На дому 3 класс полезные ископаемые

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь на печатной основе  с. 25№3,4.

Слайд1

II. Сообщение темы и целей урока.

-Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».

Слайд 2

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Слайд 3-7

Железная руда. Свойства, цвет, использование.

Слайд 8-10

Нефть

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс,  красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 11-13

Гранит

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 14-15

Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение  угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 16-18

Известняк

Осадочная горная порода органического,  происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Слайд 19- 22

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную  массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика — большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Слайд 23

Проверь себя.

Работа в рабочей тетради на печатной основе  с. 26№2,3,5.

Д/з стр.27 №4,6.

Источник

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Урок окружающего мира в 3 классе на тему:

«Строительные полезные ископаемые»

(с использованием средств ИКТ)

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Олейникова И.В.

г. Благодарный

2014-2015 учебный год

Ход урока

I.Оргмомент. Психологический настрой на урок.

— Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Мне приятно вас видеть. Давайте согреем всех своим теплом: улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. А теперь сядьте тихонько на свои места.

II. Сообщение темы, цели урока.

Ребята, посмотрите , пожалуйста, на экран и скажите: какие герои здесь изображены? (Семья Ивановых) (CЛАЙД )

-Так вот, семья Ивановых решила построить в посёлке Мирном новый благоустроенный дом. Давайте и мы с вами поможем им в этом!

-Но как это сделать? Кто из вас скажет, какие материалы необходимы для строительства дома? (всё, что называют дети, вывешивается на доску, возникает зрительный ряд)

-А теперь выберите из всего названного только полезные ископаемые и отдельно поместите их на доску.(вызвать 1 ребёнка)

-Видите, ребята, как много материалов нужно для постройки дома, и среди них есть даже полезные ископаемые!

-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Cтроительные полезные ископаемые) (CЛАЙД)

— Верно! А сейчас сформулируйте вопросы по теме урока, используя вопросительные слова:

На доске:

(Как добывают полезные ископаемые? Какие бывают строительные полезные ископаемые? Где использует человек?)

Итак, поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока. А найдя ответы на них, мы поможем семье Ивановых построить новый дом.

-А какими известными вам способами, из каких источников можно получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? (Книга, Интернет, собственный опыт и наблюдения, учитель, родители)

-На сегодняшнем уроке мы будем пользоваться разными источниками.

III. Открытие нового знания.

Ребята, кто из вас скажет, а с чего начинается строительство любого дома?

(С закладки фундамента)

-Верно. Без каких материалов здесь не обойтись?

-А где мы можем их взять?

-Верно, но прежде, чем попасть на склад, в магазин, их надо добыть, извлечь.

-Кто знает, как называется место, где добывается песок, глина, известняк?

— Наш Благодарненский район богат залежами строительных полезных ископаемых, и на территории района находятся 2 крупных карьера — Спасский и Красноключевской. Мы с вами отправимся сначала на ближайший карьер
, а вот какой это карьер, вы должны ответить, решив математическую задачу.

Задача (СЛАЙД)

Расстояние от города Благодарного до Красноключевского карьера составляет 6 км, а от города – до Спасского карьера – 20 км 150 м . Какой карьер ближе и на сколько ближе? (дети решают задачу)

-Итак, мы отправляемся на Красноключевской карьер. (на Красноключевском карьере добывают песок)

Прежде, чем добыть песок, снимают верхний слой почвы-чернозём, затем- глину, и только глубже залегает песок. Добыть песок человеку помогают мощные машины – бульдозеры и эскаваторы. Затем он грузится на самосвалы, железнодорожные вагоны и отправляется в пункты назначения.

-Но Спасский карьер гораздо богаче.

На этом карьере добывается камень-ракушечник (или известняк) . Перед тем, как добыть этот камень, производится взрыв, откалываются глыбы камня, которые затем измельчаются. На этом карьере также добывается белый кварцевый песок. Особенность егов том, что он обогащён железом. Этот песок ценится не только в нашем крае, но и за его пределами. Cпасский кварцевый песок отправляется на стекольные заводы в Минеральные воды, города Краснодарского края, где из него изготавливают посуду из стекла (вазы, стаканы и т д)

В городе Благодарном есть тоже свой песчаный карьер, откуда песок поступает в посёлок Горячий Ключ Краснодарского края и там, на стекольном заводе, из него делают бутылки под нарзан, газированную воду.

(Видеофрагмент о добыче полезных ископаемых)

-Вот видите, ребята, как богат наш район залежами строительных полезных ископаемых!

Вернёмся к вопросам нашего урока. На какой вопрос мы сейчас нашли ответ? ( Обращаю внимание на доску : Как добывают полезные ископаемые?) (Подчёркиваю это слово).

-Итак, ответив на 1 вопрос по теме, мы смогли возвести фундамент, основу нашего дома. (CЛАЙД )

Мы узнали, как добываются полезные ископаемые, а сейчас остановимся подробнее на строительных полезных ископаемых .

IV. Работа с учебником.

-А сейчас откройте учебники на с.19, найдите условное обозначение. На что оно указывает? (На работу в парах)

-Верно. Один из вас должен будет прочитать информацию о песке, другой – о глине и карандашом подчеркнуть те строки, где говорится об их использовании человеком. Определитесь в парах, с какой информацией будет работать каждый из вас.

-Где человек использует песок? Зачитайте.

-А глину?

-Молодцы!

-А в нашем случае строительства дома где мы найдём применение песку и глине? (песок войдёт в состав цемента, из глины сделаны кирпичи и можно сделать черепицу на крышу)

-Ребята, вы хорошо потрудились в парах, и сумели кирпичик по кирпичику возвести стены нового дома. (CЛАЙД )

А сейчас пришло время встать и отдохнуть.

V. Физминутка

Стук-стук молотком сидя на корточках и стучать кулачками по полу;

Строим, строим новый дом. медленно встать;

Ты пила пили быстрей, руками изображаем движение пилы

Строим домик для людей

То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,

Кровельщик на крыше. (изображают стук молотком кулачками)

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)

Он новой крышей кроет дом,( руки над головой домиком)

Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)

VII. Продолжение открытия нового знания.

-Ребята, скажите, чем мы сейчас накрыли наш дом? (Крышей) (СЛАЙД)

-Итак, строительство дома завершено, но ведь внутри дом тоже должен быть эстетичным и уютным. Поэтому сейчас давайте побудем с вами дизайнерами,

и узнаем, какие полезные ископаемые можно использовать для оформления внутреннего пространства дома.

-Со времён Древней Греции и Древнего Рима этот материал стал одним из самых любимых материалов скульпторов, т.к. «словно светился, горел изнутри, если на него падали солнечные лучи». Мастера делали скульптуры древних богов и богинь(СЛАЙД), колонны во дворцах (СЛАЙД). Наши современники, усовершенствовав данное искусство, создали свои работы (СЛАЙДЫ).

-Ребята, кто знает, о каком материале идёт речь?

-Мрамор – это тоже полезное ископаемое, разновидность известняка. Но перед тем, как получить такое произведение искусства, его надо отполировать и придать нужную форму.

— Ребята, так можем ли мы отнести мрамор к строительным полезным ископаемым?

-Какими же свойствами должен обладать мрамор, если из него можно вылепить такие фигуры? (твёрдость )

-И сейчас мрамор используется в строительстве как отделочный материал: для изготовления лестничных ступенек (СЛАЙД), полов(СЛАЙД), раковин (СЛАЙД)

— С ещё одним полезным ископаемым вы ознакомитесь самостоятельно. Прочитайте предпоследний абзац текста на с. 21 и выделите, подчеркните ключевые слова, которые указывают на свойства этого полезного ископаемого.

-Кто зачитает ключевые слова? (твёрдость и прочность гранита)

-Где же использует человек гранит благодаря его свойствам?

-Гранит используется для отделки метрополитенов (СЛАЙД), фундамента зданий (СЛАЙД), набережных(СЛАЙД), из него делают полы и лестницы во дворцах и музеях (СЛАЙДЫ).

В нашем крае, недалеко от г Кисловодска, можно встретить природный гранит: граниты здесь идут грядой, глубоко прорыты речной водой, и в этом месте образовались знаменитые Медовые водопады (СЛАЙД)

-Скажите, ребята, на какие вопросы были сейчас даны ответы? (обращаю внимание на доску: Какие бывают полезные ископаемые? Где использует их человек? , подчёркиваю эти вопросы)

-Итак, наше строительство, возведение дома близится к концу, а сейчас ответим на такой вопрос: какие же качества характера помогли нам добиться цели? В этом вам помогут пословицы и поговорки, которые, к сожалению, рассыпались. Ваша задача – восстановить их. Работать будем в группах.

Конец делу венец.

Уменье работать дороже золота.

Старанье и труд дивные всходы дают.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Птицу узнают в полёте, человека — в работе.

-Чему учат нас все эти пословицы?

-Подходят ли они к нашей сегодняшней работе на уроке?

(Да, мы много и упорно трудились на уроке, старались, шли к намеченной цели)

-А сейчас аккуратно переверните ваши карточки в том же порядке.

— Прочитаем хором предложение ! (Полезные ископаемые — бесценные природные богатства нашей страны!)

-Как вы понимаете эту фразу?

(Да, запас природных богатств не бесконечен, поэтому их надо беречь и охранять)

VIII. Итог урока.

-Ребята, мы с вами ответили на все вопросы?

— Достигли ли мы поставленных целей урока?

-Какие источники помогли найти ответы на вопросы? (текст, иллюстрации, собственный опыт и наблюдения, учитель, видеосюжет)

Итак, мы с вами сумели ответить на все вопросы, а теперь – посмотрите, какой новый, красивый дом стал результатом нашего труда!(СЛАЙД)

IX. Рефлексия.

Чтобы попасть в этот дом, надо подняться по лесенке, а мы с вами давайте поднимемся по лесенке успеха.Перед каждым из вас лежит фигура человечка Подумайте, на какую ступеньку вы его поместите:

если вы считаете, что успешно справились со всеми заданиями, то поместите его на верхней ступеньке

если у вас были затруднения, но вы успешно их преодолели, то на средней ступеньке

если вам трудно и нужна помощь, то на нижней ступеньке

Источник