Мягкий согласный звук в слове полезных
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Твердые и мягкие согласные | |
Твердые | перед гласными: а, о, у, э, ы. |
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан. | |
ж, ц, ш. | |
Мягкие | после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь. |
перед гласными: е, е, и, ю, я. | |
й, ч, щ. |
Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
- Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
- Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
- Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
- Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
- Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Источник
Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.
Узнаем, что такое мягкие согласные, как они образуются и какие пары составляют с твёрдыми согласными.
Согласные звуки отличаются друг от друга участием шума и голоса. По соотношению голоса и шума согласные звуки делят на звонкие и глухие. Те согласные, которые состоят из шума и голоса, являются звонкими ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напротив, глухие согласные образуются с шумом, который появляется при прохождении струи воздуха через органы речи:
Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке.
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:
В первом слове звучит звонкий согласный [б], в образовании которого участвуют губы:
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.
Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость согласных обозначается специальным значком в виде запятой — апострофом. Звуки речи записываются соответствующими буквами в квадратных скобках. Апостроф пишется справа от буквы, обозначающей мягкий звук, вверху:
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’].
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц]. В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир [ж ы р]
- шёлковый [ш о л к а в ы й’]
- цитрус [ц ы т р ус].
Всегда мягкие согласные
В фонетике русского языка не имеют парного твёрдого согласного всегда мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’]. Они обозначаются апострофом независимо от того, какая гласная буква пишется за ними:
- йога [й’ о г а]
- лайка [л а й’ к а]
- чары [ч’ а р ы]
- чужой [ч’ у ж о й]
- щедрый [щ’ э д р ы й’]
- щупать [щ у п а т’].
После этих согласных не пишутся буквы «я», «ю», «ы».
Как определить мягкий согласный?
Кроме особого звучания, мягкий согласный можно определить в письменной речи. На мягкость согласного указывают следующие признаки:
1. после мягких согласных пишутся буквы «е», «ё», «и», «ю», «я»:
- лес [л’ э с]
- пёс [п’ о с]
- мир [м’ и р]
- плюшка [п л’ у ш к а]
- мята [м’ а т а].
Исключение составляют заимствованные слова, в которых согласные звучат твёрдо даже перед буквой «е»:
- дельта [д э л’ т а]
- ателье [а т э л’ й ‘э]
- теннис [т э н’ и с]
- кабаре [к а б а р э]
- кафе [к а ф э]
- энергия [э н э р г’ и й’ а]
2. мягкость согласных выражает особый значок, который не обозначает звука, — «ь»:
- косьба [с’]
- восемь [м’]
- якорь [р’]
- скользкий [л’]
3. согласные смягчаются перед некоторыми последующими мягкими согласными [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:
- жизнь [ж ы з’ н’]
- после [п о с’ л’ э]
- мостик [м о с’ т’ и к]
- зонтик [з о н’ т’ и к]
- бето́нщик [б’ и т о н’ щ’ и к]
- ворчу́н [в а р’ ч’ у н].
Этот фонетический процесс передачи мягкости одного звука другому называется уподоблением, или ассимиляцией (лат. assimilatio — «уподобление»).
Имеем в виду, что эта приобретённая мягкость согласных не передаётся в письменной речи.
После букв, обозначающих мягкие согласные звуки, мягкий знак не пишется в сочетаниях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.
Источник
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Рис. 1. Кот (Источник)
Рис. 2. Кит (Источник)
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
Рис. 3. Лук (Источник)
Рис. 4. Люк (Источник)
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Запись звуков
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.
Обозначение мягкости на письме
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
Список рекомендованной литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний (Источник)
- Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)
Сделай дома
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
- Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]).
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.
Источник