На лошади без седла полезно ездить

Два полубрата

Добрый день или вечер, уважаемые читатели! Расскажу сегодня историю, связанную с предыдущей темой о вреде и пользе седел для начинающих. Действо происходило в далекие годы моей юности. Группы 1-ого года обучения занимались 2 раза в неделю. Мало, конечно, но таковы были правила. Кто выдерживал и, действительно, «болел» лошадьми, те переходили на второй год обучения. Выбрала я себе для занятий чистокровного коня по кличке Пэрн. Конь был худоват и невысок, но с большим сердцем, безотказный, очень ласковый и терпеливый. В дальнейшем я на нем сдала на 3-й разряд по конкуру.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Амуниция на лошадей была, конечно, далеко не новая, требующая постоянного ремонта. Седла не всегда подходили на лошадей, поэтому тренеры нам выдавали свернутые одеяла на вальтрап. Они, вроде, как должны были сглаживать не прилегающие места седла к спине лошади. Естественно, что на коне ездили и другие начинающие всадники, учебных групп было несколько. Рядом в деннике стоял полубрат Пэрна — Гренобль, чуть пониже ростом, зато более картинистый и импульсивный. Братья дружили, никогда не ссорились, наверное, они все-таки знали, что родные по крови.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Однажды, придя на конюшню, мне тренер сказал, что теперь буду ездить без седла, пока заживает холка у Пэрна после моей езды на нем. Я очень удивилась, потому что два дня назад с холкой было все в порядке, когда приводила коня в порядок после тренировки. Пошла посмотреть. Действительно, у Пэрна воспаление было, холка увеличилась, конь не давал дотронуться рукой до нее. В расстроенных чувствах я пошла на тренировку, но поверить в то, что после моей седловки могло такое произойти, я не могла. Заниматься, как минимум недели две, мне предстояло на Депрессии. Кобыла была очень старательной и дисциплинированной учебной лошадью, в седле было приятно на ней ездить и прыгать.

Полет

Надо отметить, что без седла мне доводилось ездить совсем немного, даже в деревне я скакала в кавалерийском седле. На первой тренировке было непривычно, пока не приноровилась к движениям лошади. Быстро сообразила, что чем больше бояться упасть и зажиматься, тем, действительно, быстрее упадешь. Через пару занятий тренер повел нашу группу на ипподром для прыжков на конкурном поле. Мысли о том, что я могу упасть, просто не было. Вот что значит – юность бесстрашная!

Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Прыгали мы и клавиши и отдельные барьеры «без рук», то есть, бросив повод на шею лошади, всадник широко расставлял руки в стороны. Чудесное ощущение полета! Полная свобода! Равновесие умела держать, так что падения не случилось. Испытание прошла с достоинством и сделала для себя тогда вывод, что езда без седла очень даже полезна для начинающих, чтобы проверить себя, свое умение, чтобы лучше понимать движения лошади. В будущем, когда я уже стала тренером сама, в обязательном порядке проводила тренировки для ребят без седел, манежные и конкурные дни.

Помню, как-то заскочил к нам в секцию, еще в Казахстане, залетный гастролер, представился МС по выездке из Москвы. Попросил показать моих ребят, что умеют, провести тренировку. На седловку времени уходит больше, поэтому попросила всех выехать на плац без седел. Ребята прекрасно справились, сидели все свободно и непринужденно, показали управление лошадьми на всех аллюрах. Гастролер был приятно удивлен и хитро улыбаясь, похвалил со словами: «Отлично сидят! Если, конечно, это ты их готовила». Я даже сначала растерялась от таких слов. Немного обидно стало. А потом поняла, что это он так завидует! Наверное, сам не смог подготовить хороших спортсменов.

Справедливость восторжествовала

Но вернемся к Пэрну. Где-то через неделю после моего отстранения от езды на Пэрне у его полубрата Гренобля вдруг появилось точно такое воспаление на холке. Вот интересно! На Гренобле я, вообще, никогда даже не сидела верхом. И тут я поняла, что просто на меня перевели стрелки, как говорится, и оболгали перед директором. Помимо меня на Пэрне ездил младший брат нашего спортсмена-юноши, который уже выступал на соревнованиях и считался перспективным. И вот, по недосмотру тренера, младшенький неправильно, слишком высоко, седлал лошадей. А свалили на меня… несправедливо. Когда директор КСШ узнал об этом, то сразу отменил свое решение, и я снова могла ездить на Пэрне. Правда, не долго: мне предложили восстановить после травмы конкурного коня, надо было ему втирать в ногу флюид и отшагивать по 2 раза в день. Так началась конкурная полоса в моей жизни.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Каждый конник должен поездить на лошади без седла, ощутить тепло ее тела, почувствовать под собой гору мышц, следуя каждому шагу своим телом. Сидя на лошади без седла чувствуешь себя кентавром, сливаешься с могучей силой, за спиной невольно вырастают крылья. И лошадь с большим удовольствием слушается всадника, оказывается более гибкой, чувствует себя свободной и терять всадника не собирается. Я уверена, что и ребенок, и взрослый, хоть раз в жизни, но обязательно должны поездить без седла.

Часть 91

Часть 93

Источник

Когда между вами и вашей лошадью установится прочная эмоциональная связь, вы сможете опробовать и/или развить новый навык для укрепления этой связи. Езда без седла станет для вас потрясающим опытом, если вы и ваша лошадь готовы к этому. Однако нет смысла в езде без седла, если сама мысль об этом вам некомфортна. Ездить без седла очень опасно, поэтому к этому следует подступать медленно и не стоит торопиться.

Читайте также:  Чай с лимоном и медом полезные свойства

Шаги

  1. 1

    Поищите опытного наездника или инструктора, который будет руководить вашими попытками освоения езды без седла.

  2. 2

    Поймите, что опробовать езду без седла важно на подходящей для этого лошади. Некоторые лошади при езде подбрасывают вас выше, чем другие. Лошадь с равномерной походкой, широкой спиной и низкой холкой будет идеальна.

  3. 3

    Сфокусируйте взгляд на том, коду вы хотите доехать на лошади. Не смотрите вниз, иначе вы можете потерять равновесие.

  4. 4

    Взгляд, ноги, поводья. Прежде чем воспользоваться поводьями для поворота, поверните голову и посмотрите туда, куда собираетесь ехать. Ваша голова составляет 25% веса вашего тела, поэтому лошадь может ощущать ее повороты. После воспользуйтесь ногами для подкрепления уже сигнала, данного лошади посредством смещения балансировки веса. После выполнения данного шага воспользуйтесь поводьями (опытная лошадь, почувствовав направление вашего взгляда и работу ног, более вероятно, начнет двигаться в нужном направлении еще до того, как вы пошевелите поводьями).

  5. 5

    Держите ноги при езде в том же положении, как если бы они были в стременах.

  6. 6

    Научитесь сохранять равновесие при езде шагом, рысью и легким галопом в седле, но без стремян. Пусть сначала лошадь водит инструктор, чтобы вы могли сфокусироваться на сохранении равновесия. Начните с езды шагом и практикуйте ее несколько дней, прежде чем попробовать ездить быстрее. Упражняйтесь короткими промежутками минут по 15 или менее.

  7. 7

    Рассмотрите возможность использования накладки на спину лошади без стремян. У обычного седла имеется жесткий каркас, который помогает седлу не сползти на живот лошади, когда вы прикладываете давление к стременам. Использование мягкой накладки поможет вам привыкнуть к езде без седла, при этом обеспечив лучшее сцепление со спиной лошади, чем при полном ее отсутствии. Выберите удобную для себя накладку без стремян. Суть заключается в том, что это не езда без седла в чистом виде.

  8. 8

    Опять же, ездите на лошади так, как обычно. Ваши икры должны соприкасаться с боками лошади, но не давить на них.

  9. 9

    Используйте стремянные ремни без стремян, перекинутые через шею лошади, чтобы держаться за них, если вы боитесь, что можете потерять равновесие. В качестве альтернативы можно воспользоваться гривой лошади, это ей не повредит. Вне зависимости от того, чем вы воспользуетесь, не применяйте поводья для восстановления равновесия, так как это может быть неприятно лошади и/или она может не понять происходящего.

  10. 10

    Для езды используйте лишь недоуздок. Порой лошадь странно ощущает себя в недоуздке, поэтому не забывайте завязывать на голове вторую петлю недоуздка, чтобы создавалось ощущение надетой уздечки. С недоуздком у лошади свободен рот, а сама его конструкция не столь жесткая.

  11. 11

    Садитесь на лошадь поближе вперед. Прямо у холки. Но при легком галопе без седла расслабьте ноги, немного отодвиньтесь назад и позвольте своему телу слаженно раскачиваться с движением тела лошади.

  12. 12

    При езде рысью не будьте скованными. Расслабьтесь и позвольте телу покачиваться из стороны в сторону.

Советы

  • Когда вы только начинаете, то вам может быть легче, если вы будете обхватывать тело лошади икрами и бедрами… По мере прогресса вы ощутите, что держаться за лошадь следует просто бедрами. Прежде чем обучаться езде без седла, вам необходима хорошо обученная и заслуживающая доверия лошадь!
  • Помните, что лошадиная рысь является ‘раскачивающейся из стороны в сторону походкой’, а не вверх вниз, поэтому постарайтесь во время езды перекатывать свои бедра вместе с движениями лошади.
  • Не сдавайтесь! Плюсы езды без седла просто немыслимы: улучшение навыков верховой езды, сближение с лошадью, отсутствие необходимости каждый раз седлать лошадь перед катанием, кроме того, это смотрится потрясающе.
  • Если вы раньше никогда не взбирались на лошадь без стремян, то для езды без седла вам необходимо подыскать альтернативный вариант. Либо научитесь взбираться на лошадь без стремян самостоятельно, либо пусть кто-нибудь поддерживает вашу ногу, или же пользуйтесь подставкой или каким-нибудь подручным предметом, с которым лошадь знакома. Очевидно, что задача будет проще при использовании более низкорослой лошади.
  • Постарайтесь двигаться с лошадью, так как если вы будете двигаться с ней в противоходе, то упадете.
  • Легкий галоп гораздо более удобен для езды без седла, чем рысь. Если вы можете обучить лошадь переходить с ходьбы сразу на медленный галоп без рыси в промежутке, то вам будет гораздо удобнее ездить без седла.
  • Расслабьтесь! Когда вы напряжены, то у вас больше шанс упасть, чем тогда, когда ваши мышцы расслаблены. Расслабьте мышцы живота или выпятите живот, с расслаблением мышц пресса расслабится и остальное тело. Не зажимайте мышцы.
  • Если вы находитесь под влиянием стресса, нервничаете, лошадь это почувствует, поэтому постарайтесь сохранять спокойствие, а если вы ощущаете на себе стресс, отложите езду без седла на другой день.
  • Если вы падаете, постарайтесь откатиться от копыт. Это также смягчит удар от падения.
  • Попробуйте ездить на лошади с недоуздком, но пусть поблизости будет другой взрослый человек или инструктор, присматривающий за вами!

Предупреждения

  • Не пытайтесь ездить без седла рысью или галопом, пока не будете чувствовать полную уверенность, что готовы к этому.
  • Двигайтесь с лошадью. При этом езда гораздо более комфортна для вас и вашей лошади.
  • И вы и лошадь должны быть разогреты перед галопом или иным видом быстрой езды. Ходите шагом 5 минут, затем немного прокатитесь рысью, а после того как вы и лошадь расслабитесь и будете готовы, можно перейти на галоп.
  • Не пытайтесь делать того, в чем вы не ощущаете комфорта. Только из-за друзей или иных людей, которые хвастаются, что могут ездить рысью или галопом на лошади без седла, не стоит рисковать и пытаться кого-то впечатлить.
  • Некоторые лошади переходят на рысь, если позволить им слишком быстро спускаться под горку, поэтому держите поводья натянутыми (но не дергайте ими рот лошади).
  • Не приближайтесь к другим лошадям, в особенности сзади.
  • Не ездите по крутым холмам. Оступиться на них на удивление легко.
  • Никогда не используйте накладку на спину лошади совместно со стременами. Это очень опасно (она может соскользнуть).
  • Позвоночник лошади при езде без седла может врезаться в вас. Накладка позволяет избежать этого.
  • Лошадь может поначалу заволноваться или смутиться, когда вы впервые попытаетесь сесть на нее без седла.
  • Когда вы впервые пробуете ездить без седла, по близости должен быть еще кто-нибудь, кто будет в состоянии вызвать скорую помощь при необходимости. Обычно этого не требуется, так как люди не пробуют ездить без седла, не умея ездить с седлом.
  • Удержитесь от соблазна стиснуть бока лошади пятками или икрами ног для поддержания равновесия, так как это просто побудит лошадь ускориться.
  • Если вы чувствуете, что вот-вот упадете, постарайтесь быстренько контролируемо спрыгнуть с лошади, так вам будет не столь болезненно.
  • Пытайтесь так ездить только на безопасной лошади, с которой у вас установлены крепкие отношения.
  • Надевайте шлем. Также важно иметь надлежащую обувь (сапоги) для любого вида деятельности, имеющего отношение к лошадям.
  • Прежде чем пробовать ездить без седла, научитесь сохранять равновесие и хорошо двигаться в седле.
  • Научитесь использовать свою попу и делайте это осознанно. Лошади реагируют на все.
  • Некоторым лошадям не нравится давление ног на тело. Такие лошади не подходят для езды без седла.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 26 111 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Ìû ïðèåõàëè ê íàçíà÷åííîìó âðåìåíè, ìåíÿ óæå æäàëà ïîñåäëàííàÿ âîðîíàÿ êîáûëà ïî êëè÷êå Ìåòåëÿ. ß âïåðâûå âñêàðàáêàëàñü íà ëîøàäü, è ìû âûäâèíóëèñü. Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ëîøàäåé òàì ðàçâîäèëè, è ó ìîåé êîáûëû áûë æåðåáåíîê, áåç êîòîðîãî êîáûëà îòêàçàëàñü áû èäòè, ïîýòîìó æåðåáåíîê ïë¸ëñÿ âìåñòå ñ íàìè. È âîò, ìû îòúåõàëè íà 200-300 ìåòðîâ îò êîíþøíè â ïîëå, è æåðåáåíîê ðåøèë… Ðâàíóòü îáðàòíî â êîíþøíþ. Ìîÿ êîáûëà íå äîëãî äóìàÿ ðàçâåðíóëàñü è ðâàíóëà çà íèì. Êîãäà ìû óïåðëèñü â âîðîòà êîíþøíè, ïîäúåõàëà òà äåâî÷êà è ïîçäðàâèëà ìåíÿ ñ ïåðâûì ãàëîïîì, è ðàäîñòè ó ìåíÿ áûëè ïîëíûå øòàíû. Ïîñëå ýòîãî îíà ñïåøèëàñü, è âåäÿ çà ïîâîä ñâîþ è ìîþ ëîøàäü, îòâåëà íàñ ïîäàëüøå îò êîíþøíè, ïîñëå ÷åãî ìû áåç ïðîèñøåñòâèé îòúåçäèëè øàãîì ÷àñ-ïîëòîðà ïî ïîëÿì.

Äîìà âñþ íåäåëþ ÿ õîäèëà äîâîëüíàÿ êàê ñëîí, è äîñòàâàëà ìàìó ñíîâà ñúåçäèòü òóäà æå. Íî íå ïîìíþ ïî êàêîé ïðè÷èíå, ïðèåõàëè ìû òóäà ñïóñòÿ ïàðó ìåñÿöåâ. Ïîñëå âòîðîãî ðàçà òà äåâî÷êà ïåðåñòàëà îòâå÷àòü íà çâîíêè, ìîæåò ïîòîìó ÷òî áûëà çàíÿòà, à ìîæåò åé ïðîñòî íå õîòåëîñü ñî ìíîé âîçèòüñÿ. È ó ìåíÿ ñíîâà íà÷àëàñü ãðóñòü-ïå÷àëü-õàíäðà…

Íî â ýòîò ïåðèîä ÿ íå ïåðåñòàâàëà ÷èòàòü êîííóþ ëèòåðàòóðó â èíòåðíåòå. ×èòàëà î ñîäåðæàíèè, ÷èòàëà î ðàáîòå, âîñïèòàíèè, âåðõîâîé åçäå. ×èòàëà ìíîãî è êàæäûé äåíü. Íà îäíîì èç ôîðóìîâ ÿ óçíàëà î òàêîé âåùè, êàê êîííûé ëàãåðü. Ìíå íà òîò ìîìåíò áûëî ïî÷òè 14 ëåò, è ÿ ñòàëà ëèñòàòü ôîðóì íà íàëè÷èå òàêîâûõ â íàøåé îáëàñòè. È íàøëà! ß îáû÷íî â òîì âîçðàñòå íå ïðîñèëà ó ðîäèòåëåé äîðîãèõ ïîäàðêîâ, òåëåôîíîâ è ïðî÷åãî. Íî âïåðâûå çà äîëãîå âðåìÿ ÿ ñ ãîðÿùèìè ãëàçàìè ïîäîøëà ê ìàìå,  è ñêàçàëà, ÷òî õî÷ó âîò èìåííî òóäà. Áëèæå ê ëåòíèì êàíèêóëàì ìàìà ïîçâîíèëà, ðàññïðîñèëà îá ýòîì ëàãåðå, è òàêè çàêàçàëà ïóò¸âêó. Êàê æå ÿ òîãäà æäàëà ýòîãî äíÿ, âû íå ïðåäñòàâëÿåòå. Ïîìíèòñÿ åùå, ÷òî íàì ðåêîìåíäîâàëè êóïèòü êàê ìèíèìóì ñïåöèàëüíóþ îáóâü — ëèáî ñàïîãè äëÿ âåðõîâîé åçäû, ëèáî áîòèíêè+êðàãè. Øëåìû è îñòàëüíîå âûäàäóò òàì.  Çà ýòèì ïðèøëîñü åõàòü â ãîðîä, è ýòî áûëè ìîè ïåðâûå êîííûå âåùè. Ïîìèìî îáóâè ÿ òàê æå îáçàâåëàñü ñâîèìè ïåðâûìè áðèäæàìè.

Ìàìå òîãäà ïðèøëîñü ìåíÿ  âåçòè â îáëàñòíîé öåíòð (300êì îò äîìà), ãäå âñåõ äåòåé âñòðå÷àëè, ïåðåñàæèâàëè íà ìèíè-àâòîáóñ, à ïîòîì åõàëè åùå 100êì äî ëàãåðÿ. Ñàì ëàãåðü ïðåäñòàâëÿë èç ñåáÿ äâóõýòàæíûé êîòòåäæ â ñîñíîâîì áîðó, ñ ìàëåíüêîé êîíþøíåé, êóäà âëåçàëà òîëüêî ïîëîâèíà ëîøàäåé. Îñòàëüíûå ëîøàäè ñòîÿëè íà ïðèâÿçè ê ýòèì ñàìûì ñîñíàì. Ýòî ñåé÷àñ ÿ ïîíèìàþ, êàê äèêî ýòî âûãëÿäåëî, è êàêîâî ëîøàäÿì ñòîÿòü òàì â íåïîãîäó, äà è â öåëîì. Ìåñòà äëÿ âûãóëà íå áûëî. Âìåñòî ïëàöà — íåîãîðîæåíûé îò îñòàëüíîé òåððèòîðèè êîðäîâûé êðóã.

 ïåðâûé äåíü íàì ïîêàçàëè òåððèòîðèþ, îçíàêîìèëè ñ òåõíèêîé áåçîïàñíîñòè, è ñòðîãî íàñòðîãî çàïðåòèëè ïîäõîäèòü ê ëîøàäÿì áåç ïðèñìîòðà òðåíåðà. Èç âñåé íàøåé ãðóïïû (÷òî òî îêîëî 10-12 ÷åëîâåê) ëîøàäåé âñå âèäåëè âïåðâûå, íåêîòîðûõ ðîäèòåëè ÷óòü ëè íå ñèëîé îòïðàâèëè â ýòîò ëàãåðü, è òàêèå äåòè áîÿëèñü ïîíà÷àëó ïîäõîäèòü ê ëîøàäè. Òàê æå â ïåðâûé äåíü íàì ïîêàçàëè êàê ÷èñòèòü ëîøàäü, âûäåëèëè íàì ù¸òêè, òðåõ ñïîêîéíûõ ëîøàäåé, è êàæäûé ïîïðîáîâàë. Òàê æå êàæäûé ïîä ïðèñìîòðîì òðåíåðà ó÷èëñÿ îäåâàòü óçäå÷êó è ñåäëî, èáî «ïîêàçûâàþ òîëüêî îäèí ðàç, ïîòîì áóäåòå ñîáèðàòü ëîøàäåé ñàìè, è åñëè íå ñîáåðåòå ñåáå ëîøàäü — íèêóäà íå ïîåäåòå». Íó à áëèæå ê âå÷åðó òðåíåð âûâåëà ñàìóþ ñïîêîéíóþ ëîøàäü, è êàæäûé åçäèë ïî 10-15 ìèíóò, ÷òîáû òðåíåð ñìîã ïîíÿòü, êòî êàê åçäèò, è äåëèëà íàñ íà ãðóïïû.

Ñàìûå ìëàäøèå (áûëî äâîå ðåáÿò 7-8 ëåò) àâòîìàòîì ïîïàäàëè â ãðóïïó «â ïîâîäó» — èõ êàòàëè òîëüêî âåäÿ ëîøàäü â ïîâîäó, ìàêñèìóì — øàãîì íà êîðäå.

Òå êòî ïîñòàðøå, íî î÷åíü áîèòñÿ è âèçæèò îò êàæäîãî äâèæåíèÿ  — «øàã». Ýòà ãðóïïà åçäèëà 90% âðåìåíè øàãîì, îòðàáàòûâàëè ïåðåõîäû øàã-îñòàíîâêà, ñëåäèëè çà ïðàâèëüíîé ïîñàäêîé, ó÷èëèñü óïðàâëåíèþ ïóò¸ì âûïîëíåíèÿ âñÿêèõ çìååê, îáúåçäîâ êîíóñîâ, è ïðî÷åå. Íó è òîëüêî åñëè îíè ñàìè ïðîñèëè — ðàçðåøàëè ÷ó-÷óòü ðûñè íà êîðäå.

Òðåòüÿ ãðóïïà — «âÿëàÿ ðûñü». Ýòîé ãðóïïå óäåëÿëè íåìíîãèì áîëüøå âðåìåíè, ðûñèëè îíè äîëüøå, íî â îñíîâíîì ìàëåíüêèìè ðåïðèçàìè, îòðàáàòûâàÿ îñíîâíîå óïðàâëåíèå íà øàãó ñ ïåðåõîäàìè øàã-ðûñü.

×åòâåðòàÿ è ïÿòàÿ ãðóïïà — ðûñü è ãàëîï. Íî êàê ÿ ïèñàëà âûøå, â íàøåé ñìåíå áûëè ïîëíûå ÷àéíèêè, è â ýòè äâå ãðóïïû ó íàñ íèêòî íå ïîïàë.

Ïî çàâåðøåíèþ ïåðâîãî äíÿ, ìåíÿ çàïèñàëè â ãðóïïó «âÿëàÿ ðûñü». Íàñ â ýòîé ãðóïïå áûëî âñåãî äâîå. Ïîäúåì íà÷èíàëñÿ â 7 óòðà, çàâòðàêàëè, è äî îáåäà áûëî ñâîáîäíîå âðåìÿ. Âîæàòàÿ íàñ â ýòî âðåìÿ ðàçâëåêàëà âñÿêèìè èãðàìè è êîíêóðñàìè áåç ó÷àñòèÿ ëîøàäåé. Ïîòîì ìû îáåäàëè, è íà÷èíàëè ãîòîâèòü ëîøàäåé (îáû÷íî 1-2 ëîøàäè íà âñåõ, òàê êàê ïëàöà êàê òàêîâîãî íå áûëî). Ïåðâûìè åçäèëà ãðóïïà «øàã», ìèíóò ïî 20-30 êàæäûé, ïîî÷åðåäè. Ïîòîì ïî ïîë ÷àñà ìîÿ ãðóïïà, à òå, êòî ìåëêèå è òîëüêî â ïîâîäó — â ñàìîì êîíöå îòøàãèâàëèñü çà òåððèòîðèåé êîíþøíè. È òàê êàê òî íåçàìåòíî íàñòóïàë âå÷åð, êîãäà íàì ïðåäëàãàëè âûõîäèòü ïàñòè ëîøàäåé. Ïðîèñõîäèëî ýòî òàê — îäèí ÷åëîâåê âåäåò ëîøàäü çà ÷åìáóð, âòîðîé åäåò áåç ñåäëà. Äî ïîëÿíû áûëî èäòè ìèíóò 15, ïîñëå ÷åãî ìû ÷àñ-ïîëòîðà ïèíàëè áàëäó, ïîêà êîíè ïàñóòñÿ, à íåêîòîðûå àêòèâèñòû ðâàëè òðàâó â ìåøêè, ÷òîáû óãîñòèòü ñâîèõ ëþáèìöåâ âå÷åðîì. Ïîñëå ÷åãî åõàëè îáðàòíî, ìåíÿÿñü ìåñòàìè — òîò, êòî äî ýòîãî åõàë âåðõîì — âåë ëîøàäü ïåøêîì, êîãäà ïåøèé åõàë âåðõîì. Íà òàêóþ ïàñòüáó áðàëè áîëüøå ëîøàäåé, â èòîãå êàæäîìó õâàòàëî. Ïîñëå ïîëîâèíû ñìåíû (à îíà äëèëàñü 10 äíåé), âìåñòî çàíÿòèé íà ïëàöó íàñ ñòàëè âîäèòü íà ïðîãóëêè â ëåñ-ïîëÿ. Òàì óæå åçäèëè íå ïîî÷åðåäè, à ãðóïïàìè â ïîëíîì ñîñòàâå — ñíà÷àëà âñÿ øàãîâàÿ ãðóïïà, à çàòåì íàøà «âÿëî-ðûñÿùàÿ» èç äâóõ ÷åëîâåê.

Çà 3 äíÿ äî êîíöà ñìåíû áûëà çàïëàíèðîâàíà ãðàíäèîçíàÿ 3õ ÷àñîâàÿ ïðîãóëêà ê îçåðó, òàê æå ïî ãðóïïàì.

Ïîìíþ åùå ìîìåíò, êàê â îäèí èç äíåé òðåíåð âçÿëà íà êîðäó îäíó íåïðèìåòíóþ ïî íà÷àëó êîáûëó. Îíà ñòîÿëà ó ñàìîãî äàëüíåãî äåðåâà, è ìû ê íåé ïðàêòè÷åñêè íå õîäèëè, è íà ïàñòüáó å¸ òîæå íå áðàëè. Òðåíåð ïîòîì ñêàçàëà, ÷òî îíà ÷àñòî êîíôëèêòóåò ñ äðóãèìè ëîøàäüìè, áîÿñü, ÷òî ïðè áîëüøîì ñêîïëåíèè ëîøàäåé îíà êîãî-òî ëÿãíåò-óêóñèò, è íå äàé áîã â ïðîöåññå ïðèëåòèò åùå è ðåáåíêó. Ýòà êîáûëà íà êîðäå öåëûé ÷àñ òàêîå âûòâîðÿëà, ÷òî íàì, ëþòûì ÷àéíèêàì, áûëî ñòðàøíî ê íåé ïîäõîäèòü, îíà êàçàëàñü íàì íåâìåíÿåìîé èñòåðè÷êîé. Ê ÷åìó ýòî óïîìèíàíèå? À ê òîìó, ÷òî çà ïîë ÷àñà äî âûåçäà ìíå ñêàçàëè — èäè ñîáèðàé ýòó ëîøàäü, ïîåäåøü íà íåé. ×åñòíî — ìíå áûëî ñòðàøíî, ÿ ïðîñèëà äàòü ìíå ëîøàäü ïîàäåêâàòíåå, íî òðåíåð êàê áóäòî çíàëà — íå áîéñÿ, òû ñïðàâèøüñÿ. È äà, ýòà ëîøàäü îêàçàëàñü âïîëíå âìåíÿåìîé, îíà çà âñþ ïðîãóëêó íå âûêèíóëà íè÷åãî, ÷åãî ÿ îò íå¸ îæèäàëà è áîÿëàñü. Äà, ìåñòàìè îíà âìåñòî ðûñè ïðåäëàãàëà ìíå ãàëîï, íî îí áûë î÷åíü ìÿãêèé è ðàçìåðåííûé, ÷òî ñïóñòÿ ÷àñ ÿ âïðèíöèïå óñïîêîèëàñü.

Èçíà÷àëüíî ïëàíèðîâàëîñü äâà âûåçäà — øàãîâàÿ ãðóïïà, è ðûñÿùàÿ. Íî íà øàãîâûõ íå õâàòèëî îäíîé ëîøàäè, òàê êàê ýòî áûëà æåðåáàÿ êîáûëà. Äà, å¸ áðàëè íà øàãîâûå 30-ìèíóòûå ïðîãóëêè, íî íà òðåõ÷àñîâóþ íå ðèñêíóëè.  èòîãå áûë çàïëàíèðîâàí òðåòèé âûåçä — è òðåíåð ñïðàøèâàëà ó æåëàþùèõ, êòî õî÷åò âòîðîé ðàç ïîåõàòü. Íî âñå åùå íå ìîãëè îòîéòè îò ïðåäûäóùåé ïîåçäêè, è âûçâàëàñü òîëüêî ÿ îäíà. À êîãäà òðåíåð ñïðîñèëà ó ìåíÿ, íà êîì ÿ õî÷ó ïîåõàòü — óâåðåííî ñêàçàëà, ÷òî íà òîé æå ñàìîé êîáûëå. Îíà òàê ìíå çàïàëà, ÷òî âñå îñòàâøèåñÿ äíè ÿ áåãàëà å¸ òèñêàòü è çàâàëèâàëà å¸ ìîðêîâî÷êîé.

 èòîãå çà 10 äíåé êîííûé ëàãåðü äàë ìíå áàçîâûå çíàíèÿ îá óõîäå — ÷èñòêå, ñåäëîâêå, íàó÷èëàñü êðèâî-êîñî åçäèòü ñòðîåâîé ðûñüþ è ïîâîðà÷èâàòü ïðèìåðíî â òó ñòîðîíó, êóäà ÿ õî÷ó ïîåõàòü. Ïîñëå îòúåçäà èç ëàãåðÿ ÿ íà÷àëà ÷èòàòü åùå áîëüøå, ñòàðàÿñü ðàñøèðèòü ñâîè çíàíèÿ.

 ïîñëåäñòâèè ÿ ïåðèîäè÷åñêè ñëåäèëà çà ãðóïïîé âê ýòîãî ëàãåðÿ, ñïóñòÿ ïàðó ëåò îíè ïåðååõàëè â äðóãîå ìåñòî, ó íèõ ïîÿâèëàñü õîðîøàÿ ñâåòëàÿ êîíþøíÿ íà âñåõ ëîøàäåé, ïîÿâèëñÿ ïëàö è íåáîëüøèå ëåâàäû (âðîäå êàê). Âîò òà ñàìàÿ êîáûëà, êîòîðóþ ïîíà÷àëó ìû âñå áîÿëèñü, íî êîòîðàÿ ïî èòîãó ñòàëà ìîåé ñàìîé ëþáèìîé, õîòü óæå â ïîñëåäíèå äíè. 

 ñëåäóþùåé ÷àñòè ÿ ðàññêàæó, êàê ïî÷òè öåëûé ãîä êàæäûå âûõîäíûå ìàìà ìåíÿ âîçèëà â ñîñåäíþþ äåðåâíþ ê çíàêîìûì, ãäå ó íèõ åñòü îäèí âåðõîâîé, ïî ñîâìåñòèòåëüñòâó êðîþùèé æåðåáåö, êîòîðîãî ëåòîì èñïîëüçóþò äëÿ âûïàñà ñêîòà, à òàê æå ïàðó ðàç â íåäåëþ çàïðÿãàþò â òåëåãó, ÷òîáû ñúåçäèòü íà í¸ì çà âîäîé. È ìåíÿ ñàæàëè, è îäíó îòïóñêàëè â ïîëÿ-ëåñà íà 1-1,5 ÷àñà. À òàê æå î ñëåäóþùåì ýòàïå ìîåé êîííîé æèçíè â êà÷åñòâå ÷àñòíîãî âëàäåëüöà ìîëîäîé êîáûëû.

Источник