Налоги на полезные ископаемые в сша

Для
понимания места Соединенных штатов Америки в мире по запасам полезных
ископаемых необходимо привести следующие данные. Во-первых, по запасам нефти
США сегодня занимают 3-е место среди стран Американского континента и 8-е место
в мире и соответственно 1-е и 2-е место по запасам природного газа. США
располагает небольшими по размеру месторождениями. Перспективными являются
акватории Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, там открыто
более 600 нефтяных и газовых месторождений, большая часть которых находится в
Мексиканском заливе.

Перспективными
районами для открытия новых месторождений нефти и газа в США прежде всего
являются акватории моря Бофорта, Чукотского и Берингова морей у берегов Аляски,
подводные продолжения нефтегазоносных бассейнов у берегов Калифорнии,
глубоководные участки в Мексиканском заливе, районы трогов Балтимор-Каньон и
Джорджес-Банк в Атлантическом океане у берегов восточных штатов страны, а на
суше — пояса надвигов в областях сочленения Кордильер и Аппалачей с
Североамериканской платформой и прибрежные территории Северной Аляски.

На
территории США широко распространены горючие сланцы, которые развиты главным
образом в девонских отложениях Аппалачского бассейна и в палеоген-неогеновых
отложениях региона скалистых гор.

Еще один
вид полезных ископаемых широко распространенный в США — железных руды. По
запасам руд США занимают 4-е место (после Бразилии, Австралии и Канады). На
территории США известен ряд месторождений драгоценных и поделочных камней, из
которых наибольшее значение имеют бирюза, окаменелое дерево, сапфир, хризолит,
розовый кварц, турмалин, и нефрит.

Обширны
также в Соединенные Штаты Америки запасы углей, среди капиталистических и
развивающихся стран Штаты занимают 1-е место. По запасам урановых руд США
занимает 5-е место, хотя в течение всей истории развития урановой
горнодобывающей промышленности вплоть до 1980-х гг. занимали 1-е место (сейчас впереди
Австралия, ЮАР, Канада и Бразилия).

Исходя из
вышеуказанных данных, можно говорить о том, что США имеют существенную долю
полезных ископаемых мира или другими словами широкую минерально-сырьевую базу с
определенными особенностями ее регулирования, которые необходимо рассмотреть в
данной работе.

Ресурсная
база США характеризуется самой высокой в мире степенью изученности, а нефтяные
месторождения уже вступили в позднюю фазу развития. Если в 1970 г. добыча нефти
и газового конденсата находилась на уровне 9,64 млн барр./сут., то сегодня она
составляет лишь около 5,74 млн барр./сут. в 2001 году.

Горнодобывающей
закон определяет минерально-сырьевые ресурсы как общественное достояние,
месторождения ценных полезных ископаемых признаются как свободные и открытые
для приобретения права пользования частным лицам США.

В
соответствии с законодательством США собственниками недр на континентальной
части территории США могут быть: федерация; штаты; частные лица. В зависимости
от формы собственности изменяется и правовое регулирование разведки, разработки
и добычи месторождений природных полезных ископаемых.

Система
государственного регулирования в сфере использования минерально-сырьевой базы в
США основана на экономических и законодательных методах воздействия. Для координации
разработки собственных месторождений, а также с целью повышения общей
экономической эффективности горнодобычи в США используется развитые механизмы
государственного контроля.

Так наряду
с прямым законодательным регулированием доступа к ресурсам они включают: «контроль
над ценами на отдельные виды первичного минерального сырья; разнообразные
налоговые скидки на истощение недр и освоение новых месторождений; ускоренную
амортизацию оборудования; целевые субсидии на НИОКР; государственные закупки
сырьевых материалов по долгосрочным программам накопления их стратегических
запасов; централизованный федеральный учет и оценку запасов природных ресурсов».
С помощью данных механизмов власть обеспечивает четкую концентрацию в руках
действенного контроля над всей структурой сырьевого снабжения.

Также
Соединенные штаты Америки имеют особенную отличающуюся от Российской систему
правового регулирования добычи полезных ископаемых.

В
соответствии с анализом, проведенным Информационно-аналитическим управлением
Аппарата Государственной Думы, система государственного регулирования добычи
полезных ископаемых имеет двойственный характер. С одной стороны, существует
патентный доступ, иными словами возможность обращения с заявкой на выдачу
горного патента на исключительное право разработки месторождения при оплате
разовых платежей – пошлин. С другой стороны, арендно-лицензионный доступ к
добыче ископаемых, когда право собственности на недра не передаются, здесь
выплаты осуществляются регулярно в форме рентных отчислений в сумме конкретного
процента от добываемого ресурса.

Введение
патентной системы предусмотрено действующим Всеобщим законом о горнодобыче 1872
года («General Mining Law»). Сейчас данный законодательный акт регламентирует добычу
исключительно нетопливные виды сырья (в том числе руды, медь, свинец, никель,
серебро), на которые не распространяется арендно-лицензионный доступ. Такая
система позволяет при наименьших затратах и при условии соблюдения требований к
процедуре регистрации получить исключительное право разведки месторождения
минерального сырья.

Такая
система не приносит государству существенный доход бюджету, в соответствии с
данными, приводимыми в Вестнике, она немногим лишь окупает затраты на ее
реализацию. Цель же сохранения такой процедуры – поддержка мелких и средних
компаний, занимающихся горно-добычей, добычей малоценных видов сырья, введение
для которой арендно-лицензионной системы сделала бы ее нерентабельной.

Малые
компании имеют ряд преимуществ, благодаря которым государство видит смысл в их
поддержке данной отрасли экономики. Как утверждается в статье «Добыча полезных
ископаемых — прибыльный бизнес» журнала Bussinesstimes — «Малые предприятия
быстрее реагируют на изменение конъюнктуры рынка, способствуют формированию
рыночной инфраструктуры, создают новые рабочие места, в значительных
количествах поглощают высвобождающуюся рабочую силу, снижают остроту
безработицы, смягчают социальную напряженность в обществе. Что же касается
конкретно недропользования, невостребованный крупными компаниями ресурсный
потенциал становится надежной сырьевой базой для малых и средних предприятий.
Малый и средний бизнес в недропользовании — это основной фактор, способствующий
разработке небольших месторождений, трудноизвлекаемых и остаточных запасов,
введению в действие простаивающих скважин, оперативному внедрению инновационных
достижений. Также в отличие от гигантов у малых и средних производителей,
скажем, нефти отсутствует собственная инфраструктура по транспортировке
добытого сырья. Производство монопродукта (нефти или газа) и отсутствие
мощностей по переработке добытого сырья делает одной из основных проблем
деятельности этих организаций является то, что они лишены возможности
минимизировать свои затраты и расходы путем диверсификации производства. В то
же время, эти организации отличает высокая удельная налоговая эффективность и
финансовая прозрачность».

Читайте также:  Полезные идеи для детской своими руками

По данным
Аналитического Вестника в год регистрация заявок на разработку месторождения
составляет несколько десятков тысяч, таким образом федеральные сборы, к примеру,
за 2000 год составили 20 млн долларов, где уплачивается заявителями 100
долларов в год как пошлина и 25 долларов как регистрационный взнос. Для
проведения непосредственно добычи ископаемого необходимо получить горный
патент, для чего необходимо произвести оплату регистрационного взноса в 300
долларов. В случае если заявка будет подтверждена, то дополнительно
уплачивается ренталс — сумма в 2,5 доллара или 5 долларов за каждый акр земли
(в зависимости от вида месторождения), где суммарно величина участка не может
превышать 20 акров.

Специфика
второй системы государственного регулирования (арендно-лицензионной системы)
заключается в следующем: для проведения геологического изучения и разведки
участков недр необходимо получить предварительную платную лицензию, дающую
исключительное право на проведение поисковых, геолого-разведовательных работ.
Если лицо, получившее такую лицензию в течение срока, указанного в ней
обнаруживает минеральные ресурсы оно приобретает преимущественное право на
заключение арендного договора на добычу полезных ископаемых. Оплата арендных
платежей в соответствии с данными, производится как в период разведки по
предварительной лицензии, так и в период непосредственно добычи минерального
сырья. Обычно платежи состоят из 2 частей: ежегодные рентные платежи и роялти
(дополнительная плата в процентах от стоимости извлекаемого сырья).

В отношении
континентального шельфа также уплачивается арендный бонус, который представляет
собой единовременный платеж, превышающий значительно арендный взнос. Сумма
доходов от него может достигать четверти от всех поступлений в бюджет от
арендных платежей, роялти, налогов в отдельные годы. Начиная с 1983 года общая
сумма арендных платежей горнодобывающей промышленности превышает 10 млрд
долларов в год.

По общему правилу,
срок аренды не превышает 20 лет, но в законодательстве предусматривается
возможность пролонгирования договора аренды. Закон 1920 года с последующими
поправками акта 1960 года оговаривает специальные ограничения по размеру
земельных участков. Также эти акты устанавливают процентное соотношение
распределения денежных средств – 10 процентов в казну, 52,5 процентов – в
специальный фонд по рекультивации земель, 37,5 процентов – на развитие
инфраструктуры и реализацию социальных и образовательных программ
соответствующего штата.

Управление
процессом пользования природными ресурсами, находящимися на федеральных землях,
осуществляется в США двумя независимыми подразделениями Министерства внутренних
дел. На суше этим занимается Бюро по управлению землями (Bureau of Land
Management, BLM), а на внешнем континентальном шельфе — Служба по управлению
полезными ископаемыми (Minerals Management Service, MMS).

Распределение
перспективных участков происходит на аукционах, где решающим критерием для
определения победителя является размер денежного бонуса. В дальнейшем инвестор
выплачивает ренталс, минимальное роялти (иногда) и роялти. Ренталс
устанавливается в долларах за акр и выплачивается ежегодно для сохранения права
аренды. Минимальное роялти представляет собой федеральный налог, стимулирующий
скорейшее начало добычи. Устанавливается в долларах за акр, выплачивается
ежегодно вплоть до момента достижения некоторого минимального уровня добычи.

Как
указывалось выше в Штатах в соответствии с федеральным законодательством
частные лица могут быть собственниками недр. Право частной собственности на
землю автоматически дает право на ведение работ, связанных с разведкой,
разработкой и добычей полезных ископаемых (mineral interest). Если собственник
земельного участка не может в сам разрабатывать, добывать полезные ископаемые
из-за отсутствия технической и (или) финансовой возможности, он может передать
земельный участок в аренду инвестору с предоставлением права ведения
соответствующих работ, либо продать это право, либо же продать земельный
участок.

Если земля
сдается в аренду, собственник не несет расходов по разведке, разработке и
добыче, однако получает плату за пользование недрами в виде роялти (royalty
interest), ставка которого может составлять от 12,5 до 38 процентов. Арендатор,
напротив, несет все расходы и риски, а взамен получает доход от реализации доли
добытого сырья за вычетом роялти (working interest). Землевладелец может
продать свое право на получение части или всего роялти. Как правило, это
происходит после обнаружения коммерческих запасов на арендуемой территории. В
этом случае право на роялти выкупается инвестором или дилером. Если
землевладелец продает права на разработку минеральных ресурсов или землю, то
оператор получает право на 100% дохода от их добычи и реализации.

Читайте также:  Как сделать полезное мыло ручной работы

Если
оператор или арендатор сам не располагает достаточными средствами на проведение
соответствующих работ или хочет разделить связанные с ними риски, то он при
некоторых ограничениях может продать или передать в виде оверрайда (override)
часть или все права на разработку. В случае оверрайда арендатор будет получать
от субарендатора так называемое «оверрайдное роялти».

Таким
образом, американская система имеет ряд специфических черт, коренным образом
отличающих ее от систем недропользования в Российской Федерации.

Во-первых,
в соответствии с законодательством США собственниками недр на континентальной
части территории США могут быть: федерация; штаты; частные лица. В зависимости
от формы собственности изменяется и правовое регулирование разведки, разработки
и добычи месторождений природных полезных ископаемых. Участки недр могут быть
предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога в США, поскольку
возможно их нахождение в частной собственности. В Российской Федерации же недра
и находящиеся в них полезные ископаемые и иные ресурсы являются государственной
собственностью. Только добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в
государственной, муниципальной, в частной и иных формах собственности. В нашем
государстве участки недр не могут быть предметом договора купли-продажи,
дарения, наследования, вклада, залога, отчуждаться в иной форме исходя их
вышеуказанных положений.

Во-вторых,
в США действует двойственная система; с одной стороны, существует патентный
доступ, иными словами возможность обращения с заявкой на выдачу горного патента
на исключительное право разработки месторождения при оплате разовых платежей –
пошлин; с другой стороны, арендно-лицензионный доступ к добыче ископаемых,
когда право собственности на недра не передаются, здесь выплаты осуществляются
регулярно в форме рентных отчислений в сумме конкретного процента от
добываемого ресурса. В Российской Федерации действует единая система для добычи
любых видов полезных ископаемых, включающая в себя обязанность лица получить лицензию
на право недропользования (исключение, общераспространенные полезные
ископаемые, использование которых возможно для личных нужд).

В-третьих,
система, разработанная в Соединенных Штатах, максимально защищена от произвола
чиновничества, от чего страдают многие сферы деятельности в Российской
Федерации. По словам представителя Бюро по управлению землями (БУЗ) США Кермита
Визерби, отношения правительства США и компании — оператора месторождения
определяет единственный документ — договор аренды. В добавок, по словам
председателя Бюро, в законодательстве США четко различаются понятия
«прекращения» договора аренды участков суши и
«аннулирования» договоров. Прекращение возникает лишь тогда, когда на
участке не остается рабочих скважин или если арендатор не вовремя или не в
полном объеме вносит положенную плату. После прекращения договора возможно его
возобновление — на тех же или несколько менее выгодных для провинившегося
арендатора условиях. Аннулирование же договора может происходить только по
решению суда, если арендатор нарушает законы (например, природоохранные), не
выполняет условия заключенного с государством договора или, имея рабочие
скважины, не производит добычу. После аннулирования договора участок снова
выставляется на аукцион. Таким образом, исключается возможность незаконного
воздействие на бизнес или различного рода злоупотреблений со стороны
чиновничества, экспертных служб и иных лиц, поскольку аннулирование лицензий
осуществляется в судебном порядке без обращения в государственные органы и иные
организации.

В-четвертых,
существенным образом отличается структура доходов государства от
недропользователей. Доходы, получаемые государством от аренды нефте- или
газносных земель, формируются из двух источников: арендная плата и плата за
право разработки недр. Стоимость годовой аренды составляет $1.5 за акр в первые
5 лет действия договора и за $2 за акр в последующие годы. Но основную прибыль
государство получает, конечно, от платы за право разработки недр — 12.5% от
стоимости произведенной продукции (добытой нефти или газа).

В России
доля государства в недропользовании куда больше. В частности по данным
полученным из заключения комитета по природным ресурсам, природорользованию и
экологии, с продажи нефти, например, российский бюджет получает около 36%
выручки.

Источник

Системы налогообложения стран производителей нефти

Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.

Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов — компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования пла­тить налоги.

В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов — местный (муниципальный), «штатный» и федеральный (государственный).

Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определя­ется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.

Читайте также:  Все о полезных свойствах травы иван чай

Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.

«Штатный» налог состоит из двух частей:

1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и

2) подоходный корпоративный налог. Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в раз­мере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.

Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений. Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.

Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:

— арендные платежи (земельная рента, «роялти»);

— местные налоги;

— «штатные» налоги;

— эксплуатационные затраты;

— амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые «неосязаемые» затраты или «скидка на истощение недр».

Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на «неосязаемые» затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие  чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал. Размер «скидки на истощение недр» составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов — больше. Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие («независимые») нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (ма­шиностроительных, химических и даже угольных и газовых), кото­рые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.

Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем примене­ния методов увеличения нефтеотдачи пластов.

Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является «чистой» прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую «норму прибыли» от вложен­ного капитала. В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если «чистая» прибыль выше этой нор­мы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расши­ряется. При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.

В 1989 г. конгресс США и президент Джордж Буш приняли решение о дополнительном стимулировании нефтяных компаний к приросту извлекаемых запасов нефти и применению методов увеличения неф­теотдачи пластов путем введения 10 % скидки — уменьшения процента на «инвестиционный кредит», увеличения «скидки на истощение недр» до 27,5% до полной окупаемости проектов и нераспростра­нения на них так называемого «альтернативного минимального на­лога», составляющего 20% от дохода, пока цена на нефть не пре­высит 220 дол/т (30 дол/бар). Установленные Конгрессом США на­логовые льготы для нефтяных компаний позволили им применять третичные методы добычи и увеличивать извлекаемые запасы неф­ти даже при падении цен на нефть в 80 — 90х годах и дополнительно получать на развитие ежегодно по 1,5-2,5  млрд. долларов.

Кроме того, в отдельных нефтяных странах мира (Канада, Норвегия) система налогообложения нефтегазовых компаний предусматривает систему льгот временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях:

1) месторождения, находящиеся на ранней стадии разработки;

2) месторождения, находящиеся на поздней стадии разработки;

3) месторождения, эксплуатируемые в экстремальных климатических и природных условиях;

4) месторождения с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).

Таким образом, подобная политика позволяет гибко, через систему льгот и привилегий, стимулировать работу компаний в невыгодных условиях. Кроме того, в западной практике существует система оффшорных зон. Это территории, где зарегистрированная фирма получает льготы по налогам (остров Кипр, Гибралтар, Виргинские и Каймановы острова и т.д.).

Источник