Материк южная америка рельеф и полезные ископаемые
Достаточно интересным материком для изучения является Южная Америка. Рельеф, полезные ископаемые и особенности континента мы рассмотрим в данной статье.
Особенности рельефа
Особенностью рельефа Южной Америки является четкое разделение материка на две части: на востоке и в центре – огромные равнинные участки, а на севере и западе – самая протяженная горная система планеты, Анды (Южноамериканские Кордильеры). В основе материка лежит Южноамериканская платформа. Здесь чередуются подъемы и прогибы, которые на поверхности проявляются в виде низменностей, плоскогорий и равнин.
Северо-западная часть континента
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки достаточно разнообразны. Например, горная система Анды располагается вдоль всего Тихоокеанского побережья материка. Она занимает около 9 000 км. По своей высоте горы уступают только Гималаям. Более 20 вершин имеют высоту более 6 000 м. Анды – довольно молодые горы, они образовались во время схождения океанической и материковой литосферных плит. Ушедшая вниз океаническая плита уступила место материковой. Горы до сих пор «растут». Доказательством этому служит сейсмически активная зона: на западной территории материка достаточно частым явлением являются землетрясения и извержения вулканов. Население южноамериканских стран до сих пор помнит ужасающие разрушения от извержений вулканов. Здесь также находятся и самые крупные потухшие вулканы планеты: Льюльяйльяко, Котопахи, Чимборасо, Сан-Педро. Высота их превышает отметку в 5 000 м.
Центральная и восточная часть Южной Америки
Гвианское плоскогорье располагается в центральной части континента. На северо-западе его обрамляет Бразильское плоскогорье, а на востоке – Патагонское. Рельеф Гвианского и Бразильского плоскогорья представлен в виде пустых цокольных и волнистых форм, с преимущественными вершинами в 1600-1750 м. В краевых границах данной формы рельефа проявляются конусоподобные вершины или песочные кряжи.
Восточная окраина Бразильского плоскогорья разбита на одинокие массивы. Здесь ярко выражены особые формы вершин. На данном плоскогорье выделяются моноклинные, аккумулятивные и пластовые равнины. Встречаются лавовые плато. Самый известный пример такого рельефа – гора Пан-ди-Асукар, которая находится в Рио-де-Жанейро.
Патагонское плоскогорье представлено плато вулканического происхождения. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки характеризуются моренными и водно-ледниковыми отложениями. Также в районе схождения плато и предгорий можно встретить порезанные глубокие каньоны рек. Эти водные потоки берут свое начало в горах.
Амазонская низменность – одна из самых крупных низких равнин планеты. Большая часть низменности заболочена, более чем на 5 000 кв. км.
Геология
В геологическом строении континент состоит из двух структурных элементов – Южноамериканской платформы и горной системы, что существенно влияет на рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. Существуют три выступа фундамента: Гвианский, Западнобразильский, Восточнобразильский щиты. Они сформированы метаморфизованными и интенсивно деформированными породами архея и нижнего протерозоя, а также протерозойскими гранитами. Амазонская низменность сложена в конце докембрия. Наиболее молодой участок фундамента материка – Патагонская плита. Выделяется как отдельная структурная единица, которая состоит из двух повышений: северного и южного.
Месторождения полезных ископаемых Южной Америки
Материк Южная Америка – континент, который чрезвычайно богат разного рода полезными ископаемыми. Их расположение зависит от характера рельефа. Наибольшие залежи железных руд планеты сосредоточены именно в здешней местности. Бассейн р. Ориноко (территория Венесуэлы), штат Минас-Жерайс (государство Бразилия) – самые крупные месторождения, где добывают рудные полезные ископаемые Южной Америки.
Прогибы горной системы Анд вмещают в себя залежи нефти и газа. Наибольшие месторождения сосредоточены в Венесуэле. На фоне других выделяются и залежи бурого и каменного угля. Благодаря молодой коре выветривания были образованы месторождения марганца и бокситов. Основная часть сосредоточена в странах Гайана, Суринам. На западном побережье материка разрабатываются практически неисчерпаемые запасы селитры (ее используют для производства азотного удобрения). В Боливии сосредоточены крупные запасы олова.
Но большая часть полезных ископаемых залегает в предгорных и горных районах Анд. В этом регионе добывают вольфрам, свинец, цинк, алюминиевые руды. Государства Южной Америки называют «странами драгоценных камней», ведь именно здесь находятся месторождения благородных металлов — серебра, золота и платины и, конечно же, драгоценных камней: изумрудов, алмазов и других, которые используют в ювелирном производстве.
Итак, можно подвести итоги. Ознакомившись с информацией, изложенной в статье, каждый ученик сможет составить подробный доклад на тему «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».
Источник
Природные ресурсы Южной Америки
Природные ресурсы материка связаны со строением его рельефа.
Замечание 1
Территория Южной Америки делится на две части – горная западная часть и восточная равнинная.
Восточная часть материка включает низменности и плоскогорья. Запад представлен высокой и длинной горной системой Анд. Вершина Анд и всей Южной Америки – гора Аконкагуа.
В основании материка лежит Южно-Американская платформа, древние щиты которой выходят на поверхность, образуя два плоскогорья – Гвианское и Бразильское.
На севере материка расположена Оринокская низменность, а долину реки Парана занимает Ла-Платская низменность.
Самая большая низменность нашей планеты раскинулась по обе стороны реки Амазонки – это Амазонская низменность.
Климат материка формируется под влиянием омывающих его океанов, рельефа, океанических течений, циркуляции атмосферы.
Южная Америка является самым влажным материком планеты.
Большую часть занимает субэкваториальный и тропический климат с хорошо выраженными сезонами года.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Амазонская низменность лежит в пределах постоянно влажного экваториального климата, а южная часть материка – в субтропическом и умеренном климатическом поясе.
Температуры на севере в течение всего года, вплоть до Южного тропика, находятся в пределах +20, +28 градусов. К югу летняя температура снижается до +10 градусов.
В зимний период (июль) на Бразильском плоскогорье температура +10, +16 градусов, а в Патагонии уже 0 градусов и ниже.
В Андах температурный режим изменяется с высотой, и часто бывают морозы.
Водные ресурсы представлены крупнейшими реками планеты – Амазонкой и её многочисленными притоками, рекой Ориноко, Параной. Относятся они к бассейну Атлантического океана.
Крупных озер на материке нет. Из озер можно назвать Маракайбо, Титикака, Патус.
Лесные массивы в 2010 г занимали площадь 874 млн. га или 23% лесов планеты.
Леса здесь делятся на две группы:
- тропические леса;
- леса умеренного пояса.
Основной процент, а именно 94%, приходится на тропические леса и сосредоточены они в основном на территории Бразилии.
Из-за вырубки лесов материк ежегодно теряет 2 млн. га леса.
Фауна Южной Америки богата разными видами животных. В результате длительной изоляции в палеогене и неогене от остального мира, фауна материка имеет много эндемиков, с одной стороны, а с другой стороны её животный мир имеет общие черты с фауной других континентов.
Замечание 2
По биологическому разнообразию самой богатой экосистемой мира являются амазонские тропические леса — предположительно, около 10% всх видов животных обитают на этой территории.
Рисунок 1. Животный мир Южной Америки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полезные ископаемые Южной Америки
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые тесно связаны между собой.
В восточной части материка, расположенной на платформе и много раз уходившей под воду, образовались осадочные полезные ископаемые в местах погружения платформы и кристаллические породы в местах её поднятия.
Метаморфические и магматические породы связаны с Бразильским и Гвианским плоскогорьями, в пределах которых образовались рудные полезные ископаемые.
Нагорья богаты бокситами, содержащими марганец и алюминий.
В прогибах платформы образовались нефть, природный газ и каменный уголь. По добыче углеводородов лидером является Венесуэла.
В местах выхода магматических пород на поверхность обнаружены уран, титан, никель, цирконий.
Не во всех южноамериканских странах существует баланс между топливом и сырьем, Уругвай и Парагвай, например, минеральных ресурсов почти не имеют.
Достаточно большие запасы нефти есть в Аргентине и Чили. Самодостаточной страной по добыче нефти является Колумбия. Основные запасы находятся в центральной долине Магдалены и в районе Путумайо.
Каменным углем Южная Америка небогата. Уголь, который Колумбия добывает с полуострова Ла Гуахира, идет на экспорт. Небольшое количество угля добывает Бразилия. Угольные шахты есть на северо-западе Венесуэлы и на территории Чили. Добытый в них уголь доставляли для работы пароходов.
В недрах материка содержится пятая часть мировых запасов железной руды, основная часть которых находится в Бразилии и Венесуэле. Часть руды используется на местных металлургических предприятиях, другая часть идет на экспорт.
Бразильские месторождения руды находятся в штатах Минас-Жерайс, Пара, Мату-Гросу-ду-Сул.
Железная руда Венесуэлы, запасы которой сосредоточены у подножия Гвианского нагорья, имеет высокий процент содержания железа. Есть железные руды в Перу и Чили.
Марганцевые руды известны в бразильских штатах Амапа, Минас-Жерайс и в горной Боливии. В меньших количествах марганцевые руды есть в Аргентине, Чили, Эквадоре, Уругвае.
Такие руды как кобальт, хромит, никель встречаются в Перу, на востоке Бразилии, в центральной и северной части аргентинских Анд, правда, в очень маленьких количествах.
По запасам молибдена, после США, выделяется Чили.
Руды цветных металлов на материке распределяются тоже неравномерно. Из них выделяется медь, запасы которой составляют четверть мировых и почти все они размещаются в Чили и Перу.
В число крупнейших мировых производителей олова входит Боливия, находящаяся в первой пятерке стран. Встречаются оловянные руды в западном бассейне Амазонки на территории Бразилии.
Многие страны материка имеют запасы свинца и цинка, но самые крупные месторождения этих руд сосредоточены в Перу, Бразилии, горной части Боливии и в северных Андах Аргентины.
В Гайане и Суринаме добывают бокситы, есть они в Венесуэле и Бразилии.
Замечание 3
В свое время Южная Америка была источником золота и серебра для европейских стран, но в XXI веке вклад региона в мировое производство золота стал незначительным.
Особо охраняемые природные территории Южной Америки
Проблема охраны природы в последние годы охватила большинство южноамериканских стран.
Государства материка обратили особое внимание на необходимость сохранения нетронутой ещё природы на отдельных участках – создание национальных парков, заповедных зон, резерватов и многих других форм охраняемых территорий.
Так, например, с 1966 по 1971 годы в Бразилии количество национальных парков увеличилось в два раза. В стране существует около 30 резерватов, имеющих различное назначение.
Прежние национальные парки находились по юго-восточному побережью, а сегодня они охватили и внутренние районы государства. Их общая площадь составляет 100 тыс. га.
Многие резерваты Бразилии являются лабораторией для ученых под открытым небом, где ведутся научные исследования.
Большую известность приобрел исследовательский центр в резервате Сооретама у восточного побережья Бразилии, где проводятся исследования в отношении животного мира.
Резерват известен своими работами по зоологии.
Создаются в стране и морские национальные парки. Специалистам хорошо известен резерват и биологическая станция Барро-Колорадо на острове, расположенном в Панамском канале.
Начиная с 1923 г. здесь проводятся зоологические и ботанические исследования в отношении сохранившегося первичного тропического леса-гилеи и его обитателей, включая крупных животных.
Исследования проводятся и сегодня, только носят они уже комплексный биоценотический характер.
В неотропической гилее это единственное место, где в результате проведенных работ было:
- выяснена численность и биомасса наземных млекопитающих;
- получены данные о размерах первичной продуктивности;
- исследована динамика численности многих видов животных за длительный период;
- собран экологический материал.
Неудивительно, что это самая популярная среди ученых биологическая природная лаборатория.
Национальные парки Аргентины тоже имеют давнюю историю.
Как и в Бразилии в национальных парках страны проводятся интенсивные научные исследования, но сеть их расширяется медленнее.
В стране проявляется стремление все национальные парки приспособить к массовому рекреационному использованию.
В Венесуэле основная часть национальных парков тоже располагается вдоль побережья океана. Отличная сохранность тропических ландшафтов делает их очень популярными не только среди ученых, но и среди туристов.
Система особо охраняемых территорий значительно медленнее развивается в Колумбии, Боливии, Перу, Суринаме.
В этих и, многих других странах материка, только в последние годы были приняты реальные меры для охраны участков с сохранившейся первобытной природой.
В ряде стран о создании национальных парков объявлено чисто формально, и даже без определения их границ.
Надо сказать, что в Суринаме несколько лучше обстоят дела – здесь уже создано 12 резерватов и начаты исследования.
Источник
Особенности геологического строения Южной Америки
Миллионы лет назад существовал древний суперконтинент Гондвана. Он распался на три крупных блока литосферы, которые легли в основу четырех современных материков: Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки. О последней и пойдет речь в этой статье.
В геологическом строении Южной Америки хорошо прослеживается четкое отличие восточной и центральной частей от западной части континента.
Восток и центр материка расположены на старой докембрийской Южно-Американской платформе. На севере и востоке платформы имеются обширные участки выхода древнего кристаллического фундамента платформы на поверхность – Гвианский и Бразильский щиты.
Западная часть материка представлена складчатой областью, образованной в результате столкновения континентальной платформы и океанической литосферной плиты.
Океаническая плита прогибается и заходит под континентальную, образуя глубокий Перуанский прогиб (желоб) вдоль всего западного побережья.
Край континентальной плиты смят в складки. Вдоль всего западного края материка поднялись горы. Это область молодой – кайнозойской складчатости. Об этом свидетельствуют извержения вулканов и частые землетрясения. Идет активный процесс горообразования.
Западное побережье Южной Америки входит в состав «Тихоокеанского огненного кольца» – области активной сейсмической деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Платформенная часть материка в прошлом испытывала неоднократные погружения и поднятия. Об этом свидетельствуют отложения осадочных горных пород в т. ч. – морских отложений.
В настоящее время на платформенной части континента преобладают эрозионные процессы, усиленные хозяйственной деятельностью человека.
Особенности рельефа Южной Америки
Складчатая область на западе Южной Америки образует одну из крупнейших горных систем планеты – горы Анды. На языке индейцев это означает «медные горы».
Горы Анды тянутся вдоль побережья Тихого океана тремя параллельными горными хребтами. Многие вершины вздымаются выше $6000$ м над уровнем моря.
Высшая точка Южной Америки – г. Аконкагуа ($6960$ м).
Одновременно – это высшая точка всего западного полушария.
Много здесь и действующих вулканов. Самые известные из них – Котопахи, Руис, Сан-Педро.
В средней части горной системы находятся внутренние плоскогорья, высоты которых достигают $3500-4000$ м.
Платформенные участки Южной Америки представлены равнинами – низменностями и плоскогорьями.
Определение 1
Низменность – это участок равнины с абсолютными высотами до $200$ м.
Определение 2
Плоскогорье – это участок равнины с абсолютными высотами – более $500$ м.
Низменности Южной Америки – это Оринокская, Амазонская и Ла-Платская. Перепад высот здесь незначительный. Это – почти плоские равнины.
Замечание 1
Амазонская низменность – самая большая по площади низменность на земном шаре.
Благодаря морским отложениям, северные части равнин богаты нефтью.
На кристаллических щитах сформировались Бразильское и Гвианское плоскогорья. В результате древней тектонической деятельности, опускания и поднятия платформы сопровождались разломами земной коры, выходами лавы. Местами рельеф плоскогорий имеет вид столовых гор. Их сменяют пейзажи холмистых равнин, невысокие массивы, изрезанные ущельями.
Полезные ископаемые
С геологическим строением связано и распределение полезных ископаемых.
- На древних щитах расположены месторождения железных, марганцевых, урановых руд, бокситов, алмазов.
- Анды, оправдывая свое название, славятся медными рудами, месторождениями золота.
- На севере материка обнаружены крупные месторождения нефти.
- На пустынном западном побережье, благодаря особенностям климата, образовались месторождения натриевой селитры.
Центр материка (Амазонская низменность) – еще слабо изучена и освоена.
Источник
МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области»
Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка» в 7 классе. В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).
Конспект открытого урока по географии
Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»
Учитель:
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки
Развивающие
Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,
совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний
Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.
Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.
На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.
II. Опрос домашнего задания:
Рубрика «Пять минут у карты»
1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки
2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки
3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии
Вопросы для фронтального опросы параграфов:
1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).
2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).
3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)
4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).
5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).
6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?
(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).
III. Мотивация
Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:
(Слайд 1)
Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,
В переводе эта твердь.
Означает слово медь.
Тут в былые времена,
Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?
Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.
Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)
Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3)
Знал (примерные варианты) | Узнал | Хочу узнать (примерные варианты) |
Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. | Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д. |
«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»
Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.
IV. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4)
Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.
§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).
§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)
§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).
§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)
§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)
§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).
§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)
§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)
Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)
Групповая работа:
1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).
2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область — кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)
3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)
4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо — Американская, Тихоокеанская).
5. Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)
6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)
7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)
7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)
На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)
Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)
V. ФИЗМИНУТКА для глаз
Учитель: следите за семи передвижениями на экране
Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)
· Анды (Аконкагуа, 6960м.)
· Гвианское плоскогорье
· Бразильское плоскогорье
· Оринокская низменность
· Амазонская низменность
· Лаплатская низменность
Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.
Давайте немного остановимся на Андах.
Сообщение учащегося(Слайд 9-10).
Название «АНДЫ» от анта, на языке инков — медь, медные горы.
Анды — самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.
Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан — высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит.
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»: здесь много вулканов, часты землетрясения. (Слайд 11)
Полезные ископаемые. (Слайд 12)
Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?
Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).
Задание:
Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)
Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)
VI. Закрепление
VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.
Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)
1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе — кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)
2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)
3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы — осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)
Тест: (Слайд16)
1. Высшая точка Анд:
а)г. Чимборасо;
б)г. Аконкагуа;
в) г. Ильямпу;
2. Восток материка расположен на:
а) древней платформе;
б) молодой платформе;
в) границе литосферных плит;
3. Горы Анды протянулись на:
а)2000 км;
б)9000 км;
в) 7600 км;
4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:
а) их протяженность;
б) частые землетрясения;
в) оледенение;
5. Анды образовались на:
а) платформе;
б) границе литосферных плит;
в) материковой области;
6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:
а) Оринокская;
б) Бразильская;
в) Амазонская.
Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)
Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.
(слайд № 18)
Знал (примерные варианты) | Узнал | Хочу узнать (примерные варианты) |
Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. | Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др. | Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д. |
VIII. Домашнее задание (Слайд 19)
§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;
§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» — 1 группа уч-ся
§
IX. Подведение итогов урока
Рефлексия
На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:
1. Было ли тебе интересно на уроке?
2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?
3. Сумел ли ты применить свои знания?
4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?
Сообщение
Название «АНДЫ» от анта, на языке инков — медь, медные горы.
Анды — самая длинная в мире горная цепь, 9000км.
Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан — высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит.
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»: здесь много вулканов, часты землетрясения.
Карточка № 1
Нанести на к/к «АФРИКИ»:
1.м. Бен-Секка
2. м. Игольный
3. м. Альмади
4. м. Рас-Хафун
5.Средиземное море
6. Гвинейский з-в
7. Красное море
8. Баб-эль-Мандебский пролив
Карточка № 2
Нанести на к/к «Австралии»:
1. м. Йорк
2. м. Саут-Ист-Пойнт
3. м. Саут-Ист-Кейп
4. м. Стип Пойт
5. м. Байрон
6. залив Карпентария
7. Бассов пролив
8. О. Тасмания
Карточка № 3
Нанести на к/к «Южной Америки»:
1. М. Галиньяс
2. М. Фроуард
3. М. Горн
4. М. Париньяс
5. М. Кабу-Бранку
6. Карибское море
7. Залив Ла-Плата
8. Панамский канал
ДА | ДА |
ДА | ДА |
ДА | ДА |
ДА | ДА |
ДА | ДА |
НЕТ | НЕТ |
НЕТ | НЕТ |
НЕТ | НЕТ |
НЕТ | НЕТ |
НЕТ | НЕТ |
Знал | Узнал | Хочу узнать |
Знал | Узнал | Хочу узнать |
Знал | Узнал | Хочу узнать |
Знал | Узнал | Хочу узнать |
Источник