На какой вопрос отвечает слово полезен

На какой вопрос отвечает слово полезен thumbnail

В русском языке грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и местоимение. Только наречие ведет себя своеобразно. Чем выражается его особенность? …

Своеобразное наречие

Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи, каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию, то есть называют предмет. Глаголы описывают действие, а прилагательные дают характеристику.

Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение: подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.

Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:

  • действия,
  • предмета,
  • другого признака.

Внимание! Если глаголы и имена прилагательные, взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам. Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означаетРазряды наречий схема.

Отличительные признаки и вопросы к ним

Признаки, означающие действия

В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения, признак действия:

  • Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
  • В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
  • Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
  • Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
  • Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
  • Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.

Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.

Признак предмета

Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным. Примеры:

  • прогулка пешком, блузка навыпуск,
  • уход по-английски, шаг вперед,
  • движение назад, чтение вслух.

Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.

Признак признака

Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака. Например:

  • очень ветвистое дерево,
  • чересчур высокий забор,
  • довольно скучное занятие,
  • слишком трудное задание,
  • предельно простая обстановка.

Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета, при этом форма ее останется неизменной.

Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.

Четыре группы наречий и вопросы

Время

Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:

  • Традиции в деревне сохранялись издавна.
  • В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
  • Делать что-то новое всегда трудно.
  • Он никогда больше не возвращался в этот город.

Место

На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:

  • свернуть направо,
  • располагаться посередине,
  • впереди показалась река,
  • шум доносился издалека.

Цели

Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего?:

  • Он сделал это по-глупости.
  • Экскурсанты специально пришли пораньше.
  • Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.

Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи.

Причины

Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему?:

  • Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
  • Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.

Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос. Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означаетСмысловые группы наречий.

Спорные вопросы

Вскоре и вдруг

Часто вызывает сомнение слово вдруг – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.

Вскоре и скоро к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком. Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.

Как отличить

Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.

Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).

Как отличить похожие слова

Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: Хороший стимул заставляет работать хорошо. – хороший прилагательное, а хорошо – это наречие, которое образовалось от имени прилагательного.

Орфография: Написание наречий

Степени сравнения наречий

Вывод

Наречие абсолютно самостоятельная часть речи со своими структурно-лингвистическими особенностями и особой эмоционально-семантической ролью в устной разговорной речи и литературном тексте. С помощью него можно составить предложение с любым эмоциональным оттенком, выражая свое отношение к человеку, явлению или событию.

Источник

Слово КАК в предложении может оказаться:

  • наречием (более точное название его частиречной принадлежности – местоименное наречие) вопросительным, а также относительным (или его ещё называют союзным словом);
  • модальной частицей;
  • союзом.

Частицы и союзы – слова служебные, поэтому вопросы к ним не задаются, а по той причине, что они не члены предложения, и как к объектам синтаксиса вопросы к ним отсутствуют.

Вопросы к наречию КАК – слову, относящемуся к части речи самостоятельной, – мы задаём следующие: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? (вопрос как к объекту морфологии), а как к второстепенному члену – КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ (МЕРЕ)? НАСКОЛЬКО? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? (вопрос как к объекту синтаксическому).

Сложность состоит в самом определении того, какая из перечисленных омонимичных частей речи употреблена в каждом конкретном предложении, поэтому рассмотрим несколько примеров.

I МЕСТОИМЕННОЕ НАРЕЧИЕ (вопрос задаём от глагола-сказуемого или от другого наречия):

1) Вопросительное. С его помощью создаём предложения вопросительные по цели высказывания:

  • Как же ты обо всём догадался? (Догадался как? каким образом? как)
  • Как, по-вашему, следует учить стихи? (Следует учить как? каким образом? как)
  • Как далеко продвинулся ты в изучении английского языка? (Продвинулся насколько? далеко; в какой степени далеко? как)
  • Как скоро ты вернёшься с занятий? (Насколько скоро? В какой мере сколько? Как)

2) Используем как обстоятельство времени в предложениях типа:

  • – Когда вернёшь учебник? – Да вот как экзамен сдам. (Сдам когда? как)
  • – В какое время ты уходишь? – Да вот как пообедаю. (Сдам когда? как)

3) Относительное (то есть союзное слово). Располагается в части придаточной (обстоятельственной образа действия, а также изъяснительной), присоединяя её к части главной в составе предложения сложноподчинённого (СПП), и одновременно играет роль второстепенного члена предложения – обстоятельства:

  • [Подскажите], (как пройти к ЦУМу). – Пройти как? каким образом? как.
  • [Дети с любопытством смотрели], (как в их небольшой двор заезжали машины свадебного кортежа). – Заезжали как? каким образом? как.

Сравним наречие КАК с омонимичными служебными словами КАК, чтобы хотя бы немного ориентироваться в материале и научиться их различать.

II Модальная частица. Служит для выражения

1) удивления, сомнения, негодования и пр.:

  • Как! И Вы всё это терпели?
  • – Телевизора в его доме нет. – Как нет?!

2) внезапности названного в предложении действия:

  • А он как заорёт!
  • Я тогда как размахнулся!

III Союз.

1) Присоединяет к подлежащему сказуемое:

  • Вата как снег.
  • Ноги как ватные.

Сюда же отнесём конструкции, где КАК выступает показателем обычности предмета:

  • Платье как платье.
  • Старушка как старушка.

2) Присоединяет обороты сравнительные:

  • Волосы у него белые-пребелые, как снег.
  • Ниточка была тонкой, как паутинка.

3) Присоединяет придаточные обстоятельственные сравнения, а также обстоятельственные условно-временные и некоторые изъяснительные к главному предложению в СПП:

  • [Он говорил быстро, торопливо], (как говорит человек, вечно куда-то спешащий).
  • [Вернёшься], (как захочешь).
  • [Я почувствовал], (как кто-то легонько потянул меня за рукав).

4) В приложениях, имеющих значение «в качестве»:

  • Петра Иванова все знали как замечательного вокалиста.
  • Она прославилась как исполнительница комических ролей.

5) Является частью вводных конструкций:

  • Погода сегодня, как сообщают синоптики, будет пасмурная.
  • Это, как говорят, временно.

Источник

Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

Цели:

  1. Обобщить знания о словах – признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами- названиями и словами – признаками;

  2. Вырабатывать умения ставить вопросы к словам- признакам.

  3. Развивать внимание, мышление, речь учащихся, расширять кругозор, словарный запас;

  4. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Презентация в виде слайдов, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в парах, иллюстрации животных, иллюстрация речки с корабликом, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Итак, друзья внимание-

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

2. Создание проблемной ситуации.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чем мы с вами отправимся, вы узнаете, если соберете слово из запутавшихся букв:

(к,о,р,а,б,л,и,к )

-А почему я выбрала кораблик? (На улице весна. Тает снег, бегут ручейки. Можно пускать кораблики в весенний ручеек.)

Подсказка: Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

-А нравится ли вам весна? Почему?

-Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

-В народе говорят: март — грачевень, апрель- грязевень, май-цветень.

-А почему так говорят?

А еще какие пословицы вы знаете о весне? (Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).

3. Формирование темы и цели урока.

-Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек. На первом причале нас встречает ослик. Ослик приготовил вам слова, которые вы должны распределить на две группы.

СЛОВА: весна, солнце, весёлые, ранняя, снег, ребята, яркое, последний

— Внимательно прочитайте слова и подумайте на какие две группы вы можете их распределить?

весна веселые

солнце ранняя

снег яркое

ребята последний

-По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

-Что обозначают слова во втором столбике? (Признаки предметов)

К каждому слову подберите подберите подходящее по смыслу слова из второго столбика.

-Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

— Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Определите тему урока.

( Схема)Слова, которые обозначают признак предмета

отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на вопрос «Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?»

И если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы вместе точно будем знать ответ на эти вопросы.

4.Актуализация знаний.

1) Наш кораблик, наш кораблик

По волнам бежит качаясь

А вот и рыбка золотая

Останавливает нас.

Золотая рыбка хочет, чтобы вы правильно выбрали слово к каждому рисунку.

Птичка (рисунок) солнце (рисунок)

Красивый Яркий

Красивая Яркая

Красивое Яркое

Красивые Яркие

цветы (рисунок) скворечник (рисунок)

жёлтый уютный

жёлтая уютная

жёлтое уютное

жёлтые уютные

— А вы готовы к встрече веселых, звонких скворцов? Приготовили ли вы для них домики? Птицы — наши друзья . Каждый из вас должен подготовиться к прилёту этих птиц.

-Какую пользу оказывают нам птицы? (Они уничтожают вредных насекомых, жучков.)

2) Работа с учебником

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Наш кораблик у причала и встречает нас мышонок.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки

От слов концовки откусили,

Из книжки в нору утащили

Открыли книжку на 147-ую страницу, найдем третье упражнение. Прочитаем текст, вставляя пропущенные буквы.

3) Словарная работа

— В этом тексте встречаются такие слова. Давайте прочитаем значения этих слов.

Рыхлый – неплотный, рассыпчатый

Низина — равнинный участок

Надулись почки – весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются

Смола — липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых растений

4). Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток.

А лисица поджидает

Нам загадки загадает

-У него уши, хвост, шерсть.

— Можно ли по этому описанию определить о ком идет речь?

-Кто это может быть? (Под это описание подходит достаточно много животных)

А вот следующая загадка.

Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый.

-Какие слова помогли догадаться, о ком говорится в загадке?

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …. (Олень)

Для чего нам нужны слова, которые обозначают признак предмета? (Для описания и уточнения.Итак , слова, обозначающие признаки помогают нам определять предмет, даже не видя их.)

5) Попробуйте сами придумать загадки, используя слова –признаки.

4.Физкультминутка

Наши звери нас встречают, на физкультминутку приглашают.

У оленя дом большой,

Смотрит он в свое окно,

Зайка по лесу бежит,

В дверь ему стучит,

Тук, тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Зайка, зайка, забегай

Лапу мне давай.

5. Систематизация и обобщение

1)Образуйте от данных слов слова, которые обозначают признаки предметов.

Чистота – чистый

веселье –

звон –

весна-

свет-.

тепло-

2). Для чего же нужны в русском языке слова–признаки?

Наш кораблик плывет дальше. На причале нас встречает Незнайка. А давайте прочитаем рассказ про весну, который составил Незнайка.

Наступила весна. Светит солнышко. Тает снег. Побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел песенку.

Прота́лина — место, где стаял снег и открылась земля

– Нравится ли вам рассказ?

– Кому не понравился?

– Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки).

Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.

– Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки. Работаем парами.

Слова для справок: ласковое, шумные, ранняя, последний, весёлую, чёрные.

Можете использовать и другие слова.

– Какой текст получился красивее?

– Для чего нужны в речи слова-признаки? (Слова- признаки помогают лучше нарисовать картину словами. С ними текст становится красивее)

6. Домашнее задание.

— Сегодня на уроке много говорили о весне. Дома составьте и запишите 5 предложений о весне, используя слова, которые обозначают признаки предметов.

Кораблик приплыл к берегу . Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Все были сегодня очень активные.

7. Итог урока. Рефлексия.

-С какими словами мы познакомились на уроке?

-Нужны ли такие слова в нашей речи?

-Оцените работу на уроке (Понятна ли тема, как работали на уроке?)

Для этого вам могут помочь эти выражения.

На уроке мне

Все было понятно

Было трудно

Было интересно

Прибавилось знаний

Пришлось задуматься

Могу рассказать другим

Источник