Люби и знай свой край час полезной информации
Классный час на тему: «Знай и люби свой край».
Цель:
Создание условий для формирования устойчивого интереса к родному краю.
Задачи:
— расширить знания первоклассников об истории, культуре и природе Ленинградской области;
— развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности;
— поддерживать интерес к изучению родного края.
Слайд 1
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Край, в котором мы живём.
Слайд 2
Дорогие ребята, мы с вами живём в замечательной стране – России. Мы – россияне! Россия – огромная страна. Раскинулась она от льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Но у каждого из нас есть малая Родина.
Слайд 3
Сегодня я предлагаю вам отправиться в занимательное путешествие по нашей малой Родине – Ленинградской области.
Ленинградская область является субъектом Российской Федерации Территория Лен.обл. расположена на Северо-Западе России. Граничит с Финляндией и Эстонией. Административные границы с пятью субъектами РФ: Новгородской, Псковской, Вологодской областями, Республикой Карелией и городом Санкт-Петербургом.
(Слайд 4).
У Ленинградской области есть свои гимн и герб.
(гимн ленинградской области) (Слайд 5).
Губернатор Лен.обл. – Дрозденко Александр Юрьевич (Слайд 6).
Почему мы говорим: МОЯ малая Родина – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… (Слайд 7)
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной (варианты детей)? Правильно! страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. Для вас следующее задание: объяснить, почему так говорят.
Игра » Объясни пословицу»
Где кто родится, там и пригодится.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина мать – умей за неё постоять.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Слово «Родина» произошло
от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый человек является потомком какого-либо старинного древнего рода.
Какие еще слова, произошедшие от слова РОД вы можете назвать? И что они обозначают.
(Родина, народ, родня, родич, родители, родить, родословная)
РОДИНА – это, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья и его дело, которое состоит в служении Отечеству.
(Просмотр презентации на песню Ю. Антонова «Родные места» )
(Слайды 8, 9, 10, 11, 12)
Стихотворение о родном крае. (А. Коблева)
Люблю мой край:
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река:
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит:
И выйдет с берегов река — в апреле.
Лес весной шумит:
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос.
Наше путешествие не только в пространстве, но и во времени. (Слайд 13)
Свою историю ленинградская область начала с 6 века, когда на её территории появились первые переселенцы. С Псковских земель переселяются славяне, а из-за моря приплывают варяги. Местом их встречи становится Старая Ладога, древнейшее русское поселение в области. Первое славянское поселение в Ленинградской области – это Любшанская крепость. (Слайд 14). В 13-14 веках эти земли стали ареной соперничества новгородцев, ливонцев и шведов. Для защиты военных рубежей на территории Лен.обл. создаются крепости: Копорье (Слайд 15), Тиверский городок, Выборг и другие.
В результате очередной войны все эти земли были отданы шведам. А в начале 18 века их снова присоединили к России, и здесь началось строительство новой столицы страны – Санкт-Петербурга. (Слайд 16)
В годы Великой Отечественной войны большая часть территории нашей области была оккупирована фашистами и значительно пострадала. Во время блокады Ленинграда через территорию области проходила «Дорога Жизни» — единственная магистраль, связывавшая осаждённый город со страной. (Слайд 17)
В послевоенный период хозяйство области было восстановлено, появились новые города и поселки.
На территории Лен.обл. проживают представители более 80 народностей. Большую часть составляют русские. Кроме русских, к коренным народностям нашей обл. относятся народы финно-угорской языковой группы – вепсы, (Слайд 18) ижорцы (Слайд 19) и фины- ингерманландцы. (Слайд20)
На территории Лен.обл. находится множество озёр. Крупнейшее из них – Ладожское. (Слайд21) Оно является первым по величине во всей Европе. Также в Лен.обл. очень много рек. Крупнейшие из них – Нева, Свирь, Волхов и Вуокса. Воды Лен. Обл. богаты рыбой.
Больше половины территории нашей области занимают леса. (Слайд22) в этих лесах живёт много животных. Отгадайте загадки, и вы узнаете, каких именно животные можно встретить в наших лесах:
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода — кора. (заяц)
На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. (волк)
Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери. (ёж)
5)Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой. (лиса)
Каких птиц и животных вы еще знаете? (ответы детей)
— Есть в наших краях и животные, которые находятся под особой охраной. Где же их охраняют? (в заповедниках). Молодцы! В Лен.обл. расположены: государственный природный заповедник «Нижнесвирский» (Слайд23), государственный природный заказник федерального значения «Мшинское болото» (Слайд24), Государственный природный парк «Вепсский лес» (Слайд25).
Некоторые представители животного мира Ленинградской области занесены в Красную книгу и охраняются законом. К ним относят балтийскую кольчатую нерпу, ладожскую нерпу, серого тюленя, беркута, змееяда, сапсана, скопа и орлана-белохвоста. (Слайд 26)
В Ленинградской области произрастает большое количество лекарственных растений и ягод, здесь можно встретить ландыши майские, толокнянку, чернику, бруснику, малину, клюкву, можжевельник, багульник. (Слайд 27)
Наш край чудесный, богатый, уникальный. Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.
Не руби берёзы белой, Не губи глуши лесной! Не губи и зла не делай! А особенно весной!
Родной свой край не засоряй,
А береги родной свой край!
Любите наш край, нашу малую родину и гордитесь тем, что вы петербуржцы. (Слайд 28)
Источник
Классный час Учитель начальных классов Кулагина В. С.
«Знай и люби свой край»
Форма проведения: устный журнал
Цель мероприятия:
дать понятие учащимся о родном крае, многообразии природы родного края, о том, что человек – часть ее; раскрыть познавательный, оздоровительный, практический интерес к изучению материалов о Родине, природы родного края в жизни людей и желание беречь и охранять;
развивать любознательность; формировать у детей нормы поведения;
воспитывать интерес к историческому прошлому Брянской области.
Учебные материалы: карта Брянской области, демонстрационный видеоматериал по теме урока, рисунки родного края, таблички с названиями животных, таблички с пословицами о родине, музыкальные фрагменты, листья деревьев.
ХОД мероприятия
1.Организационный момент.
Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина», учащиеся заходят, занимают места за круглым столом.
— Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением! С хорошим настроением человек может сделать много полезных и добрых дел.
2.Мотивация учебной деятельности.
— Отгадайте загадки и узнаем о чем сегодня пойдет речь.
1.Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
2.Здесь родился, живёшь,
Уезжаешь – скучаешь. Как
зовут это место, знаешь?
(ответы детей)
— Правильно, ребята, это Родина, кто мне ответит, что такое Родина. (Уточняется Родина — Россия)
— Как называется место, где мы живём?
(Малая родина)
3. Постановка темы и цели мероприятия
— Какова же будет тема нашего мероприятия?
— С чего начинается Родина?
— Вы уже знаете, что мы живём в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть и малая Родина – это место, где мы родились, в котором живёте вы, ваши близкие и родные вам люди, друзья. Это, конечно, и наша школа, родные сердцу улицы, памятные и дорогие сердцу места.
Место, где мы родились, называют нашей малой родиной.
— Как называется область, в которой мы живем? А наш районный город?
— Что бы вы хотели узнать о нашей малой родине?
Я хочу предложить вам отправиться по важным страницам нашей Брянской области. Я надеюсь, во время путешествия вы узнаете и откроете для себя что-то новое и важное о своей малой Родине.
Итак, в путь.
(Фрагмент мелодии С чего начинается Родина звучит перед каждой станцией)
Станция 1 Географическая
Показ слайдов №1 — №6
Знакомство с географическим положением, гербом, флагом, гимном.
Гимн Брянской области.
— Что вам запомнилось в нашей первой части путешествия?
Молодцы, отправляемся дальше.
Станция 2 Героическая
В нашей области много памятных мест, связанных с событиями времен Великой Отечественной войны. В Брянске, в каждом маленьком городке, в селах есть память о страшных событиях 1941-1945 годов.
Звучит музыка М. Ножкина «От героев былых времен», показ презентации.
За массовый героизм и мужество 25 марта 2010 года Брянску присвоено почётное звание «Город воинской славы».
Станция 3 Литературная
На брянской земле есть два замечательных дома-музея Ф.И. Тютчева в Овстуге и А.К. Толстого в Красном Роге.
— Кем были эти люди?
Красота брянской природы вдохновляла великих русских поэтов Ф.И. Тютчева и Алексея Константиновича Толстого. Они создали и оставили нам в наследство прекрасные произведения.
Слайды №7-14
(Дети читают стихи) Настя Пугачева «Зима недаром злится…», Ангелина Коношенко «Весенние воды», Разумный Денис «Осень»
Станция 4 Природная
— Внимание, на этой станции нас ждут различные интересные задания.
— Наши брянские леса полны различных животных.
Слайды №15-30
— Проверим, как вы знаете животных Брянской области.
Вам необходимо выбрать карточку с названиями животных Брянской области. Будьте внимательны!
Волк
Лиса
Белка
Крокодил
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Кенгуру
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Бегемот
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Ласка
Заяц
Медведь
Хорек
-Объясните свой выбор.
— Наша малая Родина очень богата лесами. На уроках и на экскурсии мы уже знакомились с разнообразием деревьев нашей области.
_ Итак, вашему вниманию игра «Отгадай, чей листок?»
(Детям показывают листья, они называют дерево)
-Ребята, чтобы сохранить природу, надо ее беречь.
О правилах друзей природы нам напомнят ребята, прочитав стихи: Карманова Татьяна, Кошелев Михаил, Крохина Милена
Дети читают стихи
1.Если в лес пришел гулять?
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай,
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
3.Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Станция 5 «Конечная» (итоговая)
Игра восстанови пословицы
1.На чужой стороне Родина … │ там она и красна
2.Одна у человека родная мать,…│милей вдвойне
3.Где сосна взросла,….│ камешек знаком
4.На родной стороне и …│одна у него и Родина
5. Итоги мероприятия
— И так, дети, что нового вы узнали о нашем крае?
— Что из рассказа вам запомнилось больше всего?
— Как называется наш район?
— Назовите наш областной город?
Молодцы, ребята, вы очень внимательные слушатели!
— Наше мероприятие подходит к концу. Каждый уважающий себя человек должен знать о своей малой Родине, о ее прошлом и настоящем.
Сейчас я вам предлагаю в группе оформить газету «Знай и люби свой край»
Выберите и наклейте по рубрикам только те картинки, которые вы считаете наиболее важными и те, которые относятся только к нашей малой родине – Брянщине. Но сделать вам эту работу предстоит быстро.
Звучит музыка «Берегите Землю» Ольга Кормухина. Дети работают в группе.
— Представляя свою работу, я хочу, чтобы каждый из вас сказал. Что для вас значит Родина?
Презентация журнала.
Приложение 1.
Волк
Лиса
Белка
Кенгуру
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Крокодил
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Кенгуру
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Бегемот
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Белка
Ласка
Заяц
Медведь
Хорек
Приложение 2
Строитель животновод агроном учитель врач
певица военный лесник птицевод повар
продавец
Инженер ученый машинист водитель моряк
дайвер
Приложение 3
1.На чужой стороне Родина … │ там она и красна
2.Одна у человека родная мать,…│милей вдвойне
3.Где сосна взросла,….│ камешек знаком
4.На родной стороне и …│одна у него и Родина
Источник
Классный час «Знай и люби свой край»
Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края, любви к своей Родине.
Задачи:
- Способствовать воспитанию любви к родной природе;
- Познакомить с правилами поведения на природе;
- Пополнение знаний учащихся по экологии.
- продолжить работу по экологическому воспитанию детей;
- познакомить с лекарственными растениями своего края и их свойствами,
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Эпиграф к классному часу.
“Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
“Охранять природу — значит охранять Родину” (М. Пришвин).
— Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряют свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.
В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в нашей области.
На территории Нижегородской области находятся уникальные природные объекты: Керженский заповедник, заказник «Ичалковский», памятники природы Вадское озеро и озеро Светлояр, в воды которого по преданию в первой половине XIV века погрузился Китеж град.
Заказник «Ичалковский»
Ичалковский бор расположен к востоку в 1,5 км от села Ичалки в излучине реки Пьяны и занимает площадь 44,89 кв. км. От самого села до бора можно дойти по каменистой дороге, которая возле домика лесника разветвляется в направлениях на деревню Красная Горка и село Большая Якшень. По направлению к селу Большая Якшень можно выйти к достопримечательностям Ичалковского бора.
Карстовый рельеф и наличие пещер обуславливают высокую плотность рукокрылых. Пещеры являются важнейшим местом зимовки рукокрылых на территории Нижегородской области. На территории бора гнездится филин. Здесь встречаются редкие и нуждающиеся в охране виды пресмыкающихся: обыкновенная гадюка, обыкновенная медянка и веретеница. Обнаружены здесь и редкие виды насекомых: махаон, поликсена, шмель моховой.
Керженский заповедник
Заповедник расположен в бассейне среднего течения р. Керженец (приток Волги), в окраины Вятских увалов.Заповедник создан с целью охраны малонарушенных Борском и Семеновском районах Нижегородской области, на холмистой равнине южнотаежных экосистем Заволжья, а также водно-болотных угодий, являющихся местами массового гнездования водоплавающих и околоводных птиц. Одной из важных причин создания заповедника было также обитание в этом районе выхухоли.
Озеро Светлояр.
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
— На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
— По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
— Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
— Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!
Тур 1 «Угадай-ка»
- Территория, на которой охраняются природные компоненты.
- Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
- Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
- Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
- Какое дерево считается священным на Руси?
- Какая рыба переносит самые лютые морозы?
- Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
- Какая птица высаживает птенцов зимой?
- Какие птицы едят грибы?
1.заповедник, 2.Пришвин, 3.Экология, 4.журавль, 5. берёза, 6.налим, 7.ель,
8. лиственница, 9.клёст, 10. глухарь.
Тур 2 “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Аист на крыше — // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды — // много травы.
Растение — // земли украшение.
Много леса — // не губи, мало леса — // береги, нет леса — // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты — // прощай птицы.
Увидел скворца — // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса — // родного края краса.
Судьба природы — // судьба Родины.
Тур 3 “Отгадай загадки”
- Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей) - Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец) - Вертится, стрекочет,
Весь день хохочет. (Сорока) - Ей в ночь глухую не до сна.
Промысел ведет она. (Сова) - Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. (Опята) - Серенькие шапки, рябенькие ножки.
Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики) - У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка) - А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор) - Гляну в окошко,
Идет тоненький Антошка. (Дождь) - Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево) - Над рекой, над долиной
повисла белая холстина. (Туман) - Луна зацветает,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом) - Что не сеяно родится? (Трава)
- Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел) - Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок) - Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей) - Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это?
(Сова)
Тур 4 «Угадай лекарственное растение»
— Когда вы заболеете, мамы лечат вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют “зелёной аптекой”. Почему? (Ответы детей).
— Правильно, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, вдалеке от дома.
Растительной аптекой пользуются и животные.
1.Перечислите правила сбора лекарственных растений (нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения).
2.Назовите растение, которое даёт “сердечное” лекарство (ландыш).
3.Назовите растение от 90 болезней (зверобой).
4.Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки (валериана лекарственная).
5.Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)
6.Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле (мать-и-мачеха).
7.Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре (цветки липы).
Тур 5 “Экологические знаки”
— Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
— Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!
Каждой команде выдается по 5 заготовок и они рисуют 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
- Не рви цветы.
- Нельзя разорять муравейники.
- Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Нельзя брать яйца из гнезд.
- Не разводите костер в лесу.
- Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
- Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
- В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
- Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Тур 6 Животные – предсказатели погоды.
Задание: закончить приметы.
1.Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – к холоду, носом кверху – к теплу.
2.Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
3.Куры и голуби купаются в пыли – к дождю.
4.Пчёлы роем летят в ульи – к дождю.
5.Большие муравьиные кучи – к суровой (холодной) зиме.
Тур 7 Животные готовятся к зиме.
1.Как звери готовятся к зиме? (Залегают в спячку, заготавливают корм, меняют шубу, переселяются ближе к жилью человека, сбрасывают рога).
2.Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, барсук).
3.О ком идет речь?
а) рыжая – серая (белка);
б) белый – серый (заяц).
4.Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево, зимой в гнезде спасает от холода).
5.Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, соловей, ласточка и т. д.)
6.Каких птиц называют “зимними гостями”? (Синица, снегирь, свиристель).
7.Назовите зимующих птиц (воробей, ворона, галка, голубь).
8.Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач).
Тур 8 “Красная книга”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы,
Опустеет вся поляна
И не будет красоты.
— В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.
— У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.
Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
— Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
— Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
— Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.
Карточки: кувшинка; ветреница, лебедь, журавль-красавица, бобр, баран-аргали.
- Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
- Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой.
- Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
- Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
- Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
- Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.
Ведущий: — Известный писатель М.М. Пришвин говорил: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…».
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!
(В. Шефнер)
Звучит в исполнении всех участников песня «Не дразните собак, не гоняйте кошек»
— Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Подведение итогов.
Источник