Музыка в бою нужна и полезна

Форум любителей военной музыки
 

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
retiredmajor
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4457
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Чт Дек 03, 2009 8:18 am    Заголовок сообщения: Русские полководцы о военной музыке
Из книги В.И. Немировича-Данченко «Скобелев»:

«В семь часов в траншее, после утомительной ночи, солдаты приуныли. Во всем усталость и томление… Сыро, холодно. Пахнет кровью…

— Вот я их подбодрю! — говорит Скобелев.

И через час является оркестр Владимирского пехотного полка. Музыка в окопах, в ста шагах от неприятеля! Но если бы вы видели, как ободряюще по­действовало это на утомленных солдат.

— Мы забыли войну, — говорит Скобелев. — Наши отцы были лучшими боевыми психологами и понимали влияние музыки на солдата. Она поднимает дух войск. Наполеон — бог войны – хорошо сознавал это и водил атаки под громкие звуки марша…»

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4457
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Чт Дек 03, 2009 11:04 am    Заголовок сообщения:
Один генерал как-то заметил, что надлежало бы уменьшить число музыкантов и умножить ими ряды.

«Нет, — отвечал Суворов, — музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем и на самом сражении. Старик с большею бодростью бросается на смерть. Молокосос, стирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами и с громогласной музыкой взял я Измаил!»
Вернуться к началу
CroMagnon
Участник

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 24
Откуда: Казань

Добавлено: Пн Дек 28, 2009 7:48 pm    Заголовок сообщения:
Вопросы к знатокам:

Мне попадалось сообщение, что князь Потемкин учредил полк из одних барабанщиков, и что они успешно ходили в «психические атаки» на турок, обращая их в бегство одним только звуком. Кто нибудь имеет более подробную информацию?

Кроме того, в 18 веке у нас были известны военные оркестры «турецкой музыки». Что они играли?

Кто-то из русских генералов выразился: «Друзья мои! Любите барабан и не стыдитесь, если его звуки исторгнут из груди вашей слезы!»

Но кто конкретно, я не знаю.

И один вопрос немного не в тему:

Почему ни в советское время не игрался ни сейчас не играют превосходный марш, иногда называемый «Двуглавый орел», известный также у немцев, как «Der Petersburger» ( AM II, 112 (AM II, 113) 1837 von Kronprinz Wilhelm aus St. Petersburg mitgebracht )?

На Рутубе выяснил, что этот марш написан дирижером оркестра Лейб-Гвардии 3-го стрелкового Финского батальона Эриком Эриксоном летом 1836 года.

Название можно было сменить. Или может быть потому, что его присвоили «белофинны» под названием Suomi-marssi?

Вернуться к началу
Auceps
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1594

Добавлено: Пн Дек 28, 2009 10:26 pm    Заголовок сообщения:
Marsch aus Petersburg (AM II, 113) сочинён в 1837 году. Сейчас его играют. В Питере точно. А Адмиралтейский оркестр записал его ещё в 1998 году.

«Турецкая музыка» — если мне не изменяет память, это оркестр с использованием бунчука (или того, что в Германии называют Schellenbaum), ксилофонов, большого барабана, треугольника. Эти оркестры были по всей Европе (только там их часто называли «янычарской» музыкой) в конце XVIII — начале XIX века. Вроде бы так.
_________________
Die Piefke’s kommen

Вернуться к началу
CroMagnon
Участник

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 24
Откуда: Казань

Добавлено: Вт Дек 29, 2009 2:56 am    Заголовок сообщения:
Ну, может быть, марш сочинен в 36 году, а зарегистрирован в реестре AM II в 1837 г.

Из какого источника сведения на Рутьюбе

https://rutube.ru/tracks/685807.html,

я, конечно, не знаю.

Мне было бы жаль, если Пушкин его так и не услышал!

Я этот марш в свое время услышал в случайной компании в превосходном исполнении на гитаре. Несколько лет безрезультатно искал его по библиотекам. Но затем нашел в куче старых нот у своего тестя. Немецкий сборник, переложения для фоно.

Сейчас у меня есть последнее издание этих переложений, в двух выпусках. Но жаль, что ни в старом, ни в новом нет Баденвайлера.

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4457
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Вт Дек 29, 2009 9:33 am    Заголовок сообщения:
Цитата:
Мне попадалось сообщение, что князь Потемкин учредил полк из одних барабанщиков, и что они успешно ходили в «психические атаки» на турок, обращая их в бегство одним только звуком.

Ну, если под «учреждением» понимать сбор почти всех барабанщиков из подчинённых Потёмкину в то время полков и гарнизонов в некую барабанную команду, то такое вполне могло иметь место. (Конечно, официально, в виде некоего штата, её никто оформлять не собирался, скорее всего применялось откомандирование на некоторое время, характерное для русской армии на всём протяжении её истории). В атаку они, скорее всего, шли впереди пехоты, но никак не одни. Известно, что краткие, рубленные ритмичные звуки раздражают и пугают восточного человека, чуть ли не генетически предрасположенного к протяжным мелодиям, сильнее, чем европейца. Если добавить к этому мерное и неуклонное движение войск, то эффекта «психической атаки» можно достичь достаточно быстро. Затем два-три панических возгласа в стане противника и «он бежит, ура-ура…» Здесь следовало бы отметить, что турки в первой половине XIX века принимали немалые усилия, чтобы приучить свои войска к военной музыке «европейского образца», вплоть до заведения европейских военных оркестров и специальных музыкальных школ, и в, общем-то, своего добились. Ни в Крымскую войну, ни в Русско-турецкую 1877-1878 такие «психические атаки» уже не проходили.

Что касается «турецко-янычарской» музыки, то хотелось бы добавить, что шло заимствование не только инструментов, но, иногда, и экзотической восточной одежды. Так, Павел I установил форму для флейтистов лейб-гвардии Преображенского полка в виде турецкого костюма красного цвета с небольшой белой чалмой. Такого «флейтиста» можно было видеть на фестивале духовых оркестров в Санкт-Петербурге, во время шествия оркестров по Невскому (см. ссылки на видео от PeterGriFFa).

Вернуться к началу
CroMagnon
Участник

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 24
Откуда: Казань

Добавлено: Вт Дек 29, 2009 10:25 am    Заголовок сообщения:
«рубленные ритмичные звуки раздражают и пугают восточного человека. чуть ли не генетически предрасположенного к протяжным мелодиям, сильнее, чем европейца. Если добавить к этому мерное и неуклонное движение войск, то эффекта «психической атаки» можно достичь достаточно быстро…»

Возможно, Вы правы.

Читал биографию Вамбери, европейца, который в начале 19 века первый проник в Бухару, инкогнито, под видом араба (благо, что еврей). Там тогда полагалось всех неверных сразу истреблять (не знаю уж, как сейчас).

Так он чуть не погорел, когда начал отбивать ногой такт какой-то мелодии. Ему повезло, что тот, кто его засёк, случайно погиб раньше.

Один знакомый участвовал в 1989 году в усмирении беспорядков в Баку и Сумгаите. У них был взвод, типа спецназа. Навстречу вышла большая толпа разъяренных погромщиков.

Всё, что наши делали — отбивали резкий такт коваными ботинками, по каменной мостовой, постепенно ускоряя его, переходя в бег, но почти на месте. Через несколько минут толпа в панике разбежалась.

Вернуться к началу
Auceps
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1594

Добавлено: Вт Дек 29, 2009 5:14 pm    Заголовок сообщения:
Может и в 1836 году, возможно, Вы правы.

А вот это уже интересно. Если они бояться рубленных ритмичных звуков, то почему же тогда «турецкая музыка» пришла как раз с Востока? Или турки, дескать, не арабы и поэтому на них это не действует?
В России вроде бы тоже сочиняли произведения с использованием «турецкой» музыки. К примеру, её использует Дёрфельдт в своём Marsch á la Turque (Armeemarsch I, 23).

Что касается сборника, то скорее всего, либо он был издан до 1914 года (Баденвайлер как раз в начале войны сочинили), либо это сборник Бундесвера (где этот марш не играют по политическим мотивам), либо же что-то ещё….

В Европе тоже любили наряжать в XVIIIв. часть оркестра или нескольких человек в «мавров»-негров. Даже лица перекрашивали в чёрный цвет, чтобы были похожи. Просто экзотику любили. Достаточно вспомнить картины, к примеру, российских императоров с т.н. «арапчонками».
_________________
Die Piefke’s kommen

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4457
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Ср Дек 30, 2009 5:55 am    Заголовок сообщения:
Отрывок из повести Николая Тихонова «Вамбери»:

Сын афганского эмира Якуб-хан сидел в своем дворце и смотрел на площадь, где происходил парад. Прямо перед его окном играли музыканты.* Толпа дервишей стояла в своих лохмотьях поодаль. Между ними был человек с диким и упрямым лицом. Он отбивал такт ногой.

— Это европеец, — сказал Якуб-хан,- никто в Азии не делает так, слушая музыку. — И он позвал его к себе.

И он говорил с ним долго о разных святых местах, о науке дервишей, об Афганистане — что это улей, где есть пчелы, но нет меда,- потом дотронулся рукой до плеча Вамбери и сказал, понизив голос:

— Ты ученый, хаджи. Ты много ученей всех хаджи, кого я видел. Ты френги (европеец, видимо от слова франк).

Вамбери понял, что этот человек видит его насквозь. Делать было нечего. Он сказал:

-Нет.

Якуб-хан откинулся назад и задумался.

— Нет?… пусть будет так. Я не хочу тебя губить. Иди с миром. Я ошибся.

Вамбери не помнил, как он вышел из дворца, как он ушел из Герата.

*Говорят, что Якуб-хан (и некоторые другие восточные правители) делал это специально, чтобы таким образом выявлять европейских лазутчиков.

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4457
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Ср Дек 30, 2009 7:07 am    Заголовок сообщения:
Цитата:
Если они бояться рубленных ритмичных звуков, то почему же тогда «турецкая музыка» пришла как раз с Востока?

Видимо потому, что в «турецкой музыке» ритм стоит на втором, если не на третьем, плане, а на первом месте — мелодия. Это явственно ощущается, когда слушаешь турецкие марши, хотя бы те, которые были представлены на форуме в соответствующей теме. Или в той же музыке «a la Turque», одним из представителей которой является всем известный «Турецкий марш» Моцарта. Чёткое проявление ритма в нём присутствует только во второй части, очевидно для того, чтобы слушатели не забыли, что это всё-таки марш.

(Кажется, пора открывать новую тему и помочь PeterGriFF’у написать дипломную работу )

Вернуться к началу
Auceps
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1594

Добавлено: Ср Дек 30, 2009 4:43 pm    Заголовок сообщения:
Вы знаете, когда я слушал Дёрфельдский марш…. Может всё дело в исполнителе, но там ритм был, так сказать, «наравне» с мелодией ….

retiredmajor писал(а):
Кажется, пора открывать новую тему и помочь PeterGriFF’у написать дипломную работу

Хех, поддерживаю.
_________________
Die Piefke’s kommen

Вернуться к началу
MobLeo
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 932
Откуда: Moscow

Добавлено: Ср Дек 30, 2009 5:49 pm    Заголовок сообщения:
Хм… но барабаны то в европейские военные (а потом и в другие) оркестры пршли из Турции в 17 веке… типа
_________________
Cheers

MobLeo
Вернуться к началу
Auceps
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1594

Добавлено: Ср Дек 30, 2009 8:37 pm    Заголовок сообщения:
Вот и я об этом же.
_________________
Die Piefke’s kommen
Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3043
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Чт Дек 31, 2009 1:36 am    Заголовок сообщения:
CroMagnon писал(а):
Вопросы к знатокам:

Кроме того, в 18 веке у нас были известны военные оркестры «турецкой музыки». Что они играли?

Про них рассказали точно. На рубеже XVIII- XIX в принципе складывается типичные до сих пор составы симфонических оркестров. Большой барабан и сейчас, не редко, называют «турецким». Турецкая музыка это бунчуки, треугольники, тарелки и большой барабан. Именно турецкая музыка, т.е.оркестр, в середине XVIII века скорее всего был из этих озвученных ударных инструментов, выполнявших роль аккомпанемента, мелодическую же линию составляли зурны и натуральные трубы.

В наши дни в Турции создали такой, что ли — аутентичный, оркестр —

https://en.wikipedia.org/wiki/Ottoman_military_band

Там все четко написано. В ютубе есть записи.

Вопрос в другом. Интересно, не от них ли пошел типичный маршевый аккомпанемент? Бас — секунда, любимая многими валторнистами — ум — па — ум -па Я слушал в 2005 г. этот оркестр в СПб и наткнулся на такую мысль. У них это сделано так — с одной стороны бэбэ(боль.барабана) на первую долю колотушка, на восьмую с другой стороны бэбэ тонкой тростью идет ответ — получается типичный сохранившийся и поныне аккомпанемент. Надо бы поговорить с музыковедами и посмотреть какой аккомпанемент был в маршевой музыке в середине XVIII века…

CroMagnon писал(а):

Почему ни в советское время не игрался ни сейчас не играют превосходный марш, иногда называемый «Двуглавый орел», известный также у немцев, как «Der Petersburger» ( AM II, 112 (AM II, 113) 1837 von Kronprinz Wilhelm aus St. Petersburg mitgebracht )?

На Рутубе выяснил, что этот марш написан дирижером оркестра Лейб-Гвардии 3-го стрелкового Финского батальона Эриком Эриксоном летом 1836 года.

Название можно было сменить. Или может быть потому, что его присвоили «белофинны» под названием Suomi-marssi?

Вы что то путаете.
Марш «Под двуглавым орлом», «Двуглавый орел» или просто «Орел» написанный Йзефом Вагнером, в оригинале «Unter dem Doppeladler» и марш «Marsch aus Petersburg (1837, AM II, 113)» он же «Марш из Петербурга» или «Петербургский марш».

Оба этих марша играются и сейчас, в Питере уж точно. Оба марша были записаны и в советское время ПОПО СССР.

Вернуться к началу
Auceps
Site Admin
Музыка в бою нужна и полезна
   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1594

Добавлено: Чт Дек 31, 2009 1:43 am    Заголовок сообщения:
А когда это AM II, 113 был исполнен ПОПО?
_________________
Die Piefke’s kommen
Вернуться к началу
Показать сообщения:   

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

140 лет со дня рождения легендарного рыцаря военной дипломатии генерал-лейтенанта Алексея Игнатьева

музыка, дипломатия, игнатьев, вальс, михалков, цфасман, аганкин, шаляпин

Музыка неотделима от жизни русского воинства. Фото Вадима Савицкого

В середине марта будет отмечаться 140 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Алексея Алексеевича Игнатьева (1877–1954), о котором в энциклопедических справочниках указывается: «Русский и советский военный деятель, дипломат, советник руководителя НКИД, писатель. Из рода Игнатьевых, сын генерала А.П. Игнатьева и княжны С.С. Мещерской. Начал службу в Кавалергардском полку, участвовал в Русско-японской войне. После революции перешел на советскую службу, опубликовал мемуары «Пятьдесят лет в строю».

Генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев был всесторонне развитым человеком. Его знание военного дела, иностранных языков, дипломатические, организаторские, лингвистические и писательские способности отмечали многие авторы. Его почитают и о нем пишут военные дипломаты, разведчики и историки. Но и его недруги не перевелись до сих пор. Их интересует один вопрос: почему он не отдал деньги лицам, сбежавшим с поля брани (в старину говорили – «с рати»)? Однако прославленный кавалергард свою кавалерийскую саблю (шашку) против своих соотечественников не поднимал, интервенций пресловутых «14 держав» не устраивал.

В доказательство же того, что генерал Игнатьев был действительно разносторонней личностью, представим его с «музыкальной точки зрения».

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ – ЗА РОЯЛЬ

Заметим, что обобщающей зарисовки отношения А.А. Игнатьева к музыке и песне не появлялось, поэтому постараемся собрать «рассыпанную музыкальную повесть» о кавалергарде.

Покровительница музыки – муза Евтерпа с дудочкой в руке (muse de la Musique) вдохновляла его в труде, невзгодах и в бою.

Следующие слова крайне актуальны сегодня: «Именно домашнее воспитание дало мне знания, любовь к искусству, к литературе, любовь к своему народу».

Даже в трудное время в Париже А.А. Игнатьев не расставался с музыкой: «Из насиженного и любимого гнезда мы взяли только носильные вещи… рояль».

Генерал Игнатьев вспоминал также: «В зимние вечера в Петербурге отец садился за рояль и пел с нами русские и солдатские песни… Во время летних каникул нас мучили уроки иностранных языков, музыки и рисования».

А вот воспоминания легендарного рыцаря военной дипломатии о Сибири: «Я должен был к весне подготовиться в первый класс классической гимназии. Кроме того, я обучался рисованию, французскому языку, игре на рояле, а также столярному делу».

Киев, 1891 год. В 14 лет Алексей готовится к поступлению в пятый класс кадетского корпуса, «а в настоящее время не бросать игры на рояле, к которой я проявил кое-какие способности». Об Украине киевский кадет Игнатьев вспоминал: «Незабвенные воспоминания сохранились у меня о южных ночах, когда, лежа на шинелях и забыв про начальство, мы распевали задушевные украинские песни».

Паж Игнатьев музыку не бросает: «По вечерам ежедневно я участвовал в нашем оркестре». Автор не уточняет, в каком качестве. Ему нравилась песнь «Конавела».

Интересно, что фортификацию в пажеском корпусе преподавал инженерный генерал Цезарь Кюи (1835–1918) – член «Могучей кучки». Кстати, как и Алексей Игнатьев, он награжден командорским орденом Почетного легиона.

НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ ВОИНЫ СПЯТ

Знаменитый певец Иван Козловский оставил интересные воспоминания: «Как возникло желание воскресить во время войны знаменитый вальс «На сопках Маньчжурии»?

Случилось так, что Алексей Алексеевич Игнатьев, воевавший в японскую войну 1904–1905 гг., был тогда, когда я начал потихоньку наигрывать на рояле этот вальс.

Он необычайно воодушевился: «Слушайте, это же божественная музыка, она меня до слез трогает…» Он начал вспоминать слова… Один из куплетов он мне и подсказал.

Но ведь одного куплета недостаточно, вальс не имел концовки. Мы долго работали над словами и музыкой: Сергей Михалков, Александр Цфасман и я. Первый раз исполнение этого вальса прошло по радио. А потом не было такого концерта во время войны, где бы я не пел этот вальс…»

Десять лет назад, вдохновенный чтением книги «50 лет в строю», я написал очерк «Знамя и оркестр – вперед» об авторе знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии», опубликованный в «Независимом военном обозрении».

Надпись на памятной доске бывшего тамбовского военного училища, закрытого бывшим министром обороны, гласит: «Здесь проходили службу видные военные дирижеры и композиторы – авторы марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин (1884–1964) и вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатров (1879–1952)».

Вальс «На сопках Маньчжурии» был написан Ильей Шатровым в 1905–1906 годах и изначально назывался «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».

Руководители военных оркестров в русской армии назывались капельмейстерами, а сейчас их называют дирижерами.

В конце войны штаб-ротмистр Игнатьев (кстати, звания «майор» тогда не было, следующее звание было «подполковник») вспоминал:

«В углу небольшой женский оркестр играл «На сопках Маньчжурии», «Последний нонешний денечек» и «На Фейчшулинском перевале убьют, наверное, меня».

У стенки стояло пианино. Оно было исцарапано и грязно, но на него я и набросился! Два года не чувствовал я клавишей под руками! Чего только не переиграл я за этот вечер. Я возвращался от маньчжурской действительности в прошлое. Оно уже казалось романтическим».

ПЕСНЯ И МУЗЫКА ПОМОГАЮТ СЛУЖИТЬ

Находясь три года в Кавалергардском полку, корнет Игнатьев вспоминал: «Солдаты по команде «песенники, вперед!» затягивали песни; любителей русской песни среди нас было мало, и когда я иногда выезжал за запевалу, товарищей это явно шокировало».

Граф, гвардии штабс-ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка А.А. Игнатьев в наряде стрельца Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу. 	Фото 1903 года
Граф, гвардии штабс-ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка А.А. Игнатьев в наряде стрельца Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу. Фото 1903 года

Песенники играли большую роль во внутренней жизни русского войска. Песенники были в каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Десять лет назад «Военно-исторический журнал» (№ 9 за 2007 год) данной теме посвятил целую статью. «Солдат-песенников отличала и особая манера произнесения музыкального и поэтического текстов, им были присущи и собственные «редакции» известных песен. Этот навсегда ушедший вид военного творчества сохранен только в немногих образцах на граммофонных пластинках», – указывалось в материале.

Сам генерал Алексей Игнатьев вспоминал: «На большом полковом плацу запылал костер, осветивший смуглые бородатые лица песенников лейб-эскадрона, белые ментики и красные фуражки, и все хором пели песни героя Отечественной войны, гусара и партизана Дениса Давыдова».

Даже царь «слушал до утра по очереди то трубачей, то песенников».

В настоящее время песенников называют запевалами. С юности запомнились слова «Первым запевал я в строю, но зато…». Взводные и ротные запевалы уважаемы в солдатской среде.

Перейдем к возвышенному.

Описывая выступление Федора Шаляпина в Париже, Алексей Игнатьев вспоминал: «С таким триумфом можно было впоследствии сравнить только появление в Париже нашего Красноармейского ансамбля песни и пляски, затмившего все, что было показано на Международной выставке 1937 года».

Первым международным успехом коллектива стало завоевание Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В 1937 году штат ансамбля насчитывал 274 человека…

В 1972 году Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии им. А.В. Александрова выступал во Франции. Переводчиком был мой однокурсник, его переодели в форму солиста ансамбля. А дальше вступает в силу категория необходимости и случайности. В начале декабря 1973 года, во время службы военным наблюдателем ООН в Египте, меня назначают на наблюдательный пост со старшим французским наблюдателем. Он четыре дня постоянно и мелодично напевал «Калинку». Капитан восторженно отзывался об ансамбле, песни которого он слушал во Франции, и изучал по магнитофонной записи.

Во Франции Алексей Игнатьев часто слушал военный марш «Sambre et Meuse». В нынешнем веке этот марш исполнялся французами и на Красной площади.

ЗВУЧАТ ТРУБА И РОЯЛЬ

За отличие в боях кавалергардские полки награждались серебряными трубами, которые можно увидеть в Музее музыкальной культуры: «На серебряных сигнальных трубах выгравирована надпись: «За Фершампенуаз 1814». Судьба занесла меня, кавалергарда, в эту небольшую французскую деревеньку из белых каменных домиков ровно через 100 лет после этого боя, в дни сражения на Марне, которое я наблюдал как представитель русской армии при французском командовании».

Кавалергард Игнатьев взглянул на событие глазами памяти: «Это название было мне давно и хорошо знакомо. Я читал его не раз на серебряной трубе трубача, когда-то стоявшего со мной в дворцовом карауле. Кавалергардский полк получил это отличие за подвиг, совершенный в одном из последних боев против Наполеона в 1814 году. Ровно через 100 лет Фер-Шампенуаз – небольшая деревушка, расположенная на шоссе из Парижа в Нанси, – явилась центром самых ожесточенных боев в Марнском сражении».

Художественное описание барабана настолько проникновенно, что хочется процитировать его полностью, но будем знать меру:

– Снимая с себя амуницию, замечаю в углу какой-то блестящий предмет и не верю своим глазам: это высокий военный барабан, обитый медью, с двуглавым орлом. По форме крыльев убеждаюсь, что это орел эпохи Александра I.

Старый боевой товарищ какого-нибудь русского пехотного полка, прошедшего пешком из Москвы до Парижа, бивший тревогу, бивший сбор. И вот, потеряв своего хозяина, погибшего или в бою, или от тифа, сразившего столько русских солдат в 1814 году, стоишь ты тут уже сотню лет как военная реликвия в этой затерянной в Аргонне французской деревушке.

Рояль и гитара сопровождают нашего героя всю жизнь: «Потом раздавались крики: «Colonel, au piano» – и так как другого полковника, кроме меня, не было, то я обращался на несколько минут в дарового тапера».

И еще: «Я тем временем настраивал гитару, чтобы открыть торжественное собрание пением и хором гимна «зонтов».

Несколько слов о симфонии:

«А я, усаживаясь за необыкновенно мягкий и глубокий на нижних октавах рояль Pleyel, мысленно благодарил родителей, мучивших меня смолоду гаммами и скучными экзерсисами. И тогда, в Сен-Жермене, я считал долгом разогреть пальцы, прежде чем приступить к исполнению величественных бетховенских сонат.

– Ты четвертую сыграй! Четвертую! Люблю ее за ясность и прозрачность гармонии! – просила сидевшая подле меня Наташа».

Газета «Волжская коммуна» в выпуске от 4 марта 1942 года, в канун официальной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича, опубликовала серию статей нескольких авторов. Генерал-майор А.А. Игнатьев в статье «Наша гордость» со знанием дела пишет отзыв на Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича: «Эта грандиозная картина замечательно использована Шостаковичем в оркестровке. Сквозь барабанную дробь и мелодию фаготов слышатся шаги войск, английский рожок, нежно напоминающий о былом, бубны лихой конницы, унисоны, гремящие ходом тяжелых орудий, – все это ведет к величественному доминатсептаккорду, заканчивающему гениальную музыкальную эпопею. Седьмая симфония – это крупнейшая победа Шостаковича, сумевшего в военное время создать самое художественное, самое патриотическое произведение».

Прав был гениальный русский полководец Александр Васильевич Суворов, сказав: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Музыка удваивает, утраивает армию…»

Отметим, что среди большой переписки генерала Алексея Игнатьева есть и письмо Дмитрия Шостаковича.

Завершить данный материал хотелось бы строчками Булата Окуджавы из «Песни кавалергарда»:

Труба трубит, откинут полог, и где-то слышен сабель звон.

Еще рокочет голос трубный, но командир уже в седле…

Эти слова в полной мере относятся и к генералу А.А. Игнатьеву – рыцарю русской военной дипломатии.

Комментарии для элемента не найдены.

Источник

Читайте также:  Все полезные ископаемые ульяновской области к а к