Налог на добычу полезных ископаемых проблемы
Налог на добычу полезных ископаемых вступил в действие с
1 января 2002 года. Он был установлен Федеральным законом от 8 августа
2001 г. №126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации».
Налог на добычу полезных ископаемых был введен в налоговую систему Российской Федерации с целью упрощения и упорядочения системы платежей при пользовании природными ресурсами. Для этого одновременно со вступлением в силу налога на добычу полезных ископаемых были отменены ранее действовавшие в соответствии с Законом «О недрах» плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.
С принятием 26 главы Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», взимание налогов с недропользователей стало легитимным. Одновременно были внесены поправки в Закон «О недрах», для того чтобы привести его в соответствие с вводимыми новациями. Разнообразные платежи за пользование природными ресурсами были разграничены, часть из них была отнесена к налоговым платежам, которые регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, другие остались в рамках гражданских правоотношений, не признаются налоговыми и регулируются (а соответственно администрируются и взыскиваются) в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона «О недрах». К таким неналоговым платежам относятся, например, всевозможные бонусы, плата за участие в аукционах, платежи за горногеологическую информацию, ренталс.
Вместе с тем принятие 26 главы Налогового кодекса Российской Федерации поставило и новые проблемы. Отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, имевших строго целевое назначение, неизменно ведет к снижению уровня геологоразведочных работ, процессу исчерпания поисково-разведочного запаса прошлых лет, нарастанию дефицита отдельных видов минерального сырья, отставанию прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых. В структуре источников финансирования геологоразведочных работ отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы составляли в среднем около 80 процентов. Что же касается работ по геологическому изучению недр для федеральных нужд, то здесь отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являлись 100-процентным источником средств.
Таким образом, потерялась возможность с помощью налогового механизма влиять на развитие минерально-сырьевой базы страны, и если в ближайшем будущем не будет предпринято никаких шагов для создания системы государственного финансирования геологоразведочных работ или для создания условий добывающим нефть и газ предприятиями, то разведанные запасы углеводородного сырья критически уменьшатся.
Другой проблемой несовершенства налога на добычу полезных ископаемых является то, что в данном налоге сведена на нет рентная природа платежей при пользовании недрами, которая способствовала выравниванию доходов однотипных предприятий-недропользователей, осуществляющих добычу в разных экономико-географических и горногеологических условиях.
Применение единой ставки налогообложения приводит к тому, что месторождения, находящиеся на поздних стадиях разработки теряют экономическую привлекательность для недропользователей. В отсутствии экономического стимулирования полной выработки месторождений, возможно такое негативное явление, как тенденция недропользователей к выработке лучших месторождений, в результате чего могут стать неэксплуатируемые более труднодоступные ресурсы этих месторождений.
Дебаты по поводу дифференцирования налоговой нагрузки на добывающие компании не стихают. Сначала Правительство Российской Федерации помимо налога на добычу полезных ископаемых хотело ввести еще один налог на дополнительный доход, потом было принято решение о возвращении к идее дифференцирования налогообложения в рамках налога на добычу полезных ископаемых с помощью различных поправочных коэффициентов. В итоге, решили отказаться от использования поправочных коэффициентов и перейти к единой ставке налога. Все эти идеи были сопряжены со значительными практическими сложностями их осуществления. Однако представляется, что со временем, будут найдены пути для законного и недвусмысленного определения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Кроме того, в 26 главе Налогового кодекса РФ не предусмотрены меры ответственности за нерациональное пользование недрами.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ никак не стимулирует увеличение объемов добычи природных ресурсов, а также их рациональное использование.
Государство заинтересовано в том, чтобы в полном объеме получать справедливо установленные налоги, не допуская использования внутрикорпоративных (трансфертных) цен, позволяющих нефтяным компаниям снижать свои налоговые обязательства. Проблема использования нефтяными компаниями внутрикорпоративных цен была одной из самых сложных проблем до недавнего времени.
На период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года, то есть на три года, установлена специфическая ставка налога на добычу нефти. Ставка сконструирована таким образом, что автоматически отслеживает два важнейших для налогообложения фактора: цены на мировом рынке на нефть и динамику изменения курса рубля по отношению к доллару. В тех случаях, если цены на нефть марки Urals на мировом рынке будут меньше
8 долларов за баррель, государство не будет взимать налог на добычу полезных ископаемых. Тем самым, государство берет на себя риски, связанные с падением цен на мировом рынке. С ростом цен налог начинает увеличиваться, то есть при высоких ценах нефтяники платят дополнительные налоги, а при низких государство берет на себя риски, связанные с падением цен на мировом рынке. Такой механизм исчисления с использованием специфических ставок налога снял, по крайней мере, до 2005 года вопрос внутрикорпоративных цен, однако в дальнейшем ситуация с использованием трансфертных цен может повториться, если не внести соответствующие изменения в законодательство о налогах и сборах Российской Федерации.
Следует отметить, что уже после введения в действие налога на добычу полезных ископаемых Федеральными законами от 29 мая 2002 г.
№ 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были внесены существенные изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, в процессе работы этого налога возникали практические проблемы его исчисления и уплаты, которые по возможности устранялись. В дальнейшем, безусловно, будут возникать новые проблемы и их необходимо будет решать на законодательном уровне.
Проведение налоговой реформы, направленной на увеличение налоговых доходов, создания благоприятных условий для роста производства, инвестиций и благосостояния граждан, является одной из ключевых задач экономической политики российского государства.
Проводимая с начала 90-х годов налоговая реформа ставила своей задачей отменить налоги, тормозящие экономическое развитие, устранить несоответствия законодательных актов, вызывавших многочисленные налоговые нарушения, а также ликвидировать ряд налоговых льгот, которые зачастую предоставлялись по политическим мотивам без какого-либо экономического обоснования.
В целом, по общему мнению, Налоговый кодекс Российской Федерации, оказался весьма успешным, адаптированным к рыночным условиям, в том числе и главы, связанные с налогообложением недропользования, по возможности учитывающие сложность и специфичность пользования природными ресурсами.
Вместе с тем, для повышения эффективности недропользования необходимо совершенствовать налоговую политику как в целом, так и в области нефтегазодобывающего комплекса, так как эффективность недропользования является двигателем развития экономики страны и рычагом ее выхода из кризиса.
ПАНСКОВ В.Г.
аудитор Счетной палаты РФ,
проф. кафедры «Налоги и налогообложение»
Финансовой академии при Правительстве РФ
Материал взят из книги Вопросы теории и практики современного налогообложения (Л.И. Гончаренко)
Источник
Библиографическое описание:
Винокурова, Н. П. Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития / Н. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41088/ (дата обращения: 09.07.2020).
Россия является мировым лидером по разнообразию природных ресурсов. Многие природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и не возобновляемые, в основном минеральные и земельные ресурсы. Для их рационального использования требуется принцип качественного регулирования ресурсных платежей, исследования по расчетам платежей за добычу природных ископаемых. Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ [4] является полезное ископаемое добытое из недр, исходя из этого налоговой базой изложен порядок определения количества, добытого полезного ископаемого на основании, которого осуществляется начисление налога. НДПИ исчисляется по методике определения количества добытых полезных ископаемых и рассчитывается прямым и косвенным способом, т. е. с использованием измерительных устройств и по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье [1,2].
Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые. Поступление налоговых доходов в январе 2017г. составило 42,5 млрд. руб. и увеличилось относительно января 2016г. в 1,6 раза (+16,7 млрд. руб.) — в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,9 раза. Общегосударственный и коммерческий баланс заинтересованности в справедливом взимании налогов и сборов создают условия для рационального использования права на пользование недрами земли.
В России НДПИ определяется в процентах стоимости добытого полезного ископаемого (по количеству на единицу стоимости добытого полезного ископаемого).
Специалисты предлагают связать НДПИ и экспортные пошлины с мировыми ценами, применяя гибкость — при высоких ценах повышать, при низких снижать.
В последние несколько лет в России проводится реформа в нефтяной отрасли. Основная цель реформы состоит в снижении ставок экспортной пошлины на нефть и повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в январе 2017г. составило 18,4 млрд. руб. От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей, в 2018 году — 100 миллиардов, и в 2019 году — 114 миллиардов рублей. От повышения НДПИ на нефть — 140, 176 и 208 миллиардов соответственно. Затем НДПИ будет заменен на НДД — налог на добавленный доход. Главная цель перехода на НДД — повышение инвестиционной привлекательности освоения новых нефтяных промыслов [3].
Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД) невыгоден многим добывающим предприятиям России. Анализ вероятной фискальной новации, на которой так настаивает Минфин РФ, показал, что введение НДД, во-первых, увеличит налоговую нагрузку на новые нефтяные месторождения с низкими затратами на освоение или со значительной долей добычи газа. Во-вторых, испытают финансовые проблемы предприятия, работающие на зрелых месторождениях с высоким уровнем льгот. Выгоден новый налог только для большинства зрелых месторождений без льгот.
Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации производителей нефти и бюджету, для устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов при резких падениях мировых цен на нефть, а также предотвратить падение добычи нефти. На 2018–2020 гг. запланировано завершение «налогового маневра», которое повлечет за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Нововведением можно считать Законопроект предусматривающий изменение порядка определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче горючего природного газа организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями. Эти изменения увеличат ставку НДПИ для этих организаций на 413 рублей за тысячу куб. м в 2017 году. При этом ставка НДПИ на нефть увеличится на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018–2019 годах. Однако надо признать, что такое увеличение нагрузки на нефтяную отрасль «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи».
В законопроекте предлагается установить твердую ставку НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 рублей за тонну добытой руды.
Поступление НДПИ в бюджет Якутии на 2017 год, где добывается более 90 % всех алмазов России, прогнозируется на уровне 21,3 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей ниже прогнозных показателей 2016 года. Прогнозы поступления НДПИ основаны на планируемых объемах добычи алмазов, золота и угля, прогнозируемого уровня цен на эту продукцию и среднегодового курса доллара США к рублю, который, согласно принятому социально-экономическому прогнозу равен 67,5 рубля. Бюджет Якутии за девять месяцев 2016 года получил от администрирования налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 9,9 млрд. рублей, что составило 43,5 % от плана. Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов). В бюджете на 2017 год и 2018–2019 гг. планы поступления НДПИ зависят от объемов добычи полезных ископаемых — алмазодобыча, золотодобыча и угледобыча. Пока объем добычи сырых алмазов идет ниже, чем предполагалось, но при этом угля — выше, золота — на уровне [5].
Якутия предлагает рассмотреть ряд льгот по НДПИ (в виде снижения ставок по НП для организаций) для нефтяных месторождений республики. В частности, предлагается льгота для Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в Восточной Сибири (извлекаемые запасы — 134 миллиона тонн нефти и конденсата и 155 миллиардов кубометров газа).
Положительный результат НДПИ заключается в том, что государство получило относительно простой управляемый налог, он техничен, его основные элементы расширены геологическими терминами, и доходы от добычи полезных ископаемых имеют весомый налоговый потенциал, является бюджетообразующим звеном доходов государства. Также практика показывает и отрицательные стороны по формулировке геологических терминов НДПИ, создающих сложности расчетов, толковании, единых подходов у законодателей и правоприменителей и создает необходимость его пересмотра, обеспечения надлежащего правового регулирования. Для анализа эффективности предоставления льгот, целесообразно провести государственную экспертизу проектов освоения месторождений. Необходимо обобщить основные макроэкономические и геополитические факторы, определяющие поступления НДПИ в РФ в ближайшей перспективе.
Литература:
- Зозуля В. В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 257 с.
- Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/
- Налоговый кодекс РФ. Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/e6d44e47786df6c9aabeb01919ecdb24f6a2e7da/
- Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) URL: https://www.sakha.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): рубль, нефтяная отрасль, добытое полезное ископаемого, ископаемое, Россия, рациональное использование, бюджет Якутии, налоговая нагрузка, добыча газа, РФ.
Источник
Проблемы применения налога на добычу полезных ископаемых
Основным средством государственного управления нефтедобывающей промышленностью России в настоящее время является система налоговых платежей, которая должна обеспечивать максимальные поступления финансов в бюджет государства.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить, с одной стороны, максимально возможный длительный период эксплуатации месторождений, а с другой, максимально возможный уровень добычи нефти. Это сложно реализовать, так как увеличение размера налогов приводит к снижению текущей добычи нефти, а увеличение уровней добычи — к снижению периода эксплуатации.
Решить эту проблему возможно только путем дифференцированного налогообложения месторождений.
Нужна ли дифференциация налогообложения нефтедобывающей отрасли, конкретно дифференциация налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)?
Следует напомнить, что Налоговым кодексом РФ (НК РФ) предусмотрены 4 ставки НДПИ. Практически применяется единая ставка НДПИ, не учитывающая специфические особенности месторождений как природных объектов.
Месторождение нефти в ходе промышленной разработки проходит 4 этапа (стадии) 15. с. 44:
Ранняя — затраты (удельные приведенные) высокие; оптимальная форма налогообложения — налоговые каникулы.
Зрелая — затраты низкие; налогообложение — активное, фискальное, направленное на изъятие горной и дифференциальной ренты.
Поздняя — затраты растущие; оптимальная форма налогообложения — снижение фискальной нагрузки.
Затухающая — затраты высокие; оптимальная форма налогообложения — снижение вплоть до освобождения от специальных налогов.
Необходимо при налогообложении нефтедобывающей отрасли учитывать стадийность разработки, т.е. характер изменения и уровень доходов и затрат.
Современная система налогообложения отрасли, а прежде всего речь идет об НДПИ, предусматривает порядок и механизм расчета исходя из объемов добычи без учета затрат на нее, что отрицательно влияет на текущее состояние и перспективы отрасли:
- 1. Объемы добычи нефти на протяжении нескольких последних лет растут, превышают проектные, и это происходит на фоне:
- — уменьшения эксплуатационного фонда скважин;
- — неуклонного снижения коэффициента нефтеизвлечения.
- 2. Отсутствуют стимулы для:
- — рациональной эксплуатации разрабатываемых месторождений («снятие сливок»);
- — воспроизводства минерально-сырьевой базы («проедание запасов»);
- — полной отработки «зрелых» месторождений (до тех пор пока не будет извлечена «последняя капля»);
- — ввода в разработку новых месторождений, как на суше, так и на шельфе.
Назрела необходимость изменения, совершенствования существующей налоговой системы отрасли. Необходима гибкая налоговая система, учитывающая объективные особенности разработки каждого месторождения и создающая равные конкурентные условия деятельности предприятий ТЭК.
Возьмем, к примеру, месторождение ОАО «Татнефть» «Ромашкинское», расположенное на территории республики Татарстан. При достижении степени выработанности 80% эксплуатационные затраты существенно (в 8 — 10 раз) возрастают. Это обусловлено снижением среднего дебита скважин, повышением обводненности продукции и другими факторами. 15. с. 46
Степень выработанности — объективный, администрируемый фактор, который характеризует изменение затрат на месторождение и может являться критерием дифференциации НДПИ.
В связи с многократным ростом эксплуатационных затрат при достижении на месторождении степени выработанности 80% необходимо применять коэффициент к ставке НДПИ, равный 0,7. Это позволит, не увеличивая общее число ставок согласно НК РФ, то есть при минимальных изменениях действующего законодательства, выровнять экономические условия разработки месторождений, находящихся в разных стадиях.
Введение коэффициентов к ставке НДПИ в зависимости от степени выработанности месторождения — как понижающих, так и повышающих — позволит учесть изменение условий разработки: поток наличности, затраты и т.д. Применение нескольких коэффициентов к ставке НДПИ в зависимости от степени выработанности позволит сделать налоговую систему более гибкой, стимулировать разработку как новых месторождений, так и «зрелых».
Почему мы говорим о необходимости дифференцированного подхода при налогообложении нефтедобычи сегодня, когда обсуждается закон «О недрах»? Законотворческая деятельность последних лет подтверждает, что отдельный «хороший» закон не работает. Любой закон должен рассматриваться в контексте правового поля страны в целом, т.е. соотноситься с другими законами, регулирующими данную область отношений. К сожалению, приходится констатировать, что Налоговый кодекс РФ, в частности гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», «подмял» Закон «О недрах», что затрудняет реализацию основного принципа недропользования — его рациональность.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо в готовящемся законопроекте «О недрах» предусмотреть рентный, дифференцированный подход при налогообложении недропользования, в частности нефтедобычи. Кроме того, необходимо в Закон включить и раскрыть понятия выработанности, степени выработанности, среднего дебита и другие. 15. с. 47
Учитывая происходящие в отрасли процессы: старение фонда скважин, увеличение фонда неработающих скважин, сужение минерально-сырьевой базы, нарушение проектов разработки и сроков ввода в эксплуатацию месторождений и другие, необходимо в ближайшее время внести изменения в налогообложение нефтедобывающей отрасли в части дифференциации НДПИ в зависимости от стадии разработки и других объективных факторов. Дифференциация налога на добычу полезных ископаемых создаст равноконкурентные условия для деятельности недропользователей. Без внесения изменений в НК РФ, касающихся дифференциации НДПИ, в том числе по степени выработанности, невозможно достичь цели, провозглашенной в концепции законопроекта «О недрах», о комплексном, рациональном использовании недр.
Источник