Маски из дерева значение и полезные свойства

9° 35.3356 ′S , 115° 34.8793 ′E
8.41107S, 115.58132E
9°35′20.13″S, 115°34′52.76″E

4 материалa, 43 фотографии

Ссылки от бывалых

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Абаби.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Маски и куклы

Хорошим украшением любого дома могут стать балийские маски, которые отличаются особо тонкой работой.

Не меньшей, а может быть и большей магической силой, чем маски, обладают куклы традиционного теневого театра ваянг (wayang).

???? Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (???? за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней ???????? Букинга.

???? Знаешь Трипстер ? ???? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ????! Цены от 600 р. — точно порадуют ????

???? Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! ????

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Я такое дома не хочу. Теперь жалею, что чебурашку выкинула ????

Да, Чебурашка был хранителем нашего счастливого детства ???? Я тут на днях видела его с нашивкой ЧЕ и командорской кепке ???? Чебурашка Чегевара. А на такие маски хорошо поглазеть, поохать и купить начальнику )))

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Я такое дома не хочу. Теперь жалею, что чебурашку выкинула ????

Никакого сравнения! Вспомните добрые и слегка грустные глаза Чебурашки! И этого клыкастого уродца))

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Лена, а вы купили себе какую-нибудь?:)

Леночка, мой ответ в Мишином комментарии)) Пока езжу по странам, выбираю, в каком стиле оформлю свой дом на берегу океана. ))) И сразу анекдот в тему:

Вчера познакомилась с мужчиной, но пришлось ему отказать. Пишет, что живёт на берегу океана. Ну зачем мне этот бомж.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Да, Чебурашка был хранителем нашего счастливого детства ???? Я тут на днях видела его с нашивкой ЧЕ и командорской кепке ???? Чебурашка Чегевара. А на такие маски хорошо поглазеть, поохать и купить начальнику )))

Чебурашка Че! Здорово)) Хочу такого.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Маски я бы тоже не купила. Куклы повеселее выглядят, но нет комнаты в восточном стиле (((

Ну вот — темя следующего ремонта))

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Да, Чебурашка был хранителем нашего счастливого детства ???? Я тут на днях видела его с нашивкой ЧЕ и командорской кепке ???? Чебурашка Чегевара. А на такие маски хорошо поглазеть, поохать и купить начальнику )))

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Куклы очень красивые, маски еще лучше. Одна проблема если начнеш покупать сувениры из дома получится психушка. Все сувениры разные, какой то стиль выдержать просто не возможно, получается блошиный рынок. Вот когда можно много привезти и оформить комнату целиком.

Я придумала, что бы действительно в такой психушке не свихнуться — коридор сделаю блошиным рынком. там «проездом» — проходом бываешь. а привезти всегда чего-нить хочется. В тёмном углу антресолей ждут своего звездного часа светильники египта (2 шт) — ручная работа — полный аут — потрясающая яркая бездарность, деревянные слоники Тая (панно на стену или книжный шкаф), не рискнула на совсем большое, среднего размера (не уверена была как это большое довезти), 2 подсвечника и конфетница в стиле барокко-рококо (золотистые завитушечки). обожаю эти кошмарчики и периодически достаю их полюбоваться. И стены распишу под греческую улицу из белых домиков и арочек и море на горизонте. и кучу ниш под следующие нелепицы. коридор длинный, узкий и чертовски бестолковый — доведу его до абсурда ???? А вот эти балийские пугают меня почему-то))), если ночью на кухню пойду, правда ведь в психушку можно угодить)))

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Читайте также:  Текст на тему полезная не полезная еда

Я придумала, что бы действительно в такой психушке не свихнуться — коридор сделаю блошиным рынком. там «проездом» — проходом бываешь. а привезти всегда чего-нить хочется. В тёмном углу антресолей ждут своего звездного часа светильники египта (2 шт) — ручная работа — полный аут — потрясающая яркая бездарность, деревянные слоники Тая (панно на стену или книжный шкаф), не рискнула на совсем большое, среднего размера (не уверена была как это большое довезти), 2 подсвечника и конфетница в стиле барокко-рококо (золотистые завитушечки). обожаю эти кошмарчики и периодически достаю их полюбоваться. И стены распишу под греческую улицу из белых домиков и арочек и море на горизонте. и кучу ниш под следующие нелепицы. коридор длинный, узкий и чертовски бестолковый — доведу его до абсурда ???? А вот эти балийские пугают меня почему-то))), если ночью на кухню пойду, правда ведь в психушку можно угодить)))

Татьяна, да Вы затейница!)) Гениальная идея!)

Индонезийские маски из дерева значение и полезные свойства

Экзотические сувениры и предметы интерьера с островов Бали, Ява, Калимантан, Тимор, Ломбок (Индонезия)

Скульптура из тропических пород дерева — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмно-пространственную форму, обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Для изготовления скульптур используются мягкие породы деревьев (албезия и махаган). Эти породы легко поддаются резке и выразительно переносят пластику изделий.

Жирафы (скульптуры и статуэтки из тропических пород дерева)
Фигурки этих грациозных животных выполнены из натурального дерева (албезия), индивидуально расписаны или декорированы (батиком, скорлупой), покрыты специальным защитным лаком. Сделанные вручную, они демонстрируют мастерскую работу и являются отличным подарком, символизирующим проницательность и дальновидность.

Птицы (скульптуры и статуэтки из тропических пород дерева)
Олицетворяют успех, славу и процветание, вдохновляют на жизненный взлет. Крылатые создания, обладающие мощной энергией, помогающей возвыситься над самыми неудачными обстоятельствами жизни. Острова Индонезийского архипелага изобилуют множеством тропических птиц (цапли, фламинго, различные попугаи). Эти и другие птицы очень популярны у резчиков деревянной скульптуры. Фламинго — птицы утренней зари — необычные, замечательно красивые. Неестественно яркое оперение, необычная форма тела, изысканная пластика движений.

Цапля — символ воспроизводства жизни, а также долголетия. Увидеть ее — добрый знак. Фигурки птиц, выполненные из натурального дерева, покрыты индивидуальной росписью и защищены специальным лаком, наносимым поверх краски.

Слон(скульптуры и статуэтки из тропических пород дерева)

Слон — неторопливое величественное животное, олицетворяющее мудрость, силу и власть. Фигурка слона привносит в дом устойчивость и покой, процветание, счастье и долголетие. Фигурки слонов, выполненные вручную из натурального дерева.

Рыба (скульптуры и статуэтки из тропических пород дерева)
Рыба — символ молчания и философии, обладание знания и мудрости. Фигурки рыб из натурального дерева, выполненные вручную с использованием различных декоров. Особенно популярны фигурки и скульптуры коралловых рыб, буйство красок передаётся оригинальной и тонкой резьбой или искусной росписью натуральными красками.

Кошка (скульптуры и статуэтки из тропических пород дерева)
Кошка — независимая необыкновенно грациозная и изящная, символ царственности, женственности и долголетия. Также кошка — символ домашнего уюта и теплой спокойной атмосферы в доме, Фигурки кошек великолепный подарок приносящий не сравнимый душевный комфорт, ведь недаром считается, что кошка лечит душу и тело.

Верблюд(скульптуры и статуэтки из тропических пород дерева)
Верблюд — символ силы и выносливости,способности взять на себя груз забот и нести их в одиночку через трудности с легкостью преодолевая невзгоды и лишения. Символ единоличного лидерства как в работе так и на жизненном пути.

Маски (из тропических пород дерева)
Некоторые балийские театральные представления требуют масок комических и трагических персонажей. Маски Бали отличаются сравнительно округлой формой и естественностью: губы полные, подбородки менее покатые, в отличие от более вытянутых изысканных масок Центральной Явы, плоских луноликих масок Западной Явы или грубо вытесанных восточно-яванских масок.

В Индонезии маски широко используются в различных ритуалах с целью добиться благосклонности предков или хорошего урожая, избавиться от опасностей и болезней. Сейчас индонезийские мастера предлагают на продажу просто красивые маски-поделки, стараясь сохранять в них историческую точность, не несущие эзотерической нагрузки, которые великолепно смотрятся в любом интерьере.

Экзотические музыкальные инструменты(из тропических пород дерева)
Посох дождя — древний инструмент,используемый в Индонезии для управления стихией дождя и грозовыми тучами. Имитирует звук идущего дождя и создает эффект переливания воды. Главное достоинство «дождей» это способность воспроизводить звуки идущего дождя, шума моря, спускающегося с гор водопада.

Поющий ветер — его мелодичный перезвон будет способствовать ясности мысли, поможет успокоиться, сосредоточиться, избавиться от неприятных дум и жить в гармонии с миром.

Мыло органическое ручной работы
Мыло о.Бали натуральное, изготовленное с нуля по всем правилам: из пальмового и кокосового масел с добавлением щелочи. Ароматизируется такое мыло цветочными отдушками, запах очень легкий и приятный, так же добавлены сухие лепестки цветов. Помимо сухих цветочных лепестков, в мыло добавляется рисовая и овсяная пудра, порошок красного сандала, порошок куркумы, гвоздики, измельченные до пудры стручки ванили – все эти компоненты дают натуральную окраску балийскому мылу. Более дорогие сорта мыла позиционируется как «органическое». Такое мыло хорошо использовать в повседневном уходе за кожей, так же применяется в SPA процедурах.

Источник

В последнее время в моду вошли обычаи: для украшения интерьера дома используются маски: их импортируют из экзотических стран, покупают в магазинах. Восприятие масок, как элемента маскарадных костюмов воспринимается очень легкомысленно. Те, кто выбирает этнический стиль в дизайне помещений, предпочитают так называемые Оригинальное африканское искусство, не задумываясь о том, что маска — это не просто атрибут отделки стен. А многие приобретают внешне привлекательную вещь, считая ее защитным духом для квартиры, ничего не зная о ее значении.

Портал из потустороннего мира

Изображение Gladys Amaefule с сайта Pixabay

Африканская маска, появившаяся в древности, сыграла чрезвычайно важную роль в мистических ритуалах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу действию. Резное произведение искусства всегда было оккультным объектом, открывая доступ в невидимый мир мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы объединить жизнь и смерть, они были и есть своего рода ключом, который открывал дверь и объединял два разных мира .

Основная ценность — защита

Магический тотемный объект имеет свое значение и содержит некоторую информацию о культурных и религиозных традициях. Каждое племя было убеждено в существовании параллельных миров, а духи были разделены на дружественные и враждебные. Те, кто хотел причинить боль, внимательно следили за каждым из племен, пытаясь посылать болезни и несчастья.

Изображение Alexander Lesnitsky с сайта Pixabay

А затем появилась африканская маска, ценность которой для ее создателя была одна — защита от сил тьмы посредством их обмана. Считалось, что если призраки не могли видеть лицо, они не могли причинить никакого вреда и житель племени был защищен этим тотемом. Однако, не каждый мог защитить себя от призраков таким образом. Только посвященные и благородные люди носили маски, которые в результате стали неизменным атрибутом власти и маска только укрепляла их авторитет.

Читайте также:  Китайский или японский язык учить полезнее

Разные виды масок

Чаще всего это была обычная маска, в ней были отверстия для глаз, а отверстие в рту было гораздо реже. Закреплялась маска на шнурках, иногда шнурок был обмотан вокруг головы, но в основном шнуры крепились к внутренней части маски и человек держал их в зубах. Были маски, которые носили на лбу или носили как шлем, соответственно их вес и размер варьировались.

Изображение Speedy McVroom с сайта Pixabay

Африканский маскарад, был признан исследователями — древнейшей африканской культуры. Изначально эти были лики разных животных, а позже заменились человеческими обличьями. Дерево маски было обильно смазано маслом, чтобы маска не гнила и она долгое время полировалась до блеска.

На поверхность были нанесены яркие растительные краски, часто национальный орнамент или устрашающее изображение лица, а для выразительности и эффекта запугивания были добавлены шкуры или металлические предметы, украшенные разноцветными перьями и бисером.

Эволюция: от примитивного до реалистичного

Изображение photosforyou с сайта Pixabay

Со временем, африканская маска эволюционировала, была вырезана как воплощение духа помощи и защиты в различных сферах быта. Дизайн на лице маски символизировал духа силы, богатства, плодородия. Владелец с его помощью вызывал дожди в сухую погоду, просил помощи в охоте.

Маска не считалась маской, она считалась живым существом и являлась частью семьи или всего племени.

Чтобы усилить экспрессию и больше походить на природу, они даже устанавливали настоящие зубы и клеили натуральные волосы. Из упрощенных и толстых форменных досок, маска преобразилась в изысканное произведение искусства. Маски могут передавать характерные племенные черты в виде татуировок, украшений или причесок. А образы лидеров характеризовались очевидным сходством портрета.

Изображение Vinzenz Lorenz M. с сайта Pixabay

Африканская маска избавилась от застывшего выражения лица, начала воссоздавать целую гамму чувств — слезы, смех, иронию, угрозу.

Были маски и вовсе очень страшные. Такие маски использовались в ритуалах жертвоприношения, когда даже случайный взгляд на маску мог стоить жизни непосвященным в ритуал наблюдателей. По крайней мере, такой страх активно внушался местными шаманами.

Не торопитесь покупать маску

Вы не должны относиться к вырезанным маскам как к свидетельству первобытной культуры африканцев, только чтобы принести домой такое яркое проявление их работы и как память об увлекательной поездке. Удивительные образы, рожденные в руках мастеров, не всегда приносят счастье в дома. Эксперты рекомендуют заранее знать значение масок, а затем принять решение о покупке.

Но африканская маска сделанная своими руками из папье-маше не повредит точно, она станет источником гордости и передаст внутренний мир создателя. Стилизованные яркие поделки — оригинальное украшение любого дома.

Если вам понравилось, то подписывайтесь на канал «Руки Золотые» и ставьте лак. Так вы сделаете приятно автору и поддержите развитие канала.

Источник

Африканские маски из дерева – завораживающие артобъекты, наделенные мистическим смыслом. Жители Черного континента приписывают им чудодейственную способность влиять на судьбу человека. Фото африканских масок, описание и расшифровка символов прояснят тайну загадочных произведений искусства.

Для чего африканцы использовали маски

Магические атрибуты надевались во время совершения обрядов. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали важные события в жизни человека и были залогом успеха в крупных начинаниях. Свадебные ритуалы давали надежду на счастливый брак, обильное потомство и достаток. Похоронные обряды с масками готовили душу умершего человека к переходу в иной мир.

Ритуальные танцы перед охотой и войной обещали богатую добычу и успех в сражении. Праздники в честь сбора урожая посвящались божествам-покровителям сельского хозяйства.

Костюмированные обряды инициации означали переход подростков во взрослую жизнь. В мероприятиях для юношей задействовали маски с военной символикой. Женские магические атрибуты напоминали о грядущей семейной жизни и хозяйственных обязанностях. Маски защищали человека от злых духов.

Маленькие экземпляры превращались в нательный оберег и носились на шее или поясе. «Настроение» маски согласовывалось со сферой ее применения. В Либерии маски в виде головы разъяренного зверя носили представители властей в племенах Либерии.

Служитель, облаченный в пугающую «форму», вызывал у народа страх и смирение. Для Абоми, короля Бенина, маска заменяла портрет умершей матери. Предмет был выполнен в виде лица миловидной женщины.

Различия африканских масок

Африканские маски из дерева (фото, демонстрирующие многообразие первобытного искусства, представлены далее в статье) имели свои особенности. Племена воспроизводят внешность по-разному. Изображения бывают объемными и плоскими, схематично-упрощенными и реалистичными.

Существуют и внутриплеменные различия масок:

  • Персонаж-прототип. Маски повторяют внешность людей, животных или изображают мифологические существа.
  • Социальные различия. Маски мужчин и женщин разграничены. Для закрытых сообществ предусматриваются собственные ритуальные атрибуты. Пример – маски воинов или ясновидцев.
  • Целевое назначение. Облик маски связывается с обрядом, для которого она предназначена. Лик погребальных атрибутов спокойный и скорбный. Маски для костюмированных празднеств изображают веселье.
  • Способ ношения на теле. Существуют маски для сокрытия лица и надевания на голову или тело.

Образцы народного искусства отражают творческую индивидуальность мастера-резчика. Изготовитель работает в русле традиции, сложившейся в племени, одновременно развивая собственный почерк.

Виды

Исследователи классифицируют маски в зависимости от способа ношения на теле.

Известные разновидности:

  • Маски для лица — закрывают переднюю часть головы и могут содержать отверстия для глаз, рта и носа.
  • Налобные маски-гребни – горизонтальная конструкция крепится выше бровей.
  • Маски-шлемы надеваются на голову как головной убор. Лицо может покрываться обрядовой росписью или декором из текстиля и растений.
  • Нательные маски – фигурные деревянные «костюмы» с функцией оберега.
  • Доски – плоская разновидность нательных масок. Двухмерный объект – символическое изображение животного или птицы.

Конструкция крепится на теле с помощью завязок из ткани или растительных волокон. В деревянном корпусе предусмотрены отверстия для продевания креплений. Существуют редкие маски, не поддающиеся классификации.

Ритуальные артефакты Кот- д’Ивуара и Нигерии столь велики, что скрывают танцоров целиком. Поднять их могут несколько человек. В Бенине и Гвинее существуют маленькие маски, вовсе не скрывающие тела и лица. Их носят на шее или поясе как личный талисман.

История возникновения

Самые ранние сведения о ритуальных масках обнаружены в пещерах Сахары. Это наскальные рисунки, созданные в 5 тысячелетии до н. э. Первобытные фрески изображают сцену охоты. Ловец птиц изображен одетым в маску с клювом и перьями. Аналогичный камуфляж до сих пор используется южноафриканскими охотниками.

Использование масок перешло в область языческих и мистических обрядов, нацеленных на привлечение удачи и достижение желаемой цели.

Изготовление ритуальных объектов развилось у оседлых африканских народов. В обществе, где четко разделены функции земледельцев и ремесленников, резчик масок превратился в самостоятельную профессию. Мастера по созданию культовых объектов пользовались уважением соплеменников и совершенствовали навыки, не отвлекаясь на другие обязанности по хозяйству.

Африканские костюмированные ритуалы интересовали путешественников-иностранцев. Сведения о масках встречаются в европейских и арабских источниках XIV-XVII в. В XVIII-XIX в. наступает период колонизации Африки. Вторжение сопровождалось обращением аборигенов в христианство и ислам. Древние языческие культы искоренялись.

Ритуальные маски уничтожались самими африканцами или колонизаторами. Иногда новые религии переплетались с местными верованиями. Языческие атрибуты продолжали существовать и обогащались деталями, заимствованными из христианства и ислама.

В начале XX в. мистические объекты аборигенов обрели новую жизнь. Европейцы и американцы оценили эстетические достоинства наивного искусства Африки. Художники-модернисты Пикассо, Модильяни, Матисс воспроизводили на картинах геометричные контуры экзотических масок. В XXI в. ритуальные маски продолжают использоваться африканскими народами, которые сохранили первобытный строй.

Читайте также:  Чем полезно манго и как его есть

Африканские маски из дерева, фото и оригиналы которых вдохновили живописцев, можно увидеть в музеях Европы и Америки. Экзотические артефакты выставляются на аукционах и пополняют частные коллекции ценителей. Дешевые копии деревянных масок можно купить в туристических лавках Африки и магазинах этнических аксессуаров для дома.

Магическое значение масок

Ритуальное облачение не только скрывает тело человека, но временно лишает танцора его человеческой личности. Маска придает носителю черты того персонажа, черты которого воспроизводит. Под звуки обрядовой музыки танцор впадает в транс. Он впускает в свою душу могущественное существо и становится посредником между людьми и высшими силами.

С помощью костюмированных обрядов люди общаются с потусторонним миром. Через танцора-медиума в маске соплеменники привлекают охотничью удачу, благодарят божественных покровителей и просят у них поддержки в сельскохозяйственных работах, войне и охоте.

Внешние отличия масок

Визуальные особенности масок объясняются их принадлежностью к разным народам и спецификой использования – погребальные, свадебные и охотничьи атрибуты выглядят неодинаково.

В чем проявятся различия:

  • Способ трактовки персонажа. Внешность часто изображается с намеренным искажением черт. Например, в племенах чокве у масок большие лбы и узкие глаза-щели.
  • Настроение. Военным маскам придается грозное выражение. Погребальные экземпляры выглядят умиротворенными или печальными.

    Африканские маски из дерева, как видно на фото, могут передавать эмоции.

  • Расцветка. Многочисленны черные и темно-коричневые маски. Реже встречаются глиняно-красные и белые экземпляры.
  • Символические элементы – геометричные насечки, цветная роспись и детали прически. Выразительный декор помогает исследователям установить «национальность» маски. Например, изделия Гвинейского племени сепик украшены цветными узорами из линий и точек.

Символизм масок

Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.

Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.

Маски зверей символизируют добычу охотника или тотемное животное.

Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.

Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.

Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.

Значение символов, изображаемых на африканских масках

Детали со смыслом усиливают мощь ритуального объекта и эффективность магического обряда. Распространенные детали африканских масок получили научную трактовку.

ЭлементЗначение
Круглые глазанастороженность, гнев
Маленький ротрассудительность, сдержанность
Массивный подбородоксила, власть
Большой рот
Крупные зубы
Длинный носчуткость
Склоненная фигурамогущество хозяина маски
Высунутый языкобщение с потусторонним миром
Короткие насечки-раныпродолжение сложной судьбы предков
Прямые полосыпреемственность поколений и поддержка отцов
Металлические пластинысимвол защиты, присутствующий на военных масках
Зеркальное стеклоотражение опасности
«Шахматная» черно-белая клеткабаланс между миром людей и духов

Материалы, из которых изготавливали маски

Дерево – наиболее распространенное сырье для ритуальных объектов. Материал без труда можно добыть в африканских лесах. Дерево считается естественным обиталищем добрых духов. Готовые маски пропитываются растительными экстрактами для защиты от насекомых-паразитов.

Африканские маски коронованных особ изготавливаются не только из дерева, но и из слоновой кости. Материал редкий, поэтому изделия из него распространены мало. На фото костяную маску можно отличить по светло-молочному оттенку поверхности.

Природные материалы, применяемые для декора изделий:

  • Раковины каури.
  • Сухие цветы и растительные волокна.
  • Медь.
  • Глиняные бусины.
  • Зубы и рога животных.
  • Натуральные красители используются для нанесения орнаментов. Источники пигментов – экстракты растений, глина и экскременты животных.

Формы и размеры масок

Параметры самых маленьких артефактов – 15-19 см. Это нательные обереги-подвески в виде миниатюрных масок. Наиболее распространенный вариант — маски 30-60 см в высоту. Деревянное изображение представляет лицо или звериную морду в натуральную величину. Параметры характерны для налобных и лицевых масок, деревянных шлемов.

Нательные маски по размеру приближены к фигуре человека. Образец – «беременные» обереги-«щиты», повторяющие форму груди и живота женщины на сносях. Самые большие маски достигают 6 м в высоту. Гигантские ритуальные атрибуты характерны для племен Гвинеи. Средний вес маски – 60 кг.

Легенды, связанные с африканскими масками из дерева

В Африке ритуальные объекты считаются живыми существами. Маски заслуживают уважительного и осторожного обращения со стороны человека. Изделия с изображением божества воспринимаются как дар самого могущественного существа. Природные материалы, использованные в изготовлении маски, усиливают связь с верховными покровителями.

Для переселения духа в новый ритуальный объект устраивается специальный ритуал. Успешность процедуры можно проверить. Африканцы считают, что «живая» маска по ночам издает вой и скрипы. Самые сильные магические атрибуты хранят взаперти и выносят из дома только при необходимости. Маска извлекается из укрытия для проведения обряда или избавления от постигших несчастий.

Трещины на деревянном предмете означают его кончину. Мертвую маску хоронят и заменяют новым аналогом.

Существует и легенда-предостережение для коллекционеров африканских масок. Чтобы избавиться от тяжкой болезни, член африканского племени должен сам вырезать маску. Работа сопровождается чтением заклинаний.

Ради выздоровления создатель продает заговоренную маску. Вместе с предметом искусства покупатель приобретает и тяжкую болезнь автора. В итоге коллекционер масок умирает, а резчик полностью выздоравливает.

Мораль истории: не стоит приобретать экзотический предмет, если обстоятельства его происхождения неизвестны. Другой повод отказаться от покупки – грязь и дефекты на поверхности маски. Изношенный вид указывает на то, что ритуальный предмет использовался в обрядах и впитал негативную энергию участников действа.

Интересные факты про африканские маски

Первобытное искусство повлияло на становление международного искусства. Сегодня следы африканской экзотики обнаруживаются во всех частях света.

В чем проявляется взаимодействие цивилизаций:

  • Маски современного производства иногда декорируются пуговицами.
  • Бразильский карнавал и африканские костюмированные ритуалы имеют общие корни.
  • Сложные обрядовые действа племен Нигерии сопоставимы с европейским театром.
  • «Африканские маски из дерева» — фото, прославившие Ман Рэя. В 1926 г. художник-сюрреалист создал серию снимков, где модель позирует рядом с экзотическими объектами из Африки.
  • Геометрические и крестообразные насечки на языческих изделиях – черты заимствования из христианской и мусульманской культур.

Африканские маски из дерева – магический атрибут, которые выглядит впечатляюще даже на фото. Произведения первобытного искусства, простые и эффектные одновременно, вдохновляют художников и становятся объектом желания для коллекционеров. Скрытый смысл и чудесные способности масок продолжают волновать человечество на протяжении многих веков.

Автор: Фурсова Анна

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео об африканских масках из дерева

Ритуальные маски Африки — виды и значение:

Источник