На первой стадии групповой работы игры полезны

На первой стадии групповой работы игры полезны thumbnail

<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>

Глава 1.4

ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ

  • Групповая дискуссия

  • Игровые методы

  • Методы, направленные па развитие социальной
    перцепции

  • Методы телесно-ориентированной психотерапии

  • Медитативные техники

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов
и техник, используемых в тренинговой работе, принято
выделять несколько базовых методов тренинга. К таким
базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и
ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А.
Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).

Кроме того, исследователи – теоретики и практики
тренингов – предлагают добавить к числу базовых
методов тренинг сензитивности, ориентированный на
тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя
как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985),
включающий. техники невербального взаимодействия, которые
развивают восприимчивость к «языку тела». Мы полагаем, что
практика тренингов последних лет убедительно показала
правомерность и полезность использования в тренинговой
работе также медитативных и суггестивных (с целью научения
самовнушению) техник.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге
это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса,
позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции
и установки участников группы в процессе непосредственного
общения
. В тренинге групповая дискуссия может быть
использована как в целях предоставления возможности
участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет
взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию
новой информации от ведущего и других членов группы), так и
в качестве способа групповой рефлексии через анализ
индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность
группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется
целый ряд других, промежуточных, целей, например,
актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение
эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем
открытых высказываний или предоставление возможности
участникам проявить свою компетентность и тем самым
удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые
в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно
говорить о структурированных дискуссиях, в которых
задается тема для обсуждения, а иногда и четко
регламентируется порядок проведения дискуссии (формы,
организованные по принципу «мозговой атаки»), и
неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий
пассивен, темы выбираются самими участниками, время
дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы
дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого
материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

  • тематические дискуссии, в которых обсуждаются
    значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

  • биографические, ориентированные на прошлый
    опыт;

  • интеракционные, материалом которых служат
    структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе
разнообразных ситуаций из практики работы или жизни
участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных
ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия
становится главнейшим, а иногда и единственным методом
групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее
значение приобретают игровые методы, которые
включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие,
организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры.
Игра может использоваться и как психотерапевтический метод,
что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и
психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно
отнести и работу с деструктивными играми в общении,
проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению
многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой
стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления
скованности и напряженности участников, как условие
безболезненного снятия «психологической защиты». Очень
часто игры становятся инструментом диагностики и
самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко
обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных
психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется
процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки,
обретаются казавшиеся недоступными ранее способы
оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и
закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные
умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод
эффективна в создании условий для самораскрытия,
обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления
искренности и открытости, поскольку образует
психологическую связь человека с его детством. Вследствие
этого игра становится мощным психотерапевтическим и
психокоррекционном средством не только для детей, но и для
взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе
действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес
исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А.
Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

В следующий блок основных методов входят методы,
направленные на развитие социальной перцепции.
Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и
оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе
тренинговых занятий с помощью специально разработанных
упражнении участники получают вербальную и невербальную
информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько
точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения
глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации
объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы
использования парапсихологических феноменов и развития
под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике
Вернона Вульфа)

Несколько особняком стоят методы
телесно-ориентированной психотерапии
, основателем
которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время
внимания практических психологов – ведущих тренинговых
групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь
выделяют три основные подгруппы приемов: работа над
структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация
восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Читайте также:  Чем полезны овощи и фрукты цель

Медитативные техники, по нашему мнению, тоже
должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт
показывает полезность и. эффективность их применения в
процессе групповой работы. Чаще всего эти техники
используются в целях обучения физической и чувственной
релаксации, умению избавляться от излишнего психического
напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к
развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов
саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные
техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах
трансовую суггестию – погружение участников тренинга в
особое заторможенное состояние сознания, способствующее
усвоению большого объема информации и упрощающее освоение
навыков. Что достигается за счет реализации комплекса
суггестивных (использование методов Эриксонианского
гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и
организационных мер высокая интенсивность занятий под
необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20
часов)» (А. П. Ситников, 1996 с 178)

Основные методы, используемые в психологическом
тренинге, отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы

Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении
правомерности использования суггестивных (в частности
медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение
подразумевает некритическое восприятие сообщаемой
информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные
возражения против использования этих техник как жестко
манипулятивных, что может противоречить гуманистическим
установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с
существованием опасности манипулирования группой со стороны
ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники
внушения в практической психологии и психотерапии
применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих
методов в общем времени тренингов, как правило, мала:
в-третьих, использование их подразумевает не только высокую
квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога,
ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются
только установок на саморазвитие и самосовершенствование,
на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и
психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления
зависимости от ведущего.

Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не
только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти
любое психологическое воздействие, производимое неумелым,
низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели
ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему,
подчеркивает: «Так же как «этичность» выступает смысловым
ядром семантического пространства Я, а духовность условием
и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных
изменении, забота об этике является не чем иным, как
своеобразным показателем профессиональной пригодности
психолога к практической работе» (1993, с. 65). Отсюда
понятно, почему такие высокие требования предъявляются к
специалисту, берущему на себя ответственность
организовывать тренинговый процесс, и почему настолько
важным является скрупулезно продуманное составление
тренинговой программы с учетом всех возможных последствий
применения того или иного метода.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой
    работы?

  2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:
    1. по степени организации процесса;
    2. по содержанию.
  3. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы
    сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

  4. Что понимается под методами развития социальной
    перцепции?

  5. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга
    выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут
    ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и
    другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?

  6. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к
    методам телесно-ориентированной психотерапии.

  7. Какое понятие раскрывается и следующем определении:
    «….,. – погружение участников тренинга в особое
    заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению
    большого объема информации и упрощающее освоение навыков»?

  8. Правомерно ли использование в психологическом
    тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник?
    Объясните почему.

  9. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим
    тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник?

  10. Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что
    «… забота об этике является не чем иным, кик своеобразным
    показателем профессиональной пригодности психолога к
    практической работе»?

Источник

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы

  Не меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровые методы. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности. В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит, 50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам. В игре задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как метод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего и активного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.
  Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальт-терапии и психодраме.
  Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник, цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование).
  Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э., в китайской игре «Вей-Хай», а также в более поздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военных игр.
  Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование — замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительно играм взрослых. Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.
  В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1) социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5) социально-культурные и т.д.
  По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игры можно подразделить на два основных типа игровых методов:
  1. Операционные игры.
  2. Ролевые игры.
  К операционным играм относят:
  1. организационно-деятельностные (ОДИ)
  2. деловые (ДИ)
  3. учебные или дидактические игры.
  Общие характеристики операционных игр:
  1. имеют сценарий;
  2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;
  3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения, т. е. участник группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события;
  4. минусы операционных игр:
  • делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный аспект формализован по сравнению с реальностью;
  • игровая иммитационная модель упрощает действительность.
  Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствует.
  Организационно-деятельностные игры делятся на:
  • проектировочные игры — решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформирование существующих организационных структур;
  • проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;
  • исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в экономических, социальных, общественных науках.
  Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания по заданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называют иммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческих решений.
  Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.
  Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущий является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.
  Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основным игровым методом, используемым в СПТ.
  Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономические и производственные, но социально-культурные системы.
  Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществе личность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальным контекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, на работе — студенты и преподаватели и т. д. В зависимости от того, кто мы в данном социальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть: профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, в которых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода) и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.
  В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают вести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли является естественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всего жизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей, которые он играет.
  Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра — метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.
  Простейшая форма ролевой игры.
  Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате участники групп узнают нечто об этом человеке и ситуации. Таким образом, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут опробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.

Читайте также:  Гуфи полезные советы goofy уолт дисней 1949

Другие формы ролевой игры.

Другие формы ролевой игры.

  Во время разыгрывания ролей в ходе игры человек практикует поведенческие модели, которые, как считаются, соответствуют определенной роли.
  Цель игры — игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации.
  Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли.
  В ролевой игре задается:
  1. определенная ситуация — дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий, и указываются ограничительные моменты;
  2. описываются роли — дается характеристика людей, включенных в ситуацию.
  Ролевые игры с элементами драматизации — метод СПТ для совершенствования личности, разработанный М. Форвергом. В условиях игры участника группы сталкивают с ситуациями сходными с теми, которые характерны для его реальной жизни и деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых более эффективных коммуникативных навыков. Обучающая ценность ролевой игры связана со способностью человека лучше усваивать динамические процессы. Активные действия в ролевой игре выступают как основные составляющие успешности СПТ. Эффект ролевых игр зависит не просто от выполнения действий, а также от чувственно-познавательной эго-вовлеченности индивида. Хотя в ходе ролевой игры основным компонентом выступает действие, оно не возникает само по себе, а является результатом включения всех систем психического функционирования индивида (эмоционального, когнитивного, поведенческого).
  Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, выполнение действия приводит к расширению осознания самого себя.
  Значение ролевой игры для межличностного общения и групповой работы в целом.
  В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающей техникой. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях:
  1. обучать простым коммуникативным навыкам;
  2. продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей;
  3. исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.
  Виды ролевых игр:
  1. разогревающие;
  2. ролевые игры с конфликтным содержанием;
  3. ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.
  В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения ролевой игры.
  Схема обсуждения ролевых игр.
  После игры наблюдатели высказывают свои суждения:
  • какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре;
  • каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование;
  • какие ролевые позиции характерны для участников общения;
  • какие приемы использовали участники для установления контакта;
  • какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении;
  • можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников;
  • кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.
  Далее свои впечатления высказывают участники ролевой игры:
  • какие чувства вы испытывали при общении с партнером;
  • какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их;
  • почему вы выбрали такой стиль или способ поведения;
  • можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт;
  • какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал.
  Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно по следующим причинам:
  1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
  2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения:
  • закрепляются новые поведенческие навыки;
  • обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми;
  • тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
  Игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условии для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.
  Необходимо указать, что существуют свои преимущества и недостатки ролевой игры как у любого другого метода, используемого в групповой психологической работе. Преимущества ролевой игры :
  1. Помогает участнику выразить свои чувства.
  2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы.
  3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
  4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия.
  5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие.
  6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему.
  7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
  8. Изменяет установки.
  9. Учит контролировать чувства и эмоции.
  Недостатки ролевой игры :
  1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.
  2. Упрощения могут вводить в заблуждение.
  3. Уходит много времени.
  4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.
  5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего.
  6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.
  7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Читайте также:  Полезные салаты для праздника рецепты с фото

Источник