Налог на полезные ископаемые в мире
Убеждена на 99,9% в том, что только единицы россиян следят за обещаниями политиков и их исполнением. Абсолютное большинство населения уверено в том, что никто никаких обещаний выполнять не будет. Несмотря на это, иногда бывает любопытно заглянуть в прошлое.
Кто-нибудь читал «Манифест» партии «Единая Россия», принятый ею в 2002 году перед выборами в ГД? Любопытный документ. В частности в нём было заявлено: «В 2005 году каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России.» Получили?
Вы всё ещё гордитесь тем, что Россия обладает огромными запасами полезных ископаемых? Вы по-прежнему думаете, что недра по Конституции РФ принадлежат народу или государству? Проснуться не хотите? Так было прежде. В 1993 году была принята новая Конституция РФ, в которой говорится:
«Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. »
Могут находиться в государственной собственности, а могут и не находиться. Во многих странах мира местному населению выплачивается природная рента. В России об этом раньше говорилось, а теперь забылось и не вспоминается. Хотя, нет. Помню, как на одной из пресс-конференций президента в 2018 году одна журналистка спросила: «Где деньги от природных ресурсов, которые продает Россия, Владимир Владимирович, почему у нас такая очень странная политика в стране?»
Что ответил президент? Вспоминайте. Он сказал: «Эм, ну да, как бы природные ресурсы принадлежат народу, но вы спрашиваете, где деньги, я отвечу. Денег нет, поэтому мы вкладываемся по максимуму в олигархов, которые нас как раз и спонсируют. Деньги с природных ресурсов находятся в реализации у олигархов, бизнесменов. Простым людям эти деньги не нужны »
А как обстоят дела в других странах мира? В США изъятие основной части природной ренты и ее использование осуществляется штатами, в которых полезные ископаемые добываются. Со стороны государства осуществляется строгий контроль за добычей полезных ископаемых. Извлекаемые запасы периодически пересчитываются.
На Аляске большая часть ренты от нефтедобычи направляется на развитие штата, создан специальный фонд, в который поступает 25% всех доходов от лицензионных и рентных платежей, роялти, бонусов и др. Средства фонда предназначены для обеспечения резерва, обеспечивающего развитие штата, страхования доходов от инфляции. Использовать деньги фонда можно только после общего голосования всех жителей на референдуме. Около 10% доходов фонда ежегодно идут на выплату дивидендов жителям штата.
В Норвегии все природные ресурсы объявлены достоянием народа. Около 45% экспортной выручки страны дают доходы от продажи нефти и газа. Деньги от нефтяных доходов направляются в Фонд Всеобщего Благоденствия. Каждый гражданин страны имеет личный лицевой счёт, на который ему поступают отчисления от нефтяных доходов страны. При рождении ребёнка на него открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.
Как-то Валентина Матвиенко вспомнила об ОАЭ в контексте природной ренты. В этой стране на счёт новорождённого государство перечисляет 150 тыс. $ отчислений от продажи нефти. В Кувейте каждому новорожденному государство открывает банковский счет в размере 3 тыс. $. Ежемесячно каждому несовершеннолетнему выплачивается пособие в размере 170 $, а домохозяйкам 300 $.
Обязательно найдутся те, кто в комментариях напишут, что нужно работать, а не мечтать о «халявных деньгах». Намедни прочитала на Дзене статью о том, как «русо туристо» на одном из заграничных пляжей дружно спели песню в 2014 году «Вставай страна огромная». Эта статья набрала десятки тысяч восторженных откликов.
Гордиться своей страной, конечно же нужно. НО, скажите, господа патриоты, вам никогда не бывает стыдно и больно за то, что с вашего иногда молчаливого согласия, иногда активной поддержки грабят вашу родину? Объём средств получаемых от продажи нефти, газа и прочих недр земли, вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $. Это примерно по 70 000 $ на каждого гражданина России или по 200 тыс. $ на семью с одним ребёнком. Что это, если ни грабёж?
Источник
Рациональная и правильная политика при использовании природного богатства дала толчок для развития экономики таких стран, как Канада, США, Австралия. Швеция еще в XVII веке за счет дохода от добычи меди вырвалась вперед. Выращивание кофе помогло развитию Бразилии, а вот Южная Африка до сих пор еще держится на золотодобыче. https://student.zoomru.ru/nalog/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh/232997.1823857.s1.html
Действующая налоговая система России совсем молода и сложилась пару десятилетий назад во времена политической нестабильности, новых экономических реформ и переходу к рыночным отношениям. Повлияло на становление налогообложения также неопытность страны в данном деле и короткие сроки на выполнение требования. Многое в системе заимствовано из зарубежных развитых стран, так как их система налогов отвечает общераспространенным требованиям в мировой экономике.
Как известно в развитых странах сложилась правильная система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Существуют разные методы регулирования этого процесса, в том числе различные льготы на цены, кредиты, займы, прямые и косвенные субсидии при реализации природоохранных мероприятий. Применяемые в настоящее время разные формы регулирования природопользования позволяют относительно разделить экономическую нагрузку издержек при осуществлении экологических проектов между тремя субъектами хозяйствования: государство, фирмы и домохозяйства.
Среди зарубежных налогов и платежей в сфере недропользования, самыми часто употребляемыми в мировой практике считаются следующие:
· Роялти — плата за право пользования недрами, представляющее собой уплату рентного дохода в бюджет государства;
· Налог на сверхприбыль, также направленный на уплату рентного дохода;
· Отчисление на восстановление и охрану недр и природных ресурсов;
· Акциз — один из видов косвенного налога в конкретном случае направленный на природоохранную деятельность, включаемый также в сумму налога;
· Ренталс — вид платежа, который даёт постоянный доход государству с момента заключения соглашения. Величина налога может быть установлена как за всю площадь разработки месторождения, так и за единицу ее территории;
· Дополнительная плата за выбросы в окружающую среду при добыче полезных ископаемых.
В США, для сравнения, очень интересная система налогообложения. Она отличается многоуровневым характером и несет в себе много специфических особенностей. Система американского налогообложения носит в себе характер социальной направленности, именно это и позволило вывести экономику страны на высший уровень, где один из самых высоких показателей уровня жизни населения в мире. Все штаты страны имеют право на индивидуальное установление на своей территории налоговых ставок, которые соответствуют конституционным принципам налогообложения США. Все компании в стране являются плательщиками федерального корпорационного налога, а также в основном и корпорационного налога своего штата.
Налог на добычу и переработку нефти и других полезных ископаемых взимается в большинстве штатов страны. Ставки налогов и список налогооблагаемых природных ресурсов меняется в зависимости от штата.
В США повсеместно применяют косвенный метод экологического регулирования, где структура расходов на природоохранную деятельность выглядит так: государственные расходы -20 %, частные предпринимательские расходы — 60 %, и потребительские — 20 %. По-другому дело обстоит в странах Европейского союза, где преобладает метод прямого экономического регулирования. В странах процент государственных расходов существенно выше — 55 %, а доля потребительского сектора в компенсировании экологических издержек составляет всего 6 %.
Опубликованный рейтинг благоприятности налоговых систем на 2013 год поставил Россию на 56 место, а как уже можно догадаться тройка лидеров — это страны персидского залива. Лидер рейтинга — Объединенные Арабские Эмираты, немного уступает Катар и замыкает тройку Саудовская Аравия. https://www.rnk.ru/journal/archives/204306/6/interesniefacti/207991.phtml
Рассмотрим налоговую систему Объединенных Арабских Эмиратов — коллеги России по сырьевому бизнесу. В ОАЭ не существует НДС, хотя предвещают его появление, также почти нет корпоративных и социальных налогов. Исключением являются лишь зарубежные нефтяные компании и филиалы иностранных банков. Нефтяные компании, которые ведут разработку местных месторождений, несут налоговое бремя в 50 % от выручки (в Дубае все 55 %). Весь нефтяной сектор и банковская сфера платят налог на прибыль и капитал, подоходный налог, налог на корпорации. Компании с большим денежным оборотом также являются объектами налогообложения. Самая крупная государственная компания, осуществляющая практически все проекты в нефтяном и газовом секторах, называется Abu Dhabi Oil Company (ADNOC), она то и определяет стратегию нефтяной и газовой добычи. Компания сохраняет за собой право на получение до 60 % акций в крупных сырьевых проектах. Можно догадаться, на сколько сильно государство контролирует нефтяную и газовую отрасль. https://sibac.info/12348
В успешной Норвегии, которая принадлежит к клубу развитых западных цивилизаций, нефтяные компании жертвуют казне 78% прибыли. Бюджетные средства распределяются на социальные нужды населения, обеспечивая один из лучших уровней жизни в мире.
В стране нефтегазовые компании облагаются большим количеством налогов: роялти, корпоративный налог, оплата лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, особенный налог на прибыль нефтяных организаций, налог на выбросы углекислого газа на шельфе. Налоговая ставка на прибыль очень высока, но в Норвегии кроме этого существуют и большое количество налоговых вычетов, которые относительно компенсируют большие выплаты. https://e-lib.kazntu.kz/sites/default/files/articles/absametova_2006_4.pdf
Особенно эффективной в нефтяном опыте Норвегии является всё время возрастающая роль государства и законодательной власти в экономике страны. Государство максимально возможно изымает сырьевую ренту, являясь собственником недр.
Главная цель налоговой системы относительно минерально-сырьевого сектора экономики страны — это обеспечение государства за счет платы за использование природных ресурсов, а оно в свою очередь распределит доходы на устойчивое развитие экономики, получение долгосрочной прибыли, а также охрану и восстановление природных ресурсов.
Источник
Одной из особенностей налогообложения на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налогового режима в целом можно считать относительность.
Поэтому есть смысл со стороны посмотреть на то, как устроено НДПИ в других странах.
Аляска, США. В соответствии с законом Аляски о роялти на добычу, каждый держатель участка обязан выплачивать 3% со всех доходов, полученных с разработки минералов. Также действует налог с чистого дохода — 7 % (если чистый доход менее 40 тыс. долларов, налог не взимается). Новые предприятия не облагаются этим видом налога в течение 3,5 лет с момента начала работы. Все компании, занимающиеся бизнесом на Аляске, обязаны подавать налоговую декларацию и выплачивать налог на прибыль, который отражает рентабельность предприятия. В штате он составляет от 1 до 9,4 % (максимальный — для предприятий с доходом 222 тыс. долл. и более). Также есть специальный налог на бензин — 8 центов за галлон.
ЮАР. Правовая и налоговая системы строятся на традициях британского права, заметно отличающегося от так называемой «континентальной системы», положенной в основу законодательства ряда других стран. Вместо «Закона о недрах» и вторичных документов существует пакет мелких и конкретных законов. Разведчик или добытчик (а это разные лицензии в стране) облагается рядом налогов, пошлин и роялти, которые регулируются актом «Mineral and Petroleum Resources Royalty Act» («Акт об уплате роялти за продажу минеральных ресурсов и нефти»). К основным видам налогов можно отнести: налог на прибыль предприятий (28%), налог на доходы от капитала (14%), налог на добавленную стоимость, налог на фонд заработной платы, налог на собственность и некоторые другие. Роялти высчитываются в виде процента от валового объема продаж минерального сырья, например: золота — 0,5–5%.
Казахстан. Объектом обложения является физический объем запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье (облагаемый объем погашенных запасов). Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость облагаемого объема погашенных запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, за налоговый период. Средняя цена высчитывается по специальной формуле. Окончательный расчет по налогу на добычу полезных ископаемых должен быть произведен до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставка налога для золота составляет 5%.
Бразилия. В соответствии с конституцией Бразилии все минеральные ресурсы являются собственностью государства. Разведка и разработка минеральных ресурсов разрешена исключительно для граждан Бразилии. Добыча в Бразилии облагается рядом роялти и налогов. Роялти (финансовая компенсация за разработку минерального сырья; Financial compensation for mineral exploitation, CFEM) выплачивается в виде фиксированного процента от дохода компании с продажи продукта. Для золота это 1%. Часть от суммы роялти (12%) идет в федеральный бюджет, 23% — в бюджет штата, 65% — в муниципальный бюджет. Также горнодобывающая компания обязана выплачивать ряд налогов и пошлин общего плана: налог на прибыль предприятий (максимальная ставка — 34%), налог на добавленную стоимость (7–19%), отчисления и выплаты по социальному страхованию (9,25%), налог на финансовые операции.
Станислав ЖУРАКОВСКИЙ
Источник
В некоторых странах мира граждане получают доход от природных богатств, как говорится, «на руки». Где и как это происходит и как обстоят дела в России?
Как и сколько получают граждане других стран от добычи полезных ископаемых?
США
В США с 1982 года жители Аляски (каждый, кто прожил от года и более) получают ежегодно от 700 до 2000$. Источником финансирования являются дивиденды, получаемые от специального инвестиционного фонда. Основа фонда – средства от добычи полезных ископаемых.
ОАЭ
В Объединенных Арабских Эмиратах государство открывает счет на каждого новорожденного. Средняя сумма на счету при достижении гражданином 18 лет составляет порядка $100 тыс.
Кувейт
В Кувейте в фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10% от всех доходов, получаемых от продажи нефти и нефтепродуктов.
Из указанного фонда финансируются вклады на рождение ребенка, бонусы на свадьбу, кредиты на строительство жилья и многое другое. Так, при рождении младенца на его счет в банке государство автоматически перечисляет $3 тыс. Со временем этот счет пополняется за счет процентов и других вкладов, и к 18 годам каждый подданный имеет достаточные средства для того, чтобы начать самостоятельную жизнь.
В качестве подарка на свадьбу мужчине выдается кредит в сумме $240 тыс., в счет погашения которого из высокой зарплаты вычитается всего лишь по 20 динаров (около 4,3 тыс. рублей).
Разные государства, обладающие природными ресурсами, подходят к вопросу их освоения по-разному. Одни создают «копилки» для будущих поколений, другие сразу «раздают» какую-то часть населению.
А что же в России?
В России согласно Конституции все недра принадлежат государству народу. Я в своей жизни пока это не ощутил ни разу….
В 2018 году в был предложен законопроект «О дополнении Закона Российской Федерации «О недрах» статьей 1.3 (о распределении между гражданами Российской Федерации части доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых)» Посмотреть.
Что предлагалось?
Под действие документа попадают россияне, которые официально работали не менее девяти месяцев в данном финансовом году, либо состояли на учете в службе занятости и не получали в это время пособие по безработице. Кроме того, на часть доходов казны могут рассчитывать пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.
Авторы законопроекта подсчитали, что в 2018 году в случае одобрения документа один человек сможет получить около 10 тысяч рублей.
Документ не был поддержан Правительством.
В отрицательном заключении было указано на то, что часть упомянутых средств расходуется на обеспечение функций государства, в том числе на охрану прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
«Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами», — было отмечено в заключении правительства.
А что еще?
В интернете гуляют такие цифры (источника и расчетов не удалось найти):
Объём средств получаемых, от продажи нефти, газа и прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $. Это порядка 70 000 $ на каждого гражданина России!
Помимо этого по 250000$ на человека приходится за многочисленные рудники, нефте -и газопромыслы и и другие природные богатства России.
Ресурсов у нас еще много. Может быть что-то и для граждан России останется?
Смотрите также:
Безусловный базовый доход: возможен ли в России?
Закупки Газпрома: чуть не упал со стула, когда увидел
Массовое сокращение чиновников в России ожидается с 2020 года
Ставьте лайк, если понравилась публикация, делитесь в соц. сетях.
Подписывайтесь на канал, будет еще много полезного и интересного!
Источник
Чиновники и нефтяники вступают в самый крупный за последние два года конфликт по налогам. Минфин разослал по профильным министерствам законопроект об изменении налога на дополнительный доход (НДД), собираясь не только существенно ухудшить его параметры для компаний, но и дополнительно изъять около 200 млрд руб. за три года. Именно столько, по мнению министерства, компании несправедливо выгадали в 2019 году. Изъятия в основном затронут «Газпром нефть» и «Роснефть». По данным “Ъ”, компании категорически не согласны с таким подходом, и вопрос может быть вынесен на уровень президента.
Минфин 29 июля разослал по профильным министерствам законопроект о пересмотре параметров НДД, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. В самом министерстве эту информацию подтвердили, а в Минэнерго отметили, что уже направили свою позицию. Параллельно законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.
Разработанные Минфином поправки вызваны тем, что всего за год действия НДД бюджет, по оценке министерства, недополучил 213 млрд руб.
НДД заработал с 2019 года как эксперимент. В ходе него налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а финансовый результат (выручка от продажи нефти за минусом затрат). Чтобы гарантировать некий объем поступлений в бюджет, в расчет НДД включен пониженный НДПИ (примерно 60% от обычной ставки), который вычитается из налогооблагаемой базы.
На НДД были переведены четыре группы месторождений, которые отличались выработанностью, наличием льгот и определенным географическим положением. Самой большой по объему добычи (около 26 млн тонн в год) получилась вторая группа — это месторождения, которые имели льготы по экспортной пошлине на нефть и могли переходить на НДД добровольно. В Минфине отмечают, что именно на вторую группу пришелся основной объем выпадающих доходов.
Изменения, которые предлагает Минфин, можно разделить на две части.
Первая ухудшает условия НДД для всех групп месторождений — это запрет уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Так, действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.
Вторая часть — это ухудшение условий именно для второй группы месторождений: вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021–2023 годах предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.
Эти меры, по оценке Минфина, должны принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году.
Прогноз на 2023 год в пояснительной записке не указан, но, по словам источников “Ъ”, в целом речь идет примерно о 200 млрд руб. за три года. В наибольшей степени могут пострадать «Газпром нефть» и «Роснефть», поскольку именно их месторождения входят во вторую группу (а также одно месторождение «Сургутнефтегаза»). Крупнейший актив, принесший бюджету потери,— Новопортовское месторождение «Газпром нефти» с добычей 7,7 млн тонн в 2019 году.
Нефтяники считают не вполне корректной как систему расчета выпадающих доходов, так и подход Минфина к их компенсации. Так, хотя официально в министерство всегда заявляли, что выпадающих доходов по второй группе месторождений быть не должно, собеседники “Ъ” называют это иллюзией: если бы НДД не был выгоднее льгот по пошлине, то никто бы на него добровольно не перешел. Другое дело, что, когда НДД принимался в 2018 году, оценка выпадающих доходов проводилась при цене нефти $40 за баррель, а реальная цена в 2019 году составила $63,5 — это увеличило объем выпадающих доходов примерно вдвое.
Нефтяники отказались от официальных комментариев. Но некоторые из них признают, что компании действительно получили «непредвиденную доходность» по второй группе месторождений.
Они согласны, что НДД следует скорректировать и отказаться от пониженных коэффициентов по второй группе, но не понимают, почему должны компенсировать Минфину потери из-за ошибок в расчетах, допущенных самим министерством. По данным “Ъ”, наиболее жесткую позицию занимает «Роснефть», которая предлагает ничего не менять. Но и другие крупные нефтяники считают, что вопрос едва ли удастся решить компромиссно и в итоге он будет вынесен на уровень президента.
В Минфине на компенсации твердо настаивает замминистра Владимир Колычев, курирующий бюджетные доходы, что ставит в сложное положение другого замминистра Алексея Сазанова, отвечающего за налоги и являющегося автором системы НДД. Источники “Ъ” ожидают, что из-за отпусков активные дискуссии по пересмотру НДД начнутся во второй половине августа.
Было ожидаемо, что в НДД могут вноситься изменения для целей его донастройки, говорит директор департамента налогов и права Deloitte Юлия Меньшикова. В то же время результаты одного года не могут быть репрезентативны, и необходим более длительный период для оценки эффективности НДД. Эксперт констатирует, что законопроект предусматривает увеличение налоговой нагрузки на компании, «что, конечно же, может негативно повлиять на рентабельность тех проектов, которые уже находятся в активной стадии добычи». С другой стороны, отмечает она, учитывая текущие низкие цены на нефть и избыток ее предложения, данные изменения могут также отражать временное снижение интереса государства к развитию новых проектов по добыче нефти и стимулированию ее роста.
Юрий Барсуков, Дмитрий Козлов
Источник