Мы и окружающий мир береги полезные ископаемые
К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.
Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.
Содержание:
- Опасность исчезновения природных богатств
- Пути сохранения
Опасность исчезновения природных богатств
По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.
Различают следующие виды скоплений ископаемых:
- жилы;
- штоки;
- пласты;
- гнезда;
- россыпи;
- иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).
По своему назначению добытые материалы делятся на:
- Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
- Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
- Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).
Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.
Полезные ресурсы служат для различных целей:
- Сырье для изготовления бытовых предметов.
- Строительные материалы или главная их составляющая.
- Основа для создания важной промышленной продукции.
- Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.
Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.
Пути сохранения
Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…
Источник
1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Предметные: стремятся расширить знания и представления об использовании полезных ископаемых.
Метапредметные: стремятся развивать устную речь; учатся развивать внимание слушать; учатся обрабатывать воспринятую информацию.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н Федотова; рабочая тетрадь; презентация; раздаточный материал.
Этап
Методы и приемы
Время
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Орг.момент
1 мин.
Здравствуйте! Садитесь. Я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
П:строят речевое высказывание
Мотивационный
Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с ребусом.
2-5 мин.
Для того что бы проверить как вы усвоили прошлый материал, проведем небольшой тест. Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите листочки в правом верхнем углу. Ответ нужно обвести кружочком. На эту работу вам дается 2 минуты.
Поменяйтесь листочками, с соседом. Плюсиком отметили правильные ответы, а минусиком неправильные. На доске ответы. У кого все ответы правильные? Молодцы, значит, дома вы хорошо подготовились к уроку. Сейчас сложили листочки в парах, передали на первую парту.
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно будет разгадать ребус. Перед вами картинки. Вы должны угадать, что изображено на картинке, и подставить соответствующую букву, она написана под картинкой. (Например : Мрамор – на картинке, 3-я буква в этом слове – «А»)
Работа с карточками. Какая буква первая? (Б), Что изображено на 2 картинке? Какая буква зашифрована? (Е). На 3, 4, 5, 6?
Какое слово получилось? (БЕРЕЧЬ)
Как вы думаете, что в жизни нужно беречь? (природу, родителей и т.д.)
Давайте еще раз посмотрим на картинки из ребуса? Какой фразой можно объединить эти картинки? (полезные ископаемые) Да, правильно. Скажите, а нужно ли беречь полезные ископаемые? (да) Действительно, их нужно беречь. И тема сегодняшнего занятия: «Почему нужно беречь полезные ископаемые?»
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Взаимопроверка
Формулируют тему и задачу урока.
Отвечать на заданные вопросы учителя
Разгадывание ребусов
П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
К:формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: строят рассуждения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы.
Практический:
работа в рабочей тетради.
10-12
мин
Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? Молодцы.
А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?(песок, цемент …)
— А из чего делают автомобили, самолёты?(металл, сталь …)
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности очень важны.
Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?(ответы детей)
— К ним относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (работают машины самолеты, тепло в домах и т.д.)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Ребята. так где используются полезные ископаемые? (при строительстве домов, при их отоплении, топливо для машин, и машины делают из полезный ископаемых) То есть в нашей жизни полезные ископаемые незаменимы? (да)
Скажите, могут ли закончиться полезные ископаемые? (да)
Можно ли тогда все время их тратить? (нет ) И чем грозит их утрата? (мы останемся без тепла, света, топлива и др.) Правильно. Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Как вы думаете, а можно ли чем — то заменить полезные ископаемые? (да) Правильно. У вас есть предположения, чем можно их заменить? (ответы детей) Действительно, ученые сейчас разрабатывают все новые и новые идеи, чтобы сохранить полезные ископаемые. Например, строят гидро- и электростанции, где используется сила воды, или ветра.
Как вы думаете, как можно охранять полезные ископаемые?
Отвечать на заданные вопросы учителя
П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами
П: строят рассуждения
П: строят речевое высказывание.
Физкультминутка
1-2 мин.
Давайте отдохнем.
Выполнять движения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы; беседа
Как вы думаете, полезные ископаемые являются частью природы? (да) Вы бережете природу? (да) Молодцы, для того что бы охранять природу люди придумали специальные знаки. Вы их видите на экране.
Отвечают на заданные вопросы учителя
К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Работа в рабочей тетради
2 мин.
Давайте посмотрим знаки, которые придумали члены клуба «Мы и окружающий мир», откройте рабочие тетради на стр .8, и рассмотрите 8 задание. Обсудите с соседом по парте, что они могут обозначать.
Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)
А теперь попробуйте нарисовать свой знак. Выполните задание 9 в рабочей тетради. На эту работу вам дается 5 минут. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Попробуйте отгадать, что пытался донести ваш одноклассник. Обсудите свое предположение с соседом по парте.
Я тоже приготовила для вас свой значок на эту тему. Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)
Молодцы, вы хорошо рассуждаете. Так почему же нужно беречь полезные ископаемые?(ответы детей) Какие вы знаете полезные ископаемые, давайте еще раз их назовем. (глина, песок, известняк, торф и др.) Правильно.
Работа в рабочей тетради
К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика;
Закрепление изученных тем
2 — 6 мин.
А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно будет вместе его разгадать. На работу вам дается 5 минут. Если у вас есть затруднения, вы можете поднять руку, и я попытаюсь вам помочь. Молодцы, давайте проверим. Кто знает ответ на первый вопрос? Ответьте на второй вопрос? … Работа с кроссвордом – проверка. Поднимите руки, кто, не затрудняясь , правильно, ответил на все вопросы кроссворда? Молодцы, вы отлично усвоили эту тему.
Самостоятельная работа
Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом
Р: осуществляют итоговый контроль
Рефлексия
Практический: самоанализ
Домашнее задание
1-2 мин.
1 мин
Посмотрите, на партах у вас лежат пирамидки. По ним вы должны оценить то как вы лично работали на уроке, как работал класс, и насколько хорошо я усвоил(а) материал.
В виде египетской пирамиды :
1 ступень — «Я»: как работал? Допускал ли ошибки?
2 ступень — «Мы»: насколько мне помогли одноклассники?
3 ступень — «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
Учебник : стр. 25-28 краткий пересказ , раб.т. с 9, №10
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Производят рефлексию.
Источник
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Технологическая карта урока окружающий мир
На тему: «Свойства полезных ископаемых.
Почему нужно беречь полезные ископаемые».
Выполнила студентка 31 группы
Специальности:
Преподавание в начальных классах
Агаджанян Д.А.
Методист: Храмова В.В.
МАОУ «Лицей № 62» 3 «В» класс г. Саратова
Учитель: Юзвишина Н.М,
Дата проведения: 12.02.2020 г.
Оценка________
г. Саратов 2020 г.
Тема: «Свойства полезных ископаемых. Почему нужно беречь полезные ископаемые».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создание условия для знакомства со свойствами полезных ископаемых и необходимостью их охраны.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использованием.
Развивающие:
— формировать навыки — работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, исследовательская деятельность
— развивать коммуникативные навыки, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения;
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – полезным ископаемым;
— воспитывать уважительное отношение к мнению других;
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование: Компьютер, мультимедийная доска, презентация, видеоролики, аудиофайлы.
Ресурсы: УМК Перспективная Начальная Школа: учебник О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть, Образцы известняка(мел), раздаточный материал (карточки).
Ход урока
Метапредметные
Личностные
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Словесный метод.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джульета Артуровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Ребята, прочитайте пословицу на доске.(слайд 1)
-Как вы понимаете её смысл?
Каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний!
-Ну, что же, я желаю вам удачи. Вперёд, за новыми открытиями!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, организуют рабочее место.
(Знания собираются по капле).
— Дети высказывают своё мнение.
Ф
Мультимедийная доска
Самоконтроль (учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу).
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность;
Р – принимают и сохраняют учебные задачи;
Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения; Самостоятельно организовывают свое рабочее место;
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
Словесный метод.
Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир» (слайд 2), на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.
Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: (слайд 3)
ГЕ +, КОЛОС,+ Г
-Молодцы, вы разгадали ребус!
— Ребята, а что изучают геологи?
-Что такое полезные ископаемые? (слайд 5)
-Молодцы, ребята!
(На доске появляется ребус).
-Геолог (слайд 4)
-Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.
— Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд.
Ф
Мультимедийная доска
Ф
П:
Умение строить сообщение о результатах работы в устной форме;
Умение строить рассуждение при формулировке ответа;
К:
Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
Умение при ответе формулировать собственное мнение и позицию;
Р:
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры собственной работы на известном материале;
Умение высказывать свое предположение;
3.Выявление места и причины затруднения.
Дать возможность учащимся осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает.
Словесный метод;
Практический метод;
Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие полезные ископаемые вы знаете?
-Какую классификацию полезных ископаемых вы знаете?
-Давайте рассмотрим классификацию полезных ископаемых. (слайд 6)
-Ребята, у меня есть вот такой образец полезного ископаемого, как вы думаете, какими свойствами он обладает? (Образец мрамора).
-Вы можете ответить на этот вопрос?
— Каких знаний нам не хватает?
— Торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природный газ.
— Твёрдые: торф, песок, каменный уголь, гранит, алмаз.
Жидкие: нефть, минеральная вода.
Газообразные: природный газ.
— Высказывают своё предположение.
— Нет.
— Нам не хватает знаний о свойствах полезных ископаемых.
Ф
Мультимедийная доска; образец полезного ископаемого(мрамор);
Ф
Формирование представлений об основных изучаемых понятиях;
Р: умение выявлять, в чем состоит затруднение;
Осознание того, что уже освоено и того, что ещё нужно освоить;
К: учёт мнения окружающих,
участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать составление плана работы на уроке.
Словесный метод;
– Ребята, для того, чтобы продолжить нашу работу, нам нужно выяснить: «Какова же тема нашего урока?»
(слайд 7)
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Свойства полезных ископаемых. Почему нужно беречь полезные ископаемые».
–Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? (слайд 8)
Давайте составим план нашей работы на сегодняшний урок.
Ребята, я совсем
забыла, что этапы плана запутались.
Нам нужно срочно восстановить правильность построения этапов плана. (слайд 9)
1)Оценить свою работу на уроке.
2)Применить знания при выполнении заданий.
3)Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где их используют.
(Этапы плана перепутаны, обучающиеся сами должны восстановить последовательность этапов плана).
— Теперь мы с легкостью решим все поставленные задачи!
Тема: «Свойства полезных ископаемых».
Цель: Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где используют полезные ископаемые.
Знакомятся с планом работы на уроке.
Восстанавливают пункты плана в правильной последовательности.
Ученики высказывают своё предположение. (слайд 10)
1)Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где их используют
2)Применить знания при выполнении заданий.
3)Оценить свою работу на уроке.
На доске появляется правильная последовательность этапов.
Ф
Мультимедийная доска
Ф
Систематизация материала;
П:
ознакомление с планом работы на уроке;
Умение осуществлять анализ предложенной информации;
Р: восстановление правильной последовательности плана;
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры предстоящей деятельности;
К:
Умение задавать вопросы;
Умение строить понятные друг другу высказывания;
Оценивание усвояемого материала;
5. Реализация построенного проекта.
Создать условия для самостоятельного знакомства с новым материалом.
Снятие усталости и эмоционального напряжения учащихся.
Словесный метод;
Практический метод;
Словесный,
Наглядный,
Практический методы.
Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.
— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы сегодня поработаем? 1) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
2)Он может быть цветной и белый, Им дети любят рисовать, Художник он, в руках умелых, Картины может создавать!
3)Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник. Бывает серый, желтый, белый. В метро, дворцах, использован умело.
-Молодцы, ребята! Вы всё правильно отгадали!
Физкультминутка
— Вы, наверное, устали?
— Да!
Мы геологами станем
Да? – да!
Будут все гордиться нами.
Да? – да!
Что ждет нас впереди?
Высокая гора,
Бурная река
Ее не обойдешь
Ее не проплывешь,
Ее не пролетишь,
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да!
-Уважаемые геологи, мы начинаем! Я предлагаю вам поработать в парах. Я раздала вам таблицы, в которых мы будем фиксировать результаты проведённых опытов.
-Ребята, а кто знает, что такое мел?
— Как вы думаете, из чего он состоит?
-Давайте заполним пункты нашей таблицы.
1.Цвет.
Какой цвет имеет наш мел?
2. Твёрдость.
Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим?
Что можете сказать?
Будем считать породу мягкой, если на ней можно оставить след ногтем; если следа не остается, значит – твёрдый.
3. Вес.
Опустим кусочек мела в воду, что получилось?
-Если мел плавает на поверхности, то он легче воды, если тонет – тяжелее.
Какой вывод сделаем?
4. Использование.
Как вы думаете, где используют мел?
-Молодцы, ребята! Первый образец мы исследовали!
Продолжаем!
Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря?
Что вы знаете о песке?
Как вы думаете, из чего он состоит?
Давайте продолжим заполнять пункты таблицы.
1.Цвет.
Какой цвет имеет наш песок?
2. Твёрдость.
Как вы думаете, каков песок на твёрдость?
3. Вес.
Поместим немного песка в воду, что получилось?
-Если песок плавает на поверхности, то он легче воды, если тонет – тяжелее.
Какой вывод сделаем?
4. Использование.
Как вы думаете, где используют песок?
-Теперь мы знаем о свойствах мела и песка!
-Ребята, а кто знает, что такое мрамор?
-А о свойствах мрамора мы узнаем из видеоролика.
1.Цвет.
Какой цвет имеет наш мрамор?
2. Твёрдость.
Как вы думаете, каков мрамор на твёрдость?
3. Вес.
Поместим мрамор в воду, что получилось?
-Если мрамор плавает на поверхности, то он легче воды, если тонет – тяжелее.
Какой вывод сделаем?
4. Использование.
Как вы думаете, где используют мрамор?
-Ребята, мы пополнили свою копилку знаний, знаниями о свойствах мела, песка и мрамора.
Учащиеся отгадывают загадки.
1)Песок (слайд 11)
2) Мел (слайд 12)
3) Мрамор (слайд 13)
(слайд 14)
Повторяют движения.
Хлопок над головой.
Хлопок над головой.
Показывают руками.
Топают ногами.
Плывут.
Машут руками.
— Мел – это переработанное полезное ископаемое.
— Известняк + примеси.
(слайд 15)
1.белый
Фиксируем результат в таблицу. В графе цвет отмечаем, что он белый.
— Учащиеся поднимают руки.
Да.
-След остаётся.
2. Мягкий.
Фиксируем результат в таблицу. В графе твёрдость отмечаем, что он мягкий.
— Мел тонет
3. Тяжелее воды
Фиксируем результат в таблицу. В графе вес отмечаем, что он тяжелее воды.
4. При изготовлении бумаги, спичек, стекла, ластика, детские мелки.
Фиксируем ответы в таблице.
(слайд 16)
-Высказывают своё мнение. (слайд 17)
Песок – рыхлая горная порода. Она состоит из отдельных песчинок разного цвета.
1.Жёлтый.
Фиксируем результат в таблицу. В графе цвет отмечаем, что он жёлтый.
2. Твёрдый
Фиксируем результат в таблицу. В графе твёрдость отмечаем, что он твёрдый.
Песок тонет в воде.
3.Тяжёлее воды
Фиксируем результат в таблицу. В графе вес отмечаем, что он тяжелее воды.
4.В больших количествах песок применяется для строительства дорог, для производства цемента и бетона.
Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.
Из белого кварцевого песка изготавливают стекло.
Фиксируем ответы в таблице.
(слайд 18)
-Мрамор – это горная порода, образующаяся из известняка. (слайд 19)
— Смотрят видеоролик о свойствах мрамора.
1.
2.Твердый
Мрамор тонет.
3. Тяжелее воды
4. Используется, как камень для памятников, изготавливают мраморную муку, при строительстве фонтанов.
Фиксируем ответы в таблице.
(слайд 20)
Ф
Ф
Мультимедийная доска
Музыкальное сопровождение.
Ф
И
Ф
Умение делать выводы и обобщать полученные знания.
Р:
Умение работать по предложенному плану;
Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, других учащихся;
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
К:
Умение высказывать своё мнение, учитывать мнение одноклассников;
Умение адекватно использовать речевые средства для достижения совместных результатов;
Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
П:
Умение строить сообщение в устной форме;
Р:
Обеспечение активности детей;
Формирование мотивации к аналитической деятельности (к анализу);
Снятие эмоционального напряжения;
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Создать условия для осознанного применения полученных знаний.
Практический метод;
Словесный метод;
— Ребята, а если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему?
-Давайте откроем учебник на странице 27 и получим ответ на наш вопрос.
Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых?
Ребята, в чем же заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Обратите внимание, что для образования большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет,а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом образования. В мире существует множество полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Если вас заинтересовала данная тема, вы можете так же сделать опыты дома вместе с родителями.
-Высказывают своё мнение.
Читают 2 Абзац.
После прочтения отвечают на вопрос.
Чтение по цепочке. Страница 27-28.
После прочтения отвечают на вопрос.
Учебник открыт на странице 29.
Продолжаем чтение текста по цепочке.
После прочтения отвечают на вопрос.
Ф
И
Мультимедийная доска, учебник, вода, кусочек мела, песок, мрамор видеоролик.
Ф
Овладение общепринятыми понятиями.
Систематизация материала.
К:
Умение адекватно использовать речевые средства для выполнения конкретного задания;
Умение формулировать собственное мнение;
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение оценивать правильность выполнения задания;
П:
Умение ориентироваться в разнообразии способов определения свойств полезных ископаемых.
Познавательная активность, интерес к познанию;
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Практический метод;
-Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно, выполните небольшой тест.
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые;
б) камни;
в) вода.
2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки;
б) кирпич, бензин, известняк;
в) нефть, глина, торф.
3. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи;
в) строители.
4.Жидкое горючее полезное ископаемое:
а) природный газ; б) нефть;
в) известняк.
-Ребята, кто выполнил задание без единой ошибки?
Молодцы ребята! Вы настоящие геологи! -Ребята, у кого в ответах получилась одна ошибка? Вам нужно быть немножечко внимательнее, в следующий раз у вас обязательно всё получится!
-Ребята, у кого более 2 ошибок? Вам нужно быть чуткими и внимательными, чтобы в следующий раз вы сделали все задания на отлично!
1.а)
2.в)
3.б)
4.б)
(слайд 21)
(После выполнения задания появляются правильные ответы на мультимедийной доске и дети обмениваются тетрадями, сравнивают ответы по эталону и исправляют, если нужно).
Дети поднимают руки.
Ф
И
Мультимедийная доска, карточки с заданием
Взаимоконтроль
Развитие обще-учебных умений учеников.
К:
Умение адекватно использовать полученные знания для выполнения конкретного задания;
Умение формулировать собственное мнение;
Умение оценивать правильность выполнения задания;
П:
Умение опираться на полученные знания, поиск и выделение необходимой информации;
Р:
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности;
9. Рефлексия учебной деятельности (итог).
Выяснить, что больше всего запомнили на уроке, какие трудности возникли, осознанно оценить собственную учебную деятельность.
Словесный
метод
Давайте вспомним тему нашего урока
Какие цель мы перед собой ставили?
Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?
Дополните фразы (на слайде)
(слайд 22)
— На уроке я узнал …
— На уроке вызвало трудность…
— На уроке мне запомнилось…
(слайд 23)
-Молодцы, ребята! Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Урок окончен.
-Тема нашего урока звучала так: «Свойства полезных ископаемых. Почему нужно беречь полезные ископаемые».
Цель:
Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где используют полезные ископаемые.
-Учащиеся дополняют фразы, которые они видят на слайде.
Ф
И
Мультимедийная доска
Р:
Умение оценивать результаты всей проделанной работы;
Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;
К:
Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
Умение формулировать собственное мнение;
Оценивать свою деятельность, выражать мнение по поводу урока
Источник