Налог на полезное ископаемое на 2011
Должно ли предприятие, ведущее разработку рудного месторождения, платить НДПИ за камень, попутно добываемый из вскрышных пород? На вопрос отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наталья Вахромова и Сергей Родюшкин.
На основании соответствующей лицензии предприятие добывает апатит-нефелиновую руду на территории Мурманской области. В процессе добычи необходимо взорвать скалу, чтобы иметь доступ к залежам руды. Взорванная скала (вскрышная порода, по сути, это камень разных размеров) не содержит в себе руды и вывозится в отвал, а также частично используется предприятием для собственных нужд (для укрепления дорог и изготовления щебня). Является ли скала (вскрышная порода), используемая для собственных нужд, полезным ископаемым и, соответственно, объектом обложения НДПИ?
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) признаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ).
Понятие «пользователи недр» закреплено в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах). Согласно ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Отметим также, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются лицензии, пользователи недр должны иметь такие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие лицензии (абзац пятый ст. 9 Закона о недрах).
При этом права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (абзац седьмой ст. 9 Закона о недрах).
В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст. 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом о недрах горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отметим, что формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 6.1 ст. 3 Закона о недрах).
Из этого следует, что то или иное полезное ископаемое может быть отнесено к общераспространенным только на основании перечня общераспространенных ископаемых субъекта РФ (смотрите также письмо УМНС России по Санкт-Петербургу от 20.02.2003 N 02-05/3631).
Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Мурманской области утвержден распоряжением МПР РФ и администрации Мурманской области от 10.12.2007 N 66-р/355-рп. Согласно этому перечню известняки и валунно-глыбовые породы, из которых добывают камень для строительства, являются общераспространенными полезными ископаемыми.
Таким образом, камень для строительства, получаемый в рассматриваемой ситуации из скальной вскрышной породы при взрывных работах, является общераспространенным полезным ископаемым.
На основании ст. 19.1 Закона о недрах, полагаем, что организация, имеющая лицензию на добычу руды, может осуществлять добычу камня для собственных нужд, в частности для укрепления дорог, без получения соответствующей лицензии на основании утвержденного технического проекта.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
Статья 337 НК РФ устанавливает, какие полезные ископаемые признаются добытыми полезными ископаемыми для целей исчисления НДПИ.
Добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (п. 1 ст. 337 НК РФ).
Строительный камень является одним из видов добытых полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения (пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Специальных норм обложения НДПИ камня для строительства, попутно добываемого из вскрышных пород для собственных нужд недропользователем, ведущим разработку рудных месторождений главой 26 НК РФ не установлено.
Прямыми разъяснениями официальных органов по рассматриваемой ситуации мы не располагаем.
Мнения экспертов в отношении налогообложения попутной добычи общераспространенных полезных ископаемых расходятся.
Так, существует мнение, что если полезные ископаемые извлекаются попутно из отходов (потерь) собственного добывающего производства и такое извлечение отдельному лицензированию не подлежит, то платить НДПИ при добыче этих полезных ископаемых не нужно.
Базируется такое мнение на:
— норме пп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ, согласно которой полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах, признаются объектом обложения НДПИ;
— норме пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ, согласно которой полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, не признаются объектом обложения НДПИ.
Однако, прежде чем применять указанные нормы к рассматриваемой ситуации следует определить, относятся ли скальные вскрышные породы к отходам (потерям) добывающего производства.
В этом отношении характерен рассмотренный ФАС Московского округа спор между налоговой инспекцией и горно-обогатительным комбинатом (смотрите постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А40/5048-07-2). Последний на основании лицензии производил разработку пяти месторождений железных руд открытым способом (карьерами). Спор коснулся вопроса обложения НДПИ попутного производства щебня из скальных вскрышных пород на трех месторождениях из пяти.
Комбинат ссылался на то, что добываемый щебень является отходом производства и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и с пп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ не должен подлежать обложению НДПИ.
Судьи пришли к обоснованному выводу о неприменении пп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ к рассматриваемому случаю, поскольку отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Спорный щебень не образовался в процессе производства или потребления железной руды и то обстоятельство, что скальные вскрышные породы являются попутным полезным ископаемым, не лишает щебень такого признака полезного ископаемого, как его фактическая добыча из недр.
Президиум ВАС РФ, которому данное дело было передано на пересмотр в порядке надзора, в постановлении от 25.03.2008 N 13070/07 выразил мнение, что в части требования комбината об отмене решения инспекции в отношении доначисления НДПИ по щебню судами было отказано правомерно с учетом фактических обстоятельств по делу, и оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора в этой части не усматривается.
Мы также согласны с выводом, что скальные вскрышные породы к отходам (потерям) добывающего производства не относятся и, следовательно, нормы пп. 2 п. 1 и пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ к рассматриваемой ситуации не применимы.
Существует также мнение, что в случае, если субъекты предпринимательской деятельности, осуществляют добычу общераспространенных полезных ископаемых по основаниям, установленным ст. 19.1 Закона о недрах, то они являются пользователями недр и, соответственно, плательщиками НДПИ.
Однако в отношении общераспространенных полезных ископаемых, добытых для собственных нужд (при предоставлении соответствующего подтверждения цели добычи), НДПИ не уплачивается (смотрите Вопрос: Организация осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых на основании соответствующей лицензии на пользование недрами. При осуществлении указанных видов деятельности организация добывает общераспространенные полезные ископаемые для собственных нужд, без оформления специальной лицензии на данный вид недропользования. Является ли организация в данном случае налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых? («Нормативные акты для бухгалтера», N 5, март 2011 г.)).
Основанием для такого вывода, на наш взгляд, может послужить только норма пп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ, согласно которой общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые ИП и используемые им непосредственно для личного потребления, объектом обложения НДПИ не признаются.
Однако обратите внимание, что данная норма разработана только для ИП и на юридические лица эта норма не распространяется.
По мнению специалистов Минфина России п. 2 ст. 336 НК РФ содержит закрытый перечень полезных ископаемых, не признаваемых объектом обложения НДПИ. В данном перечне отсутствуют полезные ископаемые, добываемые для собственных нужд при добыче иных полезных ископаемых (письмо Минфина России от 20.07.2009 N 03-06-06-01/16).
Следуя этой логике, можно сделать вывод, что попутная добыча недропользователем камня строительного (щебня) из скальных вскрышных пород, вне зависимости от цели его добычи, является объектом обложения НДПИ.
К данной позиции примыкает мнение А.В. Брызгалина, высказанное в комментариях «Налог на добычу полезных ископаемых: правовое регулирование, судебная практика, сложные вопросы» (издательство «Омега-Л», 2011 г.): «Налоговая база определяется и в отношении полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. При этом не имеет значения, что добыча попутного полезного ископаемого не указана в лицензии недропользователя».
В качестве примера в данном материале приведена ситуация: «На участке, предоставленном для добычи медных руд, из вскрышных пород организация добывает щебень для личных нужд. Налоговая база в этом случае будет определяться отдельно в отношении руды и щебня».
Косвенным подтверждением того же мнения может служить ситуация, отраженная в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 N 18АП-2617/2009.
Налогоплательщик занимается добычей полезных ископаемых, при этом основным полезным ископаемым является магнезит, а попутными являются доломит для металлургии и доломит для производства щебня. При этом налогоплательщиком, налоговым органом, а также судьями не ставится под сомнение вопрос о необходимости исчисления НДПИ с попутно добытых полезных ископаемых. В судебном разбирательстве рассматривался вопрос о правильности отнесения расходов на добычу полезных ископаемых и правильности определения налогооблагаемой базы.
Тем не менее, учитывая отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, рекомендуем предприятию на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу.
В соответствии с п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений данных ему финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Источник
ПОНЯТИЕ НАЛОГА
К углеводородному сырью относятся:
- нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
- газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки;
- попутный газ;
- газ горючий природный, за исключением попутного газа.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – налог) – прямой налог, который начисляется на сумму дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр, который рассчитывается как положительная разница между полученными на этом участке недр доходами и расходами.
В случае, если размер минимального налога по участку недр больше чем сумма налога, рассчитанного как разница между доходами и расходами этого участка, то налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья признается минимальный налог.
Правила налогообложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья определены в главе 25.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА (СТ. 333.43 НК РФ)
Организации, являющиеся пользователями недр на участках недр, указанных в пункте 1 статьи 333.45 НК РФ (см. Объекты налогообложения), на основании лицензий на право пользования недрами и осуществляющие следующие виды деятельности:
- деятельность по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья на участке недр (пп. 1 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по транспортировке углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 2 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по подготовке углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика (пп. 3 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по хранению углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 4 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа (пп. 5 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, вышеуказанных пунктах 1 — 5, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности (пп. 6 п. 3 ст. 333.43 НК РФ).
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТ. 333.44 НК РФ)
Налогоплательщики имеют право подать уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу (далее – уведомление), в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика (крупнейшего налогоплательщика), в отношении следующих участков недр:
1) участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (см. Объекты налогообложения);
2) участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (Чг) превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика.
В уведомлении необходимо указать наименование участков недр, по которым производится освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Уведомление в отношении участка недр представляется однократно, применение налога в отношении указанного участка в дальнейшем не допускается.
Форма и формат уведомления установлены Приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/829@.
Срок подачи уведомления
1) В отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса:
— не позднее 31 марта 2019 года — для участков недр, запасы нефти по которым впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) до 1 января 2018 года;
— не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (запасы на государственном балансе на 01.01.2018 отсутствуют).
2) В отношении участков недр у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, срок для подачи уведомления — не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика.
Дата начала освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Организация освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика:
1) с 1 января 2019 года — в отношении участков недр, запасы которых поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 и уведомление по которым представлено не позднее 31 марта 2019 года;
2) с 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления, — в отношении участков недр, уведомление по которым представлено не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы впервые поставлены на государственный баланс;
3) с 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления, — в отношении участков недр, у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, и уведомление подано не позднее 31 декабря предшествующего года.
Участок недр, по которому подается уведомление | Условие | Срок подачи уведомления | Дата начала освобождения |
Указан в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ | Запасы поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 | Не позднее 31 марта 2019 года | С 1 января 2019 года |
Запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (в государственном балансе до 01.01.2018 отсутствуют) | Не позднее 31 марта 2-го года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс | С 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления | |
Любой | Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления | Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика | С 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления |
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (СТ. 333.45 НК РФ)
Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из следующих требований:
1. Участок недр расположен полностью или частично (пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ):
— в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа;
— севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа;
— в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.
2. Участок недр расположен на территории Российской Федерации и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года (пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).
3. Участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, в границах, ограниченных прямыми линиями, соединяющими по порядку точки участков недр по соответствующим географическим координатам (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).
Не признается объектом налогообложения дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья
РАСЧЕТ НАЛОГА
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Данные показатели рассчитываются ежемесячно.
Расчетная выручка (ст. 333.46 НК РФ)
Рассчитывается по формуле:
Вр-месяц
=
Цнефть
*
Vнк
*
Р
*
Кн
+
Цгаз
*
Vгаз
+
0,95
*
Цпнг
*
Vпнг
Расшифровка формулы
В расчетную выручку, также включаются суммы дохода, по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в пп. 1 — 5 п. 3 ст. 444.43 НК РФ, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
Фактические расходы (ст. 333.47, 333.48 НК РФ)
Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, указанные в статье 333.47 НК РФ, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Восстановленные расходы (ст. 333.48 НК РФ)
Затраты на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования учтенные ранее в составе фактических расходов подлежат восстановлению в доходах, в том отчетном (налоговом) периоде, когда произошло одной из следующих событий:
1) при реализации или ином выбытии объекта амортизируемого имущества, за исключением его ликвидации, до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;
2) при переводе объекта амортизируемого имущества на консервацию, реконструкцию или модернизацию продолжительностью свыше шести месяцев до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;
3) если объект амортизируемого имущества не был введен в эксплуатацию до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором были учтены такие расходы.
Расчетные расходы (ст. 333.49 НК РФ)
Расчетными расходами признается сумма следующих видов расходов:
1) расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат, которая рассчитывается по следующей формуле:
Пр
=
ЭПнефть
*
Р
*
(
Vнефть
+
Vгк
)
Расшифровка формулы
2) расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата, которые рассчитываются по следующей формуле:
Тз
=
Тингк
*
Vнк
Расшифровка формулы
ПЕРЕНОС УБЫТКОВ НА БУДУЩЕЕ (ст. 333.51 НК РФ)
Налогоплательщик, понесший убыток (убытки), по участку недр, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить по этому участку недр налоговую базу текущего налогового (отчетного) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Перенос на будущее суммы понесенного в предыдущем налоговом периоде убытка производится с учетом коэффициента индексации убытка (КИУ) в размере 1,163.
Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного налогового периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру налогового периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, по итогам которого был определен такой убыток.
Например, если в 2019 году используется убыток, полученный в 2016 году, то сумма убытка будет увеличена на КИУ в степени 3.
Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
ИСТОРИЧЕСКИЕ УБЫТКИ (ст. 333.52 НК РФ)
Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода.
Ретроспективный период – период по которому налогоплательщик, осуществляющий пользование участками недр, указанными в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, определяет расчетный финансовый результат применительно к соответствующему участку недр для определения налоговой базы по налогу, по каждому календарному году за период с 1 января 2011 года и по год (включительно), непосредственно предшествующий году начала исчисления налога в отношении таких участков недр.
Для участков недр, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ или расположенных полностью, или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, ретроспективный период исчисляется с 1 января 2007 года.
Финансовый результат рассчитывается по каждому году ретроспективного периода в общем порядке (см. Расчет налога), с учетом особенностей, указанных в ст. 333.52 НК РФ.
Налогоплательщик уменьшает расчетный финансовый результат календарного года ретроспективного периода на сумму исторического убытка, определенного для предыдущего календарного года ретроспективного периода с учетом коэффициента индексации убытка в размере 1,163.
Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного года ретроспективного периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру года ретроспективного периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с года ретроспективного периода, следующего за годом, по итогам которого был определен такой убыток.
Исторический убыток, не перенесенный в пределах ретроспективного периода, признается убытком для целей исчисления налога и переносится на будущее с учетом КИУ в порядке, установленном статьей 333.51 НК РФ.
МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Налог рассчитываемый как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, не может быть менее суммы минимального налога.
Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.
Для участков недр, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, по которым для всех налоговых периодов в отношении нефти, добытой на таких участках недр, применялся коэффициент Кг в размере менее 1 минимальная налоговая база принимается равной 0.
Во всех остальных случаях, минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки от реализации углеводородного сырья на участке недр за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная на:
— расчетные расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период;
— фактические расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период в части сумм налогов;
— сумму предельных расходов на добычу углеводородного сырья, определяемую как произведение количества добытой за налоговый (отчетный) период нефти на участке недр, и значения удельных расходов в размере 9 520 рублей.
Для налоговых периодов 2019 – 2020 годов значение удельных расходов признается равным 7 140 рублей.
Значение удельных расходов подлежит ежегодной индексации на величину накопленного индекса потребительских цен начиная с 2021 года.
В случае, если минимальная налоговая база, принимает отрицательное значение, минимальная налоговая база принимается равной нулю.
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД. ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
Налоговый период
Календарный год
Отчетный период
Первый квартал
Полугодие
9 месяцев календарного года
НАЛОГОВАЯ СТАВКА
50%
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Декларации представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения, крупнейшими налогоплательщиками — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налоговые декларации представляются:
— по итогам отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
— по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма, порядок ее заполнения и формат налоговой декларации установлены приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@.
СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Авансовые платежи по налогу (минимальному налогу) уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налог (минимальный налог) уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Источник