Минеральная вода полезное ископаемое 3 класс
АиФ Детская Энциклопедия № 9. Полезные ископаемые 29/10/2004
Что такое обыкновенная вода? Пусть это вам не покажется странным, ребята, но пресная вода… тоже минерал с известной всем формулой H2O. При плюсовой температуре он находится в жидком агрегатном состоянии, а при нуле градусов превращается в кристаллы льда (или кристаллические агрегаты, массу мелких кристалликов). А вот морскую воду, вероятно, можно сравнить уже не с минералом, а с горной породой: в ней растворена и соль натрия, и окислы многих химических элементов — минералов, в том числе сотни тысяч тонн золота и других металлов. Сегодня использовать это «полезное ископаемое» мы еще не можем: извлечение, к примеру, золота из морской воды очень и очень дорого и, как говорится, не рентабельно. Но уже сегодня кое-где в засушливых странах Ближнего Востока морскую воду используют: там работают опреснительные установки, превращающие ее в дефицитную в тех краях воду питьевую.
Подземные воды. Этот понятие в геологии объединяет всю воду, которая находится в почвах, глубоких слоях земной коры и даже в горных породах. Причем эта вода может быть в любом состоянии — твердом, жидком или газообразном. Таким образом, ископаемый лед вечной мерзлоты (вы знаете, что огромная часть поверхности нашей страны так промерзла во время оледенения, что до сих пор оттаять не может!) тоже относится к подземным водам. Но когда мы говорим о воде как полезном ископаемом, то обычно имеем в виду «воду как воду». Эта подземная вода может быть пресной или минеральной. Под землей иногда текут самые настоящие реки, плещутся огромные озера, запасов одного из которых хватит, чтобы напоить большой город. Пресная вода — настоящее полезное ископаемое. Даже словосочетание «месторождение вод» к большим подземным бассейнам вполне подходит. Многие предполагают, что напоить вдоволь, к примеру, Московскую область можно, используя воду нескольких подземных «морей», находящихся в окрестностях столицы.
Изучением, поиском и разведкой подземных вод занимаются специалисты-гидрогеологи. Для поисков и добычи этого столь необходимого людям полезного ископаемого бурятся скважины. Скважины, по которым вода поступает на поверхность земли самотеком, под напором, называются артезианскими (по имени французской провинции Артуа, где это свойство подземных вод использовали еще несколько сотен лет назад).
К особому виду подземных вод относятся воды минеральные, насыщенные полезными микроэлементами. Они могут быть и лечебными. Около больших месторождений минеральных вод построены курорты, возникли поселки и целые города, в названии которых есть слово «вода». Это и знаменитые Карловы Вары в Чехии, и наши Минеральные Воды, Кисловодск, Железноводск и другие. Некоторые минеральные воды содержат так много полезных веществ (бром, йод, калий, литий и др.), что их можно оттуда добывать, как из руды.
А еще в геологии есть понятие термальные воды. Обычно, их присутствие связано с вулканическими процессами, «подземным огнем». Самые известные термальные источники в нашей стране находятся на Камчатке. Многие из них изливаются на поверхность в виде настоящих фонтанов — гейзеров. Особенно много их в знаменитой на весь мир Долине гейзеров. А среди других государств «страной гейзеров» можно назвать Исландию. Термальные воды уже сегодня с успехом используются в этой стране для отопления жилищ и сельскохозяйственных теплиц; начинают такое делать и жители Камчатки.
Смотрите также:
- Артезианские воды →
- Подземные воды →
- Улетай, туча? →
Самое интересное в соцсетях
Источник
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Инфоурок
›
Окружающий мир
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые » (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Презентация составлена по материалам ИНТЕРНЕТА учителем начальных классов МБОУ «СОШ №24» г. Кемерово Аксёновой В.Я.
2 слайд
Описание слайда:
О каких горных породах и минералах вы слышали? А знаешь ли ты, как и где их человек использует?
3 слайд
Описание слайда:
Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Подберите синонимы к каждому из слов Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми? полезные ископаемые необходимые, нужные доставать, извлекать
4 слайд
Описание слайда:
Мы сделали открытие : Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
5 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
6 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Жидкие Твёрдые Газообра-зные торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы нефть, минеральная вода природный газ
7 слайд
Описание слайда:
Твердые: Торф Гранит Алмаз
8 слайд
Описание слайда:
Жидкие: Нефть Минеральная вода
9 слайд
Описание слайда:
Газообразные: Природный газ
10 слайд
Описание слайда:
Человек всё время занимается разведкой месторождений полезных ископаемых. Зачем ему это нужно?
11 слайд
Описание слайда:
Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые
12 слайд
Описание слайда:
Геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.
13 слайд
Описание слайда:
Археолог – это человек, который занимается раскопками древних вещей.
14 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА.
15 слайд
Описание слайда:
Горючие полезные ископаемые Нефть Природный газ Каменный уголь Торф
16 слайд
Описание слайда:
Торф— горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется для отопления жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
17 слайд
Описание слайда:
Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах.
18 слайд
Описание слайда:
Нефть. Изделия из нефти Духи Бензин Фотопленка Пластмасса
19 слайд
Описание слайда:
Работа с учебником с.18
20 слайд
Описание слайда:
Металлы и их сплавы Сталь Железо Серебро Медь Цветные металлы Черные металлы
21 слайд
Описание слайда:
Работа с учебником с.19
22 слайд
Описание слайда:
Некоторые СТРОИТЕЛЬНЫЕ полезные ископаемые вы сможете назвать самостоятельно Перечислите их.
23 слайд
Описание слайда:
Известняк —осадочная порода, образующаяся при участии живых организмов в морских бассейнах. У известняка нет блеска, он обычно белого цвета. Известняк используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
Глина – плотная горная порода. Используется в строительстве: из глины изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Образуется при разрушении различных горных пород. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой.
26 слайд
Описание слайда:
Работа с учебником с.21
27 слайд
28 слайд
Описание слайда:
Грани́т (итал. granito, от лат. granum — зерно) — кислая магматическая интрузивная горная порода. Состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд — биотита и/или мусковита.
29 слайд
30 слайд
Описание слайда:
Работа в тетради для самостоятельной работы с.5 № 5
31 слайд
Описание слайда:
Как на карте изображены месторождения полезных ископаемых? газ нефть соль железная руда уголь Медная руда
32 слайд
33 слайд
Описание слайда:
Для чего человеку нужны полезные ископаемые? В строительстве Гранит, песок, глина, известняк Топливо Каменный уголь, торф, газ В пищу Поваренная соль Удобрение торф, фосфориты Выплавляют чугун и сталь Из руд чёрных металлов Выплавляют цинк, медь( электроника) Из руд цветных металлов
34 слайд
Описание слайда:
Как добывают полезные ископаемые? При помощи буровых установок Нефть, природный газ В шахтах Каменный уголь, железную руду В карьерах Известняк, песок, глину
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: с.16-21 , пересказ
37 слайд
Описание слайда:
источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: https://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Преподаватель естествознания
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель экологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-871566
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник