Место налога на добычу полезных ископаемых
Все, кто занимается добычей полезных ископаемых, платят государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как его рассчитать и когда платить?
Что такое НДПИ и кто его платит?
НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии.
Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
добытые из недр на территории РФ;
извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Какие есть налоговые ставки?
Есть два вида налоговых ставок НДПИ:
Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.
Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.
Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:
полезных ископаемых в части нормативных потерь;
попутного газа;
полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.
Что относится к налоговой базе?
Налоговой базой является:
количество добытых полезных ископаемых при добыче:
нефти
природного газа
газового конденсата
угля
многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:
исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.
Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?
Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:
1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:
2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:
3. Выручка рассчитывается следующим образом:
Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного
Или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого
Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке
Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.
Прямые расходы:
материальные расходы;
расходы на оплату труда;
расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
суммы страховых взносов.
Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.
Косвенные расходы:
прочие материальные расходы;
расходы на ремонт основных средств;
расходы на освоение природных ресурсов;
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.
Как рассчитать сумму налога?
Все просто:
Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка
Когда платить налог?
По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Какие есть особенности?
Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.
Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Что будет нового?
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Комментарии для сайта Cackle
Статья была полезна?
Да
Нет
100% читателей считают статью полезной
Источник
ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, УЧЕТ
Ф.С. Агузарова
УДК: 336.22
Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации
На основе проведенного анализа автор выявляет актуальные проблемы, имеющиеся в российской налоговой практике в настоящее время. В работе подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является важным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Отмечается, что Российская Федерация обладает масштабными природно-минеральными богатствами, и поэтому задачи налоговой политики государства формируются с учетом состояния природно-ресурсного компонента. Исследователем выявлены отдельные проблемы в отношении таких элементов налога на добычу полезных ископаемых, как объект налогообложения, налоговые льготы. В качестве рекомендаций предлагается создание стимулов для освоения новых месторождений, характеризующихся более значительными затратами, сложными геологическими условиями. Обозначенные трудности предлагается решать, рассматривая каждый случай отдельно.
Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, природные ресурсы, налог на дополнительный доход
Налог на добычу полезных ископаемых является важным элементом налоговой системы и системы налогообложения природных ресурсов. Во многом, задачи налоговой политики государства формируются в зависимости от современного состояния природно-ресурсного компонента. По объему добычи полезных ископаемых и их общей стоимости наша страна занимает лидирующие позиции в мире [3, с. 39]. Тем не менее, сегодня российская экономика находится в поиске новых точек роста, постепенно отходя от сырьевого вектора. Изменения в экономике в части добычи полезных ископаемых отражаются на динамике налоговых поступлений. Зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов понемногу сокращается. [2, с. 79]. Эта динамика была спровоцирована снижением среднегодовой цены нефти с более чем 100 долларов за баррель в 2014 году до 40 долларов за баррель в ценах 2017 года. При этом цена нефти за баррель подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года [12, п. 4]. Вместе с тем доля доходов от
© Ф. С. Агузарова, 2017
сбора налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации за 2015 год существенна (таблица 1).
Таблица 1
Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год
Наименова- Бюджеты бюджетной Федеральный Бюджет субъектов
ние показа- системы Российской бюджет Российской Федерации
теля Федерации
исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,
млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %
Доходы всего 26922,1 100,0 13659,2 100,0 9308,2 100,0
в том числе:
Налоговые 15516,0 57,6 8590,5 62,9 6925,1 74,4
доходы
из них:
НДПИ 3226,8 12,0 3160,0 23,1 66,8 0,7
Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год, расчеты автора
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации вместе составляет консолидированный бюджет Российской Федерации (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Из всех доходов бюджетной системы, исполненных в сумме 26922,1 млрд рублей, налоговые доходы составляют менее 60% — 15516 млрд рублей, из которых 3226,8 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Из них 3160 млрд рублей поступило в федеральный бюджет, и 66,8 млрд рублей — в бюджеты субъектов Российской Федерации. Удельный вес исследуемого налога в консолидированном бюджете равен 12%. Доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете составляет 23,1%, а в бюджетах субъектов Федерации— 0,7%.
Покажем НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 1)
На рисунке 1 видно, что в 2015 году НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более одной восьмой части всех поступлений. Наиболее существенна его доля в федеральном бюджете (около 25% всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен.
Отобразим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 2).
На рисунке 2 видно, что в 2015 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете он занял более трети всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.
Бюджеты БС РФ ФБ РФ БС РФ
Доходы всего
НДПИ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Рисунок 1
НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год.
Рисунок 2
Поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год
В связи с экономической ситуацией в России, связанной со снижением цены на нефть, НДПИ в последнее время имеет тенденцию к сокращению (таблица 2).
Таблица 2
Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год
Наименование Бюджеты бюджетной Федеральный бюд- Бюджет субъектов
показателя системы Российской Федерации жет Российской Федерации
исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,
млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %
Доходы всего 28181,5 100,0 13460 100,0 9923,8 100,0
втом числе:
Налоговые до- 22635,0 80,3 8734,2 64,9 1586,3 16,0
ходы, из них:
НДПИ 2929,4 10,4 2863,5 21,3 65,9 0,7
Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год, расчеты автора.
В 2016 году доходы бюджетов бюджетной системы исполнены в сумме 28181,5 млрд рублей против 26922,1 млрд рублей в 2015 году. В том числе налоговые доходы исчисляются суммой в 22635 млрд рублей. В 2015 году — 15516,0 млрд рублей, из которых 2929,4 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Показатели исполнения данного налога сократились на 297,4 млрд рублей (3226,8 млрд рублей в 2015 году— 2929,4 млрд рублей в 2016 году). Из 2929,4 млрд рублей в федеральный бюджет зачислено 2863,5 млрд рублей, в бюджеты субъектов — 65,9 млрд рублей. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых понизился до 10,4% против 12% аналогичного показателя 2015 года. В федеральном бюджете доля налога также сократилась и составила 21,3%. Что касается доли налога в бюджетах субъектах, то она не изменилась и составила 0,7% [1, с. 168].
Изобразим графически поступления НДПИ в с трук туре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 3).
На рисунке 3 видно, что в 2016 году показатели исполнения НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сократились. По-прежнему наиболее значима его доля в федеральном бюджете (более чем одна четвертая часть всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен. [7, с. 9].
Рассмотрим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 4).
На рисунке 4 видно, что в 2016 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете, как и в 2015 году, НДПИ занял примерно треть всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.
Рассмотрим динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему Российской Федерации за 2015—2016 годы (рисунок 5).
Рисунок 3
Поступления НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей) Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2016 год
1 Бюджеты БС РФ 1ФБРФ
2929,4 2863’5
65,9
НДПИ
22634,9
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
I
Налоговы доходы всего
Рисунок 4
НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей). Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год
Рисунок 5
НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015—2016 годах (млрд рублей).
Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015—2016 годы.
На рисунке 5 видно, что показатели исполнения по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году сократились. Удельный вес поступлений налога зачисляется в федеральный бюджет: 97,7% в 2015 году и 97,8% в 2016 году. Следовательно, в бюджетах субъектов Федерации в2015и2016 годах доля налога на добычу полезных ископаемых равна 2,1% и 2,2% соответственно.
Таким образом, проведенный нами анализ подтвердил, что налог на добычу полезных ископаемых имеет существенное значение для экономики нашего государства, даже несмотря на сокращение поступлений. В действующей российской практике наблюдаются некоторые проблемы налогообложения добычи полезных ископаемых, решение которых повлечет повышение поступлений в бюджетную систему. Это прежде всего проблемы, связанные с самой оценкой стоимости добытых полезных ископаемых [6, с. 21]. По отдельным полезным ископаемым мы предлагаем рассмотреть возможность введения налога на дополнительный доход. Возникают трудности с отсутствием комплексной дифференциации НДПИ в зависимости от горнотехнических, природно-географических и экономических условий освоения и разработки месторождения. Именно такая дифференциация способна содействовать привлечению инвестиций в разработку труднодоступных и низкорентабельных месторождений, что достаточно часто встречается в практической деятельности. Кроме того, разумно создать стимулы освоения совершенно новых месторождений, характеризующихся более
значительными затратами и сложными геологическими условиями, например путем предоставления налоговых льгот. [8, с. 245]. При этом не следует забывать о целесообразности поиска других ресурсов и резервов наращивания доходной базы бюджетов бюджетной системы.
Также полагаем, что необходимо выработать механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации по повышению доходной и, соответственно, налоговой базы ресурсодобывающих предприятий, в том числе за счет передачи части налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Агузарова Ф. С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4 (17). С. 165-173.
2. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Реформа системы налогообложения нефтегазового сектора российской экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 75-80.
3. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 38-43.
4. Германова М.А. Объект НДПИ: коллизии правового регулирования // Право и экономика. 2016. № 4 (338). С. 55-59.
5. Журавлев М.А. Налоговая политика государства в газовом секторе // Economics. 2016. № 7 (16). С. 53-57.
6. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.
7. Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2002 по 2016 гг. // Инновационная экономика. 2016. № 2 (7). С. 9.
8. Палювина А. С., Каширина М.В. Совершенствование системы налоговых льгот при расчёте НДПИ в РФ // Финансовое право и управление. 2016. № 3. С. 241-246.
9. Хапсаева Р.Б. Теоретические аспекты формирования бюджетных расходов в регионе // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1267-1269
10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region // La Pensee (Paris). 2014. Т. 76. № 10. С. 2-12.
11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E. V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).
12. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6e24 87a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (дата обращения: 14 декабря 2017 года).
References
1. Aguzarova F.S. The Strengthening of sub-Federal budgets of the Russian Federation on the basis of value added tax. EHkonomika. Biznes. Banki [Economy. Business. Banks], 2016, no. 4 (17), pp. 165-173 (in Russian).
2. Artemenko D.A., Artemenko G.A. Reform of the taxation of the oil and gas sector of the Russian economy. Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [The State and municipal management. Proceedings of the SKAGS], 2017, no. 2, pp. 75-80 (in Russian).
3. Bulanceva M.V., Kudryavtseva N.Y. Tax on extraction of mineral resources: expectations and reality. EHkonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij [Economics and innovations management], 2016, no. 1 (52), pp. 38-43 (in Russian).
4. Germanova M.A. The Object is met: collisions of legal regulation. Pravo iehkonomika [Law and Economics], 2016, no. 4 (338), pp. 55-59 (in Russian).
5. Zhuravlev M.A. State Tax policy in gas sector. Economics [Economics], 2016, no. 7 (16), pp. 53-57 (in Russian).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Mishustin M.V. Growth Factors tax income: a macroeconomic approach. EHkonomicheskayapolitika [Economic policy], 2016, Vol. 11, no. 5, pp. 8-27 (in Russian).
7. Polovina A.S., Kashirina M.V. Improving the system of tax benefits in the calculation of mineral extraction tax in Russia. Finansovoe pravo i upravlenie [Finance and management], 2016, no. 3, pp. 241-246 (in Russian).
8. Ponkratov V.V. Formation and use of oil and gas Federal budget revenues in conditions of low energy prices and lack of budget rule. EHkonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right], 2016, no. 2, pp. 104-111 (in Russian).
9. Chapaeva R.B. Theoretical aspects of the formation of budget expenditures in the region. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 12, Vol. 6. pp. 1267-1269 (in Russian).
10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region. La Pensee (Paris), 2014, T. 76, no. 10, pp. 2-12 (in Paris).
11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E.V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).
12. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6 e2487a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (accessed December 14, 2017) (in Russian).
Источник