Налог на добычу полезных ископаемых роль

Налог на добычу полезных ископаемых роль thumbnail

Характеристика НДПИ и его роль в налоговой системе РФ

Налог на добычу полезных ископаемых считается одним из самых «молодых» налогов в Российской Федерации, так как в 2014 году исполняется 12 лет с момента введения данного налога, причем в настоящее время он является одним из самых важных бюджетообразующих доходных источников.

В системе налогообложения при пользовании недрами, действующей до НДПИ, использовали три налоговых платежа:

  • — плата за пользование недрами;
  • — отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ);
  • — акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами были в форме разовых взносов или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Порядок, условия уплаты, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по всем месторождениям индивидуально. При наличии определенных условий, недропользователям предоставлялся достаточно широкий выбор льгот, вплоть до освобождения от уплаты вышеназванных платежей. ОВМСБ носили целевой характер и были направлены только на увеличение минерально-сырьевой базы.

В законодательстве РФ, включающем разделы о платности пользования недрами, существовали некоторые недостатки — рамочный характер и нечеткое определение основных элементов налогообложения при исчислении налога при пользовании недрами. При проведении налоговой реформы от 8 августа 2001 года Федеральным законом № 126 — ФЗ введена в действие глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Таким образом, в Российской Федерации законодательно установило обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газовый конденсат на данный момент отменили.

В результате исследования 2012 года Россия в очередной раз приобрела статус великой сырьевой державы, в том числе она занимает лидирующие позиции по добыче нефти и газа. Примерно в год российские компании добывают 0,5 млрд. тонн нефти и почти половина сырого сырья уходит на экспорт. Кроме того, страна контролирует более 20 % мирового экспорта газа, с показателем в 179 млрд. кубометров.

После введения налога на добычу в 2002 году налоговые поступления и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса в федеральный бюджет значительно выросли и продолжают расти по сегодняшний день.

В течение уже долгого периода времени основными источниками поддержания федерального бюджета России являются налоги на: добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых, прибыль организаций и все таможенные пошлины. Около 85% приходится на долю общего дохода бюджета из перечисленных налогов.

Налог на добычу полезных ископаемых распределяют в федеральный бюджет (60 %) и бюджет субъектов РФ (40 %). Исключением является налог в виде углеводородного сырья, который поступает почти полностью в доход федерального бюджета (95 %).

Посмотрим наглядно, сколько составляет доля НДПИ в федеральном и консолидированном бюджетах России в течение последних 6 лет — Рис.1.

федеральный и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, 2008-2013 гг

Рис. 1 федеральный и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, 2008-2013 гг.

Из графика видно, что роль НДПИ в доходах федерального бюджета с каждым годом растет. В 2009 году доля доходов по НДПИ существенно снизилась, если сравнить с предыдущим годом и составила 39,3 %, уже к концу 2010 года она выросла на 4,1 %, а к концу 2011 года на 5,6 % по сравнению с первоначальным показателем, это объясняется повышением цен на нефть. Увеличение поступлений связано с тем, что с каждым годом доля добываемого природного сырья растет, так как увеличивается количество осваиваемых месторождений. Далее рассмотрим динамику изменения консолидированного бюджета субъектов РФ.

Финансовая роль платежа имеет большое значение — налог на добычу полезных ископаемых является основой дохода бюджетных систем разных уровней РФ. С каждым годом ставки на добычу всё повышаются, и перспектива остаётся такой же.

При введении усовершенствованного налога правящие круги изменили и упростили систему налогообложения в добывающей отрасли, направили природопользователей к рациональному и бережному использованию природных ресурсов. Полученные средства от налога за добычу полезных ископаемых должны являться основным источником финансирования восстановительных мероприятий и поддержания природного баланса в окружающей среде. Русская природа неповторима и индивидуальна и всё больше начинаешь беспокоиться о состоянии земельных и водных ресурсов. Для дальнейшей успешной государственной политики просто необходимо периодически проводить экономические реформы в сфере природного налогообложения. Совмещение развития и эффективного использования природно-сырьевой базы является главной задачей на пути современного роста экономики России.

Читайте также:  В изобилии размножается эта полезнейшая тля

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых

Все, кто занимается добычей полезных ископаемых, платят государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как его рассчитать и когда платить?

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии.

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

  • Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.

  • Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;

  • попутного газа;

  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;

  • подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;

  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    • нефти

    • природного газа

    • газового конденсата

    • угля

    • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

  1. 1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

  2. Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

  3. 2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

  4. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Или

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

  5. 3. Выручка рассчитывается следующим образом:

  6. Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы:

  • материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

  • суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;

  • расходы на ремонт основных средств;

  • расходы на освоение природных ресурсов;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Все просто:

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

  • Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.

  • Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

  • Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.

  • Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Комментарии для сайта Cackle

Статья была полезна?

Да

Нет

100% читателей считают статью полезной

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых
был включен в российскую налоговую
систему в 2001г и вступил в действие с 1
января 2002г. Впервые за годы существования
налоговой системы с принятием гл. 26 НК
РФ была упорядочена система налогообложения
недропользования, четко разделены
налоговые и неналоговые платежи за
природные ресурсы. Условия исчисления
и уплаты налога на добычу полезных
ископаемых основаны на действовавшем
до его введения порядке функционирования
платы за пользование недрами с включением
в ставку налога половины ставки отчислений
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, а также ставку акциза за сырую
нефть. Данный налог был введен в целях
совершенствования и упрощения системы
налогообложения пользования природными
ресурсами, расширения практики применения
рентных принципов налогообложения в
этой сфере. Поэтому одновременно с
введением этого налога отменена
действовавшая плата за пользование
недрами, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы и акциз на
нефть и газ.

Кроме того, введение налога на добычу
полезных ископаемых позволяет в
определенной мере решить проблему
правильной оценки факторов ценообразования
для целей налогового контроля, в том
числе трансфертных цен в нефтяном
секторе экономики. Дело в том, что
сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяла
в широких масштабах использовать
трансфертные цены, которые значительно
ниже рыночных, что приводило к потере
доходов бюджетов всех уровней, в
частности, за счет уменьшения поступлений
платы за пользование недрами при
нефтедобыче, размер которых напрямую
зависел от уровня цен реализации.
Введение налога на добычу полезных
ископаемых было направлено также на
решение задач экономического принуждения
природопользователей к бережному и
экономному использованию природных
ресурсов. Поступления данного налога
должны были стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и
сохранению окружающей природной среды.
Изменение порядка налогообложения
недропользования позволяет обеспечить
снижение налогового бремени без потерь
доходов бюджетной системы, что должно
положительно сказываться на создании
благоприятного инвестиционного
климата[20,с. 224-227].

До принятия специальной главы второй
части НК РФ вопросы платности пользования
природными ресурсами были включены не
в законодательство о налогах и сборах,
а в законодательство о природопользовании.
При этом важнейшее положение налогообложения
природопользования имели рамочный
характер и не давали четкого определения
основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе
определение объекта обложения, налоговая
база, ставка налога, налоговые льготы
и некоторые другие, устанавливались
межведомственными инструкциями. По
отдельным же платежам, например таких,
как плата за пользование недрами, ставка
налога регулировалась в лицензионных
соглашениях, т. е. определялись органами
исполнительной власти совместно с
налогоплательщиком. Вместе с тем,
согласно ст.17 части первой НК РФ,
вступившей в силу с 1 января 1999г, налог
считается установленным лишь в том
случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы
налогообложения. Таким образом, налоги,
связанные с использованием природных
ресурсов, три года фактически являлись
незаконными.

Кроме того, законодательство о
недропользовании допускает внесение
налогов в бюджет не только в денежной,
но и в натуральной форме, т. е. добытыми
полезными ископаемыми, что также
противоречит основным положениям НК
РФ.

С принятием Закона о налоге на добычу
полезных ископаемых все фискальное и
регулирующее значение налогообложения
природопользования возросло[11,с. 15-16].

Доходы от налогообложения добычи
полезных ископаемых в настоящее время
остаются основным источником доходов
бюджетной системы Российской Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых
поступает в доходную часть федерального
бюджета, бюджета субъекта Федерации.
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым. За исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемым, распределяются следующим
образом:

— 40% — в доходы федерального бюджета;

— 60% — в доходы бюджетов субъектов
Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья (за
исключением газа горючего природного)
распределяется следующим образом:

— 95% суммы налога – в доход федерального
бюджета;

— 5% суммы налога – в доходы субъекта
Федерации.

При добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доходную часть бюджета субъекта
Федерации.

Если же добытие любых полезных ископаемых
осуществляется на континентальном
шельфе или в исключительной экономической
зоне РФ, а также при добыче полезных
ископаемых из недр за пределами российской
территории, на территориях, находящихся
под российской юрисдикцией или же
арендуемых у иностранных государств,
то вся сумма налога зачисляется в
федеральный бюджет[20,с. 319].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Читайте также:  Закон о ренте на добычу полезных ископаемых