимы. Темпы их образования неизмеримо медленнее, чем темпы добычи. Поэтому на протяжении будущей истории человечества потребуются, по всей вероятности, поиски средств и методов более эффективного использования невозобновимых ресурсов, в том числе и методов переработки вторичного сырья.

Некоторые минералы столь же важны для жизни и здоровья людей, как воздух и вода. Поваренная соль, например, без которой не может обходиться человек, была объектом обмена на всем протяжении человеческой истории. Иначе обстоит дело с топливом и металлами. Многие из них не являются ни изобильными, ни дешевыми и потому должны находиться под охраной как исчезающий вид ресурсов.

Таким образом, основными требованиями к охране недр и их рациональному использованию является наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с использованием недр, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих их качество и ценность месторождения; предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных материалов.

Земельные ресурсы.

Почва – поверхностный плодородный слой земной коры, созданный под совокупным влиянием внешних условий: тепла, воды, воздуха, растительных и животных организмов, особенно микроорганизмов. Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Почва как элемент биосферы призвана обеспечить биохимическую среду для человека, животных и растений. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод.

Водные ресурсы.

Вода – основа жизни на Земле. К сожалению, обилие воды только кажущееся, в действительности гидросфера – самая тонкая оболочка Земли, потому что на воду во всех ее состояниях и во всех сферах приходится менее 0,001 массы планеты. Природа устроена так, что вода постоянно обновляется в едином гидрологическом круговороте и охрана водных ресурсов должна осуществляться в самом процессе использования вод путем влияния на отдельные звенья круговорота воды. Потребности в воде возрастают из года в год. Основными потребителями воды являются промышленность и сельское хозяйство. Промышленное значение воды очень велико, так как практически все производственные процессы требуют большого ее количества. Основная масса воды в промышленности используется для получения энергии и охлаждения.

Лесные ресурсы.

Леса – национальное богатство народа, источник получения древесины и других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент биосферы. Рациональное использование и сохранение лесов в настоящее время приобретает большое значение.

С развитием урбанизации огромное значение приобретают зеленые насаждения в городах. Зеленые насаждения – древесно-кустарниковая, цветочная и травянистая растительность, элементы благоустройства озелененных территорий – являются эффективным средством экологической защиты города, они повышают комфортность, эстетичность городской среды, могут на 20% и более уменьшить силу городского шума, так как служат преградой для распространения звуковых волн.

Задачи государственной стратегии природопользования:

* эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

* уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

* использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

* совершенствование системы государственного регулирования в природно-ресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);

* создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;

* решение вопроса собственности на природные ресурсы и права из этого вытекающие;

* учет региональных особенностей и приоритетов в отношении регионов со специфическими условиями хозяйствования.

  1. ВЫВОД ПО УРОКУ.

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг.

  1. Закрепление

  1. Раскройте понятие «природные ресурсы».

  2. Охарактеризуйте природную (генетическую) классификацию природных ресурсов.

  3. Охарактеризуйте экологическую классификацию природных ресурсов.

  4. Назовите основные группы природных ресурсов по их возобновляемости и исчерпаемости.

  5. Охарактеризуйте главные виды природных ресурсов.

  6. Сформулируйте задачи государственной стратегии природопользования.

  7. С какой целью ведется учет природных ресурсов?

  1. Рефлексия

  • Узнали много нового.

  • Было интересно.

  • Было над чем подумать.

  • Поработали добросовестно.

  • Урок понравился.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Литература:

1.Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.
2.Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.
3.Радкевич В.А. Экология. Минск: Высшая школа, 2003.

Источник