Музеи о полезных ископаемых в детском саду
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Новоульяновский
детский сад общеразвивающего вида
«АБВГДейка»
Проект:
Создание мини-музея «Загадочный мир
камня»
Казанцева
Татьяна Александровна
МДОУ
Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель
г.Новоульяновск,
2015 г.
Проект :
Создание мини-музея «Загадочный мир
камня».
Вид
проекта:
групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Форма
презентации:
оформление мини-музея камня, экскурсия
в музей (проводят дети старшей группы)
Направление—
естественно-научное, с элементами
краеведения.
Продолжительность
проекта:
долгосрочный .
Сроки
и место проведения проекта:
сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка»
Участники
проекта:
Дети старшей группы (5-6 лет), родители
воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность
проекта.Еще
в дошкольном детстве ребенок должен
научиться ориентироваться в природе,
явлениях окружающей действительности,
общественной и собственной жизни. Чтобы
сформировать у детей целостное
представление об окружающем мире,
следует уделять больше внимания для
комплексного изучения живой и неживой
природы, экосистемы региона, страны в
целом. А давайте мы внимательно посмотрим
под ноги, поднимем и рассмотрим одно
из загадок природы – камень.
Мало
кто задумывался о том, что земля состоит
только из двух компонентов, камня и
воды.
С
древних времен известна связь человека
с природой и с камнем. Камни и минералы-
это удивительные дары природы .Люди с
большим уважением относились к загадочным
и таинственным силам камней.
Знакомство
детей с полезными ископаемыми Ульяновской
области, добываемыми в карьерах города
Новоульяновска , просто камнями,
найденными на берегу нашей реки Волги,
способствует расширению кругозора
детей, умению устанавливать связи между
свойствами и признаками разнообразных
материалов, умению определять материалы,
из которых изготовлены предметы,
знакомству с профессиями людей.
Приобщение детей к экспериментальной,
исследовательской деятельности является
средством формирования у них
любознательности, интереса к природным
богатствам.
Знания,
приобретенные детьми в ходе проекта,
становятся достоянием их личного опыта.
Они получены в ответ на вопросы,
поставленные самими детьми в процессе
проектной деятельности. Самое
лучшее открытие то, которое ребенок
сделал сам.
Цель
проекта:создание
условий для развития познавательных и
исследовательских способностей
воспитанников ,для формирования
целостного мировидения ребенка
дошкольного возраста средствами
эксперимента, итог- создание мини-музея
«Загадочный мир камня».
Задачи
проекта:
Формировать
навыки исследовательской деятельности,
направленной
на познание окружающего мира;
Развивать
умение определять материалы, из которых
изготовлены изделия из камня, обследовать
камни, называть их свойства и особенности,
классифицировать камни по их отличительным
признакам.
Формировать
интерес к объектам неживой природы и к
опытнической деятельности с ними.
Обогащать
словарный запас дошкольников,
активизировать мыслительные способности.
Формировать
нравственно-патриотические чувства к
родному краю, гордость за культурно-историческое
наследие.
Развивать
любознательность, интерес и бережное
отношение к разнообразным природным
ресурсам Ульяновской области и родного
города.
Содержание
проекта:
Проект
создания мини-музея «Загадочный мир
камней» знакомит детей старшего
дошкольного возраста с разнообразием
и свойствами разных камней, их
особенностями, значением и многообразном
использовании их человеком. У детей
развивается интерес к объектам неживой
природы, формируются нравственно-
патриотические чувства по отношению к
малой Родине.
Ход
проведения проекта
Раздел | Виды |
Игровая Познавательное Исследовательская Речевое Продуктивная Работа с | Дидактические «Подбери «Мозаика Настольно-печатные «Что Сюжетно-ролевые Строительные «Добыча Подвижные Цикл «Значение Изготовление Знакомство Создание Сбор Опыты Соль Рассматривание Составление «Угадай Создание Видеофильмы Чтение Чтение-Н.И.Сладков Заучивание Изо-деятельность: рисование мелками Составление Конструирование: Изготовление Оформление Изготовление Изготовление Выставка Встречи Экскурсия Оформление |
Ожидаемый
результат:
У
детей сформированы представления о
свойствах камней, об особенностях их
внешнего вида, знания о пользе камней
в природе и жизни человека. Имеют
представления о том, как добывают камни
и как их используют, какими полезными
ископаемыми богата Россия ,Ульяновская
область,г.Новоульяновск. Проявляют
познавательные способности: демонстрируют
предпосылки поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы. Воплощают
идеи в творческой деятельности.
Использование
результатов:
Результатом
этого проекта стало приобретение детьми
навыков бережного, созидательного
отношения к окружающему миру, новых
знаний ,что позволило сформировать
предпосылки учебных и исследовательских
умений и навыков в соответствии с
основными линиями развития.
1.Голицын.М.С.
«Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд
– во АСТ, 2001г.
2.Дыбина.
О.В. Неизведанное рядом: Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников
/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
– Москва. Творческий центр, 2004.
3.
Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска /
О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр
2007
4.Иванова,
А.И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском
саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера,
2006.
5.Рыжова
Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина,
камни) М,2005г.
6.Рыжова
Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка
– Пресс, 2008г.
6.Тайны
природы (Школа семи гномов для занятий
с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство
Мозайка – Синтез 2008г.
7.Материалы
интернет-сайтов.
Источник
Виктория Меха
Экскурсия в геологический музей «Кристалл» для дошкольников.
Название экскурсии: экскурсия в геологический музей «Кристалл».
Тема: «Кладовые Земли».
Цель: изучить минералы (песок, соль, камни, познать окружающий мир.
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, камни, соль).
2. Развивать у детей познавательные способности средствами игр — экспериментирования со знакомыми минералами. Учить обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.
3. Дать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, соль в питании людей).
4. Знакомить детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, камнями.
5. Развивать у детей интерес к окружающему миру.
Основные термины и понятия: минералы, полезные ископаемые.
Оборудование:
• стол для песка;
• 2 лотка (1 – под песок, 2 — под мокрый песок);
• емкость для камней;
• естественные минералы – песок, камни, соль;
• емкости пластиковые (3 пластиковых стакана с водой);
• ложка;
• ведерко, совочки, формочки, пластмассовые;
• песочные часы;
• картинки земля внутри;
• картинки геологи их работа и оборудование;
• картинки земли из космоса;
• бумажный кораблик (5-6 шт.);
— ноутбук, экран, проектор;
— коллекция минералов и горных пород;
Форма проведения: игра – эксперимент, экскурсия – занятие.
Форма организационной деятельности: экскурсия.
Время проведения: 30мин.
Возраст: детские сады.
Кладовые земли.
Ребята знаете ли вы, какой формы наша земля?
(Круглая)
(Картинки земли внутри)
Слайд 1.
А если мы возьмем и разрежем ее пополам, как если бы мы разрезали персик.
Давайте рассмотрим, что у нее внутри.
Слайд 2.
Земля внутри.
Земля состоит из ядра, оно в самом центре, мантии она вокруг ядра. Далее идет земная кора, по которой мы с вами ходим. В земле много полезных ископаемых. По ходу нашей экскурсии мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми земли Урала. Так же с минералами и горными породами.
Основная часть
1. Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из глубины Земли или ее поверхности.
Слайд 3.
Песок- это полезное искапаемое земли. Полезное тем, что его используют например в строительстве.
Давайте проведем некоторые опыты с песком и узнаем его свойства.
Но прежде хочу вас познакомить со своими друзьями, это алмазики. Но они не простые они на самом деле живые. Они умеют рости, как мы с вами.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ.
Опыт № 1
Название: «Сыпучий песок».
Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка.
Оборудование: лоток с песком.
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток.
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпится.
Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз).
Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму.
Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.
Опыт № 2.
«Песок может двигаться»
Цель: показать детям способность песка двигаться.
Оборудование: лоток с песком.
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сливы. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет». Дети тоже выполняют этот опыт.
Опыт № 3
«Песочные часы»
Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.
Оборудование: песочные часы.
Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
Опыт № 4
«Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить.
Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
Опыт № 5
«Песок в воде не растворяется»
Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
Оборудование: 1 стакан, песок.
Возьмите стакан с водой и положите в него немного песка, попробуйте размешать. Что получается? Растворился песок или нет?
Вместе с детьми сделать вывод, что песок не растворяется в воде.
Слайд 4. Глина.
Слайд 5. Каменный уголь.
Слайд 6. Соль.
ОПЫТЫ С СОЛЬЮ
Опыт № 1
«Соль растворяется в воде»
Цель: показать растворимость соли в воде.
Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.
В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Вода стала соленая.
Соль используется при приготовлении пищи.
2. Геологи и их работа
Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.
Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.
Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пу-стыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках.
(Картинки геологи их работа и оборудование) Так же у геологов не редко можно найти снимки земли из космоса. (Картинки земли из космоса).
3. Добыча полезных ископаемых
Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карье-рах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
4. Минералы и горные породы
Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.
Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соедине-ния минералов.
Слайд 7. Камни.
ОПЫТЫ С КАМНЯМИ
Опыт № 1
«Камни разной формы и цвета»
Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету.
Оборудование: камни разные, поднос.
Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни, отмечают особенности каждого камня.
Опыт № 2
«Камни тонут в воде»
Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду.
Оборудование: стакан с водой, камешки.
Дети кладут камешки в стакан с водой, видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. Ребята, камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.
Игра «Тонут-плавают»
Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, камней. В воде одни предметы тонут, другие плавают.
Оборудование: емкость с водой, камешек, бумажный кораблик (5-6 шт., песок.
Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые — тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают.
Игра-занятие «Раскопки»
Цель: познакомить детей с особенностями сухого песка, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: лотки с песком, косточки животных (из гипса, ценные вещи (из гипса, кисточки.
Ход занятия:
Педагог засыпает гипсовые изделия песком, дети с кисточками должны медленными движениями раскапывать их. Ребята, обратите внимание, что песок сыпучий, а если бы он был мокрым, он был бы таким же сыпучим?
Затем подходим к витринам в музее, где расположены камни с отпечатками живых организмов.
Рассматриваем. Обсуждаем.
В горных породах и минералах не редко можно обнаружить следы костей животных.
Заключение
Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Содержание практических заданий:
1. Опыты с песком.
2. Опыты с солью.
3. Опыты с камнями.
4. Игра «Тонут плавают»
5. Игра занятие «Раскопки».
Итоги экскурсии.
Ожидаемый результат:
Должны уметь формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, камни, соль).
Уметь обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.
Давать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, соль в питании людей).
Знать элементарные правила осторожного поведения в играх с песком, камнями.
Развить у детей интерес к окружающему миру.
Подготовила:
Педагог организатор: Меха Виктория Альбертовна
Источник