На первой стадии групповой работы игры полезны
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава 1.4
ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ
- Групповая дискуссия
- Игровые методы
- Методы, направленные па развитие социальной
перцепции - Методы телесно-ориентированной психотерапии
- Медитативные техники
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов
и техник, используемых в тренинговой работе, принято
выделять несколько базовых методов тренинга. К таким
базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и
ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А.
Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).
Кроме того, исследователи теоретики и практики
тренингов предлагают добавить к числу базовых
методов тренинг сензитивности, ориентированный на
тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя
как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985),
включающий. техники невербального взаимодействия, которые
развивают восприимчивость к «языку тела». Мы полагаем, что
практика тренингов последних лет убедительно показала
правомерность и полезность использования в тренинговой
работе также медитативных и суггестивных (с целью научения
самовнушению) техник.
Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге
это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса,
позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции
и установки участников группы в процессе непосредственного
общения. В тренинге групповая дискуссия может быть
использована как в целях предоставления возможности
участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет
взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию
новой информации от ведущего и других членов группы), так и
в качестве способа групповой рефлексии через анализ
индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность
группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется
целый ряд других, промежуточных, целей, например,
актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение
эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем
открытых высказываний или предоставление возможности
участникам проявить свою компетентность и тем самым
удовлетворить потребность в признании и уважении.
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые
в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно
говорить о структурированных дискуссиях, в которых
задается тема для обсуждения, а иногда и четко
регламентируется порядок проведения дискуссии (формы,
организованные по принципу «мозговой атаки»), и
неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий
пассивен, темы выбираются самими участниками, время
дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы
дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого
материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:
- тематические дискуссии, в которых обсуждаются
значимые для всех участников тренинговой группы проблемы; - биографические, ориентированные на прошлый
опыт; - интеракционные, материалом которых служат
структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
Дискуссионные методы применяются при разборе
разнообразных ситуаций из практики работы или жизни
участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных
ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия
становится главнейшим, а иногда и единственным методом
групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).
Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее
значение приобретают игровые методы, которые
включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие,
организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры.
Игра может использоваться и как психотерапевтический метод,
что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и
психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно
отнести и работу с деструктивными играми в общении,
проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.
Использование игровых методов в тренинге, по мнению
многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой
стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления
скованности и напряженности участников, как условие
безболезненного снятия «психологической защиты». Очень
часто игры становятся инструментом диагностики и
самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко
обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных
психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется
процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки,
обретаются казавшиеся недоступными ранее способы
оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и
закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные
умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод
эффективна в создании условий для самораскрытия,
обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления
искренности и открытости, поскольку образует
психологическую связь человека с его детством. Вследствие
этого игра становится мощным психотерапевтическим и
психокоррекционном средством не только для детей, но и для
взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе
действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес
исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А.
Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).
В следующий блок основных методов входят методы,
направленные на развитие социальной перцепции.
Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и
оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе
тренинговых занятий с помощью специально разработанных
упражнении участники получают вербальную и невербальную
информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько
точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения
глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации
объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы
использования парапсихологических феноменов и развития
под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике
Вернона Вульфа)
Несколько особняком стоят методы
телесно-ориентированной психотерапии, основателем
которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время
внимания практических психологов ведущих тренинговых
групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь
выделяют три основные подгруппы приемов: работа над
структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация
восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Медитативные техники, по нашему мнению, тоже
должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт
показывает полезность и. эффективность их применения в
процессе групповой работы. Чаще всего эти техники
используются в целях обучения физической и чувственной
релаксации, умению избавляться от излишнего психического
напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к
развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов
саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные
техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.
Некоторые из специалистов используют на тренингах
трансовую суггестию погружение участников тренинга в
особое заторможенное состояние сознания, способствующее
усвоению большого объема информации и упрощающее освоение
навыков. Что достигается за счет реализации комплекса
суггестивных (использование методов Эриксонианского
гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и
организационных мер высокая интенсивность занятий под
необходимым специальным контролем 8-10 дней по 18-20
часов)» (А. П. Ситников, 1996 с 178)
Основные методы, используемые в психологическом
тренинге, отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы
Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении
правомерности использования суггестивных (в частности
медитативных) техник. этический. Поскольку внушение
подразумевает некритическое восприятие сообщаемой
информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные
возражения против использования этих техник как жестко
манипулятивных, что может противоречить гуманистическим
установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с
существованием опасности манипулирования группой со стороны
ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники
внушения в практической психологии и психотерапии
применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих
методов в общем времени тренингов, как правило, мала:
в-третьих, использование их подразумевает не только высокую
квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога,
ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются
только установок на саморазвитие и самосовершенствование,
на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и
психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления
зависимости от ведущего.
Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не
только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти
любое психологическое воздействие, производимое неумелым,
низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели
ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему,
подчеркивает: «Так же как «этичность» выступает смысловым
ядром семантического пространства Я, а духовность условием
и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных
изменении, забота об этике является не чем иным, как
своеобразным показателем профессиональной пригодности
психолога к практической работе» (1993, с. 65). Отсюда
понятно, почему такие высокие требования предъявляются к
специалисту, берущему на себя ответственность
организовывать тренинговый процесс, и почему настолько
важным является скрупулезно продуманное составление
тренинговой программы с учетом всех возможных последствий
применения того или иного метода.
Вопросы и задания для самоконтроля
- Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой
работы? - Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:
- по степени организации процесса;
- по содержанию.
- Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы
сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге? - Что понимается под методами развития социальной
перцепции? - Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга
выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут
ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и
другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции? - Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к
методам телесно-ориентированной психотерапии. - Какое понятие раскрывается и следующем определении:
«….,. погружение участников тренинга в особое
заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению
большого объема информации и упрощающее освоение навыков»? - Правомерно ли использование в психологическом
тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник?
Объясните почему. - Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим
тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник? - Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что
«… забота об этике является не чем иным, кик своеобразным
показателем профессиональной пригодности психолога к
практической работе»?
Источник
Перечень всех учебных материалов
Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология
2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы
Не меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровые методы. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности. В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит, 50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам. В игре задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как метод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего и активного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.
Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальт-терапии и психодраме.
Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник, цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование).
Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э., в китайской игре «Вей-Хай», а также в более поздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военных игр.
Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование — замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительно играм взрослых. Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.
В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1) социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5) социально-культурные и т.д.
По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игры можно подразделить на два основных типа игровых методов:
1. Операционные игры.
2. Ролевые игры.
К операционным играм относят:
1. организационно-деятельностные (ОДИ)
2. деловые (ДИ)
3. учебные или дидактические игры.
Общие характеристики операционных игр:
1. имеют сценарий;
2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;
3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения, т. е. участник группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события;
4. минусы операционных игр:
• делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный аспект формализован по сравнению с реальностью;
• игровая иммитационная модель упрощает действительность.
Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствует.
Организационно-деятельностные игры делятся на:
• проектировочные игры — решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформирование существующих организационных структур;
• проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;
• исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в экономических, социальных, общественных науках.
Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания по заданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называют иммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческих решений.
Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.
Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущий является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.
Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основным игровым методом, используемым в СПТ.
Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономические и производственные, но социально-культурные системы.
Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществе личность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальным контекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, на работе — студенты и преподаватели и т. д. В зависимости от того, кто мы в данном социальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть: профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, в которых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода) и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.
В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают вести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли является естественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всего жизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей, которые он играет.
Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра — метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.
Простейшая форма ролевой игры.
Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате участники групп узнают нечто об этом человеке и ситуации. Таким образом, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут опробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.
Другие формы ролевой игры.
Во время разыгрывания ролей в ходе игры человек практикует поведенческие модели, которые, как считаются, соответствуют определенной роли.
Цель игры — игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации.
Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли.
В ролевой игре задается:
1. определенная ситуация — дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий, и указываются ограничительные моменты;
2. описываются роли — дается характеристика людей, включенных в ситуацию.
Ролевые игры с элементами драматизации — метод СПТ для совершенствования личности, разработанный М. Форвергом. В условиях игры участника группы сталкивают с ситуациями сходными с теми, которые характерны для его реальной жизни и деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых более эффективных коммуникативных навыков. Обучающая ценность ролевой игры связана со способностью человека лучше усваивать динамические процессы. Активные действия в ролевой игре выступают как основные составляющие успешности СПТ. Эффект ролевых игр зависит не просто от выполнения действий, а также от чувственно-познавательной эго-вовлеченности индивида. Хотя в ходе ролевой игры основным компонентом выступает действие, оно не возникает само по себе, а является результатом включения всех систем психического функционирования индивида (эмоционального, когнитивного, поведенческого).
Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, выполнение действия приводит к расширению осознания самого себя.
Значение ролевой игры для межличностного общения и групповой работы в целом.
В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающей техникой. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях:
1. обучать простым коммуникативным навыкам;
2. продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей;
3. исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.
Виды ролевых игр:
1. разогревающие;
2. ролевые игры с конфликтным содержанием;
3. ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.
В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения ролевой игры.
Схема обсуждения ролевых игр.
После игры наблюдатели высказывают свои суждения:
• какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре;
• каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование;
• какие ролевые позиции характерны для участников общения;
• какие приемы использовали участники для установления контакта;
• какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении;
• можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников;
• кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.
Далее свои впечатления высказывают участники ролевой игры:
• какие чувства вы испытывали при общении с партнером;
• какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их;
• почему вы выбрали такой стиль или способ поведения;
• можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт;
• какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал.
Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно по следующим причинам:
1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения:
• закрепляются новые поведенческие навыки;
• обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми;
• тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
Игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условии для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.
Необходимо указать, что существуют свои преимущества и недостатки ролевой игры как у любого другого метода, используемого в групповой психологической работе. Преимущества ролевой игры :
1. Помогает участнику выразить свои чувства.
2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы.
3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия.
5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие.
6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему.
7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
8. Изменяет установки.
9. Учит контролировать чувства и эмоции.
Недостатки ролевой игры :
1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.
2. Упрощения могут вводить в заблуждение.
3. Уходит много времени.
4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.
5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего.
6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.
7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.
Источник