Налог на добычу полезных ископаемых путин
2019-11-08T03:35
2020-03-03T17:19
https://ria.ru/20191108/1560697581.html
Нефтяники попросят Путина не вводить налог на попутный нефтяной газ
https://cdn22.img.ria.ru/images/156063/51/1560635141_0:253:3020:1952_1036x0_80_0_0_3f28da8c92abcae6e987290706d0f5ec.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
03:35 08.11.2019 (обновлено: 17:19 03.03.2020)
2168
МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости. Крупнейшие российские нефтяные компании намерены обратиться к президенту страны Владимиру Путину с критикой идеи Минфина ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для попутного нефтяного газа (ПНГ), следует из имеющегося в распоряжении РИА Новости подготовленного письма, подлинность которого подтвердили в двух нефтекомпаниях.
Минфин РФ пытается найти источники компенсации госбюджету 60 миллиардов рублей в год (600 миллиардов рублей за 10 лет), выпадающих из-за налоговых льгот для Приобского месторождения «Роснефти» и «Газпром нефти». В рамках таких изысканий ведомство надеется получить, по меньшей мере, 30 миллиардов рублей в год за счет предлагаемого нового налога — на добычу ПНГ.
Доводы нефтяников
Авторы письма утверждают, что введение НДПИ на ПНГ, который в целом является сопутствующим продуктом, усложняющим добычу нефти, по сути, станет дополнительной скрытой налоговой нагрузкой. При этом очищение нефти от ПНГ требует допзатрат, его утилизация на малых месторождениях часто экономически нецелесообразна, а для снижения негативных последствий на экологию от его сжигания отрасль вложила значительные средства.
«Помимо уменьшения объемов рентабельной добычи нефти, в особенности трудноизвлекаемых запасов, данная мера ставит под сомнение целесообразность строительства объектов малой генерации на месторождениях, использующих ПНГ при выработке энергии для собственного потребления. Введение налога для закачиваемого в пласт ПНГ приведет к многократному налогообложению одних и тех же объемов», — сообщается в письме.
Таким образом, направленный на стимулирование добычи нефти законопроект одновременно окажет резкий негативный эффект на всю отрасль, приведет к ухудшению как производственных показателей, так и экологии. При этом авторы письма утверждают, что заявления Минфина о выпадающих доходах бюджета не подтверждаются расчетами. По их мнению, они могут возникнуть лишь на начальном этапе инвестиций, но суммарный эффект льгот Приобскому месторождению все компенсирует.
«В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, вычет по НДПИ позволит увеличить добычу нефти на 100 миллионов тонн. При прямом подсчете данный прирост должен обеспечить бюджетные поступления только по двум основным налогам (экспортная пошлина и НДПИ) в размере не менее 1 (триллиона — ред.) 500 миллиардов рублей», — отмечается в письме.
«Кроме того, вразрез с заявленным ранее временным характером увеличения НДПИ путем введения коэффициента Кк, в 2019 году, без проработки с нефтяными компаниями и в условиях профицита бюджета (2% ВВП в 2019 году), оно было закреплено в законодательстве уже на постоянной основе. Дополнительные бюджетные поступления только за счет этой меры составят более 200 миллиардов рублей в год», — также пишут авторы.
Резюмируя, авторы письма обращаются к Путину с просьбой поручить правительству доработать законопроект, исключив введение НДПИ на ПНГ. Кроме того, они просят учитывать при принятии решений об изыскании дописточников наполнения бюджета наличие фискальных резервов в иных отраслях, налоговая нагрузка в которых ниже нефтяной.
Как сообщил РИА Новости источник, знакомый с ситуацией, письмо сейчас находится в процессе подписания. Согласно тексту письма, предполагается, что оно будет подписано главами таких компаний, как «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Газпром нефть», «Русснефть», а также председателем совета директоров «ИНК».
Ранее против введения НДПИ на ПНГ на текущей неделе выступило Минэнерго. Глава ведомства сообщил, что выпадающие доходы бюджета из-за льгот Приобскому месторождению будут компенсированы за счет новых инвестиций, бурения, добычи, а вводить для этих целей налог на ПНГ нецелесообразно. Также свое возражение высказала «Роснефть», а Ассоциация независимых нефтяных компаний «Ассонефть» написала соответствующее обращение вице-премьеру Дмитрию Козаку, главе Минэнерго Александру Новаку и главе ФАС Игорю Артемьеву.
Источник
Почему льгота исчерпала себя
Льгота вводилась исключительно для компенсации расходов компаний и не создает стимулов для поиска и разведки новых месторождений, указал Минфин в обзоре бюджетных расходов. «Цель предоставления льготы уже достигнута, сейчас целесообразно ее отменить», — сказал РБК представитель министерства.
По данным Минфина, сейчас этой преференцией пользуются лишь три налогоплательщика [названия компаний не раскрываются], и около 99% выпадающих доходов бюджета приходится на льготу при добыче нефти. В 2018 году льгота была предоставлена всего для 11 участков (лицензий), а объем выпадающих доходов бюджета превысил 1 млрд руб.
С применением пониженной ставки налога было добыто всего 509 тыс. т нефти в 2018 году. Это около 0,1% добычи в стране, прокомментировала РБК директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. Воспользоваться льготой смогли немногие, в основном совместные предприятия, созданные в 1990-х, пояснила эксперт. «На практике возникло много споров и судебных разбирательств о том, что считать разведкой месторождений за счет собственных средств», — сообщила Козлова.
Общий объем налоговых льгот только при добыче нефти Минфин предварительно оценивал в 1,6 трлн руб. за 2019 год. К 2033 году они достигнут астрономических 2,3 трлн руб., а доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%, сообщил директор налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Прецедентная отмена
«Тем не менее отмена действующей льготы — это прецедент, такого еще не было», — указала Козлова. — Сейчас идет процесс инвентаризации налоговых льгот, и логичнее было бы оценить эффективность и востребованность пониженной ставки НДПИ в рамках инвентаризации, а не отдельно ее отменять».
Сейчас завершен первый этап инвентаризации запасов нефти и оценки льгот, рассказал ранее РБК министр энергетики Александр Новак. Общие запасы включенных в инвентаризацию месторождений Роснедра оценили в 17,2 млрд т, а рентабельными для добычи — менее чем в 70% этих запасов.
Сформировать критерии предоставления льгот планируется на втором этапе. «Раньше льготы предоставлялись дискретно, точечно, а сейчас мы хотим систематизировать эту работу. Мы хотим оцифровать всю нефтянку, компании говорят, что это можно сделать за два-три года», — пояснил Новак.
Доля рентабельных запасов в 62% говорит о значительном объеме запасов, в добыче которых будут заинтересованы компании, подчеркнул Сазанов в интервью «Коммерсанту». «В этом случае просить какие-то дополнительные льготы по меньшей мере преждевременно. Мы можем в принципе в ближайшие пять лет ничего не менять», — уверен директор налогового департамента Минфина.
Отмена льготы на разведку месторождений за свой счет — чувствительный, но не острый вопрос для бизнеса, прокомментировал РБК заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Норма действительно в какой-то мере устарела — появление этой льготы было частью реформы налогообложения еще 2001–2002 годов, тогда как большинство действующих льгот по НДПИ появились после 2007 года», — отметил эксперт. «В условиях новой реформы отказ от подобных норм вполне ожидаем. Но это не делает менее актуальной необходимость налогового стимулирования разведки нефти, прежде всего путем вычета из налога на прибыль», — пояснил Белогорьев.
Представители Минэнерго и ЛУКОЙЛа отказались прокомментировать РБК планы по отмене льготы. НОВАТЭК не пользуется этой преференцией, сообщила РБК пресс-служба компании. Другие крупнейшие добывающие компании «Газпром», «Роснефть» «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «РуссНефть» не ответили на запросы РБК.
Источник
22 августа 2019, 13:33 / Бизнес
Льготы «Роснефти» надо как-то компенсировать
Sergei Karpukhin / Reuters
Предложение повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти и ввести НДПИ для попутного нефтяного газа – вынужденная мера: при предоставлении налоговых вычетов Приобскому месторождению возникают выпадающие доходы бюджета в 60 млрд руб. и их надо чем-то компенсировать, сообщил «Интерфаксу» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Минфин предлагает повысить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, если Приобскому месторождению будут предоставлены налоговые льготы, сообщил 22 августа «Коммерсантъ».
Приобское месторождение разрабатывают «Роснефть» (северную часть) и «Газпром нефть» (южную). 21 августа первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров сообщил, что президент России Владимир Путин одобрил льготы той части Приобского месторождения, что разрабатывает «Роснефть». Налоговый вычет госкомпании составит 46 млрд руб. в год на протяжении 10 лет, а суммарный положительный эффект для бюджета от этих послаблений – 660 млрд руб., обещал Федоров, а общий эффект для экономики оценил в 5 трлн руб.
«Оно [предложение Минфина] связано исключительно с принятым решением о новой льготе для Приобского месторождения. Цена этой льготы – 60 млрд руб. в год (при цене нефти в диапазоне $55–@list.ru>60 за баррель). На долю фонда национального благосостояния из них придется 28 млрд, а на базовые доходы бюджета – 32 млрд руб., – объяснил Сазанов «Интерфаксу». – Это те доходы, которые в том числе уже заложены в бюджет на финансирование национальных проектов. Их нельзя просто отдать, нужно искать компенсацию, чтобы полностью финансировать уже учтенные в бюджете расходные обязательства. Мы ищем источники компенсации, и повысить НДПИ для попутного газа – один из них. У нас нет другого выбора».
Приобское месторождение – одно из крупнейших у «Роснефти»: добыча – около 24 млн т нефти в год, или около 11% всей добычи компании (159 млн т за январь – сентябрь 2018 г.). В 2017 г «Роснефть» добилась снижения НДПИ (суммарно 350 млрд руб. за 10 лет) для другого крупного месторождения компании – Самотлорского (10% добычи).
«Газпром нефть» просит вычета на 13,5 млрд руб. с 2020 г., сообщал «Коммерсантъ».
В обмен на льготы компании обещают увеличить добычу нефти на месторождении.
Предложение Минфина может вести к повышению внутренних цен на нефть, это негативно скажется на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, говорит главный стратег «Универ капитала» Дмитрий Александров. Потребуется введение новых корректирующих механизмов для отдельных нефтеперерабатывающих компаний, иначе их маржа снизится, отметил он.
Решение Минфина – логичное продолжение политики ручного регулирования отрасли, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко: «Такой подход [наполнить бюджет здесь и сейчас любой ценой] не позволяет осуществлять долгосрочное стратегическое планирование, как на уровне компаний, так и на уровне регуляторов, того же Минэнерго. Это становится практически невозможным, потому что помимо массы неопределенных внешних факторов нефтяного рынка добавляются непредсказуемые внутренние правила игры, которые могут меняться едва ли не ежегодно».
Вероятно, что после одобрения льгот для «Роснефти» и повышения НДПИ по другим месторождениям другие компании также смогут добиться льгот – например, та же «Газпром нефть» для другой части Приобского месторождения, рассуждает она. «По логике снова придется повышать налоги для прочих месторождений. Кстати, такая тенденция видна уже сейчас: масса новых месторождений имеют те или иные преференции, при этом зрелые традиционные месторождения Западной Сибири, которые обеспечивают до половины добычи нефти в России, обложены налогами максимально, – говорит Грушевенко. – В итоге вся отрасль живет короткими циклами: от одного решения до другого. Это может крайне негативно сказаться на долгосрочных объемах добычи нефти, поскольку каждая следующая добытая бочка нефти достается все труднее и требует все более технологичных подходов и новых решений, которые, в свою очередь, требуют времени и средств».
При постоянном увеличении налогов инвестиции добывающих компаний будут сокращаться, при том что маржинальность многих их проектов и без того низка, отчего и требуются первичные льготы, добавляет Александров: «В итоге такой механизм фактически приводит к вынужденному «соревнованию за льготы».
«Ведомости» ожидают комментарий «Роснефти».
Источник
В том числе поступления налогов от добычи нефти и газа выросли на 50%, до 4,6 трлн руб. Власти в прошлом году продолжили бюджетный маневр, выражающийся в постепенной отмене экспортной пошлины в обмен на рост ставок НДПИ. При этом динамика экспорта и добычи сырой нефти несильно изменилась в сравнении с 2016 годом. По данным Минэнерго, экспорт составил 256,9 млн т (+6% к 2016 году), а добыча — 546,7 млн т (–0,2%).
Основной вклад в динамику нефтегазовых доходов внес рост цен на нефть Urals, говорит заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. «Курс доллара не прореагировал на изменение цены на нефть из-за политики Минфина, направленной на увеличение валютных резервов. В результате фактическая рублевая ставка по НДПИ в среднем составила в 2017 году более 7,8 тыс. руб. за тонну нефти, в то время как в 2016 году она в среднем была чуть более 3 тыс. руб.», — отмечает эксперт.
Добывающий сектор был драйвером не только налоговых доходов, но и вообще деловой активности в промышленности, считает Куликов. «Металлурги хорошо себя чувствовали также в связи с ростом мировых цен, который в свою очередь был связан с реальными ограничениями производства в Китае. У энергетиков прирост налоговых платежей также связан с завершением программы договоров на поставку мощности (ДПМ) и соответствующим ростом прибыли», — отмечает он.
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Законодательные меры
Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост поступлений 2017 года, стал временный запрет для налогоплательщиков в полной мере засчитывать убыток прошлых лет при исчислении налоговой базы: с 2016 по 2020 год в Налоговом кодексе действует поправка, в соответствии с которой база по налогу на прибыль не может быть уменьшена более чем на 50% за счет накопленных убытков.
«С учетом того что прошлые годы были отмечены проблемами с финансовыми результатами у предприятий, а в последние годы доля убыточных организаций снижается (с пиковых 33% в 2014 году до 28%, по предварительным данным Росстата за первые 11 месяцев 2017 года), эта мера позволила не допустить снижения налоговой базы в 2017 году», — считает Белев. Как писал ранее РБК, в 2017 году регионам удалось собрать с компаний на 248 млрд руб. больше по налогу на прибыль, в том числе благодаря временному ограничению переноса убытков прошлых лет.
Логично, что основной прирост поступлений от налога на прибыль произошел как раз в отраслях с большим уровнем конкуренции, где организациям приходится существовать с меньшей рентабельностью, отмечает Белев. «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также сфера услуг дали от 20 до 50% прироста поступлений по налогу на прибыль в реальном выражении», — говорит он.
Налог на прибыль в секторе обрабатывающих производств принес 605 млрд руб. в консолидированный бюджет — на 15% больше, чем годом ранее. А с отрасли оптовой и розничной торговли, включая ремонт автомобилей, по налогу на прибыль удалось собрать 620,5 млрд руб. — прирост на 29%.
Динамика поступлений от обрабатывающей отрасли по большей части обусловлена именно ограничением на вычет убытков из налоговой базы, говорит Куликов. Кроме того, металлургия «на 90% выбилась за счет хорошей конъюнктуры, а рост сборов выше среднего от производства пищевых и табачных продуктов был обусловлен отчасти действующими контрсанкциями», считает эксперт.
В целом налоговые доходы от оптовой и розничной торговли выросли на 15,5%, до 1,84 трлн руб., от финансово-страхового сектора — на 11,7%, до 927 млрд руб. Увеличение поступлений от торговли было обусловлено в большей степени оптовой составляющей, считает Куликов. Розница, говорит он, все еще была в подавленном состоянии: «Несмотря на оживление кредитования, базовая динамика по доходам населения еще была явно в депрессивном состоянии».
Недвижимость отстает
Слабую динамику относительно среднего прироста продемонстрировали секторы, связанные с госуправлением (+6,3%), что, вероятно, связано с консолидацией бюджетов, считает Куликов. В таком же положении находятся сектора инвестиционного спроса — строительство (+3%) и операции с недвижимостью, которые, по словам эксперта, более волатильны и могут пребывать в подавленном состоянии после рецессии.
Операции с недвижимым имуществом принесли бюджетам 503 млрд руб. налогов — номинально в три раза меньше, чем по той же строке в 2016 году (1,6 трлн руб.). Но, скорее всего, эти данные напрямую сопоставлять нельзя: дело в том, что с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка.
Например, если в статистике 2016 года выделялась базовая отрасль «Транспорт и связь», то теперь речь идет о двух базовых отраслях — «Транспортировка и хранение» и «Информация и связь». Аналогично сектор «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» разделился на два — один, связанный с электричеством, паром и газом, и второй, связанный с водоснабжением и утилизацией отходов.
Источник
Как стало известно “Ъ”, небольшие нефтедобывающие компании просят правительство об отсрочке уплаты налога на добычу полезных ископаемых, так как падение цен на нефть поставило их на грань выживания. В качестве более радикальной меры производители предлагают отложить выплаты по НДПИ до того момента, когда цены на нефть стабилизируются на уровне $40 за баррель. По мнению экспертов, мелкие компании действительно страдают от падения цен сильнее, чем крупные, но необходимость их поддержки не выглядит очевидной.
«Ассонефть» (ассоциация объединяет независимых нефтегазодобытчиков) в конце марта обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой предоставить отсрочку по уплате НДПИ. Речь идет о компаниях с добычей менее 500 тыс. тонн в год, следует из письма (копия есть у “Ъ”) гендиректора ассоциации Елены Корзун. Суммарная годовая добыча таких компаний, по оценкам «Ассонефти», составляла в 2019 году около 10 млн тонн в год (1,7% от всей добычи в РФ). «Ассонефть» предлагает отложить для них уплату НДПИ за март—май или до достижения среднемесячной цены на нефть $40 за баррель.
По мнению «Ассонефти», если не принять необходимые меры поддержки, небольшим независимым компаниям угрожает банкротство.
Из документа следует, что в апреле небольшим производителям придется заплатить НДПИ за март в размере 7,5 тыс. руб. за тонну, тогда как их выручка за этот период «резко упадет» из-за обвала цен на нефть, в результате у большинства таких компаний не хватит средств «на расчеты с государством, банками по привлеченным кредитам и поставщиками». Как указывается в письме, внутренняя цена на нефть в РФ для малых производителей сейчас составляет менее 6 тыс. руб. за тонну, что существенно меньше экспортного netback в 10 тыс. руб. за тонну и не позволяет покрыть платеж по НДПИ.
Небольшие независимые компании не имеют своих НПЗ, также у них нет «технических и финансовых возможностей» хранить всю добытую нефть в течение нескольких месяцев.
В условиях пандемии коронавируса правительство подготовило уже ряд мер поддержки для малого и среднего предпринимательства, а также для системообразующих предприятий. Меры, в частности, касаются отсрочки по налоговым платежам, однако не включают акцизы и НДПИ. В пресс-службе правительства не ответили на запрос “Ъ”. В Минфине заявили “Ъ”, что предложения ассоциации в министерство не поступали.
Гендиректор «Ассонефти» Елена Корзун подтвердила “Ъ” отправку письма, сообщив, что ответа на него до сих пор не получено. По ее словам, поддержка нужна срочно, поскольку ряд компаний с добычей 50–100 тыс. тонн в год уже вынуждены были остановить добычу из-за отрицательной рентабельности. В частности, речь идет о примерно 100 компаниях из Пермского края, Башкирии, Саратовской области и Татарстана, сообщила госпожа Корзун. Также «Ассонефть» предлагает ввести каникулы по соцвзносам, поскольку апрель объявлен нерабочим, но работодатели вынуждены выплачивать зарплаты. «Поскольку региональные власти сейчас обращаются к нефтекомпаниям за помощью в покупке средств индивидуальной защиты, медикаментов, аппаратов ИВЛ, стоит также пересмотреть налогообложение благотворительных программ, чтобы хотя бы частично вывести эти затраты из-под налога на прибыль»,— считает Елена Корзун.
У малых компаний удельные операционные расходы обычно существенно выше, чем у крупных компаний, замечает старший аналитик Сбербанка Андрей Громадин. У них также могут быть проблемы с привлечением финансирования, и они гораздо более чувствительны к изменению цен на нефть. По мнению господина Громадина, отсрочка по уплате НДПИ на несколько месяцев — «вполне рабочая идея для данного вида компаний». По оценке Сергея Клубкова из Vygon Consulting, в целом предполагаемая отсрочка по НДПИ для компаний, добывавших в 2019 году менее 500 тыс. тонн, коснется объема примерно в 10 млн тонн. Таким образом, в случае каникул по НДПИ с мая по декабрь выпадающие доходы государства могут составить около 13,5 млрд руб. (при среднегодовой цене Urals в $20 за баррель и курсе 78 руб./$). Сергей Клубков считает целесообразность таких мер неочевидной, поскольку операционный доход мелких компаний, входящих в «Ассонефть», при вышеуказанных условиях составит $9 за баррель, то есть они могут функционировать и без поддержки государства.
Дмитрий Козлов
Источник