Математика это не только нужно но еще и полезно
Математика — кажется, предмет-рекордсмен по нелюбви и непониманию. Потому что или ты математик и любишь её, или не очень математик и до 11 класса мучаешься. Но даже математика в школе может стать чуть интереснее, если взять другие задачи. О том, что такое кружковая математика и в чём её преимущества — рассказал учитель математики «Хорошколы» и научный сотрудник мехмата МГУ имени Ломоносова Андрей Канунников.
В чём отличие кружковой математики от обычной
У нас в школе все классы разделены на мини-группы по уровням, то есть на уроке одновременно находится примерно семь учителей (вместе с ассистентами). Каждой группой занимаются один-два человека. Так работают во многих математических школах — мы перенесли эту практику в «Хорошколу» и занимаемся с детьми всех уровней. Идея в том, чтобы общаться со школьниками индивидуально. Какая лучшая форма обучения? Такая, когда учитель разговаривает с учеником, задаёт ему правильные вопросы. Только так можно научить — общаясь с детьми. Они поднимают руки, выдают преподавателю свои мысли — в этот момент они раскрываются.
Но моя методика не только в группах. Во-первых, я меняю порядок тем. Во-вторых, активно добавляю элементы кружковой математики: например, объяснять учителю, как решал задачу, — это кружковый стиль. И у нас дети на уроках помимо традиционных и решают логические кружковые задачи.
Чем они отличаются? То, что называется традиционной школьной математикой — это задачи из школьных учебников. По условию задачи можно сказать, относится она к той или другой математике. Но есть задачи, которые могут быть и там и там. Разница между стандартной и кружковой математикой в подходе.
Стандартный подход: учитель объясняет новую тему и как решаются типовые задачи, школьники потом решают задачи по образцу. А в кружковой математике учитель сначала ничего не объясняет. Школьники сразу начинают с задач. Они начинают решать, поднимают руки и обсуждают решение с преподавателем. Школьник решил или думает, что решил. Идея в том, чтобы он объяснил логику решения. Все думают по-разному. Можно прийти к правильному ответу разными путями, можно по хорошему пути прийти к неправильному, а можно вообще не понимать, как это надо решать. Опытные учителя стараются не говорить «это неверно», а задать вопросы — почему так. Чтобы школьник сам дошёл до того, что его решение неверное.
Кружковая математика, как вся математика, учит рассуждать, только она это делает другим способом — не через объяснение теории, а через усилия, которые прикладывают сами школьники, ещё ничего не зная. Чтобы решить кружковую задачу, не нужно ничего знать, достаточно здравого смысла, немного логики и простейших навыков счёта. Задачи кружковой математики решают даже двоечники. И делают это лучше, чем отличники, которые привыкли всё делать строго по образцу.
Например, классическая задача математика Давида Гильберта, который ещё в конце XIX века говорил: кто её решит без вычислений, тот прирожденный математик.
Есть два одинаковых стакана — стакан кофе и стакан молока. Объём кофе равен объему молока. Из стакана молока зачерпнули чайную ложку, перелили в кофе и небрежно перемешали. Потом из полученной смеси зачерпнули ложку и перелили в молоко обратно. Чего теперь больше: молока в стакане с кофе или кофе в стакане с молоком? Сложность в том, что мы не знаем, как перемешали, как зачерпнули — жидкость после первого переливания явно не стала однородной, молоко не успело равномерно распределиться.
Эта задача учит разбирать крайние случаи. И в ней как раз важен элемент неопределённости. В школьных задачах, как правило, всё ясно. Два путника шли навстречу друг другу. Что-то из расстояния и скорости известно, что-то нет и надо найти неизвестное. Здесь надо ответить на вопрос, когда у тебя есть неполная информация. Мы не знаем, сколько при втором переливании было кофе, а сколько молока. Вдруг мы перелили обратно всю ложку молока, не успев её размешать? Тогда ответ очевиден: в кофе нет молока, а в молоке нет кофе. А второй крайний случай: мы перелили молоко, а зачерпнули кофе. В обоих случаях ответ один — поровну. И это должно навести на мысль, что и во всех остальных случаях, не крайних, ответ будет один — поровну. Это и есть правильный ответ.
Сначала многим это не кажется очевидным. Тут важно, что общий объём до и после — всегда один и тот же. В финале представим, что и слева и справа есть и молоко, и кофе. По объёму они занимают одинаково. И уровни жидкости у них одинаковы. То есть в первом стакане молоко плюс кофе — по объёму весь стакан. И во втором стакане кофе плюс молоко — по объёму такой же стакан. Кружковая математика очень интересная и правда доставляет детям радость.
Почему с математикой может справиться и понять любой. Даже тот, кто её терпеть не может
Я знаю людей, которые стали хорошими учёными, а в школе очень не любили математику. Поэтому я никогда не пытаюсь поскорее сделать вывод о способностях детей и вообще никогда ни на ком крест не ставлю. Уровень знаний может быть низкий. Но надо постараться ребёнка раскрыть и понять, что он не виноват, что его плохо учили. Надо постараться разобрать завалы. Даже если школьник неправильно решает, нужно посмотреть, как он рассуждает, какой у него ход мысли. У Менделеева в вузе все были двойки, и только по математике была тройка.
Ведь дело в том, что те, у кого склонностей к математике якобы нет, или кого убедили, что их нет, или кто так сам решил, решая школьные задачи, — зачастую неправы. Скорее всего, человеку просто не нравится школьная математика. Увы, вместо того, чтобы постараться заинтересовать, учителя говорят: надо и всё, будет экзамен. Это нелепо — учить ради экзамена. Школьник не подписывался под этим и не удивительно, что он протестует, когда его насильно заставляют делать что-то бессмысленное и неинтересное. Задача учителя — не давить, объяснять, что ошибаться нормально, а главное, говорить на грамотном математическом языке и показывать, что он неравнодушен. Надо вызвать уважение и интерес к предмету, искренний, внутренний. Как раз кружковая математика в этом может сильно помочь.
У нас в школе есть семиклассница, которую, как мне рассказал психолог, в старой школе «ранила математика». Девочка говорила, что все эти скобки и их раскрытие, преобразования — всё это скучно и ей не нравится. Так вот эта девочка, оказалось, прекрасно решает кружковые задачи. Однажды я её позвал, она вышла и перед всем классом идеально объяснила задачу. При этом в обычной школьной математике она допускает грубые ошибки. То есть благодаря кружковым задачам она изменила своё отношение к математике, у неё появился интерес, вера в себя, она больше не боится.
Конечно, делать по шаблону — скучно. И я очень хочу, чтобы ученики учились неформально мыслить на примерах кружковых задач и переносили это на математику вообще.
Например, одна из самых популярных задач школьной математики — решить квадратное уравнение. Многие уравнение (х+1)²= 4 начинают решать по схеме — раскрывают скобки, потом дискриминант и так далее. Но это ужасно нерационально и нелогично! Такое решение показывает, что ученик вообще не задумывается и не понимает, откуда берётся формула корней. А это уравнение не надо решать по формуле. Здесь надо просто найти числа, которые в квадрате дают 4, то есть х+1 это или 2, или -2. А тогда х равен 1 или -3.
Я встречал школьников, которые после этого объяснения говорили — а мне по формуле проще. Таких школьников, на мой взгляд, нужно учить математике, чтобы они просто научились логически мыслить.
Как доказать детям, что математика — это не только полезно, но и красиво (да!)
Чтобы заинтересовать школьников математикой, надо рассказывать историю математики, о великих учёных прошлого, о современных учёных, надо показывать связь математики и жизни, значимость открытий прошлого для настоящего. Скажем, как древние египтяне строили прямой угол с помощью верёвки, натягивая её в форме треугольника со сторонами 3, 4, 5 — он называется египетским. Как подобие треугольников использовали, чтобы посчитать высоту дома или дерева, даже если они на противоположном берегу реки. Я так делаю и со студентами, и в школе. Это обязательно. Одна из бед образования вообще и математического особенно — то, что математика оторвана от жизни, и это надо опровергать.
Аргумент «учи, потому что надо» — больше не работает. Может, и раньше не работал. Но дети учились через пень колоду и не осмеливались задавать вопросы «зачем мне это надо?». Впрочем, зачем учить в школе, например, логарифмы — вопрос дискуссионный. Но когда школьники начинают учить логарифмы, у них обычно уже такой провал в знаниях, что они просто не могут их воспринимать адекватно. Задача школы и учителя математики — не то, чтобы в финале все знали одно и то же. Все люди разные, у всех разные потребности. Проблема школьного образования действительно в его обязательности и отсутствии индивидуального подхода.
С какими проблемами сталкиваются учителя (всех предметов)
Первая проблема, с которой сталкивается учитель, который искренне хочет научить, — к нему приходят школьники с разным начальным уровнем. Поэтому найти какое-то объяснение, которое будет понятно и интересно всем, трудно. У кого-то проблемы за предыдущие классы: учитель объясняет в 8 классе правила раскрытия скобок, а кто-то ещё с числами не может работать. И что — учителю надо для всех повторять? Если бы он учил конкретно этого школьника или двух-трёх, у которых такой уровень, он мог находить объяснения, которые понятны именно им. Но он учит весь класс.
Вторая проблема — разная степень мотивированности. Кому-то надо объяснять, зачем это всё проходить. Кого-то надо просто привести в чувство, потому что он стоит на голове. Или его вообще надо учить чему-то другому. Поэтому мы делим на мини-группы по уровням. Как учат на языковых курсах? Сначала делят по уровням, и никто не обижается, почему он попал в ту или иную группу. То же можно сказать про любую дисциплину — всех нужно учить в соответствии с их уровнем знаний и заинтересованности.
Что отличает математику от других дисциплин — это то, что в ней, пожалуй, остро проходит граница не только между верным и неверным, но и между осмысленным и неосмысленным, между понятым и непонятым. Тут не бывает каких-то промежуточных вариантов: или ты правильно решил задачу, или неправильно, ответ верный или неверный, убедительное доказательство или нет. Понял или не понял, можешь выйти объяснить всем, осмысленно ты говоришь или нет, понимаешь ли ты смысл тех слов, которые произносишь.
Про триместровую систему оценок в математике
Мы оцениваем детей три раза в год. По триместрам. Во триместра дети не получают оценок, но постоянно получают обратную связь — что получилось, что нет, что делать дальше. Оценка зависит от того, как они покажут себя на финальных мероприятиях — устных, письменных, контрольных, коллоквиумах. Но если школьник хорошо проявил себя на предыдущих контрольных по какой-то теме, эта тема на финальной аттестации может быть ему полностью закрыта автоматом — как в университете. Но надо убедить учителя, что ты в этой теме идеально разбираешься.
Школьник решает задачи полностью самостоятельно — и это уже его объективный уровень. В следующий триместр он может оценку повышать, приходить на дополнительные занятия. Совсем без оценок не получается. Как зарплата должна быть не главным, но одним из стимулов для работы, так и оценки — для обучения. Не надо учиться ради оценок, но если их вообще нет, мало какой школьник будет учиться. Многие школьники, к сожалению, так воспринимают математику, так как она входит в число обязательных экзаменов — надо выучить, сдать и забыть. Но учиться, чтобы сдать экзамен — это порочная цель и абсурд.
О сходстве и различии кружковых и олимпиадных задач
Я составлял несколько лет задачи для Московской городской олимпиады. В них, как правило, есть какая-то необычная идея или трюк. Они проверяют умение нестандартно мыслить. По сравнению с кружковыми у них другая цель. Цель кружковых — научить. В чем разница между уроками физкультуры и тренировками олимпийцев? Уроки физкультуры развивают человека, он становится сильнее. На тренировках перед соревнованиями люди тренируются, чтобы показать результаты лучше, чем у других, которые так же тренируются. То есть это работа на износ, это вредно для здоровья.
Кружок — это физкультура, гимнастика ума. Олимпиада — это соревнование, спортивное мероприятие. Тут надо за ограниченный период времени решить определённое количество задач. К олимпиадам можно готовиться. Конечно, такие люди прошли кружковую математику, для них это семечки, как бегуну выполнить нормативы на уроке физкультуры.
Иллюстрации: Shutterstock (Sapunkele)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Чем больше стаж, тем больше зарплата — а вот и нет. 5 мифов о зарплате учителей
«С феминитивами всё сложно. Надо понимать, что пол и род — это разные вещи»
Школа будущего сегодня: плюсы, минусы, подводные камни
Источник
Гоша Сахаров · 5 сентября 2018
7,7 K
Skysmart Математика = онлайн-школа математики от Skyeng
· skysmart.ru
Да. Если коротко — математика помогает найти смысл жизни, изменить мир, получить высокооплачиваемую работу, снизить риск деменции в пожилом возрасте и правильно рассчитать проценты по кредиту.
Как фундаментальная наука, математика исследует связи между объектами в поисках закономерностей. Эти закономерности используют в своей работе и физики, и химики, и биологи, и… Читать далее
На самом деле то, чем тренируют мозг гуманитарии — языки, литература- точно также снижает риск деменции, так что… Читать дальше
Физик-теоретик, PhD студент в Университете Уппсалы, Швеция
Вспоминается очень короткий комикс, где ученик спрашивает школьного учителя: «Скажите, неужели нам и правда нужна будет эта бестолковая математика?» А учитель спокойно отвечает: «Нет-нет, Джимми, математика будет нужна только умным детям».
В школе (и за ее пределами) очень часто повторяют этот тезис о важности математики, но спроси почти любого школьного учителя почему… Читать далее
Очень крутой ответ, спасибо
не думаю. разумеется, базовые знания нужны всем для обычной бытовой жизни, так же как и прочим предметам. чтобы сосчитать, на сколько ты купил продуктов в суппермаркете или свою зарплату, или еще что-то в таком духе. более высокий уровень математики мне пока что ни где не пригодился, и думаю, пригодиться может только в определенных профессиях или занятиях.
Только математик знает, что если сначала по диагонали разрезать колбасу, а потом развернуть обертку от неё, то получится график синуса…
А если серьёзно — вся жизненная математика сводиться к подсчету стоимости корзины в супермаркете и расчету долей сахара при приготовлении варенья. Все остальное за нас либо считают другие люди, либо считает компьютер.
Другое дело, что… Читать далее
Есть расхожее выражение о том, что в школе людей учат только трём практически полезным вещам: читать, писать и считать деньги. И в очень большой степени это так и есть. Но если это так, то нужно ли тратить на обучение более десяти лет? Очевидно, нет. Этим трём навыкам человека можно обучить гораздо быстрее. А практическая полезность всего остального действительно под… Читать далее
Маленький практический пример.
Наличие уроков «финансовой грамотности» не влияет на то, что взрослый человек будет разумно распоряжаться деньгами.
Хорошие оценки по математике в школе — прямо влияют на то, что во взрослом возрасте человек будет распоряжаться деньгами с умом.
*) Для педантов: формально надо читать «отсутствуетимеется корреляция.
**) Исследования… Читать далее
Какие математические формулы могут реально пригодиться взрослому человеку?
Короткий ответ такой: все формулы собрали еще до нас:) Есть популярная программа Excel, в нее встроено много формул, которые реально пригодятся взрослому человеку для незамысловатой обработки данных — там и логические функции есть, и финансовые и статистические; здесь все не перечислить, да и записывать формулы в формате txt неудобно.
Есть и длинный ответ. Формулы сами по себе не так важны; они просто инструмент для достижения той или иной цели. Вопрос в том, какие цели и задачи ставит перед собой взрослый человек, владеет он инструментом или нет. Если владеет, если знает, зачем и в каких случаях применять, как интерпретировать результат; если ставит перед собой сложные задачи, то найдет применение инструменту. Но вряд ли этот человек задаст такой вопрос. А если взрослый не владеет инструментом, то непонятные формулы ему не пригодятся.
Это вопрос «какие инструменты могут реально пригодится взрослому человеку». Я вот не владею топором и паяльником, и они ни разу в жизни мне не пригодились. На самом деле это означает, что некоторые проблемы за меня решают другие люди. Так и с математическими формулами. Разделение труда в нашем обществе высокое, взрослый человек может прожить достойную жизнь и приносить пользу обществу, не прибегая к математическим формулам. Некоторые проблемы за него будут решать другие люди.
Прочитать ещё 5 ответов
Как вы считаете, что мешает большинству людей понять математику?
Нельзя пропустить какой-то этап в изучении математики, потому что одно следует из другого. Ученики часто обманывают себя и учителя, уверяя, что знают материал, все допущенные ошибки случайны и можно не дорабатывать проблемную тему. Несколько таких пробелов в основах, и все, двигаться дальше невозможно. Из-за высоко прокачанного умения обманывать себя очень трудно разобраться, в каком месте пробелы. В результате вместо твердой базы – манная каша.
Традиционно программа младшей школы ориентирована не на подготовку к старшей школе, а на ликвидацию безграмотности, на овладение алгоритмами счета, решения простейших уравнений и текстовых задач. (В современных программах наблюдается некоторый прогресс в этом отношении.) Человечек приходит в школу и несколько лет занимается тем, что заучивает правила, тупо их применяет и думает, что это и есть математика. Потом он приходит в старшую школу и по инерции делает то же самое, тем более что ничего другого не умеет. И если ученик решал простые задачи безумно, по заученным алгоритмам, то со сложными уже не справится.
Математика очень абстрактна, и чем глубже, тем абстрактнее она становится, тем дальше от повседневного опыта. Фактически для серьезной математики нужно формировать отдельный жизненный опыт.
В быту мы совершенно иначе формируем понятия. Обычно у нас есть быстрое общее представление о чем-либо (если вы видели 2-3 курицы, то уже представляете, что это такое). А затем по мере надобности мы это представление уточняем: Считать ли курицей петуха? Или цыпленка? Или яйцо? Или тушку в магазине? А бройлера? И т.д. В зависимости от ситуации мы по-разному можем ответить на эти вопросы. И вообще, увидев 3-4 примера чего-либо (кошка, стул, библиотека, врач), мы быстренько формируем понятие . А в математике не так. В хорошем учебнике вам предъявят 3-4 примера чего-либо (функция, пятиугольник, разделить), и вы быстренько формируете первоначальное представление. И по привычке многие думают, что все поняли. В быту на этом все бы и закончилось, а в математике только начинается: надо еще сформулировать строгое определение, свойства, признаки, границы применения, неочевидные примеры и контрпримеры.
Когда в быту мы принимаем решения, то часто не продумываем все мелкие детали. Нам важнее принять решение быстро и действовать дальше. Нам не нужны безупречные основания и безупречные доводы, достаточно более-менее внятных. Общее направление ясно – и можно двигаться дальше. Конечно, возможны время от времени ошибки, но это не такая большая цена за скорость принятия решений. В математике важно, чтобы рассуждения были логически безупречны, всякая деталь существенна, а бытовой опыт нас к этому не готовит.
Прочитать ещё 7 ответов
Для чего нужна высшая математика? Зачем её придумали?
Наверное имеется в виду Мат. Анализ… Если так, тогда нужно сказать откуда он взялся.
Так вот, оказывается этот взгляд на природу был началом цивилизации. И это было открытием вектора развития, в отсутствии которого люди совершали массовые самоубийства, как это делают киты и в наше время.
Дело в том, что первый жест разума, это освоение причинной связи явлений. Однако из этого сразу следует бесконечность прошлого и будущего, что означает бессмысленность жизни. А это лишает жизнь мотивирующего ее основания, без чего жизнь невозможна, более того это больно. Это нравственная боль. И древние люди, как и совр. киты лезут на стенку, скажем так.
Это не касается оч. озабоченных животным синдромом голода и страха, таким некогда…
Так вот структура производных Мат. Анализа предсталяет собой конструкцию типа пирамиды. Это производные от отношений объектов, отношений этих отношений и т. д. При этом понятно, что высшие производные содержат в себе больше фактов и событий и представляют собой некое богатство. Причем это богатство неограничено в вверх.
Заметим, что так можно градировать простые формы жизни от сложных по богатсву, по чувственному богатству жизни, вынужденному сложными человеческими отношениями.
Мат. Анализ возник не из практических задач, а из попытки избежать нравственную боль… И И. Ньютон говорил, что только восстановил древнее знание, по свидетельству В. И. Арнольда.
Но в тоже время (историческое) возникли корпорации людей более энергичных, озабоченных… Это тупорылое быдло, ничего не умеющее, только грабить, насиловать, убивать. Это т. н. пассионарии (по Гумелеву). Им «этого не нужно», им нужно было загнать людей в стадо.
Так возникла вера и родина, однако более энергичное племя, легко взгромоздившееся над появившейся цивилизацией, с ремеслами и технологиями, в том числе и во взаимоотношениях людей.
Ну уже более менее понятно… Хотя нужно бы описать эту историю более подробным образом, против «исторического материализма» и проч.
…И геометрия Эвклида, и Демокрит и т. д. просто вывезли эти знания из Египта, по их свидетельству, кстати. Но и великая Александийская библиотка почемуйто сгорела.
Так что не нужно учиться, нужно работать, жрать спать и разможаться, во благе. Служите богу и государствию, не то по башке. И пусть батаники корчатся, издают свои работы на свои кровные, лишь бы им слово человеческое донести сквозь ненависть. Себе же портят. Ибо если раньше семь с ложкой, то теперь один на миллионы, результат ихних же технологий.
Прочитать ещё 1 ответ
Что такое математический склад ума? Как определить его наличие / отсутствие?
Skysmart Математика = онлайн-школа математики от Skyeng
· skysmart.ru
«Склад ума» — это ненаучный термин, поэтому ему сложно дать однозначное определение. Обычно под математическим складом ума подразумевают развитую способность к абстрактному мышлению, и это скорее навык, который можно тренировать, чем врожденный талант.
Если обратиться к нейробиологии, то нам известно, что одним детям математические операции действительно даются проще, чем другим — однако само по себе это еще ничего не значит. Пока ученые сходятся на том, что определяющим фактором является среда: например, если обычного и способного детей будет обучать один и тот же внимательный и грамотный преподаватель, оба смогут добиться успеха в математике, только первому нужно будет приложить больше усилий, чем второму.
Прочитать ещё 4 ответа
Источник