Мы действуем в силу того что признаем полезным

Мы действуем в силу того что признаем полезным thumbnail

Анализ фрагментов из романа «Отцы и дети» « — Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, — вмешался Аркадий. Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

— Всё? — Всё. — Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Павел Петрович уставился на него, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. Вы всё отрицаете, или выражаясь точнее, вы всё разрушаете… Да ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий, мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма. Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от неё веяло философией, то есть романтизмом;

но он не почёл за нужное опровергать своего молодого ученика. (…) — По-моему, — возразил Базаров. – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его. — Браво! браво! Слушай, Аркадий… вот как должны современные люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами!

Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» .

Словарь. Авторитеты – то есть уважаемые личности, носители мнений, к которым прислушивались. Рафаэль – великий итальянский художник эпохи Возрождения. Гроша медного не стоит – то есть не нужен, не востребован. Историко-литературный комментарий.

В этом фрагмента наиболее остро проявляется противоречие между дворянами-аристократами и нигилистами. Последние отказываются признавать ценность всего нематериального, того, что нельзя потрогать: философии, искусства, веры в Бога (последнее Павел Петрович обозначил словами «страшно вымолвить») .

При этом нигилисты не предполагают предложить что-то взамен разрушаемым ими ценностям. Их дело – только отрицание и разрушение старого. Литературоведческий анализ. В эпизоде словесной дуэли отчётливо просматриваются характеры всех персонажей.

Павел Петрович – эмоционален, горяч, убеждён в своей правоте и категорично не принимает противоположного мнения. Его брат, Николай Петрович, менее категоричен. Конечно, мнение Павла Петровича ему ближе, но он не спешит опровергать и Базарова,

желает найти компромисс, примирить враждующее стороны. Сторонники нигилизма – Аркадий и Базаров – тоже ведут спор по-разному. Аркадий более резок и импульсивен. В своей речи он употребляет высокопарные выражения, многие из которых вызывают неприятия у его «учителя» .

Сам же Базаров более сдержан, ведёт себя менее эмоционально, спорит как будто нехотя, по принуждению. В то же время не вызывает сомнение и то, что он уверен в своих словах, но при этом не намерен доказывать свою правоту и убеждать в ней кого-то.

В финале романа каждый из героев приходит к своему нравственному итогу, для каждого очерчено какое-то будущее. Исключение составляет лишь Базаров, для которого разочарование в собственной жизненной философии оборачивается трагической смертью. Лишены будущего и его родители, для которых сын был последней радостью и опорой в жизни.

Их одиночество и опустошённость хорошо видны в последнем фрагменте. В то же время в нём есть и жизнеутверждающее начало. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно имеет вид печальный:

окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва бросают скудную тень: овцы безвозбанно ходят по могилам…

Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которое не топчет

Источник

             Âëàäèìèð Ãîëäèí

       È.Ñ. Òóðãåíåâ «Îòöû è äåòè». Ñòàòüÿ 4.

«ÎÒÖÛ È ÄÅÒÈ»

 ïåðâîé ãëàâå ðîìàíà óìåñòèëàñü èñòîðèÿ òð¸õ ïîêîëåíèé. Òóðãåíåâ â äëèííûõ ïðåäëîæåíèÿõ çàëîæèë ïñèõîëîãè÷åñêóþ ãëóáèíó æèçíè ïðåäêîâ. Àâòîð ïðåäñòàâëÿåò ÷èòàòåëþ ãëàâíûõ ãåðîåâ ñ ïåðâûõ ãëàâ ðîìàíà: Êèðñàíîâà, Àðêàäèÿ Íèêîëàåâè÷à è Áàçàðîâà, Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à. Áàçàðîâ ïîÿâëÿåòñÿ ïåðåä ÷èòàòåëåì, êàê ÷åëîâåê «âåùü â ñåáå», ïðîèçíîñèò ñâî¸ îò÷åñòâî â ñîêðàùåííîì âèäå, ïðîìîë÷àë è íè÷åãî íå îòâåòèë íà ñëîâà îòöà Àðêàäèÿ, Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ÷åðåç ìèíóòó ïðèñâîèë íîâóþ êëè÷êó «Òîëñòîáîðîäûé» — ÿìùèêó.

Ñ ïåðâîãî çíàêîìñòâà íå çàëàäèëèñü îòíîøåíèÿ ìåæäó Áàçàðîâûì è áðàòîì õîçÿèíà ïîìåñòüÿ Êèðñàíîâûì, Ïàâëîì Ïåòðîâè÷åì. Ïåðâûé, äâîðÿíèí ñ ìàëûì ôèíàíñîâûì äîõîäîì è âûñîêèì ñàìîìíåíèåì âî âñåì, îñíîâàííîì íà þíîøåñêîì ìàêñèìàëèçìå, âîçíèêøåì íåèçâåñòíî îòêóäà. Âòîðîé, àðèñòîêðàò, ïðèâûêøèé ê óñïåõó è âíèìàíèþ â îáùåñòâå. Óæå èçíà÷àëüíî âî âñòðå÷å ýòèõ äâóõ ëþäåé çàëîæåí êîíôëèêò ïîêîëåíèé.
Çà óòðåííèì ÷àåì, áðàòüÿ Êèðñàíîâû è Àðêàäèé çàãîâîðèëè î Áàçàðîâå.  ýòîé áåñåäå âïåðâûå ïðîçâó÷àëî ñëîâî «íèãèëèñò». Êàæäûé èç ïðèñóòñòâóþùèõ âûñêàçàë ñâî¸ ìíåíèå î òîì, êàê îíè ïîíèìàþò çíà÷åíèå ýòîãî ñëîâà.

«- Íèãèëèñò, — ïðîãîâîðèë Íèêîëàé Ïåòðîâè÷, — ÷åëîâåê êîòîðûé íè÷åãî íå ïðèçíà¸ò.
— Ñêàæè: êîòîðûé íè÷åãî íå óâàæàåò, — ïîäõâàòèë Ïàâåë Ïåòðîâè÷.
— Êîòîðûé êî âñåìó îòíîñèòñÿ ñ êðèòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ, — çàìåòèë Àðêàäèé. Íèãèëèñò – ýòî ÷åëîâåê, êîòîðûé íå ñêëîíÿåòñÿ íè ïåðåä êàêèì àâòîðèòåòîì, êîòîðûé íå ïðèíèìàåò íè îäíîãî ïðèíöèïà íà âåðó, êàêèì áû óâàæåíèåì íè áûë îêðóæåí ýòîò ïðèíöèï».

 Âîîáùå â ðîìàíå ìîæíî âñòðåòèòü íåñêîëüêî íåñòûêîâîê â õàðàêòåðèñòèêå Áàçàðîâà. Àðêàäèé òîëüêî ÷òî óòâåðæäàë â ïÿòîé ãëàâå, ÷òî íèãèëèñò «íå ïðèíèìàåò íè îäíîãî ïðèíöèïà íà âåðó».  øåñòîé ãëàâå Áàçàðîâ ïðèçíàåòñÿ, ÷òî íåìöû íàøè ó÷èòåëÿ, ÷òî òàìîøíèå ó÷¸íûå äåëüíûé íàðîä, çíà÷èò, ó íåãî âñ¸ æå áûëè ñâîè êóìèðû. Òàê è õî÷åòñÿ çäåñü âñïîìíèòü ñëîâà èç «Ðóäèíà»  «Êðàñíîðå÷èå åãî íå ðóññêîå».
Íà çàìå÷àíèå Àðêàäèÿ: «òû ðåøèòåëüíî äóðíîãî ìíåíèÿ î ðóññêèõ». Áàçàðîâ îòâå÷àåò: «Ýêà âàæíîñòü! Ðóññêèé ÷åëîâåê òîëüêî òåì è õîðîø, ÷òî îí ñàì î ñåáå ïðåñêâåðíîãî ìíåíèÿ». Âîò ýòî ïðåêëîíåíèå ïåðåä çàïàäîì, çàðîäèâøååñÿ â Ðîññèè ñî âðåìåí Ïåòðà, â äåâÿòíàäöàòîì âåêå ðàçâèëîñü äî êîëåíîïðåêëîíåíèÿ è ñóùåñòâóåò äî ñåãîäíÿøíåãî äíÿ.

Читайте также:  Чем полезен китайский зеленый чай ява

Íî ïðåðâåìñÿ è ïîñëóøàåì Øóáåðòà «Îæèäàíèå», ýòî ïðîèçâåäåíèå èñïîëíÿë îòåö Àðêàäèÿ íà âèîëîí÷åëè. Èíòåðíåò èçîáðåòåíèå äâàäöàòîãî âåêà ïîçâîëÿåò íàì ýòî ñäåëàòü. Îæèäàíèå – ýòî ñèìâîëè÷íî äëÿ ðîìàíà «Îòöû è äåòè».
 
Îæèäàòü äîëãî íå ïðèõîäèòñÿ, óæå â äåñÿòîé ãëàâå ïðîèñõîäèò îòêðîâåííûé ðàçãîâîð ìåæäó Áàçàðîâûì è Àðêàäèåì ñ îäíîé ñòîðîíû è áðàòüÿìè Êèðñàíîâûìè ñ äðóãîé.
Îïóñòèì íåêîòîðóþ ÷àñòü äèñêóññèè, îñòàíîâèìñÿ íà ãëàâíîì. «Àðèñòîêðàòèçì, ëèáåðàëèçì, ïðîãðåññ, ïðèíöèïû, — ãîâîðèë ìåæäó òåì Áàçàðîâ, ïîäóìàåøü, ñêîëüêî èíîñòðàííûõ … è áåñïîëåçíûõ ñëîâ! Ðóññêîìó ÷åëîâåêó îíè äàðîì íå íóæíû.
— ×òî æå åìó íóæíî, ïî-âàøåìó? Ïîñëóøàòü âàñ, òàê ìû íàõîäèìñÿ âíå ÷åëîâå÷åñòâà, âíå åãî çàêîíîâ. Ïîìèëóéòå – ëîãèêà èñòîðèè òðåáóåò…
— Äà íà ÷òî íàì ýòà ëîãèêà? Ìû è áåç íå¸ îáõîäèìñÿ.
— Êàê òàê?
— Äà òàê æå. Ïàâåë Ïåòðîâè÷, — âçìàõíóë ðóêàìè.
— ß âàñ íå ïîíèìàþ ïîñëå ýòîãî. Âû îñêîðáëÿåòå ðóññêèé íàðîä.
— ß óæå ãîâîðèë âàì, äÿäþøêà, ÷òî ìû íå ïðèçíà¸ì àâòîðèòåòîâ, — âìåøàëñÿ Àðêàäèé.
Ìû äåéñòâóåì â ñèëó òîãî, ÷òî ìû ïðèçíàåì ïîëåçíûì, — ïðîìîëâèë Áàçàðîâ. –  òåïåðåøíåå âðåìÿ ïîëåçíåå âñåãî îòðèöàíèå – ìû îòðèöàåì.
— Âñ¸?
— Âñ¸.
 — Êàê? Íå òîëüêî èñêóññòâî, ïîýçèþ… íî è… ñòðàøíî âûìîëâèòü…
— Âñ¸, — ñ íåâûðàçèìûì ñïîêîéñòâèåì ïîâòîðèë Áàçàðîâ…
— Îäíàêî ïîçâîëüòå, — çàãîâîðèë Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. – Âû âñ¸ îòðèöàåòå, èëè, âûðàæàÿñü òî÷íåå, âû âñ¸ ðàçðóøàåò兠 Äà âåäü íàäîáíî æå è ñòðîèòü.
— Ýòî óæå íå íàøå äåë Ñïåðâà íóæíî ìåñòî ðàñ÷èñòèòü.
— Ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå íàðîäà ýòîãî òðåáóåò, ñ âàæíîñòüþ ïðèáàâèë Àðêàäèé.
— Ñòàëî áûòü, âû èä¸òå ïðîòèâ ñâîåãî íàðîäà?
— À õîòÿ áû è òàê? – âîñêëèêíóë Áàçàðîâ. – Íàðîä ïîëàãàåò, ÷òî êîãäà ãðîì ãðåìèò, ýòî Èëüÿ ïðîðîê â êîëåñíèöå ïî íåáó ðàçúåçæàåò. ×òî æ? Ìíå ñîãëàøàòüñÿ ñ íèì? Äà ïðèòîì — îí ðóññêèé, à ðàçâå ÿ ñàì íå ðóññêèé?
— Íåò, âû íå ðóññêèé ïîñëå âñåãî, ÷òî âû ñêàçàëè! ß âàñ çà ðóññêîãî ïðèçíàòü íå ìîãó».

Ïî-âèäèìîìó, äîñòàòî÷íî öèòèðîâàòü ñîäåðæàíèå ýòîé äèñêóññèè, êòî çàèíòåðåñîâàëñÿ, òîò ìîæåò âåðíóòüñÿ ê ïåðâîèñòî÷íèêó, ê ðîìàíó «Îòöû è äåòè». Çäåñü ïîðà çàäóìàòüñÿ íàä òåì, ÷òî óæå âûñêàçàíî.

Âî-ïåðâûõ, â ñîâåòñêîå âðåìÿ íà ýòîò äèàëîã íè â øêîëå, íè â èíñòèòóòå íå îáðàùàëè âíèìàíèÿ. Âðåìÿ áûëî ñóðîâîå, è òî÷êà çðåíèÿ áûëà åäèíîé, ëþáîå ìíåíèå ñ ëè÷íîé êî÷êè çðåíèÿ ïðåñëåäîâàëîñü. Íî êàê ýòè ñëîâà íàïîìèíàþò áîëüøåâèñòñêóþ äèàëåêòèêó.

Âî-âòîðûõ, ïîðàæàåò ãëóáèíà ìûñëåé âëîæåííûõ Òóðãåíåâûì â óñòà ñâîèõ ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ. Åñòåñòâåííî, Òóðãåíåâ íå áûë ïðîðîêîì, íî âäóìàéòåñü, êàê îí òî÷íî îïèñàë ñîâñåì íåäàë¸êîå áóäóùåå äëÿ Ðîññèè. Ðîìàí áûë îïóáëèêîâàí â 1861 ãîäó, à îêòÿáðüñêèé ïåðåâîðîò â Ðîññèè ñâåðøèëñÿ â 1917, ïðîøëî êàêèõ-òî íåïîëíûõ øåñòüäåñÿò ëåò. Äëÿ èñòîðèè ýòî ìãíîâåíèå.

Â-òðåòüèõ, âîçíèêàåò çàêîííûé âîïðîñ: «Ïî êîìó äåëàë Ëåíèí ðåâîëþöèþ â Ðîññèè, ïî Ìàðêñó, èëè ïî Òóðãåíåâó?» Äàâàéòå çàäóìàåìñÿ, â 1861 ãîäó â Ðîññèè áûëî îòìåíåíî êðåïîñòíîå ïðàâî, íî íàøè ðåâîëþöèîíåðû âñ¸ ñìîòðåëè íà Çàïàä è æäàëè ðåâîëþöèè ïî èõ îáðàçöó. Íî â 1861 ãîäó äî Ïàðèæñêîé êîììóíû åù¸ íóæíî áûëî ïðîæèòü äåâÿòü ëåò. Àíàðõèñò, ÷ëåí 1 Èíòåðíàöèîíàëà è Ïàðèæñêîé êîììóíû Ýæåí Ïîòüå íàïèñàë çíàìåíèòóþ Ìàðñåëüåçó â 1871 ãîäó. Àðêàäèé Êîö âïåðâûå ïåðåâåë Ìàðñåëüåçó íà ðóññêèé ÿçûê â 1902 ãîäó, è òîëüêî ïîñëå íåñêîëüêèõ åãî ïåðåâîäîâ Ìàðñåëüåçà â ÑÑÑÐ ïðåâðàòèëàñü â ãèìí Èíòåðíàöèîíàëà, à çàòåì è â ãèìí ÑÑÑÐ (1922-1944).

Ñòàðøåå ïîêîëåíèå, ÿ äóìàþ, íå çàáûëè ñëîâà èç òîãî ãèìíà:
Âåñü ìèð íàñèëèÿ ìû ðàçðóøèì
Äî îñíîâàíèÿ, à çàòåì
Ìû íàø, ìû íîâûé ìèð ïîñòðîèì –
Êòî áûë íèêåì, òîò ñòàíåò âñåì.

Íåâàæíî ïî êîìó áîëüøåâèêè â Ðîññèè äåëàëè ðåâîëþöèþ, âàæíî òî, ÷òî Òóðãåíåâ âèäåë èñòîêè çàðîæäàþùåãîñÿ äâèæåíèÿ, è ïðàêòè÷åñêè ôèíàë åãî.

À ñåé÷àñ âåðí¸ìñÿ ê äèñêóññèè áðàòüåâ Êèðñàíîâûõ ñ Áàçàðîâûì è Àðêàäèåì. ×èòàòåëü áåç òðóäà íàéä¸ò ñîçâó÷íûå ñëîâà èç ýòîé äèñêóññèè ñî ñëîâàìè ãèìíà â ïåðåâîäå Êîöà. È çäåñü æå âñïîìíèì íàøó ñîâñåì íåäàë¸êóþ èñòîðèþ è ñëîâà Ïàâëà Ïåòðîâè÷à: «Ìàòåðèàëèçì, êîòîðûé âû ïðîïîâåäóåòå, áûë óæå íå ðàç â õîäó è âñåãäà îêàçûâàëñÿ íåñîñòîÿòåëüíû셻

Ïîñëå äåñÿòîé ãëàâû ïîâåñòâîâàíèå â ðîìàíå ïðèîáðåòàåò âêóñ ïðåäûäóùåãî ðîìàíà «Äâîðÿíñêîå ãíåçäî» òå æå ñâåòñêèå âñòðå÷è íà ãóáåðíñêîì óðîâíå, òå æå óæèìêè äàì è öèíèçì ìîëîäûõ ìóæ÷èí. Âûïèòîå øàìïàíñêîå ó ãîñïîæè Êóêøèíîé. Ëüñòèâîñòü Ñèòíèêîâà, áàë ó ãóáåðíàòîðà âñ¸ ýòî óæå çíàêîìî â ìåëî÷àõ. Íî âîò çíàêîìñòâî ñ Îäèíöîâîé âíîñèò íåêîòîðûé ðàçëàä â óìîíàñòðîåíèÿ Áàçàðîâà, è, êîíå÷íî, ÷èòàòåëÿ.

 Åãî öèíèçì: «Êàêîå áîãàòîå òåëî! – õîòü ñåé÷àñ â àíàòîìè÷åñêèé òåàòð», çàêàí÷èâàåòñÿ åãî ñìóùåíèåì è ïðèçíàíèåì «êàêîé ÿ ñìèðíåíüêèé ñòàë». Áàçàðîâ ïîêà ãîñòèë ó Îäèíöîâîé, íå ãóëÿë îäèí ïî óòðàì è íå «ðåçàë» ëÿãóøåê. Îáðàç Áàçàðîâà, êàêèì åãî íà÷àë ðèñîâàòü äëÿ ÷èòàòåëÿ Èâàí Ñåðãååâè÷, íà÷èíàåò òóñêíåòü è õîòÿ áû â îäíîé æèçíåííîé ïîçèöèè, îòíîøåíèå ê æåíùèíå, ñîâñåì ñêóêîæèâàåòñÿ. Îäèíöîâà îò ñêóêè çàáàâëÿåòñÿ ñ Áàçàðîâûì è ïóòåì íå ñëîæíûõ æåíñêèõ óëîâîê è íàâîäÿùèõ âîïðîñîâ äàåò «ïîíÿòü» Áàçàðîâó, ÷òî îíà ê íåìó ïðèâÿçàëàñü. È âîò òóò âñïëûëà âñÿ íåñîñòîÿòåëüíîñòü «ñèëüíîãî» õàðàêòåðà Áàçàðîâà. Îí îáúÿñíèëñÿ â ëþáâè Îäèíöîâîé. Êîãäà Áàçàðîâ ïîíÿë, ÷òî îí ïîïàë â ðàññòàâëåííûå æåíñêèå ñåòè, è ñðî÷íî ïîêèíóë ãîñòåïðèèìíûé äîì Îäèíöîâîé, îí ïðîäîëæàë õîðîõîðèòüñÿ ïåðåä Àðêàäèåì: «ïî-ìîåìó – ëó÷øå êàìíè áèòü íà ìîñòîâîé, ÷åì ïîçâîëÿòü æåíùèíå çàâëàäåòü õîòÿ áû êîí÷èêîì ïàëüöà». Ñëîâà ñòàðûå è ïðèâû÷íûå äëÿ Áàçàðîâà, íî ìíåíèå-òî ÷èòàòåëÿ ìåíÿåòñÿ. Îñíîâà óáåæäåíèé, õîòÿ áû ïî æåíñêîìó âîïðîñó, ó Áàçàðîâà ðóõíóëà.

Òàê êòî æå òàêîé Áàçàðîâ? Îòêóäà îí, êàê íèãèëèñò ïîÿâèëñÿ? Âîò Ñèòíèêîâ, áàçàðîâñêèé ó÷åíèê, ñðàçó ïðèçíàåòñÿ: «Ïîâåðèòå ëè, ÷òî êîãäà ïðè ìíå Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ â ïåðâûé ðàç ñêàçàë, ÷òî íå äîëæåí ïðèçíàâàòü àâòîðèòåòîâ, ÿ ïî÷óâñòâîâàë òàêîé âîñòîðã… ñëîâíî ïðîçðåë!»  îñíîâå âñåãî ëåæèò ÷åëîâå÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ.  ìàññå ëþäåé âñåãäà åñòü ÷åì-íèáóäü íåäîâîëüíûå ëè÷íîñòè, ïðîùå ñêàçàòü íèãèëèñòû, äëÿ òàêèõ ëþäåé íóæåí ïîâîäûðü-ïðîïàãàíäèñò. Äëÿ Ñèòíèêîâà è Àðêàäèÿ Êèðñàíîâà òàêèì ïðîïàãàíäèñòîì ñòàë – Áàçàðîâ. Áàçàðîâà «çàðàçèë» ýòîé áàöèëëîé êòî-òî äðóãîé, èëè êíèãè, îïðåäåë¸ííîãî ñîäåðæàíèÿ. Äëÿ íàãëÿäíîñòè ñòîèò ïî÷èòàòü ïîâåñòü Ñîôüè Êîâàëåâñêîé «Íèãèëèñòêà» è ïîíÿòü êàê ýòî ïðîèñõîäèò.

Читайте также:  Вишня и сок чем полезные свойства

Òóðãåíåâ â ñâîèõ ðîìàíàõ ïðîâîäèò ñâîåãî ðîäà ëèòåðàòóðíîå èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû çàðîæäåíèÿ ðåâîëþöèîííîãî äâèæåíèÿ â Ðîññèè, õîòÿ â ÷åòûðåõ ðîìàíàõ îí ñëîâ «ðåâîëþöèÿ» «ðåâîëþöèîíåð», íå èñïîëüçóåò. Âìåñòî ýòîãî îí ââîäèò â ëèòåðàòóðíûé îáîðîò ïî÷òè çàáûòîå ñëîâî «íèãèëèñò». Ïîñëå îïóáëèêîâàíèÿ ðîìàíà ýòî ñëîâî ñòàëî ïîïóëÿðíî, ñ êàêèì-òî íåãàòèâíûì îòòåíêîì, äàæå ñ êàêèì-òî íå î÷åíü ïðèÿòíûì çàïàõîì, êàê ó Â. Äàëÿ: «Íèãèëèçì – áåçîáðàçíîå è áåçíðàâñòâåííîå ó÷åíèå, îòâåðãàþùåå âñ¸ ÷åãî íåëüçÿ îùóòèòü».

 Ïóáëèêàöèÿ ðîìàíà «Îòöû è äåòè» ñîâïàëà ñ òàêèì âàæíåéøèì ñîáûòèåì â èñòîðèè Ðîññèè, êàê îòìåíà êðåïîñòíîãî ïðàâà. Åñëè äî ýòîãî ñîáûòèÿ «íèãèëèñòû» â îñíîâíîì æèëè è ïðîïîâåäîâàëè çà ãðàíèöåé è ñðåäè äâîðÿíñêîé èíòåëëèãåíöèè, òî ïîñëå ôåâðàëÿ 1861 ãîäà ïîëèòè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà â ñòðàíå ðåçêî èçìåíèëàñü.
Ñîáûòèÿ 1812 è 1825 ãîäîâ âñêîëûõíóëè ñàìîñîçíàíèå òâîð÷åñêîé èíòåëëèãåíöèè, íà÷àëè áóðíî ðàçâèâàòüñÿ âñå íàïðàâëåíèÿ ðóññêîé êóëüòóðû. 1861 ãîä, ìîæíî ñ÷èòàòü ãîäîì îòñ÷¸òà â ðàçâèòèè îáùåñòâåííîé è ïîëèòè÷åñêîé æèçíè ñòðàíû, ãîäîì, êîãäà ïîëèòè÷åñêàÿ æèçíü êàê áû âûïëåñíóëàñü íàðóæó.
 
Òóðãåíåâ â ñâîèõ ðîìàíàõ ïîêàçàë äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ýòîãî íà÷èíàþùåãî äâèæåíèÿ. Ðóäèí – áóíòàðü îäèíî÷êà, áåç öåëè è çíàíèé, ìå÷åòñÿ ïî æèçíè è ïîãèáàåò, íå ïîíÿâ, ðàäè ÷åãî îí îòäàë ñâîþ æèçíü.  ðîìàíå «Äâîðÿíñêîå ãíåçäî» Ìèõàëåâè÷ óõîäèò â íàðîä, è åãî îáðàç íå ðàñêðûò â ðîìàíå.  ðîìàíå «Íàêàíóíå» áîëãàðèí Èíñàðîâ ñòîèò âî ãëàâå òàéíîé îðãàíèçàöèè, êîòîðàÿ ãîòîâèòñÿ ê îñâîáîæäåíèþ Áîëãàðèè îò òèðàíèè òóðîê. Íî ýòî åù¸ íå ðóññêèé ÷åëîâåê – áîëãàðèí, â Ðîññèè åù¸ íåò òàêèõ ñèë, ÷òîáû âûñòóïèòü îòêðûòî, íî ñðåäè ðóññêîãî äâîðÿíñòâà ïîÿâëÿþòñÿ îòäåëüíûå ëþäè ãîòîâûå ïîäíÿòüñÿ íà áîðüáó – Åëåíà Íèêîëàåâíà Ñòàõîâà, íî çäåñü â îñíîâå äóøåâíîãî ïîðûâà Åëåíû ëåæèò ÷óâñòâî, à íå îñîçíàííîå äåéñòâèå. Âñå ýòè ãåðîè ñâîåãî ðîäà íèãèëèñòû.

 ðîìàíå «Îòöû è äåòè» Áàçàðîâ äîìîðîùåííûé íèãèëèñò, â êíèãå íåò ñâåäåíèé, ÷òî îí æèë çà ãðàíèöåé, íî îí íà÷èòàí è ïðåäïî÷òåíèå îòäàåò èíîñòðàííîé ëèòåðàòóðå. Çíà÷èò, èäåè íèãèëèçìà ñòàëè ïðèæèâàòüñÿ íà íàöèîíàëüíîé ïî÷âå. Îäíàêî Áàçàðîâ, êàê è ëèòåðàòóðíûå ãåðîè ïðåäûäóùèõ ðîìàíîâ íå èìååò íèêàêèõ ðåçóëüòàòîâ ñâîåãî íèãèëèçìà. Åãî óñïåõ òîëüêî â òîì, ÷òî îí èìååò îäíîãî ïîñëåäîâàòåëÿ – Ñèòíèêîâà, äà è òîò ãëóï, Àðêàäèé îò íåãî îòâåðíóëñÿ. Áàçàðîâ äàæå êàêîãî-òî îòäåëüíîãî ñïëî÷¸ííîãî êðóæêà íèãèëèñòîâ ñîçäàòü íå ñìîã.

Æèçíåííûå ïåðñïåêòèâû Áàçàðîâà âåëèêè, êàê ãîâîðèë Àðêàäèé â ðàçãîâîðå ñ îòöîì Åâãåíèÿ, íî â êàêîé îòðàñëè äåÿòåëüíîñòè, îí òàê îïðåäåëèòü è íå ñìîã.

È åù¸ íà îäèí ìîìåíò õîòåëîñü áû îáðàòèòü âíèìàíèå, ïî÷òè âñå ëèòåðàòóðíûå ãåðîè ìóæ÷èíû â ðîìàíàõ Òóðãåíåâà ïîãèáàþò: Ðóäèí – íà áàððèêàäàõ, Èíñàðî⠖ óìèðàåò îò áîëåçíè, Áàçàðî⠖ îò çàðàæåíèÿ òèôîì. Ñëó÷àéíî ëè ýòî? Ïî ìíåíèþ àâòîðà ñòàòüè íå ñëó÷àéíî. Íà ìîìåíò ïóáëèêàöèè ðîìàíîâ â Ðîññèè íå ñóùåñòâîâàëî, ñêîëüêî íèáóäü îðãàíèçîâàííîãî íèãèëèñòè÷åñêîãî (ðåâîëþöèîííîãî) äâèæåíèÿ, à áîðüáà îäèíî÷åê âñåãäà îáðå÷åíà íà ïîðàæåíèå – îòñþäà è ôèíàë æèçíè ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ Òóðãåíåâà.

Ïîñëå ïóáëèêàöèè ðîìàíà «Îòöû è äåòè» àâòîðèòåò Òóðãåíåâà, êàê ëèòåðàòîðà, çíà÷èòåëüíî óêðåïèëñÿ, íî, êàê è áûâàåò â ðåàëüíîé æèçíè, ó Òóðãåíåâà ïîÿâèëèñü ñòîðîííèêè è ïðîòèâíèêè. Ñëîâà «íèãèëèñò» è «áàçàðîâùèíà» ñòàëè íåîòðûâíûìè îò èìåíè Òóðãåíåâà.

Âîïðîñ êòî òàêîé Áàçàðîâ îñòàëñÿ îòêðûòûì. Íî çäåñü óìåñòíî âñïîìíèòü Âëàäèìèðà Ôåäîðîâè÷à Îäîåâñêîãî: «Ïðèõîäèò íà óì: íå øàðëàòàí ëè Áàçàðîâ? (Íå ýòó ëè ìûñëü àâòîð õîòåë âûãîâîðèòü â õàðàêòåðå Áàçàðîâà»)

Íå áóäåì ñïåøèòü ñ îòâåòîì âïåðåäè ó íàñ åù¸ äâà ðîìàíà Òóðãåíåâà «Äûì» è «Íîâü».

Источник

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

***

Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».

***

Базаров: «Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».

***

«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».

***

«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».

Цитатная характеристика Базарова

Базаров – сын простого лекаря: “. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. “

***

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9632 – | 7393 – или читать все.

Образ Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”: описание личности

Евгений Базаров – главный герой знаменитого романа “Отцы и дети” Тургенева.

***

“. – Вы собственно физикой занимаетесь? – спросил в свою очередь Павел Петрович.

***

“. я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук Ведь ты знаешь, что я внук дьячка. Как Сперанский. “

***

Сам Евгений не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери он – самый настоящий дворянин:

***

“Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.” (Базаров – Аркадию)

***

  • “. но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли. “

***

“. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все таки свой брат, не барин. “

***

“. умевший говорить с мужиками Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового. “

Читайте также:  Полезен ли чай с иван чаем

***

“. Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. “

***

  • “. подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. “

***

“. по моему – лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. “

***

“. Есть здесь хорошенькие женщины? – спросил Базаров, допивая третью рюмку. “

***

“. – Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. “”. Ведь вы нас всех презираете. ” (Одинцова Базарову о женщинах)

***

Мария, споры о дворянстве Базарова ведутся давно. В романе нет точных данных о дворянстве Базарова.

***

В разных источниках Базарова называют и дворянином, и разночинцем. В подтверждение нашей версии приводим несколько цитат.

Цитаты Евгений Базаров

  • Настоящий человек не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

***

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.

***

В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.

***

Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.

***

Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, проворчал Базаров и, обратившись к Аркадию, прибавил вполголоса: Жаль, что помешал.

***

  • Человек все в состоянии понять и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

“Отцы и дети” – цитаты для сочинения

“. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. “

***

“. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. “

***

“. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. “

***

“С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.”

***

  • “Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.”

***

“Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.”

***

“Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.”

***

“В тихом омуте. ты знаешь! Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?”

***

“. Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей. “

“. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. “

Афоризмы о нигилизме

  • “А что касается до времени отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.”

***

“Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.”

***

“В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.”

***

“Человек все в состоянии понять и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.”

***

“Настоящий человек не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.”

***

“. мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. “

***

“Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь.”

Цитаты Базарова о природе

“Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.”

“Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.”

***

“В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.”

***

. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. “

***

“Личность, милостивый государь, вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.”

***

“Он [русский народ] свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры.”

***

“Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания. общественному зданию. “

Цитаты о конфликте поколений

“Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.” – Кирсанов П. П.

***

“Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов. шагу ступить, дохнуть нельзя.” – Кирсанов П. П.

***

“Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.” – Кирсанов П. П.

***

“Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете Да ведь надобно же и строить.” – Кирсанов Н. П.

***

“Странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше?” – Е. Базаров

«Для человека мыслящего нет захолустья»

***

Источник