Музеи о полезных ископаемых в детском саду

Музеи о полезных ископаемых в детском саду thumbnail

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

Новоульяновский
детский сад общеразвивающего вида
«АБВГДейка»

Проект:
Создание мини-музея «Загадочный мир
камня»

Казанцева
Татьяна Александровна

МДОУ
Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель

г.Новоульяновск,
2015 г.

Проект :
Создание мини-музея «Загадочный мир
камня».

Вид
проекта
:
групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Форма
презентации
:
оформление мини-музея камня, экскурсия
в музей (проводят дети старшей группы)

Направление
естественно-научное, с элементами
краеведения.
Продолжительность
проекта:

долгосрочный .

Сроки
и место проведения проекта:

сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка»

Участники
проекта:

Дети старшей группы (5-6 лет), родители
воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность
проекта.
Еще
в дошкольном детстве ребенок должен
научиться ориентироваться в природе,
явлениях окружающей действительности,
общественной и собственной жизни. Чтобы
сформировать у детей целостное
представление об окружающем мире,
следует уделять больше внимания для
комплексного изучения живой и неживой
природы, экосистемы региона, страны в
целом. А давайте мы внимательно посмотрим
под ноги, поднимем и рассмотрим одно
из загадок природы – камень.
Мало
кто задумывался о том, что земля состоит
только из двух компонентов, камня и
воды. 
С
древних времен известна связь человека
с природой и с камнем. Камни и минералы-
это удивительные дары природы .Люди с
большим уважением относились к загадочным
и таинственным силам камней.

Знакомство
детей с полезными ископаемыми Ульяновской
области, добываемыми в карьерах города
Новоульяновска , просто камнями,
найденными на берегу нашей реки Волги,
способствует расширению кругозора
детей, умению устанавливать связи между
свойствами и признаками разнообразных
материалов, умению определять материалы,
из которых изготовлены предметы,
знакомству с профессиями людей.
Приобщение детей к экспериментальной,
исследовательской деятельности является
средством формирования у них
любознательности, интереса к природным
богатствам.

Знания,
приобретенные детьми в ходе проекта,
становятся достоянием их личного опыта.
Они получены в ответ на вопросы,
поставленные самими детьми в процессе
проектной деятельности. Самое
лучшее открытие то, которое ребенок
сделал сам.

Цель
проекта:
создание
условий для развития познавательных и
исследовательских способностей
воспитанников ,для формирования
целостного мировидения ребенка
дошкольного возраста средствами
эксперимента, итог- создание мини-музея
«Загадочный мир камня».

Задачи
проекта:

Формировать
навыки исследовательской деятельности,
направленной
на познание окружающего мира;

Развивать
умение определять материалы, из которых
изготовлены изделия из камня, обследовать
камни, называть их свойства и особенности,
классифицировать камни по их отличительным
признакам.

Формировать
интерес к объектам неживой природы и к
опытнической деятельности с ними.

Обогащать
словарный запас дошкольников,
активизировать мыслительные способности.

Формировать
нравственно-патриотические чувства к
родному краю, гордость за культурно-историческое
наследие.

Развивать
любознательность, интерес и бережное
отношение к разнообразным природным
ресурсам Ульяновской области и родного
города.

Содержание
проекта:

Проект
создания мини-музея «Загадочный мир
камней» знакомит детей старшего
дошкольного возраста с разнообразием
и свойствами разных камней, их
особенностями, значением и многообразном
использовании их человеком. У детей
развивается интерес к объектам неживой
природы, формируются нравственно-
патриотические чувства по отношению к
малой Родине.

Ход
проведения проекта

Раздел
программы

Виды
детской деятельности

Игровая
деятельность

Познавательное
развитие

Исследовательская
деятельность

Речевое
развитие

Продуктивная
деятельность

Работа с
родителями

Дидактические
игры с камнями на развитие сенсорных
способностей, мелкой моторики рук:

«Подбери
такой же камень», «Узнай на ощупь»,

«Мозаика
из камней», «Каменный лабиринт»,
«Выложи камешки по шаблону».

Настольно-печатные
игры:

«Что
из чего сделано», «Шашки», «Полезные
ископаемые», «Подбери камешек»
(закрепить названия природных и
искусственных камней).

Сюжетно-ролевые
игры: «Мы -геологи», «В пещере горного
короля», «В ювелирной мастерской», «
Мы- шахтеры».

Строительные
игры: «В Новоульяновском карьере»,

«Добыча
полезных ископаемых».

Подвижные
игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы»,
«Царь горы», «Найди свой камень».

Цикл
тематических занятий на тему: « «Камни-
это интересно», «Что такое полезные
ископаемые и как их добывают?», «Полезные
ископаемые Ульяновской области»,
«Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит-
камень, который приносит удачу», «
Камни, которые пишут», «Вулканические
камни», « Камни, рожденные морем».

«Значение
камней и их польза для людей», «Наш
цемзавод».

Изготовление
и оформление экспозиций мини-музея
«Загадочный мир камня».

Знакомство
с профессиями родителей: каменщик,
экскаваторщик в карьере (приглашены
с выступлениями в группе).

Создание
альбомов «Мир камней», «Камни из
которых строят», «Камни, которые лечат»

Сбор
коллекции камней. Рассматривание
коллекций камней.

Опыты
с камнями:

Соль
(вырастили кристаллы соли, соленая
вода не дает утонуть предмету), Вода
и камень (как вода разрушает камни),
Самый тяжелый и легкий (сравнение
камней по весу), Есть ли в камне воздух?
Каким камнем лучше всего рисовать на
асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему
говорят- крепкий, как камень», «Что
внутри горы?»
Экспериментальная
деятельность: Каким камнем лучше всего
рисовать на асфальте (мел, уголь,
графит)?.

Рассматривание
камней через лупу -Описать
“кто что видит” (кристаллики, трещинки,
узоры и т.д.)
.

Составление
детьми творческих рассказов «Хорошо
– плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если
б я стал камнем».

«Угадай
какой я камень нашел?» -составление
мини-рассказа описания найденного
камня.

Создание
и иллюстрирование альбома «Сказания
о камнях».

Видеофильмы
и диафильмы: «Малахитовая шкатулка»,
«Каменный цветок»,«Серебряное копытце»;

Чтение
книги «Приключения Мелочка »-авторская
книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск
;

Чтение-Н.И.Сладков
«Сушёные камни», «Похлебка из
камней»-итальянская сказка;
«Медведь-камень»-японская сказка,
Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова
«Сказка о гноме и камне-радуге»

Заучивание
детских стихотворений о камнях,
авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова,
С.Островский.

Изо-деятельность:
«Волшебные
превращение камней» (рисование по
замыслу) ,
рисование камешком на песке,

рисование
сюжета на камне, рисование песком,солью,

мелками
на асфальте, простыми карандашами.

Составление
панно и коллажа из камней.

Конструирование:
сооружение построек и поделок из
камней: «Дворец из камня», «Каменные
замки», «Домик Наф-Нафа».

Изготовление
макетов: «Вулканы и горы», «Камни
которые пишут», «Камни рожденные
морем», «Драгоценные камни», «Аммониты»,
«Симбирциты».

Оформление
мини -энциклопедии “Мир камней” для
детей- дошкольников.

Изготовление
поделок из природного камня «Что из
чего?»

Изготовление
настольных игр с использованием камней
«Крестики-нолики», «Пятнашки».

Выставка
совместных работ родителей и детей
из камня: «Каменные шедевры».

Встречи
с интересными людьми. Рассказ о
профессии.

Экскурсия
к реке Волга.

Оформление
в группе мини-музея «Загадочный мир
камней» (активная помощь родителей)
Презентация
музея (представляют дети).

Читайте также:  Полезные приложения и программы для андроид

Ожидаемый
результат:

У
детей сформированы представления о
свойствах камней, об особенностях их
внешнего вида, знания о пользе камней
в природе и жизни человека. Имеют
представления о том, как добывают камни
и как их используют, какими полезными
ископаемыми богата Россия ,Ульяновская
область,г.Новоульяновск. Проявляют

познавательные способности: демонстрируют
предпосылки поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы. Воплощают
идеи в творческой деятельности.

Использование
результатов:

Результатом
этого проекта стало приобретение детьми
навыков бережного, созидательного
отношения к окружающему миру, новых
знаний ,что позволило сформировать
предпосылки учебных и исследовательских
умений и навыков в соответствии с
основными линиями развития.

1.Голицын.М.С.
«Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд
– во АСТ, 2001г.

2.Дыбина.
О.В. Неизведанное рядом: Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников
/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
– Москва. Творческий центр, 2004.

3.
Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска /
О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр
2007

4.Иванова,
А.И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском
саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера,
2006.

5.Рыжова
Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина,
камни) М,2005г.

6.Рыжова
Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка
– Пресс, 2008г.

6.Тайны
природы (Школа семи гномов для занятий
с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство
Мозайка – Синтез 2008г.                     

7.Материалы
интернет-сайтов.

Источник

Виктория Меха
Экскурсия в геологический музей «Кристалл» для дошкольников.

Название экскурсии: экскурсия в геологический музей «Кристалл».

Тема: «Кладовые Земли».

Цель: изучить минералы (песок, соль, камни, познать окружающий мир.

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, камни, соль).

2. Развивать у детей познавательные способности средствами игр — экспериментирования со знакомыми минералами. Учить обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.

3. Дать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, соль в питании людей).

Читайте также:  Что такое кальян и полезен ли он

4. Знакомить детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, камнями.

5. Развивать у детей интерес к окружающему миру.

Основные термины и понятия: минералы, полезные ископаемые.

Оборудование:

• стол для песка;

• 2 лотка (1 – под песок, 2 — под мокрый песок);

• емкость для камней;

• естественные минералы – песок, камни, соль;

• емкости пластиковые (3 пластиковых стакана с водой);

• ложка;

• ведерко, совочки, формочки, пластмассовые;

• песочные часы;

• картинки земля внутри;

• картинки геологи их работа и оборудование;

• картинки земли из космоса;

• бумажный кораблик (5-6 шт.);

— ноутбук, экран, проектор;

— коллекция минералов и горных пород;

Форма проведения: игра – эксперимент, экскурсия – занятие.

Форма организационной деятельности: экскурсия.

Время проведения: 30мин.

Возраст: детские сады.

Кладовые земли.

Ребята знаете ли вы, какой формы наша земля?

(Круглая)

(Картинки земли внутри)

Слайд 1.

А если мы возьмем и разрежем ее пополам, как если бы мы разрезали персик.

Давайте рассмотрим, что у нее внутри.

Слайд 2.

Земля внутри.

Земля состоит из ядра, оно в самом центре, мантии она вокруг ядра. Далее идет земная кора, по которой мы с вами ходим. В земле много полезных ископаемых. По ходу нашей экскурсии мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми земли Урала. Так же с минералами и горными породами.

Основная часть

1. Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из глубины Земли или ее поверхности.

Слайд 3.

Песок- это полезное искапаемое земли. Полезное тем, что его используют например в строительстве.

Давайте проведем некоторые опыты с песком и узнаем его свойства.

Но прежде хочу вас познакомить со своими друзьями, это алмазики. Но они не простые они на самом деле живые. Они умеют рости, как мы с вами.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ.

Опыт № 1

Название: «Сыпучий песок».

Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка.

Оборудование: лоток с песком.

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпится.

Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз).

Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму.

Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.

Опыт № 2.

«Песок может двигаться»

Цель: показать детям способность песка двигаться.

Оборудование: лоток с песком.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сливы. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет». Дети тоже выполняют этот опыт.

Опыт № 3

«Песочные часы»

Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.

Оборудование: песочные часы.

Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.

Опыт № 4

«Свойства мокрого песка»

Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить.

Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.

Опыт № 5

«Песок в воде не растворяется»

Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

Оборудование: 1 стакан, песок.

Возьмите стакан с водой и положите в него немного песка, попробуйте размешать. Что получается? Растворился песок или нет?

Вместе с детьми сделать вывод, что песок не растворяется в воде.

Слайд 4. Глина.

Слайд 5. Каменный уголь.

Слайд 6. Соль.

ОПЫТЫ С СОЛЬЮ

Опыт № 1

«Соль растворяется в воде»

Читайте также:  Почему полезно пить стакан воды утром

Цель: показать растворимость соли в воде.

Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Вода стала соленая.

Соль используется при приготовлении пищи.

2. Геологи и их работа

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пу-стыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках.

(Картинки геологи их работа и оборудование) Так же у геологов не редко можно найти снимки земли из космоса. (Картинки земли из космоса).

3. Добыча полезных ископаемых

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карье-рах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

4. Минералы и горные породы

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соедине-ния минералов.

Слайд 7. Камни.

ОПЫТЫ С КАМНЯМИ

Опыт № 1

«Камни разной формы и цвета»

Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету.

Оборудование: камни разные, поднос.

Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни, отмечают особенности каждого камня.

Опыт № 2

«Камни тонут в воде»

Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду.

Оборудование: стакан с водой, камешки.

Дети кладут камешки в стакан с водой, видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. Ребята, камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.

Игра «Тонут-плавают»

Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, камней. В воде одни предметы тонут, другие плавают.

Оборудование: емкость с водой, камешек, бумажный кораблик (5-6 шт., песок.

Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые — тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают.

Игра-занятие «Раскопки»

Цель: познакомить детей с особенностями сухого песка, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лотки с песком, косточки животных (из гипса, ценные вещи (из гипса, кисточки.

Ход занятия:

Педагог засыпает гипсовые изделия песком, дети с кисточками должны медленными движениями раскапывать их. Ребята, обратите внимание, что песок сыпучий, а если бы он был мокрым, он был бы таким же сыпучим?

Затем подходим к витринам в музее, где расположены камни с отпечатками живых организмов.

Рассматриваем. Обсуждаем.

В горных породах и минералах не редко можно обнаружить следы костей животных.

Заключение

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Содержание практических заданий:

1. Опыты с песком.

2. Опыты с солью.

3. Опыты с камнями.

4. Игра «Тонут плавают»

5. Игра занятие «Раскопки».

Итоги экскурсии.

Ожидаемый результат:

Должны уметь формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, камни, соль).

Уметь обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.

Давать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, соль в питании людей).

Знать элементарные правила осторожного поведения в играх с песком, камнями.

Развить у детей интерес к окружающему миру.

Подготовила:

Педагог организатор: Меха Виктория Альбертовна

Экскурсия в геологический музей «Кристалл» для дошкольников.Музеи о полезных ископаемых в детском садуМузеи о полезных ископаемых в детском саду

Источник