Налог на добычу полезных ископаемых определяются

Налоговая база НДПИ может определяться разными способами в зависимости от типа конкретного полезного ископаемого, а также, например, географии и условий его добычи. Рассмотрим особенности методов ее исчисления, установленных НК РФ, подробнее.

Как определяется налоговая база налога на добычу полезных ископаемых?

Если налоговая база по НДПИ определяется как количество полезного ископаемого: нюансы расчета

Налоговая база как стоимость ископаемого: расчет

Стоимость добытых драгметаллов и драгоценных камней как налоговая база: нюансы

Налоговая база по углеводородам на морских месторождениях: нюансы расчета

Итоги

Как определяется налоговая база налога на добычу полезных ископаемых?

То, каким способом правомерно определять базу по рассматриваемому налогу, устанавливает ст. 338 НК РФ, а также корреспондирующие с ней разделы кодекса. База, о которой идет речь, определяется плательщиком самостоятельно и может быть представлена:

  • исчисленной по правилам ст. 340 НК РФ стоимостью сырья и минералов — всех, что не являются углем, а также углеводородами, извлеченными за пределами новых залежей в море (в соответствии с условиями добычи, определенными в подп. 6 п. 1 ст. 338 НК РФ);
  • определенным по ст. 339 НК РФ количеством извлеченных полезных ископаемых — тех, что относятся к углю и углеводородам, добытым за пределами новых залежей в море.

Для каждого типа сырья или минерала рассматриваемая база определяется раздельно (п. 4 ст. 338 НК РФ). Если для них установлены разные ставки (либо при их расчете применяются особые коэффициенты), то база исчисляется для каждой из соответствующих ставок (группы коэффициентов).

Если налоговая база по НДПИ определяется как количество полезного ископаемого: нюансы расчета

Количество ископаемого может фиксироваться в тех или иных единицах (п. 1 ст. 339 НК РФ):

  • массы — например, в тоннах, если речь идет об угле;
  • объема — например, в кубических метрах, если речь идет о природном газе.

Измерение соответствующих показателей может быть:

  • прямым — который предполагает задействование различных измерительных приборов;
  • косвенным — который предполагает расчетное определение массы или объема добытого сырья или минерала на основе сведений о его наличии в минеральном сырье, что извлекается компанией из недр.

Приоритетным должен быть первый метод, второй задействуется, если первый применить невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). Конкретный способ определения объема либо массы добытого сырья или минералов должен быть утвержден в учетной политике предприятия.

В случае если метод подсчета объема или массы ископаемых — прямой, то соответствующие показатели устанавливаются с учетом фактических потерь сырья в ходе добычи. Они представляют собой разницу между расчетной массой или объемом сырья или минералов, на которые снижаются их запасы, и фактическими объемом или массой, которые устанавливаются по окончании технологического цикла извлечения.

Особым способом рассчитываются показатели при добыче нефти — в соответствии с п. 9 ст. 339 НК РФ. Расчет базы по черному золоту применяется с учетом довольно сложной системы дополнительных коэффициентов, установленных только для соответствующего ископаемого.

Узнать больше об определении налоговой базы и иных особенностях исчисления НДПИ для нефти вы можете в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2016 года».

Итоговый объем добытого сырья или минералов в налоговом периоде фиксируется только по окончании технологических этапов, что предусмотрены процессом его добычи (п. 7 ст. 339 НК РФ). Но если минеральное сырье реализуется до завершения всех технологических операций, то этот объем определяется как количество полезного ископаемого в том же минеральном сырье, задействованном для собственных нужд налогоплательщика (п. 8 ст. 339 НК РФ).

Налоговая база как стоимость ископаемого: расчет

Стоимость сырья или минерала как показатель, соответствующий налоговой базе, может устанавливаться:

  • исходя из реализационных цен плательщика, получающего субсидии из бюджета;
  • исходя из реализационных цен плательщика, не получающего субсидии;
  • исходя из расчетной стоимости сырья (если его реализация не осуществляется).

Плательщики НДПИ чаще всего получают бюджетные субсидии на покрытие разницы между оптовыми ценами закупки и отпускными ценами на полезные ископаемые. Например, в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 24 закона «О федеральном бюджете на 2011 год» от 13.12.2010 № 357-ФЗ подобные субсидии получал «Газпром» — как раз таки на покрытие разницы между ценой покупки газа у оператора «Сахалин-2» и реализационной — что была установлена на входе в распределительную систему «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».

Стоимость сырья или минерала определяется в два этапа:

1. Определяется стоимость единицы ископаемого — сумма выручки от реализации сырья или минерала делится на количество проданного.

2. Определяется стоимость добытого сырья или минерала — стоимость единицы умножается на добытое количество (которое, в свою очередь, рассчитывается в соответствии с положениями ст. 339 НК РФ).

Читайте также:  Полезные и вредные привычки в картинках

Если фирма получает субсидии из бюджета, то ее выручка определяется исходя из отпускных цен на продукт, уменьшенных на величину соответствующих субсидий, и исчисляется без учета НДС, акцизов, а также издержек по доставке реализуемого продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ). Если хозяйствующий субъект не получает субсидий, то выручка подсчитывается без учета НДС, акцизов, а также издержек на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ).

В числе основных расходов на доставку, которые можно высчитать:

  • таможенные пошлины, внешнеторговые перечисления;
  • оплата услуг по перевозке продукта от склада к потребителю;
  • оплата услуг по транспортировке продукта магистральным трубопроводом;
  • расходы на услуги по сливу, наливу, погрузке, разгрузке, перегрузке продукта;
  • оплата услуг, которые оказаны транспортными, экспедиционными компаниями.

Порядок исчисления стоимости сырья или минералов определяется плательщиком самостоятельно исходя из данных, отраженных в налоговом учете, а также в соответствии с порядком фиксации доходов и расходов при исчислении суммы налога на прибыль (п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом берутся в рассмотрение расходы, перечень которых отражен в подп. 1–7 п. 4 ст. 340 НК РФ.

Рядом нюансов характеризуется оценка стоимости добытых драгметаллов, а также драгоценных камней.

Стоимость добытых драгметаллов и драгоценных камней как налоговая база: нюансы

Оценка стоимости драгметаллов осуществляется исходя из установленных налогоплательщиком отпускных цен на химически чистый драгоценный металл без учета НДС, а также уменьшенных на издержки, связанные с аффинажем, то есть очисткой и доставкой до покупателя.

Стоимость единицы драгметалла определяется посредством умножения доли химически чистого драгметалла, которая содержится в единице добытого сырья, на цену соответствующей единицы химически чистого драгметалла (п. 5 ст. 340 НК РФ).

Стоимость добытых фирмой камней устанавливается исходя из результатов осуществления их первичной оценки, которая проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими оборот драгоценных камней в РФ.

Если камни, а также самородки драгметаллов, что добыты из недр, не подлежат дальнейшей обработке, то их оценка осуществляется исходя из их реализационной стоимости без учета НДС, а также уменьшенной на расходы, связанные с доставкой до покупателя (п. 6. ст. 340 НК РФ).

Налоговая база по углеводородам на морских месторождениях: нюансы расчета

Особым способом считается стоимость углеводородов, добытых на новых морских залежах. Выше мы отметили, что именно по стоимости определяется налоговая база по НДПИ для соответствующих типов сырья.

Стоимость рассматриваемых углеводородов может устанавливаться:

1. Умножением количества извлеченного сырья или минерала, исчисленного по ст. 339 НК РФ, на стоимость единицы сырья или минерала, рассчитанную на основе ст. 340 НК РФ. Если последняя величина окажется ниже минимальной величины, рассчитанной на основании ст. 340.1 НК РФ, то для целей налогообложения используется та стоимость единицы продукта, что рассчитана как минимальная по ст. 340.1 (п. 1 ст. 340.1 НК РФ).

2. Умножением количества добытого сырья или минерала на минимальную предельную стоимость единицы добытого сырья.

Фирма-налогоплательщик, добывающая углеводороды на новых месторождениях в море, имеет право выбрать 1 из 2 отмеченных методов определения стоимости добытого сырья или минерала. То, как именно определяется стоимость сырья, фиксируется в учетной политике фирмы. Соответствующий метод обязательно применяется в течение последующих 5 лет (п. 5 ст. 340.1 НК РФ).

Минимальный предельный критерий стоимости единицы сырья, не относящегося к природному или же попутному газу и добываемого на новой залежи на море, определяется посредством умножения:

  • средней цены продукта на мировых рынках в долларах США в расчете на единицу данного сырья;
  • средней стоимости доллара США в российских рублях по курсу, устанавливаемому ЦБ РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Средние цены на углеводороды исчисляются с учетом положений Правительства РФ, регулирующих порядок их установления (п. 3 ст. 340.1 НК РФ). Средний курс доллара к рублю за налоговый период определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса, установленного ЦБ, за все дни в рамках соответствующего налогового периода (п. 4 ст. 340.1 НК РФ).

Если сырье — природный или попутный газ, то, в свою очередь, минимальная предельная стоимость единицы его добычи определяется как средневзвешенная цена соответствующего вида топлива, исчисленная на основе показателей внутренних и экспортных поставок (п. 2 ст. 340.1 НК РФ). Особенности определения внутренней и экспортной цен на газ отражены в п. 2 ст. 340.1 НК РФ.

Если фирма не осуществляет реализацию сырья или минералов, добытых предприятием на новом месторождении в море, в том или ином налоговом периоде, то для подсчета налоговой базы применяется минимальная предельная стоимость, установленная для соответствующего типа полезных ископаемых (п. 6 ст. 340.1 НК РФ).

Читайте также:  Полезно ли камфорное масло для кожи

Итоги

Определение налоговой базы НДПИ может быть осуществлено исходя из 2 возможных параметров:

  • количества добытого из недр Земли полезного ископаемого;
  • стоимости сырья или минерала.

В первом случае необходимые показатели берутся на основе положений главным образом ст. 339 НК РФ (в ряде случаев корреспондирующих с иными частями кодекса — например, при вычислении коэффициентов при расчете НДПИ для нефти). Во втором — преимущественно на основе положений ст. 339, 340, 340.1 НК РФ, которые корреспондируют друг с другом и содержат в ряде случаев формулировки о необходимости применения различных подзаконных правовых актов — например, постановлений Правительства РФ.

Ознакомиться с иными фактами, отражающими особенности исчисления НДПИ, вы можете в статьях:

  • «Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?»;
  • «Порядок расчета НДПИ на песок — пример».

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых – один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием гл. 26 НК РФ с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользо­вание недрами.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предпри­ниматели, признаваемые пользователями недр. Пользовате­лями недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 фев­раля 1992 г. № 2395-1 могут быть субъекты предприниматель­ской деятельности, в том числе участники простого товарище­ства, иностранные граждане, юридические лица. Недра могут быть предоставлены в пользование для следующих целей:

— геологического изучения, включающего поиски и оцен­ку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— разведки и добычи полезных ископаемых;

— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей;

— образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

— сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид нед­ропользования может формировать объект налогообложения, а именно добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК РФ) являются:

— полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

— полезные ископаемые, извлеченные из отходов добыва­ющего производства;

— полезные ископаемые, добытые из недр за пределами тер­ритории РФ, если эта добыча осуществляется на территори­ях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основа­нии международного договора территориях.

Добытое полезное ископаемое – это продукция горнодо­бывающей промышленности и разработки карьеров, содержа­щаяся в добытом (Извлеченном) из недр (отходов) минераль­ном сырье.

Не может быть признана полезным ископаемым продук­ция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукци­ей перерабатывающей промышленности.

К числу основных видов добываемых полезных ископае­мых для целей налогообложения НК РФ (ст. 337) относит:

— антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;

— торф;

— углеводородное сырье;

— руды черных и цветных металлов, редких металлов, мно­гокомпонентные руды;

— горно-химическое неметаллическое сырье;

— природные алмазы и другие драгоценные камни;

— соль природную и чистый хлористый натрий;

— подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;

— сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

— общераспространенные полезные ископаемые и подзем­ные воды, не числящиеся на государственном балансе полез­ных ископаемых;

— добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;

— полезные ископаемые, извлеченные из собственных от­валов или отходов горнодобывающего производства, если они уже подлежали налогообложению.

Определение налоговой базы по НДПИ.Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду по­лезного ископаемого отдельно как стоимость добытого полез­ного ископаемого. Законодательство устанавливает, как сле­дует исчислять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок расчета стоимости всего добытого полезного ископаемого.

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом.

При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых (ДПИ) определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса).

Косвенный метод – это определение объема добытого по­лезного ископаемого на основании данных о содер­жании добытого полезного ископаемого в общем объеме из­влеченного минерального сырья. Косвенный метод применя­ется в тех случаях, когда применение прямого метода невоз­можно.

Оценка стоимости полезного ископаемого может прово­диться одним из следующих трех методов.

Первый метод предполагает использование сложивших­ся у налогоплательщика за соответствующий налоговый пе­риод цен реализации полезного ископаемого без учета полу­ченных государственных субвенций.

Читайте также:  Для чего полезны маски для лица из кофе

Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета НДС. Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя. В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, ко­торая может быть вычтена из выручки от реализации, в част­ности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, по обязательному страхованию перево­зимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добы­того полезного ископаемого расчетным способом. Этот метод применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсут­ствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реали­зации. В этом случае определяется расчетная стоимость до­бытых полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости ДПИ учитываются следующие виды расходов, про­изведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (за ис­ключением расходов, не связанных с добычей полезных ис­копаемых):

— материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, по­несенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную), при реализации ДПИ (включая материальные расходы), а также за исключе­нием расходов, осуществленных при производстве и реализа­ции иных видов продукции, товаров (работ, услуг);

— расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

— суммы начисленной амортизации, определяемой в поряд­ке, установленном ст.ст. 258-259 НК РФ;

— расходы на ремонт основных средств;

— расходы на освоение природных ресурсов;

— прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ.

Налоговые ставки НДПИ и его уплата.Самостоятельную проблему представляет определение сто­имости добытых драгоценных металлов, извлеченных из ко­ренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Их оценка производится исходя из цен реализации химиче­ски чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получате­ля (ст. 340 НК РФ). По драгоценным металлам оценка произ­водится по продукции более высокой степени технологиче­ского передела.

НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Однако это не оз­начает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в фе­деральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

— 40% налога поступает в доход федерального бюджета и 60% налога — в доход бюджета субъекта Федерации по всем полезным ископаемым, кроме углеводородного сырья;

— 95% налога поступает в доход федерального бюджета, а 5% — в доход бюджета субъекта Федерации по углеводо­родному сырью (кроме газа горючего природного);

— 100% – в доход федерального бюджета по газу горюче­му природному;

— 100% – в доход федерального бюджета при добыче по­лезных ископаемых на континентальном шельфе.

— В таблице 1. приведены ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленные НК РФ.

Таблица 1.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых

Вид полезного ископаемого Ставка, %
1. Полезные ископаемые в части нормативных потерь; попутный газ; подземные воды, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных иско­паемых; полезные ископаемые при разработке некон-

7Г>

диционных или ранее списанных запасов; минераль­ные воды, используемые налогоплательщиком исклю­чительно в лечебных и курортных целях без их непо­средственной реализации, и некоторые другие  
2. Калийные соли 3,8
3. Торф, каменный уголь, бурый уголь, антрацит, горю­чие сланцы, апатит-нефелиновые, апатитовые и фос­форитовые руды 4,0
4. Кондиционные руды черных металлов 4,8
5. Сырье радиоактивных металлов, горно-химическое сырье (кроме перечисленных выше позиций); неметал­лическое сырье, используемое в основном в строи­тельной промышленности; соль природная и чистый хлористый натрий; подземные промышленные и тер­мальные воды; нефелины, бокситы 5.5
6. Горнорудное неметаллическое сырье; битуминозные породы; концентраты и другие продукты, содержащие золото; иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки
7. Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы; драгоценные металлы (кроме золота), являющиеся полезными компонентами много­компонентной руды; кондиционный продукт пьезоопти-ческого сырья и др. 6.5
8. Минеральные воды 7,5
9. Кондиционные руды цветных металлов (кроме ука­занных выше); редкие металлы; многокомпонентные комплексные руды; природные алмазы и другие драго­ценные камни
10. Углеводородное сырье (если иное не установлено ниже) 16,5
11. Газовый конденсат из всех месторождений углево­дородного сырья 17.5
12. Газ горючий природный (за 1 тыс. м3) 135 руб.

Источник