Марина сравнила полезные ископаемые песок и глину

Марина сравнила полезные ископаемые песок и глину thumbnail

Урок окружающего мира 3 класс.        

Тема урока:                                                     

«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

Цель урока: 

  1. Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
  2. Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
  3. Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
  4. Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.

Оборудование урока:

  • проектор, экран;
  • образцы песка и глины (у каждого ребенка);
  • лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
  • приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
  • цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
  • опорные таблицы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:

1)у        у

г

о

л

ь

        2)м

а

л

а

х

и

т

и

н

        3)г

р

а

н

и

т

п

4)н

е

ф

т

ь

с

5)т

о

р

ф

        6)и

з

в

е

с

т

н

я

к

  1. П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
  2. П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
  3. Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
  4. маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
  5. П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
  6. П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

— Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)

III. Объяснение нового материала.        

— Тема урока: Песок и глина.

(слайд №1)

     — Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

— Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

1) Образование в природе;

2) Выявление основных свойств и их сравнение;

3) Добыча и охрана песка и глины;

4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

5) Практическое использование в жизни.

А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

—    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник —  их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как  ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

        Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха;

        дождь и снег;

        вода и ветер;

        растения.

        Вот так с их помощью, постепенно разрушаются  крепкие горы.

(слайд №3)

—   Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

      Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю  вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

(слайд №4)

      Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

—  У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

Песок

        Глина

Желтый, иногда серый, белый, бурый.

Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.

        (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

Песок

        Глина

Не прозрачен.

Не прозрачна.

        # Рассмотрите под лупой,  из чего состоит песок, глина.

Песок

Глина

Из  отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.

# Чем отличаются частицы?

Песок

        Глина

Частицы не скреплены, следовательно сыпучий.

Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но…

Слегка смочите глину и помните ее.

Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

-Какое свойство вы обнаружили?

Глина

Размокает в воде, образуя пластическое тесто.

Вязкая.

— В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?        

Песок

Глина

Запах сырости.

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Песок

                Глина

Тяжелее воды, тонут.

— Попробуем определить, способны  ли песок и глина пропускать воду.

                                           Учитель показывает опыт.

— Какой вывод можно сделать?

Песок

Глина

Хорошо пропускает воду.

Плохо пропускает воду.

В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)        

Взаимопроверка.

-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

V. Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

                                        (слайд №5)

Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

Б) Использование в народном хозяйстве.        

(слайд №6)

—      Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера  глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

А помните, как украшали стены,  печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)

                                               Глина .

                                            (слайд №7)

— основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

— глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

                                            (слайд №8)

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

                                             (слайд №9)

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

                                             (слайд  №10)

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

                    Песок – основной материал для получения стекла.

           (слайд №11)

   — 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

VI. Работа над проектом.

        (слайд №12)

А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

—  Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

—  Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

 -Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать —  сажать

отростки хлорофитума.

            (Под руководством учителя учащиеся высаживают  растения)

Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

VII. Рефлексия.

—    Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

-Оценить свою работу , показав знак достижений.

VIII. Итог урока.

— Что нового узнали о песке и глине?

— Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о песке и глине.         

Проверь себя!

Основные свойства песка и глины.

п

е

с

о

к

Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

г

л

и

н

а

Бывает белый, серый, желтый и др.

Из отдельных, не скрепленных крупинок

Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

Прозрачные

Непрозрачные

Матовые

Имеет запах сырости

Не имеет никакого запаха

Тяжелее воды

Легче воды

Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

В сухом состоянии- сыпучий

Хорошо пропускает воду

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: — Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала.

Учитель:Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

II. Работа с учебником

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. Для чего необходимы полезные ископаемые?

3. Где производится добыча полезных ископаемых?

4. Что называют месторождением?

5. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? На этот вопрос вы сможете ответить, разгадав ребус .

Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

III. Исследование

Учитель: — Что мы будем исследовать сегодня на уроке, узнаем, отгадав загадки.

Он на дорожках во дворе.

И он в стекле расплавлен даже.

Загадка 2.

То увязнут сильно ноги.

Она понадобится сразу.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Учитель: — Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

— Что такое песок и глина? (горные породы).

— Нужны ли человеку эти горные породы?

-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

— Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

2.Эмоциональный настрой.

Учитель:– На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

— Вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

Учитель:– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?

Физ.минутка:

«Думательный колпак»

3. Практическая часть. Работа в группах.

На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодействие

со стеклом

Запах

Сохранение

формы

Пропускает

ли воду

Растворимость

Песок

Глина

— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.

Учитель:— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Вспомним правила работы в группе.

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»

(Подумай – запиши – обсуди)

Пошаговая инструкция.

  1. Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).

  2. Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.

  3. Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).

  4. Учитель спрашивает представителей команд.

(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.

После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.

Опыты.

  1. Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.

Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)

Заполните в таблице.

Вывод: песок — ……….. горная порода, состоящая из отдельных ……………, не соединённых между собой. Песок сыпуч.

Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..

частиц, которые скреплены между собой.

Песок и глина бывают ………………………. цвета.

2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.

Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Заполните в таблице.

Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….

  1. Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.

Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице.

Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………

характерный запах.

(имеет, не имеет)

4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.

Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Заполните в таблице.

Вывод: из песка шарик высох и ………………….. , а из глины он

………………… свою форму шара. При высыхании глина …………

форму, а песок …………. .

  1. Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Заполните в таблице.

Вывод: Мы наблюдали: в стакане с песком вода появляется ………………, а глина воду ………………………. . Значит вода свободно проходит через ………………….. , а через глину — ………

6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?

Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.

4. Выводы.

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина— плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

  1. Составление синквейна

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».

Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

IV. Творческая работа с цветным песком.

«Песочная церемония»

Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.

Песок – замечательнейший материал для детского творчества! 

Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.

Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!

Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!

Источник

Тема: Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк.

Класс: 3

Учитель: Кирюхина Валентина Ивановна

Школа: МКОО Большекандалинская СШ

Учебник: «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.

Цель: Сформировать у учащихся представление о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

1.Предметные:

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»;

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка

2.МетапредметныеУУД:

а) Познавательные УУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты;

— формировать умение сравнивать , анализировать, обобщать, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы.

б) Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание;

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.

в) Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре;

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности товарища;

— формировать умение высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения.

3.Личностные:

— формировать положительную мотивацию к обучению;

— развивать познавательную активность и речь детей;

— формировать чувство уважения к товарищу.

Оборудование:

Образцы полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка. Для опытов воронки, лупы, молоток. Учебники, тетради, карточки с заданиями, загадки. Карта Ульяновской области. Презентация о полезных ископаемых. Компьютер, экран, монитор.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

Цель: включе

ние в учебную деятельность на личностнозначимом уровне.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

— Посмотрите, ребята, друг на друга, на гостей, улыбнитесь. Садитесь. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится. Что подарили друг другу? Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

— А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д. Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд»

— Как вы понимаете эти слова?

— Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

— Да, урок изучения нового материала. Урок не простой, а исследование. А вот что же будем исследовать, вы и постараетесь определить. Но сначала внимательно послушайте и посмотрите.

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию ново

го мате

риала.

Цель: формулировка темы, пос

тановка цели дея

тельности;разработка совместного плана действий.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

— Посмотрите на слова, прочитайте (гранит, песок, кирпич, глина, известняк, стекло). Как выдумаете, можно ли эти вещества объединить в одну группу? Почему? Как можно назвать эти вещества? (горные породы)

— А что такое горные породы?

— А какие ещё горные породы знаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (на доске – тема урока, учебная задача, контрольный вопрос).

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

— Для работы по изучению нового материала как мы должны работать? Памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала. Цель: подкрепление и усиление возник

шей моти

вации; со

общение информации о предмете знания.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Где мы можем уточнить значения этих слов? (толковый словарь)

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

— разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

отваливая землю, делать углубление

— отваливая землю, доставать, извлекать.

— Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

— Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

— А клад? Его откапывают из недр земли?

(это не природного происхождения)

— Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

— Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в паре. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60.

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

— Ребята, везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

— Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах, называются месторождениями (слово на доску)

— Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слово на доску).

Давайте послушаем интересный рассказ о работе геологов

Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную руду и многие другие полезные ископаемые. Работа геологов очень трудная. Про них говорят: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат!» геологам приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам помогают, конечно, научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен уметь находить дорогу по карте, работать по компасу. А какими качествами должен обладать геолог? (ответы детей). А ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая это работа!

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые и некоторые из них уже назвали, то можем переходить к изучению их свойств подробнее. Сейчас мы эти свойства будем изучать – исследовать (ученик рассказывает и показывает презентацию).

Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые. Образуются они при разрушении различных горных пород под действием солнца, воды и ветра. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Рассмотрите эти полезные ископаемые. Песок бывает чаще жёлтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок может пересыпаться с одного места на другое. Докажите это свойство песка. Значит песок сыпучее вещество. Глина же состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скреплённых между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Сравните сырую и сухую глину. Имеет ли она запах? Обладает ли она связывающим свойством?

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. Песок идёт для строительства дорог, его добавляют в цемент, используют при производстве стекла. Песок и глина – важные полезные ископаемые. Они встречаются всюду: в одних местах больше, в других меньше.

— Найдите у себя на парте загадки о песке и глине. Зачитайте. (заполнение таблицы в тетради).

Физминутка

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

— Продолжаем дальше работать. Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).

Задания: — определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?; — попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать? – опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете? (ответы детей)

Ученик рассказывает о граните (презентация).

Гранит – очень прочная горная порода, серого или тёмно-красного цвета. Эта порода состоит из отдельных зёрен: кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит тяжелее воды.

Добывают гранит в горах, иногда на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране очень много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита.

Так как гранит очень прочная горная порода, то его используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки, им мостят дороги. Гранит хорошо полируется. Как вы понимаете это выражение? В таком виде гранит используется для украшения зданий, станций метро. Из гранита сооружают памятники. (заполнение таблицы в тетради)

— Найдите загадки о граните.

— Какое полезное ископаемое ждёт своей очереди?

Практическая работа.1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их. 2.Определите цвет известняка. 3.Рассмотрите под лупой, из чего он состоит? 4.Опустите кусочек известняка в воду. Что вы наблюдаете?

Ученик рассказывает о известняке. (презентация)

Известняк – камень, чаще всего белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный и тяжелее воды.

Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений. Много извести вносится в почву, чтобы повысить её плодородие. Известняк используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. Мел – тоже известняк. Как его используют люди? (заполнение таблицы в тетради)

— У кого есть загадки про известняк?

(рассказ ученика)

Если рассмотреть серовато-белые скалы, то можно увидеть, что стена сплошь сложена из крупных и мелких ракушек. А хотите узнать о том, как ракушки попали в горы? Оказывается, много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, раньше были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах.

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование регионального компонента.

— Продолжаем работу. Рассмотрите карту Ульяновской области. Что можете рассказать по карте.

Рассказ учителя. В нашей области песок не простой, а кварцевый или стекольный. В нашей области находятся 2 месторождения таких песков (Ташлинское и Лукьяновское), которые являются крупнейшими в России сырьевыми базами. Ташлинское сырьё не имеет себе равных по качеству и является самым дешёвым в стране. Мел – отложения находятся в правобережной части области. Найдите.

4 этап. Закрепле

ние изученного.

Цель: усвоение нового материа

ла, приме

нение полученных знаний в построении логического высказывания.

1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.

— Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.

2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.

3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

(если затрудняются, можно прочитать сказку)

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьно?