Мазут это полезное ископаемое или нет

Мазут это полезное ископаемое или нет thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2020;
проверки требует 1 правка.

Мазу́т — жидкий продукт тёмно-коричневого, иногда чёрного цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С.

Свойства[править | править код]

Мазут представляет собой смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40 °С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4—40,7 МДж/кг. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в таблице 1.

СмолыАсфальтеныКарбены и карбоиды
Мазут атмосферной перегонки
Малосернистая нефть14,00,10,03
Мазут вторичной переработки10,28,40,9

Зольность мазутов преимущественно обусловлена содержанием кислородсодержащих соединений, содержащих катионы металлов. Некоторая доля золы образуется из взвешенных частиц (преимущественно силикаты и диоксид кремния). При переходе к более вязким мазутам содержание взвешенных частиц и коллоидных частиц повышается. Зола является крайне нежелательным компонентом продуктов сгорания мазутов, так как забивает форсунки, ускоряет коррозию оборудования, ухудшает экологическую обстановку в регионе и требует периодической остановки и чистки оборудования котельных установок. Наибольшей опасностью отличаются соединения ванадия (в золе представлены пятиоксидом ванадия V2O5), резко снижающие стойкость большинства сталей к высокотемпературной коррозии. Содержание оксида ванадия в золе большинства мазутов составляет порядка 5—50 %, и увеличивается по мере повышения содержания в мазуте серы. Сернистые соединения при сгорании образуют оксиды серы, которые также ядовиты и ускоряют коррозию за счет образования с водяным паром серной и сернистой кислот[1].

Применение[править | править код]

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления её дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350—420, 350—460, 350—500 и 420—500 °С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя:

  1. Мазут атмосферной перегонки нефти
  2. Гудрон
  3. Вакуумные газойли
  4. Экстракты масляного производства
  5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные)
  6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования
  7. Битумы
  8. Остатки висбрекинга
  9. Тяжелая смола пиролиза

Основные потребители мазута — промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство[источник не указан 455 дней].

Марки[править | править код]

М-40[править | править код]

Мазут М-40 вырабатывается по ГОСТ 10585 — 99 «Топливо нефтяное. Мазут» (стандарт на печное и котельное топливо), и классифицируется как среднее котельное топливо. Для М-40 температура застывания допускается не выше +10 °С, а при приготовлении из высокопарафинистых нефтей не выше +25 °С.
Топочный мазут М-40 производится из остатков переработки нефти. Для снижения температуры застывания в М-40 до 10 °С добавляют 8 — 15 % среднедистиллятных фракций. Используется для сжигания в отопительных установках, в теплогенераторах (используемых в сельском хозяйстве для сушки зерна и фруктов)[2].

М-100[править | править код]

Мазут М-100 (топливо) вырабатывается на базе остатков атмосферной и вакуумной перегонки с добавлением тяжелых газойлевых фракций, регламентируется тем же ГОСТ 10585—2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия». Используется в качестве котельного топлива для различных отопительных систем, печей, систем парового отопления и технологических установок. Отличается от М-40 вязкостью, а также наличием в его составе различных видов добавок: дизельного топлива, депрессорных присадок, керосиновых фракций и пр.[2]

Экспорт из России[править | править код]

Мазут занимает четвёртое место после нефти, газа и дизельного топлива в структуре экспорта России (в денежном выражении)[источник не указан 455 дней].

  • В 2005 году из России было экспортировано 45,8 млн тонн мазута на 10,2 млрд долл.[1].
  • В 2006 — 47,5 млн тонн на 13,7 млрд долл. [2].
  • В 2007 — 55,6 млн тонн на 18,2 млрд долл. [3].

Литература[править | править код]

  • Геллер З. И. Высоковязкие мазуты как котельное и печное топливо. М.: Гостоптехиздат, 1959. — 216 с.
  • Сергиенко С. Р. Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964.
  • Геллер З. И. Мазут как топливо. М.: Недра, 1965. — 495 с.
  • Энглин Б. А. Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980.
  • ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия, Минск (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Мазут на «Инженерной энциклопедии»
  • ГОСТ 10585-99. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия. Дата обращения 31 мая 2013.
  • Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Дата обращения 31 мая 2013.

Источник

Мазут, химический состав, свойства и применение.

Мазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нетМазут это полезное ископаемое или нет

Мазут – это горючая вязкая жидкость, горючее топливо. Представляет собой остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350-360 °С.

Мазут, как топливо

Химический состав мазута

Марки и виды мазута

Требования ГОСТ  к физико-химическим показателям мазута

Физические свойства мазута. Температура застывания, вспышки, воспламенения и самовоспламенения мазута

Применение мазута

Другие виды топлива: биодизель, биотопливо, газойль, горючие сланцы, керосин, лигроин, мазут, нефть, попутный нефтяной газ, природный газ, свалочный газ, сланцевая нефть, сланцевый газ, синтез-газ

Мазут, как топливо:

Мазут (с арабского «мазхулат» – «отбросы») – жидкий продукт тёмно-коричневого или черного цвета. Мазут – это горючая вязкая жидкость, горючее топливо.

Мазут представляет собой остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350-360 °С. Также мазут получают из каменного угля и  горючих сланцев, однако такое производство развито в небольших объемах.

Основным показателем качества мазута при его маркировке является вязкость, определяющая условия заполнения и слива баков, цистерн, танкеров и других емкостей, транспортирования мазута по трубопроводам, подачи его в топочное пространство печей и т.д. Вязкость мазута оценивается в единицах условной вязкости (°ВУ) и определяется отношением времени непрерывного истечения 200 мл мазута при заданной температуре к времени истечения такого же объема дистиллированной воды при температуре 20 °С. Вязкость мазута зависит от температуры, плотности и смолистости. При низких температурах вязкость мазута значительно возрастает, поэтому слив его из емкостей и перекачка по трубопроводам могут проводиться только после предварительного подогрева топлива.

Плотность мазута колеблется в пределах 0,89-1,02 г/см3 и повышается с увеличением вязкости. Чем меньше плотность мазута, тем легче и быстрее отделяются от него вода и механические примеси.

Мазут обладает высокими загрязняющими свойствами. При сжигании мазута на открытом пространстве выделяется значительное количество черной копоти, которая наносит ущерб окружающей среде и токсична для человека.

Химический состав мазута:

Мазут по своему химическому составу представляет собой смесь различных углеводородных и неуглеводородных компонентов:

– углеводородов с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль,

– нефтяных смол с молекулярной массой от 500 до 3000 и более г/моль,

– асфальтенов,

– карбенов,

– карбоидов,

– органических соединений, содержащих металлы (ванадий V, никель Ni, железо Fe, магний Mg, натрий Na, кальций Ca).

Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени ее переработки – отгона дистиллятных фракций.

Ниже в таблице приводится элементный состав мазута:

Наименование химического элемента:%% содержание
Углерод, С83-87
Водород, Н10-12
Сера, S1-3,5
Азот и кислород, N + O0,2-1,9
и прочие примеси (включая воду и механические примеси)

Марки и виды мазута:

В соответствии с ГОСТом 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» в зависимости от назначения установлены следующие марки мазута:

– флотский Ф5,

– топочный 40,

– топочный 100.

Обозначение мазута включает в себя:

– для мазута флотского – марку и массовую долю серы. Например, мазут флотский Ф5, 1,50% по ГОСТ 10585-2013,

– для мазутов топочных – марку, массовую долю серы, зольность и температуру застывания. Например, мазут топочный 100, 2,00%, малозольный, 25 °С по ГОСТ 10585-2013.

По уровню содержания серы мазут подразделяется на малосернистый – не больше 0,5 % серы, сернистый – до 1 % и высокосернистый – до 3,5 %.

Требования ГОСТ  к физико-химическим показателям мазута:

ГОСТом 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» установлены следующие требования к физико-химическим показателям мазута:

Наименование показателяЗначение для марки 
флотский Ф5топочный 40топочный 100
Вязкость кинематическая, мм2/с, не более:
при 50 °С36,20
при 80 °С59,00
при 100 °С50,00
или
вязкость условная при 100 °С, градусы ВУ, не более6,80
Зольность, %, не более, для мазута:
малозольного0,040,05
зольного0,050,120,14
Массовая доля механических примесей, %, не более0,100,51,0
Массовая доля воды, %, не более0,31,01,0
Содержание водорастворимых кислот и щелочейОтсутствие
Массовая доля серы, %, не более
1,000,500,50
1,501,001,00
1,501,50
2,002,00
2,502,50
3,003,00
3,503,50
Коксуемость, %, не более6,00
Содержание сероводорода, ppm (мг/кг), не более1010
Температура вспышки, °С, не ниже:
в закрытом тигле80
в открытом тигле90110
Температура застывания, °С, не вышеМинус 51025
для мазута из высокопарафинистых нефтей2542
Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), кДж/кг, не менее, для мазута с содержанием серы, %:41454
0,50, 1,00, 1,50, 2,004074040530
2,50, 3,00, 3,503990039900
Плотность при 15 °С, кг/м3, не более958,3Не нормируется. Определение обязательно
Выход фракции, выкипающей до 350°С, % об., не более221717

Физические свойства мазута. Температура застывания, вспышки, воспламенения и самовоспламенения мазута:

Наименование параметра:Значение:
Цветтёмно-коричневый или черный
Запахслабый запах нефти
Плотность мазута (при 20 °C и атмосферном давлении 1 атм.), кг/м3890-1020
Вязкость мазута (мм²/с (при 100 °C)8-80
Температура застывания мазута*, °Cот -5 до 42 (в зависимости от марки)
Температура воспламенения мазута**, °Cот 91 до 155
Температура самовоспламенения мазута, °Cоколо 350
Температура вспышки мазута***, °Cот 80 до 112
Взрывоопасные концентрации смеси паров мазута с воздухом, % объёмныхот 1,4 до 8
Удельная теплота сгорания, МДж/кг39,9-41,4

Примечание:

* – температура застывания — это температура, при которой нефтепродукт теряет подвижность в условиях испытания. Температурой застывания считают температуру, при которой уровень нефтепродукта в стандартной плоскодонной пробирке при ее наклоне под 45° не меняет своего положения в течение 1 минуты;

** – температура воспламенения – это температура горючего вещества, при которой оно выделяет горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника зажигания возникает устойчивое горение;

*** – температура вспышки называют такую температуру, при которой пары нефтепродукта образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней огня.

Применение мазута:

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей, в двигателях морских судов и тепловозов.  Мазут является ценным сырьем для химической промышленности.

Другие виды топлива:

– биодизель,

– биотопливо,

– газойль,

– горючие сланцы,

– керосин,

– лигроин,

– мазут,

– нефть,

– попутный нефтяной газ,

– природный газ,

– свалочный газ,

– сланцевая нефть,

– сланцевый газ,

– синтез-газ.

Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com

карта сайта

чем отмыть отстирать мазут топливо с одежды м 100 2 40 в домашних условиях цена топочный температура гост
куплю нефть масла бензин дизельный мазут резервуар дизельное топливо
пятна тонна характеристики перегонка цистерна вязкость хранение стоимость мазута переработка плотность подогреватель сжигание виды мазута воды
котел куртка в на мазуте
чем вывести выводить оттереть очистить мазут

Коэффициент востребованности
5 284

Источник

Мазу́т (возможно, от арабского «мазхулат» — «отбросы») — жидкий продукт тёмно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С.

Свойства

Мазут представляет собой смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40°С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4—40,7 МДж/моль. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в таблице 1.

СмолыАсфальтеныКарбены и карбоиды
Мазут атмосферной перегонки
*Малосернистая нефть14,00,10,03
Мазут вторичной переработки10,28,40,9

Зольность мазутов преимущественно обусловлена содержанием кислородсодержащих соединений, содержащих катионы металлов. Некоторая доля золы образуется из взвешенных частиц (преимущественно силикаты и диоксид кремния). При переходе к более вязким мазутам содержание взвешенных частиц и коллоидных частиц повышается. Зола является крайне нежелательным компонентом продуктов сгорания мазутов, так как, забивает форсунки, ускоряет коррозию оборудования, ухудшает экологическую обстановку в регионе и требует периодической остановки и чистки оборудования котельных установок. Наибольшей опасностью отличаются соединения ванадия (в золе представлены пятиоксидом ванадия V2O5), резко снижающие стойкость большинства сталей к высокотемпературной коррозии. Содержание оксида ванадия в золе большинства мазутов составляет порядка 5—50 %, и увеличивается по мере повышения содержания в мазуте серы. Сернистые соединения при сгорании образуют оксиды серы, которые так же ядовиты и ускоряют коррозию за счет образования с водяным паром серной и сернистой кислот[1].

Применение

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления её дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350—420,
350—460, 350—500 и 420—500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя:
1. Мазут атмосферной перегонки нефти
2. Гудрон
3. Вакуумные газойли
4. Экстракты масляного производства
5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные)
6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования
7. Битумы
8. Остатки висбрекинга
9. Тяжелая смола пиролиза

Основные потребители мазута — промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство.

Экспорт из России

Мазут занимает четвёртое место после нефти, газа и дизельного топлива в структуре экспорта России (в денежном выражении).

  • В 2005 году из России было экспортировано 45,8 млн тонн мазута на 10,2 млрд долл.[1].
  • В 2006 — 47,5 млн тонн на 13,7 млрд долл. [2].
  • В 2007 — 55,6 млн тонн на 18,2 млрд долл. [3].

Литература

  • Сергиенко С. Р., Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964.
  • Энглин Б. А. Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980.
  • ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия, Минск (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)

Примечания

Ссылки

  • Мазут на «Инженерной энциклопедии»
  • ГОСТ 10585-99. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия. Проверено 31 мая 2013.
  • Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Проверено 31 мая 2013.

Источник

  1. Химическая энциклопедия

МАЗУТ (возможно, от араб. махзулат — отбросы)

жидкий продукт темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350–360 °C. М. — смесь углеводородов (мол. м. 400–1000), нефтяных смол (мол. м. 500–3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и орг. соед., содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физ.-хим. свойства М. зависят от хим. состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются след. данными: вязкость 8–80 мм2/с (при 100 °C), плотн. 0,89–1 г/см3 (при 20 °C), т. заст. 10–40 °C, содержание S 0,5–3,5%, золы до 0,3%, низшая теплота сгорания 39,4–40,7 МДж/кг. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в М.:

мазут

М. применяют в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и пром. печей (см. котельные топлива). Выход М. составляет ок. 50% по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления ее переработки М. во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350–420, 350–460, 350–500 и 420–500 °C. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки М. используют для переработки на установках термич. крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и битума (см. гудрон).

Лит.: Сергиенко С. Р., Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964; Энглин Б. А., Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980.

А. Ф. Горенков

Источник:
Химическая энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. мазут —
    орф. мазут, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  2. мазут —
    Турецкое – mazut. Арабское – mahzulat (отходы). Слово «мазут», означающее «отходы при переработке нефти», пришло в русский язык из арабского через турецкий в конце XIX в. Производное: мазутный.
    Этимологический словарь Семёнова
  3. мазут —
    мазут м. Густые маслянистые остатки нефти, получаемые после выделения из неё керосина, бензина и газойля.
    Толковый словарь Ефремовой
  4. Мазут —
    См. Нефть, Нефтяные остатки.
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. мазут —
    Заимств. из турецк. яз., где mazut восходит к араб. mahzulāt «отходы» (после переработки нефти в бензин). В словарях отмечается с конца XIX в.
    Этимологический словарь Шанского
  6. мазут —
    МАЗУТ -а; м. Маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина (применяются как жидкое моторное топливо). Измазаться в мазуте. Бочка мазута. М. для трактора. Котельная на мазуте (использующая мазут в качестве топлива). ◁ Мазутный, -ая, -ое.
    Толковый словарь Кузнецова
  7. мазут —
    Мазута, мн. нет, м. [от араб. makhzulat – отбросы] (тех.). Нефтяные остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина; то же, что горючее масло. Топливный мазут.
    Большой словарь иностранных слов
  8. Мазут —
    (тюрк.) остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива. В зависимости от химического состава и свойств…
    Большая советская энциклопедия
  9. мазут —
    МАЗ’УТ, мазута, мн. нет, ·муж. (от ·араб. makhzulat — отбросы) (тех.). Нефтяные остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина; то же, что горючее масло. Топливный мазут. Смазочный мазут. Мазут масляный.
    Толковый словарь Ушакова
  10. мазут —
    сущ., кол-во синонимов: 3 мазутоснабжение 2 нефтепродукт 18 топливо 48
    Словарь синонимов русского языка
  11. мазут —
    мазу́т «отходы при переработке нефти». Согласно Ушакову (2, 118), из араб. makhzulat «отбросы», возм., через тюрк. Но диал. мазу́тина «грязное, жирное пятно» – от ма́зать.
    Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. мазут —
    Мазут, мазуты, мазута, мазутов, мазуту, мазуту, мазутам, мазут, мазуты, мазутом, мазутами, мазуте, мазутах
    Грамматический словарь Зализняка
  13. МАЗУТ —
    МАЗУТ (тюрк.) — густая жидкость темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций. Плотность 0,89-1,00 г/см3, теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/кг.
    Большой энциклопедический словарь
  14. мазут —
    МАЗУТ, -а, МАЗУТЧИК, -а, м. Тот, кто служит в войсковых подразделениях, имеющих черные погоны. Вон мазуты шлепают (идут). Возм. из арм.
    Толковый словарь русского арго
  15. мазут —
    -а, м. Маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина.
    Малый академический словарь
  16. Мазут —
    Тяжелые фракции или остатки перегонки сырой нефти; или смеси этих продуктов, предназначенные для использования в качестве горючего для получения тепла или энергии (Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефти).
    Экологические термины и определения
  17. мазут —
    МАЗУТ, а (у), м. Густые маслянистые остатки, получаемые после перегонки нефти. | прил. мазутный, ая, ое.
    Толковый словарь Ожегова
  18. мазут —
    Мазу́т/.
    Морфемно-орфографический словарь
  19. мазут —
    МАЗУТ а, м. mazout m. <�араб. makhzulat отбросы. рус. 1906. Лексис. 1. Нефтяные маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти бензина, газолина, керосина. Ож. 1986.
    Словарь галлицизмов русского языка

Мазут это полезное ископаемое или нет

Источник